Разработка классного часа и презентация на тему «Как стать толерантным человеком»

«Я не толерантен – мне не все равно», – звучат строки из песни небезызвестного отечественного музыканта. Не могу не согласиться. Толерантность – не синоним равнодушию. Толерантность предполагает умение и способность уважать, принимать и признавать права других людей, их интересы, вкусы, свободу. Но нельзя быть толерантным к таким понятиям, как агрессия, насилие, жестокость.

Общечеловеческими ценностями являются жизнь, свобода, здоровье, семья. Но имеет ли право на жизнь тот, кто разрушает или забирает другие жизни? Где проходит граница толерантности? Есть ли она? Как ее найти? Давайте разберемся.

Происхождение термина

Термин «толерантность» заимствован из медицины, где он значит привыкание организма к чему-либо, повышение устойчивости, снижение защитной функции. Например, в контексте рассмотрения проблемы алкоголизма используется понятие «рост толерантности организма к алкоголю» – повышение дозы, переносимой организмом без тяжелых последствий. То есть ослабление реакций иммунитета на какой-то агрессор.

В медицине постоянный рост толерантности неизбежно ведет живой организм к смерти из-за полностью утраченной способности бороться с раздражителями, вырабатывать защитные антитела. Дословно «толерантность» с латинского языка переводится как «терпеть, привыкать».

С медициной все ясно: толерантность не сулит ничего хорошего, это плохое явление. А что говорит на этот счет психология? Почему мы так любим воспитывать толерантность в детях и что вкладываем в это понятие? В психологии и социологии под толерантностью подразумевается терпимость к иному образу жизни, иным потребностям людей, иному мировоззрению, поведению, обычаям, традициям, привычкам, вере. «Все мы люди, и мы равны между собой!» – девиз классического представления о толерантности.

На современном этапе развития общества толерантность трактуется уже не так однозначно:

  • Умение смиряться с неприятными, расхожими с нашими, убеждениями и поступками других людей.
  • Психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях.
  • Признание, уважение, понимание и принятие культурного многообразия общества, индивидуально-личностных особенностей людей (классическое представление о толерантности в рамках множества наций, культур, вер, здоровья и так далее).
  • Терпимость ко всему, что происходит в обществе.
  • «Это его жизнь. Пусть делает, что хочет. Меня не трогает и ладно».

К сожалению, толерантность в современном представлении все больше подбирается к термину «равнодушие» (снижение или полное исчезновение эмоционального и поведенческого психического реагирования на внешние неблагоприятные факторы). Мы настолько хорошо научились признавать права других людей, принимать любой образ жизни, что стали толерантны к маньякам, алкоголикам, дракам под окнами дома, бродяжничеству детей, хамству, хулиганству.

Я понимаю, что своя жизнь всегда дороже. Тем более, как правило, она связана еще с несколькими жизнями. Но на мой взгляд, медицинское представление о толерантности применимо теперь и в психологии. Что интересно, даже в официальных документах федерального и национального уровня в последнее время встречается замена термина «толерантность» на термин «терпимость». Не опасно ли быть толерантным?

Как воспитать толерантность и зачем она, вообще, нужна?

Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому.

Мартин Нимеллер

В чем-то каждый из нас отличается от большинства . И хоть раз в жизни испытывал неприятное чувство, что другим сложно принять нас такими, какие мы есть.

Толерантность – это когда нет непринятия, непримиримости, страха перед тем, что отличается от привычного нам мира. Есть разные виды проявления нетолерантности. Например, нацизм (когда нетерпимость проявляется к представителям иной расы), ксенофобия (неприятие иностранцев), гомофобия (нетерпимость к гомосексуальности). Некоторые виды толерантности не имеют специального названия. Например, когда в классе смеются и издеваются над одноклассником, который отличается от других прической, фигурой или предпочтениями в музыке.

Почему возникает нетерпимость?

  1. 1. Что-то может быть стигматизировано со стороны общества. И мы, не особо размышляя на эту тему, или в страхе самим стать не таким, как все, присваиваем определенные стереотипы и нетерпимость.
  2. 2. Мы можем мало знать об определенном предмете. Поскольку природа не терпит пустоты, отсутствие информации мы заполняем услышанными где-то стереотипами, представлениями и домыслами. Которые могут быть причиной негативного отношения и страха по отношению к тому, о чем мы мало знаем.
  3. 3. Мы можем бояться, что другие люди, к которым мы нетерпимы, могут чем-то ущемить наши права, чем-то нам помешать, притеснить нас.
  4. 4. И наконец, еще одной причиной нетолерантности может стать стремление обобщать людей по определённому признаку. Потому что так мир воспринимать проще и понятнее. Гораздо труднее помнить о том, что мы все разные. При этом конкретный представитель стигматизируемого меньшинства совсем необязательно соответствует нашим стереотипам о представителях этого меньшинства.

Как воспитать толерантность?

Логично предположить, что если посмотреть на то, откуда возникает нетерпимость, можно предположить возможные пути ее профилактики. А именно: искать объективную информацию о предмете и отрефлексировать свои домыслы и стереотипы, которые у нас сложились к этому времени об этом предмете.


Важно воспитывать толерантность в детях

Соответственно, если мы хотим помочь детям или подросткам воспитать в себе толерантность, например, к представителям другой нации, первое, что нужно сделать, это помочь им задуматься об этих представителях другой нации. А какой они, собственно, нации? Например, мы можем всех, кто приехал в Россию «на заработки», причислять к «таджикам». При этом большинство живущих в Раменском районе иностранцев, приехавших на заработки — кумыки. Что мы знаем о кумыках? Если знать немного больше информации о предмете нетерпимости, может быть, поведение другого человека станет нам более понятным. И тогда станет меньше нетерпимости по отношению к нему.

Второе, что нужно сделать – это помочь детям поразмышлять о том, а почему возникло негативное отношение. Важно задавать детям вопросы о том, что их пугает. Чем им угрожают эти люди, к которым они могут проявлять нетерпимость? И помочь развенчать мифы о том, что они действительно им могут помешать.

При этом важный момент состоит в том, чтобы мы сами, взрослые, были независимы от этих стереотипов и максимально толерантны к обсуждаемому предмету. Иначе беседа не получится. Потому что бессознательно мы будем подталкивать детей к своей точке зрения, даже если сами не будем этого замечать.

И, наконец, важно поговорить с детьми о том, что обобщение – это как ходить по тонкому льду. Где-то мы пройдем, но в какой-то момент лед обязательно сломается, и мы попадем впросак. Обобщение всегда недостаточно описывает реальность. И принадлежность человека к определённому сообществу далеко не всегда определяет его черты. К примеру, не все геи женственны. Не все русские пьют водку. Не все евреи жадные. Можно даже поиграть с детьми в игру: кто может назвать больше таких обобщений, которые не соответствуют реальности.


Зачем нужно быть толерантным?

Зачем воспитывать толерантность?

Высокий уровень толерантности в обществе позволяет его представителям проявлять себя такими, какие они есть. Позволяет не стесняться этого, свободно самовыражаться.

Наша терпимость к другим людям помогает им не стесняться себя, своего происхождения, своих вкусов и интересов. А значит, позволяет быть счастливым и реализовывать свой личностный потенциал. Это важно, потому что чем больше людей могут реализовать себя, тем больше счастливых людей будет вокруг нас.

Автор статьи — психолог, психотерапевт Строкова Светлана Сергеевна.

Виды и уровни толерантности

Толерантность может быть:

  • политической;
  • гендерной;
  • педагогической (уровень образования, интеллектуального развития);
  • возрастной (но «он же ребенок» не оправдание жестокости);
  • религиозной;
  • по отношению к людям с особыми потребностями.

Вспомните, с какой легкостью дети заводят знакомства (им не важен возраст, пол, раса, статус), конечно, если родители не успели внушить ребенку разницу. Почему это происходит? С рождения нам всем дана способность к толерантности, так называемая натуральная толерантность, но с возрастом мы ее утрачиваем. Такая особенность связана с функционированием психики в раннем возрасте: ребенок не отделяет себя от внешнего мира.

Среди уровней толерантности можно выделить:

  1. Личностная толерантность. Подразумевает широкое мировосприятие, уважение и понимание ценности права каждого человека реализовывать свой потенциал любым путем.
  2. Социальная толерантность. Создание личностью соответствующего круга общения, разделяющего ее взгляды на толерантность и поддерживающего общественный баланс. Внутренние убеждения переходят в систему поведения, направляют активность личности.
  3. Моральная толерантность. Человек учится сдерживать свои эмоции и поведение в ситуации, когда этого требуют общественные нормы или внутренние убеждения, несмотря на негативно раздражающие внешние условия. Помогает в этом мудрость, логика и саморегуляция. Противодействовать можно, но социально приемлемым путем, а не уподобляясь внешним раздражителям.
  4. Нравственная толерантность. Человек старается войти в положение другого («внешнего раздражителя»), понять мотивы его поведения. Если это удается, то самоконтроль приобретает внутреннюю базу, а не условное следование нормам. Предыдущий уровень помогает избегать конфликтов (трудных ситуаций), а этот уровень позволяет разрешать конфликты, находить точки соприкосновения («Я тебя понимаю, но и ты меня пойми»).

Толерантность бывает низкой (раздражение от всего мира), средней (терпение к достоинствам и недостатка некоторых людей, стремление к общению), высокой (полное принятие тех, с кем человек общается, удовольствие от общения, комфорт от жизни). Важно, чтобы толерантность создавала комфортные условия жизни. Когда мы ненавидим и не понимаем все вокруг, то нас «все бесит» – какое уж тут удовольствие. Когда мы слепо принимаем все, то можем лишить себя комфорта, создавая опасные условия вокруг, сея страх. И только при высокой, но корректной толерантности, при избирательном отношении к своему окружению мы живем счастливо, в ладу и комфорте с собой, обществом.

Таким образом, быть толерантным – это хотеть понять, разобраться, найти общие точки с другим человеком; интерес к неизвестному. И только в процессе анализа человек решает: принимать или не принимать, понимает он это или не понимает. Хороший пример толерантности – стремление понять традиции других культур, интерес к обычаям, сравнение со своей культурой.

Нужна ли толерантность

На мой взгляд, нужно быть толерантным, но нельзя быть терпимым. Да, мы должны признавать права других культур и наций, особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Но мы не должны быть терпимы к безусловному злу. Под этим я подразумеваю любой образ жизни, мешающий другим людям и самой личности, то есть асоциальный образ жизни.

И да, нужно быть устойчивым к трудностям жизни, но нельзя быть терпимым. Нужно занимать активную толерантную позицию, если так можно выразиться:

  • У нас не должна отсутствовать реакция на что-то противоречащее нормам общества или нашим личным убеждениям.
  • Полная толерантность – это смерть, в нашем случае – моральная, нравственная, психологическая. В отдельных случаях, возможно, и физическая смерть.
  • Толерантностью можно добиться того, что человек совсем перестанет противостоять внешним раздражителям, а будет слепо вбирать в себя, принимать в свой внутренний мир все, что ему дают, или регулярно занижать необходимые условия жизни. Это мы и наблюдаем в современном обществе.

В технических науках «толерантность» значит «допустимое отклонение, не влияющее на функциональность и ценность». Думаю, это и можно взять на вооружение. «Ты никого этим не удивишь» – назвала бы я основную мысль нашего общества. Потому и предлагаю рассматривать толерантность как допустимое, не влияющее на функциональность, отклонение: делай с собой что хочешь, но так, что бы это не лишало тебя личностной ценности, общественной значимости и не мешало обществу. Мы уже не реагируем на татуировки, пирсинг, экстремальные развлечения. Это всего лишь оболочка. Куда важнее толерантность к внутреннему миру людей.

Мы стали настолько открыты всему новому, что забыли об избирательности. Нельзя принимать все, что встает на твоем пути. Нужно анализировать, нужно иметь устойчивую систему ценностей и взглядов. Нужно выстраивать личностные границы. Должно быть что-то, что вы никогда не примите в людях. Но речь ни в коем случае не о нации, вере или особенностях здоровья, речь о личностных качествах.

Например, я не приемлю оскорбления и крики. В моем доме их нет и не будет, иначе из него уйду я. В моем окружении нет людей, которые питаются этим. Во-первых, я не приемлю это, а значит, так не веду себя, во-вторых, пресекаются попытки или отсекаются люди. Кто-то расценит такую позицию как холодность или грубость. Будем толерантны: у каждого есть право на свое мнение. Но с человеком, для которого ценность и норма жизни – оскорбления, нам не по пути. «Я толерантен, но мне не все равно» – перефразирую мысль, с которой начала эту статью:

  • Я не толерантна к тем, кто обижает животных, но я толерантна к психическим особенностям этих людей и их травмам детства или педагогической запущенности.
  • Я смогла бы понять и принять их боль, но не последствия и не нежелание бороться со своими проблемами.

Быть толерантным и быть терпимым, равнодушным – это разные вещи. Примеры можно продолжать до бесконечности. Например, нужно быть толерантным к вкусовым предпочтениям в музыке (кто-то слушает рок, кто-то классику, кто-то реп). Не важно, какой жанр дарит человеку внутреннюю гармонию, если он не влияет на социальное поведение, то почему бы нет. Можно не понимать, как это слушают, но просто принять. А вот если музыка орет под окнами и не дает спать, то тут уже совсем не важно, что это за жанр, важно асоциальное поведение людей. Тут о принятии не может идти речь, ибо в этом контексте оно рождает вседозволенность.

толерантности или учимся сочувствовать!

Урок толерантности

Тема: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.

Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Актуальность проблемы: сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Оформление доски: плакат «Это интересно или ещё раз о толерантности» (см. приложение 1), выражения великих людей о толерантности (см приложение 2)

План

Вводная беседа

Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек» Анализ высказываний и ситуаций.

Игры.

Итоги.

Домашнее задание

Ход урока

Вводная беседа (выявление опыта у детей)

Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.

Уч-ль:Как вы поступите в такой ситуации?

Уч-ся: Будем успокаивать.

Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему? Уч-ся: Друзья

Уч-ль: Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы кому-либо.

Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.

Уч-ль: Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Урок толерантности или учимся сочувствовать».

Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.

Основная часть

Введение понятия толерантности

Уч-ль: У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово — «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужими мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Итак, сочувствие=толерантность.

А как вы понимаете «умение терпеть, мириться с чужими мнением»?

Уч-ся: Выслушивать других людей.

Уч-ль: Правильно. Другими словами, это значит, уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Как быть толерантным

Взаимопонимание

Если ваша проблема в классическом представлении толерантности, то есть вы не умеете признавать права других людей на жизнь, веру, стиль музыки, нацию и так далее, то вот несколько советов о том, как быть толерантным:

  1. Толерантность формируется как привычка. Чем чаще мы чему-то подвергаемся и одинаково реагируем на раздражитель, тем крепче в нашем сознании, а затем подсознании фиксируется этот стереотип поведения.
  2. В каждом человеке при детальном анализе можно найти следы множества рас. Тесты эти, конечно, дорогие, но как альтернативу им можно найти книги, статьи, видео по этой теме. Гены, народности, расы и нации настолько смешались, что невозможно найти 100 % русского человека или турка, немца, украинца. Начните с себя.
  3. Осознайте, что толерантность нужна вам, а не кому-то другому. Она обеспечивает психологически комфортную жизнь. Вы не сможете изменить весь мир так, как это нужно вам. Так не проще ли для собственного душевного благополучия принять особенности других людей?
  4. Был ли бы наш мир таким же, если бы все люди были одинаковыми? Нет. Люди, создающие историю, уникальны. Среди них немало людей с особыми потребностями здоровья (Стивен Хокинг, Людвиг ван Бетховен, Алексей Маресьев) или разных наций (известный и непревзойденный педагог Шалва Амонашвили). Про страны и нации можно говорить бесконечно. Например, множество зарубежных теорий легли в основу отечественной психологии. У науки, а значит, и жизни нет понятия «наши» и «ваши». Есть понятие общего прогресса, сознания, опыта, культуры. Займитесь изучением литературы, особенно научных изданий, истории. Осознайте ценность «разношерстного» общества.
  5. Развивайте эмпатию. Именно она помогает понимать других людей, вставать на их место, сравнивать себя с ними.
  6. Росту толерантности способствует личное общение с иными людьми, проживание в другой стране, работа в коллективе. Самое сложное – заставить себя вступить в такие группы, познакомиться с иными людьми, заслужить их расположение и положительно зарекомендовать себя. Сначала придется надеяться только на моральную толерантность и саморегуляцию, но чем больше вы будете проводить время в условиях неизвестного и непонятного, тем проще это будет удаваться, а толерантность плавно перейдет на нравственный уровень.
  7. Не исключено, что вы просто не умеете общаться с людьми и грешите эгоизмом. Тогда нужно бороться с этим.
  8. Избавляйтесь от стереотипов, предрассудков. Сами получайте и обрабатывайте информацию о других людях. Наш уровень толерантности определяется семейным воспитанием и средой, в которой мы выросли. Если во взрослом возрасте мы замечаем пробоину в этом месте, то приходится начинать все с начала посредством самовоспитания.
  9. Не критикуйте, а интересуйтесь. Возьмите за правило не судить, не разобравшись, не задав вопрос «почему?».
  10. Принятие других начинается с самопринятия. Возможно, вас в детстве не принимали, а во взрослости вы не может принять себя.

Итак, толерантный человек:

  • Знает себя, адекватно оценивает себя и окружающих людей, свои достоинства и недостатки, умеет их признавать, принимать, а при необходимости – исправлять.
  • Мыслит позитивно и уверен в собственных силах. Знает, что справится с любыми трудностями.
  • Несет ответственность за свою жизнь, поступки и их последствия. Не перекладывает ответственность на других людей или обстоятельства.
  • Стремится к самореализации в работе, обществе, творчестве, то есть всех аспектах жизни.
  • Имеет развитое чувство юмора и самоиронии.

В то время как человек, не отличающийся толерантностью:

  • В себе видит достоинства, а в других только недостатки. Обвиняет людей за это.
  • Тревожен, не уверен в себе. Постоянно пребывает в чувстве страха, боится самого себя, мира, окружения (хоть и не всегда это осознает, признает).
  • Перекладывает с себя ответственность за неудачи.
  • Безынициативен, пассивен, не стремится к самореализации.
  • Болезненно реагирует на шутки, особенно в свой адрес. Сам использует черный юмор.

Очевидно, что прийти к толерантности можно только через самопознание и саморазвитие, а также с помощью активного практического взаимодействия с миром.

Как развить в себе толерантность?

Если люди не могут терпеть друг друга, они становятся злыми и разочарованными. В обществе, наполненном ненавистью, человек начинает чувствовать скованность и больше подвержен депрессиям. Дискриминация делает несчастной жизнь не только тех, кто подвергается ей, но и всех членов общества. Способность принимать различия друг друга может оказать положительное влияние на самочувствие человека. Толерантность снимает барьеры и позволяет мыслить более обширно. Еще толерантность приводит к уменьшению стресса и способствует развитию эмпатии.

Вот несколько советов, которые помогут вам стать более толерантными:

  • Напомните себе, что вы в безопасности [8 Tips to Build Tolerance in Your Life]. Если другие люди думают иначе, и их мнение отлично от вашего, это вовсе не означает, что вы ошибаетесь. Так же, как и то, что вам просто необходимо отстаивать ваши убеждения, иначе на вас нападут. Вам нечего опасаться.
  • Говорите за себя. Постарайтесь выражать свою мысль точнее и от своего лица. Например, «Я не согласен с тем, что …, у меня иное мнение…» Не следует вовлекать человека в оскорбительные дебаты: «Вы глупы, если так думаете!» и т.п.
  • Обходитесь без оскорблений и перехода на личности (это как раз о нетерпимости). Постарайтесь узнать больше, чтобы понять другую точку зрения. Попросите рассказать подробнее и объясните, что хотели бы понять, как другой человек пришел к такому мнению .
  • Будьте спокойнее. Не ругайтесь, не проклинайте и не кричите. Это может значительно обострить ситуацию и превратить ее в настоящий конфликт.
  • Ищите точки соприкосновения [HOW TO BECOME MORE TOLERANT]. Если на первый взгляд ничего общего не можете найти, особенно если вас раздражает человек и вы испытываете к нему неприязнь, отложите поспешные выводы о нем. Постарайтесь разглядеть даже самую минимальную схожесть между вами. Возможно, вам нравятся одна и та же музыка, книги или вы предпочитаете схожие фильмы. Точки контакта есть всегда. Если их не видно, это не значит, что их нет. Помните об этом.

И еще один очень важный совет:

  • Следите за своими реакциями. Наши глаза, мимика и жесты говорят правду. Язык тела – это такой же способ общения. Например, когда вы испытываете презрение, то вздыхаете и закатываете глаза. Такие реакции говорят о нетерпимости и выдают ход ваших мыслей. В этом случае становится очевидно, что вы считаете, что мнение другого человека совершенно бесполезно, и как бы говорите, что вы лучше него.

Ничто не может быть достигнуто без дополнительных усилий, включая и толерантность. Да, иногда трудно понять некоторых людей, культуры и совершенно иные точки зрения. Но такое разнообразие помогает взглянуть на мир шире и увидеть, что истина обычно находится где-то «посередине».

Тренинг на развитие толерантности

Взаимоуважение

Предлагаю вашему вниманию тренинг Е. С. Арбузовой на развитие толерантности. Упражнения можно использовать как отдельно, так и в комплексе. Подойдут они для взрослых и старших подростков. Рекомендуется проводить тренинг в группе.

«Приветствие»

Участникам тренинга предлагается здороваться друг с другом так, как это принято в разных странах. Например, рукопожатие и взгляд глаза в глаза из Германии, трение носами от эскимосов и так далее.

В конце упражнения рекомендуется поделиться впечатлениями. Особенно полезно это занятие в поликультурных классах, группах, коллективах. Можно предложить представителю каждой культуры познакомить остальных со своим традиционным приветствием.

«Что в имени моем»

Это упражнение позволит нестандартно взглянуть на самого себя и научит общаться с другими. На листе нужно написать свое имя, но задом наперед. Теперь на каждую букву нужно подобрать слово, но так, чтобы вместе получилось какое-то напутствие, послание. Если букв в имени не хватает, то можно попросить у кого-то лишнюю букву. Но нельзя просить конкретную, нужно брать ту, что дают.

«Телеграмма»

Желательно проводить упражнение в группах минимум по 6 человек. В каждой группе записываются инициалы участников (имя и фамилия). Задача – составить послание из всех инициалов.

«Презентация»

Участники разбиваются на пары. Задача – пообщаться друг с другом, после чего представить (презентовать, описать, рассказать) своего партнера по общению.

Альтернативный вариант – сначала один участник пары рассказывает историю про выдуманного героя со своим реальным именем. Потом партнер старается угадать реальные факты о предыдущем рассказчике. Предположить, как тот видит мир, что для него ценно, что его тревожит и так далее. Наши фантазии, выдуманные истории точнее всего передают актуальное состояние внутреннего мира. Хотим мы того или нет, но подсознание возьмет бразды правления. Особенно, когда у героя сказки имя такое же, как у нас. Так что остается лишь слушать внимательно собеседника.

«Детектив»

Упражнение проводится в парах. Участникам запрещено разговаривать. Разрешено лишь показать друг другу 6 (больше или меньше) личных предметов. Задача второго участника пары – составить описание личности его партнера по этим предметам. Партнер опровергает или подтверждает утверждения.

«Опиши меня»

Участники в парах общаются друг с другом в течение 5 минут. После этого отворачиваются друг от друга и пишут мини-статью (описание), где фиксируют внешние, индивидуально-личностные, поведенческие особенности партнера. Партнер опровергает или подтверждает утверждения. Упражнение развивает наблюдательность, интуицию, память, эмпатию; улучшает взаимоотношения, взаимопонимание участников.

«Солнце светит для тех, кто …»

Один из участников выходит в центр круга и говорит «Солнце светит для тех, кто …» (называет свое достоинство или недостаток, пристрастие, симпатию или антипатию и так далее). Если в группе кто-то находится с таким же утверждением, то он выходит в круг и произносит свое утверждение. В конце проводится рефлексия (что стало неожиданностью, что между нами общего, рад ли я этому).

Альтернативный вариант: участник называет факт про себя, но в форме «те, у кого есть сестра, хлопнут в ладоши». Хлопает сам и смотрит, у кого еще есть сестры. Утверждения могут быть самыми разными, как и последующие действия. Цель – лучше узнать друг друга, найти точки соприкосновения, принять недостатки, подчеркнуть достоинства.

Групповая дискуссия “Толерантная личность. Интолерантная личность. Границы толерантности”.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного учреждения формирует толерантность в работе с детьми.

Цель

  • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Задачи

  • Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
  • Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”.
  • Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
  • Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
  • Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Каждое звено сообщества вносит свой вклад в воспитание детей, в процессе которого в любом случае осуществляется трансляция ценностей. Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад — это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

1. Упражнение “Мы похожи!”.

Цель:

· создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

· повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение “Толерантная личность”.

Цель:

· познакомить участников с основными чертами толерантной личности;

· дать возможность педагогам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. приложение).

Процедура проведения: Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;

“0” напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены;

Затем в колонке В поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности;

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным группой.

Упражнение “Волшебный мешочек”.

Цель:

· работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;

  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с “волшебным” мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

  1. Упражнение “Эмблема толерантности”.

Цель:

· продолжение работы с определениями толерантности;

· развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения: Участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах… Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других, участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительностью, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания- важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

Групповая дискуссия “Толерантная личность. Интолерантная личность. Границы толерантности”.

— С какими проявлениями толерантности – интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)

— С какими проявлениями толерантности – интолерантности в истории человечества вы сталкивались?

— Где границы толерантного отношения?

Толерантная средаИнтолерантная среда
Умение внимательно слушать и слышать; стремление разобраться; расспрашивание; совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержкаНеумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание

Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности.

Основой содержания этой деятельности для детей может стать следующее:

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)
  4. Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.

В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: