Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности


Теории личности

Сегодня мы рассмотрим разные теории анализа личности в имеющихся течениях психологии. Понимание того, как развивается человек, всегда зависит от направления, в котором разрабатывается та или иная концепция.

Что же там?

Начнем с диспозициональной теория личности. У нее есть разные направления. В одном большее значение придается врожденным особенностям, а в другом — приобретенным. Мы обсудим общую канву этой теории. Заключается она в следующем: личность – это совокупность определенных внутренних черт, которые предопределяют нашу реакцию в новой ситуации.

Например, человек обманывает не потому, что это удобно в определенный момент, а по причине того, что ему присуща лживость. Наиболее популярной в рамках этого направления является теория темперамента. Так, индивид с врожденной слабой нервной системой будет реагировать одним образом, а от природы морально устойчивый – другим.

Второе направление исследования личности – поведенческий подход. Его сущность понимается так же, как и все остальное в рамках бихевиоризма (совокупность наработанных за жизнь рефлексов, и не более того).

Далее идет гуманистическая теория. Здесь личность проявляется как определенная структура мотивов, либо в виде «Я» реального или же «Я» — идеального. В последнем случае человек стремится к своему совершенному образу, и тогда он самореализуется. Когда субъект не может этого сделать, у него появляется чувство никчемности, и он впадает в невроз.

Далее идет когнитивная теория личности, основателем которой является Джордж Келли. Он пришел к выводу, что развивающийся человек определяется мыслительными операциями: восприятием действительности и ее интерпретацией. В процессе этого у него вырабатываются конкретные когнитивные схемы. А с их помощью он интерпретирует свой внешний опыт. Любая личность – это комбинация определенных схем, которые позволяют нам реализовать практическую мудрость. У каждого человека может быть своя иерархия когнитивных планов. Из-за этой особенности каждая отдельная личность является уникальной.

Ну и наконец мы рассмотрим деятельную, то есть российскую концепцию развития человеческой сущности. Она включает в себя:

  • индивида, то есть животную часть личности;
  • субъекта деятельности — сознание человека;
  • саму личность, то есть социальную ее часть.

Самооценка и ее роль в формировании личности

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе.

С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний-тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и

«Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: — самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); — самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений

(отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений

(«Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);

3) просоциальный уровень

(«Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;»);

4) эстохолический уровень

— уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).

Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы

— входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.

Бессознательно — не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше чем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка его Я идеальное и в то же время Я реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.

Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно складывающиеся склонности учащихся старших классов cтpoить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

Конструирование своего фантастического Я свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого Я-образа важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его фантастическим Я. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых они получали бы ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя», чтобы блокировать этот опасный для личности процесс.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми он хотел бы обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя (обвинение в неудачах самого себя — («регрессивная фрустрация »).

Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрациониого состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

Основные положения Я – концепции

Термин «Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно – «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». Я-концепция является одним из центральных понятий во многих психологических теориях.

Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие психологи как У. Джемс, К. Роджерс, Дж. Мид, Э. Эриксон, Р. Бернс и многие другие.

Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции — работа Р. Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание». Суммируя опыт многих исследователей, Р. Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции называются образом Я или картиной Я.

Составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называется самооценкой или принятием себя. Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения, принадлежащие ему предметы и многое другое.

Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.

Я-концепция – это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания.

Я-концепция формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности.

Что такое структура личности?

Мыслительные процессы людей

Примерно так расшифровывается структура анализа личности в психоаналитической теории, в которой Фрейд выделяет три части:

  • Ид — по сути отождествляется с индивидом и является носителем наших инстинктов, энергии, желаний.
  • Эго — совпадает с понятием субъекта деятельности, является движущей силой нашего сознания и регуляцией поведения, и способом адаптации к внешней среде.
  • Сверх «Я», которое содержит в себе нравственные принципы и нормы: оно же олицетворяется с личностью.

Примерно так же можно подразделить структуру личности Берна, когда он разделил человека на родителя, взрослого и ребенка. Правда, в отличие от Фрейда, он считал это частями эго, а не бессознательной, сознательной и надсознательной частями.

Личность и характер. Психологический анализ личности

В жизни проявление личности и характера очень тесно переплетаются. Они во многим очень схожи. Далеко не всегда эти два понятия не различаются не только обыденными людьми, но даже и психологами. Здесь будем говорить о теории анализа личности. Можно встретить довольно много учебников по психологии, в которых характер считается свойством. И именно на основании генетически заложенных черт в частности и проводится анализ личности, и не всегда понятно, в чем здесь видны отличия.

Действительно, мы все разные. И особенности общественно развитого человека, так же как и черты характера, по-разному проявляются. У всех свой способ социального анализа личности. И, конечно, когда наука имеет дело с индивидуальными особенностями, то один из самых популярных приемов психологического познания и классификации этих различий называется типологией. Действительно, каждый неповторим и уникален. Тем не менее в совокупной индивидуальности есть моменты общего, понятие повторяемости. Сочетание двух этих концепций лежит в основе построения типологии. За счет этого объединения можно выделять определенные типы людей.

С одной стороны, каждый из них говорит об индивидуальности, непохожести на других. Вторая грань — это когда тип включает в себя уникальные, но общие особенности.

Предназначение самостоятельной оценки личности

Проводимые исследования позволили выявить, что самостоятельная оценка человеческой личности обладает тремя важными функциями:

  • регулировка, оказывающая влияние на личностный выбор;
  • защита, служит залогом психической стабильности и независимой поведенческой модели;
  • развитие – способствует постоянному саморазвитию.

Основываясь на этом факте, специалисты из области психологии рекомендуют своим пациентам как можно чаще сосредотачивать внимание на самом себе. Только проведя детальный анализ собственных качеств, можно найти ответы на многочисленные вопросы. Помимо этого, подобный подход позволяет избавиться от различного «хлама», который мешает саморазвитию. Наведение внутреннего порядка, устраняет имеющиеся конфликты и позволяет достичь гармонии.

Личностная самооценка является важным звеном в формировании человеческого самосознания.

что такое самооценка личности
Самооценка представляет собой мнение индивида относительно себя и собственной значимости
Детальный анализ собственных возможностей, навыков и индивидуальных черт характера, позволяет определить свое назначение в социуме. При помощи самоотчета, самоанализа и самонаблюдения, человек производит сравнение собственной личности с окружающими людьми. Важно понимать, что этот элемент самопознания не имеет схожих черт с банальным любопытством. В рассматриваемом вопросе, в качестве стимулов развития личности, выступают такие качества, как самосовершенствование, самолюбие и желание достичь успеха. Именно эти цели толкают человека вести каждодневную борьбу с самим собой и постоянно расширять круг своих интересов.

Самооценка — это единственный способ познать собственное «Я», сравнив свои прошлые поступки с планами на будущее. Анализ различных аспектов своей индивидуальности позволяет ознакомиться с собственными достоинствами и недостатками, а также определить стратегию развития собственной поведенческой модели в различных условиях. Именно этот анализ, является механизмом запуска нравственного саморазвития.

Самооценивание личности подразделяется на два ключевых элемента: эмоциональный и когнитивный. Первый отвечает за взаимосвязь с индивидуальными чертами собственной личности, среди которых следует выделить темперамент, характер, модель поведения и привычки. Когнитивная сфера основывается на информации, что поступает из внешнего мира.

Обстоятельства современной психологии

Мыслительные процессы

Необходимо учесть то обстоятельство, что в современной психологии нет единого представления о предмете анализа развития личности, а значит, нет одной общепризнанной теории, которая бы подтверждалась всеми специалистами этой области. Наоборот, около ста лет назад вся психологическая наука разделилась на множество школ и направлений, каждая из которых выступила со своей аналитической концепцией. А именно: с пониманием предмета в целом, с конкретными представлениями об отдельных компонентах психической реальности и своей теорией анализа личности. Впрочем, взгляд на понятие «развитие индивида» отличался точно так же. Мы опираемся на ту традицию, которая связана с Московской Психологической Школой, то есть с учреждением Алексея Николаевича Леонтьева. Но, несмотря на это, можно выделить одну общую черту: человек является общим объектом для многих разных наук. Каждая из них имеет свою цель и метод анализа личности. В соответствии с этим, в человеке как в общем объекте каждая наука выделяет свой узкий предмет.

Развитие личностной самооценки

Формирование самооценки человека происходит в результате межличностных связей. На уровень оценки собственной личности имеет особое влияние общественное мнение. Оценка окружающих людей в сочетании с личными достижениями, являются одним из важных критериев в рассматриваемом вопросе. Самооценка в психологии – это представление о степени значимости собственной личности для окружающих. Фундаментом для формирования оценки служат личные качества, недостатки и достоинства, чувства и поступки человека.

По мнению психологов, данный компонент самосознания имеет повышенную устойчивость к внешнему влиянию. Так как развитие личностной оценки формируется в детском возрасте под влиянием социальных и врожденных факторов, устоявшееся мнение с трудом поддается коррекции. На развитие самооценки оказывает влияние взаимоотношение с окружающими людьми, поскольку каждому человеку свойственно проводить сравнение своих поступков с поступками других людей. Определить уровень оценки собственной личности можно, изучив такие критерии, как темперамент, склад характера, и степень взаимодействия с другими людьми.

Кто еще исследует личность?

Каждый видит свое

Вспомним: историки тоже занимаются изучением данной теории. Но они это делают в рамках определенного временного отрезка. Интересуются ролью человека в историческом процессе, не используя структуру анализа личности. То есть не тем, в какой мере каждое обозначенное событие может быть обусловлено деяниями конкретной знаменитости, а в какой степени происходящее является проявлением общих законов развития общества.

Педагоги тоже занимаются изучением человеческих способностей, но их прежде всего это интересует в плане воспитательной работы. Это их основная цель. Они используют другие методики анализа личности.

Социологи исследуют подобные концепции. Есть большой раздел в данной области, называемый «социологией личности». Цель заключается в поиске закономерности различных общественных явлений, которые возникают в результате объединения людей. Личность в этой науке рассматривается как элемент различных социальных слоев.

А что же выделяет психология в процессе человеческого развития? Конечно, специалистов интересует то, что движет личностью, основные действующие силы. При этом человеком могут управлять различные мотивации (экономические, юридические, социальные, культурные). Но у психологии своя цель. Раз она изучает реальность человеческой сущности и может дать анализ особенностей личности, то очевидно, что среди многообразных побуждений она будет искать именно психологические движущие силы. А они, в свою очередь, объединяются общим собирательным словом – мотивация.

Формирование и развитие самооценки

Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:

  • собственное отношение к окружающей действительности,
  • отношение окружения к личности,
  • успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.

Развитие личности — что это такое в психологии

Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.

Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции. Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность. Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники.

К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.


Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам. К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя.

SWOT анализ личности

Тест swot

Главная задача и мысль этого вида анализа достаточно проста. Чтобы выполнить его, вам всего-навсего понадобится лист бумаги и ручка, а также тридцать минут свободного времени. Этот вариант подходит в том случае, когда вы запутались в какой-либо ситуации и совсем не знаете, что делать. Очень полезно сделать SWOT-анализ в тот момент, когда нужно принять важное решение. Результаты помогут поступить правильно, а также покажут ваш истинный путь.

Нарисуйте на листе бумаги квадрат, который будет разделен на равные ячейки. Два столбца – это благоприятное и неблагоприятное. Две строки – это внутренне и внешнее.

Этап 1. Задумайтесь о том, что положительно для вас и вашего процесса действия в настоящее время. Запишите данные, все без исключения, в 1 столбик. Таким же образом задумайтесь о этом, что в этих условиях рискованно и способно нанести вред вам, то, что с максимальной вероятностью помешает, от чего вы будете обессилены. Это был 2 столбик.

Этап 2. Попытайтесь спросить у себя: я могу оказать влияние на эти вещи либо данное в этой ситуации от меня никак не находится в зависимости? В случае, если вы сможете оказать влияние на данные факторы, это будет расцениваться как ваше внутреннее качество, характерная черта. Если какое-либо изменение кажется невозможным, и нужно только лишь принимать во внимание данное воздействие, в таком случае это внешнее явление.

Теперь все наши ячейки заполнены. То, что может помочь вам и является внутренним, – ваши сильные стороны, а что препятствует — слабые. В таком случае то, что для вас может стать помощью и пребывать за пределами зоны контроля, это возможности. Их еще можно именовать способностями. А что является препятствием и располагается вне вас – это угрозы.

Иногда полагают, что после наполнения данных 4 полей SWOT-исследование является завершенным, а анализ понятия личности — оконченным. На самом деле здесь он только лишь начинается. Сейчас мы обязаны придумать, что со всем этим делать дальше.

Общие советы будут следующими:

  • Прописываем стратегию, в которой стремимся опираться в первую очередность на собственные сильные стороны, а слабые стороны либо чем-то компенсировать, либо инвестировать силы в их формирование, для того чтобы они прекратили являться подобными слабым.
  • Одновременно стремимся согласно максимуму применять раскрывающиеся способности и как-то избежать этих опасностей. В особенности основательно взвешиваем два сочетания: сильные стороны + способности. Это то, что мы можем совершить непосредственно в настоящее время и показать себя с лучшей стороны. Второе допустимое сочетание – слабые стороны + угрозы. Данное в таком случае — это то, из-за чего же мы можем почти все потерять, и это наиболее опасно, если наружные угрозы накладываются на наше душевное лимитирование и бессилие.

Виды и уровни самооценки личности

Изучая вопрос, что такое самооценка, надо говорить о ее структуре. С целью правильного определения позиции личности выделены следующие виды и уровни самооценки:

  • Адекватная, соответствующая двум позициям: средний уровень и выше среднего;
  • Неадекватная, с позициями завышенного или заниженного уровня.

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

В психологической характеристике наличие того или иного вида оценки является важным и определяющим, так как именно от ее уровня зависит, насколько личность будет здраво оценивать собственные силы, поступки, качества, действия.

К сведению. Что значит уровень самооценки, полезно знать каждому человеку, чтобы составить качественную характеристику самому себе и правильно воспользоваться своими способностями, искоренить недостатки. Практической психологией разработано много разных рекомендаций, как повысить самооценку и вывести ее на нормальный уровень.

По мнению психологов, объективно уровень определяется соотношением психических процессов: познавательного и защитного. Первый влияет на адекватность, второй в ситуациях пониженной самооценки направляется на защиту внутреннего психологического комфорта.


И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

Важно! Многие полагают, что завышенный уровень – это хорошо, якобы он помогает полюбить себя. Однако такое мнение является ошибочным, так как отклонения самооценки в ту или иную сторону вводят человека в заблуждение относительно себя и снижают качество жизни.

Так, личности с завышенным уровнем способны переоценить собственный потенциал и считать, что окружающие незаслуженно их недооценивают. Вследствие этого они проявляют к людям высокомерие, недружелюбие, иногда агрессию. Кроме того, завышенный уровень притязаний превышает их реальные возможности и ведет к неудачам. Плохо, что у таких индивидов культивируются стремление к превосходству, неуживчивость, из-за чего многие стремятся избегать общения с ними. В подобном состоянии у индивида наблюдаются истерическое поведение и невротические реакции, в конечном итоге приводящие к неврозам.

К сведению. Специалисты отмечают, что личность с завышенной самооценкой имеет характерный внешний вид: голова высоко поднята, прямая осанка, продолжительный и прямой взгляд, командный голос.

Низкий уровень самооценки проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек становится неуверенным, никому не доверяет и, как никто другой, нуждается в постоянной поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой часто попадает под влияние коллег или близких, идет у них на поводу. Такие личности, как правило, преувеличивают свои неприятности, становятся чрезмерно самокритичными, завистливыми, подозрительными. Нередко рассуждения о своих недостатках приводят их к мнению о себе, как неудачнике, из-за чего неправильно оцениваются лучшие качества. Заниженная самооценка начинает формироваться в детском возрасте, но нередко и во взрослом состоянии может трансформироваться из адекватной, как следствие постоянного сравнения себя и своих достижений с окружающими.

К сведению. Для внешнего вида человека с заниженной самооценкой характерны: втянутость головы в плечи, нерешительная походка, нежелание смотреть в глаза собеседнику, слабый голос или затянувшееся молчание.


По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

SWOT: пример

Разлом личности

Предлагаем проанализировать обычный образец. Допустим, индивид ищет работу. Зачастую мы довольно консервативны, если в каком-то месте ранее трудились. В таком случае по каким-либо причинам можем искать последующую работу таким образом, чтобы она была схожа с предшествующей. Однако если на прежнем месте нам никак не нравилось, то выкарабкаться из колеи сможет помочь SWOT-исследование. Некто способен дать понять нам и какие-то другие пути.

Предположим, вы знаете в себе подобные сильные стороны: оптимальная математическая подготовка, понимание 2 языков, аналитический склад интеллекта. Слабые стороны: вы немножко отошли от собственной сферы, уже давно никак не наблюдали за разработками и новинками, а еще не очень общительны и несколько замкнуты в себе. Опасности, важные для вас, имеют все шансы являться связанными с этой организацией, в которой вы трудитесь. Может, ваши планы в целом вскоре прикроются, а рабочая категория будет расформирована. А возможно, у вашего проекта появлялись мощные соперники, здесь можно провести анализ личности человека. Сейчас давайте приглядимся к способностям — это то, что поможет представить вам общество в кратчайший период. К примеру, какой-нибудь весьма неплохой наниматель в настоящее время может искать сотрудников с вашей квалификацией. Или же в настоящее время совершается набор на практику в неплохой экспериментальный центр.

Допустим, вы приняли решение подумать о возможности и приглядеться к данной стажировке. Способность к пониманию языков будет опорой, потому что это ваша сильная сторона. А вот будучи мало общительным и некоммуникабельным, вы будете испытывать затруднения. Эти черты вам придется чем-то компенсировать, таким образом, это ваша слабая сторона.

Теперь, глядя в предварительные итоги SWOT-разбора, вы можете осуществить какие-то заключения, сформировать проекты. К примеру, готовите портфолио и одновременно приступаете к прохождению собеседования при поиске новой деятельности, либо посылаете заявку на практику.

При постоянном использовании SWOT-исследование может помочь предотвратить проблемы и прослеживать способности с целью формирования и роста личности.

Развитие детей

Детские рисунки

Развитию и анализу личности ребенка стоит уделить отдельное внимание.

Существует множество способов, которые помогают понять, на каком этапе психологического и интеллектуального роста находится тот или иной малыш. Но, учитывая малую заинтересованность детей в подобного рода действиях, специалисты предлагают альтернативный метод – изучение детских рисунков.

Малыш стал плохо кушать и спать? Вы замечаете, что с ним что-то не так? Перевести настроение вашего чада с «детского» на «взрослый» язык помогут именно рисунки! В них малыши бессознательно выражают то, что их беспокоит. Обычно они начинают рисовать с кружочков — солнышка и лиц человечков. Это нормально до двух-трех лет. По этим нехитрым изображениям сразу можно будет понять, все ли хорошо у вашего ребенка. Но с возрастом усложнятся и картинки. Так что человек, не имеющей квалификации и профессиональной компетенции в данном вопросе, скорее всего, истолкует это неправильно. Важно обращать внимание на цвета, которые использует ребенок. Первый сигнал тревоги — преобладание темных цветов. Конечно, один рисунок может не дать ответа на ваш вопрос, но он может стать тем самым важным сигналом, который не стоит упускать.

Детские рисунки — особо ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить, есть ли у ребенка какие-то проблемы. Они в какой-то мере помогают провести психологический анализ личности. Необходимо лишь научиться читать работы юного художника. Чаще всего в подобных изображениях заложен глубокий, сакральный психологический смысл. Родитель может заняться расшифровкой лично, но все же стоит отметить, что анализ подобного рода не всегда может быть достоверным. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют обращаться к специалистам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: