В психологии долгое время не уделялось достаточного внимания изучению природы эмоциональных состояний, их видов, свойств и механизмов проявления. Исследование данного нейрофизиологического феномена началось в 50-60 годы 20 века.
Первым, кто уделил должное внимание изучению эмоциональных состояний личности, стал советский ученый Н.Д. Левитов, который относил их к проявлению общих психических состояний человека. Это дало толчок к дальнейшему развитию психологических исследований, посвященных эмоциональной сфере.
Определение
Эмоциональное состояние в психологии — это отдельный психофизиологический процесс, который оказывает непосредственное влияние на поведение человека, мотивацию к совершению тех или иных действий, регулирует скорость мышления, восприятия объектов окружающей среды.
Формирование определенного эмоционального состояния тесно связано с ситуацией, в которой находится человек, а также событиями, происходящими в его жизни.
В научном мире существует огромное количество взглядов на природу возникновения эмоциональных состояний. В настоящее время не существует единого общепринятого определения, которое характеризует данное состояние человеческой психики.
Психологи, которые занимались изучением психоэмоциональной составляющей личности, высказывают свои собственные теории происхождения эмоциональных состояний.
Теория психолога А.Н. Леонтьева
Психолог А.Н. Леонтьев связывает возникновение эмоциональных состояний человека с тем, какие жизненные условия и прочие факторы воздействуют на личность в процессе выполнения тех или иных действий.
Во время проявления базовых эмоций в виде страха, робости, чувства радости, недовольства, происходит развитие эмоциональных процессов, которые в конечном итоге приобретают форму определенного состояния.
На данном этапе возникает изменение двигательной активности, повышается функциональная активность желез внутренней секреции, отвечающих за синтез дополнительного количества гормональных веществ.
Согласно теории психолога А. Н. Леонтьева, во время формирования эмоционального состояния человек теряет прямую инстинктивную природу своих эмоций, так как они дифференцируются, приобретают многообразные виды и сложнообусловленный характер.
По мнению данного ученого в жизни людей преобладают высшие эмоциональные состояния, подвергающиеся воздействию социальных, эстетических и интеллектуальных аспектов.
В определении А. Н. Леонтьева указано, что природа происхождения эмоционального состояния и процесса его формирования имеет двойственный характер, включая в себя физиологическую и психическую составляющую.
Теория психолога П.В. Симонова
Психолог П.В. Симонов развивал свою собственную теорию информационной природы эмоций и состояний, которые связаны с их проявлением. Мнение данного ученого базируется на том, что эмоциональное состояние человека формируется на основе эмоций, которые фактически являются отражением его индивидуальной потребности, а также потенциальных возможностей их удовлетворения.
При этом в каждом конкретном случае центры головного мозга проводят оценку сложившейся ситуации, используя информацию об индивидуальном и генетическом опыте.
Теория К.Э. Изард
Американский психолог К.Э. Изард не разделяет эмоции и состояния психики, которые формируются на основе их проявления. Данный ученый считает, что эмоциональные процессы и состояния тесно связаны с сознанием человека, а также переживаниями, которые возникают в той или иной ситуации.
Определяя природу происхождения эмоциональных состояний К.Э. Изард смещает акценты на мотивирующий аспект человеческой личности, в процессе реализации которого задействованы восприятие происходящего в окружающей среде, мышление, а также выполнение конкретных действий.
Фазы эмоционального стресса
Состояние эмоционального стресса считается довольно неоднозначным явлением. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что стрессы стали проклятием прогресса. При этом они в адекватной «дозировке» считаются полезными. Изыскания известного физиолога Г. Селье продемонстрировали полезность некоторой степени стресса, поскольку он способствует мобилизации потенциала и адаптации личности к трансформирующимся условиям. Однако, если стрессовое воздействие сильное и длительное, то наступает перегруз приспособительного потенциала человека, что порождает психофизиологические «поломки» в организме.
Состояние эмоционального стресса характеризуется тремя фазами протекания. Первая фаза знаменуется реакцией тревоги. Вследствие первичного воздействия стрессора возникают трансформации в организме, из-за чего снижается его сопротивляемость. В редких случаях, когда стресс-фактор достаточно интенсивен, наступает смерть.
Следующая фаза является этапом сопротивления. Когда стрессор продолжает своё воздействие, но человек может приспособиться к нему, возникает сопротивление. Проявления реакции беспокойства практически пропадают. Сопротивление растёт. Так наступает следующая фаза – этап истощения. Вследствие продолжительного взаимодействия со стресс-фактором, с которым организм уже «ужился», энергия, расходуемая на приспособление, исчерпывается. Это приводит опять к возникновению беспокойства, которое изменить уже невозможно. Следствием может быть летальный исход.
Формирование эмоционального перенапряжения легко представить на примере стресса, связанного с экзаменационной сессией. Ошибочно считается, что такой стресс возникает лишь в ходе сдачи экзамена. В действительности зачатки его зарождаются задолго до начала сессии, когда студент либо абитуриент сталкивается с пониманием того, что скоро необходимо будет сдавать экзамены. Актуализация подобной мысли у различных абитуриентов происходит в неодинаковые сроки. С момента понимания неизбежности экзаменационной проверки начинает эскалировать тревожное ожидание данной процедуры, которое достигает предела в аудитории, где непосредственно происходит сдача. Именно поэтому наибольшие трансформации в студенческом организме отмечаются до экзамена, а не во время него. При этом, как правило, эмоциональное напряжение идёт на спад после завершения первого экзамена, но полностью не исчезает, поскольку впереди ещё несколько экзаменов. Если же универсант получил отметку ниже, нежели ожидал, то тревожность, обусловленная ожиданием следующей проверки знаний, будет выше.
Информация, полученная при исследовании функциональных видоизменений (проведение ЭКГ, исследование неврологических показателей, биохимические анализы) у учащихся во время сессии, позволили заключить, что следствием воздействия постоянного стрессора, связанного с необходимостью сдачи экзаменов, является существенное изменения физико-химических показателей, насыщенности кровенаполнения капилляров, реактивности биоресурсов мозга и показателей кардиального ритма. Перечисленные сбои не приходили в норму по истечению трёх суток после проверки знаний.
Классификация
Эмоциональное состояние (в психологии это отражается тесной связью между эмоциями, чувствами и дальнейшими действиями человека, которые их испытывает) — душевное волнение, возникающее под воздействием внешних и внутренних факторов, которые являются не постоянными.
После изменения основополагающих обстоятельств данное состояние человека меняется, что влечет за собой изменение мотивировочной части дальнейших действий. В таблице ниже описаны классификационные виды эмоциональных состояний человека.
Вид | Характеристика психофизиологического процесса |
Настроение | Настроение — это особый вид эмоционального состояния, которое влияет на мыслительный процесс, мотивировочную часть поведения и действий, проявляющихся в той или иной ситуации. Возникновение данного психоэмоционального состояния тесно связано с событиями в жизни человека, его здоровьем, временем года, кругом общения. Большинство психологов считает, что настроение относится к числу одних из наиболее слабых эмоциональных состояний, которое легко меняется под воздействием факторов окружающей среды. Данный вид психоэмоционального состояния может быть насыщен положительными или отрицательными эмоциями, чувствами, наличие которых является неотъемлемой составляющей настроения. |
Аффект | Аффект — это одно из наиболее динамично развивающихся эмоциональных состояний, которое возникает по типу одновременной реализации взрыва эмоций. Данный вид психоэмоционального состояния возникает внезапно, динамично развивается, но также очень быстро меняется. Основным характеризующим признаком аффекта является то, что в подобной ситуации сознание человека теряет контроль над действиями и процессом принятия решения. Этот вид эмоционального состояния может быть положительным, либо же несет в себе негативные последствия для самого человека, находящегося под его воздействием. Аффект становится причиной провалов в памяти, отсутствия воспоминаний о целом ряде происходящих событий. |
Фрустрация | Фрустрация — это сложное эмоциональное состояние человека, которое возникает по причине сильного психологического и физического напряжения. Основным фактором раздражителем выступает то или иное препятствие, из-за воздействия которого человек не может достичь поставленных целей и задач. Нарастающий эмоциональный порыв в виде недовольства и сильного негодования превышает границы терпения. Психоэмоциональное состояние фрустрации характеризуется наличием выраженного раздражения, гнева, разочарования в происходящих событиях. Изменение этого эмоционального состояния возможно только в том случае, если человек сможет преодолеть условное препятствие, найдет другие пути достижения поставленных целей, либо же перенаправит свое внимание на другие объекты окружающей среды. |
Страсть | Страсть — это сильное, продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние человека, которое вызывает максимальную концентрацию мыслительного процесса, а также перенаправляет все энергетические резервы организма для достижения поставленных целей. Данный вид психоэмоционального состояния может иметь краткосрочный характер, либо же сопровождает человека на протяжении всей жизни. Например, короткий порыв страсти, который реализуется во время признания в любовных чувствах к близкому человеку. Длящийся тип этого эмоционального состояния свойственен людям, которые одержимы маниакальными идеями, имеют пагубные зависимости, различного рода мании. |
Стресс | Стресс — это особое эмоциональное состояние человека, которое является защитной реакцией организма на воздействие агрессивных факторов окружающей среды. Выделяют несколько подвидов этого психоэмоционального состояния, в котором хотя бы 1 раз, но оказывался каждый взрослый человек. В первом случае возможно возникновение стресса, когда происходящие события и возникающие факторы, оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие личности, способствуя ее адаптации к радикально новым условиям и стандартам жизни. Дистресс действует прямо противоположно, препятствуя дальнейшей деятельности человека, отрицательно влияет на функции нервной системы, провоцирует развитие тяжелых заболеваний. Длительное нахождение в данном эмоциональном состоянии способно приводить к появлению хронического чувства тревоги, нарушениям процесса сна и засыпания, возникновению продолжительных депрессий. |
Эмоциональное состояние в психологии
Эмоциональное состояние (в психологии этот термин является синонимом определений «эмоциональный процесс, феномен») – особый способ проявления чувств, который зависит от стечения множества факторов. Поэтому не исключается, что положительное настроение человека может резко поменяться под воздействием стрессовой ситуации, сопровождаться страстью или перейти на стадию аффекта.
Симптомы и признаки
Определить наличие эмоционального стресса можно при помощи ряда характерных физиологических и психологических признаков.
К ним относятся:
- Повышенная раздражительность.
- Слезы.
- Учащение пульса.
- Изменение частоты дыхания.
- Невозможность контролировать свое поведение и реакции.
- Тревожность.
- Нарушения памяти и способности к концентрации.
- Резкие скачки артериального давления.
- Страх, ощущение отчаяния.
- Слабость.
- Повышенная потливость.
- Перенапряжение мышечных групп.
- Нехватка воздуха, кислородный дефицит.
- Усталость.
- Головная боль.
- Повышение или же, наоборот, снижение температуры тела.
В дополнение к вышеперечисленным симптомам у человека, находящегося в стрессовом состоянии, наблюдаются неадекватные реакции, возникающие вследствие всплеска энергии и невозможности контролировать собственные эмоции.
Характеристики и свойства
Каждый вид психоэмоционального состояния имеет основные свойства, которые непосредственно связаны с тем, какие чувства человек переживает в той или иной ситуации, а именно:
- эмоциональная окраска, которая придает неповторимость переживанию хороших или плохих жизненных событий, определяет дальнейшее формирование настроения, мотивирует к выполнению конкретных действий;
- интенсивность проявляемых эмоций, а также их количественный показатель, возникающий в течение короткого промежутка времени;
- длительность, которая характеризуется наличием продолжительного или короткого психоэмоционального состояния определенного вида.
По своему проявлению свойства эмоциональных состояний человека могут быть более или менее выраженными, что зависит от конкретных условий и влияния факторов окружающей среды, в которой находится человек.
Функции и роль
Эмоциональное состояние (в психологии это определение предусматривает обязательное наличие чувств и душевного волнения) — неотъемлемая составляющая жизненного процесса, которая выполняет целый комплекс необходимых функций.
Адаптационная функция
Адаптационная функция эмоционального состояния проявляется в предоставлении возможности индивиду приспособиться к новым обстоятельствам и условиям окружающей среды.
При этом в организме запускаются защитные механизмы, позволяющие человеку пережить данный период жизни, сохранив физическое и психическое здоровье. Например, максимально быстро обустроить свой быт после переезда на новое место жительства, начать профессиональную или учебную деятельность.
Коммуникативная функция
Реализация коммуникативной функции происходит путем общения человека с окружающими его людьми. Используя дар речи, индивид получает возможность выразить свое эмоциональное состояние, рассказав о наличии положительных или негативных чувств.
Отличительной особенностью коммуникативной функции является то, что она является двухсторонней. В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с ситуациями, когда на качество его психоэмоционального состояния влияет коммуникация с окружающими людьми.
Отражательная функция
Отражательная функция эмоционального состояния характеризуется тем, что за счет совокупности душевных переживаний и объема окружающей информации человек получает обобщенную оценку об определенных событиях, людях, а также их текущей деятельности.
Побудительная функция
Побудительная функция психоэмоционального состояния определяет направление и мотивацию действий одного человека или группы людей, которые способны привести к достижению общей цели. Без наличия данной функции невозможно преодоление препятствий, дальнейшее прогрессирование в личностном развитии.
Предпочтительная
Реализация предпочтительной функции происходит в тех ситуациях, когда у человека возникает конфликт нескольких мотивов к выполнению определенных действий, среди которых необходимо выбрать наиболее выгодный вариант.
Регулятивная
Регулятивная функция эмоционального состояния обеспечивает контроль и лабильность возникающих взаимоотношений между индивидом и окружающими его людьми.
На процесс реализации данного механизма влияет уровень общественной культуры, моральные нормы и нравы, свойственные для конкретного общества или местности проживания человека.
Методы избавления от недуга
Как быстро и результативно снять стресс? Этот вопрос волнует людей, неоднократно сталкивавшихся с данной проблемой. Однозначного ответа на него не существует.
На выбор способа терапии влияют природа и причина стресса, фаза и степень тяжести психологического расстройства.
Лечение эмоционального стрессового состояния должно быть комплексным и систематическим. Для борьбы применяются следующие методики:
- Аутогенные тренировки.
- Лечебная физкультура.
- Занятия медитациями.
- Медикаментозное лечение, основанное на лекарствах успокоительного и седативного характера.
- Психологические тренинги и консультации.
- Психотерапия.
- Фитотерапия.
- Аутотренинг.
- Физиопроцедуры.
Эмоциональный стресс может привести к развитию серьезных заболеваний, угрожающих здоровью и даже жизни пациента. Поэтому рекомендуется, не откладывая, обратиться за помощью к специалисту.
Формы проявлений
Эмоциональное состояние (в психологии это понятие означает наличие определенных переживаний, которые возникают под воздействием положительных и отрицательных факторов) — порыв чувств, которые могут меняться в зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств. Выделяют 9 основных форм проявления эмоциональных состояний.
Интерес
Интерес, как одна из форм проявления эмоционального состояния человека, является механизмом реализации познавательной потребности, которая обеспечивает полноценное развитие личности. В данном случае происходит возбуждение нейронов головного мозга.
Проявление эмоционального состояния в форме интереса обусловлено обязательным наличием нового объекта, вызывающего желание к его изучению. Аналогичная психоэмоциональная реакция возникает после резкого изменения условий окружающей среды. Например, переезд на новое место жительства, путешествие.
Удивление
Проявление эмоционального состояния в форме удивления может возникнуть под воздействием отрицательных или положительных переживаний. Обязательным условием является наличие внезапного события, наступление которого не ожидалось и не предполагалось самим человеком, либо же его ближайшим окружением.
Радость
Форма проявления эмоционального состояния в виде радости возможна только под влиянием положительных факторов и событий. В данном случае человек одновременно чувствует удовлетворенность своих потребностей, уверенность в себе, ощущает свою значимость. Проявление радости носит краткосрочный характер, так как длительное выражение положительных эмоций является стрессом для нервной системы.
Страдания
Страдания всегда насыщены большим количеством негативных переживаний. Данная форма проявления эмоционального состояния играет важную роль в мотивировании человека к дальнейшим действиям по изменению своего образа жизни, достижению целей, которые в конечном итоге приведут к радости, удовлетворению, ощущению счастья.
Пренебрежение
Пренебрежение тесно связано с выражением чувства личного преимущества.
Данная форма проявления эмоционального состояния становится основой для выражения других негативных эмоций, большая часть из которых приводит к конфликтам и разрушению социальных связей.
Враждебность
Проявление эмоционального состояния в форме враждебности возможно только при условии одновременной комбинации чувства гнева, пренебрежения и отвращения к определенному объекту. В данном случае не исключается возникновение агрессии, которая выражается в физическом и словесном воздействии.
Страх
Эмоциональное состояние, проявляющееся в форме страха, возникает после того, как мозг получает информацию о потенциальной опасности. Это может быть реальная угроза жизни или воображаемая ситуация, которая моделируется в сознании на основании ранее пережитых эмоций. Например, страх перед походом к стоматологу, боязнь темноты, плавания на большой глубине.
Тревога
Тревога является той формой проявления эмоционального состояния, которая оказывает непосредственное влияние на развитие неврозов. В данном случае нервная система человека находится в состоянии постоянного возбуждения и стимуляции одним, либо же целым рядом негативных факторов. Это может быть сопутствующее чувство стыда, обиды, гнева, интереса.
Стыд
Ощущение стыда формируется из комплекса отрицательных эмоций, которые возникают под влиянием негативных событий. Данная форма проявления эмоционального состояния возникает на почве несоответствия поступков, внешности и мнения субъекта по отношению к ожиданиям большинства окружающих.
Довольно часто чувство стыда провоцирует сильное душевное волнение, которое приводит к продолжительным страданиям и состоянию депрессии.
Что такое психоэмоциональное напряжение
• К состоянию психоэмоционального напряжения можно отнести разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т.п.
Эмоциональное напряжение развивается в несколько стадий.
- Мобилизация активности. Происходит повышение физической и умственной работоспособности, возникает вдохновение при решении нестандартных, творческих задач или при дефиците времени. Если такая мобилизация организма недостаточна, возникает вторая стадия эмоционального напряжения.
- Стеническая отрицательная эмоция. Происходит максимальная мобилизация всех ресурсов организма, выражающаяся в злости, ярости, одержимости. Если и этого недостаточно, возникает третья стадия.
- Астеническая отрицательная эмоция. Проявляется как состояние ужаса, тоски, “подкашиваются” ноги, “опускаются” руки. Эта стадия является своеобразным сигналом опасности, она призывает человека сделать другой выбор, отказаться от поставленной цели либо пойти другим путем к ее достижению. Игнорирование требований 3-й стадии неизбежно приводит к возникновению 4-й стадии
- Невроз: отсутствие выбора. И тогда возникают проблемы, приводящие в конечном итоге к физическому заболеванию.
• На развитие психоэмоционального напряжения обычно влияют условия жизни людей, социально-демографические показатели, личностные особенности. Отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье и т.п. а возникшие неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции, могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.
• В настоящее время данное состояние занесено в МКБ-10 под разделом z55-z65. Как «потенциальная опасность для здоровья, связанная с социально экономическими и психосоциальными обстоятельствами».
Отсюда следует актуальность профилактики и лечения психоэмоционального напряжения и как его следствия – неврозов.
Как проявляется психоэмоциональное напряжение
Все наше тело реагирует на эмоциональный раздражитель, то есть любая неотработанная как отрицательная, так и положительная эмоция в критическом состоянии ведет к напряжению определенной мышцы или целой группы мышц. т.е. эмоции, которые мы чаще всего испытываем, можно прочитать по мышцам человека.
К примеру, в ситуации страха мышечное напряжение возникает автоматически: поднимаются плечи, шея втягивает в них голову, напрягаются руки и ноги (иногда они начинают даже трястись).
Или взять состояние дыхательной функции в момент эмоционального напряжения. Как инстинктивная реакция, на страх может быть задержка дыхания. Здесь мы получаем цепочку «стимул – реакция».
Иными словами, страх рефлекторно вызывает задержку дыхания, а задержка дыхания, в свою очередь, усиливает страх. Возникает порочный круг: «страх – задержка дыхания – страх – задержка дыхания – страх». Даже фоновая идеомоторная «работа», будь то мысленное проигрывание конфликта, умственное напряжение и т.п. ведут к мышечному напряжение, которое в свою очередь посылает сигнал в мозг, а обратно мы получаем мышечное напряжение.
Так в коре головного мозга может образоваться доминанта Ухтомского. Это доминирующий очаг который будет постоянно посылать сигнал к мышцам и держать их в напряжении, т.е. мы получаем реверберацию возбуждения (замыкание сигнала на самом себе, т.е. по кругу). Так при физическом перенапряжении и переутомлении, наряду с изменениями на ЭКГ отмечен гипертонус скелетной мускулатуры. При неврозах так же имеет место гипетонус мышц и повышение лактата и мочевины в крови.
Мы видим, что психо-эмоциональное перенапряжение может явиться причиной возникновения гипертонии, головной боли напряжения, неврозов, различных гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем (ряд психосоматических заболеваний).
Если говорить о клинических проявлениях, то здесь отмечается больший полиморфизм проявлений и тенденции к расширению симптоматики. От синдрома вегетативной дистонии, до тревожных состояний, навязчивых действий и т.д. и скорее всего, симптоматика будет зависеть от особенностей личности человека.
Методы управления
Существует 3 наиболее надежных и проверенных методик, с помощью которых можно осуществлять эффективный контроль эмоциональных состояний.
Психоэмоциональная регуляция
Данный метод контроля над эмоциональным состоянием предусматривает активацию воспоминаний о хороших или плохих событиях, которые были пережиты ранее. Например, для подавления чувства гнева, раздражения, ярости, достаточно подумать о жизненной ситуации, в которой присутствовало избыточное количество положительных эмоций, ощущение счастья, радости.
Регуляция умственного процесса
Этот способ управления эмоциональными состояниями является более сложным, так как требует осуществления контроля над мыслительным процессом и сознанием.
Реализация данного метода проводится следующим образом:
- необходимо отвлечь свои мысли от негативных событий, которые происходят в окружающей среде;
- переключить внимание на другие объекты и предметы, не вызывающие негативных эмоций;
- из каждой ситуации следует выбирать только ту эмоциональную составляющую, которая не вызывает состояние стресса;
- всегда придерживаться принципа позитивной интерпретации любого события;
- придавать сложившейся ситуации несущественное значение, как будто она не оказывает никакого влияния на жизненные процессы.
Рекомендуется всегда перенаправлять негативные эмоциональные порывы в различные сферы жизни, профессиональной деятельности.
Телесная регуляция
Данный вид контроля над эмоциональным состоянием предусматривает выполнение отвлекающих действий, которые не позволяют сосредоточиться на возникших чувствах и душевном волнении.
Например, счет бусин, расположенных на ручных четках. В этом случае происходит тактильный контакт пальцев, который создает эффект отвлечения. В тот же момент из-за постоянного подсчета происходит рассеивание внимания.
Эмоциональное состояние — это совокупность чувств, ощущений, душевных волнений, которые испытываются на протяжении длительного или короткого периода времени. В психологии изучением психоэмоциональных состояний человека занимались ученые П.В. Симонов, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев.
Изменение эмоционального состояния происходит под воздействием положительных или негативных факторов окружающей среды, а его формы проявления тесно связаны со всеми видами жизненных процессов. Психоэмоциональные состояния человека наполнены хорошими и плохими переживаниями, ситуациями, которые оказывают влияние на его личностное развитие, мотивацию к действиям.
Группа риска
С эмоциональным стрессом на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается практически каждый человек. Однако специалисты выделяют отдельную группу лиц, наиболее подверженных данной напасти. У них стресс зачастую приобретает хроническую, затяжную форму и протекает достаточно тяжело, с развитием ряда сопутствующих осложнений и физиологических последствий. В группу риска входят:
- Лица с повышенной эмоциональной возбудимостью.
- Творческие личности с хорошо развитым воображением.
- Люди, страдающие нервными расстройствами и заболеваниями.
- Представители определенных профессий (политики, бизнесмены, журналисты, полицейские, водители, военные, летчики, авиадиспетчеры).
- Люди с повышенным уровнем тревожности.
- Жители мегаполисов и больших городов.
Такие люди особо уязвимы для внешних раздражающих психоэмоциональных факторов, и даже незначительная, на первый взгляд, причина вызывает у них нарушения эмоционального состояния.