Стресс механизм развития стрессового состояния


Мы привыкли употреблять слово «стресс», интуитивно используя его для обозначения сильного нервно-психического напряжения. Однако такое значение не совсем верно. Механизм стресса был изучен и подробно описан Гансом Селье, а сам термин ввёл Уолтер Кэннон.

Стресс — это общая реакция организма на воздействие различных факторов (например, удар, переохлаждение, инфекция, смерть близкого, потеря работы), нарушающих его равновесие. Главная функция стресса — это адаптация к изменившимся условиям среды.

Таким образом, эмоциональная реакция — это лишь часть общего ответа организма на стрессор.

Факторы, вызывающие стресс, могут быть абсолютно любыми — как негативными, так и позитивными (свадьба, переезд, новая работа). Имеет значение лишь то, что они приводят к изменениям в жизни человека на том или ином уровне. Для человека характерно наличие стрессоров психологического характера: стресс вызывается не самой ситуацией, а тем, как человек её субъективно оценивает, воспринимает. Или даже фантазией, воспоминанием о какой-то ситуации.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная. Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит психологическую травму, наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к фобиям.

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?». В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

ГруппаБиологический стрессПсихологический стресс
Причина возникновенияФизическое, химическое, биологическое влияние стрессоровСобственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасностиРеальныйВиртуальный, реальный
Направленность стрессоровСоматическое здоровье, угроза жизниЭмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования«Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль.«Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазонЧетко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущегоНеясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характераОтсутствует либо минимальноеСущественное
ПримерВирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожогКонфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

От чего зависят степень и продолжительность стрессовой реакции?

То, как человек переживает стресс, зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: как он оценивает сиуацию, сопоставляет свои силы и особенности с тем , что требуется , и др. . Причиной стресса может стать любая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни. При этом содержание самой ситуаци не столь важно. Важно именно субъективное отношение к ней.

Стрессор — фактор, вызывающий состояние стресса. Выделяют физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры – слишком большая физическая нагрузка, изменения температуры, боль и др.

Психологические стрессоры делят на информационные и эмоциональные. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, гнева, обиды и др.

Среди событий, которые поражают эмоциональную сферу по степени их воздействия можно выделить:

— смерть близкого человека — 100 очков, — развод — 63, — тюремное заключение — 63, — смерть близкого члена семьи — 63.

Приятные события тоже вызывают состояние стресса:

— замужество или женитьба — 50 очков, — беременность — 40, — переход в новую школу — 20.

Исследования свидетельствуют о том, что среди людей, которые в результате стресса заболели, подавляющее большинство набрали 300 очков за один год.

Учитывая сказанное выше, нельзя связывать стресс исключительно с негативными событиями. Напряжение может возникать и в случае положительны, но резких, неожиданных изменений.

Также, как отмечают психологи, большинство больших проблем мы переживаем достаточно хорошо, а внимание следует обращать на менее драматические стрессоры. Дневная суета, мелочные житейские неприятности (плохая погода, рассеянный сосед , потерянные ключи, ежедневные поездки на работу в троллейбусе или трамвае, повышение цен) вызывают хронический стресс.

Люди чаще способны противостоять резкому и кратковременному стрессу. Проблемы возникают, когда стресс продолжительный: нелюбимая работа, жизнь с родителями — тиранами, постоянные мелочные конфликты в семье и т.д. .

Американский ученый Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций:

  1. необходимость ускоренной переработки информации
  2. вредное окружение
  3. осознанная угроза
  4. нарушение физиологических функций (возможно, как результат болезни, бессонницы),
  5. изоляция
  6. заключение в тюрьме
  7. остракизм (изгнание и преследования)
  8. групповое давление.

К ним мы можем еще добавить бессилие, невозможность изменить ситуацию, необходимость быстрой смены стратегии поведения, принятие особо ответственных решений, отсутствие контроля за событиями,

К факторам, которые определяют физиологическую восприимчивость к стрессу, можно отнести генетическую (семейную) склонность, возраст, опыт, образование, социально-экономические факторы и психологические особенности личности. Существенную роль в развитии стрессовых реакций играет снижение уровня γ

-аминомасляной кислоты (ГАМК) — одного из тормозных медиаторов головного мозга.

Кроме того, индивидуальная реакция на стресс может быть усилена такими дезадаптационными факторами, которые применяются для снижения внутреннего напряжения, как алкоголь, наркотики и никотин. Можно также добавить связанное со стрессом переедание и уменьшение физических нагрузок.

Последствия стресса могут быть очень разными. Спектр стрессовых реакций очень широк — от отсутствия реакции до снижения качества жизни (психологический дискомфорт, острая стрессовая реакция, посттравматическое стрессовое расстройство, развитие фобий, тревожное состояние и панические расстройства) к развитию тяжелой патологии и смерти.

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Исторический путь концепции

Человечество в процессе развития приобретало механизмы, препятствующие возникновению стрессовых реакций и способствующие адекватному реагированию на стрессоры.

Систематическое изучение функционирования организма в ходе его взаимодействия с внешней средой началось сравнительно недавно. В середине XIX века французский ученый Клод Бернар указал на постоянство процессов и заложил основы теории гомеостаза. Для выживания в условиях изменения окружающей среды организму необходимо, чтобы все важные функции протекали в сбалансированном режиме при минимальном диапазоне допустимых изменений. Нарушение баланса может привести к разрушительным последствиям, психологическим и телесным болезням, смерти. Но природа дала человеческому телу сложные регуляторные приспособления для контроля над внешними раздражителями.

Позже теорию гемостаза развил Уолтер Кэннон, указав на значимость вегетативной нервной системы и гормональной регуляции в приспособлении.

В 1936 году канадский ученый Ганс Селье предложил концепцию адаптационного синдрома, который позже стал называть стрессом. Новаторской особенностью концепции стало открытие неспецифичности внутренних реакций на стрессовые ситуации. Человек реагирует одинаково на любые стрессоры. Негативные факторы лишь запускают приобретенные за века существования человечества механизмы развития стресса.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма, появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система, которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система, подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры, управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции;
  • Механизмы обратной афферентации, передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Механизм управления стрессом

Механизмы преодоления стрессовых факторов могут быть самыми разнообразными. Главная цель коррекции поведения организма – преобразовать дистресс в эустресс. Нашим предкам стресс помогал выжить, так почему же сейчас не воспользоваться его проявлениями во благо себе. Индивид должен осознавать, что нужно изменить ситуацию и свое восприятие происходящего. Человек должен понимать, что негативные проявления стресса не являются нормой и нуждаются в коррекционной работе.

Коррекционная работа направлена на устранение стрессора и проработку восприятия. Часто подвергаемые действию стресса люди обычно являются чувствительными натурами и принимают все близко к сердцу, часто испытывают неуверенность в себе, излишне осторожны.

Для снятия стресса нужно использовать комплексный подход, который состоит из нескольких мероприятий:

  • коррекции своего отношения к стрессору;
  • нейролингвистического программирования;
  • укрепления иммунитета;
  • физнагрузки.

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Мотивация,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка, качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса — возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

… и отличия от физического

Физический и психологический стресс разняться в себе и не только причинами своего появления и развития, но и последствиями. Так причинами, которые провоцируют физический стресс, могут быть физические, химические либо же биологические факторы, а вот психологический – скорее социальное влияние, а так же собственные мысли.

В отношении характера потенциальной опасности, то физический провоцирует реальная угроза, а вот психологический – такая угроза может нести как реальный, так и виртуальный характер.

При физическом стрессе – негативное действие, его последствия направлены на здоровье всего организма, органов и систем, а при психологическом – на социальный статус, уровень самоуважения и иные социальные параметры.

В отношении эмоционального переживания – физический стресс проявит себя в виде первичных эмоций, таких как страх и боль, испуг или же гнев, а вот эмоциональный проявит себя в виде беспокойства и депрессивного угнетения, тревоги и тоски, ревностью или в виде зависти.

В вопросе временных рамок физический стресс проявит себя только в настоящем времени или же недалеком будущем, имея конкретные рамки, а вот психологический будет иметь размытые временные рамки.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная тревога;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • Деперсонализация – отстранение от собственного «Я»;
  • Дереализация – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы, действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки, изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов, как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов. В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Основные виды реакции на стресс

Чаще ответом на воздействие факторов окружающей среды у человека становятся реакция защиты и реакция поражения. Реакция защиты

возникает тогда, когда человек насторожен или чем-то занят. Характеризуется периодом борьбы, приводит к успешному результату.
Реакция поражения
возникает у человека в связи с такими эмоциональными состояниями, как крах планов или ожиданий, горе, печаль, отчаяние, пережитый шок (война, терроризм и т.д.), когда преобладает чувство страха, опасения, тревоги и отсутствие надежды на успешное решение проблемы. Реакцию поражения называют также депрессивной или реакцией беспомощности. Возможно также сочетание реакции защиты и реакции поражения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: