Что такое характер
Само это понятие появилось еще в эпоху Античности и произошло от греческого слова «отпечаток». Действительно, характер проявляется в поведении человека и накладывает на него отпечаток, делая неповторимым, узнаваемым. И чем сильнее характер, тем более яркими и уникальными являются результаты деятельности личности. А вот человека, который лишен этой силы, то есть того внутреннего «Я», которое управляет поведением, часто называют бесхарактерным. Не в том смысле, что у него нет характера, а потому что его поступки определяются внешними обстоятельствами, а не внутренними убеждениями и нравственными качествами.
Характер – это сложная система свойств и качеств личности, поэтому их сочетание и степень выразительности делают каждого человека неповторимым. Черты характера, составляющие его структуру, принято делить на две большие группы:
- биологически заданные (врожденные);
- сформированные в процессе развития личности (приобретенные).
Биологическая основа структуры характера
В основе характера лежат врожденные особенности высшей нервной деятельности:
- скорость протекания нервных процессов;
- сила этих процессов;
- соотношение возбуждения и торможения в нервной системе.
Совокупность этих особенностей составляет темперамент или тип высшей нервной деятельности человека. Выделяют всего 4 типа темперамента (флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик), но в чистом виде они практически не встречаются. Это комплексы черт, особенностей высшей нервной деятельности, которые присутствуют у человека в разных сочетаниях и разной степени выраженности. То есть если взять, например, такую парную характеристику, как интроверсия-экстраверсия, то человек может быть в большей или меньшей степени экстравертом или интровертом.
А таких характеристик, составляющих темперамент, несколько. Например:
- ригидность и пластичность;
- эмоциональная устойчивость и эмоциональная неуравновешенность, сенситивность (чувствительность) и т. д.
За счет их сочетания и создается уникальная биологическая основа для характера, и в процессе его формирования врожденные индивидуально-психологические черты переплавляются под влиянием среды, смешиваются с социальными качествами, приобретенными свойствами, особенностями и создается совершено уникальная личность.
Характер и его физиологические основы
Характер — второе индивидуально-психологическое свойство личности. В переводе с греческого языка это слово означает «чеканка», «примета», «признак». Если в темпераменте личность раскрывается со стороны своих динамических проявлений, то в характере – со стороны ее содержания. Характер обусловлен общественно-историческими условиями — принадлежностью к эпохе, нации, классу, усвоением социального опыта, типическими обстоятельствами жизненного пути, воспитанием, зависит от природных предпосылок развития индивидуальности задатков, типа высшей нервной деятельности, темперамента, который определяет внешнюю его форму выражения, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера.
Знание существенных особенностей человека, выражающихся в характере, позволяет в какой-то мере предвидеть, как он будет поступать в тех или иных ситуациях. Характер – основа личности, ее стержень, значение которого чрезвычайно велико. Это нашло отражение в народной мудрости, которая гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». В этих словах подчеркивается органическая взаимосвязь отдельных поступков, характера и общей жизненной линии человека. От особенностей характера во многом зависит жизнедеятельность человека, его успехи и неудачи. Положительные черты характера помогают преодолевать трудности, влияют на жизнь и работу коллектива, настроение людей. Люди высоко нравственные, доброжелательные, хорошо устанавливающие товарищеские взаимоотношения, успешно сотрудничают, стимулируют жизнедеятельность коллектива, делают ее полнокровной и интересной. И, наоборот, человек с «тяжелым» характером угрюмый, озлобленный, склочный – мешает жить всему коллективу, создает атмосферу напряженности, нервозности, раздражительности, конфликтных ситуаций. Характер формируется в семье, обществе, но проявляется у человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, уровня притязаний, т.е. тех «внутренних условий» по С.Л. Рубинштейну, через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.
Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является и «устойчивым» и «изменяющимся». С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и его проявлений. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.
Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы (тип ВНД), с другой — система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Свойства нервной системы определяют в нем такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, большую подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или замкнутость, легкость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность. Тип ВНД влияет и на другие проявления характера, например, на тонус чувств, внешнюю выразительность движений, речь. Он сказывается на волевых проявлениях (в виде порывов или ровно, методически), проявляется в способности выполнять работу, требующую терпения и выносливости. Но тип нервной системы не предопределяет содержательной стороны ни личности в целом, ни отдельных черт ее характера. Так, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенным типом нервной системы, напротив, спокойная, медлительная манера поведения чаще возникает на базе уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения.
Характер во многом – навык сознательного поведения, привычек. Поэтому в физиологические его механизмы входят возникающие в мозгу динамические стереотипы — системы временных связей, условных рефлексов. Образующиеся стереотипы обеспечивают типичное поведение в типичных обстоятельствах. Ломка стереотипа проходит с трудом, порой очень болезненно. Изменение привычного образа жизни, прекращение привычных занятий, потеря близкого человека могут привести к значительным изменениям в характере личности. Составляющими физиологических основ характера личности являются также индивидуальное взаимодействие первой и второй сигнальных систем и особенности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер также может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле. Характер человека взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями, мировоззрением, убеждениями, моральными принципами и т.д., многогранен и многообразен в своих проявлениях. В зависимости от конкретных задач, которые решает человек, а также от состояния организма могут проявляться или тормозиться то одни, то другие свойства характера. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.
Структура характера
В
ее основе лежит несколько групп черт, выражающих систему отношений личности. К
первой группе
относятся черты, выражающие отношение личности к действительности, обществу. В основе этой группы черт лежит направленность личности, система ведущих мотивов. Направленность как важнейшая сторона характера представляет собой своеобразно переживаемое избирательное отношение к действительности, имеющее определенное содержание и те или иные психологические формы. К ним относятся: внимание, интерес, идеалы человека, чувства.
Вторую группу
составляют черты, которые проявляются в труде, деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность, усердие, добросовестность, ответственность, творческое отношение (или противоположные черты) и т.д.
Третья группа
черт выражает отношение человека к другим людям: доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость, правдивость, искренность, гуманность (или противоположные черты) и т.п. Основа этой группы – эмпатийное или безразличное отношение к людям.
Четвертая группа
– это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность, самолюбие, эгоцентризм, самообладание, достоинство, строгость и пр.
Пятая группа
включает черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, щедрость, скупость, расточительность и т.д.
Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к обществу, природе, другим людям, к самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих вовне, в жизни, деятельности человека, одни отношения сменяются другими – отношениями иного уровня. Характер – личностная особенность, в большой степени обусловленная общественно-историческими условиями жизни человека, прежде всего окружающей его социальной средой. На различных возрастных этапах его формирование происходит по-разному, в зависимости от жизненного опыта, условий жизни, преобладающих форм деятельности, условий воспитания и самовоспитания.
Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того окружения, с которым ребенок вступает во взаимодействие. Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых. Существенным моментом является объективность оценки поступков и действий ребенка. Накладывает свой отпечаток на индивидуально-психологические особенности и в первую очередь на характер человека его профессия. В этом смысле говорят о профессиональном характере педагога, врача, художника, актера, военнослужащего и т.п.
Структура характера: социально обусловленные черты
Наряду с врожденной, биологически заданной основой характер включает в себя свойства личности, которые формируются под воздействием социума в процессе воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.
Тут надо особо подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия общества. Он активно взаимодействует со средой, пропускает через себя все, что он получает из окружающей действительности, переплавляет в своем внутреннем мире и уже на основе этого преобразованного опыта формируется его характер. Поэтому совершенно неправильно в недостатках собственного характера обвинять социум (семью, школу, общество в целом). Мы сами себя создает и сами несем ответственность как за положительные, так и за отрицательные свои качества. Доказательством может служить пример того, что в одной семье вырастают дети с совершенно разными характерами.
Характер имеет довольно сложную структуру, в которой наряду с биологической основой выделяют 4 группы качеств, которые формируются под влиянием социальной среды.
Нравственные черты
Нравственные или моральные качества личности связаны с принятыми в обществе нормами поведения, ценностями, идеалами и установками. Проявляются нравственные черты характера:
- в социальной сфере;
- в общении с людьми;
- в отношении к ним и к общественно значимым ценностям.
Формирование этих черт характера – сложный процесс, который происходит не только под влиянием непосредственного окружения человека, но и под воздействием СМИ, художественной литературы, традиций, верований и преданий.
Разнообразие каналов воздействия и активное взаимодействие человека с ними, а также своеобразие его индивидуально-психологического склада обеспечивают уникальный набор нравственных черт, присущий каждому человеку. Среди наиболее значимых можно назвать следующие положительные моральные качества:
- чувство долга – умение подчинять свои личные желания потребностям социума;
- справедливость – способность различать добро и зло и стремление защищать добро и бороться против зла;
- честность – верность своим обязательствам, стремление к правде, неприятие в своем поведении лжи;
- вежливость – уважение других людей, соблюдение норм поведения в отношении каждого члена общества вне зависимости от социального положения или возраста;
- преданность – верность другому человеку, социуму, идеалам, проявляющаяся даже в самых сложных обстоятельствах;
- дружелюбие – умение не только уважать людей, но и испытывать к ним позитивные чувства, желание поддержать, помочь.
Это лишь самые основные положительные моральные качества, на самом деле их значительно больше, вы и сами можете продолжить этот список. Наряду с положительными, существуют и отрицательные черты, которых тоже немало:
- лживость;
- грубость;
- наглость;
- подлость;
- трусость;
- жадность и т. д.
Идеальных людей нет. Особенность характера любого человека в том, что в нем могут присутствовать как положительные, так и отрицательные качества, проявляясь в разных ситуациях, создавая неповторимый, индивидуальный облик человека. Например, мужчина, смело бросающийся на спасение людей из горящего здания, может отчаянно трусить перед походом к стоматологу.
Эмоциональные черты
Эмоциональные качества личности в значительной степени определяются свойствами темперамента. Например, повышенная возбудимость и экспрессивность холерика создают своеобразный эмоциональный фон, который характеризуется перепадами настроения, влюбчивостью, вспыльчивостью или чрезмерной жизнерадостностью. С другой стороны, в процессе воспитания уделяется серьезное внимание формированию способности сдерживать свои эмоции, контролировать их.
Поэтому эмоциональные черты во многом обусловлены социальным фактором и соответствующими нормами поведения, принятыми в обществе. Например, чрезмерная (на наш взгляд) эмоциональность итальянцев вполне допускается их культурой. А вот в Японии открытая демонстрация своих эмоций считается не слишком приличной.
Разнообразие проявления человеческих эмоций обуславливает и разнообразие эмоциональных черт. В отличие от нравственных качеств, среди эмоциональных сложно выделить положительные и отрицательные. Все дело в степени проявления этих черт и в их уместности. Согласитесь, жизнерадостность на свадьбе нормальна и даже приветствуется, а вот на похоронах выглядит явно неприличной.
Можно назвать следующие наиболее распространенные эмоциональные качества личности:
- чувственность;
- страстность;
- холодность;
- жизнерадостность;
- мрачность;
- влюбчивость;
- впечатлительность;
- сдержанность;
- агрессивность;
- робость и т. д.
Проявление эмоциональных качеств личности во многом связано с потребностью в общении, поэтому у менее общительных интровертов набор этих качеств и их выраженность отличается от экстравертированного типа личности.
Волевые черты
Успех деятельности человека и то, как его оценивают в обществе, во многом зависят от его способности регулировать и организовывать свое поведение, то есть от волевых качеств. Именно они позволяют сглаживать и преодолевать такие негативные черты характера, как лень, робость, застенчивость, нерешительность и т. д.
Волевые качества воспитываются с детства, формируются под влиянием социума и тесно связаны с осознанием необходимости подчинить свою свободу требованиям общества. Воля во многом определяет и степень активности человека, и его умение сдерживать себя. Большинство психологов считают волевые качества базовыми чертами личности, во многом определяющими содержание ее характера.
К ведущим волевым качествам относятся следующие:
- выдержка – способность сдерживать свои эмоции и импульсивные действия;
- терпение – умение волевым усилием поддерживать высокую интенсивность деятельности, несмотря на усталость или болезнь;
- целеустремленность – осознанная постановка цели и умение ее добиваться;
- принципиальность – наличие устойчивых принципов и следование им в любой ситуации;
- самостоятельность – способность принимать независимые решения и организовывать деятельность для их выполнения;
- ответственность за свою деятельность, поведение, идеи и т. д.
Волевых качеств намного больше, чем здесь перечислено, но даже эти основные доказывают, насколько значима для человека эта сфера характера.
Интеллектуальные черты
Интеллектуальные качества характера – это то, что отличает нашу познавательную деятельность и накладывает отпечаток на все стороны личности. Потому что это не только умственные способности и качества внимания и памяти, но и интересы, увлечения, направленность познавательной активности.
Интеллектуальные черты во многом определяют способность человека осваивать новые виды деятельности, умение самостоятельно организовывать процесс познания. К базовым интеллектуальным чертам относятся следующие:
- качества мышления (уровень интеллекта, гибкость, креативность или стандартность, логичность, интуитивность и т. д.);
- любознательность – потребность в новых знаниях;
- находчивость – умение быстро найти ответ на сложный вопрос;
- сообразительность;
- вдумчивость;
- легкомысленность и т. д.
Интеллектуальные качества не только влияют на все остальные черты характера, но и участвуют в создании неповторимого образа человека. Недаром же говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».
Глава
XI
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ
Этот раздел психологических знаний играет большую роль в формировании холистических представлений врача. Холистический подход – один из самых важных элементов адекватного взгляда на человека (холизм
– это единство психики и тела человека во всех психологических и психопатологических феноменах). Понятие «холизм» может быть расширено до понимания под ним единства человека, его биологии, его психики и окружающего его мира. Еще с античных времен делались попытки связать особенности строения человеческого тела как биологической основы с особенностями характера человека. Знаменитая классификация Гиппократа, выделяющая четыре основных типа темперамента человека – холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический, – была, по существу, холистической типологией, так как связывала особенности человеческого характера с функционированием желчи – чисто биологического субстрата. И различные комбинации пропорций черной и желтой желчи давали в результате тот или иной характер (темперамент).
Эта классификация оказалась настолько адекватной заказу медицины, что и до сегодняшнего дня эти четыре основных типа темперамента прочно держатся в терминологии медицины, во всяком случае, в отечественной медицине. Это связано с тем, что отечественная медицина получила подкрепление этой типологии работами павловской школы, где также были выделены эти же четыре типа темперамента, но в них наличие определенных характеристик связывалось уже не со свойствами желчи, а со свойствами нервной системы, с подвижностью или инертностью нервных процессов, с преобладанием процессов возбуждения или торможения. Здесь уже тело как бы отходило на задний план и главным становилась связь темперамента со свойствами нервной системы.
Очень часто автору в его врачебной практике приходилось сталкиваться именно с этим представлением о личности человека у врачей, закончивших медицинский институт (в курсе тех предметов, которые изучают студенты, этот раздел не занимает ведущего места). Но такое представление, тем не менее, является доминирующим. Врач интернист, делая заказ медицинскому психологу на решение каких-то психологических проблем пациентов с соматическими заболеваниями, формулирует в этом заказе, как правило, ориентацию на изучение темперамента. Попытаемся понять, почему из всех знаний о психологии человека в голове даже талантливого и образованного интерниста остаются только эти четыре темперамента. Да, может быть, потому, что эта конструкция – столь устоявшаяся. Она существует с античных времен и уже является когнитивной картой людей, потому что, еще не изучая медицины, человек слышит такие выражения, как «флегматик», «холерик», «меланхолик», потому что этими терминами пользуются и учителя, и родители, и социальное окружение человека. Эта конструкция темпераментов так вошла в жизнь, что она доминирует и заслоняет собой все остальные характеристики личности человека.
Эти четыре основных темперамента описаны Галеном (хотя он описал больше – девять темпераментов, но четыре стали основными).
Сангвиник
главным стремлением имеет ориентацию на наслаждение, соединенное с легкой возбудимостью чувств, но эти чувства непродолжительны. Он увлекается всем, что приятно, его склонности непостоянны, и не следует на них особенно полагаться. Он доверчив, легковерен, любит создавать какие-то проекты, но никогда не доводит их до конца. Интересно, что когда описывались эти четыре типа по Галену, то многие художники-портретисты практически воспроизводили человека с таким темпераментом. Сангвиник обычно изображался, как розовощекий, круглолицый, добродушный, улыбающийся живой человек, т.е. уже была попытка связать свойства личности
со
строением тела.
Холерик
находится под влиянием страстей и обнаруживает замечательную силу и энергию в деятельности, в которой он очень настойчив. Он быстро воспламеняется от каждого препятствия, его чувства – гордость, мстительность, честолюбие – практически не знают предела, когда душа находится под влиянием страсти. Он не склонен размышлять и действует быстро, почти не раздумывая.
У флегматика
чувства возникают медленно, ему не приходится делать больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие, для него легче, чем для других, удерживать себя от быстрых необдуманных решений. У него трудно вызвать раздражение, он редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и страдания других людей не вызывают сильного эмоционального отклика.
Главной доминирующей характеристикой меланхолика
является склонность к печали. Он часто думает, что им пренебрегают, начиная с самого детства, он раним. Даже маленькие неудачи вызывают у него скорбь. Он воспринимает жизнь как страдание. Как холерик, он быстро и с горящими глазами реагирует на раздражители. Меланхолик обычно изображался, как бледный человек с худощавым узким лицом, погруженный в себя, в свою печаль.
Может быть именно то, что пытаясь изобразить типы темпераментов, художники интуитивно рисовали такие определенные типологические характеристики тела, и послужило основанием для создания типологий, в которых акцент был сделан именно на строение человеческого тела.
Самой первой из такого рода типологий является типология Эрнста Кречмера, созданная им в начале 20-х годов. Он выделил следующие конституциональные типы:
1. Астеник – человек высокого роста, хрупкого телосложения, уменьшенными поперечными размерами, плоской грудной клеткой, длинным, вытянутым лицом, длинным и тонким носом. У него узкие плечи, длинные ноги.
2. Средний тип – атлетик – человек высокого или среднего роста с крепким пропорциональным телосложением, хорошей мускулатурой, широким плечевым поясом, узкими бедрами и выпуклыми лицевыми костями (выдающийся подбородок, скулы).
3. Полярный астенику тип – пикник – человек небольшого или среднего роста, тучный, с повышенным весом, бочкообразной грудной клеткой, большим животом, с довольно большой круглой головой на короткой шее, у него круглое лицо с мягкими чертами.
В выделении этих типов были сделаны несколько попыток, в том числе и самим Кречмером, связать типологию конституции с определенными чертами характера и не столько с чертами характера, сколько с преобладающей психической патологией. Это привело даже к трансформации названий этих конституционных типов, когда астеник был назван шизоидом, а пикник – циклоидом, так как обнаруживалась определенная корреляция между частотой заболевания астеников шизофренией, а пикников маниакально-депрессивным психозом.
Была также сделана попытка связать конституциональные типологии с типологиями другого ряда, уже не связанного с биологическими аспектами человеческого тела, например, попытка совмещения двух типологий – типологии Э. Кречмера и типологии К. Юнга. К. Юнг делил людей на три большие группы:
1. Интроверты
– люди, ориентированные на свой внутренний мир, замкнутые, не очень общительные, эмоционально ранимые, чувствительные, склонные к длительным переживаниям неудач и самоанализу, в котором часто самооценка носит невысокий характер.
2. Экстраверт
– общительный живой открытый человек с быстрым переходом чувств, тянущийся к людям, легко впадающий в веселье и в грусть, правда, быстропроходящую. Если интроверт замкнут, закрыт, то экстраверт открыт, словоохотлив и не склонен к самоанализу. Экстраверт ориентирован, в отличие от интроверта, на внешний мир.
Интровертивный характер связывался с астеническим телосложением, а пикническое телосложение с экстравертивной личностью.
3. Амбиверт
– человек, сочетающий в себе и те, и другие качества, как бы наиболее гармоничный, пропорциональный, сбалансированный тип, который связывали с атлетическим конституциональным типом.
Э. Кречмер в своих работах, устанавливая связи между строением тела и характером, находил взаимоотношения между психическими свойствами, особенностями человека, в частности, между особенностями строения тела и функционированием эндокринных желез и характером человека. Недостаток функции щитовидной железы вызьшает одновременно и сглаживание темперамента («притупление»), и отставание в росте, сказываясь одновременно и на интеллектуальном развитии человека. Удаление семенных желез (ранней кастрации) создает флегматический, отличающийся слабыми побуждениями темперамент и параллельно с этим особое (так называемое, евнухоидное) строение тела – с чрезмерно длинными конечностями и резко измененным типом оволосения. Поэтому Кречмер во многом связывал особенности психики человека не только со строением тела, но и с особенностями функционирования эндокринных желез. Им был сделан целый ряд находок, связанных с особенностями функционирования эндокринных желез, и создана типология диспластических групп с нарушением эндокринной системы:
— высокорослый евнухоид;
— евнухоидные формы ожирения;
— инфантильные и гипопластические формы строения тела. Еще один важный раздел этой главы – это связь особенностей психики с развитием тела, с его пропорциональностью, то есть учение о дизонтогенезе, в развитии которого большая заслуга принадлежит известному детскому психиатру Владимиру Викторовичу Ковалеву и работам его сотрудников и учеников. Различные формы дизонтогенеза – нарушения пропорциональности тела, возникшие как в генетическом, так и в пренатальном периоде, в результате экзогенных и эндогенных причин.
Вот как описывает Э. Кречмер эти типы (они ориентированы на мужчин).
— Пикники
(в среднем возрасте) – это люди с короткими конечностями, сутулые, упитанные, с наклонностью к свежему цвету лица. В костях хрупки, мускулатура слабая и жировой покров лица, шеи и туловища обилен. У них объемная голова, грудь и живот. Узкие сдвинутые плечи и бочкообразное туловище. Голова наклонена немного вперед на короткой сутулой шее. Череп низок и глубок, с плоским теменем и хорошо развитым затылком. Лицо мягкое, широкое, круглое, с хорошо развитыми отдельными формами. Профиль мягко и слабо очерчен. Нос мясистый. Схематически лицо может быть изображено в виде плоского треугольника или широкого щита. Откидывающиеся назад волосы, высокий лоб и склонность к преждевременному и сильному облысению на голове, а борода и усы растут обильно.
— Атлетический тип
имеет широкий мускулистый плечевой пояс, он как бы доминирует над сильно сужающейся нижней половиной с узким тазом и стройными ногами, что придает туловищу вид трапеции. Костяк плотный, особенно в плечах и на концах конечностей. Хорошо развита мускулатура, и она выступает рельефом. Жировая прослойка бедная, сильная и высокая шея, плотная и высокая голова, сильный хорошо развитый подбородок и резко очерченный рельеф костей. Фронтально лицо напоминает вытянутое яйцо.
— Астеники
(выделяя астеническую конституцию, Э. Кречмер делил ее на два варианта: крайняя выраженность конституции – астеническая, а более слабо выраженный вариант носит название лептозомного):
а) лептозомы – у них цилиндрическое туловище с узкой вытянутой грудной клеткой и узкими плечами. Конечности и шея производят впечатление, хрупкости, кости, мускулы, кожа – нежные, тонкие, худые. Форма головы различна – маленькая, круглая, высокая.
Вытянутый, резко очерченный нос контрастирует с уменьшенной гипопластической челюстью, благодаря чему создается треугольник – выступающий нос и скошенный подбородок;
б) астеники – все вышеперечисленные черты проявляются в крайнем варианте.
Э. Кречмер описывает темпераменты этих людей: циклотимики (чаще это пикники) имеют колебания настроения между приподнятостью и подавленностью. Темп психической деятельности между подвижностью и покоем. Психомоторная сфера – адекватность раздражений, округлые естественные и мягкие движения. В классификации Э. Кречмера иногда название строения тела заменяется названием темперамента. Шизотимики (шизоиды) – настроение их колеблется между эмоциональной гиперестезией и анестезией. Темп психической деятельности представляет собой прыгающую прямую между порывистостью и тягучестью. Часто противоположный альтернативный образ мыслей. В психомоторной сфере часто бывает неадекватность эмоций – раздражение, «деревянность», парализованность, диспропорциональность. Строение тела астеническое или атлетическое. Есть различные диспластические варианты.
Помимо деления на эти две большие группы, Э. Кречмер пошел дальше, пытаясь усложнить свою типологию и создал шесть основных темпераментов: циклотимический он разделил на гипомаников – пылкий подвижный тип и синтонный – практические реалисты и даровитые юмористы (можно вспомнить телосложение актеров: Хазанова, Жванецкого, Карцева – это все пикническое телосложение и темперамент синтонного типа). Циклотимики – решительные, идущие напролом натуры. Еще один вариант циклотимического темперамента – тяжелокровный, для которого характерна склонность к депрессиям, шизотимик. Темпераменты тоже были поделены на три варианта: гиперстетики, шизотимики, анестетики. Гиперстетичный темперамент – раздражительные, нервозные, нежные, внутренне углубленные идеалисты. (Можно вспомнить портрет Шопена или Шиллера.) Шизотимный темперамент – хладнокровно-энергичные, систематически-последовательные, спокойно-аристократические (шизотимный темперамент занимает среднее положение). Шизотимики – это люди с ясной логикой, систематики, чистые идеалисты, люди рассудочного решения. Анестетики – холодно-нервозные взбалмошные чудаки, индолентные, аффективно слабые, тупые бездельники. Циклотимики – решительные, идущие напролом натуры.
Как пример преимущественно циклотимического темперамента с преимущественно пикническим телосложением можно назвать следующих известных личностей: Лютер, Готфрид Келлер, Александр Гумбольдт и вожди типа Мирабо. Преимущественно шизотимиками с соответствующим строением тела являются: Шиллер, Тассо, Гельдерлин, Стриндберг, Спиноза, Кант, Кальвин, Робеспьер.
Специфические дарования (по Э. Кречмеру)
поэты | циклотимики реалисты юмористы | шизотимики патетические натуры романтики художники формы |
исследователи | наглядно описывающие эмпирики | люди точной логики систематики метафизики |
вожди | решительные идущие напролом натуры ловкие организаторы умелые посредники | чистые идеалисты деспоты и фанатики люди холодного расчета |
Структура характера: содержание и форма
Одни и те же черты характера у разных людей проявляются по-разному. Поэтому в его структуре выделяют содержание и форму.
Содержание характера определяется базовыми ценностями человека, установками, идеалами, сформированными в процессе развития привычками. Содержание – продукт формирования личности, и в нем в наибольшей степени отражается влияние социального фактора. Определяющую роль в содержании характера играет мировоззрение как система взглядов человека и его отношения к людям, миру и своему месту в этом мире.
Однако люди различаются не только набором черт, но и формой их проявления в деятельности, типом поведения в обществе. В настоящее время стали популярными попытки классифицировать социотипы. Несмотря на различные подходы к таким классификациям, идеальную, которая подходила бы всем людям, найти не удается. Ни один тип не совпадает с реальным характером человека на 100 %. Почему? Потому что тип поведения как форма проявления характера у каждого человека уникальный. Он как отпечатки пальцев – никогда не повторяется.
Чтобы понять содержание характера человека, надо с ним пуд соли съесть. А уникальность формы на виду и заметна, если не с первого взгляда, то со второго точно. Даже если человек замкнутый, скрытный, то это тоже заметно с первого взгляда, и именно скрытность будет формой проявления его характера.