Психология личности : Понятие о характере и его основные черты


Категория личности в психологии

Человексущество, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности

.

Индивид (согласно А.Н. Леонтьеву) – это человек как представитель определённого вида homo sapiens; единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.

В понятии индивид выражаются, по крайней мере, два основных признака:

1) неделимость, или целостность, субъекта;

2) наличие у него особенных – индивидуальных – свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип – обусловленные природой особенности.

Индивидуальность(от лат. individuum –

неделимое, особь) –
неповторимость, уникальность свойств человека
.

Личность – особое системное психическое новообразование индивида, порождаемое процессом жизни человека в обществе и проявляющееся в самодетерминации и саморегуляции активности на основе иерархии мотивов и самосознания.

Итак, каждый из нас является человеком, индивидом, имеющим те или иные индивидуальные свойства (особенности телосложения, внешности, темперамента, характера), субъектом собственной жизнедеятельности. Но каждый ли является личностью? Обратимся к анализу основных критериев сформированности личности, которые предложил А.Н. Леонтьев:

1) наличие иерархии мотивов – способность человека подчинять одни мотивы другим: личные мотивы – социально значимым (но человек не всегда может осознать, понять, почему он поступил тем или иным образом, почему подчинился нравственному мотиву – «стихийная нравственность»);

2) способность человека осознать собственные побуждения – мотивы и уже на этой основе сознательно руководить ими. Это возможно благодаря такой инстанции личности, как самосознание.

А.Н. Леонтьев говорил, что «личностью не рождаются (не родятся), личностью становятся». Он выделял два периода, или рождения, личности: дошкольный возраст и подростковый возраст.

Механизмы формирования личности:

1. Механизм сдвига мотива на цель.

С самого раннего детства ребенка окружают множеством норм, ограничений, правил поведения («Нельзя есть руками», «Нужно здороваться», «Не обижай маленьких» и т. д.). В результате ребенок усваивает данные нормы и в целом старается себя вести в соответствии с ними. Но является ли это обычной дрессурой ребенка? Или у него происходят некие внутренние изменения и должны ли мы говорить о таких изменениях как о личностных изменениях?

У ребенка происходят и внутренние изменения в его мотивах – нравственные мотивы становятся реально действующими. Теперь разберем, как это происходит. Представим ребенка, который очень хочет общаться с мамой и иметь с ней добрые, ласковые отношения. Но мама требует от него, чтобы он вел себя «прилично», соблюдал те или иные правила поведения. Важно при этом, чтобы мама доброжелательно выдвигала свои требования к ребенку. Ребенок ради общения с мамой (мотив

), например, перестает драться с братиком или сестрой (
цель
). Постепенно, благодаря позитивному общению с мамой, которое в какой-то мере служит и подкреплением правильного действия ребенка, желание не драться (цель) становится самостоятельным мотивом, т. е. цель стала мотивом. Очень важно, чтобы именно положительные отношения складывались между ребенком и его родителем, иначе этот механизм не будет работать.

Механизм сдвига мотива на цель является одним из механизмов образования новых мотивов и «работает» на протяжении всей жизни человека (пример с учебой, чтением книги, выполнением какой-то работы).

2. Механизм идентификации.

Взрослые не только целенаправленно передают ребенку те или иные нормы, ценности, правила поведения, многое из этого ребенок усваивает сам, подражая взрослым. Сперва ребенок идентифицируется со своими родителями, затем с другими значимыми взрослыми и сверстниками. Идентификация может быть и с каким-то героем – историческим, литературным, киногероем. На протяжении всего развития ребенок, подросток, юноша имеют некий образец, идеал для подражания. Образцы для подражания могут меняться, некоторые из них обесцениваются.

3. Механизм принятия и освоения социальный ролей.

Каждый из нас выполняет самые разные социальные роли – мужчины или женщины, сына или дочери, студента, члена спортивной команды, пассажира и т. д. Многие из этих ролей мы присвоили еще в детстве. В ходе такого освоения и выполнения ролей происходит формирование новых мотивов, их соподчинение, меняются наши взгляды, ценности, приоритеты; именно поэтому данный механизм и называется механизмом формирования личности.

Роль, которую мы выполняем, способствует возникновению у нас новых мотивов. Далее, выполняя ту или иную роль, нам приходится определенным образом соподчинять собственные мотивы, например, врач или военный, рискуя жизнью, оказывает помощь в зоне боевых действий, учитель тратит время на то, чтобы подготовить интересный материал для учеников, вместо того, чтобы заняться каким-то другим делом или хобби.

Структура личности

В современной отечественной психологии принято следующее понимание структуры личности:

1) потребностно-мотивационная сфера;

2) эмоционально-волевая сфера;

3) сфера самосознания.

Потребностно-мотивационная сфера включает в себя систему мотивационных образований личности – потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы. Данный комплекс мотивационных образований составляет направленность личности. Если говорить именно о мотивах и потребностях в контексте личности (а не индивида, т. к. индивид тоже обладает потребностями и мотивами), то здесь необходимо выделить, в первую очередь, иерархичность мотивов и наличие нравственных и социальных мотивов как реальных побудителей активности человека.

Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные и волевые процессы и осуществляет регуляцию мотивов. Волевые усилия всегда необходимы там, где личность пытается урегулировать свою систему мотивов, особенно в ситуации «конфликта мотивов».

Самосознание (Я-концепция)

относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе.

КОНФОРМНЫЙ ХАРАКТЕР

Даже хорошая квалификация не помогает работнику с конформным характером овладеть навыками самостоятельной работы. Наделенные таким характером люди могут действовать только, если находят поддержку у окружающих. Без такой поддержки теряются, не знают, что им делать, что правильно в конкретной ситуации, а что неправильно.
Особенность людей конформного характера — отсутствие противоречий со своей средой. Находя в ней место, они легко чувствуют «среднестатическое» мнение окружающих, легко впечатляются наиболее распространенными суждениями и легко им следуют. Напору убеждающих воздействий противостоять не могут, тут же уступают.

Лица конформного характера как бы цементируют коллектив. Незаметные, никогда не выступающие на первый план, они — естественные носители его норм, ценностей, интересов. Одно из несомненных достоинств этого типа характера — мягкость в общении, естественная «ведомость», способность «растворить» себя в ценностях и интересах другого.

Недостатки конформного характера связаны с его достоинствами. Легко подчиняясь окружающим, такой человек часто не имеет собственного мнения. Если мнение окружающих по тому или иному вопросу изменилось, он слепо следует за ним, не сопоставляя его критически с предыдущим. Даже если человек конформного характера располагает знаниями, позволяющими сделать правильные выводы самому, он чаще всего следует за окружением, отбрасывая свои слабо проявляющиеся «догадки». В лучшем случае робко пробует их высказать, но, если они не находят поддержки у окружающих, пасует.

Выражается это явно или нет, но внутренними, глубоко прочувствованными правилами такой личности являются: «быть как все», «не забегать вперед», «не отставать». Такие люди словно ставят своей целью быть все время в тени, в золотой середине. Избегают смелых, бросающих вызов поступков. Впадая в зависимость от мнений, оценок, взглядов окружающих и формируя, таким образом, свое мировоззрение, они консервативны и не хотят менять среду, так как это чревато пересмотром взглядов. Такие люди редко меняют и место работы, и если даже сложившиеся отношения им неудобны, обычно терпеливо их переносят.

Работники конформного характера могут быть хорошими заместителями (помощниками), продвигаясь по служебной лестнице в этой роли. Но их не следует делать «начальниками», поручать им самостоятельную организацию дела. В этом случае человек, скорее всего, растеряется, может дойти до того, что, ища выход, будет подчиняться своему подчиненному.

Более благоприятны для таких лиц условия, когда деятельность хорошо регламентирована. Они должны четко знать: что необходимо сделать, в какие сроки, в какой последовательности. Если в вашем подчинении оказался такой человек, вы должны четко разъяснить ему свои требования и последовательно руководить им. В этом случае его деятельность станет более продуктивной, более оживленной.

Преодолеть черты чрезмерного конформизма можно, тренируя волю. Стремитесь высказывать и выражать в поведении свою внутреннюю позицию, отстаивать ее, развивайте твердость характера.

Формирование характера человека

Какие факторы будут влиять на особенности характера:

  1. генетическая предрасположенность – есть мнение, что какие-то черты передаются нам от родителей по наследству;
  2. социум – это родители и другие значимые взрослые (родственники, соседи, учителя), друзья, одноклассники;
  3. жизненные обстоятельства – это ситуации, с которыми сталкивается ребенок. Например, материальное положение семьи, события различной модальности также оказывают влияние на будущий характер. Если один и тот же ребенок переживет смерть близкого или, наоборот, что-то яркое и позитивное, эти два фактора наложат разные отпечатки на его личность.

Изначально малыш смотрит, как к нему относятся родители. Далее, это с этим отношением он пойдет в большой мир. То есть если его любили, окружали теплом и заботой, говорили о его ценности, то именно так он и будет ощущать себя среди других – значимым, важным, ценным. Именно так он и будет относиться к людям. И, наоборот.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: