Амбивалентность: что это за состояние, ее симптомы и лечение

  • 10 Сентября, 2018
  • Психологические термины
  • Ольгерд Семенов

Что это — амбивалентность? Следует начать издалека. Хотя отношения, как правило, ориентируют поведение, люди, которые придерживается амбивалентности, как правило, зависят от этого в меньшей степени. Чем менее определенный индивид находится в своем отношении, тем более впечатлительным он становится, следовательно, делает будущие действия менее предсказуемыми и менее решительными. Амбивалентные люди также более восприимчивы к временной информации (например, настроению).

Психологическая реакция

Явная амбивалентность может быть воспринята как психологически неприятная (или наоборот), когда положительные и отрицательные стороны субъекта одновременно присутствуют в сознании человека. Психологически неудобная амбивалентность, также известная как когнитивный диссонанс, может привести к избеганию, промедлению или преднамеренным попыткам устранения амбивалентности. Люди испытывают наибольший дискомфорт от своей амбивалентности в то время, когда ситуация требует решения. Люди осознают ее в разной степени. Поэтому последствия амбивалентного состояния различаются между людьми и ситуациями. По этой причине исследователи рассмотрели две формы амбивалентности. Только одна из них субъективно переживается как конфликтное состояние.

Понятие

Психологическая литература различает несколько форм амбивалентности. Одна из них, часто называемая субъективной, или чувственной, представляет собой психологический опыт конфликта (эмоциональное проявление), смешанные чувства, смешанные реакции (когнитивное проявление) и нерешительность (поведенческое проявление) при оценке какого-либо объекта. Человек не всегда признает и не всегда осознает, что это амбивалентность. Хотя когда индивидуум осознает это, то ощущает дискомфорт, который вызван противоречивыми отношениями к конкретному стимулу. Проще говоря, амбивалентность в психологии — это двойное, часто парадоксальное отношение к одной и той же ситуации.

Симптомы

Так как амбивалентность является общим понятием, для обозначения ключевой симптоматики необходимо опираться на то разделение, которое первоначально было описано в психиатрическом контексте. Оно предполагает три ключевых момента: воля, мысли, эмоции. Если рассматривается амбивалентность как состояние патологическое, то у человека могут постоянно отмечаться все три этих составляющих, порождая друг друга.

Эмоциональная двойственность

Именно амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере считается наиболее распространенной особенностью. Она является характерной для многих пограничных состояний, способна фигурировать в жизни вполне здорового человека время от времени.

Основным проявлением двойственности данного типа является присутствие двух абсолютно разных по окраске эмоций. Человек одновременно способен ощущать любовь и ненависть (типично для вспышек ревности), испытывать страх и интерес, симпатию и антипатию и так далее. Особенно характерна такая амбивалентность для ностальгических состояний, когда личность переживает чувство грусти из-за минувших событий, при этом ощущая трепет и радость от того, что является приятным воспоминанием.

Опасность эмоциональной двойственности заключается в том, какое из внутренних эмоциональных состояний в итоге становится доминирующим. Например, при сосуществовании страха и интереса по отношению к чему-либо, если на первый план выходит интерес, это может повлечь за собой создание опасных для жизни и здоровья ситуаций. При доминировании ненависти, когда «запускается» состояние аффекта, человек способен навредить не только себе, но и окружающим людям.

Полярность идей и мыслей

Принято считать, что амбивалентно мышление может проявляться непосредственно при невротических состояниях, навязчивых идеях, которые меняют друг друга. Наличие в сознании двух полярно разных мыслей становится ключевым симптомом. Присутствие в сознании разных идей напрямую связано с эмоциональной двойственностью. При этом спектр вариантов мыслей может быть огромным.
Амбивалентность в рамках мышления способна восприниматься как непосредственный «раскол», указывающий на развитие шизофрении.

Волевая двойственность

Волевого типа амбивалентность включает в себя невозможность определиться с действием, сделать конкретный выбор. Человек способен испытывать чувство жажды, но отказываться от питья или застывать на долгое время в одной позе с поднесенной ко рту чашкой, не делая глотков. Проявиться состояние может в ситуациях расстройства сна, когда сосуществуют желание лечь спать и желание отказаться от такого отдыха, а попытки отправиться ко сну пресекаются на полпути.

С психологической точки зрения невозможность определиться, в итоге отказываясь от самостоятельного принятия решения, может быть связана с такими внутренними проблемами как:

  • отсутствие чувства ответственности за себя и свою жизнь или, напротив, чрезмерная ответственность, при которой страх ошибиться доминирует;
  • патологического рода нерешительность, замкнутость, страх привлечь к себе излишнее внимание;
  • склонность к самокритике, перфекционизму;
  • наличие внутренних фобий, повышенной тревожности и так далее.

При этом, избегая выбора, человек может одновременно испытывать ощущение облегчения и жгучее чувство стыда за свою нерешительность, что вновь указывает на то, что один из видов двойственности способен порождать другой.

Так как амбивалентность сама по себе является или чертой психики, или симптомом заболевания, другие фоновые проявления, возникающие в контексте состояния, зависят от конкретной основы и первопричины.

Методы коррекции (лечения)

Если возникает амбивалентность в редких случаях, не проявляется ярко и не влечет существенных отрицательных последствий, то говорить о патологии не приходится. Являясь чертой психики, она не нуждается в целенаправленной терапии.

Какое-либо вмешательство необходимо, если данное состояние приносит дискомфорт в жизнь или становится сигналом о возникновении и протекании патологического состояния. Заниматься попытками самоанализа или домашнего лечения серьезных заболеваний не следует. Это не только способно не дать результата, но и может повлечь за собой неприятные последствия.

Субъективная амбивалентность — что это значит?

Эта форма обычно оценивается с использованием прямых мер самоотчета в отношении опыта. Поскольку субъективная амбивалентность является второстепенным суждением первичной оценки (т. е. подразумевает двойное эмоциональное отношение), она считается метакогнитивной. Суть профилактических мер состоит в том, чтобы выяснить, насколько человек испытывает двойственность в конкретной оценке. Отчет об этом может предоставляться несколькими способами.

Например, Пристер и Петти использовали рейтинговую систему, в которой у них были субъекты, оценивающие уровень испытываемого конфликта по шкале от 0 (как и у испытуемого, не имеющего никакого конфликта вообще) до 10 (как у испытуемого, испытывающего максимальный конфликт). Тем не менее люди не любят испытывать негативные эмоции, связанные с амбивалентностью. Поэтому они могут умолчать о своем уровне внутреннего конфликта. Это делает измерение чувственной амбивалентности менее надежным, чем может пожелать исследователь. Определение амбивалентности в психологии — это быстрый процесс, подразумевающий прохождение различных тестов.

Амбивалентность

Главная
>
Публикации

С одной стороны, подросток хочет внимания, с другой — нет. Амбивалентность чувств по отношению к родителям запутанна, но откровенна: «Оставьте в покое меня и мою жизнь, но будьте на месте, когда я нуждаюсь в вас». Подросток чувствует, что запутался в этом переходе к независимости. С нетерпением ожидая, что скоро перестанет быть объектом родительского наблюдения и обретет свободу личного выбора, он тем не менее сожалеет об уютном родительском гнездышке, о том, что отныне ему придется рассчитывать только на свои силы. Цена, которую приходится платить за независимость, определенная доля одиночества и страха. Жалобы на избыток поддержки и защиты сменяются теперь жалобами на отсутствие таковых.
«А вдруг у меня сломается машина, а денег на ремонт не будет? Как я доберусь до работы?»

Когда наступает время отделения, родители могут помочь распланировать следующие шаги, потому что, обладая большим опытом, предвидят ловушки, незаметные юношескому взгляду. Начинается удивительный процесс превращения родителей из людей, которые понятия ни о чем не имели, в людей, знающих чуть ли не все на свете.

В это время родители должны четко определить степень, продолжительность и условия материальной поддержки, чтобы подросток знал, на что ему рассчитывать. Очень важно, чтобы родители-одиночки сдерживали и ничем не выдавали беспокойства, поверяя его друзьям, но ни в коем случае не детям.

Непоколебимая вера

В этот период беспокойство родителей воспринимается детьми как недоверие, а это совершенно лишнее. И без того у молодого человека по горло сомнений. Сейчас он хочет от родителей как раз противоположного: непоколебимой веры в то, что у него есть все необходимое, чтобы сделать следующий шаг на пути к независимости, осуществить правильный выбор и оправиться от возможных последствий выбора неверного.

То, что юноша (или девушка) еще не совсем готов к этому шагу, — не проблема. Этого и следовало ожидать. Возможно, лучшая подготовка, которую могут провести родители, обеспечивает не более 60 процентов навыков, понимания и практического опыта, необходимых для жизни в обществе. Если родители отказываются отпустить свое чадо на волю, пока оно не совсем готово, они никогда не смогут с ним расстаться. Юноша(или девушка) в этом возрасте должен стать на ноги прежде, чем будет готов к этому полностью. Чтобы научиться остальному, этот почти взрослый ребенок должен остаться один на один с Реальностью с большой буквы, которая завершает инструк- таж довольно жесткими методами, иногда весьма болезненными.

И совершенно неважно, как обучаются взрослые люди. Никто не может быть полностью подготовлен ко всем выдвигаемым жизнью требованиям. Хитрость тут в том, чтобы не растеряться, столкнувшись с трудностями. Как и одиноких родителей, молодого человека в этом возрасте поджидают всяческие неожиданности.

28. Испытание независимостью: трудности самостоятельной жизни

Если родителю-одиночке повезло, его отпрыск проведет последнюю фазу юности (между восемнадцатью и двадцатью тремя годами) вдали от отчего дома. Снимая комнату, деля квартиру с друзьями, живя в общежитии, молодой человек впервые сталкивается с реальностью самостоятельной жизни и обычно ощущает ее куда более проблематичной, чем он рассчитывал. В частности, она предоставляет слишком много искусительной свободы.

Это возраст, когда хромают и скользят. Большинство молодых людей хватаются — чтобы потом разорвать — за одну или несколько цепочек обязательств: договоры об аренде, кредитные соглашения, банковские счета, академические программы, требования на работе, обещания, данные себе и другим. Попытки собрать все воедино и справляться с этим обычно терпят неудачу. Так много всего нужно сделать, а не хочется, — и так много всего хочется попробовать. Рано или поздно недостаток ответственности, избыток удовольствий или и то и другое приводят молодого человека или девушку к кризису. Что делать дальше?

При этом все друзья вокруг тоже бьются в поисках собственной опоры; каждый вдруг обнаруживает, что продуктивная независимость требует жесткой дисциплины и самоограничения. Необходимо не только уметь обеспечивать себя материально, но и уметь жить по законам общества. Они-то думали, что почувствуют себя наконец свободными, а нарвались на противоположное. Теперь им приходится самим добывать информацию об окружающем и следовать социальным правилам и требованиям, таким, как законы и налоги, которые прежде, живя под крылышком родителей, они могли попросту игнорировать. Испытание независимостью позволяет узнать, сколько труда требуется вложить, чтобы полностью обслуживать самого себя.

Усложняет дело тот факт, что на эти три-пять лет после окончания средней школы приходится пик употребления наркотиков и алкоголя и сексуальной активности. Сейчас это необычайно приятное время — расплата придет потом. Благо для родителей — оставаться в неведении относительно приключений и несчастий своих отпрысков в этот дикий период, пока наконец страсти не улягутся и жизнь не войдет в берега.

Некоторым молодым людям удается поймать ответственность за хвост как только они вступают в стадию пробной независимости, но большинству — не удается. Спотыкаясь и падая, они тянутся к родителям за поддержкой, просят помочь и даже принять их обратно. Если такая помощь предоставляется, родители должны поставить жесткие условия: молодой человек обязан взять на себя большую часть ответственности за случившееся и возместить убытки. Родители готовы помочь, но они не спасательный круг. Если юноша (или девушка) возвращается домой, ему нужно четко дать понять, что его пребывание здесь временно. Родитель дает ему возможность все обдумать, извлечь уроки и подготовиться к новой попытке вступить в мир, основанный на законах независимости.

Нет никакого греха в том, что во время испытания независимостью приходится прибегать к помощи, и в том, что с первого раза попытка жить независимо может провалиться. Родители должны выражать это понимание в своем отношении к детям. Они должны не впадать в панику, а демонстрировать веру. Они не должны наказывать — они должны быть терпеливыми. Они не должны критиковать — они должны советовать. Их задача- помочь молодому человеку принять и понять сложности независимой жизни, уважать сына или дочь за их усилия в этой тяжелой борьбе и всячески поощрять их желание попытаться еще раз побороться.

Проблемы совершенно реальны. Даже сосед по комнате является уроком независимой жизни. Совместно использовать пространство, сотрудничать с окружающими, зависеть от взаимных договоренностей, мириться с различиями, общаться, ссориться, жить с тем, кто тебе не всегда симпатичен, и разрешать конфликты — все это части неформального образования, которое происходит в период испытания независимостью.

Со временем молодой человек станет меньше скользить и спотыкаться, обретет более устойчивую опору и сможет установить над собственной жизнью более жесткий контроль. В этот момент начинается вступление во взрослую жизнь, позади остаются детство и отрочество и деятельность родителя по воспитанию ребенка.

29. Достижения очень важны, но…: Видеть успехи в перспективе

Без сомнения, достижения в учебе очень важны. Они поддерживают уверенность в себе и облегчают будущую мобильность. Тем не менее достижения — это всего лишь часть развития ребенка. Существует множество других важных областей роста: социальная, эмоциональная, нравственная, духовная, физическая, творческая — и это еще не все. Ребенок намного шире, чем его школьные успехи. В конце концов он человеческое существо, а не просто исполнитель. Это часто забывается, особенно в обществе, которое привыкло оценивать человека исходя из его достижений, превозносить совершенство и награждать победителей. Иногда полезно вспомнить замечание президента Трумэна: «Троечники управляют миром». Чтобы стать известным, нужно много больше, чем хорошие оценки.

Измерение успехов ребенка оценками вообще может привести родителей к неверным заключениям. Пятерки не гарантируют, что их ребенок-ответственный, старательный, здоровый, счастливый, хорошо себя ведет, прекрасно справляется с другими вещами; это даже не значит, что он интересуется учебой или собирается достигнуть необыкновенных успехов в будущем. Некоторые из этих предположений мо-гут оказаться правдой, некоторые — нет. Лучше всего родителям не полагаться на такие «закономерности». Вместо этого оценивайте независимо каждую область развития.

Опасайтесь еще одного заблуждения, что школьные Успехи ребенка полностью зависят от усилий родителя по его воспитанию, а способности воспитателя оценивают ся успехами ребенка. Так, если ребенок хорошо учится, родитель удостаивается похвалы за мастерски проведенную работу. Если же ребенку нечем похвастаться в школе, родитель заслуживает всяческого порицания — как не справившийся с заданием. Использование успехов ребенка в качестве меры родительского успеха приводит к весьма плачевным последствиям. Ребенок либо оказывается ответственным за то, что его родитель чего-то добился, либо на него обрушиваются обвинения за то, что этот родитель проявил халатность.

Родители, которым не с кем разделить ежедневные обязанности, часто очень озабочены своими успехами. Достаточно ли того, что они делают? Правильно ли они поступают? Чтобы не связывать себя школьными достижениями детей, они должны выработать жесткую, недвусмысленную декларацию независимости по отношению к успеваемости ребенка. Она может звучать примерно так: «Независимо от того, как ты решишь учиться в школе, я буду спокойна за нас — за себя, как твою мать, и за тебя, как моего ребенка. Если у тебя хорошие отметки, я не буду считать это своей заслугой и хвалить себя. Но и за плохие я тоже не буду тебя ругать. Моя обязанность — как можно лучше руководить тобой и поддерживать тебя, но выбор ты делаешь сам».

Последняя ошибка, которой стоит остерегаться родителю, проскальзывает в обычном поздравлении ребенку: «Молодчина, я так горжусь тобой!» Хотя эта реакция может восприниматься как простое выражение одобрения, часто она свидетельствует о том, что отношения родителя с ребенком развиваются в опасном направлении. Родитель таким образом предъявляет права на достижения ребенка, намекая на глубинную связь: «Своим поступком ты помог мне почувствовать, что я хороший родитель». Так ребенок приучается думать, что его личные успехи определяют не только отношение к нему самому, но и к его родителю.

И наоборот, если успехи становятся не столь блистательными, ребенок может чувствовать угрозу: теперь родитель перестанет гордиться мной, разочаруется.

Утверждение «Ты очень разочаровал меня» может иметь разрушительный эффект. Споткнувшемуся ребенку приходится не только справляться с последствиями неудачи и добиваться возвращения родительского одобрения, но и возмещать нанесенный родителю ущерб, так, чтобы тот мог восстановить потерянное уважение окружающих. Гораздо лучше поощрять хорошо сделанную работу, выражая одобрение более простым способом: «Это пойдет тебе на пользу» или «Молодец, здорово». Если родители чувствуют, что ребенок учится ниже своих возможностей, и хотят это отметить, они должны постараться избежать малейшего намека на личное разочарование. «Я думаю, ты способен на большее».

Если одинокий родитель хочет объяснить, чего он ждет от ребенка в плане учебы, он должен подбирать как можно более конкретные слова. Общие утверждения типа «постарайся сделать как лучше», «постарайся изо всех сил», «постарайся достичь высшего уровня своих возможностей» оставляют ребенку свободу интерпретации. Он как бы волен выбирать стандарт, на который нужно равняться. Но откуда ребенку знать, старается ли он изо всех сил, достигает ли высшего уровня возможностей? Он этого не знает. И никто не знает. И тогда ему приходится жить в сильном напряжении, борясь за некие смутные стандарты, которые никто не удосужился определить.

Не забывая о реальных способностях ребенка, уточните, какой именно уровень успеваемости удовлетворил бы вас. «Я не знаю, какие отметки ты мог бы получать в идеале, поэтому просто перечислю тебе минимальные отметки, на которые я готова согласиться. Если ты сползешь ниже этого уровня, я вмешаюсь, чтобы помочь тебе забраться обратно».

30. Поощрение знаний.: Установка на образование

Большинство родителей-одиночек поощряют образование детей, потому что верят: знания увеличивают компетентность и повышают уверенность в себе. Чисто теоретически это убеждение верно. Но, к сожалению, образовательный процесс часто осуществляется таким образом, что подавляет желание учиться. Многое здесь зависит от учителя, а самые влиятельные учителя — это родители. Домашнее воспитание во многом формирует отношение детей к учебе и к другим учителям, с которыми им придется столкнуться.

Охоту к учению легко отбить, потому что учеба часто кажется делом рискованным. Какой же здесь риск? Чтобы овладеть новыми навыками или знаниями, необходимо согласиться, что изначально мы невежественны. Ребенок должен быть готов ошибаться, чувствовать себя глупым, выглядеть круглым дураком и в результате получить оценку своего труда. Ничего удивительного, что маленькие дети часто сопротивляются, не желая пробовать то, чего никогда не пробовали раньше или еще не научились делать как следует. Они боятся рисковать. Ведь их самооценка в силу возраста завышена. Дети испытывают страх перед неудачей. Хотя, обретая знания, мы строим прочный фундамент уверенности в себе, некоторая уверенность в себе требуется изначально, чтобы решиться рискнуть.

Родители, выступая в роли учителей, часто бывают довольно бесчувственны к самолюбию ребенка, потому что страдают учебной амнезией.

Стоит человеку освоить какой-то навык или что-то понять — и он начисто забывает, с каким трудом этого добился. Сидя рядом с первоклассником, который слишком медленно делает домашнее задание, родители часто не понимают причину его затруднений — ведь им задание кажется необычайно легким. Что же случилось с ребенком? Да ничего. Просто родители забыли свой школьный опыт. Им давно уже неведомы приступы страха, которые сейчас преследуют их ребенка.

Поощряя ребенка учиться, родители должны иметь в виду трудности, которых сами уже не помнят, и пытаться сократить свойственный этому процессу риск. Учение должно быть безопасно. Есть несколько способов, которыми родители могут помочь создать это чувство безопасности:

1. Они мирятся с незнанием, объявляя: «Не знать чего-то — в порядке вещей. Всякое знание начинается с полного невежества».

2. Они расценивают любые ошибки как попытки: «Попытка не пытка. Попробуй еще разок».

3. Они с пониманием относятся к тому, что ребенок чувствует себя круглым дураком: «Всегда страшно браться за то, с чем никогда раньше не имел дела».

4. Они восхищаются тем, что ребенок не боится выглядеть глупо в глазах сверстников: «Какой ты молодец, что на виду у всего класса просишь объяснить задание».

5. Независимо от результата, они всегда дают положительную оценку: «Теперь ты знаешь больше, чем раньше».

Отбивает желание учиться и нетерпение родителей. Торопя и понукая, они лишь увеличивают риск: «Пора бы тебе это знать». Их раздражают ошибки: «Ну почему ты сразу не можешь сделать это правильно?» Они могут критиковать ребенка за глупость: «Почему ты такой тупой?»

Они могут свести старания ребенка на «нет» и усилить его ощущение собственной недалекости: «Даже трехлетний ребенок справился бы с этим быстрее тебя». Оценивая его труды, родители могут выступать в роли «грозного судии»: «Совершенно очевидно, что ты никогда не научишься делать это правильно». Если усталый, замученный родитель вдруг обнаруживает, что в душе его зарож дается подобная реакция, он должен немедленно оторваться от домашнего задания и объявить перерыв. Не пытайтесь вмешиваться в процесс образования вашего ребенка, если вы чувствуете себя эмоционально не готовыми его ободрить.

Помните о том, что дети подражают вам. Когда родители критикуют и сердятся на самих себя за ошибки, когда обзывают себя или расстраиваются, потому что не могут выяснить что-то важное или не знают, как справиться с проблемой, они демонстрируют ребенку, что трудности в обучении понижают чувство уверенности в себе. Кроме того, они показывают детям, что если кто-то не в состоянии учиться быстро и легко, значит, с ним что-то не в порядке.

Если вы хотите, чтобы в вашей семье все чувствовали себя спокойно и безопасно, обязательно держите под контролем и отношения между детьми. Часто, желая утвердить свое превосходство или поддразнить, старшие дети унижают младших, которые изо всех сил стараются хорошо учиться. Одиноким родителям следует пресекать подобное вмешательство. Каждый ребенок в семье должен четко уяснить: «Учение слишком важно, чтобы позволять кому нибудь отбивать у других охоту рисковать».

31. Первые шаги: жизнь в коллективе и социальная жестокость

Своей целью школа объявляет образование. Тем не менее, обучаясь в начальной школе, маленькие дети думают, что их единственная задача завоевать положение в коллективе и удерживать его в постоянной борьбе, падая и снова поднимаясь. На более старших ступенях, хотя требования, предъявляемые к домашним заданиям, растут, в той же степени растет и сложность взаимоотношений со сверстниками. Начинается период социальной жестокости. Неуверенность в себе и безжалостная борьба авторитетов могут побудить учеников быть жестокими друг к другу, как никогда прежде.

Издевательство становится правилом распорядка дня. Гораздо приятнее высмеивать чужие качества и черты характера, чем ждать, пока столь же уязвимые черты не обнаружат в тебе самом. Издевательство — это акт обороны. Потешаться над другими становится серьезной игрой. Зачинщик отпускает оскорбительные остроты, забавляя окружающих, а тот, в кого они летят, чувствует себя обиженным. Слова — это оружие, и из него нужно выстрелить, чтобы успеть атаковать раньше, чем атакуют тебя: начнут распространять слухи за твоей спиной, посылать клеветнические записки и сплетничать по телефону. Ребенок может быть совершенно невинен с социальной точки зрения, но с появлением в классе неформальных групп от его невинности не останется и следа. Социальная подлость становится нормой жизни, тактикой, позволяющей оставлять позади других претендентов, в то время как социальная лесть Применяется теми, кто хочет чего-то добиться.

Лидеры действуют как хулиганы, их последователи, из страха присоединяясь к той группе, где их меньше мучают, — как трусы, а объекты такого обращения чувствуют себя жертвами.

Родители-одиночки должны внимательно следить за тем, как их отпрыски приспосабливаются к жизни в средней школе, чтобы вовремя заметить, не подвергаются ли они действительно серьезным оскорблениям, не издеваются ли сами над другими. Если ребенок постоянно является жертвой издевательств, страдает его достоинство. Чтобы защитить себя, он только отступает и съеживается. Он боится выражать свои чувства, высказываться, показывать, что обиделся. Такой ребенок не может постоять за себя. Он может избегать людей, замыкается в себе, ему трудно заводить знакомства. Он боится препятствий и стыдится своего страха — а это тоже прямая дорога к одиночеству.

Заметив такие отклонения, одинокие родители должны постараться помочь ребенку:

1. Они могут посочувствовать ребенку, и у него появится шанс спокойно выговорить свою боль.

2. Они могут посоветовать ребенку, как вести себя, не провоцируя и не усиливая жестокого обращения.

3. Они могут показать ситуацию в перспективе и объяснить, что подобное обращение зависит от возраста, а вовсе не от личности ребенка.

4. Они могут объяснить, что, становясь старше, товарищи будут лучше обращаться друг с другом, потому что будут чувствовать себя увереннее

назад вперед

Далее: Глава 2. Десять принципов эффективного тренинга..
1. Растения, применяемые в народе при лечении желудочно-кишечных заболеваний..

С. Форма пупка.

Слух. Больше лет — лучше слух.

8.3. Повреждения колющими орудиями (предметами).

Характеристика и дозировка лекарств, показания и противопоказания к их применению.
Главная
>
Публикации
0.001

Объективная амбивалентность

Еще один вид этого внутреннего конфликта называется объективной, или потенциальной, амбивалентностью и представляет собой одновременное признание как положительных, так и отрицательных оценок относительно конкретного стимула. Объективная амбивалентность позволяет людям отвечать на вопросы на основе более доступных аспектов их отношения. Поэтому измерить ее гораздо проще. Этот вид не предполагает, что у индивида есть полное осознание его конфликтного отношения к ситуации.

Объективная амбивалентность, определение которой часто осуществляется психологами и психиатрами, обычно оценивается с использованием метода, впервые разработанного Капланом, в котором стандартная биполярная шкала отношения (например, от крайне отрицательного до чрезвычайно положительного) разделяется на две отдельные шкалы. Каждая из них независимо оценивает величину одной валентности (например, от крайне положительного до крайне отрицательного). Если человек поддерживает как положительные, так и отрицательные реакции на один и тот же объект, тогда присутствует хотя бы какая-то объективная амбивалентность.

Первоначально Каплан вводил понятие амбивалентности в качестве меньшей из двух реакций (т. е. положительных или отрицательных оценок), также называемых противоречивыми реакциями. Он противопоставил их доминирующим реакциям. Например, если объективная амбивалентность в отношении упражнений была оценена с использованием двух отдельных 6-точечных шкал, а лицо указало, что его или ее оценка была слегка отрицательной (например, 2 по 6-балльной шкале) и при этом чрезвычайно положительной (например, 6 по 6-балльной шкале), амбивалентность этого человека будет определяться количественно меньшим баллом из этих двух оценок (т. е. 2 ​​в этом случае). Чтобы понять, что означает амбивалентность, желательно пройти один из подобных тестов.

Причины возникновения амбивалентности у человека

Причины возникновения двойственности бывают самые разные, так же как и разновидности этой двойственности. У здоровых людей могут встречаться только социальная и эмоциональная двойственность. Такие расстройства появляются вследствие острых переживаний, стрессов, конфликтов в семье, на работе. Когда причина амбивалентного отношения устраняется, исчезает и сама амбивалентность.

Также двойственность возникает из-за неврастенических и истерических состояний, вследствие неуверенности в человеке или другом объекте отношения. Амбивалентность отношения к родителям имеет место у детей, поскольку эти самые близкие для него люди, которые его любят, одновременно с этим вторгаются в его личное пространство.

Амбивалентность в отношении социальных и культурных ценностей является результатом противоречивого воспитания, жизненного опыта, амбиций человека. К примеру, конформизм и покорность государственной власти порождает такие явления, как, например, сосуществование в одном и том же человеке коммунистических, монархических и либерально-демократических идей, ненависть к «навязанным американцами ценностям» и одновременная любовь к американским товарам, музыке, фильмам.

Другое дело – амбивалентность при тех или иных патологиях. Она может возникать при ряде заболеваний

:

  • При шизофрении и шизоидных состояниях.
  • При затяжной клинической депрессии.
  • Во время обсессивно-компульсивного расстройства.
  • В случае биполярного аффективного расстройства.
  • При различных неврозах.

Психика человека, как здорового, так и больного, является сложными и непроходимыми дебрями, разобраться в которых может только специалист. И устанавливать точные причины двойственности тоже должны специалисты – врач-психотерапевт, психиатр, клинический психолог.

Одновременная доступность и согласованность

Для того чтобы в полной мере понять, что такое амбивалентность, нужно ознакомиться с двумя понятиями, тесно с ней связанными.

Одновременная доступность — это когда потенциальная амбивалентность зависит от того, насколько быстро и единообразно конфликтуют полярные оценки, которые человек дает какой-то определенной ситуации. Положительные и отрицательные знания относительно убеждений об объекте отношения одновременно известны, но не всегда доступны. Только когда связь оценок применима и совпадает с осознанностью, потенциальная амбивалентность приводит к чувственной амбивалентности.

Предпочтение согласованности использует стимулы для объединения входящих стимулов с текущими переменными, чтобы реагировать на приближающиеся импульсы. Другими словами, люди часто рассматривают свое прошлое поведение при принятии новых решений. Если предпочтение согласованности велико, они с большей вероятностью игнорируют новую информацию и, следовательно, склонны к повторению тех реакций на амбивалентность, которые у них уже были в прошлом.

Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение

Диагностироваться амбивалентное состояние должно специалистами, которые работают с «душевной» сферой человека: это психологи (обычный и клинический), психотерапевт, психиатр.

Для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартного теста, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.

Общепринятое тестирование, которое используется специалистами, включает в себя вопросы

:

  • Показывает ли человек другим, что он чувствует в глубине души?
  • Обсуждает ли он свои проблемы с другими людьми?
  • Чувствует ли он себя комфортно при откровенных разговорах с другими?
  • Боится ли он, что другие люди прекратят с ним общаться?
  • Волнуется ли он, если другим людям нет до него дела?
  • Вызывает ли у него зависимость от других неприятные чувства?

Каждый вопрос предполагает оценку от 1 до 5 – диапазон от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

Когда наличие двойственности установлено, можно приступать к её лечению. При этом следует понимать, что амбивалентность – это не самостоятельное заболевание, а проявление какого-то другого. Поэтому чтобы устранить амбивалентность, нужно избавиться от причины её возникновения.

Устранение амбивалентности производится как медикаментозным методом, так и посредством бесед с психологом и психотерапевтом, тренингов, групповых занятий.

Из лекарств применяются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, седативные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, борются с резкими перепадами настроения, регулируют количество нейромедиаторов, избавляют от головных болей и оказывают другое воздействие; всё вместе позволяет устранить причины амбивалентного состояния.

Психотерапия для лечения амбивалентности важна не меньше, а зачастую даже больше, чем медикаментозный метод. При этом важен индивидуальный подход к каждому пациенту, необходимо учитывать особенности его личности, характера, склонностей.

Теории, связанные с амбивалентностью чувств

Теории когнитивной последовательности были разработаны исходя из убеждения в том, что люди предпочитают четкое и последовательное познание окружающей реальности. Несоответствие в своих мыслях, чувствах, эмоциях, ценностях, убеждениях, отношениях или поведении вызывает естественную напряженность. В прошлом теоретики согласованности в основном фокусировались на инстинктивном стремлении уменьшить этот психологический дискомфорт и вернуться в простое, сбалансированное состояние. Однако, в отличие от классических подходов, теории относительной амбивалентности больше связаны с самим воспринимаемым парадоксальным состоянием.

Теория баланса

Эта теория была выведена для изучения мыслей людей относительно их личных отношений с другими людьми и с окружающей средой. Триадические отношения используются для оценки структуры и качества отношений в рамках какой-либо организации.

Общее предположение о теории баланса уходит корнями в философию, согласно которой неуравновешенные состояния имеют тенденцию к хаосу. Удовлетворительные отношения требуют баланса, в противном случае нередко можно испытать такие симптомы, как стресс, напряжение или амбивалентность.

Психотерапия

В рамках психотерапии может осуществляться индивидуальное консультирование для выявления внутреннего состояния, при котором активна данная патология. В частности способен применяться психоаналитический подход к пациенту.

Коррекция осуществляется на основе того, какое внутреннее состояние порождает двойственность. Если «спусковым крючком» выступает какая-либо травма детства, то ее необходимо проработать. Направляется работа на изменение самооценки, прививание чувства ответственности, коррекцию эмоциональной сферы. В ситуации, когда амбивалентность влечет за собой отрицательные последствия в виде тревожности, фобий, психотерапевтическое воздействие затрагивает проработку и этих проблемных моментов.

В некоторых случаях будут актуальны групповые и тренинговые занятия, например, по тематике личностного роста или в формате борьбы с внутренними страхами.

Несмотря на то, что двойственность признана чертой психики, важно внимательно относиться к своему состоянию, подмечая возможные перемены. Если полярные навязчивые идеи и желания начинают преследовать, а разобраться в истинности отношения к чему-либо не выходит, нужно обратиться за помощью, консультацией к специалисту. Это позволит не только избавить от присутствующего дискомфорта, но и определить какое-либо отклонение в психике на ранних этапах, что значительно упростит подбор варианта коррекции.

Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Теория оценочной когнитивной согласованности

Теория оценочной когнитивной согласованности описывает ситуацию, когда люди придерживаются противоположного отношения к объекту, который не имеет одинаковой величины. Основное внимание уделяется общей разнице в оценках без учета величины.

С точки зрения теории оценочной когнитивной согласованности амбивалентность в психологии — это функция количества конфликтов внутри отношения, тогда как оценочно-познавательная согласованность зависит от величины разницы между оценками.

Если человек дал как положительную, так и отрицательную оценку 5 баллов из 6, то его ответы имеют одинаковую степень согласованности. Однако степень амбивалентности в каждой оценке значительно отличается. Это различие важно при изучении последствий амбивалентности.

Двумерная перспектива оценки отношения может различать амбивалентность и оценочно-познавательную последовательность. По мере увеличения рейтингов как амбивалентность, так и оценочно-познавательная последовательность имеют тенденцию быть менее стабильными, а значит, сама система их отслеживания и оценки становится менее эффективной при прогнозировании поведения человека.

Прошлые исследования связывают амбивалентные психические состояния с более медленным временем отклика (из-за рассеянного внимания) и слабо выраженным отношением к проблеме, хотя теории оценочно-познавательной последовательности еще не сообщают о таких выводах.

Методы терапии

Когда человек в меру амбивалентен, что сопровождается отсутствием негативного проявления этого состояния, использовать различные методики лечения не требуется. В данном случае, двойственность является характерной особенностью сознания. Медицинское вмешательство требуется исключительно в тех ситуациях, когда двойственное отношение к окружающему миру оставляет негативный отпечаток на привычной жизнедеятельности. В этой ситуации чувство дискомфорта, вызванное внутренними конфликтами, может стать своеобразным сигналом о наличии психических расстройств. Специалисты не рекомендуют людям с подобными проблемами самостоятельно искать различные методы решения конфликтов, так как существует высокий риск развития более серьезных осложнений.

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день отсутствуют узконаправленные медикаментозные препараты, позволяющие устранить двойственность сознания. Стратегия лечения, как и применяемые средства, рассматриваются в индивидуальном порядке. Чаще всего выбор конкретного медикамента осуществляется на основе сопутствующих симптомов, которые дополняют клиническую картину.

В составе комплексного лечения пограничных состояний используются препараты из различных лекарственных групп. Это могут быть как легкие седативные медикаменты, так и более «мощные» транквилизаторы и антидепрессанты. Действие подобных лекарств направлены на подавление выраженности болезни и нормализацию психического баланса. В том случае, когда болезнь имеет сильную форму выраженности и существует высокий риск для жизни пациента, специалисты могут порекомендовать родственникам больного провести терапию в условиях стационара.

Психическая коррекция

Методы психотерапии основываются на различных способах выявления причины двойственности сознания. Это значит, что основной упор в лечении осуществляется на психоаналитическое действие. Для того чтобы добиться стойкого результата, специалисту необходимо выявить первопричину появления амбивалентности. В тех ситуациях, когда роль запускающего механизма отведена различным травмирующим обстоятельствам, имеющим детские корни, специалист должен тщательно «проработать» этот момент. Для этого следует увеличить самооценку и привить чувство ответственности пациенту. Повышенное внимание уделяется коррекции эмоционально-волевой сферы.


Многие психологи считают амбивалентность присущей каждому без исключения человеку, но разница заключается лишь в степени ее проявления

Когда двойственность сознания является причиной появления фобий и повышенной тревожности, основной упор психотерапевтического лечения осуществляется на борьбу с проблемными моментами из жизни больного. Достичь необходимого эффекта можно как при помощи самостоятельных тренингов, так и групповых занятий, направленных на борьбу с внутренним страхом и личностный рост.

В заключение следует сказать о том, что двойственность может являться как отличительной чертой человеческой психики, так и симптомом заболевания. Именно поэтому очень важно с должным вниманием относиться к собственному состоянию. Появление чувства дискомфорта из-за двойственного отношения к окружающему миру требует срочной консультации со специалистом. В противном случае, риск возможных негативных последствий для человеческой жизнедеятельности с каждым днем увеличивается.

Индивидуальные различия

Индивидуальные характеристики необходимы для решения наиболее выгодных стратегий преодоления амбивалентных состояний. Исследования показали, что некоторые личностные особенности могут влиять на людей, испытывающих амбивалентность. Существуют определенные черты характера, которые делают человека менее склонным к амбивалентности. Различные факторы могут изменять эти черты, способствуя таким образом возникновению амбивалентности, например, врожденная (или приобретенная) терпимость человека к любой двусмысленности. В частности те, у кого есть потребность в познании или склонность оценивать расхождения между положительными и отрицательными эмоциями, с меньшей вероятностью испытывают чувство двойственности. Другими словами, желание решать проблемы, требующие значительных познавательных ресурсов, способствует когнитивной силе и, следовательно, способности преодолевать амбивалентность.

Сила и слабость

Амбивалентные отношения, связанные с чувством слабости, медленнее получают доступ к сознанию человека, чем те, что связаны с сильными и интенсивными ощущениями. Это приводит к конфликту, называемому реакцией на ответ, — процессу замедления ответов из-за трудности выбора между положительными и отрицательными убеждениями и чувствами. Клинические исследования показывают, как большие познавательные усилия, объединенные с убеждениями, приводят к нарушению получения информации. Когда люди сталкиваются с несколькими вариантами отношения к одной и той же ситуации, в тестах они могут указать неопределенные результаты. Таким образом, психологи и сделали вывод о том, что более медленное время отклика может быть вызвано систематической обработкой информации психикой.

Клиническая картина

Так как рассматриваемый термин имеет множество определений, при составлении клинической картины мы будем опираться на критерии, использующиеся в первоначальном (психиатрическом) контексте. Эти критерии подразделяются на три группы: эмоции, мысли и воля. В том случае, когда амбивалентное состояние рассматривается как патология, у больного отмечаются все три вышеперечисленные составляющие, которые порождаются друг другом.

Эмоциональная амбивалентность

Двойственность, затрагивающая эмоционально-чувствительную сферу, имеет самую высокую степень распространенности. Этот симптом, характерный для множества неврозов и других психических расстройств, часто встречается и у полностью здоровых людей. Яркий признак двойственности в эмоционально-чувствительной сфере – наличие нескольких противоположных эмоций. Амбивалентное отношение — это наличие таких чувств, как ненависть и любовь, любопытство и страх, презрение и симпатия. В большинстве случаев, здоровый человек пребывает в подобном состоянии при ностальгии, где грусть о прошлом порождает радость от приятных воспоминаний.

Опасность этого состояния объясняется тем, что рано или поздно, одно из состояний получает доминирующую роль. В той ситуации, когда страх сопутствует любопытству, отклонение чаши весов в пользу последнего может привести к травмаопасным последствиям и угрозе для жизни. Доминирование ненависти над любовью, становится причиной запуска защитных механизмов, при котором человек под влиянием собственных эмоций может принести вред, как окружающим, так и себе.


При амбивалентности человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то

Полярные мысли и идеи

Полярные мысли и идеи являются неотъемлемой составляющей невротических расстройств. Навязчивые мысли и идеи, сменяющие друг друга в человеческом сознании, являются своеобразной характерной чертой психических заболеваний. Следует обратить внимание на то, что полярные мысли в сознании появляются исключительно из-за двойственности эмоционального восприятия. Сам спектр человеческих идей может иметь неограниченный размер. Двойственность мышления в психиатрии рассматривается как «трещина» в сознании, являющаяся основным симптомом шизофрении.

Волевая сфера

Волевая двойственность характеризуется, как отсутствие возможности осуществить конкретное действие, из-за наличия нескольких стимулов. Для того чтобы лучше понимать это состояние, давайте рассмотрим ситуацию, в которой человек испытывает сильную жажду. В подобных условиях, обычный человек возьмет стакан, нальет в него воды и утолит свою жажду. При волевой двойственности, больные отказывают от воды или застывают в одном положении со стаканом в руке, при этом, не обращая внимания на сильное желание пить. Чаще всего большинство людей, сталкиваются с данным феноменом, когда испытывают одновременное желание бодрствовать и лечь спать.

Специалисты, изучающие волевую амбивалентность, говорят о том, что отказ от принятия самостоятельных решений чаще всего порождается внутренними конфликтами. Причиной таких конфликтов может стать безответственное поведение или наоборот повышенная ответственность, сопровождающаяся боязнью допустить ошибку. В качестве причины внутреннего конфликта может выступить сниженная самооценка и повышенная самокритика, страх общественного внимания и склонность к перфекционизму, повышенная тревожность, нерешительность и различные фобии. Попытка избежать сложного выбора сопровождается появлением двух полярных чувств – стыд за собственную нерешительность и чувство облегчения. Именно наличием данных чувств, специалисты подтверждают теорию о том, что каждый вид двойственности тесно взаимосвязан друг с другом.

Двойственные эмоции, как и сама амбивалентность, могут быть как отличием человеческого сознания, так и симптомом заболевания. Именно поэтому во время проведения диагностического обследования уделяется повышенное внимание фоновым проявлениям этого состояния.


Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеваний

Проблема согласованности

Люди с большей заботой о действительности/недействительности чего-либо, как стало известно, испытывают повышенную амбивалентность, по-видимому, потому, что они озабочены совершением противоправных суждений, и в результате этого любые усилия по регулированию отношения становятся заблокированными. Следовательно, ответ на амбивалентность зависит от необходимости индивидуума в согласованности. Чем выше потребность в согласованности, тем более неблагоприятной будет реакция на одновременное поддержание двух противоречивых отношений, тогда как кто-то, у кого сниженная потребность в последовательности, будет испытывать меньше психических расстройств, связанных с амбивалентностью. Те же, кто стремится исправить несоответствия и разрешить внутренний конфликт, могут избегать амбивалентных состояний куда лучше, чем большинство.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: