Основные положения
Предмет белого цвета, даже в темное время, будет белым. Потому что человек знает его таким.
Отъезжающая машина, хоть и будет уменьшаться, но в восприятии она останется большой. Даже если в зоне видимости уже будет с песчинку.
Без константности восприятия было бы сложно. Предметы и люди казались бы нам чем-то новым. Человек мог просто повернуться в другую сторону и стал бы уже неузнаваемым.
Предметность восприятия
Это свойство воспринимать мир не как набор отдельных элементов, а как целое.
Оно развивается на протяжении жизни. И. Сеченов считает, что ее развитие происходит в процессе контакта ребенка с предметами.
Предметность развивается за счет моторики:
- движение руками и пальцами при ощупывании предметов;
- движение глаз при выделении контура предмета и «ощупывание» его на расстоянии;
- поворот головы;
- другие движения.
Перцептивный процесс
Осознание мира через работу органов чувств.
В зависимости от того, какой орган играет роль, выделают зрительные, слуховые, обонятельные и другие.
Формирование перцептивного образа состоит из следующих фаз:
- Обнаружение. Стадия, на которой человек выделяет предмет из фона, но еще не может рассуждать о его признаках.
- Различение. Стадия, на которой человек может раздельно воспринимать предметы, находящиеся рядом.
- Опознание. Стадия, на которой человек фиксирует свойства и относит их к определенному классу.
LiveInternetLiveInternet
Среда, 16 Февраля 2011 г. 22:41 + в цитатник 19. Константность и предметность восприятия. Роль установки и мотивации в перцептивных процессах. Константность восприятия – это свойство перцептивного образа сохранять неизменными отдельные феноменальные характеристики при изменяющихся условиях восприятия. Виды константности: 1. Константность формы. 2. Константность размера 3. Константность величины 4. Константность цвета 5. Константность движения Процедура выявления константности: 1. Существует стандартный стимул, параметры которого неизменны. 2. Существует ряд переменных стимулов изменяющихся по измеряемому параметру. 3. Испытуемому дается инструкция выбрать такой переменный стимул, чтобы он выглядел одинаково со стандартным. Как выбрать переменный стимул? Коэффициент константности — K = V-P/R-P (отношение величины осуществляемой компенсации к величине требуемой компенсации)- измеряется в угловых наклонах (градусах). V – Воспринимаемая величина переменного стимула, при котором он воспринимается идентичным стандартному. R – Реальная величина стандартного стимула. P – Проекционная величина (воображаемая величина переменного стимула, к-ую выбрал бы испытуемый, если бы он осущ. сравнение стандартного и переменного стимулов на основании только лишь параметров их сетчаточных образов). При полной константности К=1, т.е. V=P, при аконстантности К=0, т.е. происходит ориентация только на сетчатку (без признаков). Эксперимент на врожденность константности. У животных константность размера не врождена. Проводился эксперимент с крысами, которых выращивали в темноте, а потом ставили задачу бежать по тому коридору, в конце которого горит больший круг, причем в момент, когда крыса покидала стартовую площадку и начинала бежать, круги гасли. Крыса научалась бегать к большему кругу, а потом этот круг удаляли так, что он становился внешне, как маленький – крысы бегали и туда и туда. А когда больший круг удаляли настолько, что он казался меньше, крысы начинали бегать к меньшему кругу, который казался больше. Новорожденные младенцы (Скиннер). Константность восприятия величины. Пытались выработать у младенца 6-8 недель условную реакцию на предъявление куба, со стороной 30 см и расположенный на расстоянии 1 м (когда ребенок поворачивал голову, то получал поощрение). Затем этот объект менялся и поощрения больше не происходило и записывалась частота поворота головы. Когда куб со стороной 30 см. предъявл. на расстоянии 3 м младенец часто поворачивал голову, но реже, чем в 1-ом случае. Когда куб со стороной 90 см помещался на расстоянии 3 м. младенец поворачивал голову намного реже. Ребенок видит куб со стороной 30 см на расстоянии 3 м точно также как, когда этот же куб помещался на расстоянии 1м во время тренировки, хотя величина зрит. угла уменьшалась. Эксперимент на константность видимой формы.50-ти испытуемым с расстояния 1,5 метра предъявлялись 2 прямоугольника: эталонный и измеритель. Эталонный имел параметры 1 метр на 1 метр и предъявлялся всегда наклоненным на угол альфа. Измеритель имел всегда одну и ту же ориентацию, но мы изменили форму: его высота могла увеличиваться и уменьшаться. Испытуемого просили, изменяя высоту измерителя подобрать ее так, чтобы видимая форма измерителя была идентична видимой форме эталона. Эксперимент Каца на константность цвета. Два образца белого цвета предъявляются на белом фоне, но разделяются перегородкой так, чтобы свет от лампы, помещенной сбоку, освещал фон по обе стороны от перегородки неоднородно. Одна из сторон принимается за стандарт. Испытуемый должен подобрать цвет на второй стороне, равный стандарту. Обычно вбирают серый цвет, который несколько темнее стандартного. Т. о. тенденция к константности налицо. Ядер-константная теория константности восприятия Боринга Боринг предложил называть величину сетчаточного изображения объекта ядерным стимулом, а все остальные проксимальные стимулы (признаки восприятия тех или иных условий, в к-ых предъявл. ядерная переменная), которые поставляют информацию об абсолютной удаленности и позволяют скомпенсировать изменения сетчаточного стимула – контекстными стимулами. Видимая величина определяется балансом между ядерным и контекстными стимулами. f я, к). Чем меньше контекстных стимулов, тем больше доминирует ядреный стимул. Эксперимент Холуэя и Боринга В одном коридоре на расстоянии 3 метра находился сравниваемый стимул – световое пятно, размер которого испытуемый мог менять. В другом коридоре на расстоянии от 3 до 36 метров предъявлялось аналогичное пятно – это был стандартный стимул, размеры которого менялись вместе с расстоянием, так что он всегда имел один и тот же угловой размер, равный 1º (это явл. спецификой эксперимента). Испытуемого просили подобрать размер сравниваемого стимула так, чтобы он был равен стандартному. 4 варианта: 1) условия бинокулярного зрения (движение головой + нормальное освещение); 2) монокулярное наблюдение; 3) испытуемый производит сравнение через искусственный маленький зрачок (нет движения глаз и головы + исчезает монокулярный двиг. параллакс); 4) затемненное помещение (отсутствие света – отсутствие последнего признака глубины). Результаты: 1) прямая (1); эффект сверхконстантности, связанный некоторой переоценкой удаленности; 2) прямая (2), восприятие удаленности было все еще хорошим, полученные значения находятся все еще в соответствии с законом константности; 3) результаты еще больше приблизились к закону угла зрения – прямая 4. Закон константности имел бы место в случае 100% константности; закон угла зрения – в случае полного отсутствия константности. Вывод: Чем меньше контекстных стимулов, тем больше доминируют ядерный стимул. Исследования константности восприятия в рамках экологического подхода Дж. Гибсона Критика остальных теорий заключалась в том. Что все они проверялись в рамках лабораторного эксперимента + в этой теории нет понятия «признака» и выделения 2-х переменных. Константность восприятия – это феномен непосредственно восприятия, а не процесс двух переменных как у Боринга. Непосредственное восприятие константности означает, что в естественных условиях существуют инварианты структуры светового потока, которые свидетельствуют о том, что меняются только восприятия, а свойства восприятия не меняются. Какие существуют инварианты, которые свидетельствуют о константности величины 1. Количество заслоненных элементов текстуры (константность размера). Земь везде равномерно текстурирована + градиент плотности текстуры. Независимо от того насколько далеко находятся объект, он пересекает или заслоняет одно и то же количество текстурных элементов. Это число является инвариантным соотношением, которое извлекает человек для восприятия константности. Пример с шарами, заслоняющими плитку. 2. Линия горизонта (константность размера). Он никогда не движется и является системой отсчета для всех оптических движений. Инвариантным является соотношение, в котором горизонт делит объекты. Т.о.. равные объекты делятся на линии горизонта в равных пропорциях. Пример с уходящими в даль столбами. 3. Соотношение углов и плоскости (констнтность формы). При наклоне прямоугольника плоскости наклоняются, но сумма углов остается прежней. Теория перцептивных уравнений Эймса Критика ядер-контекстной теории заключалась в том, что: 1) она действует, когда К=1; 2) константность может изменяться и без редукции признаков. иногда это сильно зависит от инструкции испытуемому (например, просят его ориентироваться на реальный признак). Явление константности свидетельствует о том, что проксимальный стимул не является единственной детерминантой для зрительного образа. Следовательно, существуют явления, которые не укладываются в схему: дистальный стимул → проксимальный стимул → зрительный образ. Между дистальным и проксимальным стимулами встает наша субъективная оценка. Константность формируется не на уровне сетчатки (здесь Р равен константе). Разговор идет о взаимоотношении субъективных величин (т.е. измеряются видимые параметры, а не параметры сетчатки). Формирование образа идет как изначальная гипотеза, к-ая затем проверяется перцептивным уравнением. Комната Эймса. Комната имеет трапецевидную форму. Если 2 одинаковых по росту чел-ка встанут вдоль задней дальней стенки, то угловая величина того, кото нах-ся дальше. Будет в 2 раза меньше др. Но при спец. Подобранных признаках удаленности создается иллюзия того, что комната имеет обычную прямоугольную форму, т.е. видимая удаленность этих людей воспринимается одинаковой. Феномен состоит в том, что чел-к находящийся в дальнем углу, кажется вдвое меньшим. Существуют инвариантные отношения между величиной и удаленностью, которые однозначно определяются проксимальной величиной стимула. Введем следующие обозначения: ФВ – физическая величина объекта (дистальный стимул), ФУ– физическая удаленность объекта, ВВ – видимая величина ВУ – видимая удаленность Итак, инвариантность отношений видимой величины и видимой удаленности выражается следующей формулой: α = К* ВВ/ВУ где К – это коэффициент пропорциональности. Следствия данной формулы (одна из 3 переменных фиксируется на одном уровне, другая варьируется кол-но, третья изучается). 1. Видимая величина предмета пропорциональна видимой удаленности, если проксимальная величина стимула постоянна: ВВ = К*ВУ, если α = const Закон Эммерта: величина послеобраза пропорциональна его абсолютной удаленности. 2. При постоянной видимой удаленности видимая величина должна изменяться прямо пропорционально зрительному углу: ВВ = К*α, если ВУ = const. Различение объектов на одном и том же расстоянии (при редукции признаков удаленности создается впечатление, что все объекты нах-ся на одной плоскости на примерном расстоянии в 1,5: 2,5 м). 3. Если видимая величина воспринимаемого объекта известна, то видимая удаленность будет обратно пропорциональна углу зрения: ВУ′= К*αˉ¹, если ВВ = const. Эксперимент Эймса с игральными картами. Испытуемым предъявлялось 3 ярко освещенные игральные карты в условиях полной редукции признаков удаленности. Каждая карта помещалась на одинаковом физическом расстоянии от наблюдателя, но размеры карт были разные: одна нормальной величины, другая – вдвое больше, а третья – вдвое меньше обычной. Испытуемый оценивал удаленность этих карт. Оказалось, что испытуемый считал, что большая карта нах-ся в два раза ближе, а меньшая – в два раза дальше нормальной карты. В настоящее время известно написано 15 перцептивных уравнений. Предметность — наши образы восприятия содержат опр. познавательную информацию, предметы познаются как обладающие опр. физическими свойствами. Аспекты (Логвиненко): а) все образы – это образы реально существующих предметов (реальность); 2) все, что мы воспринимаем, мы понимаем (осмысленность); 3) чел-к переживает образ как вынесенный вовне (объективированность); 4) единство данных, получаемых от органов чувств (полимодальность). Виды оптических искажений: 1) инверсия (смена ориантации сетчаточного изображения — верх-низ), 2) реверсия (смена ориентации сетчаточного изображения — право-лево), 3) переворачивание (инверсия + реверсия), 1) смещение сетчат. изображения на опред. угол, 2) изменение цветности, 3) изменение знака диспаратности (обращение глубины), 4) искажение формы и кривизны поверхности, 5) временные искажения (задержка восприятия информации). Проблема перцептивной адаптации к условиям инвертированного зрения Стреттон: 1 день- феномен удвоения мира (ориентация на прошлые навыки, но образы памяти не соотв. перцеп. образам); 2 день – попытка создания новых моторных действий, к-ые соот. бы новому искаженному миру; 5 день — моторная адаптация (действия становятся менее осознаваемыми). 6 день — мир воспринимается как стабильный, 8 день — после снятия очков несколько часов было ощущение нереальности мира, некоторые фрагменты образов казались инвертированными. Аналог. эксп-ты Эверта (не происходило адаптации), Колер (наблюдал высокую степень адаптации, в т.ч. моторной, некоторое время после снятия очков мир воспринимался перевернутым), Логвиненко (наблюдал резкое уменьшение константности при инверсии; адаптация наблюдалась зачастую неполная и нестойкая), Снайдер (наблюдал след. эффект: попытка анализировать видимое приводила к разрушению адаптации). Исследования псевдоскопического восприятия Диспаратность как феномен – это удвоение любого объекта. К-ый лежит вне зоны фиксации. Её можно подсчитать количественно – это разница между углами конвергенции обоих глаз. Она может быть отрицательно (объект нах-ся ближе точки фиксации)и положительной (объект нах-ся дальше точки фиксации). Псевдоскоп – это прибор, к-ый может менять знак диспаратности. В этом приборе образы меняются по глубине: точки, расположенные ближе, воспринимаются как лежащие дальше. Этим занимался Компанейский. Эксп-ты на изменение знака диспаратности (псевдоскопическое зрение). Испытуемый, глядя в псевдоскоп, видит обращение глубины (но не сразу, этому надо учиться). Компанейский выделил факторы, влияющие на скорость обращения: 1) необх. фокусировать внимание на частях, а не на целом; 2) необх. отстраниться от предметных характеристик объектов, т.е. смотреть на объекты как на незнакомые. Феномены: 1. Диспаратность может конкурировать с перекрытием (перекрытие сильнее); 2. Хорошо известные объекты вообще не могут обращаться. (Иссл-е Столина: предплечье обращается, а кисть — нет.; человеческое лицо или маска не могут обращаться). Правило правдоподобия (Столин) – псевдоскопические трансформации образов предметов происходят только в том мере, в к-ой они допустимы с т.з. имеющихся у чел-ка знаний об объектах и свойствах этих предметов (если поменять знак диспарантности, то мы находим в прошлом опыте что-то, что могло нах-ся в таком состоянии. Далее приписываем на основе этого состояния предметное содержание). Эксп-т Столина: 1. Испытуемый сверху наблюдал миску с подкрашенной жидкостью. Для того, чтобы произошло обращение глубины, испытуемый должен был воспринять вещ-во в миске не как жидкость, а например, как металл. пластмассу, желе. Затем в миску кидали твердый предмет – появл. круги на воде. Если до этого испытуемый воспринимал жидкость как желе, то было все хорошо, если же он его изначально воспринял как металл или пластмассу, то миска опять воспринимается нормальной. Выводы: 1. Образы трансформируются по особым правилам, а не по законам диспаратности. 2. Правило правдоподобия. 3. Это явно субъектно-ориентированный процесс восприятия (даже вопреки объективным законам диспаратности). Исследования формирования кожного зрения у слепых. В какой мере чел-ку нужен глаз для формирования образов? Попытка свормировать искусственное зрение. Это возможно с помощью спец, прибора. к-ый крепился на голове и имел опр. датчики (модель сетчатки глаза). 3 недели чел-ка учили ориентироваться с помощью этого прибора. Результаты: 1) научили воспринимать движение объектов; 2) различение форма (например, круг и квадрат); 3) константность размера объектов; 4) восприятие относительной удаленности: дальше то, что нах-ся выше поля зрения; 5) формирование зрительной двигательной координации. Исследования восприятия в школе «Новый взгляд» Установка — избирательная направленность и пристрастность к процессу восприятия. Дж. Брунер. Восприятие занимает подчиненное положение по отношению к поведению. Его функция – снабжать чел-ка только той инф., к-ая необх. для решения задач поведения. Восприятие, т.о., избирательно. Чел-к воспринимает только ту инф., к-ая ему необходима, важна, ценна. На восприятие, т.о. влияют такие субъективные переменные, как потребности и ценности. Постман исследовал восприятие монет разного достоинства. Две серии: 1) дети по памяти оценивали монеты различного достоинства (1, 5, 10, 25 и 50 долларов), сравнивая их с круглым просветом; 2) оценивали реально предъявляемые монеты след. образом: ребенку на ладонь клалась монета опр. достоинства, а он должен был подобрать на стене световое пятно такого же размера как и монета; 3) в контрольной группе оценивали не монеты, а кружочки. В рез-те выше оценивалась величина монет, а не кружочков. Причем при увеличении достоинства монеты величина переоценки была значительно выше. Модификация эксперимента: создание двух групп детей – «бедных» и «богатых». Дети из бедных семей переоценивали монеты в больше степени. Его вывод — важна не только р-ция, но и отношение к стимулу; процесс, который идет от самого субъекта; чем сильнее потребность индивида в чем-либо, тем значительнее поведенческие детерминанты восприятия. Гипотезы: 1) чем больше соц. ценность объекта, тем больше он его выделяет из др.; 2) чем сильнее потребность чел-ка в объекте, тем больше он его выделяет их др. Хадсон. Межкультурные исследования воспр. Африканцы не понимают условностей изобр. с естественной для европейцев. Рисуют человека, подним. по лестнице — у европ. все ОК, а у них африкан. — одна нога короче. Задание «нарисовать корову в профиль» — у европ. все ОК, а у африкан. — 4 — сочетание вида с боку с видом спереди (4 ноги, 2 рога…) Вывод — европеец рисут то, что видит, хотя знает, что на самом деле это не верно; а африканы — то, что знают. Брунер, Толмен рассматривали восприятие как процесс, включенный в общий комплекс поведения человека. Брунер: восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Процесс категоризации явл. избирательно направленным, он включен в контекст поведения чел-ка. Восприятие – это не просто репрезентация, а построение «модели мира»; это процесс принятия решения. Т.о., восприятие снабжает субъекта той информацией, к-ая необх. для решения задач поведения. Избирательность восприятия зависит от различной степени готовности категории для восприятия (индивид подходит к ситуации восприятия с опр. ожиданиями, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым предметом). Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Степень готовности зависит ситуативный (вероятность появл. поведения в данный момент) и личностных (мое состояние) детерминант поведения. Так, чем больше готовность, тем: 1) меньше необходимо информации для отнесения объекта к этой категории; 2) шире набор характеристик «входа», которые будут приняты, как соответствующие данной категории; 3) вероятнее, что другие категории, в той же мере соответствующие «входу», будут заморожены.
Процитировано 1 раз
Нравится Поделиться
0
Нравится
- Запись понравилась
- Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось
0
Перцептивная сторона общения
Процесс, в котором люди, с помощью общения, воспринимают друг друга, устанавливают контакт.
Задействованы минимально два человека. Создаются представления о намерениях, чувствах, мыслях собеседника и себя самого.
Люди осознают себя и других, благодаря следующим механизмам:
- познание и понимание друг друга;
- осознание себя в процессе общения;
- по общению прогнозирование будущего поведения партнера.
Восприятие и его свойства
Восприятие по своей сущности относится к сложному психическому процессу, которое заключается в целостном отражении явлений и предметов, действующих в определенное время на органы чувств. Условно восприятие представляют как совокупность мышления, памяти и ощущений. Специалисты выделяют следующие свойства восприятия:
- предметность;
- целостность;
- константность;
- обобщенность;
- избирательность;
- структурность;
- осмысленность.
Предлагаем рассмотреть каждый из вышеперечисленных свойств наиболее подробно.
Роль установки в перцептивных процессах
Установка влияет на людей. Когда человек неосознанно привычным образом реагирует на информацию или людей, не анализируя ее.
Установки делятся на 3 измерения:
- Когнитивное измерение – определенные мнения, мысли, убеждения относительно чего-либо или кого-либо.
- Аффективное измерение – наличие негативных или позитивных эмоций к человеку или информации.
- Поведенческое измерение – подготовленность к реакциям поведения, которые соответствуют убеждениям человека.
Установки формируются:
- под воздействием окружающих. Это могут быть родители, желтая пресса, знакомые и друзья;
- основываясь на прожитом опыте в многократно повторяющихся ситуациях.
Константность
Целостность восприятия имеет тесную связь с константностью, под которой следует понимать относительную независимость определенных свойств предметов от их отображений на рецепторные поверхности. При помощи константности мы имеем возможность воспринимать явления и предметы как относительно постоянные по положению, величине, цвету и форме.
В психологии константность восприятия — это стабильность принятия разнообразных свойств явлений или предметов, сохраняющиеся при разных физических изменениях стимуляции: интенсивности скорости, расстояния, света и многого другого.
Роль мотивации в перцептивных процессах
Мотивация
Причина, побуждающая к действию.
Она может руководствоваться примитивными факторами. Например, голодом, холодом. Или психологическими потребностями в любви, уважении, признании. Мотивация играет роль в желании самореализации.
Например, испытывая чувство голода, человек может прочитать вместо слова «обувь» – «обед». Увлеченный амбициями – неправильно расслышать фразу. Можно привести старый пример: человек долгое время находится в пустыне, его мучает жажда. Спустя какое-то время он видит вдали оазис с чистейшей и прохладной водой.
Каузальная атрибуция
Рассматривая механизмы социальной перцепции, не стоит обходить вниманием такой увлекательный феномен, как каузальная атрибуция. Не зная или недостаточно понимая истинные мотивы поведения другого индивида, люди, оказавшись в условиях дефицита информации, могут приписывать ему недостоверные причины поведения. В социальной психологии этот феномен называется «каузальной атрибуцией».
Рассматривая, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Она происходит из-за того, что люди переоценивают значение личностных черт других, и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричного приписывания». Он основан на свойстве людей, приписывать себе успех, а другим людям – неудачи.
Г. Келли выделил три типа атрибуции:
- Личностную. Причина приписывается тому, кто совершил поступок.
- Объективную. Причина приписывается объекту, на которой направляется действие.
- Атрибуцию, связанную с обстоятельствами. Причина происходящего приписывается обстоятельствам.
Наблюдатель обычно прибегает к личностной атрибуции, а участник, как правило, списывает все на обстоятельства. Эту особенность отчетливо видно в приписывании успехов и неудач.
Важным вопросом в рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос установки, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, особенно в формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодылевым с помощью экспериментов, в которых разным группам людей демонстрировали фото одного и того же человека, сопровождая его характеристиками типа «писатель», «герой», «преступник» и так далее. При срабатывании установки словесные портреты одного и того же человека отличались. Было выявлено, что есть люди, неподдающиеся стереотипному восприятию. Их называют избирательно стереотипными. Рассмотрев механизмы социальной перцепции, теперь коротко поговорим о ее эффектах.