Развитие самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Самовосприятие — наше представление о себе. Оно касается как внешних данных, так и поведения. Оценивая, как мы воспринимаем себя в различных ситуациях, и какие испытываем реакции на происходящее вокруг, мы делаем заключение об эмоциях, которые переживаем, а также о нашем характере и способностях. Все это, впоследствии, определяет самооценку и формирует наше самовосприятие.

В данной статье, подготовленной редакцией сайта люди для людей, мы затронем основные понятия и терминологию, а так же постараемся выяснить определяющие факторы, влияющие на формирование нашей самооценки.

Влияние окружения на самовосприятие человека

Самовосприятие человека во многом зависит от его окружения. При встрече с новыми людьми мы непременно оцениваем их и составляем какое-либо мнение. В свою очередь, люди также оценивают нас. Этот процесс, в психологии принято называть межличностным восприятием. Однако при общении с другим человеком мы не просто оцениваем собеседника, но и сравниваем его с собой, а себя с ним.

Критериями для анализа выступают следующие данные:

  • Физические особенности. Мы оцениваем рост человека, телосложение и подсознательно сравниваем его параметры со своими. Тоже касается и черт лица. Из этих трех составляющих складывается наша самооценка и представление о внешней привлекательности.
  • Внешний облик. Большое значение для нас имеет то, как одет человек, какие аксессуары и украшения он носит. В этом отношении мы также обязательно проводим параллели с собой. Часто одежда становится поводом для оценки себя, своей успешности, социального статуса и материального положения.
  • Манеры и поведение человека. В этот перечень входят такие критерии, как жесты, мимика, осанка и походка. Кроме того, мы оцениваем и манеру общения. Мы сравниваем поведение другого человека со своим, думаем, как сами бы поступили в подобной ситуации.
  • Личностные качества. По разговорам человека мы узнаем о его взглядах на жизнь, и перед нами открывается его внутренний мир. Это тоже является поводом для сравнения, поскольку так мы решаем — близок ли нам человек. Иначе говоря — похож ли он на нас.
  • Способности. Мы можем оценивать физические, умственные и творческие способности человека. Например, мы можем замечать, что наш коллега лучше справляется с какой-то работой в офисе. В то же время, отправившись с ним на корпоратив и проводя дальнейшую оценку себя и своего коллеги, мы можем с гордостью отметить, что танцуем или поем в караоке гораздо лучше него.

Самовосприятие и межличностное восприятие, таким образом, находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому то, как мы воспринимаем себя со стороны, во многом зависит от нашего окружения.

Самооценка человека зависит от окружения. Мы можем вполне комфортно чувствовать себя на привычном месте работы, где окружены знакомыми людьми, но потом вдруг ситуация меняется. Например, нам предлагают повышение, и мы переходим в новый офис. Сотрудники там зарабатывают в разы больше, чем наши прежние коллеги, и могут позволить себе более дорогую одежду и личные вещи. Это заставляет нас чувствовать свою несостоятельность.

Кроме того, нам может быть тяжело справляться с новой работой, поэтому наше представление о собственных способностях может значительно измениться в худшую сторону. Все это, несмотря на видимый успех в карьере, может привести к снижению самооценки, и, как следствие, даже к депрессии. — Вот, что говорит о самовосприятие психология.

Развитие самосознания

Целеустремленность — что это такое в психологии

Разные ученые различно смотрят на проблему совершенствования этого качества. Например, В.М. Бехтерев считал, что самосознание у ребенка формируется еще раньше, чем сознание. С. Л. Рубинштейн был убежден, что самосознание развивается в процессе овладения речью и совершения первых попыток действовать самостоятельно. Проще говоря, начало наступает в возрасте 2-3 лет.

Самопознание начинается с того, что ребенок понимает границы своего тела. Этап наступает в один год. Можно считать, что с этого возраста начинает формироваться самосознание. Годовалый ребенок проявляет самостоятельность в манипуляциях с предметами. Чуть позже появляется самоузнавание – это способность понимать, что отражение в зеркале – это он сам.


Самопознание – изучение своих мыслей

Где-то в три года малыш учится употреблять местоимение «Я». Также он может давать себе простейшую характеристику – «хороший».

В дальнейшем активно формируется интеллект, благодаря чему происходит обретение умения оценивать (сначала – других людей, затем – самого себя). Самооценка пока зависит от мнения взрослых. Дошкольник учится осознавать себя во времени.

Для младшего школьного возраста характерны такие новообразования:

  1. Самоуважение, как правило, становится более уместным и дифференцированным. Мальчик или девочка различает свои физические и умственные черты, оценивает собственные способности на основе чужих результатов.
  2. В конце младшего школьного возраста ребенок все чаще описывает характерное поведение, может ссылаться на мысли и чувства, характерные для его внутреннего мира.
  3. Оценки обретают стабильность, объективность, начинают иметь не только аффективный, но и рациональный компонент.

В подростковом возрасте самосознание плавно становится таким же, как и у взрослых. Для этого периода характерно большое количество новообразований, в частности, таких:

  1. Постепенно образуются две новые формы самосознания: ощущение зрелости и я-концепция. Подросток начинает себя чувствовать взрослым.
  2. Заинтересованность собственным внутренним миром, что приводит к усложнению процессов самопознания. Проще говоря, в подростковом возрасте человек начинает изучать себя.
  3. Самооценка низка в целом и нестабильна, но может быть чрезмерно высокой (как компенсационный механизм). Одна из причин этого – отношение со стороны взрослых, как к ребенку, хотя человек себя уже не ощущает таковым.

Важно! Подростковым возрастом процесс формирования самосознания не ограничивается. Это бесконечный процесс, который продолжается вплоть до конца жизни.

Как мы оцениваем себя в силу личностных особенностей

Как мы воспринимаем себя, и от чего это зависит? – вопрос не простой. В одной и той же обстановке люди с одинаковым социальным статусом, но различным характером могут чувствовать себя абсолютно по-разному. Это происходит оттого, что самовосприятие человека зависит не только от окружения, но и от особенностей его личности.

Реальная оценка себя в и наше место в жизни далеко не всегда совпадают с нашими желаниями, а также часто идет вразрез с мнением о нас других людей. В этом и заключается основная проблема самовосприятия — оно очень субъективно.

*Например, несоответствие наших представлений о себе с идеальными ожиданиями может либо вогнать нас в депрессию, либо заставить, наоборот, работать над собой. То, какой путь мы выберем, будет зависеть уже от особенностей нашей личности. Оптимисты наверняка предпочтут самосовершенствоваться, а вот пессимисты будут заранее уверены в своей неудаче.

Самооценка человека и особенности его личности также будут формировать представление об идеалах. Некоторые люди бывают, недовольны своей внешностью. Стремясь исправить ее, они ложатся под нож пластического хирурга. При этом вполне вероятно, что большинство других людей сочло бы их привлекательными и без операции.

Ошибки нашего самовосприятия

Ошибочность нашего самовосприятия доказал эксперимент проведенный компанией Unilever, выпускающей мыло Dove. Он наглядно продемонстрировал то, как люди порой недооценивают свои внешние данные. Суть исследования заключалась в следующем:

  • Людей, согласившихся участвовать в эксперименте, пригласили в студию, где находился художник, сидящий за ширмой. Он не видел тех, кто приходил к нему, а они, в свою очередь, не видели его.
  • Участники эксперимента описывали художнику свою внешность и, опираясь на этот рассказ, мужчина рисовал их портрет.
  • Затем художнику внешность испытуемых описывали другие люди, предварительно встречавшиеся с ними также в рамках эксперимента.
  • В соответствии с тем, как они характеризовали испытуемых, художник рисовал второй портрет.
  • В конце эксперимента портреты сравнивались между собой.

*Любопытно, но оказалось, что тот портрет, который был нарисован по описаниям других людей, выглядел более привлекательно, чем тот, который художник создавал в соответствии с представлениями испытуемых о самих себе. Часто люди при описании собственной внешности были склонны к негативным характеристикам. Например, они говорили, что имеют впалый подбородок, полное лицо или массивный лоб. Другие же, при взгляде на них, видели совсем иные черты: милый узкий подбородок, симпатичное и открытое лицо, благородный высокий лоб. Наблюдатели также часто отмечали и те детали, о которых испытуемые забывали упомянуть, описывая себя: милая улыбка, красивые глаза и т. д.

Оценка себя в большинстве случаев оказывается ошибочной. На практике выходит, так, что мы красивее, чем думаем. Мы часто склонны недооценивать не только свою внешность, но и способности, а также не замечать своих положительных личностных качеств. Такое негативное самовосприятие мешает нам радоваться жизни и получать от нее то, что мы действительно заслуживаем. Наладить контакт с окружающим миром можно с помощью сознательного изменения мнения о себе в лучшую сторону и формирования объективной самооценки.

Позитивное самовосприятие

Позитивное самовосприятие многим людям кажется проявлением эгоизма. Они думают, что когда человек считает себя красивым, умным или имеющим прекрасное чувство юмора, это означает, что он выказывает превосходство над другими, но это далеко не так.

Воспринимать себя позитивно — вовсе не значит ставить себя выше окружающих, это значит уметь реалистично оценивать свои способности и видеть свои сильные стороны. В конце концов, если вы стали победительницей на школьном конкурсе красоты, вы имеете право считать себя привлекательной, не так ли? Вы также вполне можете гордиться своим умом, если занимаете престижную должность, которую получили благодаря своим способностям. Ну а если все знакомые постоянно смеются над вашими шутками, то заключение о том, что вы имеете хорошее чувство юмора, кажется вполне логичным.

Люди с низкой самооценкой склонны не замечать своих достоинств и сосредотачиваться на недостатках. Это приводит к тому, что они становятся неуверенными в себе и начинают думать, что все окружающие смотрят на них с осуждением. Ощущая дискомфорт и неловкость в какой-либо ситуации, такие люди обычно ведут себя неуклюже и неестественно. Все это приводит к тому, что окружающие действительно могут начать воспринимать их как неудачников.

Как научиться воспринимать себя позитивно?

Как изменить самовосприятие? Сегодня существует множество различных техник, позволяющих обрести уверенность в себе. Первым шагом к повышению самооценки может стать составление списка своих положительных качеств. Это позволит вам заострить внимание на сильных сторонах своей личности и запустить процесс самовосприятия, имеющий позитивный вектор.

Если у вас возникли трудности с поиском своих сильных сторон, то, возможно, вам помогут следующие вопросы:

  • Вспомните, чего вы добились в жизни?
  • С какими трудностями вам пришлось столкнуться, и как вы преодолели их?
  • Чему вы уже научились?
  • Что ценят в вас окружающие люди?
  • Какие негативные качества отсутствуют у вас?

*Достоинства есть у каждого человека, и когда мы находим их в себе, мы обретаем уверенность, а также рациональную независимость от мнения окружающих. Так нам становится намного проще жить, общаться с людьми, добиваться успехов в карьере и строить личные взаимоотношения.

Позитивное самовосприятие личности меняет наше отношение не только к себе, но и к окружающим. Когда человек перестает бояться людей и опасаться критики с их стороны, уходит и его враждебность. Иначе говоря, он становится добрее.

Люди с высокой самооценкой чаще улыбаются, они открыты для общения, а также спешат поделиться своим опытом и оказать помощь нуждающимся. Они хотят дать возможность другим обрести подобную свободу и стать счастливыми. Стремясь улучшить жизнь других людей, они могут также заниматься благотворительностью. Согласитесь, с появлением каждого нового такого человека наш мир становится намного лучше!

Хотя именно теории когнитивного диссонанса мы обязаны большим числом исследований, существует теория, более просто объясняющая те же самые явления. Как у нас формируются представления об установках окружающих нас людей? Мы наблюдаем за их поведением в конкретных ситуациях, а затем приписываем его либо личностным качествам людей или их установкам, либо внешним обстоятельствам. В случае если мы присутствуем при том, как родители заставляют маленькую Сьюзи попросить прощения и девочка, наконец, произносит ʼʼПроститеʼʼ, мы объясняем это ситуацией, а не тем, что ребенок сожалеет о каком-то своем поступке. В случае если Сьюзи просит прощения без видимого принуждения, мы приписываем это ей самой.

Теория самовосприятия,предложенная Дарилом Бемом в 1972 ᴦ., исходит из того, что, наблюдая за собственным поведением, мы делаем аналогичные выводы. Когда наши установки слабы или неоднозначны, мы оказываемся в положении человека, наблюдающего за нами со стороны. Мы идентифицируем установки окружающих, внимательно наблюдая за их поведением в ситуациях, когда они имеют возможность действовать так, как хотят. Точно так же мы оцениваем и собственные установки. Слушая собственную речь, я получаю информацию о своих установках; наблюдая за своими действиями, я получаю сигналы относительно того, насколько сильны мои убеждения. Сказанное прежде всœего справедливо в отношении таких ситуаций, при которых мне сложно объяснить свои действия давлением обстоятельств. О том, какие мы есть на самом делœе, говорят поступки, которые мы совершаем по доброй воле.

Аналогичное объяснение эмоций было предложено еще сто лет тому назад Уильямом Джеймсом, который считал, что мы судим о своих эмоциях, наблюдая за своими телами и за своим поведением. Представьте себе женщину, увидевшую в лесу рычащего медведя. Она замирает, ее сердце начинает учащенно биться, происходит выброс адреналина в кровь, и она спасается бегством. Размышляя о том, что с нею произошло, женщина осознает, что ей было страшно. В любом колледже, где мне предстоит читать лекции, я просыпаюсь еще затемно и больше не могу уснуть. Поняв, что меня мучает бессонница, я делаю вывод о том, что волнуюсь.

<�Эмоции усиливаются при свободном проявлении их внешних признаков. Максимально возможное подавление всœех возможных внешних проявлений, напротив, гасит наши эмоции. Чарльз Дарвин

, О выражении эмоций у человека и животных, 1897>

Возможно, вы, так же как и я поначалу, скептически отнесетесь к эффекту самовосприятия. При этом экспериментальное изучение разных выражений лица должно убедить вас в том, что подобный эффект действительно существует. Испытуемые, на лицах которых были закреплены электроды и которых Джеймс Лэрд просил нахмуриться (ʼʼнапрягите эти мышцыʼʼ, ʼʼсведите бровиʼʼ), говорили о том, что испытывают гнев (Laird, 1974, 1984; Duclos et al., 1989). При этом интереснее попытаться воспроизвести другой опыт Лэрда, а именно тот, в котором он просил испытуемых улыбаться: у них улучшалось настроение, и они находили карикатуры более смешными. Когда человек видит в зеркале свое отражение и присматривается к выражению лица, эффект самовосприятия усиливается (Kleinke et al., 1998).

По данным немецкого психолога Фрица Штракка и его коллег, люди, сжимающие авторучку зубами (в данном случае работают мышцы, ʼʼответственныеʼʼ за улыбку), находят карикатуры более смешными, чем люди, сжимающие ее губами (при этом работают мышцы, несовместимые с улыбкой). (Источник

:Strack et al., 1988)

Этот феномен знаком всœем нам. В случае если в тот момент, когда мы раздражены, раздается телœефонный звонок или кто-то приходит, наше поведение становится участливым и вежливым: ʼʼНу, как дела?ʼʼ — ʼʼВсе нормально, спасибо. А вы как?ʼʼ — ʼʼДа вроде ничего…ʼʼ В случае если испытываемые нами чувства не очень сильны, подобное дружелюбие способно в корне изменить всю установку: трудно одновременно и улыбаться, и чувствовать раздражение. Не исключено, что когда Мисс Вселœенная ослепляет нас своей улыбкой, она всœего лишь хочет поднять свое собственное настроение. Роджерс и Хаммерштейн считают, что можно избавиться от чувства страха, в случае если начать ʼʼнасвистывать веселую мелодиюʼʼ. Действия способны ʼʼзапуститьʼʼ эмоции.

(— Я пою не потому, что счастлива. Я счастлива потому, что пою.)

Самовосприятие в действии

Иногда эффект самовосприятия проявляется и в последующем поведении. Люди, которые были вынуждены вести себя непринужденно и быть разговорчивыми (во время интервью), впоследствии способны демонстрировать большую открытость и коммуникабельность (Schlenker et al., 1994; Tice, 1992). Ведите себя, как общительный человек, и вы можете стать более общительным.

Даже походка может повлиять на самочувствие. Когда вы дочитаете эту главу, встаньте и походите минуту мелкими, семенящими шагами, глядя себе под ноги. Это прекрасный способ вогнать себя в депрессию. ʼʼПросидите целый день в скорбной позе, вздыхая и отвечая на всœе вопросы мрачным голосом, и вам станет еще тоскливееʼʼ, — писал Уильям Джеймс (James, 1890, р. Размещено на реф.рф 463). Хотите почувствовать себя лучше? Походите в течение минуты широким шагом, размахивая руками и глядя вперед. Участникам эксперимента͵ проведенного Сарой Содграсс, это удалось (Snodgrass, 1986). А вам?

<�Я могу наблюдать за собой и за своими действиями так, словно речь идет о ком-то другом. Анна Франк

, Дневник маленькой девочки, 1947>

В случае если внешние проявления эмоций влияют на сами эмоции, можно ли, копируя окружающих, понять, что они чувствуют? Результаты эксперимента͵ проведенного Катрин Бернс Вон и Джоном Ланцеттой, позволяют ответить утвердительно (Katherine Burns Vaughan & Lanzetta, 1981). Участники этого эксперимента͵ студенты Дартмутского колледжа, должны были наблюдать за человеком, получавшим удары электрическим током. Некоторых наблюдателœей просили в момент удара изобразить на лице боль. В случае если правы Фрейд и другие психологи и если выражение эмоций действительно ведет к освобождению от них, внешнее проявление боли должно ʼʼоблегчить душуʼʼ (Cacioppo et al., 1991). На самом же делœе наблюдатели, изображавшие на лицах боль, при каждом ударе током потели интенсивнее, чем остальные наблюдатели, и частота пульса была у них выше. Очевидно, что эти наблюдатели, изображая эмоции другого человека, почувствовали к нему большую эмпатию. Мораль: если хотите понять, что чувствует другой человек, пусть ваше лицо, как зеркало, отразит выражение его лица.

Естественное подражание и ʼʼэмоциональное инфицированиеʼʼ.Синхронизируя свои позы и движения подобно тому, как это делают участники эксперимента проведенного Фрэнком Берньери и его коллегами и записанного на видеопленку, люди ощущают большую взаимную гармонию

Для этого не нужно прилагать никаких специальных усилий. Наблюдая за лицами окружающих, их позами и голосами, мы естественно и бессознательно шаг за шагом повторяем их реакции (Hatfield et al., 1992). Мы синхронизируем свои движения, позы и интонации с их движениями, позами и интонациями, что помогает нам ʼʼнастроиться на волну их эмоцийʼʼ. Это также способствует ʼʼэмоциональному инфицированиюʼʼ и помогает понять, почему общение со счастливыми людьми улучшает настроение, а с несчастными — ухудшает его (Модуль А).

Выражение лица влияет также и на наши установки. Это доказали Гэри Уэллс и Ричард Петти, проведя неординарный эксперимент, участники которого, студенты Университета Альберты [Альберта — провинция в Канаде. — Примеч. перев.

], ʼʼпроверяли работу наушниковʼʼ: они слушали передовую статью из газеты, которую читал диктор радио, и должны были утвердительно кивать или отрицательно качать головой. Кто был более других согласен с содержанием статьи? Те, кто кивал утвердительно. Почему? Уэллс и Петти пришли к выводу о том, что согласие (позитивные мысли) совместимо с движениями головы в вертикальной плоскости и несовместимо с движениями в горизонтальной. Проверьте это на себе, слушая кого-либо. Когда вы чувствуете большее согласие с говорящим? Когда киваете головой или когда качаете ею?

<�В случае если в знак согласия вам кивают головой, значит, вы не в Болгарии, ибо в Болгарии это означает ʼʼнетʼʼ.>

Еще более забавный эксперимент был проведен Джоном Качоппо и его коллегами (Cacioppo et al., 1993). Οʜᴎ просили испытуемых оценить китайские иероглифы, одновременно поднимая руки вверх (словно поднося еду ко рту) или опуская их вниз (словно отталкивая от себя кого-то или что-то). Как вы думаете, какие движения ʼʼпородилиʼʼ самые высокие рейтинги? Конечно, первые. (Попробуйте приподнять стол, подложив под столешницу повернутые вверх ладони, а потом надавите на нее ладонями. Какое из этих движений вызвало у вас более положительные чувства? Может быть, именно данный феномен, заключающийся в том, что движения влияют на чувства, и объясняет, почему люди лучше чувствуют себя на тех приемах, где им приходится держать в руках тарелку с закусками или бокал?) Студенты Вюрцбургского университета — участники эксперимента͵ проведенного Роландом Ньюманном и Фрицем Штракком, — должны были на скорость распознавать разные слова как негативные или позитивные (Neumann & Strack, 2000). Каждый студент реагировал на слова, нажимая левую или правую кнопки (используя два пальца одной руки). Одновременно вторая рука либо поднималась вверх (работали мускулы приближения), либо опускалась вниз и отводилась в сторону. Вы уже догадались, каков был результат? Студенты быстрее классифицировали позитивные слова, в случае если вторая рука активировала позитивную мышечную реакцию ʼʼприближенияʼʼ.

Сверхоправдание и внутренняя мотивация

Вспомните эффект недостаточного оправдания: наименьший побудительный стимул, способный заставить людей сделать что-либо, — как правило, наиболее эффективный способ внушить им приверженность этим действиям и в дальнейшем. Одно из возможных объяснений этого феномена предлагает теория когнитивного диссонанса: если внешней стимуляции недостаточно для оправдания нашего поведения, мы уменьшаем диссонанс, находя оправдания внутри самих себя.

Теория самовосприятия предлагает другую трактовку: люди объясняют свое поведение, замечая те условия, при которых оно имеет место. Представьте себе, что вы слушаете оратора, ратующего за повышение платы за обучение после того, как ему заплатили за выступление $20 долларов. Без сомнения, его слова покажутся вам менее искренними, чем показались бы, в случае если вы думали, что он высказывает это мнение бескорыстно. Возможно, мы делаем аналогичные выводы и тогда, когда наблюдаем за собой.

<�Действия, а не созерцание — вот лучший путь к самопознанию. Гёте

(1749-1832)>

Сторонники теории самовосприятия идут даже чуточку дальше. Вопреки представлению о том, что вознаграждения всœегда усиливают мотивацию, они высказывают предположение, что ненужные вознаграждения иногда имеют скрытую цену. Вознаграждения, получаемые людьми за то, что они уже и так делают с удовольствием, могут привести к тому, что они припишут свои действия именно вознаграждению, а это может подорвать их самовосприятие, согласно которому они ведут себя именно так, поскольку это соответствует их собственному желанию. Результаты экспериментов, проведенных в Рочестерском университете Эдвардом Диси и Ричардом Райаном (Deci & Ryan, 1991, 1997), в Стэнфордском университете Марком Леппером и Дэвидом Грином (Lepper & Green, 1979) и в Университете Колорадо Энн Боджиано и ее коллегами (Boggiano et al., 1985, 1987), подтверждают существование этого эффекта сверхоправдания.Платите людям за игру с головоломками, и они станут интересоваться ими меньше, чем те, кому не платят за это. Пообещайте детям вознаграждение за то, что они и так делают с удовольствием (к примеру, за игру с ʼʼволшебными маркерамиʼʼ), — и они превратят игру в работу (см. рис. 4.3).

Рис. 4.3.Когда люди без всякого вознаграждения или принуждения занимаются тем, что им нравится, они объясняют свои действия склонностью к данной деятельности. Вознаграждение, ʼʼпоступающее извнеʼʼ, потому подрывает внутреннюю мотивацию, что заставляет людей именно ему приписывать свое поведение

Одна народная сказка служит прекрасной иллюстрацией эффекта сверхоправдания. Мальчишки ежедневно затевали шумные игры на улице, где жил одинокий старик. Шум раздражал старика, и вот однажды, позвав детей к себе, он сказал им, что любит веселые детские голоса и заплатит каждому из них по 50 центов, в случае если они и завтра будут играть возле его дома. Назавтра мальчишки прибежали и шумели больше обычного. Старик ʼʼоплатил их услугиʼʼ и пообещал заплатить и на следующий день. Дети не заставили себя долго ждать, их крики — тоже, и старик снова дал им деньги: но на данный раз по 25 центов. Следующий день оказался для мальчишек менее ʼʼурожайнымʼʼ: старик заплатил им только по 15 центов, предупредив, что деньги у него на исходе. ʼʼЗавтра я смогу заплатить вам только по 10 центов, но я очень прошу вас прийтиʼʼ, — сказал он. Разочарованные дети ответили, что больше не придут. Десять центов, решили они, не такие деньги, чтобы ради них стоило играть возле его дома целый день.

Как следует из теории самовосприятия, неожиданное вознаграждение не уменьшает внутреннего интереса, поскольку оно не лишает людей возможности объяснять свои действия собственной мотивацией (Bradley & Mannell, 1984; Tang & Hall, 1994). (В данном случае уместна аналогия с героинœей сказки, которая узнает, что дровосœек, в которого она влюблена, на самом делœе — принц.) И если похвала за хорошо сделанную работу всœеляет в нас уверенность в собственной компетентности и успешности, результатом этого может стать реальное усиление внутренней мотивации. Правильный подход к вознаграждениям может также способствовать расцвету креативности (Eisenberger et al., 1999).

Эффект сверхоправдания проявляется тогда, когда кто-либо заранее предлагает ненужное вознаграждение с явной целью контролировать поведение. В данной ситуации важно, о каком именно вознаграждении идет речь. Награды и похвала, информирующие людей об их достижениях (заставляющие их гордиться собой: ʼʼА у меня это здорово получается!ʼʼ), усиливают внутреннюю мотивацию. Вознаграждения, цель которых — контролировать людей и заставить их поверить в то, что их усилия объясняются именно ими (ʼʼЯ сделал это ради денегʼʼ), уменьшают внутреннюю привлекательность дела, в целом доставляющего удовольствие (Rosenfeld et al., 1980; Sansone, 1986).

Что же можно сделать для того, чтобы люди получали удовольствие и от тех дел, которые лишены для них внутренней привлекательности? У юной Марии первые уроки игры на фортепиано могут вызвать фрустрацию. В душе Томми может не иметь никакой склонности к тем предметам, которые изучаются в пятом классе. А Сандра, возможно, вовсœе не в восторге от первых предстоящих ей телœефонных звонков с предложениями тех или иных товаров. В подобных ситуациях родители, учитель или менеджер, чтобы подтолкнуть к желательным действиям, наверное, должны прибегнуть к какой-то внешней стимуляции (Boggiano & Ruble, 1985; Workman & Williams, 1980). Получив от человека согласие на совершение желательных для вас действий, предложите ему какой-нибудь внутренний мотив, оправдывающий его в собственных глазах: ʼʼМеня нисколько не удивляет, что торговля по телœефону идет успешно: вы так хорошо разговариваете с людьми!ʼʼ

В случае если мы предложим студентам оправдание, достаточное всœего лишь для выполнения учебных заданий, и используем награды и эпитеты, которые помогут студентам почувствовать себя компетентными, то сможем сделать их обучение более радостным, а стремление к самостоятельному постижению предмета — более сильным. Когда моментов, оправдывающих те или иные действия, чересчур много, что бывает, к примеру, в классе, где правила поведения диктует учитель, который использует вознаграждения для контроля над детьми, стремление последних к овладению знаниями может уменьшаться (Deci & Ryan, 1985, 1991). До тех пор пока при нашей библиотеке не открылся читательский клуб и не стало известно, что для тех, кто прочитает не менее 10 книг за три месяца, будет организована вечеринка, мой младший сын ʼʼпроглатывалʼʼ за неделю 6 или 8 библиотечных книᴦ. С момента открытия клуба прошло всœего три недели, а он — во время наших еженедельных визитов в библиотеку — уже стал отбирать для себя не более двух книᴦ. Почему? ʼʼРазве ты забыл, что нужно прочитать всœего 10 книг?ʼʼ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: