Психология некоторым общепринятым понятиям и терминам дает свое пояснение, позволяющее более глубоко и тонко исследовать их, определить сущность и индивидуальные особенности.
Личность – одно из наиболее сложных, основополагающих понятий, использующихся в философии, этике, социологи, юриспруденции и даже медицине.
Что такое личность?
Психология личности дает ей определение, как сформировавшейся и являющейся относительно устойчивой системой поведения для каждого отдельно взятого индивидуума. Выстраивается такая система, прежде всего, в рамках определения степени вовлеченности в социальную среду. Основа, стержень формирования личности – это самооценка, которую выстраивает индивид, сравнивая себя с другими людьми и оценивая их.
Процессом формирования личности, а также всем, что с этим взаимосвязано, люди интересовались с самых давних времен. Мало кто знает, что изначально, термином «личность» обозначалась обыкновенная маска актера, которую тот надевал во время представления.
Объединяя многие черты и качества под термином «личность», получаем определенный набор характеристик человека, отвечающих за его мышление, поведение, согласованность и последовательность проявления определенных чувств, эмоций и т.п.
В любом случае личность проявляется в качестве исполнителя определенных функций для определенного члена общества – социальной роли. Такая роль предусматривает четко проработанную программу последовательных действий человека при проявлении тех или иных обстоятельств.
Доказано, что личность формируется, приобретается индивидом в процессе его сосуществования в обществе, развития, выполнения тех или иных действий в системе общественных взаимоотношений.
Определение психологии личности
Личностная психология изучает мужчин и женщин в контексте их взаимодействия с другими людьми. Этот раздел психологии направлен на изучение основных сторон личности. Психологи пришли к выводу, что существует 4 стороны личности: тело, душа, дух, сознание.
Дополнительная информация. В структуре индивидуальности органично сочетаются биологические, психологические и социальные основы.
Главным объектом изучения в психологии индивидуальных различий является личность. Некоторые разделы в смежных дисциплинах также направлены на изучение особенностей поведения и деятельности индивида. Такими науками являются социальная и возрастная психология, социология и педагогика.
Знание основ психологии личности помогает людям эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, понимать себя и окружающих.
Ключевыми характеристиками индивида являются темперамент и характер. Тип темперамента основывается на совокупности динамических особенностей психофизиологической деятельности и определяет скорость протекания тех или иных психических процессов, особенности работы нервной системы. Эти характеристики индивида определяют его поведение.
От типа характера зависит то, как складываются отношения с другими людьми. Характер проявляется в общении и совместной деятельности. В психологической науке уделяется пристальное внимание проявлениям характера, на основе их изучения можно определить, к какому типу относится человек.
Интересно. Индивидуальная психология призвана изучить онтогенез развития воли, эмоций, потребностей, способностей и мотивации.
Свойства личности
Для каждого отдельного человека личность – это абсолютно уникальный, присущий только ему набор определенных черт и особенностей, посредством которых происходит формирование индивидуальности. Такая индивидуальность имеет множество способов проявления: в чертах характера, темпераменте, привычках, интересах, развитых способностях, а также стиле деятельности.
С одной стороны, личность – это результат исторического развития человечества, общества в целом, а с другой – продукт общественных преобразований.
Темперамент
Особый интерес и повышенное внимание при исследовании индивидуально-типических показателей личности представляет такое понятие, как «темперамент». В классическом понимании – это особое интегральное образование, присущее каждому отдельно взятому индивиду. Это образование позволяет сформировать и охарактеризовать основные формальные и динамические аспекты, связанные с особенностями поведения личности.
Принято считать, что основоположником учения о темпераменте личности и всех его особенностях является проживавший еще в 5 веке до нашей эры великий мыслитель Гиппократ. Он, в силу особенностей развития общества на тот момент времени, предлагал определять качества человека по соотношению четырех основных жидкостей, присутствующих в организме каждого:
- Кровь
- Желтая желчь
- Лимфа
- Черная желчь
Ученый полагал, что именно соотношение всех эти четырех составляющих в организме каждого человека, позволяет оценивать общее состояние организма.
Двести лет спустя (2 в. до н. э.) Галеном была разработана первая в истории человечества типология, разделяющая людей по темпераменту. Гален предположил, что процентное соотношение указанных выше соков, жидкостей в организме, составляет основу хорошо известным всем людям сейчас типам темперамента:
- Сангвиник
- Холерик
- Меланхолик
- Флегматик
Современные психологи, ученые и иные специалисты, не готовы предоставить обществу единое, четко сформированное мнение о том, какова сущность данной стороны психики. Не выработан единый подход и к такому важному вопросу, как роль и место, которое темперамент занимает при формировании структуры личности и ее повседневной жизнедеятельности.
Некоторые специалисты выработали свою индивидуальную концепцию, позволяющую определять темперамент человека, не опираясь только на свойства психики и вышеуказанных составляющих. Предлагается выстроить теорию на основе исследования темперамента как особого механизма, влияющего на отдельные поведенческие признаки человека и его характер в целом. Так, например, известный специалист Я. Стреляу дает определение темпераменту как «совокупности различных характеристик поведения (формальных и обладающих относительной устойчивостью), которые проявляются на поведенческом уровне в качестве высвобождающейся энергии, а также в определенных временных параметрах такого реагирования».
Принято считать, что сам по себе темперамент обуславливается сочетанием и совместно-раздельном функционировании достаточно сложных, многогранных физиологических механизмов, непосредственно влияющих на те или иные способы реагирования. Все это происходит в двух главных измерениях:
- Энергетический уровень, определяется силой проявившейся реакции.
- Временная поведенческая характеристика, указывающая на скорость действия в определенных условиях.
Темперамент является относительно устойчивой величиной с характерной особенностью оказывать воздействие на скорость и качество возникновения и прохождения психических и психомоторных явлений. Они могут протекать:
- труднее или легче;
- медленнее либо быстрее;
- сильнее или слабее.
Наш ученый с мировым именем И. П. Павлов, высказывал мнение, что именно темпераменты являются основополагающими чертами, позволяющими определять индивидуальные особенности поведения людей в той или иной складывающейся обстановке. Благодаря утвердившейся теории принято считать, что всего существует четыре основных темперамента: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический.
Рассмотрим их основные черты. Знание основных типов темперамента позволяет подготовленным специалистам правильно подбирать, определять и соотносить возможности каждого отдельно взятого работника или служащего применительно к требованиям, которые предъявляются к данной профессии. Кроме того, умение распознавать темпераменты подчиненных, позволяет руководителю боле успешно и эффективно управлять коллективом, выбирать оптимальные формы и методы общения, добиваясь лучших результатов в работе.
Флегматик
Главная отличительная черта характера такого человека – ровное поведение, которое не меняется в зависимости от сложности, скорости развития и изменения окружающей действительности. Такой человек никогда не принимает скоропалительных решений, все тщательно и скрупулезно просчитывает. Флегматики не способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и немедленно включаться в работу на новом направлении. Они малоактивны и достаточно долго проходят адаптацию, привыкая к новым, изменившимся условиям. Чтобы побудить человека с таким темпераментом к каким-либо действиям, должно произойти нечто: мощный внешний толчок, как минимум! При этом флегматики обладают такими ценными чертами характера, как терпение и высокое самообладание. Речь у данной категории людей слабовыраженная, спокойная, практически без эмоций.
Сангвиник
Людям данного типа свойственны жизнерадостность и веселый нрав. Они легко и быстро сходятся с другими людьми, а при необходимости также легко и быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Что не терпят сангвиники – это рутинности, однообразия в работе. Равно, как и в самой жизни. Такой человек легко и просто способен контролировать свои эмоции, а в новой обстановке он чувствует себя уверенно и комфортно. Налаживание отношений с людьми, в том числе – новыми знакомыми – проще простого! Речь у сангвиников хорошо поставлена, выражена, достаточно быстра и отчетлива. При необходимости, слова и фразы сопровождаются жестами и мимикой, достаточно убедительными и выразительными.
Холерик
Важнейшая отличительная черта, свойственная людям холерического типа темперамента – повышенная деловая активность, запредельная работоспособность. Энергия, как правило, бьет через край, заставляя окружающих восторженно (а иногда и настороженно) наблюдать за поведением такого человека.
Если потребуется, холерик будет работать в течение длительного времени, фактически «запоем», решая те или иные задачи с максимальным напряжением эмоциональных, психологических и физических усилий, не чувствуя голода и усталости. Результат – любые, самые сложные и невыполнимые задачи для людей с другим типом темперамента, решаются уверенно, достаточно быстро и на высоком качественном уровне.
Вместе с тем, достаточно часто, после такого бурного всплеска энергии и сил, наблюдается упадок, состояние депрессии. Настроение у холериков крайне неустойчивое, а психика достаточно ранимая. Порой простой, самый незначительный повод, может стать причиной изменения настроения. Характерные черты холериков – вспыльчивость и повышенное самолюбие. А еще эти люди удивительно прямолинейны. Что касается речи, узнать человека холерического темперамента поможет быстрота, скорость произношения слов, а также постоянно колеблющаяся интонация.
Меланхолик
Распознать человека меланхоличного типа темперамента несложно. Они характеризуются повышенной впечатлительностью и эмоциональностью, порой – явно излишней. Такие люди отзывчивы к проблемам других, чрезвычайно ранимы. Приспосабливание к переменам в жизни протекает достаточно медленно, пассивно, с большим трудом. То же самое касается и смены обстановки. При возникновении сложной, порой экстремальной жизненной ситуации, меланхолик быстро впадает в уныние, депрессию. Тоскливое или паническое состояние человека является преобладающим, здесь у меланхолика нет конкурентов. Но есть и выраженное преимущество, а именно: великолепно развитый рефлекс «природной осторожности». Они на интуитивном уровне чувствуют ту или иную опасность и знают, как отреагировать. Но есть и минусы в такой осторожности, а именно: повышенная стеснительность, осторожность, а еще боязливость и неумение принимать решения.
Характер
Является одним из важнейших показателей индивидуально-психологических качеств. Интересен перевод этого заимствованного слова с греческого, где оно означает «чеканку» или «отпечаток». Психологи под данным термином подразумевают наличие и совокупность ряда психических свойств индивидуально-психического плана. Эти свойства в том или ином наборе проявляются у человека (личности) в типовых условиях окружающей обстановки, а также выражаются в определенных способах поведения при возникновении подобных или близких условиях.
Формирование характера представляет собой длительный процесс, протекающий в условиях осуществления человеком активно-полезной, трудовой, общественной, а также иной деятельности. Все самые важные, основополагающие черты проявляются в отношении личности к:
- возложенным общественным обязанностям;
- долгу по отношению к стране, обществу, родным и близким;
- окружающим людям;
- самому себе.
В каждом отдельном случае происходит выработка таких важных черт характера, как добросовестное отношение к труду, своим обязанностям, настойчивость при выполнении поставленных задач и бережливое отношение к имуществу. Если обратить внимание на противоположные черты характера, то это: пассивность, расточительство, небрежность и безответственность.
То, как человек относится к труду, является основополагающим при формировании его личности и характера, в частности. Во взаимоотношениях с другими людьми вырабатывается вежливость и доброжелательность, а по отношению к самому себе – умение правильно производить самооценку, критически смотреть со стороны, отмечая не только положительные моменты, но и недостатки.
Способности (талант)
Способности – это одна из характерных черт, граней, присущих личности. Если природные данные находятся на достаточно высоком уровне, то человек может рассчитывать на определенный успех в выбранном виде деятельности. А умение использовать весь комплект способностей, позволяет решать множество проблем, вовлекая в активную трудовую деятельность окружающих.
Помимо врожденных способностей, есть еще и такие, которые человек выработал в процессе активной трудовой деятельности. Специалисты выделяют две основные группы способностей – общие и специальные. Комбинация тех и других обеспечивает максимальное приближение человека к таланту.
Мотивация
Зачастую она формируется под реализацию тех или иных человеческих потребностей. Они подразделяются на две основные группы:
- Базовые. В основном, это принадлежность к естественным физиологическим процессам, безопасности, любви, самоуважению.
- Метапотребности. Они одинаковы по силе и легко могут взаимозаменяться.
Ну а продвижение человека вверх по любому из выбранных направлений, позволяет говорить о том, что мотивация выстроена верно.
Духовно-природная психотерапияЛичность психолога
Библиотека » Методология » Особенности личности психолога
© А. А. Ткаченко
««« К началу
3.3. Особенности личности психолога
Личность психолога является ключевой фигурой в любом психотерапевтическом процессе, независимо от его изначальной ориентации. В нашем случае в этой фигуре имело место единение явных противоположностей, что впрочем соответствует понятию эсхатологичности. С одной стороны это, — эмпирико-практическая парадигма трансперсональной психотерапии, а с другой, — философско-диалектическая парадигма аналитической психологии. Чтобы не мудрствовать лукаво, на основании практической работы и эмпирического исследования сразу определимся в данном случае, что наиболее приемлемым исходным понятийным обозначением может являться психолог-духовник.
В одной части этого понятия имеется в виду преимущественно невербальная психологическая работа, которая не основана в своем большинстве на интеллектуальной деятельности. Работает не столько сам психолог, как носитель интеллекта, сколько его психика в самом широком понимании. Он просто должен быть, причем не всегда находиться рядом с клиентом, для которого достаточно просто знать, что такой человек где-то есть. Это само по себе уже актуализирует его психику и заставляет продуктивно функционировать. Данная ситуация несколько напоминает индийских гуру или наших профессиональных экстрасенсов-целителей подобно Кашпировскому. Здесь не имеет большого значения, что именно «целитель» говорит, это может быть все что угодно, вплоть до достаточно ненаучного и даже откровенно авантюрного текста. Гораздо важнее, на каком уровне духовно-психического развития он находится и до какой степени он сумел отработать с самим собой.
В другой части этого понятия имеется в виду высокопрофессиональная, внешне прежде всего вербальная, интеллектуальная психологическая работа на духовно-диалектическом уровне, присущая не просто личности, а Личности. В качестве примера сразу же можно назвать тех же Ф.Достоевского, Л.Толстого, Н.Бердяева, К.Юнга, А.Меня. А если говорить об обычном, рядовом профессионале, то в принципе ситуация не изменяется, просто уменьшаются ее масштабы.
Эти две части составляют единое и неделимое целое, которые нельзя рассматривать раздельно. В итоге получается так, что личность психолога и ее профессиональное развитие заключается не столько в его работе с окружающими, прежде всего своими клиентами, сколько в работе с самим собой. Ведь в конечном итоге человек обращается к психологу или целителю не для того, чтобы увидеть и понять его, а чтобы лучше разобраться в самом себе и своих проблемах с помощью психолога или целителя. Внешний антураж такого процесса может быть самым различным, от непонятных манипуляций до конкретного вербального общения и серьезного интеллектуального анализа. В любом случае, по большому счету психотерапевтический эффект больше зависит не от манипуляций и разговоров, а личностного духовно-психического уровня психолога или целителя. Но важнейшим и неоспоримым преимуществом психолога является то, что он работает с помощью слова
, которое является наиболее действенным психотерапевтическим инструментом в нашей ментальности, определяемой христианством и психологической наукой. Это достаточно надежно гарантирует ответственность и конечный результат. Согласно общепринятым профессиональным нормам это требует от практикующего психолога гораздо более высокого уровня, сроков обучения и личностного становления, в десятки раз превышающих существующие требования к целителям. Таким образом, фигура психолога-духовника в определенной мере может быть компромиссной между практической психологией, народным целительством и духовничеством, как основными общественными институтами, занимающимися духовно-психическим здоровьем нашего человека, которое в настоящее время, мягко говоря, желает лучшего.
В отличие от других психотерапевтических направлений, исключительно важное значение личности психолога уделяется в психоанализе. Не случайно обязательным профессиональным требованием к психоаналитику является прохождение личного анализа. Выделение психолога, как человека и личности, достигло наивысшего уровня в аналитической юнгианской психотерапии. По сути психотерапевт и его клиент в процессе работы поднимаются над обычным профессионализмом и выходят на уровень духовного профессионализма, когда главным критерием является уже не владение конкретным набором психотехнического инструментария, а личная духовность. По этому поводу К.Юнг о. При этом «происходит встреча двух иррациональных данностей…, которые не есть ограниченные, измеряемые величины, но которые привносят с собой наряду с их потенциально определимым сознанием неопределимо распространенную сферу бессознательного»[4, с.84]. Кроме этого делается принципиальный акцент на следующих профессиональных особенностях:
1)Отказ от превосходства над клиентом, особенно тогда, когда у него духовно-личностный уровень выше, чем у самого психолога.
2)Моральный облик и психическая сбалансированность (можно сказать психологическая отработанность)
3)Недопустимость дилетантства и профанации.
4)Предоставление ведущей роли природе и следование за ней.
5)Отказ от личного индивидуализма и собственных убеждений в процессе практической работы.
6)Приоритетность практики и эмпирического опыта
7)Высокий философско-диалектический уровень.
Далее, следуя логике, обратим внимание на позицию в отношении психологической работы путем духовного целительства известного признанного духовника, православного священника А.Меня. Он также большое внимание акцентировал на личности целителя и выделял следующие наиболее важные правила. [5, с.150-156].
Первое
заключается в интенсивной нравственной работе над собой, что означает не выделение прежде всего себя и своего «я», а стремление или скорее умение отдавать и служить другим. На основании практики следует добавить, что суметь быть нужным и полезным другим, особенно для профессионального практикующего психолога, не занимающегося чудесами, а помогающего найти
истину
, оказывается неизмеримо сложнее, чем быть необходимым только самому себе, причем часто за счет других. Оказывается, чем больше от себя отдаешь и от тебя берут, тем больше ты сам приобретаешь. Это вполне можно считать одним из психологических механизмов самоисцеления. Соблюдение этого правила может к тому же и гарантировать от провала в оккультные мистические иллюзии и уход от истины, что в духовно-природной психотерапии может быть особенно опасным.
Второе
правило предусматривает избегание каких-либо психологических процедур или воздействий лишь из личного природного любопытства. Это особенно опасно в случае излишне инфантильной психики целителя. Такие манипуляции могут быть оправданы только при строгом соблюдении научного подхода. Из практики достаточно надежным фактором недопущения ошибки в подобных ситуациях может быть осознанный и оплаченный запрос самого клиента. Но здесь следует учитывать еще один немаловажный момент. Дело в том, что отечественный клиент, очевидно в силу своей изначальной достаточно значительной психической неадекватности и мистифицированности, обусловленной некритическим стремлением к чуду, скорее готов заказывать и даже оплачивать утверждение в собственном самообмане, чем поиск истинных причин своей невротичности. А это для психолога абсолютно неприемлемо.
Третье
правило касается «сознательно верующих». При этом отмечается, что неосознанно верующими являемся мы все. Речь идет о связи с Высшим Началом или Божественным. Если религиозная осознаваемая вера воплощена в осмысленных понятиях и атрибутах, то на неосознанном уровне может иметь место ее подмена всевозможным идолопоклонством. Мы это называли псевдоверой. В исследовании такими идолами выступали деревянные фигурки и псевдовера в сознание Кришны. Стремление человека уйти от реальных жизненных проблем путем создания для себя подобного рода «игрушки» с целью поклонения является довольно частым. Обычно эти иллюзии и самообман в самом святом для человека, чем является психический феномен веры, заканчивается очень трагично. Напомним, что таких участников мы называли «верующими». Что же касается самого психолога, то для него эти иллюзии могут быть особенно опасными, поскольку в этом случае они, подобно духовной заразе, могут распространяться посредством психотерапевтического процесса на других людей. В случае ДППТ это имело исключительное значение, поскольку здесь психолог являлся непосредственным посредником между природой и человеком. А одновременное присутствие и божественного и дьявольского в условиях полного хаоса на протяжении всей психологической работы делало данное правило в прямом смысле условием выживания самого психолога.
Четвертое
правило касается особенностей индивидуального и массового подхода к духовному целительству. Здесь отмечается важность не количества, а качества психологической помощи. Согласно этому, если целителю удалось реально помочь хотя бы одному человеку, он уже не зря занимается своим делом. Особую роль при этом имеет одно из семи таинств Церкви, специально посвященное целительству. Оно называется соборованием или елеосвящением, когда группа священников из семи человек пытается помочь тяжело больному, часто находящемуся на смертном одре. Главное заключается в оказании помощи не человечеству, народу или какой-то иной однородной массе, а совершенно конкретному, живому, страдающему отдельному человеку. Именно это и является основным императивом среди прерогатив в работе психолога, что особенно отмечал К.Юнг.
В нашей психологической работе и исследовании этот фактор постоянно четко рефлексировался и осознавался. Мы использовали как наиболее оптимальный и эффективный широко известный в практической психологии метод групповой психотерапии, называемой тренингом. Такая группа составляла 10-12 человек, что позволяло, сохраняя личный, индивидуальный подход особенно в плане контроля за состояниями, использовать эмерджентный эффект группы, ярким подтверждением которого явилась работа «команды». При этом в один из наиболее напряженных и тяжелых моментов, когда один из участников попал в предельное психическое состояние, напоминающее эпилептический припадок, сформированная самой Природой группа из нескольких человек смогла помочь ему успешно завершить этот процесс, названный впоследствии «изгнанием дьявола». Имела место процедура, очень напоминающая то же соборование.
И если теперь представить, что ответственность за все эти правила и требования ложится на плечи и психику психолога, становится понятной без дополнительных комментариев роль и особенности его личности в процессе психологической работы на уровне психолога-духовника. Поэтому последующее изложение эмпирически выявленных правил протекания процесса духовно-природной психотерапии не должно показаться слишком жестким и категоричным. Если коротко, то это просто были условия выживания исследования и успешного его завершения. Не случайно их удалось окончательно отрефлексировать лишь спустя два года после окончания исследования. Но и это тоже только некоторый промежуточный вариант, который в дальнейшем должен видоизменяться и трансформироваться. Заметим, что они относятся не только к личности психолога но и к работе в целом. Рассмотрим их более подробно.
1. Личностное принятие как сознательно, так и бессознательно понятия веры
в виде психического феноменологического образования с неформальной акцентуацией на христианстве и православии, что больше всего соответствует национальной ментальности и культуре. Заметим, что это понятие формировалось в психике постепенно и дозировано, плавно выплывая из бессознательного посредством эмпирического опыта, постоянно подтверждаясь и критически оцениваясь реальной действительностью. Наиболее адекватным и эффективным оно становилось в предельных и запредельных ситуациях, когда ни на что другое опереться было нельзя. Интересной демонстрацией этого процесса было столкновение на природных тренингах неформальных понятий веры психолога и одного из наиболее акцентуированных «верующих» из числа участников, приверженца сознания Кришны, что в конечном итоге привело к его «отречению».
2. Личностное принятие эсхатологичности
, как изначальной духовно-психической природы. Постоянная готовность к «беспределу» в психологической работе с предельными и запредельными состояниями и процессами.
Как показала практика и опыт жизни в тоталитарном обществе, где психологический «беспредел» являлся чуть ли не нормой взаимоотношений личности и государства а также межличностных контактов в соответствующих социальных средах, психологическая работа могла быть эффективной только в том случае, когда она была в состоянии противопоставить сформировавшимся невротическим образованиям, основанным на страхе, адекватный противовес, основанный на вере, духовности и смелости. Особенно ярко это проявлялось при возникновении аффективных ситуаций, связанных с «ведьмовством» и «дьяволизмом», когда психологу приходилось фактически оставаться с этими явлениями один на один. Здесь четко стоял вопрос, «кто кого».
3. Наличие достаточного личного профессионального и жизненного опыта
, количественно и качественно соизмеримого и адекватного разрабатываемому невротическому материалу.
Имеется в виду уровень профессионализма психолога с учетом духовной составляющей. В первую очередь речь идет о работе с людьми, о понимании национальной ментальности и социэтальной психики в целом, в том числе культуры, особенностей исторических социальных процессов, а также современной жизни и ее психосоциальных факторов. В исследовании это могло определяться психологическим «весом» и способностью его использовать в психотерапевтических целях. Одновременно необходимо было быть и «своим человеком» для группы и в то же время неформально удерживать собственный личностный и профессиональный авторитет в качестве единственного аргумента в конфликтных ситуациях. Это давало возможность постоянно рефлексировать критическую оценку собственных возможностей и заниматься самопсихотерапией .
4. Достаточная личная психологическая отработанность и сбалансированность
, отсутствие серьезных актуализированных невротических содержаний и нерешенных проблем, в том числе личной и семейной жизни. Высокий уровень добропорядочности, нравственности и духовности. Наличие личного неформального авторитета.
Это и предыдущее правило удавалось реально реализовывать уже непосредственно в процессе психологической работы как с группой, так и с собой, что оказывалось достаточно непросто. Не обходилось без некоторых шероховатостей и даже отдельных срывов в виде откровенных конфликтов с исследовательской группой. В определенный момент это привело психолога к состоянию, напоминающему «профессиональное сгорание», а группу — к откровенному отказу от дальнейшего участия в исследовании. В тот момент, как сейчас стало понятным, буквально висела на волоске не только судьба исследования, но и профессиональная карьера и личное благополучие психолога. Исследование на своей драматической волне начало сравниваться с реальной жизнью. Довольно четко обозначились грани и барьеры, которые необходимо было преодолевать. При этом воедино сливались психологическая работа, исследование и реальная жизнь, когда личная психологическая несостоятельность была буквально смерти подобна.
5. Личная индифферентность и невмешательство
в естественно-природные духовно-психические процессы, какими бы противоречивыми и драматическими они не оказывались. По сути это правило невмешательства в Природу.
В этом случае губительной могла оказаться личная психологическая неотработанность личности психолога. Любое актуализированное невротическое содержание могло привести к непосредственному столкновению с природными процессами, результат которого был бы предрешен. Хорошим подспорьем здесь могло быть одно из основных правил фрейдовского психоанализа, требующее абсолютной бесстрастности и спокойствия психолога. В качестве яркой метафорической демонстрации этого правила вспоминается достаточно необычное природное явление, которое удалось недавно наблюдать. Это гроза в лунную ночь. На одной части неба практически непрерывно сверкают молнии и гремит гром, а на другой также ярко светит почти полная луна, философски молчаливо взирая на этот хаос. При этом идет спокойный теплый дождь, как результат всего происходящего. Здесь луну можно сравнить с психологом, грозу — с работающей тренинговой группой, а дождь — с продуктивным результатом такой работы.
6. Личная смелость и решительность
, как противовес страху и ужасу, возникающим в процессе глубинной психологической работы, вплоть до полного запрета на испуг и дезориентацию.
Чтобы лучше понять это правило, представьте себе ситуацию, когда в тренинговой группе появляется «сумасшедший» — участник со всеми признаками острого психоза и полным набором агрессивных и дезорганизующих проявлений. Он откровенно шантажирует психолога своим неадекватным поведением, что подкрепляется очень высоким уровнем негативной психической энергии, особенно если к этому прибавить мистические содержания и проявления, напоминающие «шабаш ведьм». В такой ситуации любая ошибка или просто нерешительность могли бы полностью деморализовать остальных участников и посеять панику. А при вхождении группы в предельные состояния, обозначаемые нами «дьяволизмом», подобные проявления становились вполне естественными, и единственное, что стабилизировало ситуацию, было уверенное и спокойное поведение психолога.
7. Полная откровенность и честность
в оценках, комментариях и интерпретациях психических процессов и состояний, особенно своих собственных.
Это правило было основным гарантом конструктивности и продуктивности психологической работы. Именно оно могло гарантировать критичность интеллектуальной деятельности, актуализацию невротических содержаний, их проявление и адекватное осознание. Это часто приводило к «покаянию», «исповеди», «отречению» и другим подобным проявлениям духовного роста.
8. Личная самодостаточность
и
независимость
от группы. Это правило гарантировало контроль взаимной невротической «привязки» между психологом и группой в целом, а также отдельных ее членов. С увеличением глубинности психологической работы такая «привязка» неизбежно превращалась в нечто большее, вплоть до идолопоклонства. А при достижении предельных уровней и состояния подобно «шабашу» появлялись признаки принятия культа. Здесь становится понятным особенность психологического механизма создания культа вообще, разница только в его масштабах. Такая опасность в определенный момент довольно реально нависла в частности над исследовательской группой после Карпатского тренинга. Некоторые «верующие» даже начали предлагать преобразовать ее в некое братство на культовой основе. В такой ситуации от психолога потребовалось много личных усилий в создании собственной самодостаточности и психологической независимости. Здесь можно с уверенностью сказать, что на таком уровне психологической работы психолог уже просто не имеет права на собственную профессиональную, социальную и психологическую несостоятельность и невротичность. Это в первую очередь касается профессионального самоопределения, личностной самоактуализации и семейного благополучия. В этой связи следует отметить еще один достаточно важный фактор. На протяжении всего исследования психолог довольно четко ощущал состояние, которое можно назвать «ведением» со стороны очевидно каких-то внешних природных психических феноменологических образований. Вполне понятно, что для природных тренингов это вполне закономерное явление, как достаточно устойчивый способ поддержания надежной взаимосвязи с Природой и рефлексирования ее основной ведущей функции. Но, учитывая большую массу мистических содержаний в нашей психике, появлялась опасность «псевдоведения», ухода в язычество и идолопоклонство. Единственным гарантом психической устойчивости в данном случае являлась личная духовность, основанная на неформальной вере в христианском понимании.
И в заключение обозначим буквально несколькими штрихами современное состояние профессионального и личностного уровня наших психологов-практиков. Как показало данное исследование, реальная профессиональная ситуация требует от психолога выхода в своей работе на уровень собственного «Я». При этом предлагаемый сегодняшней психологической наукой психотехнический и диагностический инструментарий становится не более, чем подготовительным «разогревающим» средством. Реальная же работа, обеспечивающая необходимый уровень эффективности и надежности реализации истинного психологического запроса клиента, выполняется уже самим психологом, как профессиональной личностью. Это подтверждает гипотезу известного отечественного психолога-практика А.Ф.Бондаренко [6, с.142] о том, что профессиональное самоопределение (ярким примером которого может служить настоящее исследование) уменьшает дистанцию между «Я-функциональным» и «Я-экзистенциальным», стимулируя дальнейшее развитие специалиста. Можно добавить, что для психолога-духовника «Я-экзистенциальное» является нормой и условием профессиональной состоятельности.
Большинство отечественных психологов-практиков пока останавливается на уровне «Я-функционального», делая основной упор на когнитивную сторону своей работы, увлекаясь изучением как можно большего количества различных техник и методик, забывая о собственном личностном развитии и совершенствовании. Ведь главное продуктивное профессиональное зерно не нужно искать где-то во вне. Оно находится в самой личности, дожидаясь, когда его найдут и взрастят. А это оказалось гораздо более сложным и трудным, чем просто заниматься накоплением внешних сведений.
Литература:
1. Юнг К.Г. Синхронистичность. — Рефл«-бук, Ваклер, 1997. — 313с.
2. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: Институт трансперсональной психологии, изд. Института Психотерапии, 2000. — 497с.
3. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. — Санк-Петербург — Москва: Университетская книга, АСТ, 1997. — 303с.
4. Юнг К.Г. Практика психотерапии. — Санк-Петербург: Университетская книга , 1998. — 416с.
5. Мень А. Магия. Оккультизм. Христианство. (Из книг, лекций и бесед). — М.: Фонд им. А.Меня, 1996. — 196с.
6. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика: (Учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). — Киев: Укртехпрес, 1997. — 216с.
© Александр Ткаченко, 2006 г. © Публикуется с любезного разрешения автора
««« Назад К началу Вперед »»»
Психодинамическое направление в теории личности
Учение о личности по Фрейду
В середине 19-го столетия Фрейд взял на себя смелость сравнить центр психической жизни человека с айсбергом, у которого лишь ничтожно малая часть находится на поверхности, а все остальное скрыто в морских глубинах.
Ученый предложил интересную теорию, позволяющую рассматривать психику личности, как поле брани, на котором сошлись:
- непримиримые силы инстинкта;
- рассудок;
- сознание.
В соответствии с учением Фрейда можно сказать, что не только сами поступки людей зачастую иррациональны, но и само значение и причины поведения. Все это очень редко поддается осмыслению.
Психология А. Адлера
Один из многочисленных способов, направленных на попытку расширить теорию Фрейда. Основное отличие Адлера, которое он отстаивал, заключалось в существовании бессознательного функционирования целесообразности. И это понятие отнюдь не является тождественным рациональности.
Психология К. Юнга
Аналитическая психология Юнга была построена на изучении динамических влечений, которые неосознанно влияют на поведение человека, а также на накопленный за годы жизни опыт. Психолог был убежден в том, что содержание бессознательного, это не что иное, как подавление агрессивных и сексуальных побуждений и даже больше того! Специалистом был введен термин, который получил название аналитическая психология, которая отправляла исследователей человеческих душ в глубокие корни истории.
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 179882
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.
Бихевиоральное направление в теории личности
Бихевиоризм Уотсона
Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.
Основные положения теории Скиннера
Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.
Статья на тему «Психологические характеристики личности»
Психологические характеристики личности
Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.
Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.
В литературе имеются разные точки зрения по психологическим характеристикам личности. Одни авторы сходятся в характеристиках с друг другом, другие называют иные характеристики. Обобщив изученную информацию, на рисунке 1 представлены возможные психологические характеристики личности.
Рисунок 1 – Психологические характеристики личности
Темперамент – это совокупность таких особенностей психики человека, как интенсивность протекания психических процессов, их ритм и темп. Это фундамент личности, основанный на биологических процессах, протекающих в организме, и принципе наследственности.
Принято различать 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
- Сангвиник – сильный, уравновешенный тип нервной системы. Эти люди хорошо справляются с нагрузками психического и эмоционального типа. Адекватны в чувствах и действиях. Легко приспосабливаются к обстоятельствам. Им характерна высокая социальная активность и гибкость поведения.
- Холерик – характерно неумение правильно распределять силы (многие дела не доводятся до конца). Эти люди отличаются повышенной эмоциональностью, любовью к переменам, мечтательностью.
- Флегматик – спокойные, уравновешенные, даже инертные люди. Их сложно вывести из равновесия, но и успокаиваются они долго. Очень вялая реакция даже на сильные потрясения.
- Меланхолик – слабая нервная система. Эти люди не выносят высоких нагрузок, склонны быстро утомляться, очень ранимы и чувствительны. Ярко выражена эмоциональная нестабильность. Тонко чувствуют других людей и изменения в окружающем мире.
Темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим. Может быть лишь хорошее или плохое умение владеть своим темпераментом, использовать его.
В психологии способностями называют психические свойства, благодаря которым человек способен успешно выполнять конкретный вид деятельности (или нескольких).
Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в деятельности писателя, ученого, педагога. Способностями мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника-живописца; эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющее большую роль в творчестве писателя; техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника; музыкальный слух. Способностями мы можем назвать те качества ума, которые составляют условие успешного выполнения многих видов деятельности.
Способности формируются и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался, хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Если же у человека есть совокупность задатков, которые необходимы для развития способности, это называют одаренностью.
Под характером обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерном» человеке.
Психические свойства личности, из которых слагается характер и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера. Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность – примеры различных черт характера. Считая, что один человек обладает мужеством, а другому свойственна трусость, мы тем самым говорим, что следует ожидать от того и другого при столкновении с опасностью. Указывая на инициативность человека, мы хотим этим сказать, какое отношение к новому делу следует ожидать от него.
В отношении же к характеру мы постоянно пользуемся выражениями «хороший характер», «плохой характер». Это показывает, что словом «характер» мы обозначаем те особенности человека, которые непосредственно отражаются в его поведении, от которых зависят его поступки, которые поэтому имеют прямое жизненное значение. Многие из черт характера мы всегда оцениваем как положительные – мужество, честность, добросовестность, скромность, другие – как отрицательные – трусость, лживость, безответственность, хвастовство и т.д.
Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.
Два человека могут выполнять одно и то же дело и преследовать при этом одну и ту же цель. Но один будет работать с энтузиазмом, «гореть» тем, что он делает, тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга. И это различие в том, как два человека выполняют одно и то же дело, нередко имеет глубокое характерологическое значение, отражая устойчивые особенности индивидуальности этих двух людей.
Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.
Характер связан со всеми сторонами психической жизни. Чертами характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они приобретают существенное значение в психическом складе данного человека, если они влияют на его линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.
Такие признаки, как наблюдательность или критичность ума, нередко бывают не просто особенностями процессов восприятия или мышления у данного человека, а существенными чертами его личности.
Характер еще менее, чем какие-либо другие качества личности, является врожденным и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются в привычный, нормальный для него образ действия.
Понять направленность личности – это, прежде всего, раскрыть устремления человека, цели, которые он ставит на своем жизненном пути, мотивы, которыми руководствуется в своих действиях и поступках, причины, побуждающие его к активной деятельности. Все это реализуется в таких психологических формах, как потребности, интересы, убеждения, мировоззрение.
Что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность – это побуждение к деятельности, которое переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечи-вают существование человека. От рождения человек, как и все животные, нуждается в питании, сне, воздухе, питье и т.д. Эти потребности являются необходимым условием существования организма животного и человека. Без удовлетворения естественных потребностей и животное, и человек обрекаются на смерть. Наряду с естественными у человека, есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в общении с другими людьми, в эмоциональном тепле, в уважении, потребность в знаниях, культурные потребности (чтение книг, слушание музыки, посещение театров и кино), потребность в деятельности, эстетические потребности.
Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека, надо знать мотивы этих поступков, действий. Например, студент тщательно учит анатомию. Мотивом может быть и желание порадовать родителей, и желание понравиться преподавателю, и потребность в приобретении знаний. Поэтому, оценивая поступок человека, необходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только тогда можно правильно оценить его.
Мотив – это побуждение к деятельности, объяснительная причина поступков, связанная с удовлетворением определенной потребности. Существуют осознанные мотивы и неосознанные. Неосознанный мотив, когда человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят влечение, на формирование неосознанных мотивов оказывают влияние установки, внушения.
В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интерес – одна из форм направленности личности на тот или иной предмет, явление или деятельность, окрашенная положительной эмоцией. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни.
Важный мотив поведения – убеждения. Это определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.
Мировоззрение – система взглядов на окружающую человека объективную реальность.
Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Единство личности заключается в том, что личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей. Поэтому личность формируется, воспитывается не по частям, а в целом, т.к. нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внимание, отвлекаясь от других черт личности.
Устойчивость свойств личности заключается в том, что при всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
Человек действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.
Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны – здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды – так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки).
В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают).
Список использованных источников
1 Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. уч. завед. /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс. –2012. – 363с.
2 Психологическая характеристика личности https://womanadvice.ru
/psihologicheskaya-harakteristika-lichnosti
3 Психологическая характеристика человека https://iskovoe.my1.ru/publ/kharakteristika_dlja_predjavlenija/psikhologicheskaja_kharakteristika_cheloveka_obrazec/15-1-0-32
4 Личность. Психологическая характеристика личности. https://psychologymk1.ucoz.ru/load/lekcija_lichnost_osnovnye_kharakteristiki_lichnosti/1-1-0-3
Социально-когнитивное и когнитивное направление
Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры
Персонология, после становления бихевиоризма выдвинула предположение о том, что поведение человека будет регулироваться сложной системой взаимодействия между различными внутренними явлениям, а также – факторами окружения. Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов:
- Поведенческих
- Когнитивных
- Средовых
Теория социального научения Джулиана Роттера
Д. Роттер последовательно продолжал учение Бандуры, активно развивая его. При описании социально-когнитивной теории была описана модель взаимной причинности поведения, где люди являются одновременно продуктом и производителем собственного окружения.
Ученый сосредоточил свое внимание на том, как люди обучаются поведению в социальном контексте. А поведение, по мнению специалиста, определяется уникальной, присущей исключительно человеку, способностью думать и предвидеть различные исходы.
Когнитивная теория личности Джорджа Келли
Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Все это позволяет выстроить четкую и понятную схему взаимоотношений с окружающей действительностью.
Диспозиционные теории личности
Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта
Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.
Рэймонд Кеттел: структурная теория личности
Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.
В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:
Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.
Ганс Айзенк: теория типов личности
Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:
- общий уровень – это типы;
- чуть выше – черты;
- ниже расположены привычные реакции;
- в самом низу находятся специфические реакции.
Научные подходы в психологии личности человека
Деградация личности человека — что это такое
В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.
Поиск личностных отличий
Глубинная или психодинамическая теория личности
Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.
Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.
Феноменологическая теория личности
В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.
Диспозициональная теория личности – теория черт
Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.
Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно.
Поведенческие теории личности
Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.
Разное поведение
Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:
- Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
- Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.
Когнитивные теории личности
Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.
Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.
Хорошие отношения с окружающими
Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.
Гуманистическое направление в теории личности
Теория самоактуализации А. Маслоу
Такой термин, как «гуманистическая психология» был введен в обиход группой специалистов, работавших над проблемой в период 1960-х годов. Данное направление развивалось как психология третьей силы. Она предполагает трактовку человеческой природы диаметрально противоположной той, что была общепринята в самых широких кругах исследователей человеческих душ.
Сторонники Маслоу предлагают придерживаться следующих основополагающих, по их мнению, принципов:
- Человек – существо мыслящее, свободно выбирающее способ действия.
- Каждый индивид находится в постоянном развитии.
- Каждый человек сам выбирает, как прожить свою жизнь.
- Бытие каждого отдельно взятого человека уникально и неповторимо.
Гуманистическая психология К. Роджерса
Роджерс продолжил развивать теорию личности и в результате проделанной работы были сделаны соответствующие выводы:
- Каждый человек конструктивен, его сущность реалистична и направлена на постоянное развитие.
- Каждый человек – это позитивное, нацеленное на гармонию существо.
- Развитие каждого человека осуществляется на основе врожденных возможностей.
- У каждого отдельно взятого человека выражено естественное стремление к движению по направлению к независимости и социальной ответственности. Все это – на основе творчества и зрелого подхода к самой жизни!
Понятие личности и индивидуальности
Человек уже рождается человеком, у него в генах заложены природой предпосылки для развития человеческих качеств и признаков. Строение человеческого тела предполагает прямохождение, структура мозга дает возможность развития интеллекта, строение рук перспективы для использования орудий труда и так далее. Этим человеческий младенец отличается от детеныша животных. Факт принадлежности младенца к роду человеческому фиксируется в понятии индивид. В данном термине воплощается родовая принадлежность человека. Индивид — это и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны.
Человек является биологическим существом, животным, которое наделено сознанием, речью, обладающее способностью трудиться, а также познавать окружающую действительность и изменять, преобразовывать ее. Вместе с тем, человек – общественное существо. Это важный признак, потому что общественные отношения и общественная жизнь, коллективный труд подчинили себе и изменили телесную, биологическую организацию человека.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологическая характеристика личности 400 руб.
- Реферат Психологическая характеристика личности 220 руб.
- Контрольная работа Психологическая характеристика личности 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В психологии широко употребляется также понятие «личность».
Определение 1
Личность – социально-психологическая сущность человека, которая является результатом усвоения человеком общественных форм поведения и сознания.
Личность способна осуществлять выбор и оценивать последствия принятых решений, иметь активную жизненную позицию.
Природные особенности являются важными предпосылками, необходимым условием психического развития, но при этом они не определяют характер, способности, интересы, идеалы, убеждения человека. Мозг, являясь биологическим образованием, служит предпосылкой для проявлений личности, но сами они — это продукт общественного человеческого бытия. Существо, которое обладает человеческим мозгом, развиваясь вне рамок человеческого общества, не станет никогда даже подобием личности.
В психологии вместе с понятиями «личность» и «человек» употребляют также понятие «индивидуальность».
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Определение 2
Индивидуальность — это личность определенного человека, в ее конкретном варианте, как неповторимый симбиоз своеобразных психологических особенностей.