Аэрофобия. Как с ней жить и как от нее избавиться? Личный опыт


Что такое аэрофобия

Это одно из самых распространённых в мире психических расстройств – в той или иной степени ему подвержены около 30% населения. Этот процент абсолютно одинаков во всех странах мира, независимо от местной статистики по авиакатастрофам, – потому что аэрофобия, как и любая другая фобия, не имеет ничего общего с реальными рисками и опасностями. Аэрофобия – это вообще не про самолёты, они служат лишь триггером для запуска паники. Страх иррационален, и логики в боязни летать не больше, чем в страхе перед высотой, темнотой, клоунами или мышами. Если вам кажется, что бояться самолётов нормально, потому что летать опасно, – вы только что обнаружили в себе аэрофобию.

Аэрофобия – психическое расстройство или следствие навязанных страхов

Согласно статистике, порядка 30% людей подвержены особым психологическим нарушениям, которые вызывают боязнь полетов. Представленные данные актуальны не только для россиян, но и для жителей других стран, потому что фобия никак не связана с качеством услуг, предоставляемых транспортными компаниями, вероятностью авиакатастрофы и возможными опасностями.

Самолеты и вертолеты выступают всего лишь триггерами, и боязнь становится иррациональной. Несмотря на то что полеты – один из самых безопасных способов преодоления расстояния, а количество аварий наземного и водного транспорта в несколько раз превышает аналогичные показатели по воздушным средствам передвижения, многие люди испытывают панические атаки задолго до прибытия в аэропорт.

Почему она возникает

Причины этого иррационального страха – нестабильная психика и дефицит доверия к миру, повышенная тревожность, перфекционизм, мнительность и другие психологические проблемы, не имеющие отношения к авиации. Боязнь летать – лишь одно из проявлений этих самых проблем, вызванных психотравмами, стрессами, недостатком эмоциональной близости с родителями в детском возрасте, ошибками мышления и так далее. Кстати, примерно в половине случаев объектом страха для аэрофоба служит не сам самолёт и его возможное падение, а собственное состояние на борту – боязнь инфаркта, потери самоконтроля и панической атаки, связанного с ними позора и осуждения.
Вместе с тем при аэрофобии – особенно на начальных этапах – человек не признаёт проблемы в себе и старается найти логичное оправдание для своей паники, связывая её с «высокими рисками» или «плохим положением дел в авиации». Защищая свой страх, сознание на каждый аргумент находит контраргумент, выдавая норму за случай, а случай – за норму. Вот почему аэрофобов не успокаивают никакие разумные доводы.

Возникновение аэрофобии

У развития аэрофобии серьезные личностные причины. Она может не проявляться долгое время, но после определенных жизненных событий дать о себе знать. Особенно нуждаются в лечении аэрофобии люди, склонные к тревожному типу мышления. Они же являются и самыми уязвимыми к такому типу страхов. Сильные личности в некоторых случаях также подвержены паническим атакам. Отчасти, такая тенденция связана с боязнью сильных людей потерять контроль над ситуацией и доверить другим людям свою жизнь, а также в непонимании процессов и систем, обеспечивающих безопасность полета.

Причина аэрофобии, как правило, это глобальное недоверие жизни. А триггером может служить попадание в аварийную ситуацию (на любом виде транспорта), скрытые фобии, влияние СМИ и многое другое. Переломные моменты в жизни каждого из нас могут неожиданно сказаться на психологическом состоянии и в корне изменить изначальные взгляды.

Как это лечат

Аэрофобия давно и хорошо изучена и отлично поддаётся терапии. Более того, в большинстве случаев вылечить её можно за пару дней. Наиболее эффективная терапия – комплексная, она включает три основных элемента: во-первых, ликбез, во время которого вам объясняют законы аэродинамики, устройство самолёта, систем безопасности и прочие авиационные подробности; во-вторых, психологическую поддержку, помогающую снять тревожность и разобраться в том, чего вы боитесь на самом деле; и, в-третьих, работу над снятием рефлекса «самолёт = страх», для чего используют профессиональные тренажёры для пилотов, симуляторы виртуальной реальности и совместные полёты в сопровождении специалистов по аэрофобии.
В России такие программы предлагает , основанный действующим пилотом и авиапсихологом Алексеем Гервашем. Здесь можно пройти онлайновый или офлайновый курс, групповую или индивидуальную терапию. В лёгких случаях достаточно просмотреть видеокурс, чтобы навсегда избавиться от страха перед полётами.

Мы точно знаем, как избавиться от аэрофобии!

Раздражительное состояние перед полетом, приступы паники, отказ от путешествий, навязчивые мысли об авиакатастрофе и поиски любого другого транспорта – знакомо? Если да то, скорее всего вы обладатель одной из самых распространенных фобий в современном мире – страха полета на самолете (аэрофобия) . Такое состояние психики приносит дискомфорт огромному количеству людей в мире. Ограничивает возможности, лишает радостей в жизни вас и ваших близких. Команда Алексея Герваша готова помочь вам избавиться от аэрофобии раз и навсегда! Наши специалисты пилоты и психологи помогут найти и устранить источник панических атак, а не заглушить их проявление.

Способы, которые не работают

Вместо того чтобы пройти лечение, аэрофобы предпочитают избегать пугающих ситуаций – физически, отказываясь от перелётов, или ментально. В ход идут алкоголь, транквилизаторы, попытки «заболтать» или «зачитать» свой страх. Но то, от чего мы пытаемся спрятаться, сразу становится для мозга мегаопасным мероприятием, просто потому, что мы стараемся от этого увильнуть. Страх усиливается. Круг замыкается. Аэрофобия как кошка-мутант: чем больше вы её кормите, тем больше она вырастает и тем больше еды требует.

Почему люди боятся летать на самолете?

Аэрофобия (боязнь полетов) – это расстройство психологического характера, от которого страдает около 30 – 32% всего населения нашей планеты. Официальная статистика гласит, что приблизительно 10% жителей земного шара никогда не летали на самолете из-за аэрофобии! Люди, испытывающие боязнь полетов, тратят намного больше времени на дорогу, так как отдают предпочтение поездам, автомобилям, автобусам. Они не могут отдохнуть за границей, а если перелет неизбежен, то аэрофобы за некоторое время до назначенной даты и во время полета испытывают такое нервное напряжение и столько негативных эмоций, что их организм вынужден еще долго восстанавливаться после столь серьезного стресса.

Почему же люди бояться летать на самолетах? Эксперты утверждают, что существует восемь основных причин.

Первая причина – это инстинкт самосохранения, который проявляется на подсознательном уровне. Нет ничего странного в том, что некоторые люди боятся летать, ведь природа не подарила нам крыльев и мы, в отличие от птиц, были пешеходами от начала возникновения человеческой цивилизации и на протяжении многих столетий. Человек обрел возможность познакомиться с небом около 100 – 120 лет назад, поэтому наши биологические механизмы пока еще не успели окончательно адаптироваться к этим кардинальным изменениям.

Вторая причина – томительное ожидание в аэропорту, которые многие аэрофобы сравнивают с ожиданием своей очереди в стоматологической клинике. Чем дольше человек сидит в аэропорту, где время становится резиновым и тянется мучительно долго, тем тяжелее ему становится покинуть здание и сесть в самолет. Мысли, которые во время ожидания приходят в голову человеку, боящемуся летать, назвать положительными или приятными никак нельзя.

Непонятные звуки, шумы, сильная вибрация являются третьей причиной аэрофобии. Мало кто из пассажиров хорошо разбирается в строении самолетов и механизме их работы. Поэтому вполне ожидаемые и не несущие в себе никакой опасности звуки воспринимаются человеком, который испытывает боязнь полетов, как что-то сверхъестественное, зловещее и леденящее душу.

Четвертая причина – турбулентность. Многие люди, ранее не испытывающие никаких негативных эмоций во время перелетов, попав в зону турбулентности, становятся аэрофобами. Они искренне верят, что самолет может провалиться в «воздушную яму» и разбиться, хотя данное предположение легко опровергают элементарные законы физики.

Циничные разговоры других пассажиров – пятая причина. Некоторые люди совсем ничего не боятся, поэтому они во время полета рассказывают друг другу ужасные анекдоты, пускают в ход черный юмор, смакуют подробности недавно произошедшей авиакатастрофы и т.д. Существует определенная категория людей, которые, видя, что полет не приносит вам никакого удовольствия, а сами вы испытываете нервное напряжение, начинают еще больше вас накручивать своими красочными рассказами о том, что никто не долетит до пункта назначения, так как падение данного самолета – это всего лишь вопрос времени.

Принимаемые меры безопасности в аэропортах – шестая причина. У некоторых людей мероприятия, которые направлены на борьбу с терроризмом и проводятся как в аэропортах, так и на борту самолета, вызывают панику и напоминают о том, что авиакатастрофа – это не что-то там эфемерное и мифическое, а вполне реальное явление, от которого никто не застрахован. Именно такие люди практически никогда не смотрят видео, в которых объясняются элементарные правила безопасности.

Седьмой причиной является общая тревожность или наличие у человека других фобий. Люди, которые боятся высоты, не желают потерять контроль или оказаться в замкнутом пространстве, во время полета вряд ли будут чувствовать себя комфортно. Некоторые индивиды не понаслышке знают, что такое страх испытать в ближайшем будущем страх. Именно таким пассажирам труднее всего расслабиться на борту самолета, ведь они постоянно находятся в режиме ожидания.

Восьмая причина – отсутствие доверия к экипажу. Более 10% пассажиров, которым не понравился внешний вид стюардессы, приветствие капитана и т.д., начинают испытывать во время полета негативные эмоции и панические атаки.

Как снять приступ паники

Если уж вас накрыло, алкоголь и успокоительные не помогут. Паника – штука физиологическая. Пугаясь, вы автоматически делаете глубокий вдох: «А-ах!», и это запускает адреналиновую цепочку. Мозг получает сигнал SOS! и выделяет в кровь порцию адреналина. Сердце начинает колотиться быстрее, чтобы скорее прокачать эту кровь через всё тело, увеличив скорость реакции. Тело напрягается, готовое к прыжку или драке. В нормальной ситуации, когда за вами, скажем, гонится маньяк, мозг тут же получает разрядку. Вы даёте маньяку в глаз или удираете. Опасность исчезает. Вы облегчённо выдыхаете, и запускается обратный процесс: человек успокаивается. В самолёте же разрядки не наступает. Искажённое аэрофобией сознание продолжает сигналить об опасности. Мозг выделяет новую порцию адреналина. И так, круг за кругом, вы входите в панический штопор.
Чтобы из него выйти, нужно запустить процесс в обратную сторону. Закрыть глаза, откинуться на спинку кресла, сделать спокойный и неглубокий вдох, а затем медленно выдохнуть через нос, повторяя про себя по слогам: «Рас-слаб-ля-ем-ся». И действительно расслабиться, обмякнуть, отпустив напряжение из ног и рук, живота и шейного отдела. А новый вдох немного задержать и снова постараться вдохнуть спокойно и неглубоко. Упражнение надо повторять до тех пор, пока сердцебиение не успокоится. Аэрофобию это не вылечит, но успокоиться поможет.

Прорабатывайте охранительное поведение

Есть и другой тип избегания – охранительное поведение. В самолет вы заходите, перелет не отменяете, но сидите всю дорогу в жутком напряжении.

Помню себя, когда страдал аэрофобией: вместо того, чтобы как жена спокойно читать книгу, я не отрываясь смотрел в иллюминатор – не загорелся ли двигатель и не оторвались ли закрылки. Делал я это с таким рвением и серьезностью, что в конце полета как минимум можно было ожидать благодарственных слов от пилота за мою бдительность: “Дорогие пассажиры, посмотрите на Николая Перова на месте 18B. Только благодаря его усилиям мы не рухнули вниз и не разбились об облако!”

Улыбнулись? Вот и сами тоже постарайтесь расслабиться, а не бдеть весь перелет.

Как помочь человеку с аэрофобией

Друзьям и близким людей, страдающих аэрофобией, важно понять, что происходящее с вашим спутником – не блажь, не глупость, не кокетство, не стремление привлечь к себе внимание или найти оправдание для лишнего стакана перед вылетом. Это болезнь. Пытаться успокоить аэрофоба разумными доводами – всё равно что лечить грипп лекциями о том, что болеть – вредно. Ещё хуже – шутки и стёб, которые не снимают панику, а, наоборот, вгоняют в полное отчаяние. Да, для вас это выглядит так, как если бы он со слезами на глазах признавался, что боится, например, стола на кухне. Но если вы хорошо относитесь к оказавшемуся рядом с вами аэрофобу, никогда не смейтесь над его страхами в тот момент, когда вы в самолёте.

Около 30% населения в той или иной степени боятся летать. Около 20% испытывают на борту серьёзный психологический дискомфорт. 10% доходят до состояния паники, истерики и ужаса. 6% в итоге вообще отказываются от полётов.

Чем спокойнее вы будете себя вести, тем лучше будет себя чувствовать паникёр на соседнем кресле. Лучше постарайтесь отвлечь его от тревожных мыслей – задавайте ему вопросы про те сферы, в которых этот человек хорошо разбирается. Попробуйте вместе посмотреть какое-нибудь захватывающее кино. Девушек отлично переключает предложение полистать каталог товаров дьюти-фри и выбрать себе подарок. А влюблённых девушек – приглашение целоваться всякий раз, когда случается турбулентность: тогда воздушных ям они будут ждать не с ужасом, а с блеском в глазах. Проверено на практике.

Как избавиться? Лечение страха полета

Большинство случаев аэрофобии проходит быстро, не прибегая к медикаментозному лечению. Если же тревожное расстройство длится более полугода, и страх полетов не ослабевает, несмотря на прилагаемые усилия, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Следует получить консультацию специалиста, если:

  • Аэрофобия причиняет постоянный, интенсивный, нарушающий дееспособность страх, переходящий с приближением времени события (полета) в панику;
  • Человек осознает, что страх перед самолетом чрезмерный, безосновательный, избирательный и превосходит по частоте и интенсивности адекватное волнение;
  • Личность начинает сознательно избегать полетов на самолете, стараясь всегда отыскать и воспользоваться альтернативным, но зачастую неэффективным по времени, способом передвижения.

На сегодняшних день существует множество эффективных методик, с помощью которых можно быстро преодолеть аэрофобию. Успешно применяется в лечении страха летать на самолетах:

  • методика нейролингвистического программирования (НЛП),
  • когнитивно-поведенческая терапия (КПГ);
  • современные методы гипнотического воздействия;
  • медикаментозная терапия.

Как проходит лечение ?

Обычно не требуется назначение анксиолитических препаратов. Для исцеления страха перед самолетом достаточно беседы с врачом, разъяснение фактической природы физиологических симптомов и составление индивидуальной программы по преодолению/ коррекции/ избавлению от страха полетов. Задача врача: дать точное логичное объяснение имеющим место соматическим симптомам, связанным с фобией. Например, пациент должен понять, что учащенное сердцебиение — не признак сердечнососудистой патологии, а результат преувеличенной реакции на стрессор. Необходимо, чтобы аэрофоб полностью избавился от неопределенности и неясности происходящего с ним и имел четкий план снижения тревоги.

Что посоветовать?

Как побороть страх самолета? Прекрасное решение в этой ситуации нашел Джон Малкович: «Я давно уже научился не беспокоиться о тех вещах, которые не могу контролировать. Вы беспокоитесь о том, что самолет сейчас упадет? Вы что – пилот, что ли?».

Действительно, осознание и принятие того, что существуют ситуации, исход которых не зависит конкретно от индивида, позволяет значительно снизить тревогу.

Психологи рекомендуют начинать «подготовку» к перелету заблаговременно. Необходимо выполнять действия, доставляющие удовольствие и радость, не фиксируясь на непрерывном вычисление времени до рейса. Полезно заняться приятными делами: для женщин — совершить шопинг, для представителей сильного пола – сделать что-то экстремальное, которое поможет «выбросить» адреналин. То есть в часы перед авиаперелетом сила переживаемых эмоций должна превышать интенсивность имеющей место тревоги.

Стоит отметить, что если испытываемые от действия эмоции, как негативные, так крайне позитивные станут сильными стрессорами и будут «перевешивать» страх перед полетом на самолете, весь организм (включая психику) будет вынужден «бросить» все имеющиеся резервы и энергию на борьбу с новым значимым стрессором. Установлено, что «запуск» первой фазы типичной реакции на стресс занимает около 90% деятельности всех органов, стоит на первом месте в «распорядке» действий организма, и иногда затмевает по значимости удовлетворение жизненно-важных (первичных) потребностей.

Психика человека устроена таким образом, что когда тревожная ситуация обсуждается вслух, то существенно снижается волнение и эмоциональное напряжение. Поэтому, немаловажно в спокойной обстановке установить, что явилось первичной причиной возникновения тревоги, связанной со страхом летать.

Психологи рекомендуют исключить просмотр новостей о негативных происшествиях не только в воздухе, но и на иных видах транспорта, которые лишь усугубляют состояние стресса. Пациенту с диагнозом аэрофобия не следует смотреть телепрограммы, где расписываются подробности авиакатастроф.

А самый простой способ избавиться от страха полетов на самолете – пользоваться воздушным транспортом как можно чаще! В случае аэрофобии вполне уместна поговорка: «Клин клином выбивают».

Медикаментозное лечение боязни летать

Назначение медикаментозных препаратов при аэрофобии должно быть индивидуальным и избирательным. Лекарства следует применять для восстановления быстрого контроля над симптомами исключительно на тот период, пока отсутствует должный эффект от иных, менее быстродействующих методик. Медикаментозная терапия может быть назначена той части больным, состояние которых не улучшилось после применения других мер. В случае с аэрофобией используют: бензодиазепины, антидепрессанты и анксиолитики.

Плохой исход аэрофобии можно прогнозировать при крайне тяжелых симптомах, таких как: обморочные состояния, истерические проявления, ажитация, дереализация, суицидальные идеи. В таком случае, назначение транквилизаторов и антидепрессантов, вполне обосновано.

Что будет, если…

…начнётся турбулентность
Турбулентность – самый абсурдный страх в мире: ни один самолёт из-за неё ещё не разбивался за всю историю гражданской авиации. Это всего лишь небольшие колебания, связанные с неоднородной температурой воздуха. Перегрузки, которые при этом испытывает самолёт, гораздо меньше тех, с которыми встречается автомобиль на неровной дороге. А воздушных ям вообще не существует. Ощущение проваливания в дыру возникает, когда самолёт лишь немного теряет скорость движения по вертикали, не теряя при этом горизонтальной скорости. Просто наш вестибулярный аппарат, не привыкший к ощущениям в формате 3D, воспринимает это как резкое падение.

…откажут двигатели

Самолёт в воздухе держат не двигатели, они лишь создают ускорение, а летит машина благодаря разнице давлений над крылом и под крылом: примерно та же сила поднимает вашу руку вверх, если вы попробуете выставить её в окно движущегося автомобиля. Если все двигатели откажут, самолёт не упадет вниз камнем, а лишь начнёт медленно снижаться, скользя по воздушной подушке. Ведь под брюхом вовсе не пустота, а газ, имеющий определённую плотность, – чем больше скорость и ниже температура за бортом, тем выше эта плотность. Благодаря аэродинамическим качествам самолёт может планировать, потихоньку соскальзывая по воздушной горке более 40 минут – обычно этого времени вполне достаточно, чтобы найти какой-нибудь аэропорт и спокойно приземлиться.

…не выпустится

шасси Самолёт сядет либо на вспаханную грунтовую полосу, либо на бетон, залитый специальной пеной, проскользит какое-то время на брюхе и остановится.

…в самолёт попадёт молния

Это случается постоянно и не приводит ни к каким происшествиям. При проектировании самолёта учтена возможность попадания молнии, разряд проходит по алюминиевой обшивке и разряжается в воздух, не нанося никаких повреждений.

…отвалится крыло

Это невозможно. То, что крыло вибрирует при турбулентности и посадке, – совершенно нормально. Гибкость как раз и даёт гарантию того, что крыло точно не отвалится – как гибкое дерево не сломается в бурю. Крыло, как и все прочие детали конструкции самолёта, спроектировано с таким расчётом, чтобы во время испытаний выдерживать нагрузки во много раз более сильные, чем во время реального полёта.

…пилот уснёт

Большую часть полёта самолётом управляют не люди, а автопилот. Кроме того, пилотов всегда двое. Они даже едят разную еду – чтобы исключить возможность одновременного отравления.

…испортится погода

Туман, ветер, град, проливной дождь нелётной погодой не считаются. Современные аэропорты оснащены системой автоматического контроля посадки, благодаря которым самолёт может садиться хоть вслепую, а пилоты постоянно проходят специальные тренировки по полётам в неблагоприятных условиях. Если погода слишком плохая, самолёт просто не вылетит или приземлится в другом аэропорту.

Как побороть аэрофобию: 5 советов и 4 «звездных» приема

Мода высокого полета, или Кто одевает стюардесс

В детстве все мы грезили о полетах во сне и наяву. Какая девушка не задумывалась: «А не пойти ли в стюардессы?»

Анна Крапивина

Читать далее

Хоть знаменитости и зовутся «звездами», а к небу многие из них лишний раз приближаться не желают. Нидерландский футболист Девид Бергкамп из-за своего страха полетов заработал прозвище «нелетучий голландец». Алла Пугачева передвигается по стране исключительно в собственном вагоне поезда, оборудованном туалетом, ванной, спальней с личной прислугой в придачу.

Британец Дэвид Боуи ради своих гастролей по Японии и России совершил подвиг, на который способен даже не каждый русский: он пересек нашу необъятную родину по Транссибирской магистрали. Правда, не все звезды обрекают себя на подобные мытарства, поскольку научились справляться со своим страхом полета.


hellomagazine.com

Актрисапокупает с мужем билеты на разные самолеты. Кейт считает, что оба самолета вряд ли потерпят катастрофу, а если случится что-нибудь с одним из них, дети не останутся сиротами.


minmote.no

Меган о

бманывает судьбу, слушая в самолете музыку Бритни Спирс (которая, кстати, тоже известный аэрофоб): «Я точно знаю, что умереть, слушая альбом Бритни Спирс — не моя судьба», — утверждает актриса.


diariolibre.com

А вот Энрике Иглесиас не столь изобретателен: перед полетом он просто напивается и, добравшись до кресла, засыпает.


fanpop.com

Актера пугает в перелете сама ситуация, когда от него самого ничего не зависит. Этот страх заставляет Колина во время полета он все время прислушивается к шуму двигателя и переговорам членов команды. В одном из интервью актер заявил: «Это большой поезд, летающий в небе, и я ненавижу его! Я считаю, что это самая неестественная вещь в мире!». Для того, чтобы все-таки заставить себя сесть в самолет, актеру нужно хорошенько разозлиться.

Впрочем, позволить себе личный вагон или неспешное путешествие по всему континенту, на конце которого терпеливо ждут фанаты, могут лишь избранные аэрофобы. Аэрофоб обыкновенный не имеет таких возможностей, поэтому вынужден отказываться от командировок, коротать отпуска на российских югах или трястись, поджав ноги, в душном автобусе, собирая ямы по всем европам. И если на аэрофоба идейного, которому претит сама концепция летать там, где даже ползать нельзя, еще действует алкоголь и сон во время полета, то с аэрофобом закоренелым, с аэрофобом до мозга костей такие штучки не пройдут. «Мой рейс был вечером, но я уже с утра начал планомерно к нему готовиться, — рассказывает некий Алексей на тематическом форуме. — Алкоголя было выпито такое количество, что в аэропорт меня везли, а на паспортный контроль тащили под руки. Но стоило мне оказаться у ворот и увидеть свой самолет в окно, как все опьянение как ветром сдуло. Я моментально протрезвел и на посадку еле тащил ноги уже не от опьянения, а от страха». Мораль сей басни такова: аэрофобии, а вместе с ней и пьянству — бой!

Пора принимать меры и не быть пешеходным рабом своего страха.

1. Сперва определите масштабы катастрофы. Вдруг окажется, что у вас вовсе не фобия, а просто волнение. Оно, кстати, вполне естественно: даже пилоты нервничают перед полетом, поскольку небо – неестественная для человека среда обитания.

2. Попробуйте заглушить беспокойство голосом разума: «Мой друг-десантник помог мне справиться со страхом полетов, – рассказывает Екатерина. – Он просто сказал, что самолеты на самом деле падают очень редко, и именно поэтому каждая катастрофа становится целым событием. Если бы авиакатастроф было бы столько же, сколько аварий с участием машин, о них бы никто и не сообщал лишний раз. А ведь самолетов в небе очень много, примерно как автомобилей в одном городе».

3. Другой действенный способ – вышибать клин клином. «Года два назад я очень боялась летать: вжималась в кресло, терзая ручку весь полет, прислушивалась к звукам двигателей, всматривалась в лица стюардесс, – вспоминает Маргарита. – Но потом я стала больше путешествовать: в прошлом году, например, я совершила примерно 14 рейсов в разные концы планеты. Когда посадка в самолет стала для меня обыденным ритуалом, вроде путешествия на поезде, страх перестал мучить. Да, я все еще нервничаю перед взлетом, но на протяжении всего рейса чувствую себя почти как на земле».

4. Но это все легкие случаи, не отягощенные неприятными ситуациями, вроде тех, когда из панели над головой выпадает маска, а на лице доселе хладнокровной стюардессы читается паника. Истинную фобию увещеваниями не успокоишь, ее нужно лечить.

Говорят, что аэрофобия неизлечима, но в , основанном пилотом Алексеем Гервашем, утверждают, что это не так: просто к каждой причине фобии нужно подобрать свой «ключик». Такими решениями могут быть подробные лекции об устройстве самолета и механизме полета как такового, занятия на симуляторе, сеансы релаксации и навыки работы со своими мыслями.

5. Наиболее впечатляющими, конечно, кажутся занятия по ликвидации безграмотности. Наверное, потому, что пассажирам просто не рассказывают всего того, что знают пилоты (знают, и потому не боятся). Например, рядовой пассажир не знает, что ни один самолет за всю историю авиации еще не упал из-за турбулентности; не знает, что крыло отвалиться не может, потому что оно у самолета вообще одно; ни один пассажир не понимает до конца, что самолет изобретался как машина для нестандартной ситуации и в нем все устроено так, чтобы сохранять безопасность полета. Наконец, он не знает, что риск попасть в авиакатастрофу – один к десяти миллионам, и в мегаполисе у человека гораздо больше шансов погибнуть. Если бы рядовой пассажир все это знал, возможно, он больше боялся бы ездить на автобусе, чем летать на самолете.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: