Можете ли вы припомнить коллегу, который утверждает свой авторитет тем, что кричит и всячески давит на людей? А есть ли в вашей команде полная его противоположность — человек, который всегда выполняет то, что хотят другие, часто извиняется и очень редко высказывает свое мнение? Если представить эти две крайности, то «ассертивность» и «ассертивное поведение» окажутся примерно посередине между ними.
Что такое самооценка личности
Бывало ли у вас ощущение “не в своей тарелке”, когда вы находитесь в новой обстановке, или чувствовали ли вы, что говорите совсем не то, но отступать уже поздно? После таких ощущений у некоторых падает настроение, некоторые избегают подобных компаний, а еще одна группа людей стремится тут же реабилитироваться и найти общую тему.
Почему мы иногда чувствуем себя неуверенно? Все дело в самооценке – структурной части самосознания. Человек оценивает свои черты характера, положение в обществе, поведение и возможности. Это понятие уникально своей гибкостью. Оценка себя может изменяться несколько раз даже в течение дня. Но такое явление свойственно больше подросткам и молодым людям до 20 – 25 лет.
Уже в зрелом возрасте оценка себя становится более постоянной, человек либо уверенно держится в обществе, либо у него отмечаются психологические проблемы. Человеку, находящемуся в обществе, свойственно оценивать свое поведение, сравнивать себя с другими. У людей с низкой самооценкой эта черта особенно выражена и влечет за собой самоедство.
При адекватной самооценке сравнение, оценивание себя не на главном месте, такой человек не ищет одобрения окружающих постоянно. Он может себя сравнивать, чтобы в чем-то измениться или подчеркнуть свои сильные стороны. Конечно, нам нравятся уверенные в себе люди, но как научиться себя любить, чтобы и другие полюбили – вопрос довольно сложный.
Самооценка! Смещаем акценты – с себя на другого
Исторически так сложилось, что человек со зрительным вектором не мог себя защитить. Он не был воином и охотником. И его выживание целиком зависело от оценки его полезности другими людьми. Поэтому зрительники научились быть полезными, они научились служить людям. Благодаря им в нашей цивилизации возникли культура и искусство, сострадание и любовь.
Для примера можно проделать очень простое действие, и вопрос с самооценкой сам по себе перестает беспокоить. Сместить акцент с себя на других. Выступая, думать не о том, что они обо мне подумают, а о том, как им лучше и понятнее рассказать содержание моего выступления. Общаясь с человеком, думать не о том, как ему понравиться, а о том, чего тому не хватает, чтобы быть счастливым.
Само понятие самооценки закольцовывает наше восприятие на самих себе. А наша задача – выйти из себя, научиться думать о других, видеть и понимать других. Когда у человека горе – я бегу и помогаю ему. Какая разница при этом, какая у меня самооценка?!
А вот когда мне нужна помощь, и я стесняюсь попросить об этом, я объясняю себе это тем, что у меня низкая самооценка, но на самом деле, я боюсь, что мне откажут, и я этого не вынесу. При чем здесь самооценка?! Когда мир страшен и непонятен, когда я чувствую себя не в своей тарелке, заниматься нужно познанием себя и мира, а не поднятием самооценки!
Функции самооценки
Эта структурная часть самосознания выполняет для личности очень важные функции. Проще говоря, самооценка – как мука в пироге, она объединяет и скрепляет черты личности в представлении человека о себе. Поэтому такая важная часть личности выполняет ряд функций:
- Самопознание. Человек с помощью оценки себя определяет, чего он достоин. Особенно это актуально для подростка, так как в этом возрасте формируется представление о себе, уважение к себе, личность учится определять собственную ценность.
- Прогностическая функция. Она помогает человеку понять, что он может в жизни. Эту функцию в действии мы можем увидеть еще у ребенка, когда он “по лезвию бритвы ходит”, испытывая на прочность перила, рассыпая крупу, размазывая пластилин по полу. Он определяет свои возможности и характеристики предмета – это уже начало формирования самооценки.
- Защитная. Появляется при условии адекватной или завышенной оценки себя. Помогает человеку пережить неудачи, продолжать достигать победы. Почему после расставания многие женщины не верят в то, что достойны любви? Потому что не работает эта функция при низкой самооценке. Адекватность оценки позволяет продолжать ценить себя даже при самых сложных ситуациях.
- Регуляторная. Определяет для человека, что он должен делать, какое поведение должно быть. Здесь самооценка и действия связаны, он стремится достигать успеха.
Поверить в себя помогает развитие перечисленных функций. Результатом такого развития должно стать изменение отношения к себе: вера в свои возможности, уважение к себе. Изменять свою жизнь к лучшему можно и нужно. Итоговая цель психологов при работе с проблемой низкой самооценки – достичь принятия себя человеком, полюбить себя в хорошем смысле этого выражения.
Аффект неадекватности
Описываемое явление – это стабильное негативное эмоциональное состояние, зарождающееся вследствие неудачи, провала и характеризующееся игнорированием факта фиаско либо нежеланием принять ответственность за неуспех. Возникает вследствие условий, повлекших за собой возникновение у субъекта потребности сберечь неверно сложившуюся у него высокую самооценку и завышенную степень притязаний.
Признать собственную несостоятельность для индивида означает пойти вопреки имеющейся потребностью сберечь собственную самооценку. Однако допустить это он не желает. Отсюда зарождается неадекватное реагирование на свой провал, проявляющееся в виде аффективных поведенческих реакций.
Аффект неадекватности является своеобразной защитной реакцией, которая позволяет выйти из конфронтации ценой отклонения адекватного восприятия реальности: индивид сберегает высокую степень притязаний и завышенную самооценку, сторонясь при этом понимания собственной несостоятельности, которая и стала причиной неудачи, избегая зарождающиеся колебания относительно собственных навыков.
Аффект неадекватности может ограничиться одной областью притязаний индивида, однако может нести генерализованный характер, овладевая личностью субъекта целиком. Дети в описываемом состоянии характеризуются недоверчивостью, агрессивностью, обидчивостью, подозрительностью и негативизмом. Продолжительное пребывание малыша в подобном состоянии ведет к вырабатыванию соответствующих качеств характера.
Аффективные крохи часто пребывают в устойчивой конфронтации с учительским составом и ровесниками. Поэтому они различными путями пытаются компенсировать собственные плохие позиции, стараются привлечь симпатию к своей индивидуальности и внимание, тем самым стремятся удовлетворить собственные притязания на хорошие позиции, оправдать личную самооценку. Подобные действия ставят таких малышей в абсолютную подчиненность мнению окружения, зависимость от одобрения, оценивания коллективом. Такая подневольность может выражаться в двух граничных проявлениях: в предельной податливости групповому влиянию и негативистическом сопротивлении групповому воздействию. У взрослого лица наличие устойчивого аффекта неадекватности часто обусловлено особенностями личности.
Зачем повышать
Как правило, девушки более склонны к заниженной самооценке. Это связано с чувствительностью девочек и неправильным воспитанием в детстве. Часто можно услышать: “Фу, ты трусиха!”, или родители говорят: “Ох ты и стеснительная!” Эти ярлыки подкрепляются еще некоторыми фразами в школе от мальчишек. И таким образом миленькая девочка превращается в зажатого ребенка с низкой самооценкой.
То же самое может происходить и у мальчишек, когда папа пытается показать друзьям, какой у него “бравый парень”, “смелый и быстрый сын”. Не все мальчики соответствуют таким ожиданиям, в итоге папам – разочарование, а сыновьям – заниженная оценка себя.
Такие дети, как снежный ком, набирают чужие ярлыки и клички, преуспевают в накоплении комплексов и барьеров. Становясь взрослыми, они чрезмерное внимание уделяют оценке окружающих и их одобрению. Мужчине в этом случае приходится сложнее, так как от сильного пола ожидают решительность, ответственность и уверенность.
Подходим к основному вопросу раздела: ”Зачем, все-таки, повышать самооценку?” Адекватная самооценка открывает возможность человеку чувствовать себя свободным от людских оценок, уверенным в принятии решений, инициативным в общении и работе. Именно эти важные навыки являются основой развития эмоционального интеллекта, очень важного для успешной жизни.
Как повысить наши качества?
Очень важно правильно оценить себя. От этого зависит успешность в жизни. Основными проявлениями того, что мы себя недооцениваем, являются:
- неуверенность;
- большая важность мнения окружающих людей;
- стереотипное поведение;
- несамостоятельность;
- страх перед публичными выступлениями.
А если не быть уверенным в своих силах, то невозможно:
- добиться карьерных высот, успеха;
- быть счастливым;
- чувствовать гармоничной личную свою жизнь;
- быть признанным людьми, которые нас окружают.
Часто заниженная самооценка способна стать огромной невидимой преградой на жизненном пути, однако невидимой. Мы постоянно в своей жизни сталкиваемся с тем или иным оцениванием. Каждый день оцениваются поступки, внешность, поведение и так далее. И есть некий определенный в каждом случае эталон для сравнения, заложенный в подсознание с детских лет. В итоге получаем отношение к реальным вещам, действиям, событиям, формирование субъективного мнения. И созданное таким образом первоначальное впечатление в подсознании в дальнейшем просто дополняется новыми деталями. Это же происходит с человеком в отношении его самого.
Вердикты, слова значимых для нас людей (родителей, учителей, друзей и т.д.) сильно влияют на достижения целей и успеха в дальнейшем. Как можно вырасти уверенным в своих силах человеком, если каждый день в детстве слышать в свой адрес слова «растяпа», «балбес», «неумеха» и т.п. Это прямая дорога к заниженной самооценке. И таким людям сложно стать ответственными, инициативными личностями. А без этого сложно добиться успеха в любом начинании. А признание окружением помогает поднять самооценку, а также уверенность в себе, в том, что он справиться с решением проблемы.
Набор причин низкой самооценки
Причин того, что самооценка человека понижается, много. Они в большинстве случаев походят из нашего детства. Изначально малыш рождается с нормальным уровнем этого качества. Когда он пытается что-то сделать, у него не появляется ни одной мысли о невозможности либо о том, достоин ли он этого. Его чистое сознание еще не осквернено материальным миром. Но со временем все меняется. Человек начинает думать, что каких-то благ он уже не достоин, он не уверен, что выполнит задание успешно и т.д.
Почему? Пока ребенок не способен оценивать себя адекватно, это происходит путем оценки ближайшего окружения через отношение к нему. Но и в подростковом и во взрослом возрасте бывают ситуации, которые способны ухудшить уровень оценки себя, сделать человека менее уверенным в собственных силах. У него появляется страх оценивания.
Главные причины:
- неправильное воспитание в семье;
- преследование неудачами;
- стрессовая среда обитания;
- депрессивное состояние;
- частые увольнения с работы;
- расставания с близкими людьми и другие.
Результат всего этого – человек считает себя тем, кто не заслужил определенные блага, не достоин их, несмотря на другое мнение окружающих. Бывает не так просто повысить самооценку и уровень своей уверенности. Поэтому такому важному вопросу уделяется много внимания, не перестают разрабатываться разные методы, тренинги, упражнения, помогающие личности начать адекватнее оценивать себя, чувствовать себя увереннее.
Советы психологии
Поднять самооценку помогут несколько советов психологов.
- Чтобы осознать свою ценность, нужно найти для себя подходящее занятие, увлечение, окружение.
- Любые проблемы в отношениях требуют обсуждения, что помогает снизить страх потерь.
- Человек с низкой самооценкой должен понять и осознать, что никакой «нормальности» нет. А есть важные вещи для каждой личности в конкретной ситуации.
- Первый этап в повышении качества оценки — осознание необходимости. Не осуждать себя, а анализировать поведение.
- Необходимо общаться с окружающими, быть открытыми, искренними для преодоления чувства одиночества. Это шанс на развитие личности, а это помогает повысить уверенность в собственных силах.
- Нужно работать со своей гибкостью, острой реакцией на определенные ситуации. Осознание сути, причин и сознательные изменения привычек помогают стать гибче.
- Анализ и объективная оценка своего окружения позволят понять, каких людей вы хотите видеть рядом с собой. Сильная личность с адекватным оцениванием своего потенциала нуждается в участии близких в его жизни людей.
- Стоит анализировать лояльность отношений. Не заслуживающий нашей лояльности человек обычно сильно критикует все, что мы делаем. Но за поддержку другим людям мы не должны платить. Каждый человек самоценен. Не нужно себя обесценивать, оставаясь рядом с такими критиками.
- Каждый человек будет чувствовать себя увереннее, если сможет решить поставленные задачи. Простые или сложные, но точно выполнимые. Если человек сумел это сделать – он достоин успеха и поощрения. Нет – не беда, нельзя отчаиваться и опустошать себя. Нужно переключиться на новое задание.
Как стать увереннее в себе: несколько способов поднятия нашей самооценки
Рассмотрим ряд способов, способных повысить самооценку:
- все делать поэтапно – ваша жизнь не измениться быстро, нужно определить шаги перемен, не спешить с выводами и быть терпеливыми;
- окружить себя позитивными людьми – сложно иметь нормальную самооценку в среде критики, лучше ограничить такое общение;
- стоит перестать заниматься самокритикой – разговор самим с собой должен быть таким, как с лучшим другом, его вы точно не будете так оценивать и осуждать;
- похвала и вознаграждение – любая полезная работа должна быть надлежаще поощрена;
- своя ошибка является ценным уроком – не стоит заниматься самоедством в случае ошибки, ведь она способна научить чему-то важному, надо научиться и идти дальше;
- занятие йогой и медитация – помогает устанавливать связь разума с телом, а значит и понимать то, что сделает вас более счастливыми людьми;
- занятие визуализацией – воображение себя тем, кем вы хотите стать, позитивные эмоции от этого смогут помочь почувствовать себя более уверенным, визуализация рекомендована каждый день;
- терпение и настойчивость – любой барьер, преграда на пути может заставлять опускать руки и отступать, но необходимо собраться и не обращать внимания на препятствия, идти только вперед к намеченным ориентирам, ведь только терпеливые и настойчивые достигают успеха, а это повышает самооценку;
- нельзя сравнивать себя с другими – каждая личность уникальна, у каждого свои пути, испытания и сражения, и только поняв это, сможете чувствовать себя увереннее;
- позитивнее взгляните на мир – сложно, но выполнимо, ведь негативные мысли человека с заниженной самооценкой, съедающие массу сил и времени, можно превратить в позитив, осознав свои действия, все им преодоленные препятствия;
- волонтерство – вы станете ценить себя больше, оказывая помощь другим людям бескорыстно, ваша энергия и время будут расходоваться на полезные вещи;
- рост личности, постоянное обучение новым навыкам – такой багаж бесценный, это мощь, которая повысит вашу ценность;
- бросать себе вызовы – легко, когда плывешь по течению, но если нет необходимости прикладывания усилий, то человек теряет тонус, а брошенный вызов заставляет расти и развиваться, а значит и быть более уверенным в себе;
- учиться у товарищей и близких людей чему-то позитивному – помогает стать лучше на достойных примерах из жизни.
Тесты на определение уровня самооценки
Конечно, узнав о важности самооценки в жизни, хочется быстрее узнать ее уровень у себя! И это можно сделать даже не выходя из дома. Психология – удобная наука, узнать о своих проблемах можно самостоятельно, но вот решать их часто приходится с помощью специалиста.
Итак, как узнать, какая у вас самооценка? Ниже перечислены основные тесты, которые вы можете смело использовать для психологической диагностики.
- “Как у вас с самооценкой?” Тест составлен психологом Моррисом Розенбергом, довольно часто используется для определения этой характеристики. Этот метод дает лаконичный ответ, определяя низкий, средний или высокий уровень. Его можно назвать экспресс-тестом, так как в нем всего 10 вопросов.
- Тест-опросник “Определение уровня самооценки”. Разработанный С. В. Ковалевым метод позволяет определить отношение к себе с помощью 32 утверждений. Отвечать нужно по шкале от 0 до 4, где 4 – очень часто, 0 – никогда. В конце теста вы увидите ваши сильные и слабые стороны.
- “Тест на выявление уровня самооценки”. Методику также можно отнести к экспресс-тестам, так как в ней 10 вопросов. Отвечать на них необходимо, выбрав подходящую букву, которая имеет свой балл. Затем вам нужно подсчитать баллы и определить, в какой диапазон входит ваше значение.
- “Оценка уровня притязаний Гербачевского”. Выше вы читали, что в структуру самооценки входит уровень притязаний. Тест помогает определить, как вы оцениваете свои возможности при достижении цели. Здесь можно увидеть также мотивацию к выполнению конкретного дела. Но этот тест следует проходить, когда вы выполняете какую-либо работу или задачу.
- Определение уровня притязаний – “Тест Шварцландера”. Он предполагает прохождение с наблюдателем, который будет смотреть на секундомер. Лучше проходить тест с психологом. Этот метод помогает определить, как вы оцениваете себя, достигаете ли вы успеха или пасуете при малейших трудностях. Тест косвенно диагностирует самооценку.
Неадекватность и методы борьбы с ней
Что такое неадекватность? Сначала рассмотрим, что мы будем понимать под неадекватностью. Будем понимать под этим выход поведения человека и его притязаний, намерений и планов за рамки общепринятых норм, элементарного здравого смысла, за рамки поведения, являющегося естественным для достижения оптимального результата, взаимовыгодного для людей, включённых во взаимодействие. При этом выход сознательный, явный и обусловленный собственными мотивами. Неадекватность отличается от неразумности тем, что неразумный человек делает ошибки и поступает неправильно в силу заблуждений, непонимания вещей, искажения представлений какими-то иррациональными, но вполне определёнными мотивами, т. е. его действия неправильны, но объяснимы, неадекватный же совершает неприемлемые и ненормальные поступки специально, осознавая это. Неадекватное поведение нарушает соглашения, либо интуитивно подразумеваемые взаимовыгодные методы взаимодействия, мешает нормальному функционированию общества и ведёт к возникновению напряжённости и конфликтов. Действуя неадекватно, человек сознательно пытается сломать или деформировать нормы общества в свою пользу, чтобы получить от этого ту или иную выгоду, материальную либо психологическую.
Например, когда несколько человек стоят в очереди, а некто, отталкивая их, пытается купить товар первым, это неадекватность, поскольку противоречит подразумеваемым правилам поведения. Также неадекватность — это, например, когда преподаватель начинает вымогать у студента взятку, чтобы поставить зачёт, когда на улице некто обманом или силой забирает у вас мобильный телефон, когда в отделении полиции вас пытаются заставить признаться в преступлении, которое вы заведомо не совершали и т. п.
Неадекватность в современном обществе и особенности её проявления
Несмотря на то, что большинство людей привыкли всё же жить в относительно стабильном обществе, среди относительно нормальных людей, неадекватности в современном обществе много, очень много. Конечно, обычно общество не приветствует неадекватность и старается её осуждать, подавлять и исправлять. Но в определённых местах и в определённые периоды неадекватность становится настолько массовой, что полностью заменяет или подавляет общепринятые нормы здорового общества. Такое бывает, например, в периоды войн, стихийных бедствий, беспорядков, когда контроль над ситуацией захватывает криминал, либо руководствующиеся преступными идеями режимы, вроде фашистского. Иногда неадекватные принципы и проявления доминируют в обществе очень длительное время, например, более 500 лет искажённые католической и протестантской церковью в Западной Европе принципы христианства служили оправданием для геноцида и порабощения других народов, а внутри самой Европы — для охоты на ведьм, когда почти любой мог быть обвинён в колдовстве или в ереси и сожжён на костре по бредовым обвинениям. К сожалению до сих пор слишком часто неадекватность берёт верх над общепринятыми нормами, моралью и элементарным здравым смыслом.
В чём причина неадекватности? Неадекватное поведение может появляться у людей в силу разных причин. Среди них могут быть следующие.
«Научение» неадекватности происходит тогда, когда появляются некие противоестественные идеи, традиции, шаблоны поведения, имеющие стойких последователей, которые своим примером, а зачастую и прямой пропагандой и принуждением побуждают других принимать те же противоестественные, неадекватные установки.Так действовать могут радикальные фашистские, религиозные и т. п. организации, молодёжные преступные группировки, кланы и секты. Кроме того, неадекватность может принудительно насаждаться в семье, в какой-то либо государственной или коммерческой организации, где взяли верх нечистоплотные сотрудники, да и, в принципе, в любом сообществе и коллективе, где неадекваты смогли задать тон. При «научении», как правило, социальные нормы не отрицаются вовсе, а лишь частично, либо частично деформируются. При этом существенным стимулом неадекватного поведения является стадный инстинкт, пример других неадекватов и отсутствие достаточно выраженного и сильного противодействия и контрпримеров.
«Месть» — это такой мотив неадекватности, когда человек, подвергшийся разным несправедливостям, унижениям, нарушению его прав со стороны других, приходит к отрицанию социальных норм и морали, либо к их специфическому пониманию и решает, что если другие могут вести себя так, как им вздумается, то и он может (вправе). К неадекватности по подобным мотивам часто приходят люди, выросшие или долго живущие в неблагоприятной среде, участники различных вооружённых конфликтов и противостояния (особенно тех, что протекают длительно и имеют хронический характер). В целом, эскалация любых конфликтов, если нет силы, способной решительно их пресечь и навести порядок, принимая при этом справедливые решения, а задают тон разные противоборствующие стороны, ведёт к постепенной деградации и отмене моральных ограничений всеми их сторонами.
«Эффект попустительства» — мотив, вызванный тем, что люди, которые по долгу либо согласно традиции должны отвечать за поддержание порядка и общепринятых норм в обществе, проявляют слабохарактерность и не демонстрируют достойный пример. Большинство людей таковы, что даже если они и настроены вести себя адекватно, им требуется постоянное подкрепление в этом настрое. Если подобного подкрепления нет, психологически это воспринимается как «разрешение» вести себя неадекватно. То, насколько этот мотив проявляется, зависит от разных причин, в первую очередь от того, насколько общество побуждает людей быть ответственными и возлагает на них задачу самостоятельно оценивать правильность поступков (и своих, и чужих), их допустимость, соответствие моральным нормам, интересам общества, здравому смыслу. Если эта задача в значительной мере возложена не на отдельных людей, а на «контролёров» — государство, партию, церковь и т. п., то резкое снятие или ослабление такого контроля может привести к самым пагубным последствиям.
«Амбиции» — мотив, связанный с тем, что человек сознательно ставит себя выше других и испытывает пренебрежительное отношение к обществу. Такой мотив может быть оправдан воззрениями типа «жизнь это борьба за существование» и «кто сильнее, тот и прав», либо не оправдан вообще. Такой мотив часто формируется у тех, кто замечает, что слабых можно подавлять для своей выгоды, не встречая при этом адекватного противодействия (ни с их стороны, ни со стороны общества). Немало таких людей появляется в среде организованной преступности или среди тех, кто облечён значительными властными полномочиями, статусом (очень богат, знаменит и т. п.). Большинство людей предпочитают не связываться со слишком наглыми, агрессивными, «крутыми», что только подстёгивает неадекватов.
«Вынужденная реакция» — мотив, связанный с ситуативным проявлением неадекватной реакции, когда человек не видит правильного, «законного» с точки зрения морали и общепринятых норм выхода, чтобы подавить зло, несправедливость и т. п. Это наиболее сложный случай, когда сам человек может в обычной ситуации обладать высокой разумностью, моральными принципами и т. п., однако в определённый момент он вместо оптимального способа противодействия злу и другим неадекватам может выбрать кардинальный, резко «перегнув палку». Типичный пример — Марвин Химейер, разрушивший бульдозером часть города, после того, как его загнали в угол корпорация и местные власти. Несмотря на то, что подобная неадекватность ситуативна, она может направляться убеждением, что цель оправдывает средства, и что в несовершенном обществе нельзя поступать иначе, не получится иначе противостоять злу. К сожалению, общество таково, что решительное и жёсткое противодействие множеству неадекватов необходимо, и даже если оно будет слабым и недостаточным, найдутся те, кто обвинят не само зло, а тех, кто с ним борется, найдя в их действиях формальное нарушение моральных норм. Тем не менее, почти все силы, которые оказали положительное, прогрессивное влияние на развитие общества, зачастую действовали слишком радикально, слишком жестоко, слишком перегибали палку (правда, не меньше примеров, когда её «недогибали», и это тоже приводило к пагубным последствиям). Так или иначе, разумные люди, наступая на неадекватов, должны всё же стараться действовать правильно и соразмерно, не допускать в своих действиях «перегибов».
Я не выдержал. Я спустил флаг и сдался. Баллотироваться на должность губернатора штата Нью-Йорк оказалось мне не по силам. Я написал, что снимаю свою кандидатуру, и в порыве ожесточения подписался: «С совершенным почтением ваш, когда-то честный человек, а ныне: Гнусный Клятвопреступник, Монтанский Вор, Осквернитель Гробниц, Белая Горячка, Грязный Плут и Подлый Шантажист Марк Твен». Марк Твен, » Как меня выбирали в губернаторы» |
Как я уже отметил, большинство людей всё же осуждает неадекватность и стремится ей противостоять. Почему же неадекватности так много, очень много? Главная причина в том, что в силу неразумности большинства и склонности его к эмоциональному мышлению неадекватам удаётся легко манипулировать общественным мнением. Неадекваты способны использовать массу уловок, способных очернить честных людей и представить себя в лучшем свете, чтобы побудить большую часть общества либо себе помогать, либо, как минимум, стоять в стороне, в то время, как они расправляются с немногими, кто всё же пытается им сопротивляться. Например, главарь чикагской мафии Аль Капоне, названный американской полицией «врагом номер один», долгие годы безнаказанно совершал убийства, в т. ч. и лично при множестве свидетелей, однако создал себе образ респектабельного, влиятельного бизнесмена, помогающего беднякам, и всё сходило ему с рук. В конце концов он был осуждён лишь за неуплату налогов. Эмоционально мыслящие не способны вычленить в окружающем мире неадекватность в чистом виде и оценить её, чтобы затем противодействовать ей. Как правило, некое проявление неадекватности, некая неадекватная сила в их восприятии предстаёт как совокупность положительных и отрицательных черт, при этом правильно сравнить их, выделить главную и второстепенную сущность они не могут и часто, привлечённые второстепенными положительными чертами, поддерживают неадекватное проявление или силу, либо бездействуют, когда надо оказывать сопротивление, что приводит к плачевным последствиям.
Гипертрофируя в своих действиях, намерениях и планах положительные черты, а у своих противников — отрицательные (реальные или мнимые), неадекваты зачастую представляют форсированное продвижение зла как борьбу за злом. Очень показательна и наглядна в этом плане, например, история прихода нацистов к власти в Германии, а затем развязывания Гитлером второй мировой войны. Очень многие видели в нацистах союзников для решения каких-то проблем, не считая их слишком опасными и не желая видеть их истинной сущности и намерений. Тем самым они открыли им путь к власти и лёгким завоеваниям, когда эта партия, бывшая изначально очень незначительной силой, шаг за шагом устраняла своих противников и реализовывала свои амбиции. Точно так же сегодня многие слепцы не хотят видеть опасности в действиях США, прикрывающих свои захватнические планы борьбой за свободу и демократию, и их истинных целей — стремления к мировому господству.
Реакция на неадекватность и методы борьбы
В современном обществе, где многие неадекваты организуются, пользуются покровительством власти, а большинство слепо и неразумно, бороться с неадекватностью зачастую очень непросто. Рассмотрим всё же основные принципы борьбы с неадекватностью и проблемы, которые возникают при этом.
Проблемы могут быть, например, следующие: 1) Вы слабы, а неадекваты сильны. 2) Общество не готово поддержать вас и вообще неправильно воспринимает ситуацию. 3) Вы затрудняетесь в определении границы между неразумностью и неадекватностью в поведении неадекватов — то ли они сознательно и последовательно идут на неадекватность, а значит им надо жёстко противодействовать, то ли их действия это результат глупости и непонимания и их можно вразумить, объясниться, договориться с ними. 4) Вы не видите приемлемого, «законного», но, в то же время, эффективного способа противодействия неадекватам, вам приходят на ум лишь крайние радикальные меры.
Принципы.
1) С неадекватностью нужно бороться. Конечно, это очевидно, но возникают нюансы, приводящие к тому, что многие, если не большинство, видя неадекватность, даже не пытаются бороться с ней. Это проистекает, причём, чаще всего не из-за страха, нерешительности и т. п., а из-за иллюзии, что неадекватность является не опасной и слишком мелкой, что она пройдёт сама по себе со временем, либо по той причине, что остальные будут делать добрые дела, показывать положительный пример, улучшать общество и неадекваты, увидев это, тоже исправятся. И это иллюзия весьма распространена в обществе. Однако не бороться с неадекватностью — это очень плохая мысль.
Конечно, бывает такое, что некто, ведущий себя неадекватно, через некоторое время раскаивается, исправляется, осознаёт неправильность прежнего поведения. Но это происходит тогда, когда зачатки разумности и здравого смысла в человеке уже есть и потенциально они преобладают над дефектами. Правильная реакция на неадекватность лишь поможет такому человеку быстрее исправиться, может быть, даже однократной правильной реакции будет достаточно для его излечения. Главное, чтобы такая реакция сопровождалась правильным посылом, помогающим человеку осознать неуместность, неправильность, неадекватность своего поведения, поставить под сомнение те представления, исходя из которых он ведёт себя неадекватно. Кроме того, легко можно ошибиться, приняв неадекватность за просто глупость, показное дурачество, которое пройдёт само. Более правильно исходить из принципа «если человек ведёт себя как неадекват, значит он на самом деле неадекват».
Но очень часто всё наоборот. Не получив должной реакции, человек уверяется в эффективности неадекватного поведения. Не подавив неадекватность в зародыше, мы получаем в будущем неадекватность в более явной, запущенной, трудноискоренимой форме, для подавления которой придётся приложить намного больше усилий. Кроме того, не дав по шапке одному неадеквату, мы тем самым можем побудить других неустойчивых личностей брать с него пример.
Кроме того, очень часто бывает, что неадекват, которого вовремя не исправили, начинает нащупывать границы допустимости своей неадекватности. При этом, пока он видит угрозу открытого столкновения с обществом, он эту границу не переходит, но как только появляется возможность себя «проявить», из-за падения каких-то ограничений, неадекват срывается с цепи. Таким образом, тотальная и непримиримая борьба с неадекватностью необходима и для предотвращения накопления в обществе скрытой угрозы.
2) С неадекватностью нужно бороться решительно и до конца. Хуже отсутствия реакции на неадекватное поведение может быть только слабая, неэффективная и явно нерешительная реакция. Она может побудить неадеквата лишь повысить градус неадекватности, усилить давление, чтобы сломить ваше сопротивление. Эпизодическое и неуверенное противодействие со стороны общества скорее приведёт неадеквата не к мысли о том, что нужно перестать гадить обществу, а к мысли о том, что нужно добиваться своего более решительно и эффективно.
Итак, какой должна быть реакция в идеале. Во-первых, недвусмысленной, чёткой и бить в нужную точку. Конечно, не всегда просто понять достаточно хорошо мотивы, стоящие за неадекватными проявлениями. Но желательно постараться хотя бы примерно их определить и нанести психологически и логически точный удар, т. е. точно сформулировать суть неадекватного проявления, которое вы требуете прекратить. Например, некто немотивированно оскорбляет вас в грубой форме. Ответ типа «сам дурак» будет не очень хорошим вариантом. Лучше поинтересоваться, почему он ведёт себя подобным образом и смеет вас оскорблять. Неточное требование даст повод неадеквату продолжать своё неадекватное поведение, увиливая от ваших претензий. Во-вторых, реакция должна быть соразмерно жёсткой. Вы должны дать понять неадеквату, что настроены решительно и принципиально и оставлять просто так его выходки определённо не собираетесь. Конечно, в большинстве случаев ваша цель — психологически победить неадеквата, заставить его отступить и признать ошибочность своего неадекватного поведения. Но против наиболее агрессивных и опасных неадекватов лучше сразу готовить и применять меры по их физической нейтрализации. В-третьих, борьбу с неадекватностью нужно доводить до конца, т. е. добиваться того, чтобы неадекват осознал свои ошибки и добровольно отказался от неадекватного поведения, не повторяя его больше, либо был нейтрализован (если он особо упорен и опасен) и физически лишён возможности его осуществлять.
Понятно вместе с тем, что вряд ли вы сможете подменять собой правоохранительные органы и гоняться за каждым случайно попавшимся неадекватом, чтобы его исправить, систематично и последовательно бороться с неадекватностью и успешно его искоренять может лишь общество, целенаправленно проводящее соответствующую политику.
3) Нужно грамотно привлекать на свою сторону общество. Как уже написано выше, есть причины, по которым общество не противодействует неадекватности и даже поддерживает её. Вы должны, принимая во внимание данные особенности, грамотно привлекать на свою сторону общество, а неадекватов лишать поддержки. Вы должны вычленить неадекватность из каких-то более общих проявлений, отделить её и делать на ней упор, концентрируя на этом внимание общества. Если у неадекватов значительная поддержка, нужно предлагать решения, сохраняющие положительные моменты в поведении неадекватов и их планах, но убирающие отрицательные. Если неадекваты будут настаивать на своём, это покажет всем, что положительные черты второстепенны, а вся их активность направлена ради реализации отрицательной части программы. Терпеливо и последовательно требуйте осуждения вычлененной вами неадекватности и согласия всей нормальной части общества с необходимостью её пресечения.
Ещё один метод, который можно использовать — это эскалация и нагнетание ситуации, в которой имеет место проявление неадекватности с целью привлечения внимания общества, а также для того, чтобы неадекватные проявления и негативные последствия, к которым они ведут, факт противоречия их интересам общества и их неприемлемости стали более явными для общества. Делать это, конечно, стоит в случае, если вы уверены, что здоровая часть общества организуется и поднимется для подавления неадекватности, либо, например, вмешается власть, которая не сможет игнорировать общественное мнение и не принять мер.
Во многом на то, насколько вольготно себя будут чувствовать неадекваты, влияют прецеденты. Если некий случай (а тем более несколько случаев) неадекватного поведения, о котором стало широко известно, не был пресечён, это фактически даёт сигнал, что подобное поведение допустимо. Оно стимулирует к подобным проявлениям неадекватов, а нормальных людей деморализует и вселяет сомнения в необходимость противодействия неадекватам. Напротив, если стал известен некий случай, когда неадекватное поведение было решительно пресечено, это вселяет неуверенность в неадекватов и решительность в нормальных людей. Для создания таких прецедентов второго типа можно использовать подходящие случаи, а прецеденты первого типа желательно не оставлять без внимания и не допускать, чтобы они сыграли на руку неадекватам. Вообще, по возможности, особенно в случае массовых неадекватных проявлений, нужно добиваться делегитимизации неадекватности и внедрения в общественное сознание мысли о решительной недопустимости подобных неадекватных проявлений.
4) Нужно вести войну с неадекватностью в целом. Неадекватность всегда будет угрозой для общества, поэтому всегда нужно готовиться к войне с неадекватностью в целом и вести эту войну. Если неадекваты вам не угрожают сегодня, это не значит, что вы не столкнётесь с ними завтра. Поэтому нужно последовательно выявлять неадекватов, создавать механизмы борьбы с ними, объединять здоровую часть общества и принимать меры против его раскола. Необходимо накапливать силы как для физической борьбы с неадекватами, так и для информационно-психологической борьбы, чтобы неадекваты не смогли разложить и деморализовать общество и использовать ложные идеи для своих целей. На данный момент именно неадекваты, к сожалению, хорошо овладели методами борьбы против здоровой части общества и примеры их впечатляющих побед мы можем хорошо видеть — это, например, успешная операция США против СССР, когда удалось развалить СССР и социалистический лагерь, или недавний государственный переворот на Украине. Нет сомнений, что значительная часть неадекватов не откажутся от своих амбиций и не остановятся ни перед чем, и жестокая борьба с ними в процессе построения разумного общества является неизбежной. ]]>Источник ]]>
Причины низкой самооценки
Начать себя любить невозможно по щелчку пальцев. Это процесс, успешность которого кроется в решении проблем детства. Именно в период формирования личности до юношеского возраста закладываются основы принятия и уважения себя. Ниже рассмотрим поведение родителей, которое приводит к заниженной самооценке.
Постоянная нехватка времени на ребенка
Родители сами не замечают, как “футболят” свое чадо в лагеря, к бабушкам, на кружки, к няне и так далее. Сами же проводят минимум времени с ребенком, игнорируя его просьбы о совместных играх или помощи. Это приводит к пониманию сына или дочери, что они мешают самым близким людям.
Нет эмоционального контакта
Родители не проявляют к малышу, школьнику эмоций: не заведено обниматься, целовать в щечку, делиться переживаниями и эмоциями в течение дня. В семье нет доверительных отношений, ребенок не может поделиться своими чувствами.
Частое сравнение
Если постоянно сравнивать свое чадо с соседскими детьми, одноклассниками, а родного “гнобить”, тут и гадать не нужно – вырастет неуверенный в себе человек.
Высокие требования
Каждый родитель хоть раз в жизни, но поддается искушению через ребенка достичь нереализованную мечту. Когда вы выдвигаете высокие требования, недосягаемые эталоны, это приводит к тому, что маленькая личность подгоняет себя под чужие шаблоны, проживает чужую жизнь, так и не достигнув счастья. Человек утверждается, что он неудачник.
Насмешки
Часто в семьях в качестве шуток попадают под прицел физические недостатки, болезни ребенка. Иногда он сталкивается с насмешками в школе, в общении с другими детьми. Если нет поддержки понимающих родителей, личность будет низко себя оценивать.
Проблемы в семье
Если бы любящие родители знали, как проблемы в семье отражаются на психике ребенка, они приложили бы максимум усилий, чтобы избежать развода, алкогольной или наркотической зависимости, частых конфликтов. У ребенка в семье с проблемами воспитывается чувство вины, он подсознательно считает себя виноватым в том, что вокруг него происходит.
Невозможность адекватно себя оценивать не появляется во взрослом возрасте, если детство было счастливым. Кстати, завышенная самооценка – это вторая сторона низкой. Хвастовство, высокомерие, агрессивность – это маски, с помощью которых человек пытается адаптироваться в обществе, – это средства самозащиты. Чрезмерная мнительность о себе лишь показывает, что внутри человек – запуганный ребенок.
Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»
Таисья Сагалакова
Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»
Консультация
«Формирование уверенного поведения, повышение самооценки»
Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем, совершая какое-либо действие,ребенок то и дело слышит: «это хорошо»
,
«это плохо»
,
«этого нельзя делать»
. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности.
Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки.Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать.
Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов — оценку ребенка его родными, а также сверстниками.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность — чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.
Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе, повышение самооценки в коллективе сверстников.
Игра «Зайки и слоники»
.
Цель. Возможность почувствовать себя сильными и смелыми, повышение самооценки.
Ведущий произносит: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется „Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, что делает заяц, когда чувствует опасность? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся и т. д.» Дети показывают.
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?»
Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д.
«А что делают зайки, если видят волка?»
Взрослый играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны,когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра.» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашных слонов.
Рефлексия: Кем им больше понравилось быть и почему?
Как поднять самооценку и уверенность в себе: советы психолога
Придать себе уверенности и повысить самооценку можно. Для этого нужно воспользоваться простыми советами психолога. Я опишу ниже 8 эффективных способов, позволяющих самостоятельно изменить отношение к себе в лучшую сторону.
Замечайте в себе лучшее
Среди грязи золотоискатели находят маленькие частички драгоценного металла. Каждый человек – это уникальная драгоценность. Если вы видите себя только в негативном свете, постарайтесь найти в себе уникальное золото, как специалисты по поиску этого драгметалла. Если не получается, вспомните свои успехи в учебе, работе, общении, составьте их список.
Преодолеть комплекс неполноценности поможет развитие обнаруженных у себя положительных моментов. Например, если вы хорошо запоминаете, можно учить иностранные языки. Можно подчеркивать свои физические особенности, если вы считаете их преимуществом. Но это не должно выглядеть броско и пошло.
Избавляйтесь от того, что вам не нравится
Я не говорю о физических недостатках. Их, наоборот, со временем вы превратите в свои преимущества – визитную карточку, можно сказать. Вы заметили, что поздно встаете и многое не успеваете? Самое время потрудиться и выработать привычку рано вставать. Кстати, это очень полезно для работы всех органов, а еще один секрет: чтобы рано встать, нужно рано ложиться спать!
Выработка силы воли на избавлении от слабых сторон позволит вам не бояться людей. Вы свое достижение можете при случае подчеркнуть. Ведь одним из лайфхаков уверенных людей и является выработка хороших привычек и избавление от мешающих жить. Искоренить надоевшие черты или привычки поможет составление аффирмаций.
Игнорируйте злые языки
Не всегда люди могут нас понимать и принимать. Но это не повод гнобить себя и снижать самооценку. Нет ни одного человека, который мог бы прожить вашу жизнь и понять вас в полноте, поэтому старайтесь игнорировать нетактичные замечания в ваш адрес, злобные и саркастические шуточки, подколы, посмеивания, шепот за спиной.
Есть замечательная фраза: “Если вы слышите злобный шепот за спиной, радуйтесь – вы впереди”. Чрезмерная зависимость от мнения других людей, пусть даже родственников, заставит вас проживать чужую жизнь.
Освобождайтесь от любого рода критики
Если сравнивать, негатив как смола тянет ботинок назад при движении тела в будущее. Именно так происходит с критикой. Если она направлена на себя, это приводит к самоунижению, человек сам себе наносит удар ниже пояса.
Критика, направленная на других, тоже ничего хорошего вам не принесет. Настраивайтесь на позитив, старайтесь больше улыбаться в разумных пределах, конечно. Старайтесь в любых событиях искать положительные моменты, проще относиться к некоторым вещам.
Только для женщин: найдите новое увлечение
Женщины в отношениях с мужчинами часто страдают от заниженной самооценки. В основном такое отношение основывается на непринятии своей внешности. Чтобы воспринимать себя адекватно, найдите какое-либо увлечение, например, займитесь рукоделием и общайтесь на эту тему на форумах, разводите цветы, уделите внимание занятию спортом. Занятость и развитие положительно влияют на самовосприятие.
Сравнение с другими вредит вашему здоровью
Перестать быть застенчивым человеком на самом деле несложно. Когда мы сравниваем себя с другими людьми, особенно это свойственно девочкам-подросткам, мы невольно втягиваем себя в состояние застенчивости, если вдруг собеседник в чем-то успешнее.
Чтобы самому себе не портить жизнь, перестаньте сравнивать себя с другим человеком. Вспомните себя несколько лет назад, проанализируйте, чего вы достигли. Сравнивайте себя с собой вчерашним, позавчерашним, чтобы мотивировать себя достигать большего.
Смотрите правде в лицо, составляя свои планы
Часто вы что-то не успеваете из-за неправильной оценки своих сил, возможностей и времени. От этого портится настроение, и вы начинаете себя ругать за несостоятельность. Начать себя уважать можно с малого – составить маленький список дел. Если все равно не справляетесь, посмотрите, какой пункт из плана вызывает наибольшее затруднение, откорректируйте его.
Похвала – лучшая поддержка
Лучшее, что вы можете сделать для себя, – поощрение. Хвалите себя за маленькие и большие победы. Сегодня приготовили вкусный ужин – отличная хозяйка, провели переговоры без проблем – можно побаловать себя чем-то вкусненьким (но не переусердствуйте со вкусненьким – потом будете поощрять за занятия в спортзале).
Как повысить самооценку? Избавляемся от страха
Есть такие особенные люди, их психика наиболее чувствительна ко всему, что происходит вокруг. На их самооценку может повлиять слово, брошенное вскользь незнакомым человеком, даже неодобрительные взгляды других людей могут вызывать страх. Системно-векторная психология Юрия Бурлана распознает таких людей, как людей со зрительным вектором. Врожденная эмоциональность делает их самооценку очень уязвимой от мнения других людей, от перепадов собственного настроения, от страха неудачи и даже от простого невнимания.
Они хотят быть заметны, но боятся внимания, они хотят общаться, но другие ранят их слишком глубоко. Такие люди думают, что все дело в заниженной самооценке и отсутствии уверенности. Они боятся других людей, и на самом деле думают только о себе, о том, как они выглядят в чужих глазах, что сказали и что о них подумали другие. Такие люди чаще всего хотят повысить свою низкую самооценку. Но избавиться от этого страха можно только через понимание собственной природы и природы других людей.
Практические упражнения для повышения уровня самооценки
Подкрепить перечисленные советы можно следующими упражнениями:
- периодически обновляйте свой гардероб, чтобы выглядеть эффектно;
- перед зеркалом напоминайте себе, какая вы “самая обаятельная и привлекательная”;
- отмечайте в ежедневнике положительные эмоции за день;
- перестаньте завидовать окружающим: ну и что, что подружка на выходные на острова махнула, ну и что, что у “серой мышки” из офиса есть скрытый супермен. Расстраиваясь из-за этого, вы опять себя сравниваете;
- в разговоре с человеком, которого вы стесняетесь, представьте, что вы популярная актриса, и ведите диалог как бы от ее имени;
- выдержите паузу в 10 секунд (столько длится первое впечатление о человеке), когда знакомитесь, затем поражайте собеседника лучезарной улыбкой, остроумием, широким кругозором или другими своими достоинствами.
ImproveManage
Закон неадекватности самооценки учитывает, что психика человека представляет собой органичное единство двух составляющих: осознанного (логически-мыслительного) и неосознанного (эмоционально-чувственного, интуитивного), составляя как бы надводную (видимую) и подводную (скрытую) части айсберга.
Закон расщепления смысла управленческой информации учитывает объективную тенденцию к изменению смысла директивной и иной информации в процесс ее движения по иерархической лестнице управления. Это объясняется как иносказательными возможностями используемого «канцелярского» языка информации, что ведет к возникновению различий в ее толковании, так и различиями в образовании, интеллектуальном развитии, психическом состоянии участников передачи и анализа информации. Изменения смысла информации прямо пропорционально протяженности (числу участников) информационного канала.
Закон самосохранения утверждает, что ведущим мотивом социального поведения личности в управленческой деятельности является сохранение её личного социального статуса, ее личной состоятельности, чувства собственного достоинства.
Закон компенсации гласит, что при высоком уровне стимуляции к труду и высоких требованиях организационного окружения к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Такой компенсаторный механизм зачастую срабатывает бессознательно, человек приобретает свой личный опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что при достаточно высоком уровне сложности управленческой деятельности этот закон практически не применим.
Известен ряд других закономерностей (например, закон Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и другие), расширяющих и дополняющих изложенные законы [50; 172].
Признавая тот факт, что основные положения современной психологии управления были обоснованы западными школами психологии, необходимо отметить вклад отечественной науки в эту важнейшую сферу человеческих отношений. Так, отечественной психологии принадлежат четыре главные теории личности [69; 368]: теория отношений — А.Ф. Лазурский (1874-1917), В.Н. Мясищев (1892-1973); теория деятельности — Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979); теория общения — Б.Ф, Ломов (1927-1989), А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская; теория установки — Д.Н. Узнадзе (1886-1950), А.С. Прангишвили.
Общепризнанными являются теория нравоучения или поведенческая школа И.П. Павлова и разработки ряда других советских и российских ученых.
Практическая психология управления располагает широким спектром методов исследования, в том числе, такими как [62;312]:
— обсервационные (наблюдения и самонаблюдения);
— эксперимент (лабораторный, естественный и формирующий);
— праксимические (анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, циклография трудовых действий, профессиография);
— биографический (анализ событий, фактов, дат жизненного пути);
— психодиагностика (беседы, тесты, опросники, интервью, социомет-рия, экспертные оценки).
Психодиагностика — это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, — наука и практика постановки психологического диагноза с целью решения психологических проблем.
Социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов. К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Перейти на страницу: 2
Как вылечить самооценку полезными книгами
Помочь поднять самооценку могут труды именитых психологов. Обратите внимание на такие книги:
- Мелани Феннел “Как повысить самооценку”.
- Михаил Лабковский “Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
- Николай Козлов “Как относиться к себе и к людям” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
- Джозеф Мэрфи “Как стать уверенным в себе и поднять самооценку” (бумажная версия на labirint.ru).
- Владимир Леви “Искусство быть собой”.
Кроме печатных или электронных книг, пользуйтесь аудиокнигами.
Причины неуверенности в себе
Причины низкой оценки себя и своих способностей могут быть разными, давайте разберём самые распространённые из них.
Тяжесть прошлых ошибок
Если человек пережил травмирующую ситуацию, обозначил её для себя как крупный провал, это может негативно сказаться на отношении к себе в дальнейшем. Увольнение с работы, разрыв с любимым человеком, поражение на соревнованиях — к этим и другим событиям можно относиться совершенно по-разному. Не зацикливайтесь на поражениях и неудачах, не позволяйте им мешать вашим новым победам.
Крупный успех в прошлом
Есть и обратная ситуация — вы достигли больших высот, и теперь боитесь, что не сможете повторить успех, не говоря о том, чтобы себя превзойти.
Крупный успех, как и большая неудача, — понятие относительное, и обусловлено обстоятельствами жизни и вашим отношением к ситуации. Девочка-медалистка и краснодипломница, придя на первую работу, может быстро потерять уверенность в себе, столкнувшись с тем, что на практике всё по-другому, и привычных звёзд с неба хватать не получается.
Отношение взрослых
Недовольные родители, придирчивые учителя — не всем в детстве везёт на понимающих, сочувствующих взрослых. Но вы больше не ребёнок, и даже если вас отчитывали или критиковали несправедливо, теперь-то вы можете относиться к себе иначе.
Кардинальная смена жизненных обстоятельств
Переезд в другую страну, повышение по службе, рождение ребёнка — подобные крупные перемены, как правило, требуют от нас массы знаний, умений и качеств, которых у нас ещё нет.
Дайте себе время на адаптацию и обучение, не бойтесь просить о помощи. Напомните себе, что к жизни нельзя быть готовым не сто процентов.
Мы спросили о проблеме уверенности в себе и причинах низкой самооценки у психолога и соискателя на звание доктора наук (PhD) Константина Клейна.
Константин Клейн, психолог
«Исследования конца XX века выявили, что, во-первых, самооценка и стиль родительского воспитания связаны, во-вторых, последнее напрямую влияет на первое. Дети, которые получают принятие, заботу, заинтересованность, признание от родителей демонстрируют более высокий уровень самооценки, чем те, кто в отношениях с родителями подвергаются унижению, отсутствию заинтересованности и игнорированию. Соответственно, корни низкой самооценки часто кроются в отношениях между ребёнком и родителями. Поскольку ребёнок рождается без понимания, какой он, родители являются основными фигурами, отражающими его значимость или незначимость.
Есть 3 простых способа повысить самооценку — с чего начать самостоятельную работу над восприятием себя:
Во-первых, замените самокритику на сочувствие. Это означает вместо слов «ну, я и дурак», «я мог сделать лучше», «опять облажался», «я ничего не умею», сказать самому себе поддерживающие слова. Например: «Ошибаться нормально, ты все равно ценный. Я тебя люблю». Можно в этот момент положить руку на часть тела, где вы наиболее чувствуете себя уязвимым и незначимым и делать поглаживающие движения. Как будто вы гладите маленького себя.
Во-вторых, защитите себя от обесценивающие слов близких и окружающих. «Ты толстый», «ты эгоист», «тупой» — все этому можно открыто говорить: «Я не принимаю твои слова. Я не согласен».
В третьих, ставьте реалистичные задачи и не требуйте от себя совершенства. Достаточно хорошо это тоже ценный результат.
Повысить самооценку и обрести уверенность в себе можно в любом возрасте. Но чем раньше человек займется этой проблемой, тем лучше. Согласно теории Памелы Левин, подростковый возраст — наиболее удачный для личностных изменений. В этот период человек начинает перепроживать ранние стадии психологического развития в ускоренном темпе и, если у него есть проблемы с самооценкой, может пересмотреть ранние решения о том, какой он.»
Как повысить свою самооценку с помощью тренинга
Можно перечитать много книг и статей о мотивации, но лучше один раз пройти онлайн-курс или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”
Для меня такой человек – Павел Воля.
Его онлайн-курс “Улучшайзер экспресс” научит 3 главным вещам: инициативе, действию и эффективности.
Обучение состоит из 23 фишек. Именно они помогли Воле превратиться из простого нищего Пензенского парня в самого высокооплачиваемого ведущего канала ТНТ и моего любимого стендап-комика. По данным журнала Forbes, Павел ежегодно зарабатывает 2,5 мл $.
Курс подходит и мужчинам, и женщинам начиная с 16 лет.
Как будет проходить обучение:
- Вы получаете теорию и практическое задание.
- Выполняете.
- Если сделали верно, переходите к следующему.
Если не халтурить и с ответственностью выполнять все уроки, то вас ждут приятные изменения: и на работе, и в личной жизни, и с родственниками, и с друзьями. Это приведет к большим деньгам, связям и успеху.
Стоимость – 15 000 руб. с доступом навсегда, но также есть возможность пройти курс за 3 000 руб.
Если в течение 2 недель вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.
После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.
Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.
Признаки неадекватности
Признаков неадекватности бывает множество, но рассматривать необходимо комплексно. Не следует вешать на индивидов ярлык неадекватности, обнаружив лишь одно из нижеприведенных проявлений.
Состояние неадекватности выражается в нижеизложенных действиях. И прежде всего, обнаруживается в непредсказуемых переменах настроения полярного характера (плохое настроение сменяется эйфорией, хорошее – плохим), неожидаемым реагированием на людей (излишне импульсивное поведение). Мимика и жесты индивида, находящегося в описываемом состоянии, не отвечают происходящему. Таким субъектам присуща чрезмерная театрализованность, суетливость, излишняя жестикуляция либо напротив неестественное спокойствие, несоответствующее обстановке, замерший неморгающий взгляд непосредственно в глаза собеседнику.
Неадекватный человек склонен перебивать беседующих, недослушивает их доводы и суждения, может вообще не слушать окружающих, либо озвучивать собственное мнение не по теме. Часто проскакивают безапелляционные заявления. Индивиды в состоянии неадекватности нередко высказывают мнение совершенно неуместно. Могут переводить предмет беседы в абсолютно иное русло. Болтают больше о собственной персоне. Речь их наполнена бранными словами, грубыми выражениями, сленговыми оборотами. Помимо этого, могут использовать демонстративно заумные предложения в обыденной бытовой беседе.
Во внешнем облике отмечается неуместный подбор одежды, стиль, несоответствующий мероприятию или обстановке, вычурные или вызывающие наряды. Внешность также претерпевает изменений: ярко окрашенные локоны, необычная прическа, вызывающий макияж. У сынов Адама неадекватность проявляется в чрезмерном пирсинге, «тоннелях» в ушных раковинах, множество татуировок, шрамирование.
Неадекватные люди склонны воспринимать «в штыки» всякие суждения и идеи оппонентов при разговоре, не взирая, на их аргументированность и логичность. Также им свойственны повышенная обидчивость, неадекватная реакция на дружеские подтрунивания, шутки, безобидные подколы.
Неадекватность поведения может выражаться в агрессивности, подозрительности, двигательной расторможенности, суицидальных попытках или склонности к самоповреждению, аморальных деяниях, асоциальных поступках, конфликтности, нарушении социального взаимодействия, категоричности высказываний.