Краткое определение
Итак, атараксия – это определение поведенческих качеств личности, которое характеризуется полным отсутствием страха, беспокойства и тревоги. Иными словами, человек, который находится в данном психическом состоянии, ведет себя крайне спокойно, бесчувственно, беспристрастно. Ему чужды как негативные эмоции, так и позитивные, потому любую работу, любое начатое дело он проделывает словно на одном дыхании, без смены настроения, технично и беспристрастно. Тут стоит отметить, что лишь ныне данным термином пользуются исключительно психологи, характеризуя душевное состояние своих клиентов. Ранее он имел отношение исключительно к философским учениям, и потому его история крайне интересна.
Зарождение слова
Атараксия в философии – это, прежде всего, душевное спокойствие, безмятежность, хладнокровие и невозмутимость. Состояния, которых могли добиться лишь в зрелые, а то и в старые свои годы мудрейшие философы и лекари античного мира. Само слово зародилось приблизительно в пятом веке до нашей эры, и его «отцом» считают Демокрита Абдерского. Однако в его трудах конкретное описание данного душевного состояния встречается лишь изредка. В дальнейшие годы эту тему начал развивать Аристотель. В его же понятии атараксия – это как особое определение добродетели. Данным термином он обозначает такие качества, как мужество, сдержанность и бесстрастие.
Атараксия в античных учениях
В период процветания античной философии данный термин получил весьма широкое распространение в таких течениях, как скептицизм и эпикуреизм. Некоторые исследователи также полагают, что атараксия в философии – это именно та начальная точка, которая дала возможность данным учениям развиваться, ведь они на ней, по сути, основаны. Скептицизм учит нас тому, что обращать внимание, прежде всего, стоит на факты. Не нужно распыляться на различные гипотезы, размышления и прочие вздоры. Лишь с помощью доказанного материала, предметов, которые можно увидеть и ощупать строится реальность. В эпикуреизме атараксия – это основа для получения удовольствия. В философскую школу, которая была основана Эпикуром, приходили рабы и женщины. Основой учения для данной прослойки населения были следующие догмы:
- Отсутствие страха перед богами.
- Отсутствие страха перед смертью.
- Благо можно легко достичь.
- Зло можно легко пережить.
Примечания
- Вавилов С. И.
Большая советская энциклопедия. Том 03 // Большая Советская Энциклопедия / Издание второе. — М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1950. — 720 с. - ↑ 1234Солопова М. А.
Атараксия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Школа стоицизма
Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами. Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым. Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.
Качества Адепта: Апатия. Атараксия
Адепт обладает сознанием, достигшим единства индивидуальной воплощённой личности со своей божественной природой, предназначением, функцией в универсуме.
В современной практической психологии атараксией называют состояние полного отсутствия страха, как правило, после пережитого эмоционального стресса. Апатия понимается профанами как безразличие, безучастность, отрешённое отношение к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.
В истории античной философии достаточно близкие друг другу термины апатия и атараксия понимались иначе.
Апатия — бесстрастность, лишённое личностного и индивидуального отрешённое от субъекта миросозерцание, на которое способны лишь мудрецы, обуздавшие свои эгоистические страсти. Стоики понимали апатию как важное свойство добродетельного состояния, которым обладает мудрец. В позднем стоицизме (у Сенеки, Марка Аврелия) «апатия» носит значение умения властвовать над собой.
Атараксия — невозмутимость, внутреннее спокойствие, тесно связана с «эпохе» , то есть с воздержанием от суждений, оценок. Эпохе — это состояние непредубеждённости разума, а не чувств или эмоций.
В эмоциональной, чувственной сфере апатии соответствует эвтюмия: невозмутимость, эмоциональное спокойствие и постоянство эмоционального плана, которое достигается через совмещение интроспекции с практикой пратьяхары. Демокрит рекомендовал эвтюмию как образ жизни. Цицерон считал эвтюмию «высшим благом», тогда как Сенека — только «спокойствием».
Эпикур уточнял эту формулировку, разделяя понятия апонии (отсутствия физической боли) и атараксии (спокойствия духа, отсутствия беспокойства души и разума). По его мнению, человек мог достичь подлинного наслаждения только при наличии и апонии, и атараксии. Это, по его мнению, вершина того состояния радости, которого может достичь человек, и его нужно отличать от дистимической меланхолии («чёрной желчи») и восторженности.
Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии.
Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, т.е. на собственной Истиной Воле. По Аристотелю Атараксия служит источником таких добродетелей как сдержанность и мужество.
Атараксия — целостное осознанное отношение адепта к любому своему состоянию, к собственной личности, к любым явлениям, вещам или событиям непосредственно связанными с собственным текущим воплощением.
Атараксия достигается совершенствованием ученика в первых пяти ступенях Раджа-йоги:
- Яма — изначальное состояние, соприсутствующая осознанность в мысли, слове и действии.
- Нияма — контроль поведения, реакции, усердие.
- Асана — управление телом и его состоянием.
- Пранаяма — управление дыханием, и связанной с нис циркуляцией праны, жизненной энергии, пневмы.
- Пратьяхара — отрешение от объектов чувственного восприятия, эмоций, мыслей.
Так Практик выработает качества необходимые для Адепта.
- Самьяса — одновременная практика трёх высших ступеней раджа-йоги ведущая к Мастерству.
- Дхарана — концентрация, сосредоточение и удержание объекта ума, твёрдость намерения.
- Дхьяна — единство с объектом мысли с сохранением личности, точка максимального личного присутствия.
- Самадхи — единство воспринимающего и воспринимаемого.
Альтернативой йогической практике Самьясы являются дзенские практики дзадзен и коан.
Дзадзен подразумевает дальнейшее развитие пратьяхары через постепенную остановку внутреннего диалога вплоть до фазы достижения сатори (просветления).
Коан — метод внезапного просветления путём сильнейшего экзистенциального переживания, когнитивного диссонанса происходящего в результате иррационального разрешения дихотомии логических тезы и антитезы.
С точки зрения медицины
В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.
Чем чревата такая болезнь
Многих современных исследователей часто интересует вопрос о том, что такое атараксия и афасия в совокупности и чем эти понятия связаны между собой. Итак, такое психическое отклонение, как атараксия, если оно приобретено естественным путем (последствие стресса), может повлечь за собой более серьезные разлады в работе головного мозга. Самым знаменитым случаем считается афазия – нарушение речи из-за повреждения работы нейронов левого полушария головного мозга. Стоит отметить, что при этом работа речевого аппарата сохраняется в здравом состоянии. Искаженными могут быть синтаксические нормы речи, морфологические или фонематические.
Определение в современной медицине
Психологи считают, что атараксия находится где-то на грани между здоровой психикой человека, которому присущи определенные черты характера, не имеющие ничего общего с отклонением, и расстройством, чаще приобретенным.
Приобретенное состояние эмоциональной пустоты рассматривается как защитная реакция организма, пережившего крайне сильную стрессовую ситуацию. Чтобы избежать дальнейшего стресса и возможных травмирующих событий, подсознание человека ставит определенный блок и ограничивает психические способности человека испытывать сильные эмоции. Этим и объясняется отсутствие страха у некоторых людей даже в экстремальных, опасных для жизни условиях. Люди, которые не знают понятия атараксия, считают подобные действия признаком мужественности и отваги, не понимая, что их близкому человеку требуется помощь квалифицированного психолога, а его поведение уже вышло за пределы нормы, проявляясь в форме патологии.
Какие факторы могут привести к развитию такого состояния как атараксия:
- постоянное состояние стресса и депрессии;
- психологические травмы, пережитые как в детском, так и в сознательном возрасте;
- специфика работы, которая требует постоянных эмоциональных выплесков, что приводит к выгоранию и развитию апатии;
- перенапряжение, связанное с постоянным сдерживанием негативных эмоций, невозможность их выплеснуть и проявить;
- органические поражения мозга;
- прием определенной группы медицинских препаратов, в частности, транквилизаторов и психотропных средств.
Эти причины могут послужить развитию атараксии как отклонения от нормы поведения. Под воздействием внешних и внутренних факторов человек перестает испытывать какие-либо эмоции, что уже рассматривается как болезнь.
Симптомы заболевания у человека, которые остались без внимания близких, могут привести к плачевным результатам. Атараксия, оставшаяся без обращения к врачу и своевременной коррекции, может спровоцировать развитие афазии – речевого расстройства, вызванного нарушениями работы нейронов в левом полушарии головного мозга. Еще одним последствием такого состояния как атараксия может стать состояние глубокой депрессии.
Достигаем заветной цели
Для многих мудрецов прошлого, а также для многих людей нашего времени одной из самых интересных тем в психологии и в философии была именно атараксия. Как достичь такого состояния, как пребывать в нем постоянно и при этом не травмировать себя? Попробуем разобраться в этом. Мы уже определились с тем, что подобное состояние может быть следствием стресса. В таком случае атараксия будет считаться болезнью, отклонением.
Совсем другое дело, если вы самостоятельно как бы опускаете себя в омут безмятежности, беспристрастия и спокойствия. Практиковаться придется годами, возможно, основываясь на каких-то ошибках, жизненном опыте. При верном настрое и стремлении вы постепенно будете становиться более рассудительным, холодными к мелочам. Внимание будет сосредотачиваться только на самом важном, и вскоре мировоззрение в корне переменится.
Понятие Атараксия в других категориях
Состояние внутреннего равновесия исследуется не только философами. Также и цель достижения эмоциональной стабильности, высокого самообладания интересует и отдельных людей, и такие науки как медицина и психология.
В психологии
Фото: thesun.ie
При этом именно понятие «апатия» широко известно благодаря тому определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Это часто проявляется в уходе от реальности посредством проведения многих часов в виртуальной реальности, прослушивании угнетающей или агрессивной музыки, увлечении фантастикой и выдуманными мирами, отделении себя от общества путем нарушения законов и негласных правил общества (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленности на одной идее. В таком случае говорят о некотором неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно не только для него самого, но и для других людей.
В медицине
Не каждый интересуется философской практикой. Но определенная стрессоустойчивость формируется у каждого человека, и он справляется с жизненными трудностями, контролирует свои эмоции и способен пребывать в расслабленном состоянии. Но в случае возникновения тяжелых стрессов, перенапряжения нервной системы угрожает здоровью человека. Нервное напряжение и переизбыток стресс-факторов способно вызвать многочисленные заболевания внутренних органов или обострить хронические.
Достижение атараксии с точки зрения медицины не слишком отличается от философского определения, но достигается консервативным способом. Для снижения тревоги, беспокойства и напряжения используются специальные препараты.
Практики античных мудрецов
Для того чтобы самостоятельно достигнуть состояния атараксии, в первую очередь можно использовать так называемые заповеди Эпикура, так как они ориентированы на получение асоциального удовольствия, что для человека ближе всего. Итак, суть заключается в следующем: для достижения счастья человеку нужно избегать телесных страданий. При этом его душа должна пребывать в полной невесомости. В ней не должно быть ни любви, ни ненависти, ни каких-либо иных чувств. В конце-концов человеку понадобится дружба с единомышленниками, которые смогут разделить его точку зрения и философию. Также весьма полезной практикой будет отказ от восприятия взаимоисключающих понятий, таких как горе-радость, красота-уродство, жизнь-смерть и т.д. Но стоит осознать, что такого понятия, как истина не существует. У каждого она своя, и каждый имеет личную точку зрения и суждение.