Интересы и склонности в выборе профессии
Подлинный интерес сопровождается действиями, направленными на объект интереса:
- изучение объекта интересов
- чтение, просмотр видео
- эксперименты с ним
- практические действия с ним: разработка и починка, шитье, готовка и прочее.
Вот этот самый деятельный интерес к какому-либо делу и есть склонность к этому делу. А голые декларации мы не рассматриваем.
Вы спросите: ну, а может, мальчику некогда читать да экспериментировать,он уроки учит?
Я отвечу. У человека всегда найдется сколько-то времени и сил на интересное ему дело.
Правильно ли это13
Наблюдающий у себя некоторые признаки определенных сексуальных предпочтений не должен стесняться или, тем более испытывать страх. В конце концов, элементы, скажем вуайеризма сопровождают нас даже на телевизионных экранах (явных сексуальный оттенок в рекламных слоганах женского белья).
Видео порнографического характера это тоже самый что ни на есть явный вауйеризм. Но вот если уже становится заметно, что те или иные сексуальные предпочтения становятся преобладающими или без них полноценное сексуальное удовлетворение просто невозможно – вывод однозначен, нужно посещение сексолога, а в некоторых случаях и психотерапевта.
Профессиональные склонности при выборе профессии
Одна девочка говорит, что хочет быть психиатром. Как видите, она интересуется не школьным предметом, а прямо-таки профессией! Но читала ли эта девочка о психиатрии хотя бы что-нибудь? Странно, но нет, не читала. Зато она много читала про другое — про организм человека, про системы органов, про правильное питание и работу мышц — про это она уже очень много знает!
Но почему же девочка не читает про психиатрию и видео не смотрит? Выясняю. Оказывается, ей не интересно узнавать про психиатрию. Получается, что сама девочка к психиатрии не склоняется. Оказалось, что психиатрия — это была мамина идея и нереализованная мечта. Вот так так!. Однако на мамином интересе долго не продержишься. Нужен свой. И настоящий девочкин интерес дал плоды — она теперь много знает о том, чем реально она сама интересовалась. Она не просто так читает, изучает анатомию и физиологию движения и питания — а с прицелом на будущую профессию. Так что мы тут можем смело сказать, что это ее профессиональная склонность к соматической медицине.
Что важно знать о склонностях, задатках и способностях?
Склонность проявляется в стремлении ребёнка к определённому роду деятельности — рисованию, занятию музыкой, сочинительству. Но помните, что наряду с истинной склонностью может быть и ложная (мнимая). Увлечение может быть при этом деятельным, да вот только результаты достигаются посредственные.
Ложная склонность чаще всего бывает следствием родительского или учительского, или тренерского внушения, или самовнушения. Если Вы заметили, что склонность мнимая, не оказывайте сильного давления для улучшения результатов, выходите мягко из ситуации, приучайте себя и ребёнка к мысли, что интересных занятий бесчисленное множество, и он ещё найдёт свою истинную склонность.
Иногда родителям очень хочется дать детям музыкальное образование, и это прекрасно. Однако, совет Вам — выясните на начальном этапе, истинная ли склонность проявляется у ребёнка к музыке, есть ли у него задатки к серьёзному музыкальному образованию. Ведь ни для кого не секрет, что занятия музыкой забирают много времени, поэтому заниматься ещё каким-нибудь привлекательным родом деятельности не получается физически.
Если склонность окажется ложной, и результаты будут стабильно посредственные, никогда не раздражайтесь и не обвиняйте ребёнка в лени! Вы только отравите жизнь себе и оставите глубокую рану в душе ребёнка, ведь он очень страдает, что не оправдал Ваши ожидания. Ищите достойный выход: лёгкой иронией по поводу стабильных неуспехов, юмором бабы Яги по отношению к себе. То, что ребёнок умеет играть на инструменте и музыкально образован, несомненно, может ему пригодиться в жизни, и не раз, скрашивая земное существование.
Если Вы видите, что большой труд не приносит ожидаемого результата, но Вас обнадёживает преподаватель, посоветуйтесь с независимым специалистом, перейдите на щадящий режим занятий, поддерживайте склонность к другому роду деятельности, если заметили её у ребёнка.
Знайте! Экспериментально уже доказано, что дети со слабыми музыкальными задатками могут успешно обучаться музыке — для этого существуют многочисленные методики. Даже у тех детей, у которых отсутствовал музыкальный слух, после интенсивных занятий по соответствующей методике формировалось устойчивое звуковысотное различение.
Однако различия в качестве способностей между детьми, имеющими музыкальные способности от природы и детьми, обучившимися по специальным методикам, очень существенны. Детям с абсолютным музыкальным слухом нужно всего лишь несколько упражнений, чтобы они успешно выполняли задание. Ребёнку же со слабым музыкальным слухом нужно создавать дополнительно пропевания высоты звука.
При истинной склонности наблюдается не только тяготение к конкретной деятельности, но и быстрое достижение значительных результатов, продвижение к мастерству. Истинная склонность формирует эмоционально-волевое отношение к выбранному виду деятельности, и это отношение может способствовать преодолению трудностей на пути достижения успеха. В таких случаях можно говорить о проявлении особой одарённости.
Склонности — это наиболее ранний признак способности. Склонность сигнализирует Вам о наличии определённых предпосылок к развитию способностей. И знайте, что нередко стремление к какой-нибудь конкретной деятельности проявляется у детей довольно рано. Относитесь внимательно и бережно к проявлению ранней одарённости.
Дети по своим способностям не равны и не могут быть равными, и это хорошо известно родителям. Способности же различают общие (умственные) и специальные. Свойства детской личности, обеспечивающие относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и определяют общие способности ребёнка. Специальные способности определяют свойства, обеспечивающие достижение высоких результатов в познании и творчестве в специальной области, например, в музыке, театральном искусстве, литературе.
А как определять способности? Под способностью понимается совокупность свойств человеческой личности, отвечающих требованиям конкретной деятельности, причём каждая способность имеет свою собственную структуру с опорными и ведущими свойствами. И, конечно же, анализ способностей всегда производится в сравнении с другими.
Например, в структуре способности к рисованию опорными свойствами являются образная память, высокая природная чувствительность зрительного анализатора: чувство формы, пропорции, линии, светотени, ведущими — свойства художественного творческого изображения.
Практика показала, что специальные способности органически связаны с общими (умственными) способностями, поэтому старайтесь не прекращать занятия по их развитию. Чем выше развиты общие способности, тем быстрее и интенсивнее могут усиливаться специальные способности. В свою очередь развитие специальных способностей может оказывать положительное действие на интеллект ребёнка.
Говоря о способностях ребёнка, мы всегда обращаем внимание на его задатки, то есть на то, что ему предоставлено в дар природой. Под задатками понимается первичная природная основа способности. Врождённые особенности мозга проявляются в типологических особенностях человека, изменяющихся в процессе жизнедеятельности. Эти типологические особенности проявляются у ребёнка очень рано. Они-то и являются первичными природными свойствами Вашего ребёнка — его задатками.
Типологические особенности имеют многогранное значение — они составляют природную основу и характера и способностей. Подвижность, сила, уравновешенность имеют значение для формирования как общих, так и специальных способностей. Сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью способствует образованию многих свойств личности.
Слабая нервная система, обладающая высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей, и это надо помнить родителям — относиться с чуткостью к таким детям. Художественный тип характеризуется образностью мышления, эмоциональностью, целостностью и живостью восприятия. К этому типу, как правило, относятся музыканты, писатели, актёры, живописцы.
Мыслительный тип характеризуется силой отвлечённого мышления. Мыслитель переносит факт из действительности в отвлечённый мир рассудка. Страстное увлечение наукой может привести к односторонности (однобокости) в развитии. Люди, у которых уравновешены обе системы, а таких большинство, относятся к среднему типу. К этому типу относится и большинство людей исключительно одарённых.
Наблюдайте за поведением своих детей. Если у них развита фантазия, преобладает воображение над абстрактным мышлением, то у них система первого типа, художественного. Ищите склонность и развивайте её в ребёнке, и, возможно, она поможет привести к успеху в жизни.
Не забывайте, что способности представляют сочетание природного и приобретённого, измеряются они по уровню умелости. Берегите себя и своих деток, изучайте их типологические особенности, никогда не унывайте и живите счастливо
Теги: наблюдательность, способности, психология, художественные способности, склонности
Настоящие интересы ведут к знаниям.
Итак, когда человек чем-то деятельно интересуется, то у него сами собой возникают знания об интересующем его предмете. Поэтому на профориентации мы забрасываем сети в знания ребенка. И порою улов бывает очень богатым! Подросток показывает глубокую осведомленность — по истории, по электрике, по палеонтологии…!
Один взрослый дядя сказал мне так: мне было интересно изучать английский. Лет пять назад появился интерес.
И что? — я спрашиваю.
Отвечает: А вот две недели назад интерес кончился.
— И вы…. так и не начали учить язык…? — Нет.
Ну, что вы скажете про такой интерес, уважаемые читатели?
Это не интерес. Это некий осторожный вопрос к самому себе: а не выйти ли мне в люди? Но это не попытка выйти в люди. До попытки дело не дошло, потому что интеллектуальный труд для данного человека штука неизведанная.
Но, может быть, интерес гаснет из-за страха, что не получится у него или лень….
А что такое лень? Это такая дамочка, которая иногда приходит к каждому из нас. Но она — лишь личина. А под покровом — психологическая травма, усталость, отсутствие мотивации, отсутствие привычки к труду, не тренированность.
Диагностика
Получить информацию можно с помощью тестов. Они могут быть общими или узкоспециализированными.
Сначала индивид должен пройти общие тесты, чтобы исследователь понял какие свойства у него преобладают. Требования к тестированию:
- стандартизация — процедура должна быть единообразной, чтобы результаты получились достоверными;
- надежность — вопросы должны быть проверены на практике;
- непредвзятое отношение к испытуемому со стороны исследователя.
Полученные результаты озвучиваются, на их базе составляются другие тесты.
При определении творческих наклонностей нужно учитывать характеристики креативности:
- смысловую гибкость;
- образное мышление;
- оригинальность ассоциаций.
Склонности и способности при выборе профессии
У меня спрашивают: а если есть интерес, но нет возможностей реализовать этот интерес — вы это как-то можете проверить? Например, хочется петь, но голоса нет.
Отвечаю так: на профориентации я обязательно послушаю, как человек поёт. Всем нам известны случаи, когда артист — любимец публики, а голос у него не сильный ( Марк Элмонд, Марк Бернес, Майя Кристалинская, Земфира,..). А вдруг у вас невероятной силы артистизм, обаяние. И тогда можно без особенного голоса завладеть сердцами людей.
А если нет артистизма — значит идем дальше: талант ваш в другом.
Нормальная профориентация основывается не только на интересе, но и на возможностях человека — физических, умственных, человеческих. А Живая профориентация имеет возможность проверить способности.
Я не верю ни в определение способностей по звездам, ни по рисунку на пальцах, ни по номеру его мобильного телефона, ни по анализу ДНК. Последнее, впрочем. возможно, но очень ограниченно возможно. Вот, например, если мы узнаем из ДНК, что у данного человека очень быстрое мышление, то это всё равно ни на какую профессию не указывает: ведь много где нужен быстрый ум.
Проблематика
Изучением проблематики развития способностей занимались многие психологи. Они пытались ответить на вопрос, почему одни люди развиваются быстро, достигают больших высот, а другие не могут найти себя в течение жизни. На фоне проводимых исследований было составлено несколько методик, позволяющих найти хобби, развить таланты.
Нельзя путать способности с задатками или талантами. Задатки — «спящий» потенциал, который может быть не раскрыт до конца жизни. Таланты будут прорываться наружу, независимо от того чем человек занимается. Способности помогают индивидууму развиваться в интересующей его сфере.
Определение интересов и склонностей при выборе профессии
Как же родителям понять — какие есть возможности у ребенка ? И какие у него есть интересы? Какие вещи в окружающем вас мире могут ребенка очаровать?
Очень просто. Сыну и дочери дать попробовать многое.
Ну, вот ребенок пробует дело и увлекается им. Мы видим, что у ребенка обозначились склонности к какому-то делу. Он требует у нас купить ему инструменты для стрижки, голову с париком для причесок.
И что же? Значит, все? Он уже парикмахер?
Вот тут бойтесь, уважаемые родители, нагрузить ребенка сверх меры. Он сказал «ля», а вы побежали и купили ему сразу рояль. Так не делайте. Дайте созреть его интересу. Серьезно отнеситесь к интересу и дайте ему возможность попробовать на чужом инструменте. Хочет барабанную установку — не покупайте сразу. Пусть занимается пока на чужой. Всё же установка дорогая и вы, купив, внутренне начинаете ожидать повышенных результатов. А их, может, не будет никогда. Но пробовать ребенку надо. Пусть пробует и заодно проявится сила его желания, его склонностей.
Мир Психологии
СКЛОННОСТЬ
Склонность (англ. disposition) — в психологическом смысле склонность — любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к к.-л. занятию. Психологическую основу С. составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Развитая С. характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности и творческим отношением к ее изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности. Такую склонность, которой присущи все эти характеристики, называют призванием. Склонность развиваются, как правило, в единстве с соответствующими способностями и выступают как фактор, компонент одаренности. Син. наклонность. (А.Б. Орлов)
Добавление: В др. смысле (англ. susceptibility) склонность — предрасположенность к чему-нибудь, наличие условий для возникновения чего-нибудь, подверженность чему-либо. Примеры: склонность к полноте, к заболеванию (туберкулезом, шизофренией), к иллюзиям, к панике, к сверхценным идеям (у психопатов). (Б.М.)
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основа — глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей, хотя бывают случаи несовпадения склонности и способностей.
Психологический словарь. И. Кондаков
Склонность
- Категория. — субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.
- Специфика — форма отрефлексированной мотивации. Реализуется в различных жизненных выборах.
- Синоним — интерес.
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Склонность
- в психиатрии — любая психологическая или физиологическая зависимость от лекарственного препарата, пристрастие к нему. Первоначально термин обозначал только физиологическую зависимость, то есть такие биохимические изменения в организме, которые, как предполагалось, побуждают пациентов продолжать прием лекарственного средства. Поскольку грань, разделяющая обе формы зависимости, является все еще недостаточно определенной или даже эфемерной, в последующем произошло расширение семантики термина, а затем было решено заменить его термином «зависимость» с соответствующими уточнениями;
- очень общее значение – способность или сильная и постоянная тенденция, влечение к определенным действиям. Приблизительные синонимы: влечение, стремление, Предрасположенность, Предиспозиция;
- симпатия, граничащая с чувством любви.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Склонность — любая психологическая или физиологическая зависимость организма от препарата. Первоначально термин использовался только для обозначения физиологической зависимости, когда препарат вызывает такие изменения в биохимии организма, что ему необходимо продолжать прием этого препарата, часто увеличивая дозы (см. толерантность), как это происходит с опиатами и с алкоголем. Однако грань между чисто физиологической склонностью и психологической зависимостью весьма не четкая; и за последние годы семантическая область термина расширилась. Даже в специальной литературе встречаются такие высказывания, как «у пациента была склонность шоколадному торту».
Путаница, возникшая при таком свободном употреблении этого термина, а также трудности в его определении, возникшие при попытках различных официальных учреждений ограничить употребление законных лекарств, привели к тому, что Всемирной организацией здравоохранения было рекомендовано использовать термин «зависимость» с соответствующими определениями в тех случаях, когда речь идет о лекарствах, лекарственная зависимость.
предметная область термина
назад в раздел
:
словарь терминов
/
глоссарий / таблица
Литературные способности
Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:
- любовь к книгам;
- умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
- большой словарный запас;
- интерес к сочинению собственных историй, стихов;
- богатая фантазия.
Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.
Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и социализация детей к жизни в обществе.
Про все виды склонностей
И так начнем повествование об отличительных чертах каждой из них в отдельности.
Жизни. При блокировке удара соперника вашему персонажу прибавляется 20% здоровья от возможного удара. Например, соперник наносит удар в левую руку. Вы ее блокировали. Удар наносился с уроном 100. Ваш персонаж получает, в результате чего +20 здоровья.
Очень подходит блокерам, удачникам, уворотам на реакции.
Смерти. При нанесении урона сопернику во время сражения вашему персонажу прибавляется 20% от нанесенного урона. Например, ваш персонаж наносит сопернику удар с уроном 100. В результате чего вы получаете +20 здоровья.
Очень подходит удачникам, критовикам.
Порядка. Наносимый урон вашему персонажу уменьшается на 20%. Например соперник наносит удар с уроном 100. Обладая этой склонностью, ваш персонаж получит только 80 урона.
Очень подходит танкам.
Хаоса. Наносимый урон сопернику увеличивается на 20%. Например ваш персонаж наносит удар с уроном 100. Сила удара вашего персонажа составит 120 урона.
Очень подходит критовикам, удачникам.
Интеллектуальные способности
Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:
- любознательность;
- отличная память;
- интерес к учебе;
- наблюдательность;
- способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
- попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
- любовь к чтению энциклопедий;
- увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.
Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.
Для развития умственной активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.