В чем сущность?
Суть таланта в том, что он предполагает особенную одаренность, когда человек интуитивно чувствует тягу к определенному виду деятельности.
Наличие таких способностей сложно не заметить, так как, даже не имея для этого подходящих условий, человек стремится любой ценой заниматься тем, что его притягивает.
В истории науки есть множество примеров, когда выдающиеся физики начинали свой путь с изучения стекляшек, биологи с детства интересовались флорой и фауной, а математики одновременно начинали разговаривать и складывать числа.
Талантливые люди всегда выделяются среди окружения, их одаренность рано или поздно становится очевидной.
Каким бывает мировоззрение человека? Узнайте об этом из нашей статьи.
Происхождение таланта
Присутствуют ли таланты в каждом человеке? Таланты — это врожденные ценности или приобретенные? Какую роль играют таланты в жизни человека?
О происхождении таланта уже давно идут разгоряченные споры. Вполне вероятно, что человеку даются какие-то предпосылки для развития способностей, но действия для этого развития зависят лишь от самого человека – от его желаний, от окружения.
Представьте – развитие от маленького и беспомощного ребенка до самостоятельного взрослого человека идет не так много времени. Мы осваиваем навыки ходьбы, учимся говорить, петь, рисовать, доказывать теоремы, получаем водительские права, дарим миру детей – все эти процессы происходят за какие-то 20-30 лет!
При желании человек может развивать в себе любые способности, воплощать в жизнь свои мечты, все люди имеют талант в чем-либо. Вопрос только в том, о чем мы мечтаем, куда устремлены наши мысли?
Перед началом погружения в раскрытие талантов посмотрите это видео:
Теория наследственности
Кто впервые пытался обосновать наследственность таланта?
С началом развития психологии стали появляться научные обоснования таких понятий, как талант, одаренность, гениальность.
Стремясь выявить закономерности появления этих качеств, английский антрополог Ф. Гальтон в 1869 году опубликовал теорию о наследственности таланта.
В своих научных трудах он указывал на неравенство людей в умственном отношении, утверждая, что большое количество людей не может в одинаковой мере обладать выдающимися способностями.
Гальтон полагал, что важную роль играет наследственность. Ему удалось найти статистические обоснования тому, что врожденная одаренность передается по наследству наравне с физическими качествами.
Одним из главных результатов его наблюдений стали выводы о наличии широко известных родственников у знаменитых людей.
Задатки, способности, одаренность, гениальность и талант- в чем разница?
Существует несколько связанных между собой явлений, определяющих наличие способностей.
Задатки к чему-либо свидетельствуют о том, что у индивида есть некая природная предрасположенность к какой-то деятельности, которая со временем может проявиться в большей степени или угаснуть, в зависимости от прилагаемых усилий.
Так, имеющий задатки к музыке человек легче других обучается ей, так как с рождения имеет хороший слух или большой голосовой диапазон.
Пластичному от природы человеку легче заниматься танцами или спортом.
Но все это не позволяет судить об одаренности человека, так как только в процессе работы и обучения задатки становятся предпосылкой для развития способностей.
В свою очередь, способности к чему-либо понимаются как служащие неотъемлемым условием высококачественного выполнения того или иного вида деятельности индивидуальные психологические особенности человека.
Обязательное условие для выделения способностей — их индивидуальность, так как нельзя назвать способностями обыденные функции человека, такие как речь или труд, потому что они носят всеобщий характер и большинство людей способны их выполнять.
Способности проявляются в том, насколько быстро, легко и прочно человек усваивает необходимые ему знания, получает полезные навыки.
Например, легкое обучение управлению автомобилем и быстрое усвоение принципов его работы свидетельствуют о наличии у человека способностей к вождению.
Одаренность — это комплекс природных задатков, которые выступают одним из условий формирования способностей. Результаты наблюдений за одаренными детьми показывает, что они обнаруживают сильную тягу к той деятельности, к которой они способны.
Если ребенок увлекается художественным творчеством, о наличии одаренности будут свидетельствовать: богатое воображение, чувство прекрасного, особенное видение окружающего мира, способность улавливать тонкие перепады света и цвета, потребность в самовыражении.
Как и способности, талант лишь предоставляет возможность для достижения успеха и при соответствующих общественных и культурных условиях зависит от большого, напряженного творческого труда.
Гениальность — это наивысший уровень одаренности. Для нее характерна высокая продуктивность, создание чего-то принципиально нового, отличающегося своей уникальностью.
Гениальность определяется не только результатами труда, но и силой восприятия окружающего мира, глубиной воздействия на чувства и мысли других людей.
Талант
Талант — выдающиеся природные способности человека к деятельности в какой-либо области, умения, которые развиваются с приобретением навыков и опыта. Талант обусловливает высокий уровень развития специальных способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную деятельность. Такая совокупность способностей позволяет получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимостью.
Первые признаки таланта могут сказаться уже в детском возрасте, вместе с тем талант может проявиться и позже. Талант может проявиться в различных сферах человеческой деятельности — в музыке, литературе, естественных науках, технике, спорте, в организаторской и педагогической деятельности, в различных видах производства. Рассуждение о том, что талант не может сформироваться в одиночестве, без общения, без духовной среды, построено исключительно на многовековом опыте человечества, и примеров обратного мы не знаем.
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которая должна отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:
- вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
- цифровой (характерен для математиков, программистов)
- слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
- пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
- личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
- талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
- предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).
Альтернативное определение: Талант — результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.
Художественный талант и художественный гений
Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность — одаренность — талантливость — гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но должен обладать рядом дополнительных достоинств.
Художественный талант — творческая одаренность в искусстве. Она предполагает наличие определенных физических данных: восприимчивого музыкального слуха для пианиста, особой пластичности тела для балерины, острого чувства цвета для живописца и т. д. Художественный талант — это продуктивная эстетическая интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, емкость и мобильность памяти, богатство эмоций. Формы и характер сцепления такого рода качеств зависят от личности художника, жанра и вида искусства, в котором он работает. Высшая степень художественного таланта — художественный гений. Будучи врожденной способностью, творческая одаренность не может быть приобретена одной лишь профессиональной выучкой и образованием, но без них невозможно полноценное функционирование художественного таланта. Художественный талант художника немыслим без индивидуального метода и стиля как устойчивых принципов художественного воплощения идеи и замысла. Индивидуальность художника проявляется не только в самом произведении, но и существует как предпосылка создания этого произведения. Являясь необходимым условием художественного творчества, художественный талант, однако, нуждается в постоянном совершенствовании, в тесной связи с жизнью, иначе он может быть утрачен, обескровлен. Талант неотрывен от мировоззрения художника и его мастерства. Актуализация и развитие таланта в решающей мере зависят от социальной среды. Обновление социальной и духовной жизни общества создает благоприятные условия для подлинного расцвета художественного таланта, для действительно свободного творчества, повышения мастерства.
Отдельные эпохи в истории человеческого общества создают наиболее благоприятные условия для развертывания и реализации художественного таланта (классическая античность, Возрождение, мусульманский Ренессанс на Востоке). Признание определяющего значения социально-экономических и политических условий, а также духовной атмосферы в реализации художественного таланта отнюдь не означает их абсолютизации. Художник не только продукт эпохи, но и её творец. Существенным свойством сознания является не только отражение, но и преображение действительности. Для реализации художественного таланта огромное значение имеют субъективные моменты — трудоспособность, способность к мобилизации художником всех своих эмоциональных, интеллектуальных и волевых сил.
Художественный гений — высшая степень творческой одаренности в искусстве; человек, обладающий этой одаренностью. Его новаторство носит универсально-целостный характер и отличается глубокой самобытностью и непреходящей эстетической ценностью. В идеалистической эстетике художественног гения часто рассматривают как сверхчеловека, природа которого не может быть постигнута ни им самим, ни наукой. Творчество великого художника возникает не спонтанно-случайно, а подготавливается всем предшествующим культурным опытом и общественной практикой. Обгоняя свою эпоху, художественный гений вместе с тем является рупором, выразителем идейно-эстетических потребностей, взглядов и вкусов народа. Его творения актуально или потенциально близки миллионам людей, они переживают свое время — в этом высшая коммуникабельность гениального художника, хотя сам он порою и не получает признания при жизни. Как явление художественный гений обусловлен не только исключительными природными способностями индивида к художественному творчеству, необычайно развитой продуктивной интуицией и фантазией. Это и огромный, всепоглощающий труд, полная самоотдача, что поэтически точно выражено Маяковским применительно к словесному творчеству: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Творчество художественного гения, как и таланта, неотделимо от мастерства и мировоззрения художника.
Этимология слова талант
Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. Это врожденное в человеке и проявляется, при его наличии, в течение жизни.
Виды и примеры из жизни
В книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» в начале 80-х годов ХХ века Говард Гарднер описал 7 типов таланта. Вот список:
- Вербально-лингвистический талант — блестящее владение приемами письма и речи, выражающееся успехами в журналистике, литературе и юриспруденции. К примеру, Всеволод Овчинников — выдающийся советский журналист и востоковед обладает ярко выраженным вербально-лингвистическим талантом, его интереснейшие журналистские очерки и литературные произведения служат тому доказательством. Глория Олдред — знаменитый американский адвокат, входит в мировую пятерку наиболее успешных юристов и также наделена этим видом таланта. В обычной жизни он проявляется написанием стихов, хорошими ораторскими данными, такие люди обладают красивой, грамотной речью, пишут увлекательные сочинения, умеют пользоваться приемами вербального и невербального общения.
- Цифровой талант — выдающееся владение математическими способностями. Величайшим математиком в истории человечества является Леонард Эйлер, который объединил алгебру, анализ и тригонометрию, увязав их общими теориями и законами.
Такой талант проявляется, когда человек легко обращается с цифрами, для него не составляют труда сложные вычисления, он находит логические связи там, где остальным они кажутся не очевидными. - Пространственный — обладание архитектурными и художественными способностями. Яркий обладатель — Антонио Гауди-и-Корнет — испанский архитектор, чьи работы балансируют между безумием и гениальностью. Ему удавалось улавливать и сочетать самые смелые архитектурные формы. Пространственным талантом обладают художники, чертежники, конструкторы, люди, у которых великолепно развито пространственное мышление.
- Физический талант определяется склонностью к спорту: Леброн Джеймс, американский баскетболист, Тайгер Вудс — американский гольфист, Усэйн Болт — рекордсмен, легкоатлет из Ямайки, — несомненные обладатели. Все эти люди наделены природной пластичностью, выносливостью и физической силой, они легче переносят нагрузки, быстрее добиваются хороших результатов.
- Личностный талант — это склонность к развитию внутреннего мира, личности индивида. Такие люди много рефлексируют, часто погружаются в себя, занимаются медитацией. Они с легкостью овладевают духовными практиками, добиваются успехов в личностном росте и развитии.
- Межличностный — предполагает взаимодействие с окружающими людьми. Основные качества здесь: харизматичность, эмпатия, умение находить общий язык практически с любым человеком.
Таким талантом могут обладать общественные деятели, психологи, те люди, чья деятельность связана с межличностными контактами, им легко понимать людей, они чувствуют их настроение, умеют найти подход. - Талантом окружающей среды наделены выдающиеся агрономы, дрессировщики, ветеринары, они любят ухаживать за растениями, легко ладят с животными, могут на интуитивном уровне чувствовать их потребности. Таким видом таланта обладала Кэтлин Дрю-Бейкер, британский агроном, благодаря ее работам по изучению морской флоры и фауны удалось наладить производство водорослей нори — основного компонента японской кухни.
Талант и гениальность
Творческая личность, талант, гений восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений. Гений — это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но в тоже время не всякий талант — гений.
В настоящее время вопрос о границе между гением и талантом остается открытым.
Сложность определения той грани, где кончается талант и начинается гений, в свое время была о Ф. А. Брокгауза. В статье «гений» об этих попытках сказано так: «Гениальность как высшая степень одаренности, сравнительно с талантом, как низшей, не подлежит точному определению; само различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно».
В старейшей универсальной энциклопедии «The new Encyclopaedia Britannica» отмечается: «Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант означает врожденную склонность к некоторым специальным видам деятельности и предполагает относительно быстрое и легкое обретение особого мастерства. Гений же включает в себя оригинальность, творчество, а также способность мыслить и работать в областях предварительно не исследованных и таким образом давать миру что-либо значимое, то, что не могло бы иначе быть освоено».
Оригинальность гения
Самое существенное, что их отличает, — это оригинальность гения, его неоспоримо новаторский характер. И. Кант в свое время о. Хотя немало талантливых людей вносят много нового в те области, в которых трудились , но по значимости и объему нового вклада это не сравнимо с гением, чьи мысли и дела являются исходными моментами деятельности целых поколений творцов.
Тем не менее, сама по себе оригинальность изначально мало что значила. Этот факт отмечен немецким философом и социологом прошлого столетия Т. Адорно. В работе «Эстетическая теория» он писал, что вопрос об оригинальности произведений в далеком прошлом являлся бессмысленным, так как «власть коллективного сознания была настолько велика, что оригинальность, предпосылкой которой является нечто вроде эмансипированного субъекта, выглядела бы анахронизмом»4. По мнению Т. Адорно, оригинальное является объективным определением, которое можно дать любому произведению. Однако, по мере роста автономности искусства, оригинальность «выступила с протестом против рынка, на котором она не получала права переступить определенный ценностный порог». Постепенно она качественно меняется: от оригинальности отдельного произведения акцент перемещается на создание новых типов произведений, к их изобретению.
Оригинальность гения не заключается лишь в оригинальности формы творчества, хотя это довольно часто встречается, особенно у художников, не в своеобразии компоновки или изложения материала, не в своеобразии методики и необычности подбора фактов, а, прежде всего, в новом истолковании существеннейших сторон бытия, его свойств, его многообразия. Оригинальность, в первую очередь, состоит в передаче собственного видения, не зависящего от духа времени и авторитетов.
Универсализм гения
Мысль о многогранности личности и творчества гения принадлежит представителям Возрождения, ее же можем обнаружить и у Г. Гегеля: «Талант является специфической, а гений всеобщей способностью». Талант представляет собой способность достигать в определенной области высшего мастерства, виртуозности. Гений редко бывает односторонним, так как он обладает способностью видеть явления в их тесной взаимосвязи. «Гений, вкотором “я” есть все, пронимает своим взором природу и жизнь всех существ, как нечто целое, замечает все соединения и связи и создает знание, которое составлено не из отдельных частей», — отмечает О. Вейнингер.
Универсализм гения, имеет два основных измерения, теснейшим образом связанных между собой. Первое измерение — это глубина проникновения в различные сферы деятельности, и гении такого типа — явление крайне редкое. Зачастую их список ограничивается именами: Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Б. Паскаль, И. Гете, М. Э. Шеврёль, М.В. Ломоносов. Гораздо чаще встречается сочетание гениальных способностей в смежных областях. Примером из области науки может быть И. Ньютон, известный как выдающийся математик, механик, астроном. Из области искусства — скульптор, живописец, поэт Микеланджело, а также И. Бах, который, по мнению исследователя его творчества С. А. Морозова, «был исполнителем и композитором, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики».
Вторым измерением универсализма является такое качество мировоззрения и творчества, которое характеризуется способностью уловить ритм, гармонию и суть мироздания, постичь часто скрытую закономерную связь причин и следствий, определить доминирующее направление в развитии науки, искусства, духовной жизни вообще и ответить на все это своим творчеством. Универсальностью этого рода обладали Данте Алигьери, У. Шекспир, И. Кеплер, Рембрандт, Л. Бетховен, О. Роден, Ч. Дарвин, Ф. Шопен, Б. Шоу, П. Пикассо, А. Эйнштейн.
Что значит быть талантливым человеком?
Талантливые люди отличаются особым взглядом на окружающий мир, их в меньшей мере интересуют обыденные занятия.
Человек, имеющий талант к чему-либо будет чувствовать постоянную потребность заниматься этим видом деятельности.
Такие люди немного оторваны от реальности, так как часто погружены в свое воображение, в творческий процесс.
Как заинтересовать собой людей? Ответ узнайте прямо сейчас.
В завершение
Талант – это словно светоч, освещающий наше существование, ведь дело, в котором мы талантливы, всегда будет приносить удовольствие и истинную радость. К сожалению, жизненные обстоятельства иногда заставляют отвернуться от этого света, но, что еще хуже, со временем он сам может угаснуть. Так что помните, вы всегда можете разжечь этот огонь. Главное – сумейте его увидеть. Тогда он согреет ваше существование и осветит дороги жизни.
Желаем вам удачи!
У меня нет талантов: что делать?
Талант присущ не всем людям, именно это определяет его уникальность, однако задатки или способности к чему-либо в той или иной степени можно обнаружить у достаточно большого числа людей.
Поэтому стоит проанализировать, есть ли у человека тяга к чему-либо или ему легко дается какой-то вид деятельности. Почти каждый человек может проявить себя хотя бы в одной сфере.
Как его найти?
Стоит обратить внимание на те виды деятельности, к которым проявляется особая склонность.
И даже если не получилось найти таковые, расширяя кругозор, зачастую удается выявить области для развития.
Находя новые занятия можно обнаружить, что какие-то виды творчества или науки вам удается выполнять легче и продуктивнее. Главными признаками будут воодушевление и желание заниматься этим наибольшую часть свободного времени.
Как его развить?
Как стать талантливым человеком? Развитие таланта — упорный, постоянный труд.
Поэтому обнаружив в себе способности к пению, лучше всего начать заниматься с преподавателем по вокалу.
Приобретение навыков способствует наилучшему проявлению таланта, когда, в достаточной степени овладев искусством, человек может получать результат высокого качества. Даже талантливый певец вынужден постоянно тренировать голос и слух, чтобы не потерять форму.
Если человеку нравится готовить, он может культивировать в себе кулинарный талант: находить новые рецепты, обучающие видеоролики, самостоятельно или с помощью более опытных кулинаров изучать техники приготовления пищи.
Имея технические способности, можно пройти онлайн-курсы программирования; тем, кто любит заниматься фотографией — с помощью интернета научиться делать и обрабатывать снимки.
Можно даже стать талантливым визажистом или стилистом, изучая журналы и обзоры видеоблогеров. Необходимо позволить себе заниматься тем, что нравится, не бояться потраченного времени и возможной неудачи, так как творчество — это всегда приятный процесс.
Как стать эгоистом или эгоисткой в рациональной форме? Рекомендации специалистов вы найдете на нашем сайте.
Может он скрытый?
Иногда человек не сразу находит то, в чем хорош. Так, не пользуясь фотоаппаратом, он может не знать о таланте к фотографированию. И наоборот, сделав несколько снимков, чувствует, что именно к этому занятию у него есть особая склонность, и именно оно получается лучше всего.
Так, лишь пройдя службу в армии, некоторые люди становятся талантливыми стрелками. Во всех этих случаях идет речь о скрытых талантах.
Поэтому единственный способ их обнаружить — постоянно пробовать что-то новое: легкость освоения, воодушевление и быстрое получение достойных результатов помогут понять, что движение идет в правильном направлении.
Одарённость
Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.
При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.
Сегодня исследователи указывают на необходимость разграничения интеллектуальных и креативных способностей и делают вывод, согласно которому на 60-80% интеллект зависит от наследственности, а 20-40% определяются средой, креативность же, наоборот, на 60-80% определяется обучением и воспитанием, а наследственностью — на 20-40%. Принимая в учет тот факт, что гений по преимуществу креативен, а талант интеллектуален, можно говорить о наследовании именно таланта, на почве которого может вырасти гений.