Как мотивировать младшего школьника к учебе: психологи советуют!


Выбираем мотивацию — внутреннюю и внешнюю

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова — «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.
Внешняя мотивация бывает разной — от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так — и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Основные ошибки родителей

Многие взрослые, стремясь промотивировать ребенка к учебе, игнорируют самый важный момент – любовь к познанию. Только привив любовь к изучению чего-то нового можно говорить о положительной внутренней мотивации к учебе. Она возникает при наличии следующих мотивов:

  • удовольствие от процесса учебы,
  • желание достичь успеха,
  • доброжелательная атмосфера в классе и школе в общем,
  • понимание важности образования для дальнейшей жизни.

Но чаще родителям проще прибегнуть к внешней или отрицательной мотивации. Она формируется когда:

  • учеба превращается в долг, необходимость терпеть неудобства,
  • на первое место для ребенка становится вознаграждение за хорошие отметки,
  • значение оценок сильно преувеличено и из «пятерок» сделан культ,
  • наказания за неуспеваемость в школе.

Чем плохо формирование внешней и (или) отрицательной мотивации к учебе? В конечном счете, манипуляции родителей научат ребенка использовать те же методы в общении с людьми. Часто причиной повышенной тревожности школьника становятся именно такие попытки родителей мотивировать его к учебе. Так же велик риск развития у ребенка страха перед неудачами, который отбивает всякую инициативу.

Почему «плата» за оценки и дорогие подарки дают временный результат? Множество исследований, проводимых психологами, подтверждают, что материальное вознаграждение «убивает» интерес к любимому делу. Ребенку уже неважно и не интересно познавать новое, его цель – бонус. А система штрафов за неуспеваемость приводит к страху потерять вознаграждение, и мотивация вновь становится отрицательной.

Если родители используют метод «кнута», когда ребенка только наказывают за неуспеваемость и не хвалят за успехи, то это приводит к заниженной самооценки и страху не удач.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Как мотивировать подростка на учебу

Методы угроз, шантажа или поощрений за хорошие оценки, о которых мы уже говорили ранее, абсолютно бесполезны и не работают с подростками. К ним нужен другой подход. Прежде всего, вспомните, какие методы воздействия на сына или дочь для выполнения ими домашних заданий вы использовали ранее? Если, в основном, это было принуждение и угрозы, тогда вы воспринимаетесь как агрессор, и сейчас вам снова нужно установить с ребятами доверительные отношения. Пожалуй, это главный ответ на вопрос – как вдохновить на учебу подростка. Только в этом случае можно не сомневаться – ваше повзрослевшее чадо не станет скрывать свои проблемы с обучением. Вместе вы сможете найти выход.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

Причины низкой мотивации

Родители, которые ищут ответа на вопрос «как повысить мотивацию к учебе у подростков» должны задать себе вопрос: в чем же причина снижения этой самой мотивации в их конкретном случае. Возможно, все дело в следующем:

  • вы чрезмерно вовлечены в процесс обучения, практически учитесь вместо своего ребенка. Психологи слышат от родителей (в основном – от мам), что сын или дочь совершенно неспособны сами делать домашнее задание, что всегда что-то забывают положить в портфель и т.д. В этом случае ученик делает уроки только под контролем мамы, она же собирает его портфель. Это приводит к потере ответственности у ребенка;
  • вы слишком загружаете учащегося, не принимая во внимание его объективные способности – выбираете школу с усиленным изучением каких-либо предметов, отправляете на дополнительные занятия, нанимаете лучших репетиторов. Тем самым вы стремитесь, в первую очередь, удовлетворить свои родительские амбиции;
  • вы редко хвалите чадо за его успехи в обучении, вследствие чего его мотивация для учебы в школе также снижается. Он теряет уверенность в себе, своих силах, не чувствует вашей поддержки, которая для него очень важна.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Что стоит делать взрослым

В основном дети приходят в первый класс позитивно настроенными на учебу. Желание получать знания еще не до конца осознанно, но оно присутствует. Родителям не стоит полагаться на то, что мотивация будет полностью сформирована учителем. Они также должны участвовать в этом процессе. Даже если преподаватель не будет соответствовать позитивным ожиданиям, нужно обратить внимание на обстановку в семье.

Семейная обстановка

Необходимо подавать ребенку позитивный пример, в качестве образца представляя самого себя. Ведь вовремя предложенная книга или найденное хобби могут изменить жизнь ребенка к лучшему. Семья должна в любом возрасте всячески поддерживать стремление детей узнать что-то новое. Если ребенок задает много сложных вопросов, то следует все-таки поискать ответы на них.

Некоторые советы для родителей:

  1. Найдите у ребенка интересы. Не всегда они могут быть связаны с образованием. Постарайтесь развить их и укрепить.
  2. Если конкретных интересов не нашлось, попробуйте нечто незнакомое.
  3. Занимайтесь чем-то вместе с вашим ребенком.

Выполнение домашнего задания

Большинство родителей стремятся помогать своим детям с выполнением домашней работы. Это действительно важно для ребенка.

Советы для мотивации во время выполнения домашнего задания:

  1. Занятия должны строиться на основе взаимного сотрудничества с ребенком.
  2. Объясняйте непонятные темы столько раз, сколько это потребуется.
  3. Не задевайте, не высмеивайте, не выражайте негативных эмоций.
  4. Не сравнивайте с другими детьми.
  5. Учите составлять план пути к результату.

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и книги для подростков.
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию — вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Бумажная книгаЭлектронная книга

Нужно ли заставлять ребенка учиться: советы психолога

Прежде чем узнать, как мотивировать подростка на учебу, следует выяснить: а нужно ли вообще это делать? Конечно, каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочь получили самое лучшее образование. Им кажется, что от того, насколько успешными они будут в учебе, зависит успешность всей их дальнейшей жизни.

Доля правды в этом, безусловно, есть. Однако на то, насколько обеспеченным и счастливым станет будущее человека в дальнейшей жизни, влияют не только оценки, полученные по школьным предметам. Огромное влияние имеют также те навыки, умения, чувства, которые останутся у человека после окончания школы. Если ученик будет в процессе обучения постоянно испытывать тревогу, страх, все время подвергаться критике, он может навсегда утратить интерес к получению новых знаний.

Заставить ученика, конечно, можно. Самые часто применяемые родителями способы – это запугать каким-либо наказанием в случае, если он получит плохую отметку или будет отказываться делать домашнее задание. Второй распространенный способ – пообещать подарить за старания и хорошие оценки что-либо ценное для него. Однако эффект от таких способов будет лишь кратковременным, поскольку в этом случае происходит борьба со следствием, но не с причиной.

Поэтому специалисты рекомендуют: не пожалейте времени, чтобы разобраться, почему же вдруг пропал интерес получать новые знания. Только тогда, вы сможете понять, как воодушевить подростка на то, чтобы он уделял учебе достаточно времени и делал это с удовольствием!

Как начать хорошо учиться в школе

Придерживайтесь простых правил:

  • Хорошая учеба возможна при отсутствии лени
    . Не начнете бороться с ленью – не будет хорошей учебы.
  • Четко планируйте свой день
    . Запишитесь в какой-нибудь кружок – перемена деятельности отлично скажется на умственной деятельности. Составьте график, позволяющий после уроков заняться новым хобби.
  • При любых обстоятельствах выполняйте задания на дом
    . Вам кажется, что вы прекрасно помните, что говорил учитель на уроке? Перечитайте тему вновь. Помните про устные задания, не игнорируйте их – особенно это применимо к точным наукам. Учите правила наизусть.
  • Начинайте уроки с самых сложных заданий
    . С трудностями легче справляться на «свежую голову». Когда вы уже начнете ощущать усталость, вам останется выполнить самые простые дела.
  • На завтра нет уроков?
    Уделите полчаса пройденному материалу. Впоследствии изучение нового материла дастся легче.
  • При должном уровне физической нагрузки успеваемость в школе повыситься
    . Выполняйте в перерывах между уроками простую зарядку. Удивительно, но это помогает лучше запоминать материал.

В школе

Хвалим и поощряем

Здесь стоит понять различие между обещаниями ценных подарков за отличные оценки и маленькими поощрениями за стремление к учебе. Ведь дорогие и частые подарки обесценят мотивацию. Стоит ли давать карманные деньги, и в каком размере, узнайте здесь.

Малыш будет стремиться заработать отметку, не думая о том, каким способом это будет сделано. Такая позиция не приведет к мотивации учиться, а приучит к тому, что за все всегда должна быть награда. Маленькие поощрения за полученные знания будут стимулировать и дальше учиться.

Какие традиционные ценности вредят в воспитании здоровой личности.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе садика

Делаем приятные покупки и обустраиваем рабочее место

Для успешной учебы необходимы определенные подручные средства. Современным студентам не обойтись без ноутбука и планшета, не говоря уже о простых тетрадях. Подготовьте себя к учебному году, запаситесь всем необходимым, порадуйте себя приятными покупками. Это поможет отправляться на учебу в хорошем настроении, даже если Вам в действительности лень тащиться в университет.

Окружающая обстановка напрямую влияет на состояние наших мыслей. Альберт Эйнштейн когда-то сказал, что порядок необходим глупцам, а гений властвует над хаосом. Тем не менее, не стоит использовать эту цитату для оправдания беспорядка на своем рабочем месте. Приведите в порядок вещи, и мысли также станут более организованными.

Какой цвет заставляет учиться?
Какой цвет заставляет учиться?

Кстати, по исследованию психологов, цветовое оформление места, где Вы учитесь или работаете, также влияет на работоспособность. Давайте выясним, как цвета влияют на наше состояние, и какой цвет мотивирует учиться лучше всего.

  • Красный цвет — активизирует и тонизирует организм, повышает давление, способствуя выбросу адреналина. Красный цвет хорош в качестве допинга, но злоупотреблять им не стоит — в помещении, где слишком много красного, люди быстро становятся раздражительными. Влияние оранжевого цвета подобно красному, но в меньшей степени. Мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность;
  • Желтый цвет тонизирует и стимулирует нервную систему, при этом, не угнетая, как красный. Это благоприятный цвет для умственных нагрузок;
  • Зеленый действует прямо противоположно красному, успокаивая и снимая напряжение. Это лучший цвет для отдыха;
  • Голубой цвет также имеет успокаивающее действие и помогает справится с монотонной работой, настраивая на терпение. Однако, если Вам необходимо поломать голову над сложной задачей, голубой цвет — не лучший помощник;
  • Синий цвет, как ни странно, действует угнетающе, снижая работоспособность и рассеивая внимание.

Покупки к учебному году
Покупки к учебному году

Расписание, ритуалы и графики

Мозг работает таким образом, что для каждого непривычного действия человеку приходится совершать серьёзное волевое усилие, принимать решение. Решения изматывают. Не зря известные предприниматели вроде Стива Джобса и Марка Цукерберга решили носить одинаковую одежду, чтобы экономить силы на принятии даже таких решений.

Чтобы экономить эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, нужно превращать нужные действия в привычки, доводя их до автоматизма. Стоит определить чёткое время для занятий, внести его в календарь и чётко следовать установленному графику.

Как заставить себя выучить что-то новое для саморазвития

Несколько действенных советов для тех, кто не знает, как заставить себя учиться:

  1. Не принуждайте себя, дайте время на нужный настрой
    . Задайтесь вопросом: «Что мне дадут новые знания, зачем мне их приобретать, как я смогу использовать их впоследствии?». Подключите рациональное мышление, определите реальную выгоду от новых знаний.
  2. Подумайте о материальной выгоде от саморазвития

    . Возможно, обретенные навыки помогут вам лучше устроиться в жизни. Ради этого определенно стоит поработать.

  3. Чтобы заставить себя учиться, следует проявить интерес к объекту изучения

    . Возможно, подача информации не слишком интересна, поэтому новые познания даются трудно. Знания могут быть очень увлекательны при правильной подаче. Найдите интересное видео или книгу по интересуемой теме. Пробудив живой интерес к информации, вы избавитесь от возникшей проблемы.

  4. Распределяйте время правильно

    . Ваши мысли не должны быть заняты лишь саморазвитием. Будьте реалистами – все нуждаются в паузах. Определите, какое время вы готовы потратить на саморазвитие, работу, отдых. Результат будет ощутимее при правильном распределении времени.

  5. Высыпайтесь

    . Сложно не только приступить к саморазвитию, но и браться за любое другое дело при недостатке сна. Хроническое недосыпание грозит множеством негативных последствий, проблемами со здоровьем, плохим настроением – не лучший набор для саморазвития.

Саморазвитие

Покупки

Чтобы настроиться на предстоящую учебу и придать себе оптимизма, нужно повторить опыт школьной подготовки — посетить магазины канцтоваров или школьные ярмарки. Нужно составить список необходимых покупок к учебе, чтобы порадовать себя новыми канцелярскими принадлежностями, одеждой, рюкзаком, обувью. Стоит приобрести также ежедневник для планирования своего дня.

Возможно, понадобится привести в порядок старый или приобрести новый ноутбук, запастись картриджами для принтера и бумагой. Следует позаботиться о наличии хорошего интернета, подключив экономичный и быстрый тариф. Процесс совершения покупок незаметно поможет настроиться на учебу.

учебные принадлежности студента

Думаем о будущем

Жить сегодняшним днем – очень хорошая практика, но забывать о будущем было бы совсем безответственно. Прекрасным стимулом для того, чтобы начать учится, является неотвратимое приближение сессии. Каждый понимает: чем дольше в голове будут длиться каникулы, тем хуже будет потом. Так чего же мы ждем? Время, чтобы начать учится, учится, и еще раз учится, как сказал один известный персонаж, уже наступило.

Думайте о будущем! Сессия близко!
Думайте о будущем! Сессия близко!

Надо ли заставлять себя учится — вопрос, на который каждый даст себе ответ самостоятельно. Мы лишь привели некоторые способы, которые помогут найти нужную мотивацию. Желаем всем успешного учебного года и ни пуха на сессии! Помните — никто не заставит Вас учится эффективнее, чем Вы сами. Какие бы сюрпризы не готовили Вам преподаватели, авторы компании Zaochnik всегда помогут успешно справиться с испытаниями!

Как простимулировать ребенка к изучению английского

Чтобы развить интерес к изучению иностранного, можно воспользоваться следующими наставлениями психологов:

  • у него наверняка есть любимые фильмы, мультфильмы, которые он с удовольствием смотрит. Можно найти их на английском языке, и предложить ему посмотреть их в оригинале. Такой же прием возможно применить и по отношению к книгам;
  • стараться не высказываться при школьнике в таком ключе, что «я всю жизнь прожил, не зная английского – и ничего…». Наоборот, можно сказать, что вы не знаете иностранный язык, но сожалеете об этом, так как не можете попробовать себя в новой, современной профессии, в которой без английского делать нечего;
  • ставьте перед учащимся цели, соответствующие его возрасту. Ученику младших классов понятнее будет осознать пользу от знания иностранного языка, если вы скажете, что это поможет ему читать самые новые сказки и смотреть интересные мультики, которые еще не успели перевести на русский. Подростка заинтересует возможность поездки в языковой лагерь за рубеж, а также то, что, зная английский, он сможет понимать, о чем поют любимые исполнители, что рассказывают о себе известные личности в интервью и т.п.

Как повысить шансы на успешное завершение онлайн-курса

  • Определитесь, зачем вам курс, чего вы хотите достигнуть с его помощью, насколько эта цель важна для вас. Визуализируйте результат.
  • Спланируйте свое время. Рассчитайте, сколько времени вы готовы уделять обучению, и придерживайтесь графика.
  • Выбирайте курсы с короткими лекциями, домашними заданиями и увлеченными преподавателями.
  • Возьмите демо-доступ к курсу и почитайте отзывы, чтобы не разочароваться после первой лекции.
  • Не надейтесь, что вас мотивируют потраченные деньги — это иллюзия. Как показывает практика, сумма оплаты не влияет на шанс пройти курс до конца.

Фото на обложке: Shutterstock / fizkes

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: