Как взрослым, так и детям свойственен логоневроз, затрудняющий их контакты с социумом. Заикающиеся закрываются в собственном мире из-за того, что их не понимают. Это негативно влияет на развитие, карьеру и личные достижения, клиническим проявлениям может сопутствовать нарушение психологического баланса.
Заикание – это темпо-ритмическое нарушение речи, возникающее еще в детском возрасте. Без лечения состояние может сохраняться долгие годы. Для таких больных также характерно изменение позы, мимики и координации движений. Чтобы лечение было успешным, необходимо различать виды и разновидности патологии. Способствуют развитию заикания другие логопедические патологии, например, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Для заикания характерен волнообразный характер течения, дефекты речи чаще проявляются в стрессовых ситуациях. Его непостоянство усугубляет отрицательные эмоции у больного.
Статистика в мире говорит о том, что на долю заикающихся приходится 1% взрослого населения и 2-3% детей.
По причине возникновения *
- Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
- Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
- Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.
* Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.
Сравнительная характеристика различных форм заикания
Показатели | Невротическое | Неврозоподобное | Смешанное |
Речевая активность | Резко снижена | Обычно повышена | Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается |
Локализация судорог | Преобладают дыхательно-вокальные | Преобладают в артикуляционном аппарате | Во всех группах мышц, связанных с речью |
Темп речи | Различный | Тахилалия | Тахилалия |
Звукопроизношение | Без особенностей | Часто дислалия, реже дизартрия | Различное |
Выразительность речи | Различная | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая |
Психомоторика (включая логомоторику) | Без выраженных особенностей | Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений | Различная |
Раздувание крыльев носа во время речи | Типично | Непостоянно | Непостоянно |
Сопутствующие движения | Часты. Характер их изменчив | Очень часты. Стереотипны | Постоянны и чаще всего однообразны |
Фиксация на трудных звуках | Выражена | Слабее, чем при невротическом заикании | Более или менее выражена |
Течение заикания | Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний | Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния | Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное |
Дислексия, дисграфия, дискалькулия | Редки | Часты | Часты |
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений | Обычно высокая, порой чрезмерная | Резко снижена | Недостаточна |
Психотравмирующая ситуация | Резко ухудшает речь | Обычно влияет мало | Ухудшает речь |
Логофобия | Характерна | Не характерна | Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений |
Усиленная фиксация на речи | Типична | Нет | Встречается часто |
Психомоторное развитие | Различное, порой ускоренное | С задержкой | С задержкой |
Развитие навыков самообслуживания | Без заметных отклонений | С задержкой | С задержкой |
Леворукость | Как в популяции | Часта | Часта |
Речевая патология у близких родственников | Редка | Часта | Часта |
Сроки и обстоятельства появления заикания | После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте | В период становления речи | Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте) |
Акцентуации личности | Характерны | Не характерны | Могут иметь место |
Интеллект | Не страдает | Может быть снижен | Может быть снижен |
Усиленная фиксация на речи | Типична | Нет | Встречается часто |
По типу речевых судорог
Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:
- Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
- Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
- Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.
По локализации речевых судорог
При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.
- Голосовое заикание:
- Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
- Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
- Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
- Дыхательное заикание:
- Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
- Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
- Артикуляционное заикание:
- Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
- Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
- Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.
В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.
Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.
Природа возникновения дефектов речи
Заикание — патология речи, проявляющаяся затрудненным и нечетким произношением букв, неоднократным повторением одних и тех же фраз. Чтобы поставить этот диагноз, медики проводят комплексное обследование пациента, учитывая не только имеющиеся речевые дефекты, но и особенности развития нервной системы и психические расстройства. Лечением болезни занимаются одновременно несколько специалистов (психотерапевт, логопед и невропатолог).
Болезнь дает о себе знать в детском возрасте, когда закладываются основы правильной речи и формируется нервная система. В категории риска находятся юноши. Врачами установлено, что среди мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек.
У взрослых людей это могут быть невылеченная в детстве патология речи либо же приобретенное уже во взрослой жизни психоневротическое заболевание, приводящее к тому, что человек с трудом начинает произносить фразы, протягивая неоднократно слова, запинаясь на гласных или согласных буквах. Проблемы в работе речевого аппарата мешают нормальному общению, что вызывает сильные переживания. Заикающийся человек сталкивается с тем, что ему приходится прикладывать намного больше сил, чтобы окончить школу, найти работу, устроить личную жизнь и завести друзей.
Возможные причины
Типы заикания напрямую зависят от факторов, которые спровоцировали развитие болезни. Чтобы лечение было успешным, необходимо установить причины, лежащие в основе патологии. Согласно медицинской классификации, она может быть вызвана органическими либо же невротическими сбоями.
Если человек начал заикаться из-за нарушения в работе головного мозга, причиной развития болезни стали органические поражения тела:
- Травмы головы, приводящие к развитию патологии мозговой деятельности. Это могут быть контузия, сотрясение мозга, ушибы, провоцирующие сбои в работе голосового аппарата.
- Болезни, в результате которых нарушается кровоснабжение головного мозга. Сбои в работе нейронов вызывают инсульт, инфаркт, гипертонический криз. У человека, перенесшего удар, ухудшается умственная деятельность, снижается мышечный тонус, ослабевает моторика движений. К подобным проблемам с речью могут привести и патологические новообразования. Некоторые опухоли головного мозга разрушают артикуляционные способности и голосовые возможности человека.
Судорожное запинание в речи могут вызвать психоэмоциональные проблемы.
Некоторые люди заикаются из-за неврологических нарушений, которые появляются из-за сильного стресса, эмоционального перенапряжения, развития фобий. Заикание, вызванное психической травмой, возникает из-за того, что человек не может самостоятельно справиться с негативными переживаниями. Семейные и профессиональные конфликты, стремительный темп жизни, неудачные личные отношения провоцируют стрессовую ситуацию, в которой вынужден ежедневно существовать человек, что отрицательно влияет на его речевые способности.
Голосовые спазмы могут стать следствием психологической травмы. Пережив смерть родных, несчастный случай, сексуальное насилие, человек сталкивается с тем, что у него возникают проблемы с выражением и произношением своих мыслей. Его речь теряет плавность и мелодичность, становится прерывистой. Чтобы произнести одну фразу, приходится потратить много времени и сил.
В зависимости от причин, спровоцировавших болезнь, различают особенности течения и типы отклонения, поэтому во время консультации лечащий врач уделяет особое внимание этому вопросу
По степени тяжести
- Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
- Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
- Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.
Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.
Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.
Признаки логоневроза
Врачи считают, что повторение какого-либо звука более двух раз является начальным признаком заикания. К примеру, ребенок может повторять не слова: «Дай, дай, дай мне воды», а произносить лишь звуки: «Д-д-дай мне воды».
Проявления патологии могут быть самыми разными — от весьма характерных до неявных. Так, ребенок может повторять просто звуки, а может целые слова. Кроме того, возникает внезапная остановка речи, нередко в речи малыша начинают встречаться звуки-паразиты: «Э-э-э…», «М-м-м…». Таким способом он пытается внутри себя справиться с заиканием.
Некоторые дети начинают заикаться в стрессовых ситуациях, в периоды волнения, во время диалога с незнакомым человеком. В остальных случаях они разговаривают обычно.
Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции
- Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
- Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
- Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.
По степени логофобии
Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:
- Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
- Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
- Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.
Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.
Симптомы и поведение
Невротическая форма заикания характеризуется неравномерным распределением выраженности речевых нарушений. Ребенок в разных ситуациях может хорошо справляться с речевой нагрузкой, не показывая каких-либо нарушений, а в ином случае речь затруднена до такой степени, что коммуникативный процесс становится практически невозможным. Как правило, в знакомой и привычной обстановке, в окружении близких людей, логоневроз может не проявляться или быть незначительно выраженным. Усиление интенсивности заикания происходит на фоне волнения и перенапряжения в эмоциональном плане, с осознанием собственной ответственности и значимости происходящего события. Также пациентам с невротическим заиканием бывает довольно сложно общаться с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.
Накладывается отпечаток и на поведенческие характеристики заикающегося человека. Пациент пытается избегать произношения сложных многосоставных слов, прибегает к помощи различных речевых приемов, чтобы завуалировать имеющийся дефект, например, посредством растягивания звуков. В большей части случаев на фоне логоневроза развивается логофобия. Заикающемуся человеку бывает сложно говорить с другими, особенно незнакомыми людьми, развивается комплекс в общении. Часто человек отказывается от выступлений на конференциях и планерках, так как стесняется своего речевого дефекта.
Дети младшего возраста, страдающие от логоневроза, избегают участия в утренниках в садике, а школьники отказываются устно отвечать на уроках. Наибольшую выраженность приобретает патология в подростковом возрасте, что приводит к плохой успеваемости и дезадаптации ребенка.
Невротическая форма и неврозоподобная форма заикания может проявляться в различных вариациях. На фоне острой психической травмы может развиться невротическая реакция, возникающая после выхода из состояния шока или аффекта. Такие факторы, как неблагоприятная обстановка в семье или хроническое травмирование психики могут привести к развитию изменений преневротического типа, когда речевые запинки появляются эпизодически. В дальнейшем ситуация может двигаться в двух направлениях – как в сторону уменьшения дефекта, так и в сторону его закрепления и прогрессирования вплоть до речевого автоматизма.
По характеру течения
- Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
- Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
- Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
- Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
- Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.
При составлении статьи использована информация:
- Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.
Терапия заикания
Если запинки не носят судорожный характер, при создании благоприятных условий ребенок практически свободно общается со сверстниками. Процент таких детей достигает 80% в возрасте от 2-4 лет. Прогноз благоприятный при отсутствии осложнений.
Напротив, когда ребенок зацикливается на проблеме, это не только усугубляет течение болезни, но и провоцирует новые приступы. Появляются навязчивые страхи: логофобия, звукофобия. Такие дети внешне застенчивые, робкие, им свойственна повышенная тревожность. Сложная природа возникновения заболевания требует комплексного подхода к лечению.
Терапия должна состоять из логопедических упражнений, приема медикаментов, тренировки артикуляционных движений, работы с психотерапевтом. Дифференциация осуществляется после анализа структуры дефекта речи и этиологии его возникновения. Сочетание педагогического и клинического методов терапии нормализует все составляющие речи, работу артикуляционного аппарата, психические процессы в организме. Таким образом, лечением занимаются логопеды, психологи, неврологи, физиотерапевты и социальные педагоги.
Невротическая форма заикания лечится медикаментами, стресс-терапией, гипнозом, аутогенной тренировкой. Параллельно проходят занятия с логопедом. Неврозоподобный тип патологии требует специально подобранного комплекса мероприятий, направленных на восстановление после органического поражения мозга. Больной нуждается в тренировке памяти, внимания. Терапия должна быть направлена на выработку новых рефлексов и доведение их до автоматизма. Большое значение для коррекции речи имеет отработка темпа и ритма. Чтобы речь была слитной, в логопедии используют такие упражнения:
- вдумчивое проговаривание слов;
- произношение фраз под музыкальное сопровождение;
- синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки.
Положительная динамика отмечается при проведении занятий под музыку, чтении стихотворений. Комплекс педагогических занятий также подбирается с учетом возраста больного. Так, с детьми, посещающими ДДУ, занимаются в игровой форме. Задания составляют таким образом, чтобы воспитывать в ребенке личность.
Некоторые педагоги придерживаются другого подхода. Коррекция заключается в постановке сюжета с несуществующим собеседником, могут создаваться бытовые ситуации, ролевые игры. Используется все, что стимулирует речевую активность. Похожим действием обладает «сценотест» Г. Стаабс, в котором с помощью кукол раскрывают суть конфликта. Это также снимает психическую напряженность. Чтобы усилить эффект, автор предлагает добавить занятия по аутогенной тренировке.
Отдельно изучалось влияние групповой психотерапии у взрослых (посредством ведения диалога, коррекции мимики и жестикуляции, занятия по проективному рисованию, социометрии и др.). К. М. Дубровский (1966) применял императивное внушение, цель которого в выработке положительных эмоций взамен утвержденным психологическим установкам. Ю. Б. Некрасова (1984) считала, что больной зациклен на страдании, избавиться от которого невозможно быстро. А сеансы стресс-психотерапии вызывают у больных активность, готовность перешагнуть через барьер. В. М. Шкловский (1994) показал, как внушение способно устранить у заикающихся страх речи в экстремальной ситуации.
По мнению многих педагогов, основой положительной коррекции является замедление произношения. Так не только уменьшаются мышечные спазмы и судороги, но и нормализуется дыхание, голос становится более звонким, а артикуляционные движения более согласованными. Также необходимо работать над интонацией, речь должна быть выразительной и эмоциональной. Этого добиваются постепенно, работая над темпом и модуляцией голоса. Монотонность полезна на начальном этапе терапии, но недопустима при закреплении новых навыков.
Заикание у взрослых по методике G. Апdrews, Р. Ноwie (1981) нужно лечить следующим образом: сначала скорость речи составляет 50 слогов в минуту, это оптимальный темп при данной патологии. Затем ее увеличивают до показателей нормы. По мнению Л. З. Андроновой (1993) необходимо обязательно начинать коррекцию с определения скорости речи, которая у каждого человека разная. Она говорила о том, что нельзя навязывать заикающемуся насильственно замедление скорости речи. Сначала она должна быть разбита на слоги и сопровождаться движениями пальцев рук.
Медицинскими исследованиями подтверждено, что при подавлении речи шумом изменяются ее характеристики, она становится медленнее. Ведущее место в терапии заболевания занимает метод биологической обратной связи (БОС). Его действие базируется на принципе саморегуляции организма. Речевой сигнал преобразовывается в зрительный образ, что позволяет установить правильные функциональные связи.
Чтобы лечение было эффективным, оно должно отвечать многим требованиям:
- быть начатым при появлении первых симптомов;
- проводиться до закрепления результатов;
- быть комплексным;
- схема определяется с учетом возраста, психотипа человека;
- соответствовать типу дефекта, степени тяжести нарушений.
Центральная нервная система у детей быстро приходит в норму при своевременной коррекции, поэтому при условии правильного подбора средств терапии, прогноз благоприятный. Правильная тактика предусматривает комплексное использование медицинских, педагогических и психологических способов.