Порой случается так, что люди буквально не узнают своих близких, которые еще вчера были веселы и общительны, а жизнь била из них ключом. А вот сегодня все изменилось. Вместо родного человека, с которым так легко было разговаривать на любые интересующие всех темы, в доме появилась какая-то зомбированная личность, ходящая с отрешенным видом, говорящая лишь цитатами из писаний, а также постоянно твердящая о Боге и о какой-то новой семье. Разумеется, близкие стремятся расшевелить такого человека. Они предлагают сходить в кино или встретиться со старыми друзьями. Однако он при этом меняется в лице и начинает проклинать свое окружение за дьявольские козни, твердя что-то про ад.
Разумеется, видя подобное состояние близкого, несложно впасть в отчаяние. При этом давний друг, сын, муж или другой родственник начинает восприниматься как конченый человек или живой труп. Подобное может означать лишь одно, что он попал под влияние секты. В этом случае отчаиваться не следует. Надо думать, как его оттуда вытащить. Действовать необходимо решительно. Только в таком случае есть шанс оградить семью от нависшей угрозы и спасти отношения.
Почему же люди становятся сектантами? Как им донести всю опасность ситуации, в которой они находятся? Как вытащить человека из секты, и какие шаги при этом можно предпринять?
В чем опасность сект?
Свобода вероисповедания является неотъемлемым правом человека. Однако сектанты – это люди, которые вовлечены в нелегальные организации, пусть даже и построенные на манер церкви, но преследующие преступные цели.
В чем заключается опасность сект? Прежде всего в нелегальности. Секта – это не конфессиональная церковь. Ее единственная цель заключена вовсе не в организации служения Богу. Свое влияние течение распространяет на своих членов, отрезая их от социума. Главари подобных организаций культивируют в людях зависимость, захватывают их имущество и средства.
Чем заманивают нелегальные сообщества?
Для того чтобы определиться с тем, как вытащить близкого человека из секты, необходимо понять, какие потребности простого человека способна удовлетворить подобная организация. Основное, чем козыряют такие сообщества, – знание некой истины, которая доступна только посвященным.
Разумеется, каждый человек обладает своей потребностью познания мира, позволяющей ему определить смысл жизни и расширяющей рамки, ограниченные лишь домом и работой. У некоторых людей подобная потребность стоит на первом месте. И вот именно на желании познать истину порой попадается человек на крючок секты. Причем для удержания нового члена подобного сообщества информация будет подаваться ему малыми порциями, с пережевыванием прописных истин.
Еще одной из самых распространенных приманок является создание атмосферы доверия, тепла и любви «братьев и сестер». Порой человек в секте видит резкий контраст своих отношений в семье и предпочитает жить со сладким ощущением самообмана, полагая, что, наконец, обрел столь недостающую для него близость.
Еще одна причина, по которой люди попадают в такие сообщества, заключена в потребности осознания собственной значимости. Особенно важно это для активного и амбициозного человека, который не получил желаемого в других сферах, но не расстается с предубеждением, что его недооценили и не приняли в круг избранных. Попав в секту, подобная личность вряд ли вслушивается в содержание проповедей. Главное для такого человека – перспектива получения признания, уважения и почестей в виде эксклюзивных знаний и присутствия на закрытых обрядах.
Почему люди попадают в секты
Чтобы понять, какое благо для себя нашёл новообращённый сектант, нужно разобраться, какие потребности организация может удовлетворить в принципе.
- Главное, чем бравируют все секты — это эксклюзивное знание истины, доступное только посвящённым членам. У каждого есть потребность в познавательной деятельности, в наличии высшего смысла жизни, который превосходит банальное «работа—дом—работа», и у некоторых такая потребность невероятно сильна.
- Познание истины может оказаться одним из крючков, прочно удерживающих новичка в организации, малыми порциями выдающей и пережёвывающей ему прописные истины.
- Следующая, более распространённая приманка — это атмосфера любви, тепла и доверия «братьев и сестёр». Контраст с отношениями в семье может быть столь силён, что несчастный семьянин предпочтёт сладкий самообман, думая, что наконец-то обрёл близость хоть с кем-то.
- Дружескому вниманию, душевному подъёму и энтузиазму, с которым встречают новичка, практически невозможно противостоять тому, у кого с реальными друзьями и родственниками плохие отношения.
- Менее эффективная, и всё-таки существенная причина заключается в потребности в осознании собственной значимости. Это вариант для амбициозных, активных людей, которые в силу разных обстоятельств ничего не достигли в других сферах, но остались в убеждении, что их недооценили, не дали достаточно ответственности, не приняли в узкий круг избранных.
- Попадая в организацию, такие личности мало интересуются содержанием проповедей, зато увлечены перспективой стать адептом общины, завоевать уважение, признание, почести в виде званий и участия в закрытых обрядах.
Вкратце, именно так люди попадают в секты, хотя, наверное, стоит упомянуть ещё одну причину отдельно.
Некоторые религиозные организации посвящают свою деятельность проблемам социально дискредитированных и притесняемых людей:
- наркозависимым;
- страдающим алкоголизмом;
- освобождённым из мест заключения;
- инвалидам;
- сиротам и вдовам;
- психически больным;
- асоциальным личностям и пр.
Несмотря на то, что работают с ними сектанты, их реабилитация и присмотр могут оказаться ценными для тех, кого жизнь выбросила на обочину, а также тех, кого по разным причинам не опекают близкие.
Если вы узнали, что ваш знакомый из числа названных групп оказался в подобной организации, прежде чем хвататься за голову и думать, как спасти его от секты, поразмыслите, что для него хуже — быть сектантом или пропасть в своей беде среди равнодушного окружения.
Когда не можете предоставить взамен лучший вариант жизни для обездоленного, остаётся только убедиться в том, что его жизнь и имущество в безопасности, что минимальная опека «братьев» ему обеспечена и — оставить в покое.
Признаки влияния секты
Как понять, что близкий человек или хороший знакомый оказался вовлеченным в нелегальную организацию, проповедующую собственную религию? Для этого нужно обратить внимание на его поведение и высказывания. Такие люди пропадают на несколько часов для посещения мероприятий в виде семинаров и встреч. В дом они приносят литературу организации, включают специальную «духовную» музыку, воскуряясь при этом благовониями на восточный манер. У попавшего в секту человека сразу же появляется обширный круг новых знакомых, создающих эффект «вхождения в круг». Он начинает рассказывать своим родным о них, приводить в гости, а при звонках соблюдать неизвестные всем ритуалы.
Попавший под влияние секты человек придерживается необычных для всех постов, воспитывает и поправляет своих близких, обвиняя их в греховности, делая при этом попытки обратить в свою веру. Новоиспеченный сектант осуждает невежество окружающих. Он становится замкнутым, погруженным в себя и отказывается от общения. Вскоре в доме начинают пропадать ценности. Человек бросает работу и уходит из семьи для того, чтобы постоянно жить в секте. Если он при этом еще и отключает свой мобильный телефон, то для близких это может означать одно – организация оказывает на него очень сильное влияние. При этом требования у нее к своим членам опасны и радикальны.
Как вытянуть человека из секты
- В первую очередь, необходимо осознать, что именно привело к появлению подобной проблемы.
- Нужно определиться с тем, насколько опасна секта, может ли она нанести вред здоровью и имуществу личности.
- Необходимо понять, стоит ли применять открытое противостояние или лучше обратиться за помощью к полиции.
- Важно сохранить с человеком, который попал в секту, контакт. Недопустимо совершать попытки переубедить зависимую особу. Но не стоит и во всем соглашаться, иначе Вы рискуете и сами попасть под влияние секты.
- Займитесь сбором информации об организации для того, чтоб передать эти сведения в полицию.
- Попытайтесь найти людей, которые сталкивались с подобными проблемами, выясните, как они справились. Если найдете тех, у кого в данный момент близкие находятся в секте, вам будет легче действовать сообща.
- Нужно найти альтернативный вариант того, что стало целью прихода в секту, окружить зависимого своей заботой и теплом.
- Документы держите при себе. Недопустимо, чтоб муж или супруга имел возможность распоряжаться вашим имуществом, переписать квартиру на лидера секты.
- Если человек, который состоит в такой организации, исчез , сразу обращайтесь в полицию.
- Организуйте посещение психотерапевта, излечение от зависимости.
Возвращение к нормальной жизни
Как вытащить человека из секты, ведь каждая из них проповедует свои идеи и обладает специфической направленностью? Для этого психологи разработали общие рекомендации, применение которых позволит получить желаемый результат. Так как вытащить человека из секты?
- Делать это желательно еще на начальном этапе воздействия вербовщика. Человек, который уже успел принять новую идею, может следовать ее догмам в течение нескольких лет. В этот период секта будет непременно уделять своему новому члену повышенное внимание. Если подобное уже произошло, то лучше оставить свои усилия и ждать, пока члены деструктивной организации «отстанут» от человека. Охлаждение отношений даст толчок к первому разочарованию и подарит шанс на возвращение в семью.
- Не разрывать отношения. Как вытащить человека из секты? Для получения желаемого результата родственники не должны терять с ним связь, одновременно с этим выясняя те методы, с помощью которых организация контролирует его сознание. Если секта смогла привлечь в свои ряды вашего ребенка, то не стоит выдвигать ему ультиматумы. Они приведут к разрыву отношений. Стоит всегда помнить о том, что пока с человеком поддерживается связь, есть шанс повлиять на него.
- Высказывать свою любовь. Родственники и друзья человека, попавшего в секту, должны постоянно показывать, что они продолжают уважать его, интересуются его жизнью и не отказываются от близких с ним отношений.
- Быть уверенным. При ведении бесед следует сохранять твердость. Стоит избегать неуверенности в разговоре, скучного начала. Кроме этого, необходимо контролировать свое поведение, не допуская даже малейшего неуважения к родному человеку.
- Использовать эффект инерции. При убеждении уйти из секты разговор психологи рекомендуют начинать с простых тем, в которых мнения собеседников должны совпасть. И только с течением времени, постепенно, следует переходить к более сложным темам, неприятным для новоиспеченного сектанта.
- Не разубеждать. Обращаться к логике и здравому смыслу не стоит. Подобный ход приведет лишь к тому, что сектант замкнется в себе. Ведь члены деструктивной организации уже успели предупредить его о возможных нападках. Критикуя секту, можно лишь отторгнуть от себя близкого человека, который лишний раз убедится в том, что ему новые «братья и сестры» говорят только правду.
- Не запугивать и не применять силовое давление, а обратиться в ближайший антисектантский центр.
- Запастись терпением. Во время общения сектанты нередко демонстрируют пренебрежение к близким людям, которые, по их мнению, не понимают истины. Новообращенного следует вызвать на открытый разговор, во время которого не стоит проявлять враждебности.
- Не давать сектанту денег. Ведь он их обязательно пожертвует своей организации.
- Пробуждать человека к самостоятельному мышлению. Этим можно будет добиться того, что услышанные сектантом формулы и фразы «братьев и сестер» он поймет совершенно иначе.
Рассмотрим те нелегальные организации, которые занимаются зомбированием людей в нашей стране.
Как распознать секту и самому не стать сектантом
Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.
Мормонские проповедники
– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?
– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.
Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.
– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?
Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение
– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.
– Поясните, пожалуйста.
– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.
Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства
Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.
Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.
– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?
– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.
Собрание московских мунитов. 1997 г.
Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.
– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?
У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы
– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.
Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.
Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.
– А каким людским страстям потакают секты?
– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…
Секта Виссариона
Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.
– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?
– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.
Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.
Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.
– Приведите, пожалуйста, примеры.
– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.
Кришнаиты и идол Свами Прабхупады
– А как мотивируется запрет на переливание крови?
– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.
Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом
Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.
– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?
– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.
Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…
– Даже так?
– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.
«бог Кузя»
Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.
Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.
– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?
Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность
– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.
– Что еще не любят сектанты?
– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.
– Люди доверчивы….
– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.
– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?
– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.
Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.
Роман Михайлович Конь
– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?
– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.
Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения
Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.
– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?
– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.
Пятидесятники
Это движение является самым распространенным в России. Численность его членов достигает 300 тысяч человек. Вербовку новых людей они производят прямо на улицах. Являясь магическим оккультным течением, пятидесятники провозглашают идею о том, что христианин должен быть богатым, счастливым и здоровым. В противном случае христианином он называться не может. Впервые новички приходят в эту секту на «замечательную тусовку». Здесь людям объясняют, что для того, чтобы обрести богатство, требуется отдавать деньги этой организации. Вскоре сектанты становятся уверенными в том, что они, вопреки реальности, успешные и здоровые. Порой их психика не выдерживает этого. В связи с этим члены данного течения нередко предпринимают попытки суицида.
Как вытащить человека из секты пятидесятников? Помимо выполнения общих рекомендаций психологов, постараться объяснить ему, что вхождение в транс, который используется на службах этой организации, способно оказать негативное влияние на здоровье и на всю дальнейшую жизнь.
№26 (167) / 15 сентября ‘01
Мир сект
В этой теме:
Мир сект
Мэр Лондона запретил манифестацию сайентологов
…О деструктивных тоталитарных сектах, их негативном, а нередко и гибельном влиянии на сознание человека сказано и написано уже немало. И тем не менее, приходится вновь и вновь возвращаться к этой теме. Пользуясь лазейками в российском законодательстве, а нередко и покровительством чиновников различного ранга, эти ловцы душ человеческих по-прежнему пытаются вербовать в свои ряды малоcведущих , легко поддающихся психологической обработке людей. К сожалению, нередко такие попытки бывают успешными.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям беседу с одним из тех, кто в нашей Епархии помогает человеку вырваться из крепких лап сектантов, залечить душевные раны и вновь стать полноценным гражданином нашего общества. Слово — священнику Крестовоздвиженского мужского монастыря отцу Никите Суровейкину.
– Отец Никита, как давно вы оказываете помощь людям, пострадавшим от тоталитарных сект?
– Два года назад Высокопреосвященный Владыка Викентий благословил организовать Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий во имя преподобного Иосифа Волоцкого. И вот уже два года мы ведем прием и оказываем помощь людям, пострадавшим от деятельности тоталитарных сект.
За это время к нам обратилось несколько десятков человек. В основном, это родные и близкие пострадавших. Помощь мы оказываем по двум направлениям. Прежде всего, это консультации для тех, чьи родственники попали под влияние сект. Мы учим общению с такими людьми, способам оказания им действенной помощи.
Второе направление нашей работы — это консультации для самих сектантов. Есть такой термин — «консультация по выходу», имея в виду выход из секты. Чтобы это осуществить, мы готовим некую почву для свободного диалога и взаимного общения.
– Как это происходит на практике?
– Буквально перед вашим приходом к нам пришла женщина, сестра которой попала в секту. Мы с ней обговорили определенный порядок совместных действий, после чего будем выходить на контакт уже непосредственно с сестрой. Далее, в процессе встреч и бесед, мы постараемся сделать все, чтобы вывести человека из секты, показать ему всю ошибочность того пути, на который он встал.
Если говорить о результатах, то реально мы помогли выйти из различного рода тоталитарных сект десяти бывшим их членам. Пока это немного, но надо учесть, что мы недавно стали заниматься такого рода деятельностью. Многому приходится учиться буквально в ходе нашей работы.
К сожалению, иногда родственники отказываются от борьбы за своих близких, за детей, попавших в секты. Ведь дело это очень непростое и тяжелое. Но без помощи родственников оказать помощь людям, попавшим в беду, очень сложно.
К сожалению, мы очень часто сталкиваемся с тем, что наш центр реабилитации воспринимают как некий механизм, который позволяет автоматически вызволить человека из секты. Например, приходят родители и говорят: «Мы к вам пришли, вот наш ребенок, скажите, чтобы он перестал ходить в секту!» Этот подход совершенно неверен. Прежде всего, человек сам должен захотеть посмотреть на мир другими глазами. Глазами не сектанта, а свободного человека.
С теми же, кто осознанно обращается к нам за помощью, мы проводим так называемые консультации по выходу из секты. Это беседы, рассчитанные на несколько часов, в результате которых замедляется работа своеобразного механизма, тормозящего сознание человека. Только после этого он начинает думать и мыслить самостоятельно. Ведь тоталитарные секты — это организации, в которых применяются методики контроля сознания человека, его личности. Реабилитация как раз и предполагает их удаление.
Важно заметить при этом, что очень часто лидеры сектантства сознательно создают у людей различного рода фобии, и в частности, боязнь выхода из секты. При этом человек начинает бояться внешнего мира. Ему внушают, что если он выйдет из секты, то не сможет без нее выжить, и либо покончит жизнь самоубийством, либо с ним что-то случится.
– В чем заключается работа с близкими тех, кто попал в тоталитарные секты?
– Прежде всего, мы объясняем родственникам тех, кто попал в беду, что без их помощи мы вряд ли сможем чем-либо помочь. Нельзя вытащить человека из секты без его желания и желания его родных. Ведь откуда человек приходит в секту? — прежде всего из семьи. Он старается уйти прежде всего от проблем, которые окружают его дома. Характерная деталь: подавляющее большинство сектантов — это люди из неполных семей и чаще всего молодые. При этом принципы, которыми живут их родители (я говорю о родителях неверующих), чаще всего, этих молодых людей не устраивают. Нередко это и является основной причиной их ухода в секту.
В ходе нашей беседы с близкими, с родственниками определяется причина того, почему это произошло. После этого мы информируем их о той тоталитарной секте, с которой приходится сталкиваться в данном случае, знакомим с необходимой литературой, различного рода материалами и публикациями.
Далее мы вырабатываем методику взаимодействия — каким образом мы будем поддерживать связь друг с другом и координировать наши совместные действия. Только после того, как человек, попавший в секту, готов к встрече с нами, входим с ним в непосредственный контакт. Большое значение при этом имеет место встречи, ее психологический фон — все это мы заранее обговариваем с его близкими. После первой нашей встречи мы делаем какие-то совместные выводы и смотрим, что нам следует предпринимать дальше.
Как правило, если человек уходит из секты, то он делает это сразу, после первого контакта. Иногда достаточно одной беседы в течение нескольких часов, чтобы произошла переоценка многих ценностей, ранее казавшихся для члена секты незыблемыми.
В целом, если говорить о методах нашей работы, то мы действуем по методике известного исследователя деструктивной деятельности сект Александра Леонидовича Дворкина. Помогает нам в этом и епархиальный православный психолог Марк Матвеевич Ицкович, а также настоятель нашего храма иеромонах Флавиан.
– Были ли в вашей практике тяжелые, запущенные случаи, когда человека трудно, а то и невозможно вывести из секты?
– К великому сожалению, случалось и такое. Вот только один пример.
В одной неполной семье мать подростка (назовем его Романом) очень долго боролась за то, чтобы вытащить его из секты. Чтобы как-то изолировать своего сына от сектантов, она вынуждена была закрывать его дома. Дело доходило даже до ее открытых столкновений с членами секты.
Борьба за судьбу сына продолжалась долго. Сам Рома к тому времени был членом секты Муна уже в течение восьми лет. Мать делала все, что могла, но в итоге все-таки пришла к нам вместе со своим сыном.
Мы провели в беседах не один час, и даже не один день. Говорили о самом насущном — о Боге, о Библии, о самих мунитах и влиянии их секты на сознание и мышление человека… В итоге сейчас он не состоит в секте, работает. Но говорить о том, что он совсем ушел оттуда, нельзя. Ведь от своих прежних взглядов он, к сожалению, не отказался. Утешает то, что он хотя бы перестал контактировать с членами секты Муна. Нужно отдать должное его матери — она делала и делает все, чтобы помочь своему сыну найти самого себя.
Есть и другой пример, к сожалению, более печальный. К нам обратилась мама одного подростка — назовем его Иваном, по поводу судьбы ее сына. Он также стал членом секты Муна, причем совсем в молодом возрасте.
Я познакомился с ним. К тому времени Ваня был уже активным членом секты мунитов — самостоятельно ездил в Москву, и в 15 лет читал лекции на мунитских семинарах. Здесь важно отметить то, что его родители имели все возможности вовремя пресечь его вовлечение в секту. Ведь до 16 лет он не имел права самостоятельно заниматься какой бы то ни было религиозной деятельностью. Родители могли просто-напросто подать в суд на местную ячейку мунитов, поскольку те вовлекли в свою деятельность несовершеннолетнего подростка. Но родители Вани, к сожалению, упустили эту возможность и пришли к нам слишком поздно.
Мы, конечно, пытались с ним взаимодействовать — встречались, беседовали, убеждали… Однако сами родители отказались от какой-либо борьбы за судьбу Вани, оставив нас один на один в такой непростой ситуации. Сейчас Иван, к сожалению, уже совершеннолетний мунит, который в этом году закончит школу и пополнит число активных сторонников секты Муна.
– Почему это все-таки стало возможным, как вы считаете?
– Все дело в том, что родители этого подростка попросту перестали помогать нам. Выше я уже говорил о том, что без помощи родных и близких вывести человека из секты практически невозможно.
– Кто чаще всего попадает в секты? Какой интеллектуальный и образовательный уровень этих людей?
— Попасть в руки сектантов может человек с любым образованием. И вероятность этого чрезвычайно высока тогда, когда у человека нет какого-либо духовного стержня, духовной основы — например, Православной веры, каких-то внутренних незыблемых устоев…
Помимо этого, нередко у человека может иметь место внутренний кризис, какой-то душевный надлом, когда он особенно нуждается во внимании и поддержке. Именно в этот момент такую временную помощь и поддержку ему могут оказать сектанты, причем чисто в целях вовлечения его в секту. Ведь не зря в сектоведении есть даже такой специальный термин — «медовый месяц». Именно в это время у человека, попавшего в секту, всячески поддерживается иллюзия, что он — незаурядная личность, что он всем нужен, что его любят… Гораздо дальше заходит дело у сектантов мунитов — у них есть даже такое специальное понятие, как «бомбардировка любовью». В этом случае к человеку специально приставляют двух активных членов секты, которые все время, в течение месяца, твердят ему о том, какой он умный, добрый, красивый… По прошествии же месяца человек уже полностью становится психологически зависимым членом секты. При этом меняются его жизненные принципы, ценностные ориентации, отношения с окружающим миром…
В целом же методов вовлечения в секту чрезвычайно много, но это тема для отдельного разговора.
– Как и куда можно обращаться за помощью родителям, близким и родственникам тех людей, которые попали под влияние различного рода сект?
– Для этого нужно приходить прямо к нам, в Крестовоздвиженский мужской монастырь. Мы находимся в Екатеринбурге на улице К. Маркса, 31, и по средам, с 12 до 16 часов, ведем специальный прием по этим вопросам. Предварительно можно позвонить по телефонам 62–39–50, или 77–00–14.
– В заключение — что бы вы хотели пожелать всем тем, кто хочет уберечься от влияния сект?
– Прежде всего, я хотел бы призвать всех, и прежде всего, родителей, имеющих детей, к религиозной грамотности. Именно это позволит отличать традиционные религии от лжеучений и псевдорелигий, под прикрытием которых и орудуют сегодня различного рода тоталитарные секты.
Интервью подготовил Ю. Анипченко
В других номерах:
Саентологи
Это довольно мощная организация, имеющая международный масштаб. Ее деятельность направлена на внедрение на предприятиях саентологического менеджмента. Не остается это течение в стороне от политики и медицины. В настоящее время саентологам удалось подмять под себя крупные промышленные группы, что позволяет им, по мнению экспертов, получать ежедневный доход в размере от 3 до 5 миллионов долларов. По утверждению этих сектантов, наша планета обречена на уничтожение. Однако, помимо физического тела, человек существует в тэтане – основном элементе каждой личности. Попавший в секту, способен научиться оперировать этим элементом и стать сверхчеловеком. Саентологами проводятся платные курсы, стоимость которых достигает не одной сотни тысяч долларов. Члены секты осознают себя сверхлюдьми, считая все остальное человечество неполноценным. Организация осуществляет жесткий контроль над своими членами и требует их беспрекословного подчинения. Постепенно сектанты утрачивают способность критического мышления, у них возникает уверенность в себе, но при этом они теряют умение грамотно писать. Несмотря на кажущуюся безобидность подобного влияния, психологи утверждают, что бывшим членам этого течения требуется больше всего времени для проведения реабилитации.
Как вытащить человека из секты саентологов? Стоит иметь в виду, что в отношении данного течения невозможно сохранять постоянный нейтралитет. Ведь тот, кто отказывается от сотрудничества с членом данной организации, тут же объявляется ее врагом. Как вытащить человека из секты саентологов? Невзирая на возможность разрыва, не стоит позволять вводить себя в заблуждение. При этом необходимо не потерять контакт, разговаривая при встречах с близким человеком, ставшим сектантом, только о хорошем. Вопросы саентологии при этом подниматься не должны.
Признаки увлечения сектой
Заподозрить, что близкий вам человек участвует в секте, можно по следующим признакам:
- он сам рассказал, что нашел отличное место, где добрые люди помогают всем;
- человек долго пропадает в непонятном месте;
- находится в неадекватно приподнятом настроении;
- говорит, что нашел смысл жизни;
- носит атрибутику, использует тематическую лексику;
- цитирует непонятные, повторяющиеся выражения;
- говорит словно заученный текст;
- забросил привычный образ жизни, интересы, увлечения, завел много новых знакомств, часто ходит на встречи;
- часто общается по телефону, почте;
- медитирует или проводит другие ритуалы;
- тратит много денег.
Постарайтесь получить ответы на вопросы, позволяющие заподозрить участие в секте:
- Есть ли учитель, как он себя представляет?
- Есть ли иерархия, как она создается и поддерживается?
- Как распределяется власть, как и кто ее осуществляет?
- Как получают, используют, распределяют деньги?
- Как привлекают новых участников, какие методы используют, как быстро это происходит?
- Свободны ли участники в выборе информации, другой деятельности?
- Не чувствует ли потенциальная жертва дефицита сна, времени, еды?
- Препятствует ли секта общению с людьми, не относящимися к ней?
- Группа принимает человека таким, какой он есть, или просит измениться? Допустимо ли для участника это изменение?
- Секта дает негативную оценку внешнему миру и предыдущей жизни участника?
- Допустимо ли обманывать других людей ради интересов группы?
- Лидер требует беспрекословного подчинения его словам, исполнения приказов? За попытки критично мыслить наказывают?
- Лидеры убеждены, что обладают сверхъестественными способностями, но могут открыть их только избранным?
- Правила поведения одинаковы для всех участников?
Проанализируйте каждый ответ относительно основных признаков секты. Подробнее об этом читайте в статье «Сектантство – что это с точки зрения психологии. Признаки и опасности участия в сектах».
Кришнаиты
Это движение основал в 1966 г. выходец из Индии, проживавший в Нью-Йорке. Основной целью данного течения в те годы являлась агитация среди наркоманов и хиппи. Идеология секты заключена в утверждении о том, что творцом мира является бог Кришна – женоподобный синеокий юноша. Основной целью ее членов считается любовь к создателю, которая позволит войти в его небесные чертоги и стать его наложницами. Причем это убеждение обретают не только женщины, но и мужчины. На проводимых сеансах эти люди доводят себя до экстаза, катаясь по земле и издавая громкие крики, считая это половым контактом с их богом. Подобные действия негативно влияют на человека, порой вызывая у него развитие психических заболеваний.
Как вытащить человека из секты кришнаитов? Своем близкому стоит привести факты того, что в подобных общинах существует запрет на обычную супружескую жизнь, но при этом процветают акты насилия, представленные в виде ритуальных. При этом для раскрепощения людей могут быть использованы наркотические средства.
Свидетели Иеговы
Это вероучение основано на Библии, но при этом кардинально отличается от христианства. Последователи данного направления утверждают о том, что на Землю после наступления Судного дня придет рай. Христос отсеет грешников, которые после этого умрут навсегда. Эти сектанты призывают верить в Бога Иегову и уже заранее строить с ним хорошие отношения.
Данная организация отличается навязчивостью. Ее представители пристают к людям на улице и ходят по домам, предлагая изучить Библию. При этом они навязывают свое видение общества, в котором нет политики и управления, а все подчинено только Богу. Для достижения поставленных целей они не отрицают возможности разрушения семьи, а также предательства близких, которые не хотят поддерживать их взгляды.
Как вытащить человека из секты Иегова? Обратить его внимание на историю организации, чтобы он осознал, что ее руководство направляется вовсе не святым духом.
Но если все предпринятые попытки не увенчались успехом, как вытащить человека из секты Свидетели Иеговы? Прозрение должно прийти после осознания того факта, что «благоразумный раб»-руководитель сам постоянно делает в своей жизни ошибки. Это отрезвит человека и может помочь освободить его из лап секты.
Признаки того, что вы попали в секту
Обычно слово «секта» ассоциируется с экстремизмом, религиозным фанатизмом и чем-то очень нездоровым, поэтому среднестатистическому умному, развитому, образованному человеку бояться вроде бы совершенно нечего. И, конечно, никто не чувствует опасности, когда попадает в секту. Правильно, ведь никто не вступает в секту, и никого в секту не приглашают. А приглашают на курсы саморазвития, в психотерапевтическую группу, на занятия духовными практиками. А если вас туда позвал друг, супруг или родственник — откуда взяться сомнениям? Все всегда уверены, что секта — это не то, что может с ними произойти. Интересно, откуда же тогда берутся тысячи последователей разных лже-гуру?
В секту попасть очень легко, и неважно, насколько вы умны, образованы, развиты. Там и очень умных, образованных, развитых полно. Выйти оттуда трудно. И осознать, что ты в секте тоже трудно.
Поэтому главной защитой от попадания в секту является информированность. Ниже я привожу наиболее характерные черты сект и некоторые их методы воздействия.
В каждой секте есть гуру, учитель или ещё как-либо называющая себя харизматичная личность. Иногда всё учение и держится на одной только харизме и может доходить до крайней степени нелогичности. Лидер, естественно, непогрешим, обладает абсолютным авторитетом, и никакие из его действий не могут быть поставлены под сомнение или преданы критике, насколько дикими они ни были бы. Распознать такого лидера быстро не всегда можно. Ведь бывают те, кто явно культивируют поклонение к себе, а бывают те, кто делают это опосредованно. Вот вторые — наиболее опасны. Они могут называть себя просто психотерапевтами, даже врачами или просто скромными страдальцами божьими. Могут даже подчёркивать, что никакие почёт и слава им не нужны, и что они искренне недоумевают, почему последователи испытывают такое благоговение перед их довольно незначительной фигурой. Но верить словам и тому образу, какой хочет создать лидер, не стоит, смотрите по его действиям. А действия таких гуру, так или иначе, идут вразрез с тем, что они говорят. Они могут проповедовать любые аскезы, но себе позволять довольно много из того, что всем остальным предписано не делать. Главное объяснение: вот когда достигнете такого же уровня духовности/развития/уровня сознания, вам тоже будет можно. Конечно, они прекрасные манипуляторы. И даже если вы пришли в группу, в которой открыто заявляется, что все друг другом манипулируют, и вас научат жить свободно от манипуляций, сам гуру может не гнушаться использовать манипуляции в ваш адрес, ибо это всё для вашей же пользы и есть не что иное, как методика.
Не лишним будет выяснить, как зовут вашего избавителя. Бывают случаи, когда люди, посещавшие секты десятилетиями, не знали настоящего имени своего лидера. Зачем вам знать фамилию, вы что не доверяете? Доверие, к слову, тоже должно быть полным, беспрекословным, тотальным.
Конечно, оказавшись в деструктивной группе, сразу вы этого не поймёте, потому что увидите только маскарад: вас-то мы и ждали. Вам могут объявить, что вы — то самое недостающее звено, для какого-то очень важного, обычно вселенски важного процесса. Вам могут рассказать, что вы тот самый кармически связанный элемент с этой группой, и вам всем вместе предстоит развязать все узлы, которые вы понавязали за прошлые воплощения. Вами будут восхищаться, даже ставить в сравнение с другими участниками, вас будут внимательно слушать, одаривать своей безусловной любовью, заботой и вниманием. Но это всё, чтобы усыпить вашу бдительность и дать почувствовать себя особенным, избранным, причастным к чему-то великому, почувствовать, что вас, наконец-то, хоть кто-то полностью понимает.
И, конечно, у каждой секты есть своя миссия. Часто звучит она очень благородно: это может быть борьба за мир во всём мире, это может быть саморазвитие во имя улучшения генетической выборки на планете, это может быть просто жизнь в свободе и уверенности. Никто никогда вам не скажет, что вы тут только потому, что лидеру нужно заработать на вас деньги.
Обогащение лидера — главная задача существования секты. Здесь, наверное, наибольшее количество противоречий скрыто. Часто вас могут заверить, что успешный человек вообще-то должен обеспечивать себя настолько, чтобы иметь возможность, не задумываясь, выложить какую-то несчастную тридцатку за недельную сессию. И да, участники таких групп часто начинают очень быстро прогрессировать в увеличении своих доходов. Тут уж совсем легко закрыть глаза на всё происходящее в группе, ведь результат очевиден — материальное состояние улучшается. А, собственно, за счёт чего оно улучшается? Человек, гонимый страхом быть исключённым из элиты мира, начинает-таки шевелиться и начинает впахивать на работе, идёт к начальству, вынуждает его иногда шантажом к прибавке, ведь внушают же, что ты достоин этих денег, достоин прямо сейчас, так что иди — и получи их любым способом. Секте выгодно, чтобы вы могли иметь хороший доход, чтобы отдавать, отдавать, отдавать.
Кстати, отдавать деньги вас могут стимулировать и тем, что у вас — декармический долг перед собратьями по группе или даже перед самим лидером, имейте совесть расплатиться. Или парировать, что запредельные знания не для всех, не для сброда всякого, потому дорого стоят.
И если вы пришли на такие курсы справиться со своими какими-то психологическими проблемами, то никто вам не предложит распрощаться с неуверенностью в себе за пару недель, нет, это всё займёт годы. А по ходу вскроются ещё большие проблемы, о которых вы и не подозревали. Ну, понятно же: так нормальные люди не живут, поэтому вам предстоит реальная работа над собой. Чем дольше вы пробудете в секте, тем больше на вас можно будет заработать.
В каждой такой группе есть иерархия. Доступ к телу гуру всегда очень желателен. Даже если это связано с обслуживанием, которое есть почётное дело, за него даже могут соревноваться. Так вы просветляетесь быстрее, ибо служите на благо мирозданию в лице вашего лидера. Вообще наличие любой иерархии должно насторожить: будь то уровни сознания, будь то неформальный кружок вокруг гуру.
Само собой, это очень сильные манипуляции: получать поощрение или порицание лидера. Но когда речь идёт о группе, в силу также вступают групповые процессы. Так, часто выбирается один или несколько человек, которые подвергаются порицанию. Это могут быть особо «заблудшие души», погрязшие в пороках, даже не понимающие, насколько глубоко они порочны, это могут быть прямо-таки одержимые бесами или отступники, которые допустили сомнения в правильности пути. Такое воздействие оказывает очень сильное влияние на всех членов группы: и на опальных, и на тех, к кому более благосклонны. Опальные просто начинают отказываться от себя, отдавая власть гуру, который видит, который знает всё, что с ним происходит. А те, кто на этот раз сидят на лаврах благосклонности — просто превращаются в цепных псов, помогая гуру расправляться с заблудшими, а думает при этом каждый: «хорошо, что не я попал в опалу». Но весь процесс похож на русскую рулетку, и люди, которые сегодня были в любимчиках, завтра легко подвергаются травле. Это позволяет абсолютно всех держать в страхе.
Отношения с теми, кто не состоит в группе, портятся. Рвутся все связи. Иногда это необходимое условие, иногда лидер действует более тонко, он внушает, что близкие тебя не понимают, и не любят, и будут стремиться мешать посещать собрания. Иногда это может быть настолько тонко обыграно, что гуру может сказать что-то вроде: ваши родственники решат, что вы в секте, и будут вас вызволять. Согласитесь, очень ловкий ход. Но сами себе вы должны задать вопрос, а есть ли у вас люди, с которыми вы общаетесь вне этой группы. Если ответ отрицательный — просто бегите. Ведь изоляция происходит не сразу, это вообще может произойти незаметно.
Вот некоторые приёмы, с помощью которых вас будут пытаться отделить от всего остального мира. Иногда мне кажется, что всякие запреты смотреть новости, читать газеты, неправильную литературу вообще не стоят упоминания, потому что это ну очень уж очевидно, но количество людей, которые соглашаются на это, говорит о том, что нет, всё-таки стоит. Далее, это особый язык. Да, все секты используют свою особенную терминологию. Сначала вы тоже ничего не понимаете, и на вас смотрят как на дурочка. Стремясь преодолеть эту неловкость, что как же это вы до сих пор слово такое-то используете в неправильном значении, вы осваиваете новую лексику, может, какие-то слова вовсе перестаёте использовать в речи. И, вуа-ля, никто вас вне группы не понимает, а вы, соответственно, везде видите тупых людей, которые даже значения слов не потрудились выяснить.
Ещё способ оторвать вас от внешнего мира и всё время держать под контролем вне собраний — это задания. Задания могут быть самые разные, опять же не хочется перечислять всякие банальности, типа работы на благо вашей группы. Скажу про более изощрённые методы. Вам могут придумать задания для работы над собой, для саморазвития. Например, чтение мантр и молитв, написание аффирмаций, ведение дневников, медитации. Все эти вещи вполне могут быть безобидными. Но если вы вынуждены посвящать этому большую часть вашего свободного времени, то стоит задуматься.
Ощущение избранности и элитарности также отлично работает на отделение от внешнего мира. Вы просто сами не заметите, как перестанете общаться с этими неразвитыми, непосвящёнными, неосознанными людишками.
Посещения собраний никогда не могут быть свободными. Всегда вопрос ставится ребром: либо вы ходите всегда, не пропуская встреч, либо выметайтесь вон из нашего элитного сообщества. И обязательно добавят, что ждёт вас прозябание, отупение, ухудшение здоровья, что пороки ваши вас опутают и станете вы страшным злобным монстром. Ну или смертью тоже могут припугнуть, ибо поддерживает в вас жизнь лишь могучая энергия одухотворённого гуру.
Также не подлежат обсуждению и задания. Вы либо доверяете и делаете, либо вы не с нами. Никакой возможности отказаться делать что-то, назначенное вам лидером, у вас нет. Даже если всё ваше естество протестует. А раз за разом, переступая через себя, это даже вначале может быть совсем что-то безобидное, вы просто отдаёте власть над собой гуру. А потом уже даже не спрашиваете, когда вас вынуждают делать довольно странные на взгляд обычного человека вещи.
Контролировать вас могут и через ваши тайны. Иногда есть секты, в которых вас с порога попросят выложить все секреты, дабы освободиться и быть честными перед собратьями, а иногда вы сами всё благополучно сдадите, потому что такой камень на душе тяжело носить. У любого настоящего психотерапевта, у любого исповедника всё сказанное останется только между вами. Но не в секте. В секте вами будут манипулировать с помощью этих секретов, будут держать в тонусе, что информация может стать достоянием гласности, поэтому вам не останется выбора, кроме как следовать всем заповедям и послушно занимать своё место в иерархии. К слову, если вы только попали в некую группу и ещё не понимаете, как тут и что, но услышали какую-то личную информацию об одном из участников группы, да такую, которую бы сам человек не рассказал — бегите, с вашими секретами будет также.
Чтобы вы становились всё более внушаемым, используются разные воздействия на психику. Очень распространена депривация сна. Вам могут либо напрямую запретить спать, сколько вы привыкли, создав такое расписание, когда необходимо вставать посреди ночи и отправлять ритуал, или рассказать, что все учёные мира находятся в заговоре по поводу 8-часового сна, и нормой для человека являются 4 часа, и что все гении спали по 4 часа. И вот вы уже сами стремитесь лишить себя сна, ведь тоже хотите достичь вершин гениальности. Вас даже контролировать не надо — вы сами лучший себе контролёр. Что происходит с организмом, если на протяжении долгого времени его лишают сна? Это, в первую очередь, большой стресс. Длительные депривации сна ведут ко многим расстройствам, в том числе и психическим. В таком состоянии становится очень трудно здраво оценивать реальность.
Другой способ воздействия — холод. Могут проводить собрания в очень холодных помещениях, объясняя это, например, тем, что возможности организма безграничны. На деле это тоже всего лишь способ ввести вас в стрессовое состояние и лишить возможности думать адекватно.
Конечно, есть и другие способы, как зомбирование, но о них вы вряд ли сможете догадаться.
В сектах довольно распространены физические наказания и моральные унижения. При этом никто из нормальных людей, понятно, на такое бы не пошёл. Но обработка, которая используется гуру, вовлекает в эти действия нормальных опять же людей постепенно и очень искусно. Могут предложить «оказать помощь» одному из собратьев, просто отхлестав его пощёчинами. Нет, ну понятно же — помощь. А добро оно разное, и всякая жалость — это вовсе не добро, а вот когда вы сплотитесь и не позволите человеку низко пасть — дело другое, дело благое. И вот вы, может, сначала стиснув зубы, а потом всё легче и легче «помогаете» возвращаться на путь истинный. Конечно, если вы новичок, вас никто не будет лупцевать на первой встрече, но начнут приучать к такому виду милосердия. А доходить такая «помощь» может и до изгнания бесов с настоящим избиением, и утоплением. Если вы с такими проявлениями столкнётесь — думать нечего: уносите просто ноги. Запомните: никто никогда не имеет права подвергать другого физическому насилию, как бы это не называлось и красиво не подносилось — суть у этого, тем не менее, насилие.
Далее: никто и никогда не должен заставлять вас снимать одежду. Мы живём в обществе, где принято носить одежду, это совершенно нормальный, социальный аспект. Нет ни одной психотерапевтической методики, которая бы имела практикой раздевание. Даже если вам скажут, что это поможет избавиться от всех комплексов сразу и стать свободным от всех оков общества, соглашаться не стоит. И ваши личные и сексуальные отношения точно не должны контролироваться со стороны третьего лица. Никаких сексуальных предписаний, равно как и наложения целибата быть не может. Есть гуру, которые проповедуют передачу учения со своим семенем, казалось бы, что может быть абсурдней. Но нет, на это тоже соглашаются, ведь учение не подлежит сомнению.
Никогда не берите на такие собрания детей. Это вот как аксиома: там, где проводятся какие-то практики для взрослых, детей быть не должно. Вас могут убеждать, что детям это тоже очень полезно, что зачем оставлять детей одних, когда здесь вы будете с ними проводить время. Секте выгодно, чтобы вы проводили как можно больше времени на её собраниях, поэтому если вам надо проводить время с семьёй, то зачем же делать это вне вашей группы. Чем больше контроля над вами — тем лучше. Для секты, конечно, не для вас. Если вы новичок, и видите детей всех возрастов, часто предоставленных самим себе, в то время как родители впитывают учение — можно уходить оттуда, не раздумывая.
Выйти из секты очень трудно. Воля человека быстро подавляется, а границы личности стираются. Человек перестаёт принадлежать сам себе. Поэтому и вопроса не возникает о том, что можно покинуть это объединение, какие бы странные вещи там не происходили. Потому что принимать такие решения уже просто некому. От того, что было человеком, остаётся одна только оболочка.
Не внушаемых людей не существует. Всегда есть то, за что можно зацепить человека. И, наверное, более всего в зоне риска находятся самые скептически настроенные люди, те, кто не сомневается, что уж ему точно невозможно что-то втюхать или навязать против его воли. У сектантов большой арсенал методов для медленного, незаметного порабощения.
И даже если в это объединение ходит ваш друг или близкий родственник, и у него всё в жизни наладилось, не надейтесь ни на кого. Думайте всегда сами. Задавайте вопросы, ищите информацию. Отказываться от критического мышления не стоит, особенно, когда это настойчиво предлагают.
Баптисты
Приверженцы этого движения также проповедуют Библию, но главным для них является Божье слово. Они пытаются убедить нового члена своей секты в том, что тот встал на правильный путь спасения. При этом обманными путями баптисты овладевают сознанием человека и его материальными средствами.
Как вытащить человека из секты баптистов? Тому, кто уже всецело погружен в жизнь этого течения, стоит напомнить о том, что его семья продолжает существовать. При этом не следует оценивать окружающий мир только с точки зрения секты, игнорируя близких для него людей. Лучше, если подобная убежденность возникнет у человека благодаря конкретным практическим действиям. Это может быть поход в лес с семьей или вечерний сбор близких людей за чашкой чая.
Как понять, что человек попал в секту: 7 признаков
Присоединиться к нашему Telegram
Как правило, сектой мы привыкли называть различные религиозные организации, но это не совсем так. На деле, в основе секты часто заложена идея политики, секса или социума. Многие записывают в сектанты всех, кто живет и мыслит по-другому. Но, тем не менее, существуют группировки, действительно опасные для физического и психического здоровья участников.
Как же определить, что близкого человека пора спасать?
Образ жизни
Первым признаком того, что человек попал в секту, являются резкие перемены в его образе жизни. Разговор, интересы, любимые занятия — все, что вы так хорошо в нем знали, стало другим: от привычек и идеалов, до режима питания. На частое и необъяснимое отсутствие дома также стоит обратить особое внимание.
Идейная одержимость
Появляется нездоровая одержимость некой идеей. Возможно, убежденность, в том, что только он и его единомышленники следуют истинному учению. Вместе с этим вас слишком настойчиво могут приглашать посетить определенную встречу или собрание, где ваша жизнь «изменится к лучшему».
Незнакомые слова
Также вы можете заметить в речи человека странные, незнакомые вам до этого слова и выражения. Сектанты часто используют в общении между собой язык, понятный только их сообщникам, что еще больше сближает группу.
Поведение
Резко меняется поведение. Может наступить отстраненность и замкнутость, либо, наоборот, проявляется необоснованная раздражительность и даже агрессия.
Пять способов при помощи которых родители манипулируют взрослыми детьми
Траты
Еще один четкий признак — денежные траты, намного превышающие обычные расходы. Тут же могут появиться займы в банках и одалживание у родных и знакомых. Цель данных вложений секстант обычно не афиширует.
Равнодушие
Характерным показателем также может быть непривычное равнодушие по отношению к родным и друзьям, неприятие их точки зрения в любых вопросах. Круг знакомых внезапно меняется. Старые друзья пропадают, а о новых вам ничего не известно.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Skype:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…
О нас/Назначить встречу
Подписаться на мой youtube-канал
Одежда
Что касается внешнего вида, то вы, скорее всего, увидите у человека изменения в манере одеваться, или же вовсе безразличие к своему образу. Гардероб может сократиться до неузнаваемости, но в то же время присмотритесь к появлению необычных атрибутов: украшений, амулетов, аксессуаров. Это тоже может свидетельствовать о причастности к определенному обществу.
Конечно, это далеко не полный список, по которому можно определить принадлежность к той или иной секте. Но перечисленных признаков вполне достаточно, чтобы забить тревогу.
7 причин, почему женщины остаются в абьюзивных отношениях
Но самое главное, если этот человек действительно вам дорог, не стоит рвать с ним отношения, что бы ни случилось. Возможно, в какой-то момент к нему придут сомнения в исповедуемом учении. И тогда вы должны оказаться рядом, чтобы поддержать и укрепить его подозрения.
- Об авторе
- Авторские материалы
psy-zoom
Здравствуйте! Это блог по психологии, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам. Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Skype О нас/Назначить встречу
Последние материалы: (Смотреть все)
- Подружиться с гневом, или как конфликты с людьми могут помочь в развитии личности — 8 октября, 2020
- Семь признаков, что ваш друг нарцисс — 8 октября, 2020
- Отношения с психопатом: пять мужских фраз, которые должны насторожить — 7 октября, 2020
Еще:
Восемь признаков токсичных отношений
Эмоциональная кастрация – жестокий способ убить любовь. Как спасти отношения?
Почему я чувствую себя тупым?
Тридцать пять признаков, что вы подвергаетесь абьюзу. Проверьте свои отношения.
Поделись:
«Амвей»
Существуют организации, в которых отсутствует религиозное учение. В них прославляется культ богатства и благополучия. При этом раздаются навязчивые и громкие обещания успеха, который обязательно придет после вступления в данное сообщество. Религиоведы относят подобные организации к сектам, называя их коммерческими культами. Типичным примером подобных сообществ является международная многоуровневая организация «Амвей».
Основная цель ее создателей – привлечение в систему большого количества новых людей, которые, собравшись вместе, скандируют стихи из Писания, концентрируя при этом свои мысли на изображениях символов благополучия в виде яхт, машин, домов и т. д. Членам этой организации предлагается прослушивание вдохновляющих аудиозаписей и участие в семинарах, способствующих повышению мотивации, где лидеры системы с яростью обличают аморальность сегодняшнего мира. Помимо этого, членам этой коммерческой секты необходимо вносить пожертвования, направляемые на дальнейшее распространение организации.
Как вытащить человека из секты «Амвей»? Для этого потребуется постепенно менять его сознание, предоставляя конкретные факты о том, что большинству людей в сегодняшней экономической ситуации в стране нужны вовсе не продукты, позволяющие снижать вес, или пищевые добавки. Именно поэтому членам этой организации не стоит надеяться на то, что это направление даст возможность твердо встать на ноги и быть хозяином своего будущего в финансовом отношении.
Тренинги личностного роста
Подобные мероприятия относят к подкатегории тех же сект. Дело в том, что приемы и у тех, и у других используется одинаковые. На тренингах личностного роста человеку внушается то, что он от природы является лидером и добиться успеха ему можно просто по умолчанию. Для создания богатства не нужно даже и прилагать усилий. Поможет ему в этом тайное знание.
На подобных тренингах каждому участнику обещаются миллионы, дорогие машины и личные острова. Здесь устраиваются эмоциональные качели и выполняются специальные упражнения. Все это заставляет человека покидать зону комфорта, что и ломает его психику.
Как вытащить человека из секты личностного роста? Дать ему понять, что нужно снять розовые очки и объективно оценить реальность.
Этапы вербовки, или как не стать жертвой
Человека заманивают в секту в четыре этапа:
- Забота, любовь, внимание. Новичку искренне радуются, встречают его с любовью и почестями, говорят комплименты, подчеркивают его значимость. Избранник должен поверить в то, что для исполнения великой миссии его-то как раз и не хватало. Жертве обещают свободу, счастье, ответы на все вопросы вселенной. Это и есть первая уловка: образуется контраст между злой реальностью, где человека никто не замечает, не ценит, не любит, и дружелюбной, заботливой группой.
- Убийство критического мышления и ненужных качеств личности. Человеку объясняют, что просто так просветления не достичь, нужно выполнить ряд условий, прочитать литературу, опробовать духовные практики. Сектанты максимально загружают человека: работа, лекции, привлечение новых участников, медитации, молитвы. Человеку не хватает времени, чтобы осмыслить все происходящее и посмотреть на свою жизнь со стороны. Все это заставляет отказаться от самого себя, свободы, права на самостоятельность. Многие секты даже учат людей правильно говорить: какие слова, какой тембр и темп речи нужно использовать.
- Укрепление связи с сектой и разрыва с обществом. Открыто пропагандируется неприязнь к обществу, его вред, опасность медицины, психиатрии, политики, другой веры. И даже семью выдают за людей, мешающих спасению личности; призывают бросить учебу, работу, сменить место жительства. Жертву заверяют, что общество ее не поймет, не примет, так как само погрязло в ошибочных суждениях. Естественно, те, кто пытаются вразумить сектанта, делают только хуже. Он встречает то сопротивление, о котором ему говорили, и еще больше погружается в группу.
- Полная зависимость от группы, невозможность возвращения в общество. Человек потерял семью, работу, доход, жилье, друзей, прочую поддержку. Хватка секты становится еще крепче из-за страха и чувства вины, порождаемых в участниках. В итоге даже если кто-то из участников понимает плачевность своего состояния, решает, что плыть по течению – единственный возможный вариант. Его мучает чувство безысходности, беспомощности. Тем более лидеры заверяют, что счастье и истина вот-вот откроется страдающему. Жертве кажется глупым отступать, когда уже почти все пройдено.
Важно знать! Медитациями, монотонным пением, однотипными движениями сектанты добиваются состояния транса. Все это затормаживает мыслительные процессы и повышает внушаемость. В таком состоянии человеку можно «записать» в мозг любую установку.
После прохождения всех четырех этапов жертва оказывается полностью подчиненной учителю. Из таких «кукол» получаются фанатики.