Самооценка ребенка — индикатор успешности во взрослой жизни. Психологи утверждают, что правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь. Существуют определенные этапы формирования самооценки у детей дошкольного и школьного возраста. Чтобы она была адекватной, родителям стоит уделить внимание ее развитию и коррекции, если это будет необходимо.
Формирование самооценки ребенка
Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание. Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать.
Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба. Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами.
Развитие самооценки в дошкольном возрасте
Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами любящих родителей.
Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.
Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».
В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.
В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае.
Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.
Формирование самооценки у младших дошкольников
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений. Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий. Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.
К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».
Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста и составляет прочный фундамент в формировании самооценки.
В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.
К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.
Развитие самооценки проходит 4 этапа
Психологи выделяют 4 основных этапа развития детской самооценки. Каждый этап имеет большое значение и ошибки допускать нельзя ни в одном из них. Характер человека формируется с первых минут появления на свет.
1 этап – от рождения до 18 месяцев
Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей. Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении. Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.
Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.
2 этап – от 1,5 до 3-4 лет
В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно. Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки. Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.
3 этап – от 4 до 6 лет
В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего. Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе. В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его. Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу.
Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.
4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет
Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение. Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно в дошкольном возрасте человек учится социализироваться. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи.
По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, чертам характера, поступкам, суждениям, то есть происходит формирование оценочного компонента самосознания – самооценки.
Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознания и самооценивания себя.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого.
Именно поэтому на ранних этапах развития самооценки, ребенку родители должны объяснить его основные гендерные качества. Девочке (и чаще всего это должен говорить папа) необходимо напоминать, что она самая добрая и самая красивая. Мальчику (это чаще должна говорить мама) необходимо как можно чаще напоминать, что он самый сильный и самый умный. А для того, чтобы ребенку было легче этого всего достичь, и необходима помощь самого близкого общества – семьи. Семья призвана всему обучить, всесторонне воспитать. Именно семья должна научить малыша оценочной деятельности. Необходимо помнить, что ребенка нельзя сравнивать с другими детьми, можно его поступки и результаты сравнить с его же поступками и результатами. Вместе с ребенком обсудить причины побед или неудач.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже накапливается определенный социальный опыт и складываются стереотипы поведенческих реакций.
Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие на развитие личности. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Ниже приведены стратегии позитивного оценивания ребенка, необходимые каждому родителю и педагогу.
Основные стратегии позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.
- Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Я верю, что все получится»).
- Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно…»).
- Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
- Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
- Выражение уверенности в том, что у него все получится(«он не будет больше толкать ребятишек», «она обязательно справится с заданием»).
В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.
Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ- Я. Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.
Для формирования правильного представления старшего дошкольника о себе и способности адекватно оценивать ряд рекомендаций.
Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста.
1)Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых. Сами взрослые должны выработать единые требования к ребенку и четко их придерживаться.
2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. Каждый ребенок должен переживать ситуацию успеха в кругу сверстников и учиться гордиться своими достижениями.
3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
На формирование адекватной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.
Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста в детском саду, можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (приложение).
Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, используя наблюдение. Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.
Приложение 1
Примерные упражнения и игры, направленные на повышение уровня самооценки и развитие адекватной самооценки.
Игра «Связующая нить».
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Этюд «Ласка»
Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.
Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.
Игра «Мое имя».
Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
— Тебе нравится твое имя?
— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:…(воспитатель называет возможные варианты имени)
Упражнение «Назови и покажи».
Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.
Игра «На что похоже настроение?»
Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.
Игра «Возьми и передай».
Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Игра «Принц и принцесса»
Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.
Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.
Игра «Комплименты».
Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.
Игра «Настроение».
Цель: Помогать в преодолении негативных переживаний, учить детей самостоятельно принимать решения, снижать уровень тревожности.
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.
Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.
Игра «Сказочная шкатулка»
Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.
Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».
Приложение 2
Для каждого ребенка в коллективе создается ситуация успеха, в которой он сможет проявить себя и свои способности наилучшим образом.
Чем больше у ребенка возможностей для самореализации, тем легче ему социализироваться и быстрее происходит формирование самооценки и адекватной оценки окружающих.
Как сформировать адекватную самооценку
Прежде всего, хочется отметить, адекватная самооценка – это важный показатель в формировании психического здоровья личности. Такой человек способен воспринимать реальность такой, какая она есть и, не пытаясь изменить мир, легко адаптируется к жизни. Именно от адекватной самооценки зависит успешность и комфортное существование личности в социуме. Если вы настроены воспитать здорового и счастливого ребенка, а об этом мечтают все родители, задумайтесь над своим поведением.
Наступает период, когда девочки копируют мам, а мальчики – пап. Именно от отношения родителей друг к другу многое зависит. И помните о том, что у детей очень развита интуиция. Не пытайтесь их обмануть внешней картинкой. Если мама или папа не уверены в себе, не могут отстоять свое мнение и постоянно жалуются на жизнь, не нужно думать, что малыш этого не замечает. Ниже более детально описаны несколько действенных приемов по формированию адекватной детской самооценки. Проверьте себя, все ли хорошо в вашей семье.
Проверить, не созданы ли завышенные условия
Допустим, вы стали замечать, что малыш чрезмерно себя критикует. В его лексике стали появляться выражения: «я ничего не умею», «у меня никогда не получится», «я никогда не смогу». Давайте разбираться. Ключевой момент здесь: «стали замечать». То есть раньше малыш был веселый, проявлял интерес к знаниям и вдруг не получается и ничего не хочется.
Рассмотрим на примере. Учились в 5-А две девочки: Маша и Катя. Обе были прилежными ученицами, очень дружили и их родители также отлично общались между собой. На одном из семейных праздников мама Кати поведала, что у дочери есть невероятный талант к рисованию и она этому очень рада. «Рисование – это прекрасно, не то, что какой-нибудь травмоопасный спорт», – сказала женщина.
Почему-то мама Маши тут же приняла решение, что дети непременно должны ходить на занятия вместе, не выяснив, есть ли этот талант у ее дочери. «Все дети любят рисовать», – подумала она. Не прошло и двух месяцев, как Катю отметил преподаватель и стал рекомендовать ее работы на всевозможные детские конкурсы, а Машины работы были посредственными детскими рисунками. Девочка разуверилась в собственных силах, стала хуже учиться из-за неуверенности в себе и даже не хотела дружить с подругой, которая оказалась успешнее ее.
Все могло бы сложиться по-другому, если бы мама Маши не создала для нее завышенные условия.
Не навязывайте детям ничего насильно, лучше помогите определиться им с желаниями, и, если особых талантов у малыша нет, хвалите его за хорошие отметки, ведь это его труд. Только не сравнивайте с другими в его пользу, это может сказаться негативными последствиями в будущем.
Мнение ровесников
Действительно, мнение ровесников очень важно. Для начала разберитесь в ситуации, если кто-то плохо сказал о вашем сыне или дочери – это еще не повод бежать в школу восстанавливать справедливость. Детская психика – вещь хрупкая и ломается очень быстро. Критерии оценки детей очень высоки и иногда не поддаются логике.
Дети могут насмехаться только из-за того, что сверстник слегка полнее или учится лучше других. Если идет открытая травля, лучше перевестись в другую школу. Скорее всего, в новом коллективе сложатся абсолютно нормальные и адекватные отношения. Дайте подростку шанс самостоятельно исправить ситуацию и почувствовать себя важным в коллективе. Проведите беседу о том, как делать не нужно. Помните, критиковать ребенка не стоит. Можно давать оценку поступкам, но не человеку.
В случае, если ситуация не критична и подросток просит о каких-либо нестандартных вещах в свой гардероб, чтобы не выбиваться из толпы сверстников, попросите его обосновать свою просьбу. Если рваные джинсы хочется именно ему, и это решение он принял самостоятельно, то почему бы и нет. Иногда лучше поступиться своими родительскими принципами для будущего блага всей семьи.
Хвалите
Дети и взрослые очень похожи. Разве что на взрослом человеке лежит больше ответственности. Если возникает вопрос, как помочь повысить детскую самооценку, прислушайтесь к себе. Чтобы помогло вам? Правильно, похвала! Вам же нравится, когда вас хвалит руководство, даже если без повышения и без увеличения заработной платы, но как же приятно услышать похвалу за хороший результат проделанной вами работы.
Вот и малышу приятно, когда вы его хвалите. Только хвалите за дело, а не просто так. У формирующейся личности должно быть четкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Именно так формируется адекватная самооценка и оценка реальности в целом.
Преодолевайте трудности
Здесь опять идет пересечение со взрослой жизнью. Например, у вас катастрофически не хватает времени на занятия в спортзале, но желание заполучить фигуру мечты перевешивает. После тяжелого рабочего дня вы мчитесь в спортзал и через несколько месяцев заметен долгожданный результат. Гордились бы собой? Естественно, да! Повышение самооценки обеспечено.
Особенности адекватной самооценки
Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу, поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:
- ответственность;
- способность высоко оценивать окружающих;
- уверенность;
- принципиальность;
- отстаивание собственных интересов.
Особенности поведения при адекватной самооценке:
- Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
- Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
- Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.
Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.
Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку
Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:
- Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
- Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
- Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
- Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
- Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
- Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
- Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.
Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.
Способы правильного поощрения дошкольника:
- хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
- родители должны оценивать только поступки;
- использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
- давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;
Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!
Для чего нужна самооценка
Самооценка помогает адекватно оценивать свои силы и возможности. Также ребенок может оценивать поступки и разделять их на хорошие и плохие. Если ребенка мотивировать правильно, то самооценка помогает ему собраться с силами и не сдаваться при первых неудачах в выполнении того или иного задания. Роль самооценки в жизни ребенка очень велика.
К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли
Самооценка выполняет следующие функции:
- мотивирует;
- развивает способность к самоанализу;
- обучает;
- стимулирует.
Именно благодаря адекватной самооценке дети способны хорошо учиться, заниматься любимым хобби и выстраивать здоровые отношения со сверстниками.
Самооценка младшего школьника: диагностика
Мы разобрались в важности адекватной самооценки. Теперь пришло время поговорить о диагностике. Не всегда упадническое настроение скажет вам о низкой самооценке. Порой случается так, что веселый и активный ребенок в семье чувствует себя абсолютно чужим среди сверстников. Он боится быть непонятым и поэтому держит свое мнение при себе. Школьные психологи проводят тестирования, благодаря которым можно выяснить уровень самооценки ребенка. Ведь этот вопрос интересен как учителям, так и родителям.
Методика определения самооценки в младшем школьном возрасте
Стоит отметить, что адекватная самооценка у детей школьного возраста – это большая редкость. Чаще всего она либо завышена, либо занижена. Бить тревогу в этом случае не стоит, просто более пристально наблюдайте за учащимся. В этом возрасте нестабильность – это скорее норма, чем отклонение. Но от того, насколько точно родители и учителя смогут ненавязчиво оказать ребенку помощь, зависит его будущее. Итак, есть несколько методик определения уровня самооценки у школьников:
- Педагог предлагает детям изобразить себя в качестве любимого или вообще любого сказочного персонажа с выдуманным именем. Описать качества, какими наделен персонаж, и на основе этого опытный специалист способен определить, какая личность скрывается за тем или иным рисунком.
- Комплексный подход к проблеме предполагает разработку специальных опросов. Проделав анализ ответов учеников, психолог определит адекватность самооценки каждого и отклонения от нормы.
- На первый взгляд, последний способ – самый примитивный: изобразить на листе бумаге себя. Но это не так. Ребенок рисует самого себя таким, каким хочет быть, и на основании этого рисунка специалист определит, чего не хватает малышу, и справедливы ли его требования к себе.
В ситуации формирования здоровой самооценки у детей мнение специалиста очень важно. Если вдруг случится так, что родителей приглашает на разговор школьный психолог, не стоит игнорировать это приглашение. Отнеситесь со всей серьезностью.
Заниженная самооценка у ребенка
Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.
Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.
К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:
- непривлекательную внешность;
- внешние дефекты внешности;
- недостаточный уровень умственных способностей;
- неправильное воспитание родителями;
- неуважительное отношение старших детей в семье;
- неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
- финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
- болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
- смена места жительства;
- неблагополучная или неполная семья;
- агрессия в семье.
Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.
Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.
Три основных вида оценки себя детьми
Есть 3 варианта результата исследований самооценки: адекватная (но это большая редкость для детей, как вы поняли), заниженная или завышенная. Для выявления отклонений и проводятся данные исследования. Разберем более детально позитивые и негативные стороны всех трех вариантов.
Завышенная
Такие дети чрезмерно уверены в себе и, как правило, чрезмерно самостоятельны. Правила общества для них не писаны и только они могут решать, как поступить. Ребенок с завышенной самооценкой не нуждается даже в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.
Такие дети всегда должны быть первыми и их стремление похвально, главное не переходить черту. Ребенку нужно объяснить, что не все средства хороши на пути к цели. Договоренности такой малыш предпочитает не соблюдать, ему это неинтересно и осуждение общества абсолютно безразлично.
Заниженная
В младшем школьном возрасте нередко самооценка ребенка занижена. Малыш отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок сознательно отказывается от высокой оценки, потому что не уверен в себе. Это влечет более серьезные проблемы за собой. Например, замкнутость, проблемы в общении со сверстниками. Ребенок сознательно занижает свою планку, вот почему так важно хвалить малыша и не просто так, а за достижения. Пускай они будут мелкими и незначительными, но задача родителей акцентировать внимание на положительных сторонах.
Не позволяйте малышу думать о неприятностях, настройте его на позитивное мышление и дайте понять, что ваш ребенок заслуживает большего.
Адекватная
Большая редкость – адекватная самооценка ребенка, но все же она существует. Такие дети коммуникабельны, активны и им нравится учиться. Сложные задачи их не пугают. Если с заданием справиться не удалось, они адекватно воспримут критику и примут к сведению все сказанное учителем. Обычно к таким деткам тянется весь коллектив, так как они умеют заинтересовать и организовать сверстников.
Способы коррекции самооценки
Применив способы коррекции самооценки на практике, вы поможете своему ребенку избежать трудностей в будущем.
- Не сравнивайте малыша со сверстниками. Недопустимо говорить: «А вот Дима уже выполнил домашнее задание и гуляет во дворе, а ты еще сидишь над учебником». Родители должны понимать, что у каждого ребенка разные способности – это первое. Самая главная задача родителя – разглядеть талант своего ребенка или его отсутствие. Оценивайте способности малыша трезво. Не бывает людей успешных во всех направлениях.
- Не забывайте хвалить ребенка. Для большинства детей похвала – это самая большая мотивация. Хвалите своего ребенка за результат чего-либо. Малыш будет покорять новые и новые вершины ради заветных слов мамы и папы: «какой же ты молодец», «мы гордимся тобой», «так держать».
- Уважайте личное пространство ребенка. Для малыша важно, чтобы близкие люди ценили его мир. Бережно относитесь к личным вещам и игрушкам ребенка. Пусть он понимает, что его любят, ценят и уважают.
- Адекватно оценивайте способности ребенка. Не стоит предъявлять завышенные требования к малышу. Если ваш сын или дочь учатся во 2 классе, они не обязаны знать программу 5 класса, даже если эту программу легко освоил один из их одноклассников.
- Не критикуйте личность. Не ругайте и не кричите на малыша, если не все получается с первого раза. Лучше помогите преодолеть трудности и вместе радуйтесь успехам и достижениям.
Чаще разговаривайте с ребенком, так вы поймете, чего ему не хватает. Доверительные отношения между родителями и детьми гораздо легче сформировать в дошкольном возрасте ребенка, чем в подростковом.
Развитие самооценки дошкольника
Начинается развитие самооценки в дошкольном возрасте. Именно тогда ребенок начинает оценивать себя и сверстников. И, как правило, до 6 лет уровень его самооценки зашкаливает. Ему кажется, что он все делает лучше, он умнее, красивее, быстрее, выше и сильнее. С одной стороны это очень хорошо и помогает ребенку осваивать новые виды деятельности, не опасаясь осуждения. Но на этом этапе родителям важно сохранять адекватность, и не преувеличивать способности своего ребенка. И уж тем более не поддерживать его размышления на тему того, что Вася действительно плохой мальчик, а ты у нас самый лучший. Первые 2 принципа развития самооценки будут сейчас очень актуальны. Не сравниваем ребенка с собой, другими детьми и рассказываем о чувствах. Подсказываем, что твои слова могут обидеть Васю и это нехорошо. Поощряйте инициативу ребенка во всех начинаниях, но не забудьте сказать, что и другие дети могут достигать хороших результатов. Помните, что развитие самооценки дошкольника находится полностью в ваших руках. Уважайте вашего ребенка, бережно относитесь к его личности и у вас обязательно получится сформировать его адекватную самооценку.
В чем опасность низкой самооценки
Низкая самооценка напрямую связана с качеством жизни. Низкая самооценка не даст человеку стать счастливым. Человек, который недоволен собой, не может быть счастлив. Отношения в обществе у такого человека не складываются. Как правило, работа мечты так и остается мечтой навсегда, так как неуверенность в собственных силах не дает шанса заявить о себе. И это самые мелкие причины, почему низкую самооценку стоит корректировать. Склонность к депрессиям во взрослой жизни – это также результат неадекватной самооценки.
Как повысить самооценку
Самооценку намного легче корректировать в детстве. Родители и учителя – первые помощники в этом нелегком деле. Малышу сложно оценивать себя адекватно, ему на помощь должны прийти взрослые. Помогите ребенку найти занятие по душе, гордитесь им и поощряйте его маленькие победы. Ребенку важно знать и чувствовать, что его любят и уважают. Научите ребенка отстаивать свою точку зрения и дайте понять, что невозможно угодить всем. Объясните, что состояние жертвы никто не поощрит и что стоит думать о себе, конечно, не в ущерб другим. Помогите ребенку научиться обосновывать свои решения.
Многим известно, что самооценка формируется в детстве. От того, как происходит воспитание в семье, испытывает ли ребенок родительские любовь и принятие, был ли у него в детстве опыт побед и поражений, зависит уровень самооценки.
Если у ребенка заниженная или неадекватно завышенная самооценка, он не занимается саморазвитием, то весь этот багаж он принесет и во взрослую жизнь. А самооценка, как известно, оказывает влияние на все сферы.
Люди с заниженной самооценкой выбирают себе не самую престижную работу, супруга — тоже попроще, место жительства, место учебы своих детей, круг общения, места отдыха — весь выбор делают сквозь призму неуверенности в себе и отсутствия веры в собственные силы.
Но есть и другая сторона медали, когда заниженная самооценка проявляется как чересчур завышенная. И тогда человек, наоборот, выбирает все самое-самое, пытаясь доказать окружающим и себе самому, что он чего-то все-таки стоит.
Хороша золотая середина. Когда человек адекватно себя оценивает, знает свои сильные стороны и качества, которые у него недостаточно сильно развиты и необходимо развивать, он не хочет никому ничего доказывать, ему не надо завоевывать любовь и уважение.
Как же формировать у ребенка высокую самооценку?
Есть несколько аспектов, формирующих самооценку, — они работают в связке, а не по отдельности. Поэтому, если хотите сформировать у ребенка высокую адекватную самооценку, нужно развивать все аспекты одновременно.
- Безусловная любовь и принятие ребенка
Когда ребенок знает, что его любят просто так, за то, что он есть на этом свете, не за оценки или какие-то достижения, тогда внутри ему спокойно. Ему не надо что-то выдумывать, достигать каких-то вершин, хороших оценок, чтобы получить от родителей слова любви. Он их и так получает каждый день. Ребенок просто знает, что его любят.
Не надо для этого ему по 100 раз в день говорить «я тебя люблю», достаточно один раз, но искренне: «Я тебя люблю, как хорошо, что ты у меня есть». И, даже когда ругаете ребенка, можно сказать: «Я тебя очень люблю, но твой поступок меня сильно расстраивает».
Это волшебная фраза. В ней заложена любовь, сделан акцент на поступке, а не на ребенке, подчеркнуты эмоции другого человека. Таким образом, малыш будет понимать, что он хороший, он любим, но его поступок, то, что он сделал, — это плохо. И от этого другой, значимый для него человек испытывает неприятные эмоции.
- Похвала
Похвалы должно быть в два раза больше, чем критики, замечаний и наказаний.
Здесь очень важно правильно хвалить, чтобы ребенок вас услышал и принял эту похвалу, то есть поверил вам. Поэтому простое слово «молодец» — это не похвала. А фраза «Ты молодец, потому что…» — это похвала, так как в ней есть аргументы, конкретные факты, которые ребенок принимает, видит, в них верит.
Еще некоторые родители пытаются хвалить своих детей по такой схеме: «Ты, конечно, молодец, но…» — а следом идет целый ряд критики с подчеркиванием ошибок ребенка и конкретными фактами. В такой подаче похвала не будет воспринята как таковая.
При наличии большого количества критики само слово «молодец», которое было в начале, забудется. Ребенок получит порцию замечаний и указаний, в чем именно он плохой, а родители потом будут думать: «Почему так происходит? Я же его хвалю!»
Для детей очень важно слышать от родителей похвалу. Приучайте ребенка с детства к комплиментам, учите их принимать, пусть он знает, что он достоин их.
А для усиления эффекта вы можете похвалить ребенка с акцентом на конкретные факты при посторонних. Ребенок увидит, что вы его хвалите не только в семье, но и при других людях. Он еще больше поверит в то, что это правда, что он действительно хороший/умный/талантливый, и это отобразится на повышении его самооценки.
- Опыт побед
Наличие в опыте ребенка ситуаций, из которых он выходил победителем, важно для формирования высокой самооценки. Когда ребенок побеждает, достигает определенного успеха, у него появляется опыт этих переживаний, приятных эмоций, когда все получается и он на высоте.
Не всегда это будут ситуации больших конкурсов или соревнований. Это могут быть и его маленькие победы. Научился кататься на велосипеде/скейте/роликах — это маленькая победа. Раньше не получалось, ребенок падал, расстраивался, хотел опустить руки, а потом все получилось! Он едет и не падает! Эмоции окрыляют! Радость! Счастье! Это маленькая победа!
Не забывайте такие моменты. Каждая маленькая победа — это кирпичик в построении высокой самооценки. Обсуждайте эти ситуации с ребенком. Что он при этом чувствует, каково ему находиться в этой ситуации? Делитесь своими чувствами, говорите, как вам приятно смотреть, что ваш малыш учится преодолевать трудности и становится сильнее.
Эти победы нужно коллекционировать. Сделайте доску почета на видном месте, чтобы приходящие к вам гости смотрели, спрашивали вас об этих наградах, а вы бы с удовольствием рассказывали о победах своего ребенка.
Наличие в прошлом опыте ситуаций побед поможет ребенку в более сложных обстоятельствах поверить в свои силы. «Если я тогда смог, то сейчас я тоже смогу!»
4. Проигрыш и анализ неудач
Переживание ситуаций проигрыша тоже важно для развития высокой самооценки. И даже более того: научившись анализировать свои неудачи, человек растет быстрее, чем после побед.
Сначала родители учат ребенка анализировать неудачи. Не ругать, не критиковать, не жалеть, не перекидывать всю ответственность на других людей, погоду, страну и т.д. А анализировать, делая акцент на качествах ребенка: «Что у тебя получилось хорошо?», «Почему ты проиграл?». Возможно, ребенку не хватило каких-то знаний или отработки навыков. Подумайте, как можно это исправить. Может быть, нужно записаться на дополнительные занятия к тренеру, учителю или на курсы. Тогда в следующий раз ребенок будет сильнее, опытнее. Будет выше вероятность того, что он получит опыт побед.
Научившись анализировать таким образом свои неудачи, человек приобретет себе очень хорошую и полезную привычку на долгие годы, будет реально смотреть на вещи и адекватно себя оценивать.
Как видите, для формирования у ребенка адекватной самооценки не нужно обладать какими-то сверхспособностями. Всего лишь нужно любить его просто так, за то, что он у вас есть. Принимать его со всеми его особенностями, замечать и хвалить его маленькие победы и анализировать неудачи.
От редакции
Если бы кто-то из родителей осознанно ставил перед собой цель развить в своем чаде заниженную или необоснованно завышенную самооценку, в этом ему помогла бы статья психолога Александра Бэнэреску о шести способах быстро испортить своего ребенка: .
На деле же родители наносят ребенку психологические травмы неосознанно, не понимая, что могут черпать из своих детей силу. О том, как это происходит, рассказывает детский писатель и психолог Вадим Слуцкий: .
Хороший способ говорить с ребенком о победах и поражениях — читать с ним книги, которые говорят на эти темы. Популярные писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак делятся подборкой книг об успехе и подростках: .
«Общаться с ребенком. Как?» — не только резонный вопрос, но и название книги российского психолога Юлии Гиппенрейтер. В ней она делится принципами общения с детьми для родителей, педагогов и тренеров: .
Самооценка у детей с ограниченными возможностями
Особенным деткам важно понимать, что они нужны обществу, а не являются обузой. Восприятие зависит от отношения родителей. Одни относятся с трепетом и терпением к своему ребенку, а другие могут срываться на малыша из-за усталости. Постарайтесь найти такому малышу друзей по интересам. Ребенок, занимаясь любимым делом, поймет свою важность и ценность. А еще не забывайте напоминать ему о том, какой он молодец.
Справедливо будет поговорить с ребенком о том, что не все люди одинаковые, и в жизни бывают разные ситуации, но трудности даются для того, чтобы их преодолевать. Каждый день говорите малышу с ограниченными возможностями, какой он молодец.
Почему развиваются самоуверенность и самовлюблённость?
Самоуверенность и самовлюблённость – результаты воспитания. Желая ребёнку лучшего, родители могут совершать ошибки, которые потом сказываются на всей его жизни. Это может быть:
1. Излишнее потакание. Такое часто случается с «поздними» или единственными в семье детьми. Уже в первые месяцы жизни малыш учится взаимодействовать с матерью, а потом и с другими взрослыми. Если родители позволяют собой манипулировать, то дети этим пользуются, что сначала выражается в капризах и истериках. Постепенно ребёнок привыкает к тому, что он – центр Вселенной.
Он чувствует себя неуютно и неполноценно, если не получает должного внимания. Если позже это не скорректировано, то такие дети вырастают инфантильными и даже слегка истеричными. Успеха они могут добиться только тогда, когда обладают выдающимся талантом. Однако могут его лишиться из-за своей капризности.
2. Излишняя требовательность. Вторая крайность – жесткое воспитание, когда от ребёнка требуется во всём быть самым-самым. Постепенно погоня за успехом становится первостепенной, а любая неудача приводит к срывам и депрессии.
При этом человек не стремится совершенствоваться, а просто идет напролом, используя все методы достижения желанной цели. Часто подобное воспитание формирует нарциссический тип личности, помимо самовлюблённости характеризующийся чрезмерным эгоизмом, безразличием к другим людям и их проблемам, тщеславностью.
Таким образом, за самоуверенностью и самовлюблённостью кроется уязвимость, а иногда и глубоко запрятанное чувство неполноценности. Именно поэтому это характеристики заниженной самооценки, которая вряд ли является кратчайшим путем к успеху.