§4. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФОРМЫ. СТАТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА


Кинестетика — что это такое в психологии?

Кинестетикой называют один из каналов восприятия человеком информации, поступающей извне.

Данная сфера отвечает за осознание собственного тела, мимику, физические контакты с другими людьми.

Поглаживания, объятия, поцелуи, касания — все это область кинестетики.

Чаще подобное восприятие действительности свойственно женщинам, которые отличаются повышенной потребностью в тактильных ощущениях.

В детском возрасте также физические контакты играют большую роль, поскольку помогают ребенку обрести уверенность в себе, сформировать доверие к окружающему миру.

Важность тактильного общения

Кинестетическое общение посредством прикосновения является одним из самых примитивных способов общения с другими людьми. Таким образом, это также один из самых подлинных и необходимых. Первый тактильный контакт, который мы испытываем, происходит при кормлении грудью. Помимо того, что есть способ поесть, ребенок начинает формировать привязанность. То же самое происходит, когда мама гладит кожу своего ребенка.

Важно! Этот тип тактильной коммуникации настолько важен, что этим занимается большое количество млекопитающих, особенно обезьяны. Они ухаживают, обнимаются и часто касаются друг друга.

Людям этот тип кинестетического общения нужен еще больше. Ребенку, которого не трогают, будет труднее пережить первые несколько месяцев жизни, и, скорее всего, позже у него будут эмоциональные проблемы. Нам это нужно всю жизнь, хотя и меньше, когда мы становимся старше. Но мы действительно нуждаемся в этом в определенные моменты нашей жизни, например, в горе или болезни.

Ощущения и чувства

Человек кинестетического типа преимущественно познает мир через ощущения и чувства. Зрительные и слуховые эффекты отходят для него на второй план.

В теоретической психологии рассматривается только проприорецепция. Это совокупность сигналов, поступающих от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов.

Они передают основные ощущения, которые возникают во время движения, соприкосновения с другими объектами, во время смены положения тела и т.д.

Практическая наука рассматривает данный вопрос более широко.

К кинестетике относят весь спектр чувственных переживаний: прикосновения, вкусовое восприятие (сладкое, соленое и т.д.), запахи, терморегуляция, боль.

При помощи кинестетических ощущений человек может анализировать положение своего тела или совершаемые отдельными его частями движения даже при закрытых глазах и отсутствии звуковых сигналов.

Во время совершения движений в мозг поступают сигналы, которые отвечают за возникновение мышечного тонуса и координацию.

Любое движение контролируется мозгом. По этой причине выпадение проприоцептивных раздражений приводит к нарушениям двигательного характера.

Кинестетическое познание напрямую связано со зрением. С одной стороны, индивид визуально определяет расстояния при помощи испытываемых ощущений.

С другой стороны, при отсутствии визуального восприятия действительности ориентироваться в пространстве гораздо проще, если в сознании формируется знакомый зрительный образ.

Например, когда человек передвигается в темной комнате, ориентируясь на касания руками поверхностей, он неосознанно воспроизводит в голове зрительный образ знакомого ему помещения.

Кинестетическая чувствительность играет большую роль при развитии навыков. Автоматизированные движения, которые совершают люди, являются результатом развития мышечной памяти.

Так, в собственном доме человек часто не использует зрение для того, что включить свет в комнате. Его рука автоматически тянется к выключателю, расположенному в привычном месте.

Что такое кинестетический интеллект и на что он влияет

Кинестетический интеллект — это то, как человек ощущает мир вокруг и себя в этом мире.

ОНЛАЙН-КУРС ORGANIC WOMAN

ОНЛАЙН-КУРС ORGANIC WOMAN

О том, как заземляться и перестать тревожиться на карантине и после, где взять ресурс и как сохранить и приумножить финансы, расскажут вдохновляющие спикеры-профи на онлайн-курсе Organic Woman.

Подробнее о курсе

Кинестезию иногда называют «шестым чувством». Кинестетическое чувство дает ощущение своего тела в пространстве, положения конечностей относительно друг друга, координацию, баланс. Кинестезия помогает верно интерпретировать происходящее вокруг. За кинестетическое чувство отвечает множество интерорецепторов — чувствительных нервных окончаний, расположенных в мышцах, сухожилиях и связках, внутренних органах, — и экстерорецепторов, которые отвечают за слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения.

Если IQ отражает то, как мы мыслим, EQ — какие эмоции испытываем, то KQ относится к самому первичному, к тому, что мы чувствуем и ощущаем.

До совсем недавнего времени человечество шло медленными шагами. Чтобы добыть еду, человек вынужден был охотиться по несколько часов в день. Когда на смену охоте пришло одомашнивание животных и земледелие, чтобы прокормиться, приходилось выполнять еще больше действий.

Сегодня все намного проще: если мы голодны, то отправляемся в ближайший супермаркет, а иногда нам достаточно нажать несколько раз на экран смартфона — и вот уже курьер звонит сообщить о доставке еды.

Мир стремительно меняется, однако мы с вами не эволюционируем так быстро и по-прежнему нуждаемся в большом наборе зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Сейчас городской человек проводит большую часть времени в искусственной среде. Волна прогресса все дальше уносит людей от естественной среды к искусственной и лишает возможности полноценно стимулировать рецепторы и сенсорные системы. Без этой стимуляции кинестетическое восприятие притупляется, или, проще говоря, мы утрачиваем способность ощущать.

Без кинестетического чувства мы теряем связь с реальностью. Оно как фундамент, от которого зависит все, что построено выше. Кинестезия возвращает нас в тело, дает почувствовать вкус к жизни.

Кто такой кинестетик?

Кинестетики — это личности, которые воспринимают реальность через ощущения. Для них основными источниками информации становятся прикосновения.

Во время физического контакта с другими людьми или предметами происходит формирование основного представления о них. Если визуалу для лучшего усвоения информации нужно оценить ее глазами, а аудиалу — послушать, то кинестетику важно потрогать.

Ошибочно утверждать, что у каждого человека выражен только один канал восприятия. Как правило, чистые типы в природе практически не встречаются. Кинестетика может преобладать у индивида, но это не означает полное отсутствие визуального или слухового восприятия действительности.

На ранних этапах жизни у всех людей преобладают именно кинестетические ощущения.

Малыши постоянно стремятся все потрогать, пощупать, погладить, попробовать на вкус.

Подобным образом они познают окружающий мир. По мере взросления многие люди переключаются на другие каналы восприятия. Но есть и те, у кого чувственное познание так и остается на первом месте.

Распознать кинестетика очень просто по его манере выражения собственных мыслей: «Я чувствую, что все будет хорошо», «Мне было очень приятно в этот момент», «У меня такое чувство, что я что-то забыла» и т.д.

По данным фразам сразу становится понятно, что даже нематериальные явления индивид трактует с точки зрения физических ощущений.

Кинестетик всегда стремится прикоснуться к предмету или человеку. В разговоре он может периодически сжимать руку собеседника, похлопывать его по плечу, касаться волос и т.д. Если он видит интересный объект, то обязательно подойдет его пощупать, погладить.

В бытовом общении распознать кинестетика можно и по другим признакам:

  1. Вечно что-то теребит в руках, перекладывает предметы с места на место.
  2. Старается избегать зрительного контакта, но при этом стремится сократить дистанцию. У человека отсутствует желание постоянно смотреть в глаза собеседнику, поскольку это вызывает у него чувство дискомфорта. Заинтересованность и симпатия выражаются именно в стремлении приблизиться, вступить в физический контакт.
  3. Во время разговора все время касается своего оппонента. Нередко люди воспринимают такое поведение кинестетика как проявление симпатии или даже физического влечения, но на самом деле он подобным образом погружается в беседу и полноценно участвует в ней.
  4. В отдельные моменты общения может терять нить разговора и «уходить в себя». Это связано с неконтролируемым переключением на собственные ощущения и переживания. В такие моменты индивид действительно полностью выпадает из разговора и погружается в свои мысли. Часто подобное поведение демонстрируют дети-кинестетики, которые во время урока могут замечтаться и полностью отключиться от происходящего.
  5. Стремится как можно быстрее приступить к решению какой-нибудь проблемы и не терпит, когда окружающие долго и тщательно обсуждают возможные варианты развития событий.
    Кинестетику проще начать действовать сразу и совершить несколько ошибочных попыток в поиске верного пути, чем тратить время на пустые (с его точки зрения) рассуждения.
  6. Хорошо владеет собственным телом, умеет управлять им. По этой причине танцоры, балерины, спортсмены обычно являются людьми с преобладающим чувственным каналом восприятия.
  7. Любит и ценит комфорт. Под комфортом понимается не порядок и систематичность, а именно ощущение уюта и спокойствия. В его доме может быть полный бардак, но именно в этом хаосе он будет чувствовать себя максимально хорошо. По этой же причине люди подобного склада могут годами носить одни и те же вещи, которые давно потеряли внешнюю привлекательность, но приятны к телу и удобны.
  8. Полагается преимущественно на свою интуицию. Часто можно услышать фразу, начинающуюся со слов: «У меня такое предчувствие, что…». По этой причине многие поступки и решения являются следствием внутренних ощущений.

Статические и кинестетические ощущения

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 43Следующая ⇒

Статические ощущения

Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных его частей относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат — преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.

Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта — вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который передаёт раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.

Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.

Кинестетические ощущения

Ощущения движения отдельных частей тела — кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. [Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознаётся, то И. М. Сеченов назвал — очень удачно — мышечное чувство «тёмным».]Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии с зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении с зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств была подмечена одним из первых выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путём многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — всё это продукты мышечного чувства… Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». [И. М. Сеченов, Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187]

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

Кожная чувствительность

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих четырёх видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами и особой афферентной системой.

Анатомический анализ показывает, что на поверхности кожи имеется множество различных периферических рецепторных образований различной формы, как-то: тельца Мейснера, Пачинни, Руффини, колбочки Краузе и др. Предполагают, что пачинниевы тельца раздражаются прикосновением (давлением); колбочки Краузе — температурными изменениями (холод); мейснеровы тельца, имеющиеся только у человека и обезьян, по одним предположениям являются непосредственно рецепторами поверхностного прикосновения, по другим — лишь сенсибилизаторами, повышающими чувствительность к слабым давлениям в участках, лишённых волос.

Приходится констатировать, что действительно точной связи между видами кожной чувствительности, различными по качеству действующих на них раздражителей и возникающих в результате этого воздействия ощущений, с одной стороны, и определёнными периферическими аппаратами — с другой, установить пока не удалось.

Разнообразие воспринимающих нервных аппаратов на периферии продолжается таким же, если не бОльшим, разнообразием проводящих нервных путей, несущих чувствительность от периферии к центру. Нервный ствол, составляющий тот или иной периферический нерв, содержит чувствующие и двигательные нервные волокна, идущие к эффекторному аппарату. Перед спинным мозгом чувствующие и двигательные волокна разделяются; все двигательные волокна составляют переднюю пару корешков спинного мозга, а чувствующие — пару задних корешков. Передние корешки выходят из спинного мозга, беря своё начало в двигательных клетках передних рогов спинного мозга, и идут на периферию, составляя общий нервный ствол с чувствующими волокнами; чувствующие же волокна берут своё начало от вышепереименованных концевых чувствующих аппаратов и идут к спинному мозгу, проходят через задний спинномозговой узел. В этом спинномозговом узле чувствующие волокна, идущие с периферии, имеют как бы первую переключательную подстанцию, от которой начинаются новые чувствующие системы, составляющие задние корешки и вступающие в спинной мозг через задние столбы спинного мозга. При этом одни чувствующие волокна вступают в заднюю треть спинного мозга и образуют голлевский и бурдаховский пути (по имени авторов, их описавших); входя в спинной мозг, они делятся на восходящие и нисходящие ветви, которые дают коллатерали к различным нервным клеткам спинного мозга. Нисходящие волокна обычно оканчиваются в том же сегменте, а восходящие поднимаются до продолговатого мозга, где они заканчиваются в ядрах, от которых идут нейроны второго порядка до зрительного бугра.

Пути Голля и Бурдаха проводят с периферии к центру глубокую чувствительность, т. е. мышечное и вибрационное чувство и чувство прикосновения (тактильное).

Помимо этих путей, в боковых столбах спинного мозга залегают следующие проводящие системы: пучок Флексига, или прямой мозжечковый путь, который берёт начало от клеток кларковских столбов и на своей стороне идёт по всему длиннику спинного мозга и вступает в мозжечок. Пучок Флексига совместно с пучком Говерса обеспечивает всю сигнализацию к органу равновесия о статико-динамическом положении организма во внешней среде.

От нервных клеток задних рогов спинного мозга берёт начало ещё один путь, весьма важный в функциональном отношении. Начинаясь от клеток задних рогов, являющихся как бы второй переключательной подстанцией, и проходя вдоль спинного мозга и ствола, он вступает в зрительный бугор. Этот спинно-таламический путь передаёт с периферии болевую и температурную (холод и тепло) и отчасти тактильную чувствительность.

Электрофизиологический анализ рецепторных систем кожной чувствительности (Эдриан) установил, что импульс, возникающий при нанесении тактильного раздражения, отличается большой частотой (до 200 м

в сек.), быстрой проводимостью (до 80
м
в сек.) и быстрым наступлением адаптации к раздражителю. Термические раздражения (холод, тепло) и средней силы давление рождают импульсы меньшей частоты и более медленного проведения. Раздражения же болевые рождают медленные импульсы (с частотой максимально 40
м
в сек.) и с медленной проводимостью (порядка от 0,5 до 10
м
).

а) Боль

Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует опасность для организма, являясь симптомом патологических процессов, которым он подвергается.

Болевая чувствительность распределена на поверхности кожи и во внутренних органах неравномерно. Имеются участки мало чувствительные к боли и другие — значительно более чувствительные. В среднем, по данным М. Фрея, на 1 кв. см

приходится 100 болевых точек; на всей поверхности кожи, таким образом, должно иметься около 900 тысяч болевых точек — больше, чем точек какого-либо другого вида чувствительности.

Новейшие экспериментальные исследования дают основание считать, что распределение болевых точек является динамическим, подвижным и что болевые ощущения являются результатом определённой, превышающей известный предел интенсивности, длительности и частоты импульсов, идущих от того или иного раздражителя (Nafe).

Согласно господствующей теории М. Фрея, болевая чувствительность имеет самостоятельный не только периферический, но и центральный нервный аппарат. А. Гольдшейдер и А. Пьерон это отрицают. Гольдшейдер признаёт единство рецепторов и периферических нервных путей для болевой и тактильной чувствительности, считая, что характер ощущения зависит от характера раздражения. Гуморальные факторы повышают болевую чувствительность. Влияние этих гуморальных факторов, а также и вегетативных вскрывают исследования Л. А. Орбели. [Л. А. Орбели, Боль и её физиологические эффекты, «Физиологический журнал СССР», т. XXI, вып. 5—6, М. 1936 (доклад «Труды XV Международного физиологического конгресса»).] По данным его исследований, боль представляется как сложное состояние организма, обусловленное взаимодействием многообразных нервных и гуморальных факторов.

Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость. Импульсы, возникающие вслед за болевым раздражением, характеризуются медленностью проведения. Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно.

Психологически для боли наиболее характерен аффективный характер болевых ощущений. Недаром говорят об ощущении боли и о чувстве боли. Ощущение боли, как правило, связано с чувством неудовольствия или страдания.

Боль, далее, относительно плохо, неточно локализируется, она часто носит иррадиирующий, разлитой характер. Хорошо известно, как часто, например, при зубной боли и при болезненности внутренних органов больные допускают ошибки в локализации источника своих болевых ощущений.

В психологическом плане одни трактуют боль как специфическое ощущение, другие рассматривают её лишь как особенно острое проявление аффективного качества неприятного. Боль является несомненно аффективной реакцией, но связана с интенсивным раздражением лишь определённых сенсорных аппаратов. Есть, таким образом, основание говорить о специфическом ощущении боли, не растворяя его в аффективно-чувственном тоне неприятного; боль является вместе с тем ярким проявлением единства сенсорной и аффективной чувствительности. Болевое ощущение может заключать в единстве с аффективным и познавательный момент. Если при ожоге выступает лишь аффективный момент острой болевой чувствительности, то при уколе, когда болевой характер ощущения связан с осязательными моментами, в болевом ощущении в единстве с аффективной реакцией выступает и момент чувственного познания — дифференциации и локализации болевого раздражения.

Вследствие относительно всё же разлитого, нечётко очерченного характера болевого ощущения (в силу которого Г. Хэд относил болевую чувствительность к низшей протопатической чувствительности) оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействию со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры, — представлений, направленности мыслей и т. д. Так, преувеличенное представление о силе ожидающего человека болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность. Об этом свидетельствуют наблюдения как в житейских, так и в экспериментальных ситуациях. [З. М. Беркенблит, Динамика болевых ощущений и представления о боли, «Труды Государственного института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», под ред. В. П. Осипова, т. XIII, 1940. А. Н. Давыдова, К психологическому исследованию боли (там же).] Это воздействие представлений явно зависит от личностных особенностей: у людей боязливых, малодушных, невыносливых она будет особенно велика.

В жизни приходится часто наблюдать, как у человека, сосредоточенного на своих болевых ощущениях, они, чудовищно разрастаясь, становятся, по-видимому, совершенно нестерпимыми, и наряду с этим — как человек, жалующийся на мучительнейшие боли, включившись в интересный и важный для него разговор, занявшись увлекающим его делом, забывает о боли, почти переставая её чувствовать. Болевая чувствительность, очевидно, тоже поддаётся корковой регуляции. В силу этого высшие сознательные процессы могут, по-видимому, как бы то «гиперэстезировать», то «анэстезировать» болевую чувствительность человека. Люди, переносившие мучения инквизиции и всяческие пытки во имя своих убеждений, были прежде всего мужественными людьми, которые, и испытывая величайшие муки, находили в себе силу не поддаваться им, а действовать, подчиняясь другим, более для них существенным и глубоким, мотивам; но при этом сами эти мотивы, возможно, делали их менее чувствительными к болевым раздражениям.

б) Температурные ощущения

Температурная (термическая) чувствительность даёт нам ощущения тепла и холода. Температурная чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела.

Поддерживаемое посредством этой рефлекторной теплорегуляции относительное постоянство внутренней температуры тела, появляющееся на эволюционной лестнице у птиц и млекопитающих, является крупным по своему биологическому значению приобретением, обеспечивающим относительную независимость по отношению к температурным изменениям окружающей среды.

Традиционная классическая физиология органов чувств (основы которой заложили М. Бликс и М. Фрей) рассматривает чувствительность к теплу ихолоду как два разных и независимых вида чувствительности, каждый из которых имеет свои периферические рецепторные аппараты. Анатомическими органами ощущения холода считают колбы Краузе, а тепла — руффиниевы тельца. Однако это лишь гипотеза.

При раздражении холодовых точек неадекватным раздражителем, например горячим остриём, они дают холодовое ощущение. Это так называемое «парадоксальное ощущение холода». Недавно в лаборатории К. М. Быкова было получено (А. А. Роговым) и парадоксальное ощущение тепла от холодового раздражителя.

Некоторые авторы полагают, что ощущение горячего является следствием сложного взаимоотношения между одновременным ощущением тепла и холода, ввиду того что на местах, где отсутствуют точки холода, горячие предметы вызывают только ощущение тепла (а иногда ещё боли), но никакого ощущения жара; наоборот, там, где отсутствуют точки тепла, ощущение сильного теплового раздражения даёт только ощущение холода. Традиционная концепция фиксированных чувствующих точек, на которой строится обычно учение об ощущениях тепла и холода (и о всей кожной чувствительности), подверглась в последнее время серьёзной экспериментальной критике. Данные новейших исследований говорят в пользу того, что не существует раз и навсегда твёрдо фиксированных отдельных точек тепла и холода (а также давления и боли), поскольку, как оказалось, количество этих точек изменяется в зависимости от интенсивности раздражителя. Этим объясняется тот факт, что различные исследования находят различное количество чувствительных точек на тех же участках кожи. Оказалось далее, что в зависимости от интенсивности раздражителя и структурного отношения раздражителя к воспринимающему аппарату изменяется не только количество чувствительных точек, но и качество получающегося ощущения: ощущение тепла сменяется ощущением боли, ощущение давления переходит в ощущение тепла и т. д. (Nafe).

Существенную роль в термических ощущениях играет способность кожи довольно быстро адаптироваться к разным температурам, причём разные части кожи имеют разную скорость адаптации.

Субъективным термическим нулём, который не даёт никаких температурных ощущений, являются средние температуры, приблизительно равные температуре кожи. Более высокая температура объекта даёт нам ощущение тепла, более низкая — холода. Термические ощущения вызываются различием в температуре или термическим обменом, который устанавливается между органом и внешним объектом. Чем активнее и быстрее совершается тепловой обмен, тем более интенсивное ощущение он вызывает. Поэтому и при равной температуре хороший проводник (например металл) покажется более холодным или тёплым, чем плохой проводник (например шерсть). Поскольку каждое тело имеет определённую проводимость, характеризующую специфические свойства его поверхности, термическая чувствительность приобретает специфическое познавательное значение: при осязании она играет значительную роль в распознавании вещей, к которым мы прикасаемся.

Термическая чувствительность связана, как уже указано, с теплорегуляцией. Возникшая впервые у птиц и млекопитающих и сохраняющаяся у человека автоматическая регуляция внутренней температуры тела, относительно независимой от среды, дополняется у него способностью создавать искусственную среду — отопляемые и охлаждаемые жилища, в которых поддерживается наиболее благоприятная для человеческого организма температура. Эта способность к двойной регуляции температуры — внутренней и внешней — имеет существенное значение, потому что температурные условия, отражаемые в термической чувствительности, влияют на общую активность человека, на его работоспособность.

в) Прикосновение, давление

Ощущения прикосновения и давления тесно связаны между собой. Даже классическая теория кожной чувствительности (основанная М. Бликсом и М. Фреем), которая исходит из признания особых чувствительных точек для каждого вида кожных ощущений, не предполагает особых рецепторных точек для давления и прикосновения. Давление ощущается как сильное прикосновение.

Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличие, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства. Характерной для рецепторов давления является их быстрая адаптация. В силу этого мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменение давления.

Чувствительность к давлению и прикосновению на различных участках кожи различна.

Чувствительность к прикосновению, выражающаяся в тонкости дифференцировок двух мало друг от друга отдалённых прикосновений (определяемых эстезиометром Э. Г. Вебера, М. Фрея, Спирмена или В. М. Бехтерева), равна 1 мм

на поверхности языка, 2
мм
на концах пальцев и 67,7
мм
на средней части спины. Если специально подбирать точки прикосновения, то пороги прикосновения значительно снижаются, доходя до 0,1 на концах пальцев и 0,4 на спине.

Все эти пороги не являются раз и навсегда фиксированными величинами. Они изменяются в зависимости от различных условий. На тонкости кожной чувствительности явно сказывается утомление. Она не менее очевидно поддаётся упражнению. Убедительным доказательством тому могут служить те результаты, которых достигают в этом отношении благодаря тренировке слепые.

Осязание

Ощущение прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчинённую роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание

, ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание — это и экстеро- и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания — рука

и притом главным образом
движущаяся рука
.Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. [Ряд тонких психологических замечаний о роли руки как органа познания объективной действительности, главным образом правой, — дал И. М. Сеченов («Физиологигические очерки», стр. 267—268), предвосхитивший многое из того, что позже разработал Д. Катц. «Рука не есть только хватательное орудие, — свободный конец её, ручная кисть, есть тонкий орган осязания, — писал Сеченов, — и сидит этот орган на руке как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определённым образом каждое такое перемещение». «Если орган зрения по даваемым им эффектам, — писал он в другом месте, — можно было бы уподобить выступающим из тела сократительным щупалам с зрительным аппаратом на конце, то руку как орган осязания и уподоблять нечего, она всем своим устройством есть выступающий из тела осязающий щупал в действительности». (И. М. Сеченов, Физиологические очерки. С. 267-268) В последнее время в советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л. А. Шифмана: «К проблеме осязательного восприятия формы» («Труды Госуд. ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», т. XIII, Л. 1940. Там же его статья «К вопросу о тактильном восприятии формы»). Л. А. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.] Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она даёт нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира.
Твёрдость, упругость, непроницаемость
— основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твёрдого и мягкого распознаётся по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаём предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры даёт нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью даёт нам возможность распознавать жидкие

тела в отличие от твёрдых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение
липкости
.Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то
вязкости, маслянистости, гладкости
и
шероховатости
и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаём в результате вибраций, которые получаются при движении руки по более или менее шероховатой поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Уже на руках матери младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Й. Фолькельт, Р. Гиппиус и др.), которые, всячески подчёркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на-нет предметно-познавательное значение, наши исследования [С. Н. Шабалин, Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником // Учёные записки кафедры психологии Педагогического института им. Герцена, т. XVIII, под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, Л. 1939;Ф. С.Розенфельд, Взаимоотношения восприятия и памяти в узнавании предметов] показывают, что даже у детей-школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные данные протоколов Ф. С. Розенфельд и С. Н. Шабалина отчётливо выявляют познавательные установки ребёнка в процессе осязания: он не отдаётся только попросту переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчётливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

Скульптура слепорождённого, изображающая отчаяние (по Г. Ревешу)

Скульптура слепого «Беседа» (по Г. Ревешу)

Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным — отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых (см. рисунки выше, которые мы заимствуем из работы Ревеша [Revesz, Die Formenwelt des Tastsinns, Bd. II, 1939.]). Ещё, быть может, поучительнее скульптуры слепо-глухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности воспроизведённые нами исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишённых не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.

«Рыбак и рыбка». Скульптура Ардальона К., 20 лет (ослеп около 2 лет)

«Руслан иЛюдмила». Скульптура Ардальона К.

«Тройка». Скульптура Ардальона К.

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в ещё большей мере — слепо-глухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации — восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепо-глухонемыми. «Слушание» речи слепо-глухонемыми по способу «чтения с голоса» заключается в том, что слепо-глухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путём тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная биография слепо-глухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

⇐ Предыдущая11Следующая ⇒


Канал восприятия

Поскольку люди с кинестетическим каналом восприятия познают мир через чувства и тактильные контакты, окружающим важно правильно выстраивать общение с ними.

Чтобы расположить к себе такого индивида и привлечь его внимание к разговору, необходимо положить руку на плечо, коснуться запястья, приобнять и т.д.

Часто подобные люди в беседе совершают одни и те же движения с определенной частотой: трут глаз, вертят между пальцев какую-нибудь безделушку, постукивают по столу ручкой и т.д.

Положительные эмоции у кинестетиков вызывают любые приятные переживания: тепло, мягкость, приятный вкус, ненавязчивые движения.

Большую роль играет и обоняние. Такие индивиды всегда чувствуют себя комфортней в помещении, где вкусно пахнет.

Специалисты рекомендуют родителям и педагогам на ранних этапах выявлять преобладающий канал восприятия у детей и транслировать им информацию соответствующим образом.

Ребенок-кинестетик будет хорошо понимать взрослого, который периодически его гладит по руке, обнимает и т.д. Школьнику достаточно одобрительного хлопка по плечу, чтобы испытать позитивные эмоции и обрести уверенность в себе.

При этом важно не забывать, что адекватное познание действительности возможно только при использовании всех каналов. Поэтому чувственные ощущения всегда должны дополняться зрительным и слуховым восприятием.

Кинестетическое обучение

Кинестетическое обучение

Вы один из тех людей, которые терпеть не могут лекции, сидеть за партой, читать сложную книгу, ощущая, что голова вот-вот взорвется? При этом лучшие результаты показываете, когда дело доходит до физической деятельности, например, игры, спорта, лабораторных экспериментов? Тогда, возможно, вы являетесь кинестетиком.

Кинестетическое (тактильное) обучение — это стиль обучения, при котором ученики усваивают знания при помощи физической активности, вместо того, чтобы слушать лекции или смотреть обучающие видео.

Нейл Флеминг, преподаватель из Новой Зеландии и теоретик образования, разработал модель VARK (визуальная, слуховая, кинестетическая информация, а также чтение и записывание). Согласно ей, кинестетические ученики предпочитают физическое взаимодействие, благодаря чему лучше усваивают информацию на основе опыта. Они преуспевают в конкретных обстоятельствах: обучение на рабочем месте, стажировка, решение бизнес-кейсов.

Если вы учитель, то должны обращать внимание на особенности таких учеников. А если сами являетесь кинестетиком, то можете использовать информацию из этой статьи для того, чтобы обучаться наиболее эффективно.

При обучении кинестетики предпочитают:

  • Ролевые игры: информация лучше впитывается, если разыгрывается какая-нибудь сценка.
  • Соревнования: спортивная составляющая играет большую роль для мотивации.
  • Экскурсии: кинестетикам лучше увидеть и потрогать, чем прочитать и услышать.
  • Проекты: при помощи физической деятельности такие люди обучаются значительно быстрее.
  • Также будут полезны лабораторные исследования, шарады, гимнастика и игры, в которых задействуется все тело.

Это связано с тем, что кинестетики не могут полноценно усваивать знания, если их тела на вовлечены в процесс. В этом случае информация остается в краткосрочной памяти, но не передается в долгосрочную, то есть сразу же «выветривается».

Советы для кинестетического обучения

1

Развивайте диапазон тактильных действий

Для начала составьте список навыков, которыми хотите овладеть. К примеру, это может быть:

  • Изучение английского языка
  • Ораторское мастерство
  • Тайм-менеджмент
  • Актерское мастерство

Актерское мастерство, безусловно, лучше всего подходит кинестетикам. Но что, если вы хотите изучить английский язык? Тогда, пожалуй, стоит меньше времени уделять учебникам грамматики (хотя и этим также нужно заниматься), и больше — практике и общению с другими людьми. Также используйте флэш-карточки, благодаря которым можно учить новые слова, целые фразы и даже правила.

Словом, при освоении навыка ищите самые разные способы применения тактильных ощущений.

2

Сосредоточьтесь на погружении и интерактивности

Если продолжить пример с изучением английского языка, то вы можете:

  • Найти приложения для своего смартфона, которые используют геймификацию и интерактивность.
  • Подключать к обучению фотографии и звуковые эффекты.
  • Имитировать нужную окружающую среду: оформить свою комнату таким образом, чтобы сложилось впечатление, будто здесь живет англоязычный человек.

3

Сделайте обучение эмоциональным

Используйте:

  • Цвета, которые вызывают сильные положительные эмоции.
  • Биографии людей, которыми восхищаетесь. Также ищите интересные примеры из жизни выдающихся личностей.
  • Слова, которые вызывают прилив энтузиазма и мотивации.

Помните, что разочарование, волнение и стресс — это те состояния, при которых качество запоминания информации падает в несколько раз.

4

Применяйте различные кинестетические стили обучения

Кинестетиков условно можно разделить на четыре группы:

  • Те, что предпочитают практические задачи.
  • Те, что любят задействовать все свое тело при освоении навыка.
  • Те, что предпочитают учиться при помощи артистических способностей.
  • Те, которые лучше всего обучаются, когда вовлекают эмоции.

Разумеется, в каждом человеке в той или иной мере сочетаются данные способности. Поэтому комбинируйте и проводите эксперименты: выражайте себя творчески, занимайтесь лепкой и рисованием (в том числе рисуйте каракули), ведите записи и визуальные заметки.

5

Выходите в реальный мир

Вам, как кинестестику, не нужно долго корпеть над книгами. Поэтому если хотите научиться общаться с людьми, выходите на публику. Применяйте разные техники, получайте обратную связь, делайте выводы и учитесь на своих ошибках.

6

Создавайте совместные групповые проекты

Кинестетики больше, чем другие люди, любят командную работу. В ней они проявляют свои лучшие способности.

Поэтому если есть возможность, прекратите заниматься одиночной работой и придумайте командный проект, где появится шанс реализовать свой потенциал при помощи взаимодействия с другими людьми.

7

Проводите эксперименты

Это самое интересное не только для кинестетиков, но и для многих других людей. Что такое эксперимент в нашем случае? Вы придумываете себе некую игру, в которой есть цель. Например, чтобы привить себе некоторые привычки, вы можете полностью изменить свой распорядок дня на целый месяц. При этом вести дневник, описывать свои эмоции и физические ощущения.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • 7 компетенций для обучения
  • Экспериментальная теория обучения и стили обучения по Колбу
  • Обучение длиною в жизнь: 5 рекомендаций
  • 9 уровней обучения по Ганье
  • Флэш-карточки
  • Стили обучения
  • Модель оценки эффективности тренингов
  • Как создать систему постоянного обучения
  • 9 способов учиться эффективнее
  • Как снизить когнитивную нагрузку в обучении

Ключевые слова:1LLL

Характеристика системы мышления

Кинестетики в первую очередь доверяют своим чувствам. Любые события, предметы и люди рассматриваются ими через призму эмоций, которые возникают в результате взаимодействия.

Если во время общения с кинестетиком собеседник демонстрирует открытость и доброжелательность, использует рукопожатия, касания, хлопки, то вероятность закрепления положительного впечатления достаточно высока.

Поскольку информация воспринимается индивидами тактильным способом, то и все мысли по поводу обсуждаемого вопроса выражаются аналогично: «Не могу это принять», «Меня тронула данная тема», «Я чувствую, о чем пойдет разговор» и т.д.

Наибольшее внимание кинестетика привлекает тема, которая максимально захватывает его внимание. В этом случае снижается риск отвлечения на собственные мысли и переживания.

Так, при подаче информации исключительно вслух (например, во время лекции), рассчитывать на хорошую концентрацию не приходится.

Но если этот же материал будет дополнен красочными иллюстрациями, которые придадут процессу эмоциональную окраску, кинестетик с большей вероятностью сосредоточиться на теме.

Кинестетическое и кинетическое развитие

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 47Следующая ⇒

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрени

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Развитие слухового восприятия

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Личностными результатамиизучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

Класс

 Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

 В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

 Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

 Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Основные предметные результаты

Класс

— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

— Различать и называть основные цвета.

— Классифицировать геометрические фигуры.

— Составлять предмет из 2—3 частей.

— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Различать речевые и неречевые звуки.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

— Выделять части суток и определять порядок дней недели.

Требования к умениям учащихся 1 уровень (достаточный)при организующей и активизируюшей помощи

· Различать, соотносить и называть основные цвета: оранжевый, фиолетовый. Уметь классифицировать и группировать предметы по этому признаку.

· Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.

· Уметь сравнивать предметы по одному из признаков.

· Уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три предмета ( наложением, приложением « на глаз»).

· Ориентироваться по схеме тела на листе бумаги.

· Выделять части суток, дни: вчера, сегодня, завтра, определять порядок дней недели.

· Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.

· Уметь выполнять правильный, длительный выдох, расслаблять мышцы кисти и пальцев рук, автономные движения, стимулирующие упражнения при организующей помощи после словесной инструкции.

· Пользоваться письменными принадлежностями.

Требования к умениям учащихся 2 уровень (минимальный)при разнообразных видах помощи (организующей, активизируюшей и контролирующей)

· Различать, соотносить основные цвета: оранжевый, фиолетовый, коричневый. Называть основные цвета.

· Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

· Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам ( наложением, приложением « на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?».

· Сравнивать предметы по одному из признаков.

· Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.

· Иметь представления о сутках, днях недели .

· Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции ( простые упражнения и движения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование дополнительный 1 класс.

Название разделаКол. часОсновные виды деятельности учеников
I1 четверть ДиагностикаОтвечают на вопросы, выполняют диагностические задания
IIСенсорное развитие: -Восприятие цвета-сопоставляют, различают основные цвета; -выделяют изученный цвет в окружающих предметах; — чередуют цветные элементы — называют словом цвета; -отвечают на поставленные вопросы; -используют в речи названия основных цветов
IIIПсихомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -отработка правильного дыхания — стимулирующие упражнения -приёмы релаксации -мышечные зажимы Всего 18ч-выполняют дыхательные, стимулирующие упр. по показу -расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по покаэу -выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног -воспринимают простые словесные инструкции на двигат. упр. — используют в речи понятия напряжение, расслабление — проявляют внимание к речи учителя
I2 четверть Сенсорное развитие: -Восприятие геометрических фигур и тел-обследуют фигуры и тела -изготавливают из ниток, спичек, проволоки -соотносят, сравнивают, называют, группируют фигуры называют словом изученные названия геом. Фигур и тел — отвечают на поставленные вопросы;
IIПсихомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -развитие мелкой моторики -равновесие -ригидные телесные установки Всего 14ч7ч 2,5 3,5-выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей (сжимание, разжимание, штриховка..) -упр. «заземление» на двух ногах с различным положением рук, ходьба по коридору (40 см), упр. на развязку синкинезий -понимают и выполняют инструкцию, соотносят названия частей тела
I3 четверть Сенсорное развитие: -Восприятие геометрических фигур и тел. — Восприятие величин8,5ч 1,5-Составляют геометрические рисунки по инструкции. -сопоставляют, сравнивают 2-3 предмета по величине называют словом изученные названия величин при сравнении 2 предметов -понимают и выполняют инструкцию,
IIПсихомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -ритм -зрительное восприятие -слуховое восприятие -тактильная чувствительность -обоняние -вкусовые ощущения Всего 18ч9,5ч 1,5 1,5 1,5-воспроизводят внешний ритм по зрительному восприятию и схемам — Обследуют предметы из 2-3 деталей по инструкции. -различают неречевой слух, звуки окружающей действительности. -проговаривают простой ритмический рисунок -находят звуки и звукосочетания в словах -называют простые характеристики поверхности предметов, характеристики вкуса (вкусно, невкусно), запаха (приятно, неприятно)
I4 четверть Сенсорное развитие: -Пространственная ориентация. -Временные представления.14,5ч 11,5-ориентируются в схеме тела с опорой на маркер и на листе бумаги. -сравнивают глубину, расстояние -конструируют изображения из фигур по схемам. — выполняют задания на восприятие времени суток, их последовательности ориентируются на словесное обозначение пространственного обозначение предметов -называют словом изученные пространственные и временные понятия -вступают в игру, беседу, отвечают на вопросы
IIПсихомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: (закрепление) Всего 18ч За год 66 ч.1,5ч— Двигаются в разных зонах пространства -Конструируют предметы из 2-3 частей. -понимают и выполняют инструкцию,

Тематическое планирование 1 класс.

Название разделаКол. часОсновные виды деятельности учеников
I1 четверть ДиагностикаОтвечают на вопросы, выполняют диагностические задания
IIСенсорное развитие: -Восприятие цве та6,5ч-сопоставляют, различают основные цвета, зелёный, оранжевый, фиолетовый; -выделяют изученный цвет в окружающих предметах, сравнивают, классифицируют; — чередуют цветные элементы — называют словом изученные цвета; -отвечают на поставленные вопросы; -используют в речи названия изученных цветов
IIIПсихомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -отработка правильного дыхания — стимулирующие упражнения -приёмы релаксации -мышечные зажимы Всего18ч7,5ч 1,5-выполняют дыхательные упр. через нос и рот с пропевкой звуков и слогов, стимулирующие упр. по показу и инструкции -расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по покаэу и инструкции -выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног по покаэу и инструкции воспринимают простые словесные инструкции на двигат. упр. — используют в речи понятия напряжение, расслабление, называют ощущения от собственного тела — проявляют внимание к речи педагога
I2 четверть Сенсорное развитие: -Восприятие геометрических фигур и тел-обследуют, определяют на ощупь фигуры и тела -составляют геометрический орнамент -соотносят, сравнивают, называют, группируют, классифицируют фигуры, узнают в предметах — называют словом изученные фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и тела их свойства, строят словосочетания -понимают и выполняют инструкцию, — отвечают на поставленные вопросы; -вступают в беседу
IIПсихомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -равновесие -ригидные телесные установки II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -ритм -тактильная чувствительность всего14ч8ч 1,5 1,5-выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей (сжимание, разжимание, штриховка..) -упр. «заземление» на двух и одной ноге с различным положением рук, упр.на развязку синкинезий по показу с дальнейшим автоматизированием —воспроизводят внешний ритм по показу, зрительным схемам, внешнему контролю -определяют на ощупь плоскостные фигуры -понимают и выполняют инструкцию, соотносят названия частей тела -проговаривают простой ритмический рисунок -называют простые характеристики поверхности предметов
I3 четверть Сенсорное развитие: . Восприятие величин -Пространственная ориентация.13ч-Сопоставляют предметы по величинам -Ориентируются в схеме – тела , дифференцируют правую, левую руки и ноги. -определяют расположение предметов в пространстве -Ориентируются в линейном ряду, — обозначают словом изученные характеристики величин при их сопоставлении —ориентируются на словесное обозначение пространственного обозначение предметов -называют словом изученные пространственные понятия
IIПсихомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -зрительное восприятие -слуховое восприятие -обоняние -вкусовые ощущения -восприятие поз и движений Всего 18ч5ч 1,5 0,5— Обследуют предметы по инструкции, дифференцируют зрительное восприятие 2 предметов -различают неречевой слух, звуки окружающей среды и муз. Звуки, фонемы. -сопоставляют запахи (приятные, неприятные), вкусы (кислый – сладкий, горький — солёный). — Выполняют упражнения для частей тела по заданию находят звуки и звукосочетания в словах -называют характеристики вкуса (вкусно, невкусно), запаха (приятно, неприятно) -воспринимают инструкцию на слух
I4 четверть Сенсорное развитие: -Пространственная ориентация. -Временные представления.5,5ч 4,5-Составляют целое из частей. Конструируют простые составные картинки -выполняют задания на понятия части суток, дни недели, времена года, устанавливают последовательность. — принимают участие в простых играх на нахождение общего и различного описания —называют словом изученные пространственные и временные понятия
IIПсихомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -динамическая организация -сенсомоторные взаимодействия III уровень Произвольной регуляции: -координация и ловкость -правила игры и роли. Всего 16ч За год 66 ч.10,5ч 2,5-выполняют графические упражнения из 2-х повторяющихся элементов. — выполняют упр. с одновременными движениями одноименных руки и ноги по показу и инструкции, игры с правилами и ролями. понимают и выполняют инструкцию -слышат обращенную речь -понимают правила игры

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

⇐ Предыдущая28Следующая ⇒


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: