Значение слова «констелляция»

Констелляция – сложное понятие, которое подразумевает под собой расположение и взаимосвязь определенных факторов. Здесь можно говорить о стечении обстоятельств, совпадении, влиянии, взаимодействии и пр. Обычно констелляция – термин, используемый в астрологии. Однако и в психологии нашлось ей применение.

Интернет-журнал psytheater.com выделяет несколько понятий термина «констелляция», о которых будет рассказано в данной статье. Привычное понятие констелляции – это взаимное расположение небесных тел, что используется в астрологии. Часто данное знание применяется в предсказании будущего человека. В зависимости от времени, даты и места рождения, рассматривается положение звезд в данный момент, чтобы понять, каким человек будет и что его ожидает. Кто в такое влияние верит, тот неплохо зарабатывает и даже живет по предсказаниям звезд.

В экологии констелляция воспринимается как взаимодействие двух и более факторов. Каждое явление, существо, предмет живет и происходит само по себе. Однако при столкновении и близком расположении они влияют друг на друга, взаимодействуют, формируют единое целое. То же можно говорить о человеке. Он может существовать отдельно от остальных. Но он все равно формирует систему, где на него влияют и где он влияет на остальных.

К примеру, взаимодействие температуры и влажности воздуха создает погоду. А появление живых существ в одной области приводит к появлению других видов живности.

Что такое констелляция?

Констелляция – это многогранное понятие. Рассмотрим его более детально. Констелляция – это стечение обстоятельств, которое может быть удачливым или неудачливым. Нередко используется в науке по достижению целей.

Как достигать целей, независимо от текущих обстоятельств? Ведь многие люди останавливаются на полпути лишь потому, что видят, как жизненные обстоятельства не поддерживают их в этом деле. Замечая трудности и возникающие проблемы, человек опускает руки, отказывается от своих целей, словно подчиняется голосу обстоятельств: «Не иди туда!». Но как, несмотря на какие-либо обстоятельства, не опустить руки и все-таки достичь желаемого?

Обстоятельства даются не для того, чтобы опускать руки и отказываться от цели, а чтобы вы поняли, что ваши поступки не уместны в достижении именно этого желания. Не всегда одно и то же средство помогает при разных болезнях. Не всегда одно и то же действие приносит пользу в различных обстоятельствах. К примеру, одного собеседника ваша улыбка будет умилять, а другого – раздражать. Это еще не значит, что ваша улыбка – хорошая или плохая. Просто одному человеку она нравится, а другому нет. И если вы хотите общаться с обоими собеседниками, то в присутствии одного улыбайтесь, а в присутствии другого не улыбайтесь. Вот и все.

Такой же принцип действует и в любых других случаях. Обстоятельства, которые мешают вам продвинуться к цели, показывают вам, что ваши действия, которые вы сейчас совершаете, неблагоприятны. Смените свои поступки, начните делать какие-то другие действия и посмотрите на результат.

Жизненные обстоятельства говорят вам о том, чтобы вы сменили свои поступки на другие. А это уже не показатель того, что вам нужно отказываться от своей цели.

Как достигать целей, независимо от текущих обстоятельств? Самое главное в этом деле – держать всегда у себя в уме то, чего вы хотите достичь. Независимо от того, что происходит, помните, какой цели вы хотите достичь. Пробуйте обернуть теперешние обстоятельства на пользу себе. Пусть они либо вас не задевают, либо вы к ним подойдете с такой стороны, что они окажут вам пользу и помогут достичь поставленной цели. Главное – помните, чего вы хотите, крутите эту мысль (картинку) у себя в голове и спрашивайте самого себя: «Что я сейчас могу сделать для достижения желаемого в тех обстоятельствах, которые сейчас имеются?». Не сворачивайте со своего пути. Видьте цель и идите прямо к ней, независимо от обстоятельств.

Констелляция – это представление человека о происходящем. В зависимости от интенсивности обстоятельств, их воздействия, восприятия человека и желаемости происходящего, формируется то или иное отношение к ситуации.

У каждого человека есть свое представление о том, какими должны быть люди и какие они есть в реальной жизни. Такие же образы есть у каждого относительно самого себя. Но вспомните, как вы себя чувствуете и ведете, когда представления не совпадают с реальностью? Какие желания у вас возникают при этом?

Обычно, если у человека есть некое представление относительно того, каким должен быть его партнер, однако оно не соответствует реальному образу, это вызывает негодование и желание изменить его. Вы хотите видеть рядом с собой того, кого себе представляете, а не того, с кем общаетесь на самом деле. И по причине того, что реальный человек может вас не удовлетворять, вы можете желать его «подогнать» под собственные представления о нем.

Но правильно ли так поступать? Разве другой человек обязан соответствовать тем представлениям, которые присущи вам, но не ему? Представьте, что вас кто-то пытается изменить в угоду своих представлений. Он вас видит другим человеком, а таким, каким вы являетесь сейчас, ему не нравитесь. И вот он готов заставить вас стать таким, каким он вас видит, «подогнать» под собственные представления о вас. Что вы чувствуете при этом? Готовы ли вы быть не собой, а таким, каким вас хотят видеть?

Ошибочно желать и поступать так, чтобы другие люди соответствовали вашим представлениям о них. Во-первых, вы уже проявляете неуважение и демонстрируете отсутствие любви по отношению к тому, кого пытаетесь изменить. Как вы можете любить другого человека, если он вам не нравится? Как вы можете уважать его, если хотите изменить в угоду своих представлений о нем, а не цените то, каким человеком он является сейчас?

Во-вторых, вы не принимаете уникальности другого человека, его индивидуальные особенности и отличия от окружающих и даже от ваших представлений. Несомненно, хочется, чтобы другой человек был удобен вам и во всем соответствовал вашим желаниям. Но если вы хотите проявлять уважение и любовь к нему, то необходимо ценить его личность, уникальные качества и особенности, которые присущи ему и не совпадают с вашими представлениями он нем.

Констелляция – это реакция, эмоциональный ответ на происходящее. Оно может быть автоматическим или сознательным. Измените свои привычные реакции. Вы уже давно не являетесь ребенком или школьником, чтобы продолжать реагировать так же, как вы это делали когда-то. Вы – уже взрослый человек или находитесь на пути к этому. Тогда зачем вам по-прежнему вести себя так, как это было много лет назад?

Все люди родом из детства. Каждый человек когда-то был ребенком. И чтобы выжить, сохранить себя и пройти через жизненные обстоятельства, каждый ребенок выбирал те или иные реакции, которые наиболее оберегали его от окружающего мира. Но прошло время, человек уже стал взрослым, а он продолжает вести себя точно так же, как будто все еще является ребенком.

Измените свои привычные реакции. Вы уже не ребенок, а взрослый человек, который вправе реагировать так, как вам удобно, как наиболее безопасно для вас сейчас, как наиболее выгодно вас подводит к тем целям, которые вы достигаете. Вам уже не нужно оправдываться перед родителями, почему едите картошку, а не гречневую кашу. Вам уже не нужно делать что-то, чтобы соседи были о вас хорошего мнения. Вам уже не нужно доказывать свою «крутость» перед друзьями. Вы уже не ребенок и не подросток, а взрослый человек, который волен делать все, что ему хочется, принимать решения в самостоятельном порядке, ни перед кем не отчитываться и быть успешным лишь потому, что достигаете поставленных перед собой целей.

Измените свои привычные реакции. Вам уже не нужно бояться того, чего вы боялись в детстве. Напугал вас паучок, но сейчас же вы можете его не бояться. Боялись вы раньше грозы, но сейчас можете вообще не обращать на нее внимания. Измените свои страхи, перестаньте бояться того, что на самом деле не может принести вам вреда. Избавьтесь от собственных комплексов, которые были навязаны вам другими людьми, но сейчас вы понимаете, что можете, к примеру, быть «красивыми и толстыми одновременно». Вы можете быть собой и достигать при этом таких же успехов, как и люди, с которыми вас постоянно сравнивали.

Поменяйтесь. Уже то, что вы не являетесь ребенком, а свободным и взрослым человеком, говорит о том, что вы вправе выбирать, какой жизнью жить, каким быть и любить себя за то, какой вы есть. Можно избавиться от зависти, которая когда-то была к Людке, носившей красивое платье. Можно наконец-то избавиться от страха, что «метро – это темное и негативное место». Можно понять, что вы достойны любви, даже будучи толстыми и добрыми. Все ваши комплексы и страхи были сформированы в детстве, когда вы были маленькими, когда вас окружали определенные люди. Но сейчас их нет рядом? Тогда зачем вы продолжаете себя вести так, будто все еще являетесь маленьким ребенком? Даже с родителями можно изменить свое поведение: перестаньте быть их сыночком или дочечкой, ведите себя как взрослый и ответственный мужчина или женщина.

То, что вы тянете за собой уже несколько лет, просто мешает вам полноценно жить. Вы по привычке чего-то боитесь, хотя на самом деле можете реагировать иначе и получать больше выгоды от новой привычки. Вы по-прежнему комплексуете, хотя другие люди не видят в вас того, из-за чего вы комплексуете. Что было раньше, осталось в прошлом. А сейчас вы живете и общаетесь с новыми людьми, которые могут в вас видеть то, чего раньше другие знакомые не замечали.

Поймите, что многие из ваших привычных реакций просто мешают вам жить в настоящем времени. Какие-то из них уже просто неуместны, а какие-то – вообще вам не нужны. А вы до сих пор тащите за собой мешок с различными комплексами, детскими реакциями, страхами и т. д. Выбросьте его – и начните уже жить по-настоящему, жизнью взрослого человека, такой, о какой вы только мечтали, но боялись себе ее позволить.

перейти наверх

Факторы среды и организмы

Свет как экологический фактор

Для экологии (Наумов, 1963; Дрё, 1976; Новиков, 1979; Шилов, 2000) важны качественные и количественные признаки света:

1. длина волны или цвет (для видимого спектра);

2. интенсивность (действующая энергия в калориях или футканделах);

3. продолжительность воздействия (длина дня).

Световые волны представляют собой ультрафиолетовое, видимое (синий, зеленый, красный свет) и инфракрасное излучение (перечислено по мере увеличения длины волны). Граничат в электромагнитном спектре со световыми волнами радиоволны (лучи Гертца, они длиннее инфракрасных) и радиоактивные волны (проникающая радиация, волны короче ультрафиолетовых). Спектральный состав света варьирует на поверхности Земли в зависимости от погоды, отражательной способности субстрата и густоты растительности. Во время облачности в большей мере снижается интенсивность ультрафиолетового и инфракрасного спектров. Под пологом растительности (для примера взят буковый лес) все три формы излучения снижаются в 5-25 раз по сравнению с поверхностью моря, но самые короткие из инфракрасных волн доходят до поверхности почвы в большей мере, чем остальные. Видимая человеческим глазом часть спектра охватывает диапазон волн 390—760 нм или 3900 — 7600 ангстрем.

При прохождении через воду отфильтровываются красная и синяя части спектра, поэтому зеленоватый свет плохо усваивается хлорофиллом, но хорошо — фикоэритринами (имеются у глубоководных красных водорослей)

В природе наблюдается двоякое воздействие света на организмы — и вредное и полезное. Поэтому эволюция была направлена на использование только полезной составляющей и защиту от вредной составляющей или ослабление ее действия.

Особенность этого фактора среды — он относительно стабилен.

Солнечный свет как фактор среды действует в следующих направлениях:

1. Обеспечивает рост растений, поставляет энергию для органического синтеза. В целом на растения, животные и микроорганизмы свет действует по-разному. За исключением относительно небольшого количества темновыносливых форм, растения способны усваивать гораздо большее количество света, чем имеющееся в природе. Так, при выращивании дубов в течение 5 месяцев при яркости света в 4 тыс. люкс они достигли высоты более 2 м. Прирост превышал норму в 6 раз. Однако при высокой интенсивности света фотоокисление ферментов ослабляет фотосинтез, особенно ослабляется синтез белка, поэтому в тропиках, например, трудно получить высокие урожаи культур, богатых белком.

Интенсивность света, падающего на автотрофный ярус, управляет всей продуктивностью экосистемы. Животные страдают от избытка света, для многих микроорганизмов и грибов свет губителен. Ультрафиолетовое (коротковолновое проникающее) излучение оказывает бактерицидное, антирахитическое, эритемообразующее (ожоговое) действие и стимулирует абсорбцию (поглощение) эргостерола (в рамках антирахитического действия).

Животные бывают эврифотными (легко переносят колебания количественных характеристик света) и стенофотными (глубоководные, пещерные, ночные и сумеречные, а также почвенные животные). Не переносят световое облучение и пустынные рептилии (за 5-10 мин. температура тела поднимается до 50R С).

2. Свет обусловливает суточный (периоды активности) и сезонный фотопериодизм (развитие меха, накопление жира, миграции, спячка, размножение);

3. Служит источником лучистой энергии, оказывает химическое, тепловое и

радиоактивное воздействие на организмы. Почтовые голуби сбиваются с ориентировки возле мощных радиостанций, т.к. они «улавливают» длинные волны земного магнетизма для ориентировки при перелетах. (Также имеет значение при перелетах накопленный в онтогенезе опыт, поэтому птицы летают разновозрастными стаями).

4. Свет влияет на протекание онтогенетических и сезонных процессов у животных. Обеспечивает цикличность созревания гонад, усиливает половую активность, особенно это важно для самцов. Часто имеет значение доля полученной энергии (количественные признаки света), поэтому с продвижением на Север у животных одного вида или даже популяции для обеспечения аналогичных процессов требуется большая продолжительность освещения (например, для членистоногих при выходе из диапаузы).

Облучение яиц морских ежей и насекомых ускоряет развитие, переоблучение — губит кладку. Пигментация яиц водных животных способствует их прогреванию. У сельдей и трески черным пигментом покрыта нервная трубка (для прогревания). У рыб жизненно важные органы брюшной полости закрыты серебристой выстилкой — одновременно происходит тепловое прогревание и защита от избытка проникающей ультрафиолетовой радиации.

Животные способны значительно повлиять на продуктивность фотосинтеза. Например, лоси съедают всего 1-2 % биомассы зеленой растительности, но, из-за повреждений фотосинтезирующих органов, продуктивность дубняков (Центрально-Черноземный заповедник) падает при этом почти на 50 %.

Певчие птицы способные реагировать на очень малые количества света — некоторые начинают петь в полтретьего ночи, для них «пробуждающая яркость света» (в терминологии Промптова) мала.

Насекомоядные птицы охотятся в глубине леса или на опушках, в зависимости от освещения. Мухоловки, пеночки, дятлы, синицы и оползни днем добывают пищу в глубине насаждений, а утром и вечером — на открытых местах.

Факторы среды и организмы

1. Правило оптимума фактора внешней среды.

2. Значение дозировки фактора для организма.

Большое значение имеет количественное выражение фактора (его дозировка) для организма («правило оптимума»): «Какой бы фактор мы не взяли (в зависимости от степени его выраженности), мы можем найти такую его дозировку, которая укладывается в потребности организма. Вне зависимости от характера приспособлений организма, будь это толерантность или гомеостаз, видовые или индивидуальные приспособления, степень напряженности приспособительных реакций зависит от дозировки фактора», или, иными словами, «определенные значения экологического фактора наиболее благоприятны» (Нинбург, 2005).

Факторы среды делятся экологами в зависимости от природы на абиотические и биотические. Абиотические факторы воздействуют односторонне, направленно. При этом фактор воздействует, а организм приспосабливается. Воздействие бывает двух типов: 1) непосредственное (прямо на обмен веществ); 2) знаковое (информационное, сигнальное) — пример — динамика фотопериода. При абиотическом воздействии обратного воздействия организма на фактор нет. (Вернее, оно есть, но осуществляется на «надорганизменном» уровне — уровне популяции, биоценоза. Группа меняет соленость, рН, химизм воды, температуру…)

Биотические факторы трудно назвать факторами в прямом их понимании. Это — взаимоотношения (пища-потребитель, разные особи в пределах группы). Это система отношений, выходящая на организменный уровень. Значит, эти две группы факторов не однотипны. Говоря о влиянии отдельных факторов на организм, мы говорим только об абиотических факторах.

Итак, можно построить график, отражающий влияние изменения количественного выражения фактора среды на жизнедеятельность организма.

Зоны графика:

1) зона оптимума — в ней все адаптиции организма на фактор отключены.

2) зоны «+2 сигма» и «-2 сигма» — зона «нормы реакции» — в этой зоне включаются адаптационные механизмы к этому фактору.

3) зоны пессимума — в этой зоне организм ещё выживает, но делает это за счет крайнего напряжения, за счет, например, подавления других функций: линьки, размножения, запасания гликогена в печени.

На что нужно обратить особое внимание?

Если мы дадим этому процессу точную энергетическую оценку, то мы увидим зеркальное отражение первой кривой. Пунктирный график — величина энергетических затарат, используемых на адаптацию. Это условная схема; предполагается, что все остальные факторы действуют в оптимуме.

Построив кривые для разных видов живых организмов, мы можем видеть, в каких условиях исторически вид адаптировался к тому или иному фактору.

Допустим, речь идет о температуре. Естественно, и у песца, и у лисицы, и у фенека зоны оптимума будут лежать в разных местах оси ОХ.

Зоны оптимума для этих видов (лиса, песец, фенек) отразят историю приспособления вида к данному фактору. Более того, колебания температуры в разных географических зона разные, отсюда и ширина «зоны нормы» у разных видов лисиц будет разной. Даже при одинаковом с другим видом по абсолютной величине оптимуме мы можем увидеть такую картину: Оптимумы одинаковые, а нормы реакций (зоны нормы) разные.

Эту специфику организмов отражают такие термины и понятия как «стено-…» и «эври-…». Эти термины характеризуют не оптимум, а величину отклонения от него. А оптимум терминологически о, «…-фобы». (Чаще говорят с окончанием «…-фил» вместо соответствующего «…-фоб». Например, говорят вместо «термофоб» — «криофил» («хладнолюб»).

Констелляция факторов

Информация об оптимальных значениях отдельных факторов и о диапазоне переносимых колебаний характеризует отношение популяции к исследованному фактору. Однако такая ситуация действует в лабораторных условиях. В природе же ни один фактор не действует изолированно: действует констелляция факторов. Даже пара совместно действующих факторов уже влияет друг на друга. Чаще всего в природных условиях обращают внимание на совместное действие температуры и влажности, строят климатограммы.

Наши реакции на холод в сухом и влажном климате разные. Почему? Потому что влажный воздух хорошо проводит тепло, а сухой воздух — термоизолятор. Поэтому при высокой влажности субъективно холоднее. Воздействие влажности сдвигает температурный оптимум вправо или влево по оси графика. Ветер сам по себе на обменные процессы не вляет, но влияет на потери, уход тепла с поверхности организмов.

При одинаковой высокой температуре прохладнее в сухом климате, так как организм сам сбрасывает излишнюю влагу потоотдачей. При большой влажности и высокой температуре (например, в бане) испарение блокируется.

Говоря об оптимальных стациях в природе, мы имеем в виду не физиологический (показанный выше) оптимум, а экологический оптимум.

Пример: воздействие снежного покрова. Сам снежный покров не влияет на обмен веществ, но модифицирует влияние температурного фактора, так как микроклимат под снегом значительно отличается. В субарктике живет множество грызунов, которые, казалось бы, не могут выносить столь тяжелые условия — они живут под снегом.

В нашем климате снежный покров связан с модификацией кормовых условий. Зимой под снегом есть зеленая трава, но она недоступна зайцам и копытным, хотя и доступна грызунам, если снег рыхлый. Ночевки под снегом устраивает множество мелких птиц — относительно безопасно. Итак, характер снежного покрова «корректирует» погодные условия зимой для мелких животных, обитающих под снегом.

Аналогичное комплексное воздействие в нашем климате оказывает древесная растительность. Так, в лесу «теплее», чем в открытых стациях — деревья препятствуют ветру. При гнездовании — леса, лесополосы, отдельные группы деревьев — все это разные климатические условия. Так, слет птицы с гнезда диктует температура яиц, её возвращение — температура окружающей среды, воспринимаемая в комплексе условий — ветра, влажности. Ветер сам не влияет на характер физиологических реакций организма, но изменяет воздействие температуры и влажности — это так называемый модифицирующий фактор.

В воде таким фактором является течение (определяет кислородный режим, условия накопления органических осадков, возможность произрастания водных растений).

Итак, в природе физические факторы действуют в комплексе, иначе, чем в лаборатории, да и сами животные в природе находятся в ином физиологическом состоянии.

Например, как выглядит карта ареала вида по допустимым значениям температуры, влажности и давления?

Ареал вида будет только там, где факторы выражены в зоне нормы. Кроме того, физиологические оптимумы всех факторов могут и не попасть в зону ареала.

В этом случае «экологическим оптимумом» (оптимумом ареала) будет участок земной поверхности, на котором хотя бы важнейшие факторы будут в наиболее благоприятных для вида нормах. Экологический пессимум — часть ареала с наименее удачным сочетанием факторов, хотя некоторые факторы могут быть представлены в оптимальных значениях.

Вывод: экологический оптимум не соответствует физиологическому оптимуму. Поэтому с экологической точки зрения безграмотно говорить «песец живет в экстремальных арктических условиях» или «фенек живет в экстремальных условиях пустыни». Это антропоморфизм: для песца условия Арктики оптимальны, а не экстремальны.

Температура как фактор среды обитания животных

Наумов Н. П. (1963) отмечает следующие виды приспособительного поведения животных, в связи с действием температуры как экологического фактора:

1. Перемещения в места с более благоприятной температурой.

В основе поиска благоприятной температуры лежат термокинезы (неориентированные усиления подвижности животного в зоне неблагоприятной температуры) и термотаксисы (передвижения в сторону более благоприятной температуры). Исследование проводится в термоградиент-приборе (изобрел К. Гертер в 1929 г. и усовершенствовал Н. И. Калабухов в 1951). Определяется термотактический (субстрат) и термический (среда) оптимум. Оптимум меняется в разные сезоны года, при питании разной пищей и в связи с переменами погоды. Гомойотермные мелкие животные, более молодые особи, а также обитатели южных широт выбирают более высокие температуры по сравнению с более крупными, взрослыми и северными особями и популяциями. В деятельном состоянии животные выбирают более низкую температуру, чем в покое.

У пойкилотермных (гр. «пойкилос» — пестрый, разнообразный) имеет значение достигнутое ранее приспособление к той или иной температуре в пределах температурной зоны активного состояния. Поэтому насекомые гибнут при резких сменах температуры.

Нерестовые миграции рыб направляются не только химизмом воды, но и температурой. Сельди кильской бухты в марте и апреле идут метать икру в устье р. Шилей, где вода выше на 1,5 градуса. Возвращение их в бухту приходится на время, когда там вода теплее, чем в реке. Периодическое усиление напора Гольфстрима и вызванное им потепление весны и лета, последовательно распространяющееся по северу Европы к востоку, сопровождается массовым появлением норвежских и обских леммингов (ошибочно называемые «нашествиями»).

2. Смена периодов покоя и деятельности в суточной и сезонной ритмике активности. Наблюдается приуроченность времени размножения к оптимальным температурам в комбинации с оптимальным количеством корма. Массовые падежи мелких животных и птиц зимой вызваны не столько суровым климатом, сколько неурожаем или недоступностью основных кормов.

3. Специальные повадки.

Птицы спасают яйца от перегрева прямой инсоляцией — стоят над гнездом, подобно зонту. Периодические взлеты для охлаждения делают птицы и насекомые. Пеликаны в жаркие дни сходят с гнезд в воду, чтобы намочить опредение и охлаждаются, просушивая его.

4. Использование существующих и постройка убежищ с благоприятным микроклиматом.


Констелляция в психологии

Другими значениями констелляции в психологии являются:

  1. Система, в которой находится человек, что приводит к тем или иным результатам.
  2. Метод расстановки, при которой человек способен посмотреть, в каких условиях он пытается жить и достигать желаемого.
  3. Многообразие субличностей, которые составляют одного человека. Необходимость играть несколько ролей в разных ситуациях заставляет человека быть разным, непохожим на себя.
  4. Влияние одного объекта на другой, и наоборот.

перейти наверх

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: