Страдание — это физическая или нравственная боль и мучение

Несмотря на то что боль является естественным элементом жизненного цикла и она сопровождает нас с самого нашего рождения, ни у кого нет навыков, позволяющих преодолевать страдания.

Люди приходят в этот мир, не обладая достаточным количеством умений, позволяющих управлять болью.

В детстве мы справляемся с болью с помощью слез, но когда мы становимся старше, нам начинают говорить, что плакать нехорошо, потому что это показывает нашу слабость. Так мы начинаем замыкаться в себе и скрывать боль.

В школе нас не учат управлять эмоциями, а наши родители не способны рассказать нам о разочаровании, крушении идеалов и страдании.

Только мы сами можем научиться преодолевать страдание с помощью нашего жизненного опыта. Имейте в виду, что есть много разных типов эмоциональной боли. Одни разочаровывают нас и причиняют нам страдания, а другие помогают нам измениться к лучшему.

Значение страдания в разных областях знаний

С точки зрения философии, страдание — это одна из десяти основополагающих категорий. В нем нет какой-то цели или оправданности. Подобное испытание может выпасть на долю абсолютно любого человека, без применения каких-либо закономерностей. При этом в процессе исцеления от душевных мук к человеку приходит мудрость

Страдание — это одна из ключевых тем в литературе. И не зря. Например, Достоевский считал, что душевные муки выступают единственной причиной существования и развития человеческого сознания. Алексей Ремизов утверждал, что страдание очищает и окрыляет человека, делая его ближе к богу.

С психологической точки зрения, страдание — это внутренний конфликт. Это состояние, когда зарождаются два противоположных желания или убеждения. Предельным проявлением страдания называют состояние муки. Психологи утверждают, что подобные процессы угрожают здоровью человека. При этом одни и те же ситуации у разных людей не обязательно приводят к страданию. Если человек стремится к счастью и равновесию, он, как правило, стойко переносит потрясения.

С религиозной точки зрения страдания — это яркое и объективное отражение действительности. Практически все конфессии преподносят это состояние как исцеление, познание, возмездие и путь к счастью.

Душевная боль: неминуемое страдание или шанс стать счастливым?

Механизм развития душевной боли

Как эмоция, душевная боль возникает в ответ на резкую глобальную перемену в привычном жизненном укладе личности, которую человек интерпретирует как важное негативное событие. В большинстве случаев такая эмоция является следствием значимой утраты для личности, например: смерти близкого родственника, расставания с любимым партнером, разрыва из-за предательства с лучшим другом, гибели питомца, потери социального статуса.
Стремительно возникшая эмоция при своеобразной негативной оценке личностью трансформируется в длительное отрицательное переживание, переводя душевную боль в глубокое, интенсивно выраженное чувство. По мнению психологов, любая внезапная утрата человеком значимых для жизни составляющих, будь то потеря близкого человека или ценного предмета, удаляет существенное звено из числа необходимых для выживания индивида факторов.

До недавнего времени большинство врачей придерживались гипотезы, что душевная боль носит сугубо субъективный характер. Современные психологи придерживаются теории, что душевная боль – это явление, абсолютно отличное от телесных ощущений, своеобразные неосознанные страдания за собственное «Я». Однако обстоятельные исследования, проведенные американскими нейропсихологами, опровергли это утверждение. Снимки, полученные посредством магнитно-резонансного томографа, подтвердили идентичность в процессе развития душевной боли и физиологической. В обоих случаях, когда человек испытывает и душевные страдания, и физическую боль наблюдается активация нейронов лимбической системы головного мозга.

Также установлено, что душевные муки могут проявлять себя на физиологическом уровне, в частности ощущаться как психогенная боль. Такой вид болевого синдрома не связан с соматическими патологиями и не имеет четкой локализации. Часто душевная, как и психогенная боль – непременный спутник депрессии, истерии, ипохондрии, фобической тревоги и иных психоэмоциональных расстройств.

Причины возникновения

Как правило, всю ответственность за возникновение моральных страданий, человечество привыкло перекладывать исключительно на внешние факторы и обстоятельства. Однако это неприятное переживание психосоматического характера может возникнуть из-за продолжительного физического и психического напряжение, например: постоянного ощущения иррационального страха, длительно сдерживаемой эмоции гнева. Не принимая в расчет исконно физиологическую природу таких реакций: дефицита определенных химических веществ – нейромедиаторов, избыточного производства гормонов тревоги, человек трактует свои ощущения как исключительно внутреннее чувство, не обращая внимания на сопутствующие спазмы мускулатуры, головную боль напряжения и иные соматические симптомы.

Довольно часто душевную боль личность взращивает самостоятельно, создавая прямую ассоциацию на испытанные в прошлом болезненные ощущения от какого-то события. Такая сознательная фиксация на негативных ситуациях личной истории связывает любое, даже незначительное явление с пережитыми ранее страданиями, приводя к хронической душевной «встряске».

Нередко демонстрируемая окружающим душевная боль маскирует непристойные помыслы человека. Так, за страданиями души может быть скрыта внутренняя циничная потребность индивида обрести определенные выгоды, например: любыми способами обратить на себя внимание, получить гарантию не испытать фиаско в действиях. Выставляемые на обозрение душевные муки могут быть искусным орудием мести или стать средством для достижения власти над окружающими.

Важной причиной широкого распространения душевных страданий является исторически сложившийся факт: христианская мораль поощряет и культивирует душевную боль. В понимании верующих терзания сердца – добродетель, указатель праведности и истинной веры человека. Современная культура под стать христианству проповедует принцип: переживание страданий – достоинство, особый героизм, своеобразный индикатор воспитанной гуманной личности, необходимый удел человека на пути к преображению.

Как справиться с душевной болью: советы психологов

Шаг 1. Даем себе время на страдания

Как справиться с душевной болью – непрошеным гостем, которым бесцеремонно уничтожает счастье и веру? Чтобы справиться с душевной болью следует дать себе время пережить тяжелый период, не торопить и не подгонять себя. Помните: для большинства людей характерно самостоятельное утихание душевной боли при условии, если не бередить «кровоточащую рану». Это схоже с тем, как со временем наступает расслабление после мышечных спазм, как проходит психогенная головная боль после качественного отдыха. Скорость естественного исцеления организма зависит от ряда факторов: возраста человека, его психологических особенностей, состояния центральной нервной системы, значимости для индивида переживаемых событий.

Шаг 2. Избавляемся от привычки драматизировать

К сожалению, большинство наших современников, склонных к терзаниям сердца, не имеют достаточных психологических знаний о том, как унять душевную боль, или же не используют навыки на практике. У многих из нас есть ритуальные шаблоны поведения, суть которых «сыпать соль на рану». Это проявляется в привычке поднимать и обсуждать больную тему, вспоминать об ушедших «счастливых» днях, не отпускать, а преследовать человека, даже когда отчетливо понятна бесперспективность отношений. Конечно, возникшее минорное чувство после трагического события – естественное и понятное состояние, однако привычку сознательно драматизировать и увеличивать масштабы катастрофы необходимо искоренить. Если душевная боль в сердце спровоцирована событием, которое невозможно изменить, например: при неизлечимом недуге близкого человека, следует работать над эмоциями и менять интерпретацию ситуации.

Душевные страдания может осознанно или нет усиливать близкое окружение, задевая слабые места, затрагивая неприятные темы, давая «дельные» советы. В таких ситуациях, чтобы унять душевную боль, необходимо пересмотреть личные контакты, временно прекращая общение с такими людьми, которые оказывают медвежью услугу.

Шаг 3. Соизмеряем свои муки с трудностями мироздания

Большинство людей стремительно вступают в схватку с душевной болью, не разобравшись в том, существует ли проблема на самом деле. Психологи утверждают, что 99% всех «неразрешимых» трудностей созданы самостоятельно человеком, точнее – головным мозгом. Люди делают из мухи слона, временные неприятности вводят в ранг апокалипсиса. И возникшая душевная боль – не свидетельство непреодолимой угрозы, а факт того, что личность запуталась в трактовке событий, ей не хватает знаний и навыков.

В такой ситуации душевная боль – ценный подарок природы, направляющий человека на изучение своей личности, раздумий над смыслом жизни, размышлений о своей действительности. Психологи советуют признать тот факт, что личная проблема – миниатюрнейшая крупица в сложном устройстве мироздания. Понимание этого позволяет личности погрузиться значительно глубже своих трудностей, дает человеку шанс обрести мудрость, измениться в лучшую сторону, выполнять только полезные действия и не расходовать силы напрасно.

Шаг 4. Изучаем себя и свои страдания

Важный шаг, как преодолеть душевную боль,дать честные ответы на вопросы: «Какую истину открывают сердечные муки? Какой урок мне необходимо извлечь из произошедшего события?».Чтобы справиться с душевной болью, необходимо в нее погрузиться и изучить ее. А выйти из тяжелого состояния поможет вера в собственные силы, цель и мотивация. У каждого человека существует заветная мечта, реализация которой постоянно откладывается на потом. Человек, руководствуясь примитивными инстинктами, не оставляет себе шанса для воплощения мечты из-за собственной лени, выдуманных оправданий для бездействия, вымышленных страхов и отсутствия веры.

Чтобы избавиться от душевной боли, нужно посвятить время на изучение своего состояния и постараться определить действительную причину своих ощущений. Для этого на листке бумаги следует изложить свою деятельность до мелочей за последнюю неделю и постараться описать свои нынешние ощущения. Больше чем у половины людей душевная боль спровоцирована сожалением о неправильно использованном времени, потраченном на абсолютно бесполезные вещи.

Например: домохозяйка вместо того чтобы уделять время на развитие личности и образование, полноценным общественным контактам, уходу за телом, видит свое предназначение исключительно в выполнении рутинных домашних дел. Часто душевная боль у женщины с подобным укладом возникает от накопившейся усталости от однообразной работы по хозяйству, которая не встречает должной оценки со стороны супруга, и достигает критичной точки при уходе мужа из семьи.

Что делать в такой ситуации, и как справиться с душевной болью? Принять свершившийся факт, пересмотреть жизненные приоритеты, изменить сферу деятельности, работать над раскрытием новых граней личности, постараться найти свою изюминку.

Шаг 5. Пересматриваем свой образ жизни

Важные действия, которые необходимо ежедневно обязательно выполнять, что вырваться из бездонной пропасти и справиться с душевной болью:

  • питаться,
  • спать,
  • двигаться.

Следует составить разнообразное, полезное, полноценное и вкусное меню, наслаждаясь самим ритуалом приема пищи. Сон – важный компонент для восстановления здоровья, волшебное средство для излечения от боли. Движение – именно тот аргумент, из-за чего любой организм живет.

Чтобы избавиться от душевной боли необходимо иметь здоровое тело, ведь стабильность эмоциональной сферы напрямую зависит от физического состояния. Для того, чтобы поскорее справиться с болезненным состоянием души, нужно «включить» ресурсы организма, занявшись спортом. Физическая нагрузка – это не только способ быть в отличной форме и сохранить соматическое здоровье, но и шанс достигнуть гармонии во внутреннем мире, получить моральное удовольствие, встать на истинный жизненный путь и обрести душевный покой.

Шаг 6. Заботимся о близких

Когда на сердце совсем тоскливо, вспомните о своих близких людях и начинайте заботиться о них. Иногда очень сложно сделать шаг навстречу другим, ведь когда страдает душа, все мысли сфокусированы только на своем состоянии. Избавившись от преград эгоизма, проявив внимание и любовь другому человеку, в награду вы получите благодарность, прилив энергии и стимул, чтобы подняться и жить. Поэтому, делая добро другим, человек заботится о своем благополучии и может справиться со страданиями сердца.

Шаг 7. Избавляемся от разрушающих эмоций

Чтобы пережить душевную боль, нужно избавиться от отрицательных эмоций. Помните: тот, кто оправдывает и культивирует обиду, зависть, ревность, обреченный ощущать душевные муки, ведь накопившийся накал негативных страстей станет разрушать в первую очередь самого человека.

Шаг 8. Говорим «нет» вредным пристрастиям

Внимание! Многие люди, испытывающие страдания, пытаются избавиться от душевной боли с помощью алкоголя, наркотиков, рискованных мероприятий. Из-за тяжелых мучительных внутренних ощущений и непонимания природы душевной боли, человек вместо усилий, направленных на изменение своей личности, предпочитает убежать от действительности, забывшись в тумане губительных пристрастий. Однако такая мера не только не поможет справиться с душевной болью, но и создает еще более опасные проблемы, лишая силы воли и забирая последнюю надежду на счастье.

Шаг 9. Закаляем свою душу

Помните, что легче предупредить душевную боль, чем справиться с ней. Следует развивать свою эмоциональную стабильность, тренировать душевную стойкость, укреплять психологическую неуязвимость, Начинать закалку своей души необходимо с успешного преодоления жизненных мелочей. Основное правило: выявить неправильную трактовку события и изменить свое восприятие ситуации хотя бы на нейтральный взгляд.

Например: вас в результате сокращения уволили с престижной должности. Естественными эмоциями будут гнев, обида, злость, разочарование, страх за будущее. Однако, такой вынужденный «уход» несет массу позитивных моментов: внести новизну в обыденность, возможность испробовать себя на новом поприще, получить еще одно образование, мотивировать на успех в собственном бизнесе, открыть свои таланты в иной сфере. В таком случае позитивная интерпретация событий не даст малейшего шанса оказаться в плену своих душевных мук.

Шаг 10. Работаем мышцами лица

Самый странный и смешной, но действенный способ, как справиться с муками души: энергично жевать жевательную резинку. Дело в том, что страдания предусматривают статическое «замирание» и напряжение мускулатуры, включая мышцы лица. Ритмичные и энергичные движения челюстей избавляют мышцы от неподвижности, устраняя спазмы.

Если не удается вылечить душевную боль самостоятельно, следует обратиться за профессиональной помощью психологов.

Распространенные причины страданий

Боль и страдания не возникают на ровном месте. У такого состояния всегда есть какие-то основания. При этом они могут быть неявными. Вот самые распространенные причины:

  • Неоправданные ожидания. Человек всегда имеет какие-то надежды относительно событий или людей. Тем не менее окружающие не всегда понимают, чего они хотят, или не желают это выполнять. Если планы и надежды человека разрушились, он неизбежно начинает думать о том, что весь мир настроен против него, и впадает в депрессию.
  • Обида и предательство. Эту причину также можно отнести к категории неоправданных ожиданий. Но в отличие от предыдущего случая, имеют место преднамеренные негативные действия оппонента.
  • Стремление к идеалу. Под воздействием литературных произведений, кинематографа или собственных иллюзий у человека формируется некоторая совершенная модель жизни, которую он пытается создать для себя. Когда индивид осознает тщетность усилий, он перестает действовать и двигаться вперед. Им овладевают страдания.

Сайт саморазвития, самопознания, личностного роста и духовного совершенствования. Станислав Милевич

Вопрошающий: Сейчас женщина говорила, что человеку нужны и боль, и страдания, и любовь. А зачем и кому это нужно?

Станислав: Это нужно уму, а точнее — его конструкции под названием «эго» для того, чтобы управлять человеком. Боль и страдания ум применяет в качестве инструмента наказания. А то, что человек принимает за любовь, — удовольствие, наслаждение, сексуальное влечение и т. п. — нужны уму в качестве инструмента для поощрения. Боль дана человеку как сигнализация того, что он делает что-то неправильно, боль – это сигнал к обучению, но если этого не осознавать, то при помощи боли Вами можно будет манипулировать.

В: Но ведь страдания у всех проявляются по-разному: кто-то страдает больше, кто-то — меньше. От чего это зависит?

С: От восприятия. Все воспринимают происходящее по-разному.

В: Почему природа мужчины и женщины разная? Почему женщины более эмоциональны?

С: Потому что мужчины и женщины воображают себя по-разному, и, видимо, женщины воображают, что они более эмоциональны.

В: Как эти эмоции возникают? Почему именно так?

С: Эмоции возникают при восприятии и позволяют пережить происходящее как опыт. Ещё эмоции служат системой руководства для тела. Но многие, не сознавая этого, используют эмоции для получения удовольствий, чем обрекают себя на страдания.

В: А что заставляет человека страдать?

С: Его желания.

В: Но у меня нет желания страдать.

С: Чтобы вызвать страдание, достаточно любого желания, в том числе и желания не страдать.

В: А какие желания вызывают страдания?

С: Все желания плохие, но есть ещё хуже. (смех) Желание подобно монетке, которую человек подбрасывает в воздух, на одной стороне которой удовольствие и наслаждение, а на другой — боль и страдание.

В: Объясните, как это?

С: Желание — это идея ума, представление, воображение о будущем. Если эта идея совпадает с неизбежным, она приносит наслаждение, если же нет — страдание. Но наслаждение — это эмоция, и после подъёма неизбежен спад, как после прилива – отлив, а это приносит страдание. Получается, что желание неизбежно порождает страдание, только иногда со скоротечным удовольствием, а иногда и без него. Боль и наслаждение неизбежно преследуют друг друга, это две стороны одной монеты.

В: Почему смерть близких приносит столько страданий? Ведь, казалось бы, что наоборот, человек освобождён и его страдания окончены. Но тогда почему это факт приносит людям столько страданий?

С: Страдания возникают из-за неприятия происходящего как неизбежности. То, что произошло, – неизбежность и этого изменить нельзя. Но страдает только эго человека, которое не хочет принять неизбежное. Не человек страдает по смерти близкого, а его эго по своему разрушенному представлению о том, какая должна быть его жизнь и кто в ней должен быть.

В: А что заставляет человека страдать за несчастья близких?

С: Опять же эго – представление человека о самом себе.

В: А как эго заставляет человека страдать?

С: Вообще это выглядит достаточно забавно: страдает Ваше воображение, конструкция, созданная Вашим умом, — Ваша фантазия, с которой Вы отождествились. Возникающие же эмоции заставляют Вас думать, что страдаете Вы. И пока Вы не усмирите своё эго — своё воображение о себе, Вы будете страдать по любому поводу.

В: А можно ли по своему желанию прекратить страдания?

С: Легче, чем Вы можете себе представить. Стоит изменить направление мыслей во время страданий, и Ваше эго будет сбито с толку. Эмоциональное состояние ещё будет сохраняться какое-то время, а мыслей о страдании уже не будет. Тогда исчезнут причины для страданий, ведь направление эмоциям задаёт ум.

В: Разве Вы не сочувствуете, не страдаете, видя страдания близких?

С: Я полон сострадания ко всем, кто страдает, поскольку осознаю своё единство со всем, что живёт.

В: Но ведь вокруг так много страданий, разве Вас это не разрушает?

С: Разрушает лишь неприятие, несогласие, я же в своём сострадании нахожусь в согласии и приятии, я принимаю всё так, как есть, и проявляю тем самым свою любовь.

< ПредыдущаяСледующая >

Формы страданий

Если человеку причинили страдания, душевные муки могут проявляться неодинаково. Можно выделить такие основные формы:

  • Открытая. В этом случае человек не подавляет эмоции, а активно выпускает их наружу. Стоит отметить, что это наиболее приемлемая форма, которая позволяет эффективно уменьшить душевные муки, не навредив психическому здоровью. Более того, за открытой формой страданий, как правило, следуют активные действия по корректировке ситуации.
  • Скрытая. Возникает у людей, которым сложно проявлять эмоции и чувства. Человек все держит в себе, скрывая муки от окружающих, тем самым усугубляя ситуацию. Причем страдает не только нервная система, но и организм в целом. Разрушаются клетки, нарушается работа внутренних органов.

Физические страдания как признак морального вреда

В.В. МУКОВНИН, адвокат коллегии адвокатов Волгоградской области «Белый аист» Законодатель в ст. 151 Гражданского кодекса РФ определяет моральный вред как физические и нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Как видно из данного определения, признаки морального вреда — это физические или нравственные страдания, что относится к области чувств, которые испытывает человек при причинении ему вреда. Далее в указанной статье законодатель использует те же признаки морального вреда, но уже с союзом «и», чем вносит в этот вопрос определенную путаницу, вызывая у цивилистов споры по поводу пределов компенсации вреда. Происходит это из-за смешения оценок различных сторон человека как личности, его моральных и психофизиологических чувств. Если исходить из признаков морального вреда, то получается, что под таким вредом должен пониматься вред, наносимый системе самооценок человека, что в свою очередь приведет к расширению сферы применения данного понятия. Наш тезис о расширении сферы применения морального вреда находит подтверждение не только в сложившейся судебной практике, но и в позиции Пленума Верховного суда РФ, который в своем постановлении от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», давая толкование определению морального вреда, поставил на первое место именно нравственные страдания (собственно моральный вред), поясняя при этом, когда такой вред может возникать и в чем выражаться. Так, в постановлении указано: «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.». Хотя ВС РФ не дал общего определения страданий, из приведенного текста постановления следует, что суд попытался раскрыть содержание одного из признаков морального вреда — нравственных страданий. Очевидно, что под нравственными страданиями понимаются переживания. Сложнее обстоит дело со вторым признаком морального вреда — физическими страданиями. Полагаем, что определение морального вреда через физические, нравственные страдания или их совокупность, которое употребляет законодатель, правильно и логично, поскольку любые страдания — это чувства, которые может испытывать человек при причинении ему любого вреда. Физические страдания — это чувства, ассоциирующиеся с физической болью и, как правило, возникающие при причинении вреда здоровью. Однако следует отметить, что понятие «физические страдания» не совпадает по своему содержанию с понятиями «физический вред» и «вред, причиненный здоровью». Физические страдания — один из признаков морального вреда в том его виде, как он определен в российском законодательстве (ст. 151 ГК РФ), в то время как физический вред — это любые негативные изменения в организме человека, препятствующие его благополучному биологическому функционированию. Поскольку мораль и нравственность — понятия равные по своему значению, правильно было бы говорить только о наличии нравственных страданий. Но чувства, которые испытывает человек при причинении ему вреда, — это сфера исследования психологов, биологов и других специалистов. Задача юристов — признавать нарушение конкретного права либо блага, принадлежащего субъекту права, путем закрепления их в нормах права. Существует определенный критерий, по которому можно определить различие этих двух видов страданий и их взаимосвязь. Здесь в первую очередь следует учитывать и использовать выводы психологов, социологов и специалистов иных отраслей науки о человеке, в том числе и в области гражданского права, которые представляют структуру личности следующим образом: — биопсихогенные элементы — физическое состояние организма и его функционирование; — психосоциогенные элементы — представление о том, каким надо быть, чтобы снискать признание окружающих (культурный идеал личности); — выполнение социальной роли — положение личности в различных группах, характеризующееся набором прав и обязанностей; — отраженное «я» — представление о том, как личность видят и оценивают другие; — субъективное «я» — представление о своей подлинной внутренней сущности[1]. Если физические страдания рассматривать как первый признак морального вреда, то можно сказать, что физическое состояние организма и его функционирование может быть нарушено не только физической травмой, увечьем, но и в ряде случаев нравственными переживаниями, в результате которых человек заболевает. Нарушение физического состояния организма и его функционирования является не чем иным, как вредом физическим, который встречается в уголовном праве и уголовном процессе при признании лица потерпевшим. Под физическим вредом в уголовном праве принято понимать нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека. Физический вред наиболее часто выражается в лишении жизни, причинении вреда здоровью человека, нанесении ему различного рода телесных повреждений, лишающих его общей и/или профессиональной трудоспособности. Физический вред в уголовном праве имеет правовое значение для квалификации преступного противоправного посягательства на личность. В юридическом смысле, конечно же, физический вред невозместим. Как правильно указывает Б.Т. Безлепкин, «возвратить жизнь нельзя, а восстановление здоровья является проблемой медицинской, но не правовой»[2]. При этом причинение различного рода повреждений здоровью приносит не только физические, но и нравственные страдания, так как дееспособный человек представляет последствия вреда такого рода и его начинают мучить душевные переживания по поводу утраты того или иного органа, нарушения целостности организма или его функционирования. Это значит, что физические страдания, безусловно, всегда связаны с нравственной оценкой причиненного человеку вреда. Физическая боль может пройти, а вот нравственные страдания могут сопровождать человека всю его жизнь (например, если обезображено лицо). При этом физические страдания лишь усугубляют нравственные, так как нарушается сложившийся образ жизни человека. В результате вреда, причиненного здоровью, потерпевший постоянно или временно лишается возможности трудиться, иметь детей, продолжать активную личную или общественную жизнь и т. п. Аналогичную точку зрения высказывает Е.А. Михно, которая, анализируя содержание физических страданий, считает, что они всегда связаны с нравственными, а в определенных случаях нравственные переживания влекут за собой физические расстройства[3]. Действительно, медицинской практике известны многочисленные случаи, когда вследствие душевных переживаний человек заболевает и это отражается на его физическом состоянии. Наиболее характерными можно назвать болезни сердца, нервные и психические расстройства, онкологические заболевания. Встречаются ситуации, когда сильные душевные страдания даже приводят к смертельному исходу. Однако не лишним будет отметить одно непростое обстоятельство, возникающее при решении рассматриваемой проблемы, — это установление причинной связи между деянием причинителя вреда и наступившим вредом. Здесь, видимо, требуется особый подход к делам такой категории, поскольку возникает необходимость в проведении комплексной экспертизы с участием специалистов различных областей знаний: медиков, биологов, психологов, психиатров и других, которые в процессе своей деятельности смогут разработать определенные методики. Конечно же, степень вреда, причиненного здоровью человека, будет зависеть от самого человека, его психических, физических, эмоциональных ощущений, его характера, условий воспитания, жизненного опыта и многих других факторов, которые должны учитываться при проведении такой экспертизы. Психология, рассматривая человека как материальный объект природы и общества, говорит о том, что личность испытывает определенные чувства, эмоции, в том числе когда ей причиняется непосредственно физический вред, включающий в себя как физические, так и нравственные страдания. Полагаем, что понятие «физический вред», употребляемое в уголовном праве и уголовном процессе, как и в гражданском праве, встречается только в ином аспекте — когда речь идет о причинении вреда здоровью. С точки зрения гражданского права сам человек не может относиться к имуществу, ибо он является бесценным, следовательно, и причинение вреда здоровью (физический вред) нельзя отнести ни к имущественному вреду, хотя он и влечет отрицательные имущественные последствия, ни к вреду сугубо моральному. Поэтому полагаем, что здесь можно говорить о таком виде вреда, как неимущественный, а именно о личном неимущественном вреде. Здоровье является нематериальным благом, имеющим свою специфику по сравнению с другими благами неимущественного характера. Очевидно, что при причинении вреда этим благам человек помимо физических страданий испытывает нравственные переживания. Законодатель, зная это, включил в определение морального вреда термин «физические страдания». Однако включение признака «физические страдания» в определение морального вреда вряд ли следует отнести к собственно моральному вреду, так как последний обусловливается не чем иным, как нравственными переживаниями, а взаимосвязь физических страданий, нравственных переживаний и морального вреда, в свою очередь, обусловливает логическую последовательность такого включения. Поэтому физические страдания и нравственные переживания рассматриваются как единое основание (хотя нравственные страдания возможны и без страданий физических) для взыскания компенсационной суммы в качестве денежного удовлетворения за «обиду»: «Моральная обида и физические страдания не составляют оснований для двух самостоятельных требований»[4]. Такой позиции придерживаются верховные суды европейских стран, в частности Верховный суд Польши. Кроме того, данная точка зрения давно существует и в исследованиях отечественных цивилистов, например Н.С. Малеина[5]. Физические страдания, помимо всего прочего, связаны с вредом имущественным, так как в результате причинения человеку физических страданий требуются дополнительные материальные затраты на восстановление здоровья, лечение потерпевшего. Именно поэтому можно говорить о том, что вред неимущественный в случае повреждения здоровья человека имеет такую разновидность, как личный неимущественный вред, связанный с имущественным. Например, гражданин получает увечье в результате дорожно-транспортного происшествия. Собственно увечье (повреждение организма) представляет собой личный неимущественный вред. Этот вред вызывает физические страдания у потерпевшего в момент причинения увечья и в процессе последующего лечения. Одновременно осознание своей неполноценности, невозможность жить как прежде, утрата работы заставляют его переживать, т. е. претерпевать нравственные страдания. В совокупности нравственные и физические страдания составляют моральный вред, который при наличии других необходимых условий должен быть в соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсирован в денежной форме. Чтобы поддерживать свое существование и вести достойный человека образ жизни, потерпевший обращается за платными услугами, к которым вынуждает его состояние увечья, и совершает иные связанные с этим состоянием расходы. Материальные затраты необходимы на полное или частичное восстановление здоровья, связанное с дополнительным питанием; покупкой лекарственных средств; проведением операций; протезированием; приобретением средств передвижения (инвалидной коляски, автомашины); необходимостью санаторно-курортного лечения, ухода со стороны родственников, близких, которые иногда даже вынуждены увольняться с работы, и т. п. Кроме того, потерпевший может не получать тех материальных доходов, которые могли бы быть у него, если бы не факт нарушения указанного блага. Это может выражаться в утрате заработной платы или ее части либо других средств существования. Некоторые авторы, например А.В. Шичанин, полагают, что все эти расходы являются дополнительными, ссылаясь на терминологию законодателя[6]. По нашему мнению, все эти материальные затраты можно отнести к реальному ущербу, а утрату заработка (дохода) или его части — к неполученным доходам (упущенной выгоде). Лицо несет убытки, которые подлежат возмещению в полном объеме. Приведенный пример показывает, что личный неимущественный вред возмещается путем компенсации морального и имущественного вреда, вызванного повреждением организма, иными словами, происходит опосредованное возмещение вреда[7]. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о правомерности рассмотрения данного вида вреда как разновидности неимущественного вреда, связанного с имущественным. Этот вывод основан на анализе как ГК РФ и судебной практики, так и предмета регулирования гражданского права. Библиография 1 См.: Рассказова Н.Ю. Проблемы ответственности предприятий за вред, причиненный рабочим и служащим, связанный с исполнением ими трудовых обязанностей (социолого-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Л., 1988. С. 11. 2 Безлепкин Б.Т. Возмещение вреда, причиненного гражданину судебно-следственными органами: Учеб. пособие. — М., 1979. С. 34. 3 См.: Михно Е.А. Проблемы возмещения морального вреда // Правоведение. 1992. № 5. С. 90. 4 Варкалло В. Об ответственности по гражданскому праву. — М., 1978. С. 136. 5 См.: Малеин Н.С. О моральном вреде // Государство и право. 1993. № 3. С. 36. 6 См.: Шичанин А.В. Возмещение морального вреда // Законодательство и экономика. 1994. № 15—16 (85—86). С. 20—21. 7 См.: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда — анализ и комментарий законодательства и судебной практики. — М., 2004. С. 7.

Чем полезны страдания?

Когда у человека душа болит из-за каких-то неприятных жизненных событий, это не всегда негативное явление. С точки зрения психологов, страдания несут человеку такую пользу:

  • отвлечение от мирской суеты и, как следствие, очищение мыслей;
  • переоценка ценностей и жизненных приоритетов;
  • смягчение души и выработка чувства сострадания к окружающим;
  • осознание преобладания душевного комфорта над телесным.

Основные пути преодоления страданий

Страдание человека — это не то, что нужно оставлять без внимания. Иногда жизненно необходима эффективная и своевременная помощь. Существует три основных направления борьбы с душевными мучениями и их последствиями:

  • Медицинская помощь. Обратиться к психологу — это первая и неотложная мера. Специалист поможет разобраться в природе страданий и найти выход из положения. Закрепить результат помогут всевозможные тренинги.
  • Религия. Выступает в качестве утешения и помогает найти объяснение сложившейся ситуации. Как правило, верующие люди трактуют страдания как искупление за провинности.
  • Внимание окружающих. Чувствуя сострадание, человек легче переживает душевные муки.

Как бороться со страданиями от любви?

Романические чувства — это одна из самых распространенных причин душевных мук. Человек, страдающий от любви, как правило, становится подавленным, теряет веру в себя и в окружающих, начинает жалеть себя. Более того, он всячески взращивает в себе такое состояние. Если депрессия будет затяжной, это может быть опасным для психического и физического здоровья. Побороть любовные страдания можно посредством таких мер:

  • Поиск хобби. Нерастраченную романтическую энергию лучше всего направить в творчество или конструктивную деятельность. К тому же, будучи чем-то занятым, человек отвлекается от негативных мыслей.
  • Общение с друзьями и близкими родственниками. В этом случае у человека появляется ощущение «нужности», поэтому безответная любовь проходит быстрее и легче.
  • Образование. Поиск новых знаний целиком и полностью овладевает разумом человека. Это может быть изучение иностранных языков или какие-то другие образовательные курсы. Самосовершенствование поднимет вас на ступеньку выше над возлюбленным.
  • Плакать. Не сдерживайте эмоции. Слезы, крик, истерика — все это тяжело и для самого человека, и для окружающих. Но, давая выход негативу, вы исцеляетесь намного быстрее. После периода обострения наступает состояние покоя и умиротворения.
  • Физические нагрузки. Спорт — это лучший антидепрессант. Через силовые или скоростные упражнения выходит агрессия. К тому же после тренировки повышается тонус организма и пропадает уныние.

А вот чего делать не стоит:

  • Искать новые отношения. Это будет несправедливо как по отношению к страдающему, так и по отношению к человеку, который стал новым объектом симпатии.
  • Посещать шумные вечеринки. Такие мероприятия не способствуют душевному спокойствию. К тому же, если они сопровождаются распитием алкоголя, это может лишь усугубить состояние.
  • Принимать антидепрессанты. Употреблять подобные средства можно лишь по назначению врача.
  • Месть. Попытка причинить вред человеку под воздействием обиды — это ошибка, о которой вы, скорее всего, пожалеете.
  • Делать вид, что все в порядке. Не подавляйте своих эмоций и не скрывайте их от близких. Если вы будете держать все в себе, подавленное состояние может затянуться надолго.
  • Попытка вернуть любимого. Так вы еще глубже загоняете себя в депрессию. Особенно, если расставание вызвано не внешними причинами, а именно отсутствием взаимности.

Физиология нравственных страданий

Публичная лекция, читанная с благотворительной целью 20 марта 1890 года

Влияние нравственных страданий на организм человека

Когда в 1870 году Париж был окружен железным кольцом немецкой армии, население столицы мира испытывало величайшие лишения в отношении первых потребностей жизни. В осажденном городе более всего недоставало молока, и это вызвало усиленную смертность грудных детей: дети умирали от недостатка естественной пищи. Когда мать голодающего младенца должна была беспомощно смотреть на таявшую жертву, то сколько нравственной муки, сколько томления и страданий таилось в ее безмолвном взоре. Молох войны получал двойную жертву: дети гибли от голода, их матери умирали от горя или от горя впадали в безумие. И кто возьмется решить, что ужаснее — физические ли страдания голодавших детей или душевные муки их матерей!

Нравственные страдания так же убивают организм как и физические, но они страшнее физических потому что они поражают высший орган жизни — нервную систему и поражают ее во всех частях, не оставляя свободного места.

Если, вооружившись точными инструментами, мы станем исследовать все изменения, вызываемые в организме нравственными страданиями, то нашему взору представятся глубокие расстройства во всех без исключения отправлениях нервной системы.

Иннервация всех отправлений, начиная от мышечной или физической силы до дыхания и кровообращения, поражаются при нравственных страданиях; даже высшие отправления нервной системы — чувство и мысль претерпевают глубокие изменения. Если бы мы захотели охарактеризовать одним словом все изменения, производимые в организме нравственными страданиями, то правильнее всего было бы сказать, что нравственные страдания убивают организм медленной смертью, вызывая в высшей степени тяжелые симптомы, способные убить вполне здоровый организм посредством продолжительных мучений.

Человеческое слово с поразительной меткостью и пластичностью старается изобразить изменения, производимые в организме нравственными страданиями. Поэтический вопль страдающей человеческой души гораздо раньше указал на те симптомы, которые в наши дни опытная психология старается определить со всей точностью научного анализа.

В великих творениях поэтов, в пламенных вздохах библейских пророков находим поразительные подробности в изображении нравственного самочувствия.

Изобразительные описания вдохновенного языка в соединении с точными инструментальными исследованиями новейшей науки дают возможность глубоко проникать в тайники страдающей человеческой души и исследовать физиологические процессы, которыми сопровождаются нравственные страдания.

Самым очевидным признаком нравственных страданий является упадок физических сил, т. е. ослабление степени мышечных сокращений. Мышцы служат для движений организма, и надлежащая иннервация их составляет источник физической крепости и приятного самочувствия. Нравственные страдания в чрезвычайной степени ослабляют силу мышц. Если сила сжимающей руки у человека равна 70–80 килограммам, т. е. 20–30 фунтам, то под влиянием тоски сила эта может упасть до 4–6 фунтов.

То же уменьшение мышечной силы распространяется на все (без исключения) мышцы тела. Если оно наступает быстро и в значительной степени, то человек лишается сил на самые обыкновенные действия, даже на поддержание собственного тела в состоянии надлежащего равновесия, вследствие чего позвоночник сгибается, голова склоняется, руки опускаются и падают и, если мы говорим, что человек склоняется под тяжестью нравственных испытаний, что от горя опускаются руки, поникает голова, что страдалец изнемогает и падает под ударами рока, то эти выражения вполне точны не только в переносном, но и в буквальном смысле слова. Библейский страдалец говорит о себе, что его сила иссохла, и он превратился в трость, колеблемую ветром. Если в таком состоянии человек должен работать, то силы его истощаются гораздо скорее, чем в обыкновенном состоянии, и наступает в высшей степени тягостное бессилие и утомление. Человеческий язык справедливо называет нравственные муки томлением.

Упадок сил, вызываемый нравственными страданиями, распространяется на все мышцы тела, даже на те, которые служат самым главным потребностям организма. К таким мышцам относятся, прежде всего, все мышцы дыхательные.

Дыхание совершается при посредстве ритмического расширения грудной клетки мышцами, охватывающими ее со всех сторон. Под влиянием нравственного страдания деятельность этих мышц подавляется и дыхательная работа является трудной, утомительной, несовершенной. Исследование дыхания у человека, убитого горем, представляет собой один из самых неожиданных и поразительных примеров расстройства телесных отправлений под влиянием нравственных причин.

В особенности поучительно сравнить дыхание здорового человека с дыханием человека, перенесшего нравственный удар. В этом отношении поразителен следующий пример.

Молодой человек нежной души неожиданно получил тяжкий нравственный удар. Страдания молодой души продолжались два дня, после чего недоразумение, послужившее источником мимолетного горя, разъяснилось, и радость жизни снова вступила в свои права, поглотивши собой, как казалось, бывшее горе. Но так только казалось. На самом же деле молодой человек чувствовал нервное расстройство и обратился за врачебной помощью. На душе у молодого человека было ясно, и существовали только многочисленные нервные расстройства. Исследование дыхательной деятельности точным аппаратом показало, что дыхание еще носит на себе все следы расстройств, произведенных горем. Несмотря на то, что уже прошли две недели с того времени, как горе рассеялось, подобно дыму, дыхание всё еще оставалось подавленным, измененным, расстроенным. Было очевидно, что горе исчезло, но последствия его продолжали оставаться в нервной системе.

Приведенный пример указывает на необыкновенную стойкость нервных расстройств, вызываемых нравственными причинами. Затруднение дыхания составляет один из самых мучительный припадков тоски. Понятно, почему человек, который измучен нравственными страданиями, просит, чтобы ему дали спокойно вздохнуть.

Тяжелые виды физических и нравственных страданий производят характеристическое изменение дыхательного ритма. Нормальное дыхание, как известно, совершается таким образом, что грудь, при помощи дыхательной мускулатуры, постепенно расширяется до известных пределов, а затем спадается пассивно без участия мышц, а лишь силой тяжести самой грудной клетки. В состоянии же тоски, не только вдыхание, но и выдыхание совершается активно, и притом выдыхание совершается с большей силой и даже судорожно. Такой тип дыхания называется стоном. Стон является спутником и показателем острого физического страдания или тяжкой нравственной боли. При умеренных нравственных страданиях стон не слышен. Однако же, записывая на точном приборе дыхание стонущего человека и дыхание нравственного страдальца и сравнивая их между собой, мы видим, что оба вида дыхания совершенно между собой сходны. Очевидно, что и физическая боль и нравственная боль одинаковым образом изменяют дыхание. Таким образом, дыхание человека, страдающего нравственно, есть, в сущности, молчаливый или неслышимый стон, в самом точном значении этого слова.

Если горе продолжалось долгое время, дыхательная мускулатура утомляется, и мы наблюдаем уменьшение дыхательных движений, поразительные примеры которого можно видеть у тех больных, которые страдают болезненной тоской.

Все нравственные страдания в высшей степени отражаются на деятельности сердца. Будучи одним из главных органов жизни — центром кровообращения — сердце связано нервными нитями с мозговой корой, которая представляет собой седалище психических деятельностей — центр сознания и воли. По нервным путям, связывающим сердце и мозг, сердцу беспрерывно передается часть возбуждения от головного мозга. Все процессы, совершающиеся в мозгу, всякое малейшее движение мысли и чувства отражаются на сердце, изменяя и колебля его деятельность. Эти колебания сердечной деятельности бывают то едва заметны и едва уловимы для самых тонких приборов, то обрушиваются как ураган и заставляют сердце биться с силой живого существа, готового вырваться из груди. Благодаря таким физиологическим условиям сердце является материальным средоточием чувства, отражая в себе всю сложную жизнь высшей нервной системы. Эта физиологическая отзывчивость сердца явилась великой школой для развития нравственного самочувствия. В самом деле, тончайшие движения нашей мысли и чувства во многих отношениях остаются неясными, неуловимыми, непонятными для нас самих; но когда эти таинственные и непонятные движения начинают колебать ритм нашего сердца, они становятся осязательными и ясными для нашего духа, и тогда мы читаем в нашем собственном сердце то, что без этого осталось бы для нас неуловимым и незаметным. Легко понять после этого, почему во все времена люди познавали сердце средоточием чувств, полагая, что чувство локализируется и живет в сердце. Физиология показала, что мысль и чувство живут в головном мозгу, а сердце лишь отражает на себе то, что происходит в мозгу.

Физиологическая чуткость и отзывчивость сердца выражены гораздо более в организме женщины, нежели у мужчины. Нервы, связывающие головной мозг с сердцем, работают гораздо энергичнее и тоньше в организме женщины, и в этом лежит причина того, что женщина более мужчины проницательна в вопросах чувства и нравственного такта. Ее чуткое сердце уже начинает биться и дрожать там, где сердце мужчины еще не отзывается.

После сказанного легко понять, что нравственные страдания должны действовать на сердце самым глубоким и самым существенным образом. Без сомнения, нравственные страдания локализируются там, где живет человеческая мысль — то есть в мозгу. В мозговой коре тот очаг, где горит Прометеева искра и где незримо таятся человеческие чувства. Здесь сосредоточена вся психическая жизнь в ее низших и высших проявлениях. Испытываем ли мы физическую боль или нравственные муки, в обоих случаях соответственные материальные процессы совершаются в мозговой коре, и уже отсюда отражаются на сердце. Следовательно, из мозга, из этого истинного средоточия жизни — исходят те толчки, которые поражают сердце.

Воздействие нравственных страданий на сердце состоит в том, что они замедляют и ослабляют силу ударов сердца, причиняя тем крайне тягостное субъективное ощущение в области сердца. Следовательно, нравственные страдания угнетают сердце в буквальном значении этого слова. Если поэтический язык говорит, что тоска гнетет сердце, то это выражение чрезвычайно тонко передает то, что происходит на самом деле. В высокой степени интересно, что физические страдания, напр. боль, вызванная тяжелым ранением или разможжением части тела, равным образом подавляет деятельность сердца. Таким образом и физическая и нравственная боль одинаково угнетают сердце. Это гнетущее действие передается сердцу в обоих случаях по одним и тем же нервным нитям.

Физическая или нравственная боль может до такой степени угнетать сердце, что количество крови, посылаемой сердцем головному мозгу становится недостаточным для его питания, и деятельность этого органа на минуту приостанавливается. Такое состояние называется обмороком. Человек может упасть в обморок и от сильной физической боли, и от тяжкой нравственной муки. Сильнейшие виды физической или нравственной боли могут совершенно остановить сердце и причинить смерть.

Быть может самыми поразительными явлениями нравственные страдания обнаруживаются на деятельности сосудодвигательной системы тела. Субъективный анализ страдающей человеческой души более всего останавливается на этих именно изменениях. Сосудодвигательные нервы с их центрами составляют удивительный прибавочный механизм к сердцу: назначение этих нервов состоит в том, чтобы регулировать кровообращение. Сердце движет кровь по кровеносным жилам, а сосудодвигательные нервы управляют распределением крови по отдельным органам и участкам тела. Краска стыда, внезапно покрывающая лицо, зависит от мгновенного расширения кровеносных сосудов головы; мертвенная бледность лица, вызываемая испугом, происходит от внезапного сужения сосудов. Изменение просвета сосудов является показателем всех колебаний чувства и чрезвычайно тесно связано с субъективными состояниями. Важное значение сосудодвигательной системы выясняется, быть может, лучше всего из того факта, что наполнение кровью и питание самого мозга находится под тончайшим, удивительным контролем сосудодвигателей. Когда наше внимание напряжено, когда мы готовимся дать хотя бы самый краткий ответ на предложенный вопрос, нервные механизмы внезапно суживают сосуды всего тела и расширяют сосуды мозга и, благодаря этому, мозг в момент ответа находится в условиях наилучшего питания кровью. Кончили мы наш ответ — кровообращение возвращается к своей норме. Посредством точных приборов, изображающих графически подробности кровообращения, удалось подметить всю удивительную механику этих процессов. Профессор Моссо, бывший ученик профессора Людвига, делавший на самом себе подобные опыты, рассказывает, что когда Людвиг входил в лабораторию во время опытов, то кровообращение иначе изменялось у него, чем в том случае, когда входили другие, и по этим изменениям Моссо мог определить приближение Людвига без помощи внешних органов чувств, а лишь по изменению деятельности своего сердца и сосудов. Таким образом, благоговение, которое Моссо питал к своему учителю, изменяло его кровообращение, и на точных приборах он мог объективным образом изучить проявление возвышенного чувства, наполнявшего его душу. Вы понимаете до какой степени эти чувствительные механизмы, о которых мы ведем речь, подвергаются изменениям при нравственных страданиях. И в самом деле, наблюдения показывают, что под влиянием тоски и нравственных мук кровеносные сосуды всего тела сильно суживаются, чем до крайней степени затрудняется приток крови к органам и питание тканей. Последствия нарушенного кровообращения обнаруживаются на всех самых важных для жизни отправлениях и, прежде всего, на дыхании. Сужение кровеносных сосудов легких затрудняет легочное кровообращение и обмен газов, т. е. освобождение крови от вредных газов и поступление в нее кислорода. Этим вызывается более или менее тягостное чувство недостатка воздуха в груди, которое заставляет человека по временам делать глубокие вздохи, чтобы пополнить газовый недочет. Но эти вздохи, при слабости дыхательных движений, являются крайне утомительными, и человеческий язык по справедливости называет их тяжкими вздохами. Вздохи являются самым характеристическим знаком печали, подобно тому как стон составляет знак физического страдания.

Сужение сосудов, вызываемое нравственными страданиями, отзывается самыми тяжелыми последствиями на деятельности сердца и на отправлениях головного мозга. Мозг и сердце как главные орудия жизни нуждаются более всех других органов в правильном и обильном питании кровью, и всякое нарушение достаточного притока крови к ним действует на них убийственно. Сердце, питая кровью весь организм, питает той же кровью и самое себя. Кровь входит в мышцу сердца через артерии, которые опоясывают его как венцом и называются венечными артериями. Свободное течение крови по венечным артериям составляет главное условие успешной работы сердца. Заболевание же этих артерий и затруднение притока крови к сердцу вызывает одну из самых тяжких болезней — так называемую грудную жабу. Легко понять, до какой степени важен и необходим для сердца правильный, обеспеченный приток крови, особенно в виду того, что сердце должно работать 24 часа в сутки. Между тем под влиянием нравственных страданий венечные артерии сердца, подобно всем другим артериям тела, суживаются, и приток крови к сердцу уменьшается. При таких условиях деятельность сердца подвергается тяжким, чрезвычайным затруднениям. Я прошу вашего позволения войти несколько подробнее в разбор физиологических условий, в которых находится сердце, угнетенное нравственными страданиями.

При нормальных условиях сердце совершает в течении 24 часов работу, равную двухчасовому труду работника, следовательно, работу сердца надобно назвать громадной. Вся живая сила сердца уходит на преодоление препятствий в системе кровообращения. Под влиянием нравственных страданий — когда сосуды тела суживаются, препятствия для кровообращения нарастают, и работа, предстоящая сердцу, значительно увеличивается. Если препятствия возникают внезапно, сердце с трудом побеждает их, и усилие, которое оно должно делать, дает такое субъективное ощущение, как будто сердце надрывается. Это состояние с удивительной точностью передано в поэтическом изображении Лермонтова. Жена купца Калашникова, опозоренная злым опричником Кирибеевичем, вернувшись и услышав грозные речи мужа, говорит ему:

Государь ты мой, красно солнышко, Иль убей меня, или выслушай! Твои речи — будто вострый нож; От них сердце разрывается.

Несмотря на кажущееся логическое противоречие у Лермонтова в художественном изображении разрывания сердца под действием острого ножа — в сущности эти поэтические образы глубоко правдивы и передают физиологические факты с удивительной точностью. Кажущееся логическое противоречие свидетельствует лишь об изумительной проницательности поэта. Поэтические сравнения, подобные приведенному у Лермонтова, общеизвестны: мы говорим о надрывающих сердце известиях, о сердце, готовом разорваться от горестной вести и т. д. Все эти выражения буквально верны. В самом деле, врачебный отчет показывает, что в силу нравственного огорчения может последовать внезапная смерть от разрыва больного сердца.

Параллельно с расстройством кровообращения во всем теле, нарушается правильность кровообращения в самой мышце сердца: происходит сужение венечных артерий сердца. Наступающий вследствие того недостаток питания в столь важном для жизни и столь чувствительном органе как сердце сказывается крайне тяжелыми ощущениями томления и тупой боли в сердечной области. Человеческий язык, руководясь субъективным анализом, употребляет множество сравнений, образов и описательных выражений, чтобы передать словами те тяжелые ощущения, которые испытывает сердце, лишенное надлежащего количества крови. Таковы выражения: тоска змеей впилась в сердце, грусть-тоска сосет и гложет сердце.

Если сужение сосудов, питающих сердце, наступает быстро, вызываемое им внезапное малокровие сердца причиняет острую сердечную боль. Сравнение этого ощущение с раной, наносимой сердцу острым орудием, принадлежит к числу самых обыкновенных и общераспространенных образов человеческого языка. Великий психиатр недавнего прошлого, глубоко изучивший человеческую душу в здоровом и больном состоянии, называет нравственные страдания невидимыми слезами — внутренними ранами. Это сравнение физических ран с нравственными представляет более, нежели простую аналогию и сходство; оба состояния тождественны по своему воздействию на чувствительные нервы сердца: и непосредственное ранение сердца, и внезапное затруднение притока крови к нему одинаково раздражают нервы сердца и вызывают чувство острой, режущей боли. Мы говорим о ранах сердца, о свежих ранах, о неисцелимых ранах сердца, о горе, проникающем сердце насквозь и т. п. Основание для всех подобных выражений лежит в ощущении более или менее острой физической боли, локализующейся в сердце.

Субъективный анализ рисует нам еще одно тяжелое ощущение, именно сжатие сердца. Остается неизвестным, какие физиологические условия дают это ощущение, но всего вероятнее оно вызывается судорожным сокращением сердца и совпадает со сжатием груди, сжатием горла и другими судорожными явлениями в области дыхательной и сосудодвигательной иннервации.

Если суммируются многие расстройства в дыхании и кровообращении, если в особенности на первом плане выступают расстройства в питании сердца, то развивается то состояние, которое в науке известно под именем предсердечной тоски. Предсердечная тоска — это чувство болезненного, страшного ожидания, соединенное с невыразимым томлением и тоской. Это нестерпимое чувство, стоящее на границе между физическими и психическими страданиями, превосходит по своей субъективной тяжести всё, что человек может испытывать. Это чувство является ближайшей причиной большей части самоубийств.

Нравственные страдания отражаются на всех без исключения процессах в организме. Они ослабляют и нарушают все питательные процессы в теле. Ежедневный опыт показывает, что под влиянием душевной тоски организм человека тает точно так же, как под влиянием физического страдания или болезни. Головной мозг и его отправления подобно всем остальным органам и отправлениям организма подвергается глубоким изменениям под влиянием нравственных страданий.

Самое питание ткани мозга кровью затрудняется вследствие сужения сосудов и ослабления деятельности сердца. Между тем мозг принадлежит к органам наиболее богатым кровью и наиболее чувствительным к ее недостатку. Представляя собой самое сложное и совершеннейшее орудие жизни, мозг нуждается в более совершенном кровообращении, нежели всякий другой орган. И в самом деле, точные исследования открыли удивительные факты касательно процессов питания и обмена веществ в мозговой ткани. По остроумному сравнению Фойта, мозг представляет совершеннейший механизм, всегда стоящий под парами, всякую минуту готовый к действию. Но для того, чтобы ухо готово было всегда слышать, глаз видеть и т. д., чтобы всякий орган чувств ежеминутно готов был к работе, требуется огромная затрата живых сил. Она в действительности и происходит. Этим, однако же, не исчерпывается физиологический бюджет мозга. За пределами видения, слышания — этих элементарных психических деятельностей — лежит беспредельная область человеческой мысли. Мысль — эта неугасимая искра — в свою очередь требует материальных субстратов и совершается не иначе как с огромной затратой живых сил, подобно другим процессам организма. Легко понять, что обмен веществ и трата материала в мозгу должна быть велика, и требует самого совершенного кровобращения. Легко понять также, какие серьезные последствия влечет за собой сужение сосудов и расстройство мозгового кровобращения, вызываемое нравственными страданиями. И в самом деле, продолжительное расстройство мозгового кровообращения неумолимым образом приводит к психическим заболеваниям. Заботы, горе, тоска, нравственные страдания всегда вызывают сужение питающих мозг сосудов и тем самым вызывают глубокое физическое истощение этого органа. Этим, однако же, не ограничивается разрушительное влияние нравственных страданий на мозг; оно идет гораздо далее, и мы поймем его если на минуту взглянем на психические деятельности с материальной точки зрения, которая позволит нам с большей очевидностью измерить и взвесить вред, причиняемый мозгу и его отправлениям.

И физическое, и нравственное страдание — если их рассматривать с физиологической точки зрения, как процессы, совершающиеся в организме, представляют собой громадную истощающую работу. Всякое страдание утомляет человека, потому что сопровождается огромной затратой сил и быстро истощает мозг. Измеряя степень этого истощения материальной мерой, мы встречаемся с фактом существенного различия между физическими и нравственными страданиями в отношении воздействия на мозг. Исследуя влияние нравственных страданий на деятельность дыхания, на сердце и на кровообращение, мы видели, что и нравственная, и физическая боль в равной степени нарушают эти отправления. Но когда дело идет о головном мозге и его деятельности, то мы впервые встречаемся с фактом великой важности, — показывающим, что нравственные страдания истощают мозг гораздо сильнее, гораздо глубже, нежели страдания физические. Если для утоления физической боли требуется известная доза наркотического лекарства, то для облегчения тоски и горя, для некоторого забытья — требуется доза несравненно большая. Таким образом нравственные страдания тягостнее физических. Понятно, почему человек готов предпочесть последние первым, готов скорее подвергнуться физическим мукам нежели позору и предпочитает смерть бесчестью. Древние мучители христиан знали это, и когда желали проявить свою месть старались заменять смертную казнь позором и, однако же, мученицы предпочитали смерть: она была менее ужасна, чем позор и вызываемые им нравственные муки. Одна шестнадцатилетняя мученица с насмешкой переносила орудие пытки, раздиравшее ее тело. Раздраженный ее терпением мучитель в заключение пытки, велел пьяному солдату обнять мученицу, говоря: у тебя больше не остается тела, так я стану мучить тебе душу, потому что твоя душа крепче тела.

Нравственные страдания, производя свое воздействие на все отправления организма, поражают их не в одинаковой степени. Слабейшие виды нравственных страданий поражают по преимуществу дыхание и кровообращение, но чем глубже страдание, тем более поражается мозг и его отправления, и самочувствие страдающего человека становится более тяжким.

Изменения в отправлениях мозга касаются быстроты психических процессов, ассоциации идей и силы воли.

Психические процессы совершаются во времени, и быстрота их определена помощью точных хронографических приборов. В нормальных условиях происходит непрерывное течение мыслей, нескончаемая смена одних представлений другими. Подобно ударам пульса, мысли правильно следуют одна за другой со скоростью, измеряемой частями секунды, и среди этого непрерывного тока мыслей не остается пустых промежутков, за исключением лишь кратких мимолетных отдыхов продолжительностью в 1/60–1/30секунды, между каждыми двумя смежными представлениями. За исключением этих кратких промежутков, всё остальное время заполнено сознаваемыми или несознаваемыми мыслями. Таким образом, искра мысли не угасает всё время, пока человек бодрствует. Но под влиянием нравственных страданий психические процессы угнетены и замедлены в большей или меньшей степени. В тяжелых случаях это замедление и ограничение может дойти до полной остановки мысли. В подобных состояниях лишь немногие представления, как мертвые неподвижные глыбы, остаются в сознании, подавляя собой мыслительные процессы и тормозя свободный обмен их. Эти изменения в ходе представлений вызывают леденящее чувство нравственной летаргии и оцепенения и составляют один из самых тяжких симптомов нравственного самочувствия. Художественное изображение такого состояния мы находим у Шиллера в его «Шильонском Узнике». Переживший пять братьев, узник следующими чертами описывает свое нравственное самочувствие:

Но что потом сбылось со мной, Не помню… свет казался тьмой, Тьма светом; воздух исчезал; В оцепенении стоял, Без памяти, без бытия, Меж камней хладным камнем я; И виделось, как в тяжком сне, Всё бледным, темным, тусклым мне; Всё в мутную слилося тень; То не было ни ночь, ни день, Ни тяжкий свет тюрьмы моей, Столь ненавистный для очей: То было — тьма без темноты; То было — бездна пустоты Без протяжения и границ; То были образы без лиц; То страшный мир какой-то был, Без неба, света и светил, Без времени, без дней и лет, Без Промысла, без благ и бед, Ни жизнь, ни смерть — как сон гробов, Как океан без берегов, Задавленный тяжелой мглой Недвижный, темный и немой.

Изменение в течении и смене психических процессов отражается на воле подавляющим образом. Воля парализуется, появляется упадок духа, нравственное бессилие, неспособность к мысли, к психологическому выбору и решению:

И мнилось, были отняты Все силы у души моей,

говорит Шильонский узник о себе.

Мы проследили шаг за шагом за теми разрушительными изменениями, которые происходят во всех частях организма по влиянием нравственных страданий. Последствия, причиняемые нравственными страданиями должны найти себе противовес в противоположных впечатлениях. И в самом деле, вред, наносимый организму нравственными страданиями, устраняется этической практикой и верой в нравственные идеалы: воздействия этого рода оказывают на весь организм — на сердце, на дыхание, на мозг — влияние, противоположное во всех отношениях тому, которое вызывается нравственными страданиями. Пусть же идеалы и вера в лучшее будущее живут в нашей душе: они являются истинным целительным средством, они будут истинным противоядием против нравственных страданий.

Итак, в наш материальный век, в век расчета и цифры пусть идеальное служит человеческим знаменем. С этим знаменем в годину нравственных испытаний человек найдет в своей душе много отрадного, много возвышающего.

Итак, побольше веры в добро, побольше нравственных идеалов!

Автор: И. А. Сикорский

Подписывайтесь на наш официальный канал в мессенджере Telegram для оперативного получения новых статей, публикуемых на портале «Аум Ньюс».

Как побороть страдание от одиночества?

Если человек говорит: «Страдаю от одиночества», ему, прежде всего, стоит разобраться в себе. Чтобы побороть депрессивное состояние, ответьте себе на несколько вопросов:

  • Является ли одиночество проблемой? Вполне возможно, что вы сами ограничили контакты с друзьями, близкими и посторонними людьми. Не исключено, что это связано с каким-то негативным опытом. Воспринимайте это состояние как необходимое для самопознания и переосмысления жизненных ценностей.
  • Долго ли длится одиночество? Если вашим страданиям нет и месяца, будьте уверены, что это временное состояние.
  • Нравится ли вам находиться среди людей? Возможно, самоизоляция — это вынужденная мера, связанная с дискомфортом от общения с людьми.
  • Можете ли вы изменить ситуацию? Возможно, вам нужно чаще бывать среди людей. Или изменить в себе какие-то качества, которые мешают вам получать удовольствие от общения.
  • Готовы ли вы к тому, чтобы в вашем личном пространстве появился другой человек? Возможно, вам нужно подготовить себя к этому. Представьте, как изменится ваш быт и образ жизни, и постарайтесь принять это.
  • Нравитесь ли вы окружающим? Посмотрите на себя (и на внешность, и на поведение) со стороны. Вам бы приятно было общаться с таким человеком? Если нет, работайте над собой.
  • Являетесь ли вы самим собой? Возможно, ваше одиночество — это следствие того, что вы создали себе некий образ и боитесь, что будете разоблачены. Снимите маску, станьте самим собой, и вам будет намного легче налаживать контакты с людьми.

Другие значения этого слова:

  • «… утраты»
  • «Аргентина — Ямайка 5:0» (песенная рифма)
  • «Аргентина — Ямайка: 5:0» (рифма)
  • «аргентина — Ямайка 5:0» (песенная рифма)
  • «Перестань цепляться за разочарования и … прошлого»
  • ‘Зубная … обычно начинается в субботу’
  • (перен.) Сильное душевное страдание
  • Аргентина-Ямайка 5:0
  • АргентинаЯмайка 5:0
  • Голландский художник, гравёр и рисовальщик. (фамилия)
  • древние греки полагали ее цепным псом здоровья, а в трактовке современной скучной медицины она является всего лишь раздражением чувствительного нерва
  • жертва анастезии
  • какоу чувство древние греки называли сторожевым псом здоровья
  • какоу чувство древние греки называли сторожевым псом здоровья?
  • На Тибете уверены, что аквамарин помогает снять зубную
  • напиток: смесь рейнвейна, клубники, апельсина и мелкого сахара
  • Один из ранних симптомов заболевания
  • ощущение при ожоге
  • Ощущение при ожоге.
  • Ощущение страдания
  • Ощущение физического страдания
  • Ощущение, вызванное раной
  • ощущение, вызываемое раной
  • приступ физического страдания
  • причина принятие анальгина
  • Причина стона
  • причина стонов
  • причина стонов в рифму к нолю
  • Причина стонов.
  • Раздражение нерва
  • раздражение чувствительного нерва
  • с чем борется анестезия
  • С чем борется анестезия?
  • с чем призвана бороться анестезия
  • с чем призвана бороться анестезия?
  • сигнал недуга
  • Сигнал опасности организма
  • сигнализатор расстройства в живом организме
  • Страдание раненого
  • Физическое или душевное страдание, мучительное или неприятное ощущение, мучение
  • Физическое страдание
  • фильм Алана Пакулы «Любовь и …, и прочая ерунда»
  • цель борьбы анастезиолога
  • цель борьбы анестезиолога
  • Что древние греки называли сторожевым псом здоровья
  • что любит причинять садист
  • что любит причинять садист?
  • что нейтрализует наркоз
  • что нейтрализует наркоз?
  • что чувствует человек, которому сыплют соль на рану
  • что чувствует человек, которому сыплют соль на рану?

Физическое страдание

Слово «страдать» имеет под собой не только моральную подоплеку. Речь идет о реальной физической боли, которая может возникнуть в результате травмы или какого-то заболевания. В древних религиозных культах физическое страдание применялось как заменитель душевных мук на пути к достижению счастья и просвещения.

Физические страдания используют для исцеления не только в религиозных культах, но и в медицине. Речь идет об использовании болезненных процедур с целью исцеления. Например, уколы, пиявки, банки, горчичники и многое другое. Подобное воздействие активизирует жизненно важные процессы в организме, способствуя исцелению.

Научитесь принимать боль и невзгоды

Некоторые люди отказываются принимать боль в любом ее проявлении. Другие приглушают физическую боль обезболивающими и игнорируют эмоциональную боль, делая вид, что ее не существует.

  • Это ошибка. Болевые ощущения – это лишь сигнал о внутренней проблеме, которая требует решения. Это может быть болезнь или трудность, с которой мы долго не можем справиться.
  • Также не стоит упускать из виду, что эмоциональные проблемы накапливаются и могут приводить к физической боли, усталости и заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Также читайте: Какой эффект оказывают негативные мысли и эмоции на наше тело?

Как справиться с повседневными невзгодами?

Не удивляйтесь, если мы скажем вам что необходимо научиться этому как можно раньше. Жизненно необходимо с самого детства отдавать себе отчет в следующем:

  • Как бы наши родители и дедушки с бабушками ни пытались о нас позаботиться, они не смогут делать это всегда и не смогут сделать нас счастливыми в каждое мгновение нашей жизни.
  • Дети должны научиться справляться с разочарованием и с тем, что они не всегда получают то, чего хотят.
  • Если мы будем воспитываться в эмоциональной зрелости, мы с самых ранних лет научимся бороться с болью: Высокая самооценка поможет справиться с критикой одноклассников.
  • Если мы будем самостоятельными и будем прилагать усилия для достижения целей, мы будем знать, что все достается тяжелым трудом.
  • Если мы с детства и подросткового возраста будем знать, что невзгоды – это лишь моменты, которые “испытывают нас”, мы научимся ценить себя и показывать, на что мы способны.
  • Мы понимаем, как непросто научить детей видеть, что жизнь временами может быть очень непростой. Как отцы и матери мы желаем своим детям лучшего, но мы не можем постоянно опекать их или запереть их в “воздушном пузыре”.

    В первую очередь, старайтесь делать упор на эмоциональное воспитание, которое формирует зрелую личность, учит преодолевать разочарования, любить себя и стараться быть счастливым каждый день.

    Также читайте: Как позитивное мышление поможет вам изменить свою жизнь?

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: