Психоанализ: Основные понятия и идеи психоанализа Загадки современного психоанализа


Определение

Психоанализ по Зигмунду Фрейду, это очень важная часть в психологии, её фундамент. В его трудах есть много определений психоанализа — это средство для самопознания и исследования, способ осознания бессознательного, инструмент для духовных и нравственных изысканий, а также методика для лечения различных психических заболеваний и избавления от переживаний.

Именно множественность определений психоанализа Фрейда позволила в дальнейшем создать различные его трактовки. Так как теория и практика психоанализа были продолжены, развиты и критикуемы большим количеством исследователей, практически каждый из них дал свое толкование и определение психоанализу.

Например, доктор А. Адлер, коллега Фрейда и глава института психоанализа создал свою его версию — индивидуальную психологию. Он считал, что психоанализ должен изучать не причины, а цели неврозов. А именно, комплекс неполноценности и стремление к социализации и власти, возникающие в процессе воспитания у детей и продолжающие развиваться с возрастом.

Другой ученик Фрейда, К. Юнг, исходил из психоаналитической концепции бессознательного отдельной личности. Но развил ее и создал аналитическую психологию с учением о коллективном бессознательном. И психоанализ, по его мнению, это способ выявить общие ключевые моменты (архетипические), скрытые в прошлом не отдельно взятого человека, а народов и даже человечества в целом.

В 1920-1930 г возник неофрейдизм. Его представители К. Хорни ,Э. Фромм отказались от значимого в классическом психоанализе влияния либидо на формирование личности и её патологии. По их мнению, главная задача психоаналитиков — выявлять социальные и культурные факторы, наибольшим образом влияющие на человека с детства.

Продолжателями классического психоанализа стали специалисты направления эго-психологии. Они акцентировали свое внимание на неврозе переноса и считали психоанализ методом выявления максимального количества таких явлений в жизни человека, начиная с самого раннего детства.

После 1950 г возникло направление психосоматической медицины. Врачи этого направления считали психоанализ методом лечения различных соматических заболеваний, даже органического происхождения. С помощью психоаналитических техник они занимались терапией невроза органов.

В 1960 г ученым Ж. Лаканом классический психоанализ был преобразован в структурный. В отличие от первого, он создал новую топологическую модель психики, в которой выделил не бессознательное, предсознание и сознание, а символическое, воображаемое и реальное.

После 1970 г А. Лоренцер определил основы психоаналитической герменевтики. Он считал сознание не менее важным участником формирования личности, чем бессознательное. Именно в сознании складывается сочетание коллективных и индивидуальных норм, формирующих символический жизненный проект.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

перейти наверх

Суть и базовые принципы

Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд является признанным основателем теории психоанализа и одноименного метода лечения. В 1880 г он, совместно с доктором Иосифом Брейером, наблюдал влияние гипноза на истерические припадки у женщин. Во время гипнотических сеансов пациентки вспоминали, очень эмоционально реагировали и переживали травмирующие события своей жизни.

Брейер назвал это состояние катарсисом. После вывода из транса они совершенно не помнили о произошедшем. Тем не менее, после сеанса происходило полное избавление от всех симптомов истерии и невроза.

Это навело Фрейда на понимание того, что причины различных душевных заболеваний и проявлений кроются в той части личности, которая не осознается человеком, т.е. в бессознательном. Он начал искать способы извлечения этой информации с целью сознательного переживания пациентом этих событий.

Ему пришлось работать с множеством пациентов с истерическими и невротическими расстройствами различного происхождения, в том числе сифилитического и органического. В беседах с ними, он использовал исследование сновидений и фантазий больных, их оговорки и описки.

Итак, первоначально используя психоанализ как метод лечения больных, Фрейд на его основании к концу 1890 года сформировал теорию психоанализа. А позднее дополнил её «Толкованием сновидений». Позднее Фрейд описал структуру личности и теорию поведения человека.

Психоанализ в психологии это ряд основных постулатов:

  • Психика человека по строению похожа на айсберг, где верхушка это сознание, а огромная подводная часть — бессознательное. Между ними есть небольшая прослойка в виде предсознания, которое служит для временного хранения информации.

  • Бессознательное наполнено иррациональными влечениями и желаниями, оно лишено морали и символично. В нем хранятся все нерешенные вытесненные из сознания конфликты, травмирующие события, всевозможные страхи. Они не осознаются человеком, но полностью определяют его опыт, отношения с окружающими и поведение.
  • Все, что социально неприемлемо — сексуальные желания, влечения, удовольствия, вытесняется в процессе развития и жизни человека в область бессознательного. И оттуда продолжает воздействовать на проявления этого человека. Если между содержанием бессознательного и сознанием начинается сильное противоречие, то возникает конфликт. Он может проявляться в форме неврозов, истерии, депрессии.
  • Попытка осознания каких-либо элементов бессознательного встречает стойкое сопротивление с помощью различных психических механизмов — проекции, отрицания, сублимации, регрессии и других. Так выстроена защита нашего мозга от наплыва очень мощных вытесненных влечений. Поэтому для этой цели необходим контакт с психоаналитиком.
  • В случае, если защитные механизмы справляются с потоками бессознательного, человек может быть творчески одаренным а любой области науки, культуры или искусства. Если же механизмов не достаточно, либо этот поток слишком мощный — возникают различные заболевания — неврозы, депрессии, тревога, истерия.
  • Психика человека управляется двумя видами энергии. Первая — сексуальная, созидательная энергия — либидо. Вторая — деструктивная, разрушительная. В отличие от животных, поведение которых подчинено инстинктам, человеком управляет его прошлый опыт, заключенный в бессознательном. А возникающее при конфликтах напряжение, человек может снижать с помощью прямого направления энергии (сексуальных или разрушительных действий), либо с помощью сублимации.
  • Генетический подход. Все желания, влечения и неразрешенные в детстве конфликты влияют на все проявления взрослой личности. В зависимости от стадии развития (до 2 лет оральная, 2-4 фекальная и с 4-5 лет генитальная) все неудовлетворенные желания получают различные проявления во взрослой жизни. Они тоже требуют осознания и разрешения для избавления от мешающих привычек и неврозов.

Психоаналитических методик влияния множество, однако их можно объединить в несколько этапов. Вначале врач должен получить максимальное количество информации о бессознательном пациента. Для этого применяется метод свободных ассоциаций, толкование снов и различных ошибочных слов и действий. В некоторых случаях используется и гипнотическое воздействие.

Далее врач должен выявить, преодолеть и показать пациенту его методы психологической защиты. И в финале он показывает пациенту значимые конфликты, подавленные желания, позволяет пережить травмирующие события.

Основные этапы становления науки о психическом развитии личности

Психология сегодня имеет прикладное значение как область медицины, философии, педагогики, других наук. Психоаналитические теории развития имеют особое значение в работе с индивидуумом. Каждая такая теория имеет свои нюансы объяснения сложившейся личности и разработана тем или иным специалистом. Но история этой работы протекала в несколько этапов. Самый известный человек, чье имя связано с изучением психических особенностей личности, — Зигмунд Фрейд. Но исследования этой грани человеческого индивида, родственные концепции психоанализа, предложенного Фрейдом, развивались и ранее 19-го века. Сам будущий всемирно известный психолог, невролог и психоаналитик стажировался в клинике Сальпетриер в Париже у невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко, глубоко изучающем нейропсихиатрическое расстройство парез, как последствие сифилиса. В 1985 году в свет выходит работа Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера «Исследования истерии», в которой обосновывается происхождение истерии на подавленных воспоминаниях о каких-либо неприятных для пациента ситуациях, чаще всего основанных на сексуальных ассоциациях. Такое воззрение на одну из психических особенностей личности привело к тому, что от Фрейда отвернулось большинство научной элиты, выставившей начинающего психоаналитика обычным шарлатаном.

В этот же период будущий психоаналитик пытается сформулировать, выстроить в логическую цепочку нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов. Эта работа осталась незавершенной, а мир узнал о ней только после смерти ученого. Затем Фрейд заинтересовался символикой сна, итогом этих размышлений стала гипотеза о том, что бессознательное, на котором и основывается сюжет сновидений, является «первичным процессом», так как обладает концентрированным и символическим содержанием. «Вторичный процесс», напротив, основан на логическом, осознанном содержании. Эта гипотеза стала основой монографии «Толкование сновидений», опубликованной Фрейдом в 1900 году. Особенностью этой работы психолога, которая нашла свое развитие в последующей работе, стала 7 глава. Здесь описана ранняя «топографическая модель» — из-за социальных сексуальных запретов неприемлемые сексуальные желания выдавливаются в систему «бессознательного», что становится основой тревожности личности.

В нашей стране повсеместное увлечение психоанализом пришлось на 20-е годы 20-го века. Тогда в Москве был открыт Государственный психоаналитический институт. Но постепенно психоанализ перестает быть направлением науки, повергаясь гонениям. Лишь в конце столетия эта область исследований человека вновь обрела жизнь в отечественной психологии и психиатрии. В настоящее время направления психоанализа стали неотъемлемой частью медицинской практики, а сама теория постоянно дополняется новыми теоретическими разработками. Психологи объединяются по всему миру для качественных научных исследований психики человека. так, к примеру, проблемами психоанализа занимается Международная психоаналитическая ассоциация, насчитывающая около 12 000 членов. Современная психология оперирует не одной школой психоанализа, ведь ученики и последователи Фрейда организовали свои школы и направления изучения этой сферы науки, например, Юнг, Фромм, Адлер.

Психологические теории и школы

Психоанализ в психологии это важнейший элемент ее теории и практики. Именно поэтому у Зигмунда Фрейда было много не только почитателей и продолжателей, но и критиков.

Каждый из них частично принимал постулаты психоанализа, но не соглашался с некоторыми из них, внося свои поправки, и создавая новые теории. Так возникли многочисленные психологические школы, своим появлением обязанные все же именно классическому психоанализу.

Аналитическая, глубинная психология

Институт К. Юнга и Общество аналитической психологии были созданы в 1948 году в Цюрихе. Карл Юнг работал вместе с Фрейдом и частично принимал постулаты психоанализа до 1911 года. Затем он обнаружил, что существует не только индивидуальное бессознательное, но и коллективное.


Психоанализ в психологию ввел З. Фрейд

Под ним подразумевается наследуемая многими поколениями в течении сотен тысяч лет структура психики. Именно она с помощью архетипов определяла развитие людей всех времен и культур. Архетипы — это общечеловеческая символика, понимаемая интуитивно.

Также Юнг выделял такие части бессознательного, как индивидуальное, семейное, групповое, национальное и коллективное. То есть потенциал развития человека в момент его рождения уже практически определен предыдущими поколениями.

Эго-психология

Ее создателями стали Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) и Мелани Кляйн. Анна изучала преимущественно Я (эго, предсознание) и механизмы влияния его на ОНО (бессознательное). Она разработала теорию защитных механизмов, которыми пользуется Я, чтобы вытеснить в бессознательное конфликты и влечения.

Также Анна Фрейд всю жизнь работала с детьми, создала детски психоанализ. Методика классического психоанализа была переработана ею и адаптирована для работы с детьми, в том числе в игровых формах.

Теории объектных отношений (британская школа психоанализа)

Представители этого направления высказали теорию, что уже во младенце с рождения присутствуют структуры Я и Оно. Именно отношения между младенцем и значимыми взрослыми определяет его дальнейшее личностное развитие.

Ученые соглашались с определяющим влиянием этих отношений на разных стадиях развития — оральной, анальной и генитальной на последующее Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важную роль играют даже предметы, окружающие малыша. В последующей взрослой жизни человек переносит из детства сценарии отношений со значимыми взрослыми, добавляя сюда и различные объекты.

Структурный психоанализ Ж.Лакана

Свои психоаналитические исследования Лакан начал в 1950 г. Он предположил, что бессознательное имеет свою структуру и она напоминает язык. Также он пытался обнаружить связи между бытием, познанием, сознанием и бессознательным.

По его мнению, Оно — реальное, Я — воображаемое, а сверх-Я — бессознательное символическое. И в обычной жизни именно сверх-Я противостоит воображаемому. Искусство и его образы являются продуктом сверх-Я, они составляют отдельный мир. Однако все эти символы подтверждают существование Оно.

Селф-психология (Х. Кохут)

Возникла в 1960-1970 годах в США как продолжение классического психоанализа, но с акцентом на переживание человеком самости.

Кохут работал с пациентами, имевшими нарциссические расстройства и заметил наличие у них специфического механизма переноса различных типов. Он выделил селф-перенос идеализирующий, зеркальный и близнецовый. Психоаналитическую методику он предложил ограничить интроспекцией, считаю остальные способы не подтверждаемыми эмпирическим путем.

Интерперсональный психоанализ (Г.С.Салливан, Клара Томпсон)

С конца 1920 годов Салливан работал преимущественно с пациентами шизоидного типа личности или расстройства. Он понял, что само понятие личности условно и недоказуемо.


И поэтому разработал теорию интерперсонального психоанализа, предлагавшую в качестве основного объекта исследования межличностные отношения. Он дополнил её и специальными психотехниками. Они позволяют выявлять свои вытесненные и подавленные желания и конфликты через взаимодействие и поведение с другими людьми.

Интерсубъективный подход (Р. Столороу)

Он был разработан в 70-х годах прошлого века на основе Селф-психологии Кохута. Акцент в нем делается на улучшение аффективного взаимодействия между доктором и пациентом, как двумя субъективными мирами. С этой целью активно изучается механизм переноса и сопротивления между двумя Я, которые формируют интерсубъективное поле.

Показания к началу применения

Психоанализ в психологии это наиболее «медицинская» его часть, метод лечения некоторых заболеваний и коррекции имеющихся личностных проблем.

Его рекомендуют применять в таких ситуациях:

  • тревожные состояния,
  • навязчивые слова, действия, мысли,
  • панические атаки,
  • неврозы различного проявления и происхождения,
  • различные зависимости,
  • фобии,
  • депрессивные состояния,
  • психосоматические заболевания,
  • конфликтность, частые стрессы,

  • семейные проблемы,
  • личные и сексуальные проблемы.

Психоанализ как направление психологии

Определение особенностей человеческой психики, предложенное Фрейдом, получило высокое распространение в психологии. На сегодняшний день, на этой теории построено множество современных методов психотерапевтической коррекции. Аналитический психоанализ Юнга и индивидуальный психоанализ Адлера – одни из основных «инструментов» выявления внутренних конфликтов, являющихся источниками патологического восприятия.

В основе теорий вышеупомянутых ученых, лежат исследования Зигмунда Фрейда. Главным различием этих методик является ограниченность важности сексуальных мотивов. Благодаря последователям Фрейда, бессознательная часть личности получила новые характеристики. По мнению Адлера, проявление властолюбия является компенсацией комплекса неполноценности. Исследования Юнга, основывались на изучении коллективного бессознательного. По мнению ученого, бессознательная часть психики индивида основывается на наследственных факторах. По мнению же самого Фрейда, бессознательный уровень заполнен явлениями, что были вытолкнуты из сознательной части психики.

Достоинства и недостатки

Как теория и практическая методика, психоанализ обладает рядом как достоинств. так и недостатков.

ДостоинстваНедостатки
Центром психической жизни становится бессознательноеИзучить бессознательное можно, только извлекая оттуда информацию в сознание, а при этом возникает множество искажений
Можно помочь пациенту «вспомнить» многие факты из прошлого с целью переживания событий и излеченияИногда травмирующие события не удается переработать и отыграть и тогда возможно либо сохранение проблем или заболевания, либо даже ухудшение состояния
Разработаны методики психоанализа для практической работы с пациентамиТолкование свободных ассоциаций, снов и оговорок очень субъективно и находится в большой зависимости от опыта, культуры и морального облика самого врача
Сексуальная сфера стала изучаема психологом и ее влияние на развитие и жизнь человека очень великоИногда значение либидо и комплексов преувеличивается врачом, отрицающим влияние воспитания, среды и окружения
Терапия позволяет не просто избавиться от заболеваний или проблем, она просто расширяет граница сознания человека в ранее неизвестные ему областиПсихоаналитическая терапия — очень длительная, чаще дорогая и не гарантирует улучшения или излечения.

Методы

Психоанализ в психологии это не только теория, но и практическая методика работы с пациентами. Она имеет четкую структуру и направление исследования, которое может занимать многие месяцы и даже годы.

  1. Метод свободных ассоциаций. Во время сеансов, на ранних этапах работы, психоаналитик предлагает говорить пациенту абсолютно все, что приходит в голову. Все мысли, даже незначительные, непристойные или несерьезные на первый взгляд. Они помогают изучить бессознательное пациента и выявить конфликты и комплексы.

  2. Толкование сновидений. Вытесненные желания, находящиеся в бессознательном стремятся проникнуть в сознание. Но, так как в состоянии бодрствования они встречают сопротивление в виде защитных механизмов, гораздо проще этот процесс происходит во время сна. В форме символических значений, нередко в искаженном, сгущенном или смещенном виде они преобразуются в зрительные образы. И сразу после пробуждения, пока образы не успели перейти в предсознание, многие люди способны подробно описывать свои сны. Из них психоаналитик может почерпнуть множество полезной информации о работе бессознательного и заключенных в нем конфликтах и влечениях отдельного индивидуума. Главное при этом правильно интерпретировать увиденное.
  3. Выявление ошибочных слов (сказанных или написанных) или действий. Влияние бессознательного на поведение человека несомненно, при этом ничего случайного в нем нет. И наиболее ярко это можно увидеть на примере якобы «ошибочных» действий или слов. Врач исследует оговорки, описки, опечатки, случайно повторяемые действия. На самом деле, эти слова или действия — именно то, чего на самом деле человек хочет. Просто обычно они блокируются сознанием, не считая таких вот сбоев. Например, человек обещает и хочет обязательно попасть на какую-то важную встречу, но при этом неоднократно про неё «забывает», или «просыпает» или опаздывает. Именно это красноречиво говорит о том, что на самом деле встречаться он не желает. А его поведение просто подчиняется в данном случае.
  4. Выявление вытеснения, переноса, отрицания, сопротивления, рационализации, регрессии и других защитных механизмов. Всего их существует около 30. Поскольку содержание бессознательного не подвластно социальным нормам и воспитательным установкам, с помощью защитных механизмов психика человека удерживает его поведение и мысли в рамках социально одобряемых правил и приличиях. Свои влечения пациент может переносить на другого человека (в том числе доктора), может замещать их на другие, отрицать их, пытаться рационально объяснить, отказываться от них и даже сублимировать в другое русло. При этом во время изучения его свободных ассоциаций, снов или оговорок реальные подавленные желания все же можно выявить.
  5. На последнем этапе психоанализа выявленные конфликты и травмирующие события прорабатываются, растолковываются, переживаются заново. После полного осознания и принятия пациентом этих событий конфликт может быть разрешен. В результате чего исчезают беспокоящие симптомы, тревожность, депрессия, неврозы, смягчается течение психосоматических заболеваний.

Таким образом, психоанализ, как теория и методика, внес неоценимый вклад в психологию и медицину, раскрыв новые горизонты личности человека. Он обрел множество последователей и школ, продолжающих его идеи. И на практике он применяется очень многими психологами и врачами.

Автор: Наталья Калегова

Самозащита

Психоаналитическая теория личности Фрейда описывает механизмы защиты, при помощи которых психика человека справляется с теми или иными потенциальными проблемами.

  • Замещение — энергия и эмоции перенаправляются на менее опасный объект.
  • Реактивное образование — переживание, которое по мнению индивида недостойно его, подавляется, а затем замещается прямо противоположным чувством.
  • Компенсация — бессознательная попытка справиться с реальными или воображаемыми недостатками, может иметь как социальный, так и антисоциальный характер.
  • Вытеснение — принудительный перенос в сферу бессознательного тех подсознательных влечений и переживаний, которые представляют угрозу для самосознания.
  • Отрицание — нежелание мириться с имеющейся действительностью.
  • Проекция — перенос на других людей собственных переживаний и качеств, неприемлемых как социумом, так и самим человеком.
  • Сублимация — изменение неприемлемых поведения и целей на социально приемлемые.
  • Рационализация — иными самооправдание. Поступки, совершенные под действием бессознательного человек пытается рационально объяснить.
  • Регрессия — возвращение к ранним формам поведения, как иногда говорят человек впадает в детство. Этот способ защиты в основном используют незрелые, инфантильные люди, но в некоторых ситуациях его могут использовать и вполне нормальные взрослые люди.

Но не только психоаналитическая теория развития З. Фрейда содержит в себе описание защитных механизмов психики. Другие психоаналитики, развивая теорию Фрейда или же разрабатывая собственные проекты, расширяли список самозащиты психики индивида, который на данный момент включает в себя около 30 позиций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: