Синдром Аспергера: причины, симптомы и течение, диагностика, лечение


Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера (лат. Asperger syndrome) — это расстройство аутистического спектра.

От обычного аутизмасиндром отличается тем, что когнитивные и даже речевые способности пациента в целом сохраняются.

«Родственными» заболеваниями синдрома являются:

  • атипичный аутизм;
  • психоз;
  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Ретта и некоторые другие.

Больных отличают трудности в общении, стереотипное поведение и ограниченные интересы. Эти нарушения имеют глубокий характер, препятствующий нормальной жизнедеятельности.

Примечательно, что болезнь врождённая, а значит, она не может появиться в результате развития ребёнка в первые годы жизни. Впрочем, воспитание и окружающая среда существенно влияют на протекание синдрома Аспергера.

О том, как часто проявляется синдром Аспергера в детском возрасте, существуют разные мнения. Статистика говорит о 0,36 – 0,71 процента случаев, однако специалисты приводят совсем другую цифру: по их мнению, симптомы у детей имеются в 30, а то и в 50 процентах случаев.

Открытый всего лишь в первой половине ХХ века, синдром Аспергера долго не привлекал внимания научных и медицинских кругов. «Странным» детям ставили различные диагнозы, от атипичного аутизма до детской шизофрении, а взрослых считали просто невоспитанными людьми, хроническими неудачниками, беспринципными хамами. Настоящая причина странностей в поведении открылась позднее.

Причины синдрома Аспергера

Синдром Аспергера изучается с 1944 года, однако за это время причины появления синдрома так полностью и не выявлены. Поскольку болезнь имеет врождённый характер, высказывались мнения о её генетическом происхождении.

Исследователи о синдрома родственники также могут иметь признаки, характерные для болезни, чаще всего в более лёгкой форме — например, некоторые нарушения в общении. На это указывал ещё сам Ганс Аспергер, изучавший не только своих юных пациентов, но и их семьи.

Ещё замечено, что расстройства аутистического спектра имеют сходную генетическую природу.

Современные исследования показали, что непосредственным механизмом протекания болезни является нарушение нейронных связей в головном мозге – из-за этого управление психической жизнью человека отличается от нормального.

Другие признаки СА у взрослых

Для аспергеров характерна поразительная увлеченность своим любимым делом. Они уходят в него с головой, днем и ночью, изучая предмет своего восхищения. При благоприятном раскладе они становятся великолепными мастерами своего дела и достигают огромных успехов.

Мария увлекалась языками: в совершенстве владела немецким и английским, бегло разговаривала на французском и итальянском. Когда она решила освоить еще и хинди, преподаватель отнесся к ней скептически. Члены группы уже изучили всю грамматику и учились читать, тогда как ее знания равнялись нулю. Но уже через пару недель она с большим отрывом обогнала своих одногруппников, потому что проводила все дни и ночи за изучением языка.

Если аспи занимаются любимым делом, то отдаются ему полностью. Как правило, их интересы весьма специфичны и узко направлены.

Аспергеры проявляют удивительную внимательность к мелочам. Они дотошны и педантичны. Каждая их вещь находится строго на своем месте. Но эта черта не тотальна – встречаются среди них и те, кто уделяет мало внимания незначительным деталям.

Нередко высокая тревожность людей с СА вызывает у них развитие ОКР – обсессивно-компульсивного расстройства. Оно проявляется в многократном повторении действий, не имеющих значения. Повторяющиеся движения тела, как правило, стук пальцев, подергивание плечами, раскачивание, зацикливание на предмете, к примеру, зубочистках, патологический счет – пересчитывание шагов.

Люди-аспи – невероятные консерваторы. Им сложно отойти от привычного распорядка дня. Они тщательно планируют свой день. Просыпаясь утром и собираясь на работу, они прокладывают себе маршрут, по которому будут следовать. Они обязаны продумать несколько вариантов на разные случаи, обращают внимание на то, какие эмоции им предстоит испытать в дороге. Каждое предстоящее событие они обдумывают до мелочей. И решают, стоит ли оно тех усилий, которые придется приложить для его реализации.

Затруднения исполнительного функционирования – это проблемы в осуществлении планирования, организационных навыков и т.д. Например, человеку с синдромом Аспергера бывает сложно объединить отдельные детали в единое целое. У них страдает концентрация внимания и бывает сложно направить мысли в нужном направлении.

В физическом плане аспергеры мало отличаются от обычных людей. Но им свойственна некоторая неуклюжесть в движениях. Из-за этого таким людям становится сложно овладеть определенными видами спорта или письмом, их осанка и походка имеют особенный склад.

В общении со страдающими синдромом вас может насторожить характер речи. Она монотонна и медлительна, хотя отличается богатым словарным запасом. Их речь поставлена правильно, переполнена терминами, научными понятиями, но ее образность непостижима для аспергеров. Они не понимают смысла пословиц, поговорок, иронии и юмора, не способны к обобщениям, не могут применить одно правило к нескольким ситуациям.


Поскольку в большинстве случаев больные не способны понять чувства и эмоции другого человека, весь их разговор направлен на себя. Точнее, это монолог, в котором аспи рассказывает о своих увлечениях и т.д. Когда их учат тому, что в разговоре вы должны интересоваться жизнью своего собеседника, они способны обескуражить своими вопросами. «Каково это – быть алкоголиком?», спрашивают они человека с зависимостью от спиртного. Или же: «Какую сумму вы храните на счету в банке?». Для них не существует негласных правил общения.

Их мышление находится на высоком уровне, они решают сложные, конкретно структурированные задачи. Однако оно лишено гибкости и способности креативно мыслить.

Симптомы синдрома Аспергера

Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.

Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:

  • Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки — обращённую к нему речь воспринимает буквально.

  • Речь больного часто не содержит эмоций, слова произносятся монотонно. Ребенок не может подобрать нужные слова, чтобы объяснить то, что ему нужно. Из-за этого ребёнка считают глупым, в школе ставят низкую оценку из-за того, что он якобы не выучил урок; на самом деле ситуация обратная – он может очень быстро выучить тему (буквально наизусть), однако коммуникативные нарушения мешают воспроизвести необходимое.
  • Если же носитель синдрома Аспергера начинает уверенно говорить, то, как правило, увлекается длинным монологом. Он не понимает, как реагируют собеседники на его речь, интересно им это или нет. Ребенок часто не смотрит в глаза собеседнику, он не делает пауз в своей речи, нужных для того, чтобы слушатели восприняли его слова. Его монолог напоминает воспроизведение звукозаписи. Странным здесь является то, что говорящий вполне осознаёт, что общается с другим человеком.
  • Ещё более странно выглядит речь «аспергера» из-за почти полного отсутствия мимики и жестикуляции. Даже взгляд его во время разговора направлен в пустоту. Такая неестественность позы отмечается даже на фотографиях.
  • Ещё один основополагающий симптом — стремление к порядку. Ребёнок пытается выстроить вещи «идеальным» образом: раскладывает игрушки по цвету, форме, размеру, кладёт предметы на строго определённые места. Если он оставил вещь на одном месте, а затем кто-то переложил её на другое, но совсем рядом, то по возвращении ребёнок может её вовсе не найти. Такое часто проявляется и у взрослых, страдающих синдромом Аспергера.

Другие признаки

Люди с синдромом Аспергера имеют некоторые признаки, свойственные и другим формам РАС.

Например, они очень любят держать все в порядке. Это помогает найти в сложном и беспорядочном мире хоть какой-то понятный уголок. Порядок касается не только окружающих вещей, квартиры и рабочего места, но и поведения. Взрослые и дети стараются везде установить свои правила: идти по одному и тому же маршруту в школу и на работу, жить по четко установленному режиму дня, а питаться определенными продуктами, соблюдая четкие ритуалы.

Также люди, страдающие синдромом Аспергера, могут проявлять особую увлеченность к предметам: занимаются коллекционированием, имеют хобби, досконально изучают какую-то область знаний. Иногда им удается связать свою профессиональную карьеру с любимым делом, потому что их интересы не угасают всю жизнь.

Диагностика

Выявлять синдром Аспергера — задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей — психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика детей

Симптомы у детейважно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

Диагностика взрослых

Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:

  1. 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
  2. 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
  3. 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».

Чувства без утайки

Бесспорно, эмоциональная инфантильность привносит в жизнь людей с синдромом Аспергера свои неудобства. Но заставляет их проявлять те положительные черты, которые чувственными людьми могут утаиваться или видоизменяться в пользу ситуации.

Речь идет о такой черте как, например, честность. Чего скрывать, не каждый из нас способен к 100% честности. Порой мы стесняемся, смущаемся сказать в глаза всю правду.

Что касается аспи, то для них таких преград не существует. Они без утайки и стеснения выскажут все, что пришло им на ум, при этом не стараясь утаить детали, смягчить или приукрасить. Они просто не способны лгать в силу своих особенностей, поэтому их очень сложно втянуть в манипуляции или аферы с очевидной для них выгодой.

Такая высочайшая честность может восприниматься окружающими как невоспитанность, узкомыслие или нетактичность. Однако присмотревшись, становится понятно, что это – результат непоколебимости и отсутствия лавирования мысли.

Эти правдолюбы лишены тщеславия или хвастовства. Давая объективную оценку происходящему, рационально оценивая любые поступки, они открыто и искренне радуются достижениям других людей, без зависти и ехидства. Они нейтрально воспринимают лесть и похвалу в свой адрес, а оскорбления и критика не вызывают у них эмоциональных реакций.


Для аспергеров не существует социальных границ. Они легко ломают правила, не боясь показаться в чьих-то глазах смешными или причудливыми. Ими движет стремление к справедливости либо к получению информации. Им неважно, человек какого статуса перед ними. Они способны разрушить все ограничения, и неважно, что результатом может стать разрыв социальных связей.

Мужчина спустился в холл отеля практически полностью обнаженным, в одном нижнем белье. И без тени смущения поинтересовался у присутствующих, где его пижама.

Лечение синдрома Аспергера

Поскольку синдром Аспергера генетическое заболевание «психологической» сферы, то не существует никаких методов его медикаментозного лечения.

Однако существуют препараты, позволяющие лечить сопутствующие болезни – нервозность, депрессию, нарушения сна, невнимательность, склонность к самоповреждению. Некоторые медикаменты могут устранить даже повторяющиеся действия и поведенческие стереотипы.

Основные способы лечения синдрома Аспергера — когнитивно-поведенческая терапия, эрготерапия, тренинги социальных и коммуникативных навыков. Применяется и лечебная физкультура, которая помогает корректировать координацию движений и улучшить сенсорные навыки.

Детям показаны занятия с логопедом; его задача развить у ребёнка навыки передачи эмоций, научить делать речь яркой и выразительной. Кроме того, необходимы посещения психолога и педагога-дефектолога, которые научат ребёнка ориентироваться в окружающем мире.

В идеале терапия при синдроме должна быть смешанной: психологические, поведенческие и когнитивные методы необходимо сочетать с приёмом поддерживающих препаратов, направленных на улучшение самочувствия пациента.

Лечить синдром Аспергера у взрослых, как и диагностировать заболевание, заметно сложнее, чем у детей. В частности, потому, что взрослые носители болезни уже стали сложившимися личностями, критически относятся к попыткам лечения и часто не считают своё состояние болезнью.

Симптоматика

Клинические признаки патологии:

  1. Проблемы с невербальным коммуникативным поведением, отсутствие жестикуляции, мимики, образов, интонации;
  2. Трудности с восприятием окружающей действительности, творческой и познавательной деятельностью, нарушение взаимодействия в социуме, непонимание образных выражений, отсутствие чувства юмора;
  3. Нестабильный эмоциональный фон — чрезмерное умиротворение или крайняя степень ярости и гнева, всплески негативных эмоций, истерия в ответ на любую критику;
  4. Бесчувственность и равнодушие по отношению к близким людям, безжалостность, отсутствие сострадания и сочувствия чужому горю, излишняя суровость в поведении, неумение подобрать нужные слова, грубость и бестактность;
  5. Повышенная мнительность, недоверчивость, подозрительность, бдительность, достигающая степени паранойи, депрессивный синдром, постоянно возникающие навязчивые страхи – фобии;
  6. Нарушение моторных навыков, дискоординация движений, искривление позвоночника, шаткость походки, неуклюжесть, шаблонное поведение, размашистый почерк, проблемы с сенсорно-моторной интеграцией и ощущением положения частей собственного тела относительно друг друга, отсутствие последовательности движений;
  7. Излишняя педантичность – предельная точность и аккуратность в действиях, чрезмерная склонность к соблюдению формальных требований и упорядочиванию, тяга к перфекционизму;
  8. Шаблонное или стереотипное поведение, неосознанно повторяющиеся движения;
  9. Больные концентрируются на определенном занятии, полностью посвящают себя своему хобби и преуспевают в любимом деле;
  10. Одностороннее многословие, речистость, болтливость, разговорчивость, лишенная интонационного многообразия речь, резкий переход с одной темы на другую, быстрая смена ритма, громкости, акцента, длинные и скучные монологи, монотонное повторение одних и тех же слов, фраз, неестественная, механическая речь;
  11. Для синдрома характерен селективный мутизм – разговоры с некоторыми знакомыми людьми и полное игнорирование всех остальных;
  12. Общеклинические признаки — гиперчувствительность к звуку, свету, прикосновению, бессонница или повышенная сонливость, чуткий сон, пищевая избирательность, снижение общей резистентности организма и ослабление иммунитета.

Обычно обнаруживают синдром в раннем детстве. Иногда симптомы патологии могут отсутствовать до воздействия провоцирующего фактора.

Основными чертами характера больных с синдромом Аспергера являются некорректность, бестактность, эгоцентризм, черствость, эмоциональная холодность. Больные лица не могут дружить, сопереживать, сочувствовать. Они никогда не поддержат приятеля в трудной ситуации, не смогут разделить его интересы и обсудить важные для друга темы. Больные, не думая, высказывают свою точку зрения в отношении окружающих, обижая их при этом. Подобные особенности поведения отталкивают людей.

Копируя интуитивно действия других, больные постепенно учатся общепризнанным нормам поведения. При этом большую часть времени они проводят в одиночестве, испытывая замкнутость и отчуждение. Всю жизнь они так и не находят единомышленников, друзей и подруг, свою «вторую половинку». После неоднократных и неудачных попыток к общению они стараются избегать окружающих людей.

Больные лица часто не в состоянии интерпретировать мимику и жесты, распознавать тон голоса, понимать скрытый смысл намека. Они все воспринимают буквально, используют в беседе строгий стиль. Многие при разговоре отводят взгляд или фиксируют его в одной точке.

В интеллектуальном плане лица с данным синдромом развиваются быстрее своих сверстников. Отличительные черты их умственной сферы – хорошая память и глубокие познания о мире. Проблема в том, что больные не могут ими воспользоваться и применить по назначению. Дети-аспергеры имеют одно хобби, которое полностью их поглощает. Благодаря способности концентрироваться на мелочах больные добиваются больших успехов в заинтересовавших их областях науки.

Несмотря на проблемы с социализацией и нежеланием общаться, лица с синдромом Аспергера правильно излагают свои мысли, строят сложные предложения, высказываются корректно, но монотонно, шаблонно и неестественно. Такие люди лучше выражают свои мысли письменно, чем вербально. Они отличаются богатым воображением, но не принимают мнение других, не могут трактовать их чувства и мысли.

У детей первые признаки патологии появляются ближе к 4 годами, постепенно нарастают, становясь с каждым днем более явными. Они одержимы порядком, их педантичность порой достигает крайней степени. Такие дети не страдают от одиночества. Они не могут сопереживать за товарищей и радоваться их успехам. Большинство больных являются безынициативными, инертными, пассивными.

Маленькие дети не хотят расставаться с родителям и посещать детский сад, а школьники намеренно игнорируют своих сверстников. Дети с синдромом Аспергера часто болеют инфекционными заболеваниями. Это еще больше сужает круг их общения. Больной ребенок предпочитает общаться со взрослыми людьми, чем со своими ровесникам. В совместных играх он навязывает свои правила и не идет на компромисс. Такой ребенок постепенно отторгается обществом, его социальная изоляция повышается. Подростковый период очень сложен у больных детей. Они от одиночества впадают в депрессию, начинают употреблять алкоголь и часто заканчивают жизнь самоубийством.

Видео: пример человека с синдромом Аспергера

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: