Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

Знали ли вы, что природу человека, его внутренний мир и взаимоотношения с окружающими людьми можно исследовать, используя ролевую игру? Речь идет о необычном и весьма действенном методе. Свою форму психодрама позаимствовала у театра, спонтанность – у игры, а глубину – у психоанализа. Участник психодрамы (протагонист) на некоторое время становится актером, пытаясь выразить свои переживания через игру. Из статьи вы узнаете, как это происходит.

Определение понятия метода

Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я.Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».

Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.

В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям. Это является задачами психодрамы. Психодраматическое, эмоциональное прочувствование – вот что лежит в основе исцеления через психодраму.

Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.

В психодраме участвуют 5 основных элементов:

  1. Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
  2. Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
  3. Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
  4. Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
  5. Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.

Что такое психодрама

Психодрама

— это метод групповой терапии, являющий собой ролевую игру, во время которой используется драматическая импровизация.

Попросту говоря, психотерапия – это один из методов изучения внутреннего мира человека. Группой создаются условия для спонтанного выражения эмоций и ощущений, имеющих отношение к важным для клиента темам. Психодрама базируется на принципах игры.

Этот коррекционный метод был придуман после эксперимента, поставленного знаменитым психологом Якобом Леви Морено после Первой мировой войны. Тогда он назвал свой эксперимент «спонтанным театром». Психолог задумался о терапевтической силе игровых методик в день, когда он заметил, как дети в венских парках переводят в игру свои фантазии.

Впоследствии он развил свою идею, став не только основателем психодрамы, но и групповой терапии. Несмотря на то, что метод возник еще в ХХ столетии, своей актуальности он не потерял и поныне. Более того, он получает все более активное распространение в США и многих европейских странах. Основные понятия и термины метода: спонтанность, ролевые игры и роли, катарсис и инсайт, теле.

Дадим им краткую характеристику

.

Роли и ролевые игры

Важно сразу увидеть различия между психодрамой, как метода терапии, и театральной игры. В спектаклях актеры получают четко прописанную роль, имея лишь незначительные возможности импровизировать. В психодраме все иначе: какой-либо заданный сценарий отсутствует – он создается участниками группы по ходу действа.

Спонтанность

Под спонтанностью имеется в виду естественность реагирования и восприятия. Термин можно встретить в разных видах психотерапии, так как большинство пациентов довольно зажаты шаблонами поведения и психологической защитой. То есть, детская спонтанность утеряна. Цель терапии – обретение спонтанности, позволяющей избавиться от множества неврозов и комплексов.

Теле

Предполагается, что это понятие имеет нечто общее с тем, кто Фрейд называл трансфером. Под этим понятием «отец психоанализа» подразумевал перенос пациентом на психолога важных для него чувств. Многие последователи Фрейда применяли также термин контрперенос, подразумевая под ним состояние эмпатийного сопереживания психоаналитиком состояния пациента.

В собственном методе Морено объединил понятия трансфера и контрперенос, дав им общее определение «теле». Им характеризуется двусторонний процесс эмпатиийного восприятия – не только между психоаналитиком и протагонистом, но и всеми участниками процесса.

Катарсис

Известно, что в античной Греции этим словом обозначалось просветление, достигнутое посредством страданий. Впоследствии Фрейд ввел термин «катарсис» и в психоанализ, определяя ним такое явление, как обнаружение через эмоциональные переживания истинных причин невроза. За этим следует этап исцеления (облегчение). Термин применялся и применяется в большинстве видов психотерапии, и Морено не стал исключением. В его методе катарсис получил дополнительное толкование. Его должен пережить не только клиент, но и прочие участники психодрамы.

Инсайт

В английском языке словом insight обозначают внезапное озарения. Пример: состояние Сократа, сделавшего неожиданное открытие, и воскликнувшего: «Эврика!». Определение применимо во многих видах современной психотерапии, подразумевая под собой внезапное осознание клиентом своей проблемы, либо резкие перемены в восприятии собственной личности.

В психологии инсайт зачастую происходит через катарсис. Атмосфера и динамика психодрамы обычно к этому и ведет.

Перед занятием психоаналитик доносит до группы смысл психодрамы, делится ее этапами, рассказывает, как она будет реализована на практике. Теория доносится до группы в объеме, соответствующем уровню ее подготовки.

Основные принципы

Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория спонтанности

Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.

Социометрия

Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.

Теория ролей

В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.

Типы ролей:

  • телесные (соматические), например, роль едока;
  • психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
  • социальные, например, роль дочери, матери, жены;
  • интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.

Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.

Психодрама — это терапевтический метод, в котором психические и психосоматические заболевания понимаются как проявление нарушений в межличностных отношениях и интеракциях. Для лечения этих нарушений используется спонтанное сценическое их изображение. Психодрама — это групповая психотерапия и активный метод. Это подход, который объединяет глубинную психологию и терапию поведения. Он описывается здесь так подробно потому, что до сих пор психотерапию понимают главным образом как индивидуальную терапию, а сферу активности пациента ограничивают терапевтическим лежанием на кушетке.

Венский врач Якоб Леви Морено описал психодраму в 1920 году. При этом он использовал такие категории, которые до него лежали вне психотерапевтического мышления: игра, встреча и театр. Этим Морено положил начало новому психотерапевтическому методу.

Следуя положениям Морено, на вопрос «Что такое психодрама?» можно ответить: Психодрама — это спонтанная игра, Психодрама — это встреча, Психодрама — это отображение жизни в сценическом представлении, и, таким образом, — театр.

Сначала я попробую описать важнейшие характеристики метода с философско-антропологической точки зрения, а затем расскажу о психодраме как о психотерапевтическом методе. В качестве игры, спонтанной и непринужденной, психодрама почти незаметно для самих психотерапевтов пересекла до той поры табуируемый медициной барьер. Она перешагнула границу между утомительным, предвзятым, в значительной мере — неспонтанным миром взрослых и богатством ребенка, обозначаемым как спонтанность, непредвзятость, легкость и аутентичное бытие.

То, что непринужденное и игровое бытие ребенка уже осмыслено в философско-религиозной традиции человечества как проявление творческой силы и счастья, можно проиллюстрировать тремя цитатами, взятыми из временного промежутка в более чем 2000 лет: Гераклит считал: «Айон подобен играющему ребенку»; Евангелие от Матфея гласит: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» [Мат. 18,3]: Ницше пишет в своей статье «К игре творчества»: «Невинность — есть дитя, и забвение, и новое начинание, игра и колесо, раскручивающееся из самого себя».

Все эти цитаты касаются качеств ребенка, которые позже, под влиянием нарушенных интеракций или других обстоятельств более или менее быстро и в большей или меньшей степени уходят на второй план или вообще теряются. Мы говорим о следующих качествах: спонтанность и аутентичность, доверие и игровые действия. Вместо них на передний план на основе страха и недоверия выходят цели и принуждение — и корежат человека, его мир — что, впрочем, ни в коем случае нельзя оценивать исключительно негативно. Если психодрама совершенно сознательно при посредстве спонтанной игры возвращается к способу бытия ребенка, то это вовсе не означает бегство от мира. Совсем наоборот: психодрама побуждает человека спонтанно, аутентично и творчески взаимодействовать с миром. Поскольку с антропологической точки зрения это взаимодействие главным образом осуществляется посредством межличностных отношений, то в психодраму привносится следующий важный феномен: встреча (Begegnung).

Психодрама потому является встречей, что во время сценического изображения своих межличностных отношений и интеракций человек не просто говорит о них, а скорее непосредственно и действенно общается с важнейшими персонами из своего окружения.

Для объяснения такого рода общения в своей ранней экспрессионисткой статье «Приглашение к встрече» в 1915 году Морено (1925) использовал образ реки. Относительно удачного общения он пишет: «поэтому встреча не кажется мне течением реки, лишенным изгибов, мелей, которые мешают течению». В отношении возможной неудачи встречи: «…если я продвигаюсь слишком медленно, или вообще не продвигаюсь вперед на моем пути, то на пути к моей встрече с тобой возникает разлад, трещина, болезнь, досада, несовершенство. Поэтому я должен спрашивать о нашем положении, о ситуации между нами, проверять наше положение, изучать наше положение и исходить из нашего положения».

Итак, в этом тексте сформулированы три вопроса, которые мы сегодня можем рассматривать в качестве трех основных вопросов психодраматической терапии, а именно: «Каково положение вещей? Что можно сделать при таком положении вещей? Что следует из этого положения вещей»

В этом тексте предпринята попытка описать способ использования психодрамы в качестве психотерапевтического метода, а также лежащие в ее основе ролевую теорию и теорию интеракций в процессе групповой психотерапии. Здесь же проясняется психодраматическое понимание здоровья как возникающего на почве встречи (Begegnung, Encounter) ненарушенного саморазвития и самореализации. Этим же текстом была подготовлена основа для психодраматического понимания болезни: «Если при встрече с тобой возникает разлад, трещина, болезнь, досада, несовершенство (а также: имеют место нарушения в интеракциях), тогда встреча не состоится, тогда встреча мне кажется течением реки, на котором скоро встретится утес, на пути которого возникнет затор, тогда я иду очень медленно или вообще не продвигаюсь вперед».

Этот образ застоя и фиксирования позже вылился в сформулированное Морено понятие болезни в смысле блокирования спонтанности и возникающего на этой почве невроза креативности.

Обратимся теперь к третьей основе психодрамы – театру.

Место, где с древнейших времен наглядно демонстрировались человеческие страдания в их общей межчеловеческой взаимосвязи, называется театр. Однако, как в терапевтической практике достигается осмысленное увязывание сценического представления человеческих трагедий на сцене с трагическим миром психической болезни? Накопленный опыт показывает, что моментально и непосредственно это невозможно. Осуществление этого слияния, как мы увидим, происходит в психодраме.

Но прежде еще раз посмотрим на классический театр. Катартическое действие драмы, особенно трагедии, на слушателей известно еще с античных времен. По Аристотелю, трагедия героев должна вызывать у публики «ужас и сострадание». Однако, эти чувства служат лишь толчком к психогигиеническому действию самоосознания. Похожесть личных страданий в этой ситуации — важная предпосылка трансцедентирования и интеграции опыта. Хотя, разве серьезно психически больной человек вообще способен к подобному трансцедентированию?

Уже в психиатрии XVIII и XIX столетий были предприняты попытки использовать театр для лечения пациентов. Можно вспомнить театральные эксперименты маркиза Де Сада, а также галльских профессоров Райля и Хофбауера [Динер, 1971] . В качестве зрителей пациентов так или иначе затрагивало представление истории чужой жизни, однако, эта жизнь была чужда как им, так и актерам.

В отличие от этих экспериментов, у Морено речь не шла о изображении чужих страданий, изображались страдания свои собственные. Речь шла не об искусном актерстве, а скорее о спонтанной игре, не о воздействии на пациентов, а об их способности к самовыражению. В своей книге «Театр экспромта» Морено [1923] пишет все еще очень поэтическим экспрессионистким стилем: «Игрок — это житель частного дома. Экскурсия последовательности чувств, ощущений и мыслей по персональному миру может осуществляться легко, сказочно и без всякого сопротивления. Однако, если какая-либо пара вступает в противоречие: радоваться или страдать,- то это состояние есть конфликт. Из отдельных обитателей частного дома конфликт создает общность. Помня о конфликте, имея в виду факт единства времени и пространства, они будут все больше и больше увязать друг в друге. Страх в доме может оказаться настолько велик, что паре или группе уже не помогают ни молчание, ни беседа, ни изменения, даже очевидные, поскольку нарушения коренятся уже не столько в душе, сколько в теле, — это смерть […] Все кажется тщетным. Они живут в постоянных возвратах и углублении общей беды, самоуничтожение бывает здесь уничтожением сознания, но не конфликта.

Дом, где они живут, есть защита собственных представлений, защита тела, которое их окружает, есть печать на встрече, есть конфликт — внутренняя причина прячется очень глубоко. Однако, из этого лабиринта осложнений между отцом и матерью, ребенком и няней, другом дома и врагом дома, из недопониманий в ходе жизни, или вследствие растущего понимания, сам собой встает вопрос: Как должны ложь, горе, болтовня, боль, глупость, самообман, свобода, познание, знание, отчуждение, ненависть, страх, ужас, многочисленные объединения этих состояний друг с другом, как же все это должно быть спасено?»

Морено отвечает: «Посредством последующей театрализации», иными словами: посредством психодрамы.

В отличие от многократно обсужденной в последнее время альтернативы «Поэзия или теория конфликта?» в данном тексте приводится пример теории конфликта, выступающей в качестве поэзии. Вдобавок, в нем приводится почти дословное описание психодрамы: «…Люди играют сами себя, исходя из необходимости полностью осознанных заблуждений, иными словами — жизни. Они не хотят больше преодолевать бытие, они хотят производить его. Они повторяют его. Они суверенны в смысле их собственного бытия. Иначе как они могли бы все это осуществить? Ведь они заняты столь многим. Разворачивается жизнь в целом, во всех ее сложностях и временных взаимосвязях, ни единый момент не пропускается, приступы страха, скука, любой вопрос, холод в отношениях, — проявляются вновь.

Это не только разговор, который они ведут. Омолаживается также их тело, их нервы, их сердечные волокна: они разыгрывают сами себя как бы из самой божественной памяти: все их действия, все силы, мысли возникают в первоначальном соотношении, в точном выражении стадий, которые они уже однажды прошли. Все их прошлое разворачивается в один миг.»

Я так подробно цитирую этот текст 1923 года, поскольку в нем связываются воедино наши уже описанные представления об игре, встрече и театре, с созданной к тому времени теорией и практикой психодраматической терапии.

Когда я далее вновь использую этот текст в существенных для психодраматической терапии частях, то я делаю это потому, что его содержание касается сегодня теоретических основ и других, особенно новых, психотерапевтических методов, а также потому, что это не только облегчает познание важнейших моментов психодрамы в спектре прочих методов психотерапии, но и понимание места психодрамы в истории психотерапии.

Как мы видим из цитируемого текста, психодраматическая терапия базируется на конфликте и на общности, иными словами — она предполагает группу. Она предполагает что: «Страх … настолько велик, что … уже не помогают ни молчание, ни беседа, поскольку нарушения коренятся уже не столько в душе, сколько в теле…» (далее мы будем говорить — они уже стали «психосоматическими»)

Психодраматическая терапия исходит из того, что конфликт может стать «предлогом для того, чтобы углублять сам себя», как это бывает, например, при навязчивом повторении, которое проявляется в сопротивлении переносу. Психодрама пытается добиться исцеления путем свободного творческого акта, каким является сценическое представление.

«Люди играют (обратите внимание на слово «играют» — игра добровольна) сами по себе, исходя из необходимости самой жизни (…) Разворачивается жизнь в целом, во всех ее сложностях и временных взаимосвязях (…) Все их прошлое разворачивается в один миг»

Моментальное сценическое представление в настоящем прошлых переживаний потому имеет такое большое значение, что дает психодраматической терапии возможность увидеть человека в целостности его слов, действий, временных характеристик и лечить его конфликты как бы вдоль и поперек его жизни, и все это — hic et nunc — здесь и теперь.

Мы вплотную подошли к пониманию психодрамы как терапии.

Вы, конечно, спросите: «Как же, собственно, происходит психотерапевтическое заседание и что говорится во время психодраматической психотерапии?»

Отвечая на этот вопрос, я вкратце опишу важнейшие психодраматические техники: смену ролей и дублирование, и поясню важнейшие понятия метода, такие, как например переживание очевидности. Будет описан также специфически психодраматический подход к использованию сопротивления и переноса.

Если в качестве цели психодраматической терапии мы называем высвобождение спонтанности пациентов, блокированной патологическими интеракциями, и понимаем эту спонтанность как предпосылку их здоровья, дальнейшего развития и творчества, то, прежде чем описывать психодраму, обратимся еще раз к определению спонтанности, данному Морено [1967]: «Спонтанность является адекватной реакцией (ответом) на новую ситуацию, или новой реакцией в старой ситуации»

То, что психически больному человеку вообще не удается новая адекватная реакция, является признаком нарушения. Высвобождение и интеграция спонтанности в психодраме должны, соответственно этому определению, сделать пациента способным к новым ответам сначала в обратимой игре, и, наконец, — в необратимой реальности жизни.

Теперь вернемся к процессу психодрамы и реализуемому в ней терапевтическому процессу. В психодраматическом заседании участвуют 8-9 пациентов, психодраматург-терапевт и, иногда, — котерапевт. Поскольку тяжелобольные пациенты редко оказываются в состоянии исполнять различные роли, то в каждой группе желательно также присутствие специально подготовленных психодраматургов-ассистентов.

Любое психодраматическое заседание подразделяется на три фазы: 1) фаза разминки; 2) игровая фаза; 3) заключительная фаза.

В фазе размораживания руководитель психодрамы пытается создать атмосферу доверия, ведь даже у зверей, по Пор.

Так, например, внимание психодраматурга к описанию затруднений скованным пациентом, или к рассказам других, очень облегчает этому пациенту рассказ о его ситуации. Когда же пациент начинает рассказывать о своем конфликте, то терапевт его тотчас же прямо спрашивает, не легче ли ему будет, вместо того, чтобы рассказывать, разыграть ситуацию, чтобы все могли представить себе полную картину. При этом, особенно в кратковременной психодраматической терапии, речь идет о том, чтобы по возможности быстро представить в психодраматической игре в сценических образах конфликты и переносы, существующие как вне, так и, возможно, внутри терапевтической группы. Ведь «превращение в образы» есть, по Гадамеру [1965] «превращение в истину. В игре проявляется то, что есть». Если пациент соглашается, и группа тоже идет на это, то терапевт просит главное действующее лицо, т.е. пациента, ставшего протагонистом, выбрать из числа членов группы претендентов, которые будут изображать его партнеров по конфликту.

Как это уже было показано в моих работах, начиная с 1970 года (Лейц, 1974, Лейц и Оберборбек, 1980), все члены группы, которые выбираются протагонистом в качестве партнеров по игре при переходе от фазы разминки к игровой фазе, будут в процессе игры точно определяемыми носителями переноса со стороны протагониста. Посредством этих участников будет происходить актуализация тех картин, которые у протагониста связаны с важнейшими людьми из его ближайшего окружения и которые всплывают в его сознании в связи с разыгрываемыми сценами. Когда после окончания игры ее участники возвращаются назад в круг других участников группы — назад к своим собственным ролям, — то возникший перенос в значительной степени исчезает.

Если же этого почему-либо не происходит, то руководитель психодрамы должен использовать специальные техники, которые способствуют снятию переноса с соответствующих персон, или способствуют возврату участников группы к своим собственным ролям.

Принимая во внимание способ использования переноса в психодраме, вместе с Клосинским [1982] можно сказать, что группа рассматривается как «система объектов переноса».

Группа как «система объектов переноса» возникает, как это описал Кениг [1977] в отношении психоаналитических групп — при минимальной структурированности группы на первой фазе психодрамы.

Однако, такого рода оформление первой фазы психодрамы может вызвать усиление страхов и сопротивления, и, соответственно, затруднить переход к игре. Игровая фаза психодрамы протекает тем спонтаннее, чем лучше был подготовлен протагонист в ходе первой фазы к сценическому представлению. Его «размораживание» прямо зависит от степени освобождения от страха. Спонтанность интенсифицирует игру, что, в свою очередь, усиливает спонтанность игроков. Итак, существует взаимосвязь между разминкой, спонтанностью и игрой. Посредством их взаимодействия скрытые содержания сознания легче переходят в переживаемое, т.е. — в сознание игроков. Этот эффект размораживания в психодраме находит подтверждение в соображениях Фрейда [1975] относительно сопротивления. Фрейд пишет: «Бессознательное, т.е. вытесненное, не оказывает вовсе никакого сопротивления стараниям врача, оно даже само стремиться только к тому, чтобы прорваться в сознание, несмотря на оказываемое на него давление, или выявиться посредством реального поступка. Сопротивление лечению исходит из тех же самых высших слоев и систем психики, которые в свое время произвели вытеснение.»

И если мне будет позволено так дополнить цитату, одновременно отодвигается на задний план игровой аутентичный детский способ бытия.

В этой связи вспомним, что в качестве важнейшего характеристического признака психодраматической терапии, отличающего психодраму от других форм терапии, рассматривалось использование игры в процессе психотерапии. В игре пациент не только избавляется от «удручающего давления» мира взрослых, но и овладевает богатством ребенка, характеризующимся легкостью и аутентичным бытием. Если мы также примем во внимание, что философ Хейзинга [1956] в своей книге «О происхождении культуры в игре» пишет: «В сфере игры законы и привычки повседневной жизни не имеют значения», то станет очевидным, что это относится и к законам сопротивления. Мы понимаем, что психодрама вообще иначе обходится с сопротивлением, чем, например, психоанализ. Сопротивление, по Фрейду «исходит из высших слоев и систем духовной жизни, которые произвели в свое время вытеснение», из невозможности его преодолеть. В игровых занятиях вытеснение ослабевает и, я цитирую Фрейда, «вопреки возрастающему давлению» облегчается «выведение в сознание или получение сведений посредством реальных действий».

«Получение сведений о вытесненном посредством реальных действий» осуществляется в психодраме в игровой фазе и в заключительной фазе при закреплении в сознании пережитых в игре, ранее вытесненных, содержаний. Процесс и специфические техники этой третьей фазы будут пояснены на нижеследующем практическом примере.

Так что же является предпосылкой инсценировки в психодраме? Для сценического представления ситуации необходим так называемый психодраматический вспомогательный мир (Морено 1959), а именно: сцена, т.е. игровое помещение, в котором группа сидит полукругом, вспомогательные Я (alter ego) для изображения участников ситуации, а также образы времени и пространства, которые будут использоваться протагонистом и группой.

Точное воспроизведение изображаемой сцены не требуется. Совсем наоборот: в качестве квази-сценария его заменяет важнейший компонент психодрамы, а именно: спонтанная игра. Как мы уже смогли убедиться, благодаря спонтанности психодраматической игры, повторению в действительности прежних ситуаций, которые клиент вспоминает в точности или же лишь приблизительно, возникает доступ к вытесненным содержаниям, забытым, прошедшим ситуациям, мечтам и неосознанным факторам.

Пример:В психодраматической группе самоподдержки практикующий врач упомянула о постоянно усиливающемся конфликте со своей помощницей. Полтора года назад с большой радостью она объявила о начале своей врачебной практики и для ведения приема пригласила молодую помощницу. Та была довольно интеллигентна и обладала хорошими навыками, однако в общении постоянно дерзила.

В настоящий момент ситуация настолько неприятна, что врач обдумывает, не заняться ли ей практикой в одиночку.

По желанию клиентки и с согласия группы ситуация была разыграна в психодраме в соответствии с тремя основными психодраматическими вопросами: «Каково положение вещей? Что можно сделать при таком положении вещей? Что следует из этого положения вещей?». Сначала руководитель психодрамы попросил клиентку вкратце описать внешний вид и характер ее юной ассистентки и выбрать из членов группы женщину, которая будет исполнять ее роль. Поскольку исполнительница роли ассистентки в ходе игры будет объектом для переносов протагонист (т.е, главного действующего лица в психодраме), то очень важно, чтобы ее выбрала сама протагонист.

Вначале время и помещение, в котором разворачивается конфликт, были определены на сцене. В этих целях протагонист описала помещение, в котором она ведет прием. Жестами она пояснила обстановку, расставила стулья из реквизита, описала ясный летний день, освещенность помещения.

В первой сцене протагонист изображала, как она вместе с помощницей готовится к приему. Ее партнерша, в соответствии с указаниями, часто позволяла себе дерзкие замечания.

Однако это мешало протагонисту в ее игре. Она сказала руководителю психодрамы, что в изображаемое время ее помощница не должна быть столь дерзкой. В этот момент руководителем была использована техника смены ролей: (1) для коррекции изображаемого партнершей, которой не известны особенности личности ассистентки; (2) чтобы дать протагонисту возможность пережить интеракции с позиции противника и посмотреть на недостатки собственного поведения с точки зрения этой роли. Партнерша, которая теперь побывала как в роли врача, так и в роли ассистентки, копирует не только содержание предшествующего разговора, но и соответствующую жестикуляцию. Протагонист, теперь уже в роли ассистентки — к удивлению группы — играет довольно находчивую и умелую, вполне вежливую молодую девушку. Вернувшись вновь в свою первоначальную роль, протагонист спустилась со сцены и сказала терапевту и группе: «Да, такой была ассистентка в самом начале».

На вопрос где и когда произошло изменение только что изображенного положения вещей, протагонист разыграла две сцены, которые состоялись вскоре после начала работы, в которых она в роли ассистентки вела себя очень доминантно. Полностью осознавая себя в качестве врача, ее ассистентка вела прием пациентов, доверительно говорила с ними как старая подружка, делала перевязки, не дожидаясь указаний. В своей собственной роли врач дружественно, но настойчиво критикует ассистентку, на что в роли ассистентки она же при смене ролей отвечает заносчивыми возражениями.

По окончанию обоих сцен начинается обратная связь. О своих впечатлениях о роли ассистентки сначала рассказывает протагонист. В первой сцене она чувствовала себя совершенно нормально, во второй сцене она не воспринимала врача как начальника, в лучшем случае — как коллегу. Ролевая обратная связь партнерши о роли ассистентки была такой же. Относительно роли врача партнерша сообщила, что если в первой сцене она еще чувствовала себя уверено, то к концу второй сцены она ощутила себя беспомощной. В заключительном обсуждении члены группы поделились тем, как они себя сами чувствуют в соответствующих ситуациях их собственной жизни (одна женщина из числа членов группы сообщила, что общение с ее дочерью часто выглядит точно также). Эти сообщения поддерживают протагониста, чьи защиты и контраргументы в ролевой игре, как мы это видели, были несколько иными, чем в реальности.

После обсуждения протагонист озадачено добавила, что для того, чтобы улучшить ситуацию, она наняла на работу еще одну, выглядевшую очень деловой ассистентку. Однако ситуация ухудшилась еще больше.

Пиком следующей (второй) игровой фазы был момент, когда протагонист, перегруженная работой, стоит в отдалении от регистратуры и видит, как ее помощницы, слушая радио и попивая кофе, совсем не прислушиваются к ее замечаниям.

Тихая ярость протагониста была довольно наглядна. Руководитель психодрамы теперь просит протагониста оставаться в той же позе, но вслух при этом рассказать о своих мыслях и чувствах. Протагонист говорит: «Невероятно, просто невероятно! Эта скотина уже успела испортить мне новую ассистентку. Охотнее всего я бы уволила ее без всякого предупреждения, однако, сейчас это не получится.» Она скрипит зубами и молчит. Руководитель психодрамы не пытается прервать игру. Вместо этого он использует технику «эхо» — одну из форм психодраматического дублирования. Он становится напротив протагониста, и, имитируя ее позу, движения, тон и громкость голоса, повторяет как эхо: «Охотнее всего я бы уволила ее без всякого предупреждения, однако, сейчас это не получится». Затем он добавляет: «потому что…» и оставляет фразу без завершения. На это протагонист, сильно задетая, продолжает: «поскольку я ведь должна с ней считаться». Так как сильное волнение и это последнее замечание не кажутся терапевту согласующимися друг с другом, он еще раз дублирует: «Поскольку, да, поскольку я ведь должна с ней считаться». Но никакого обоснования, наподобие беременности служащей или чего-либо другого, не следует. Поскольку с точки зрения определения спонтанности эта реакция протагониста не адекватна реальной ситуации, то терапевт предлагает ситуацию переноса.

Здесь поднимается второй психодраматический вопрос: «Что можно сделать при таком положении вещей?» Терапевт просит протагониста полностью сосредоточиться на своих чувствах и закрыть глаза. Затем он несколько раз с прежним же выражением повторяет: «Поскольку я должна считаться» и просит с закрытыми глазами вспомнить, где и когда в первый раз протагонист вынуждена была считаться с кем-либо.

По ее телу прошла дрожь. Из ее глаз побежали слезы. На вопрос: «Где вы себя видите сейчас и в каком возрасте?» она отвечает: «На кухне моей тети. Мне 12 лет. Мой четырехлетний брат тоже здесь. Он, как обычно, прячется. Я одна с моей тетей, которую я не очень люблю». Эта ситуация инсцинируется обычным способом. После того, как брат прячется, следует смена ролей между протагонистом и ее тетей. В роли тети она говорит: «Итак, твоя мать сегодня после обеда выписывается из больницы. Ты знаешь, насколько безнадежно ее состояние. Врач дает ей, самое большее, еще шесть недель жизни. Мы все должны сейчас очень с ней считаться. Постарайся, чтобы она ничего не заметила и будь очень внимательна к своей маме». Вернувшись к своей собственной роли, протагонист начала горько плакать. Дублер стал за ее спиной и выразил ее чувства в следующих словах: «Я вообще не смогу жить без мамы. Что же мне сделать, чтобы этого не произошло? Это будет ужасно, остаться с этой теткой, ведь я не такая маленькая, как мой брат, и никуда не смогу спрятаться. Когда моя мама вернется из больницы, я буду очень к ней внимательна, может быть, тогда она не умрет?»

Плачущая протагонист со всем соглашается, кивая головой.

В качестве примера того, как она должна была считаться с желаниями матери, к удивлению всех, она говорит не об отношениях с матерью, а еще об одном визите к тете, в роли которой та при прощании с племянницей снова настоятельно напоминает, что с матерью нужно считаться. Этот рассказ приводит терапевта в замешательство. Вспомнив о предыдущей сцене и об ограниченном сроке жизни матери, он спрашивает протагониста, спустя какой промежуток времени в действительности произошла эта сцена, и где они тогда жили. Ответ, что это было три года спустя и что они жили с матерью дома, удивил его еще больше. Он осторожно спрашивает дальше: «Получается, что мать не умерла, как ожидалось, через шесть недель?» В ответ он услышал: «Нет, она жива до сих пор».

В заключительной фазе протагонист с удивлением для себя обнаружила связь между ее актуальной конфликтной ситуацией и травмировавшим ее ожиданием смерти матери. Она говорит: «Фактически с тех пор совсем и со всеми я вынуждена считаться. До сих пор я этого не осознавала».

Этими словами клиентка выразила то, что в психодраме понимают под переживанием очевидности. В психодраме, как активном методе, переживание очевидности занимает место интерпретаций и истолкований, которые терапевты предлагают пациентам в рамках вербальной терапии. В психодраме сценическое переживание и катарсис могут вызвать настолько сильное переживание очевидности, что в этих условиях модификация поведения протагониста может произойти сама собой.

Создание проекта в целях модификации поведения и тренировка этого поведения служат терапевтическим ответом на третий основной вопрос психодрамы: «Что следует из этого положения вещей?». В психодраматической «пробе будущего» протагонист делает набросок «новой реакции в старой ситуации».

Наша протагонист пробовала в игре однозначно поговорить со своей ассистенткой. В ходе обратной связи от своей партнерши она узнала, что ее поведение до такой степени все учитывало, что ей не удались никакие попытки противоречить.

Так как и эти интеракции были разыграны в ролевой игре, то протагонист получила новый опыт в форме переживания очевидности, и у нее возникла потребность создать проект нового поведения и опробовать его в фиктивных интеракциях. В заключении и другие участники показали прочие формы поведения шефа, которые протагонист (врач) смогла пережить в роли принятой на работу ассистентки. Поскольку после этого она опробовала и другие способы поведения на себе, то в своей роли она проверит, какие из новых образцов поведения по ее ощущениям будут наиболее приемлемыми для обоих партнеров по интеракциям.

После такой психодраматической «пробы будущего» [Петцольд 1979], которая всегда служит и проверкой на реальность, (в т.н. поведенческой психодраме — В.Р.)самое лучшее поведение будет еще и тренироваться протагонистом. Позитивное подкрепление от игроков, терапевта и группы при этом играет крайне важную роль. «Поскольку мы не в состоянии напрямую проникнуть в человеческую психику и непосредственно наблюдать, что индивид воспринимает и чувствует, в психодраме с участием пациентов во внешнем мире создается гештальт интрапсихических способов действия с тем, чтобы объективировать (и изменять) его в нашем явном и контролируемом универсуме. Протагонист готовится к встрече с самим собой. Целью является наглядность и измеримость целостного поведения. По окончанию этой фазы объективации начинается фаза ресубъективации, реорганизации и реинтеграции того, что было объективировано (на практике, конечно, обе фазы идут рука об руку)»

Эта цитата из Морено (1964) ясно выражает как глубинно-психологические, переструктурирующие, так и поведенческие компоненты метода.

В заключение я хотела бы еще раз подчеркнуть, что психодрама является игрой, и отметить, что психодрама в качестве таковой передает психически больному человеку с нарушенной креативностью и спонтанностью опыт творчества, трансцедентирующий и интегрирующий его персональное страдание, поскольку ведь, я цитирую Шлегеля (1882): «…Все духовные игры искусства являются лишь определенной копией бесконечных игр мира, вечно копируемых художественными произведениями».

Источник: «Психологический Навигатор». Автор: Лейтц Грете Анна, перевод: Владимир Ромек.

Грете Лейтц – доктор медицины, психотерапевт, президент Международного общества групповой психотерапии (1986 – 1989), лауреат премии Морено, член ряда европейских и международных психотерапевтических организаций, директор всемирно известного Института психодрамы, социометрии и групповой психотерапии Морено в Германии.

Литература: Aristoteles (1961) Poetik. Reclam, Stuttgart Diener G (1971) Goethes «Lila». Heilung eines Wahnsinns durch «Psychische Kur». Athenaum, Frankfurt a.M. Freud S (1975) Jenseits des Lustprinzips. Gesammelte Werke, Bd II, S Fischer, Frankfurt (З.Фрейд Психология бессознательного, — По ту сторону принципа удовольствия,- М., Просвещение, 1989, с. 391) Gadamer HG (1965) Wahrhiet und Methode. Mohr, Tubingen Heraklit (1934) Fragment 125. In: Diels (Hrsg.) Fragmente der Vorsokratiker, Bd I. Berlin, S 162 Heuzinga J (1956) Homo Ludens. Vom Ursprung der Kultur im Spiel Rowohlt, Hamburg Klosinski G (1982) Problemlosungen im Psychodrama. In: Kreuzer KJ (Hrsg) Handbuch der Spielpadagogik, Bd IV. Schwann, Dusseldorf Konig K (1977) Strukturierende Faktoren in der Gruppenpsychotherapie und Gruppenarbeit — Wer oder was strukturiert einen Gruppenprozess? Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik, Bd II, S 211-220 Leutz GA (1974) Psychodrama, Theorie und Praxis, Bd I. Klassische Psychodrama nach Moreno JL. Springer, Berlin Heidelberg New York Leutz GA, Oberborbeck K (1980) Psychodrama. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik, Bd 15, s 176 -187. Vandenhoeck & Ruprecht, Gottingen Moreno JL (1923) Das Stegreiftheatr. Kiepenheuer, Potsdam Moreno JL (1925) Rede uber die Begegnung, In: Einladung zu einer Begegnung, 2.Aufl. Kiepenheuer, Potsdam Moreno JL (1959) Gruppenpsychotherapie und Psychodrama. Thime, Stuttgart Moreno JL (1964) Psychodrama, vol 1. Beacon House, Beacon, NY Moreno JL (1967) Die Grundlagen der Soziometrie, 2. Aufl. Westdeutscher Verlag, Koln/Opladen Portmann A (1976) Das Spiel als gestaltete Zeit. In: Bayerische Akademie der Schonen Kunste (Hrsg) Der Mensch und das Spiel in der verplanten Welt. Deutscher Taschenbuch Verlag, Munchen Nietzsche F (1955) Also sprach Zarathustra, Werke, Bd II. Hanser, Munchen Schlegel F (1882) Geschprache uber Poesie. In: Minor j (Hrsg) Friedrich Schlegels Jugendschriften

Направления психодрамы

Современные направления психодрамы:

  1. Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
  2. Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
  3. Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
  4. Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
  5. Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.

Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.

Психодрама Морено

Сам Морено заявлял, что впервые он использовал свою методику, побеседовав с молодым театральным актером. Тот поведал о трудностях в отношениях с возлюбленной. Воспользовавшись содействием коллег парня, психоаналитику удалось вывести его на сцену, где предложил ему в импровизационной форме рассказать о своих переживаниях. Этот опыт оказался полезным не только для актера, но и для всей труппы.

Морено продолжил свои захватывающие эксперименты с групповой игрой, дополняя их формализованными методами. Он приступил к разработке технических приемов, впоследствии оказавшиеся обязательной частью терапии. Работая над своей методикой, психоаналитик основывался на мнении: любой индивид имеет естественную способность к играм, перевоплощениям в определенные роли. Это дает ему возможность творчески подойти к решению проблем, внутренних конфликтов. Приступая к разыгрыванию ситуации, клиент начинает использовать креативность и спонтанность. Возникает настоящая эмоциональная связь между членами группы, а также катарсис ведущий к повышению творческой активности.

Якоб Леви Морено заявлял, что психодрама – это наука, пытающаяся достичь истины драматическим путем. Он отмечал, что главная задача метода – разрешение личных противоречий в микроскопе мира, которым выступает группа. Человек отыгрывает свои фантазии, страхи, амбиции. Терапия подразумевает серьезную вовлеченность всех членов представления в разбор актуальных проблем в их реальном виде, а также в виде воспоминаний и первых впечатлений.

Основа терапии – действие. Морено утверждал, что метод помогает «истине души познать себя в действии». Многие предпочитают дать мысленный анализ своим неприятностям, чтобы добиться сути. Мы делаем выводы «внутри себя», и там же определяем причину случившегося. Психодрама действует иначе, перенося проблему в действие. Человек может рассмотреть ее под неожиданным углом, более комплексно. Случившееся будто разворачивается во времени и пространстве, возникнув вновь в настоящем. Появляется дополнительная возможность рассмотреть все с разных точек зрения, руководствуясь разными функциями психики: ощущениями, мышлением, интуицией.

Может показаться, что в терапии все идет играючи, без лишних усилий, однако она базируется, на непростом действии, осуществляемом поэтапно. Имеется в виду драма. Внутренний конфликт нужно изобразить драматически, перенести в действие сложную внутреннюю проблему. Все это дает возможность человеку проработать забытые воспоминания, проанализировать их, опираясь на внутренний голос и мировоззрение. Многие люди, испытавшие психодраму на себе, назвали ее переломным моментом в жизни, направившим в иное русло отношения с окружающими.

Большинство из нас сталкивались с сильными переживаниями, которые даже спустя длительное время оставались на задворках памяти, как-то проявляли себя в реальной жизни. Это значит, что они прочно укоренились в душе, затронув важные струны психики. Это переживание было подавлено, возможно, оно неосознанное, не проанализированное. Однако оно продолжает проявлять себя, требуя серьезного переосмысления. Психодрама максимально подходит в подобных случаях, когда необходимо высвободить свои эмоции.

Виды

Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):

  1. Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
  2. Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
  3. Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.

Техники психодрамы

В процессе психодрамы используются различные техники, которые применяются по необходимости:

  • Представление себя – выдача информации о себе, проблеме, других участниках ситуации. Здесь клиент сам решает, что раскрывать и о чем говорить.
  • Проигрывание роли, которую может отыгрывать как клиент, так и другие участники.
  • Двойник.

Основными направлениями психодрамы являются:

  1. Библодрама – отыгрывание ситуаций из Библии, где отображены основные конфликтные события между людьми.
  2. Монодрама – черты личности отображаются не человеком, а предметами.
  3. Аксиодрама – отображение основных ценностей человека.
  4. Социодрама – отыгрывание ситуаций, с которыми сталкивается большая часть людей.
  5. Play-back-театр – отыгрывание ситуации человека, который при этом занимает позицию простого зрителя.
  6. Драматерапия – разыгрывание различных сюжетов из литературы.

перейти наверх

Типы взаимоотношений

Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):

  1. Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
  2. Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
  3. Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.

Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.

Основные принципы и понятия

Чтобы понять, на каких принципах работает психодрама, нужно знать её основные понятия, которые помогают постичь суть данного направления.

Социометрия

Это инструмент измерения межличностных отношений, внутригрупповых связей, иерархии. Группа, которая является центром психодрамы, представляет собой живой, постоянно меняющийся организм — открытую систему. Социометрия позволяет понять, что в ней происходит на данный момент. Если раньше этот диагностический метод был собственностью Морено (он является автором) и психодрамы, то сегодня он активно используется практически во всех направлениях психологии и психотерапии.

Согласно социометрии, в каждой группе люди выполняют разные роли:

  • явные лидеры — те, кто не скрывает своего превосходства и готовы вести за собой остальных,
  • скрытые лидеры — те, кто остаются в тени, но при этом могут скрытно подталкивать других на принятие важных для группы решений,
  • звёзды — те, кто вызывает уважение и симпатию у других,
  • нейтралы — те, кто не вызывает особых эмоций у своих согруппников,
  • изгои — те, кого остальные члены группы не принимают.

Эти групповые роли выявляются достаточно легко. Всем задаётся один и тот же вопрос. Как пример: «С кем бы вы хотели оказаться на необитаемом острове? Выберите из своей группы 2-3 человек». После этого подсчитывается количество баллов (сколько людей выбрали того или иного согруппника). Максимум — это лидеры, минимум или ноль — изгои.

Психодрама предполагает распределение людей на группы так, чтобы в них не было изгоев. Она исключает принцип спонтанности: психодраматерапевт никогда не будет делать это по алфавиту или путём жеребьёвки. Сначала — на добровольной основе, затем — по результатам социометрических опросов. Важно, чтобы каждый участник процесса был уважаем и был принят теми, кто работает с ним над одним сценарием. Это создаёт комфортную обстановку, люди чувствуют себя увереннее, избавляются от комплексов и полноценно раскрываются.

Социометрия — важнейшая теоретическая основа психодрамы. Морено практиковал её как в малых группах (расселение студентов по 2-3 человека с комнаты общежития), так и в больших (переселение целой резервации индейцев).

Спонтанность

Вторая по значимости после социометрии теоретическая основа психодрамы. Она характеризуется либо как новая реакция на старую ситуацию, либо как адекватный ответ на что-то необычное. Без неё невозможно проявление творческого потенциала, который вселяет огонь в каждую проигранную на сцене (в группе) роль.

Представьте себе семью с многолетним стажем совместной жизни. Жена измучилась от равнодушия мужа, который за столько лет больше не видит в ней красивую женщину, достойную любви. Проблема в том, что в сценарии их брака перестала присутствовать спонтанность. Психодрама быстро решает проблему таких пар, предлагая им лишь изменить свои привычные реакции на ситуацию. Муж утром приносит жене кофе в постель, в течение дня пишет ей флиртующие смс, вечером дарит цветы и приглашает на свидание. Та, в свою очередь, меняет засаленный халат на соблазнительное платье, включает всё своё женское обаяние и влюбляет в себя супруга заново, как много лет назад. Обычно пары уходят с таких сеансов довольные и понимающие, в каком направлении нужно двигаться.

Спонтанность — необходимость бытия. В жизни постоянно присутствуют неожиданные моменты, на которые нужно быстро и адекватно реагировать. От этого зависит качество существования и гармония внутреннего мира. Не то сказали, не так сделали — и вот уже чувство вины и разъедающего сожаления порождает комплексы. Психодрама помогает вести себя правильно в такие моменты, не бояться импровизировать и быть уверенными в сказанном и сделанном.

Если спонтанность подавляется и не находит выхода, это становится основной причиной развития невроза.

Она является начальной стадией любого творческого процесса:

  • спонтанность — мотив, озарение, толчок для творческого движения вперёд, энергетический заряд, вдохновение,
  • креатив (2 стадия) — придание спонтанности конкретной формы, выбор направления, в котором следует двигаться,
  • культурная консервация (3 стадия) — сохранение продукта творчества во времени.

Спонтанность присутствует и в других направлениях психологии и психотерапии, но называется по-другому: либидо (Фрейд), оргонная энергия (Рейх).

Теория ролей

Третья теоретическая основа психодрамы. Существует несколько классификаций ролей, которые люди играют в жизни (а затем автоматически переносят их на работу в группе).

В зависимости от мотивов

  • Психосоматические роли (определяются жизненной необходимостью): испуганный (когда срабатывает инстинкт самосохранения) родитель,
  • психологические (определяются внутренними побуждениями): рассерженный, злой, добродетель, манипулятор,
  • социальные (определяются правилами поведения в социуме): пассажир, начальник, заказчик, бизнесмен.

В зависимости от конфликта

  • Функциональные роли

Характеризуются успешным разрешением конфликтных ситуаций. Позволяют сотрудничать с другими одногруппниками, устанавливать полезные связи, способствуют личностному росту. Есть устойчивые функциональные роли, которые давно знакомы человеку и которые он регулярно использует. Например, чтобы затушить скандал в паре, жена устраивает мужу романтический ужин. Есть и другой тип — рождающиеся, которые ещё не закреплены в сознании. Задача психодрамы — чтобы пациенты разучили правильные функциональные роли и умели их воспроизводить в жизни при необходимости.

  • Дисфункциональные роли

Противоположность функциональным ролям. Не только не помогают разрешать конфликтные ситуации, но и создают их. В итоге приводят к разрушению личности изнутри. Могут быть стабильными, проявляющими себя постоянно. Например, в ответ на запрет родителей (погулять, посмотреть телевизор, поиграть в планшет) подросток всегда поступает одинаково: хлопает дверью, запирается у себя в комнате и отказывается общаться. Такое поведение только усугубляет ситуацию.

Дисфункциональные роли могут быть уходящими, то есть периодическими. Пример: типичная ситуация — в троллейбусе кто-то кому-то наступил на ногу, но один и тот же человек в разные моменты может отреагировать на это по-разному. Если у него хорошее настроение, он сделает вид, что ничего не заметил. Но, если у него всё плохо, он устал и раздражён, может спровоцировать ссору на повышенных тонах. Это и есть уходящая дисфункциональная роль. Если она будет постоянно повторяться, станет генерализованной и перейдёт в разряд стабильных.

  • Коупинг

Нечто среднее между функциональностью и дисфункциональностью. Не такие креативные роли, как первые, и не столь разрушающие, как вторые. Они помогают отсрочить разрешение конфликтной ситуации, снять напряжение на какой-то период. В психодраме они разделяются на три группы. «Движение к» — подстраивание под агрессора, лишь бы он успокоился. «Движение от» — игнорирование оппонента. «Движение против» — резкая атака, обезоруживающая и на время шокирующая противоборствующую сторону.

Основная цель психодрамы — преобразовать дисфункциональные и коупинговые роли человека в функциональные.

В психодраме также используются понятия:

  • «теле» — двусторонний процесс передачи эмоций между всеми участниками, вчувствование друг в друга (цемент, скрепляющий группу),
  • катарсис — чувственное потрясение, взрыв эмоций, озарение, внутреннее очищение, которое должны испытать в кульминационный момент действия и зрители, и сам актёр,
  • инсайт — осознание того, как именно решить проблему.

Цель психодрамы — максимальное проявление на сеансах всех трёх моментов: «теле», катарсиса и инсайта.

Этапы практики психодрамы

Существуют три фазы психодрамы:

  1. Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
  2. Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
  3. Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.

Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.

В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.

Основные методы психодрамы

Психодрама – это терапия, имеющая многочисленные вариации, и ее основными методами считаются: метод двойника, отображение, монолог, обмен ролями.

Двойник

В чем принцип методики? Один из участников группы, которого выбирают остальные, либо сама протагонист, либо психолог, становится дублером «главного героя». Он внимательно анализирует его монолог, готовясь в любую секунду подхватить, продолжив вместо него поиск решения проблемы, когда тот начнет погружаться в нее. У этого метода имеется вариация: двойник пытается досказать за главного героя то, что «осталось за кадром».

Этот метод предполагает способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом, и умение идентифицировать его с собой. При психодраме регулярно меняются двойники и протагонисты, чтобы каждый примерил на себя разные роли.

Допускается участие других членов группы, выступающих как вспомогательные Я – они дополняют то, что было не высказано двойником и главным героем.

Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие. Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные. Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.

Отображение

Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.

Монолог

Высказывания главного героя и его вспомогательных Я. Монолог звучит на важную для протагониста тему. Он пытается ее в полной мере донести до слушателей, попутно вновь ее осмысливая. Анализируя реакцию группы, он находит в волнующем вопросе новые важные грани.

Обмен ролями

В психодраме случается обмен ролями. Клиент может быть двойником, протагонистом, вспомогательным Я. Так он учится анализировать происходящее вокруг, лучше понимать остальных, и себя.

Методики разделяются условно, ведь в каждой из них общие элементы сочетаются – просто в разных соотношениях. Опытному руководителю группы удачно удастся скомбинировать их, вовремя почувствовав момент для удачной замены.

Кратко рассмотрим некоторые иные методы, применяющиеся в психодраме.

Методика свечи

Каждому члену группы на занятии удается побывать двойником, протагонистом, вспомогательным Я.

Проекция будущего

Главный герой озвучивает фантазии того, что произойдет в будущем (близком или отдаленном).

Беседы при свечах

Главный герой становится спиной к группе, прислушиваясь, как прочие члены группы обсуждают его поведение, фантазии, мысли.

Элементы психодрамы нашли применение в каждом виде групповой психотерапии. Также терапию успешно используют при лечении алкоголизма, легких и тяжелых нервных расстройств, наркомании, при коррекции поведения.

Упражнения

Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.

Магазин

Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.

Автобус

Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.

Семья

Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.

Этапы

Психодрама — это сеансы разыгрывания различных ситуаций, которые показывают пациенту объективное положение дел, помогают принять верное решение и наладить связи с окружающим миром. Они представляют собой чётко организованное действие, в котором можно выделить основные фазы.

Этап 1. Разогрев

Чаще всего это двигательное упражнение или медитативная практика, заряжающая энергией и настраивающая участников на нужный лад (соответствует теме психодраматической сессии). От данного этапа зависит, насколько успешно пройдут все остальные стадии процесса. Основные цели: раскрепостить, стимулировать спонтанные реакции, сфокусировать на проблеме. Разогрев может быть направленным и ненаправленным, вербальным и невербальным.

Этап 2. Выбор протагониста

Проводится социометрический опрос, и психодраматерапевт на его основе выбирает лидера — человека, который на протяжении нескольких сеансов будет играть главную роль. В социодраме их может быть двое или трое.

Этап 3. Действие

Основное действие тоже раскладывается на этапы.

Стадия 1. Протагонист несколько раз проигрывает волнующую для него сцену, самостоятельно выбирая для неё участников из группы. При этом он пытается каждый раз менять сценарий, отвечая на вопрос: а что будет, если я поступлю так? а если по-другому? а что получится, если по-иному поведёт себя второстепенный герой драмы?

Стадия 2. Когда протагонист отыграл все возможные (с его точки зрения) роли в той ситуации, которая его волнует, контракт с ним разрывается. Его меняют на другого человека (скрытого лидера или звезду группы). И сценарий прогоняется ещё раз. Как показывает практика, спонтанность позволяет каждый раз открывать новые грани решения конфликта.

На этой стадии может возникнуть вопрос, а что даёт игра протагониста остальным участникам? Дело в том, что психотерапевт изначально подбирает членов группы с идентичными проблемами. То есть они видят «на сцене» собственную ситуацию. Второй момент — специалист старается, чтобы за два этапа основного действия в нём побывал каждый, внося в драматическую сессию свой вариант развития событий.

Этап 4. Шеринг

Заключительный этап психодрамы. Участники делятся своими эмоциями, чувствами, впечатлениями от того, что происходило. В нём выделяются две стадии.

Стадия 1. Я — в роли. Участники вкратце рассказывают, как они себя чувствовали на сцене, что дала им разыгрываемая психодрама.

Стадия 2. Я — в жизни. Каждый участник рассказывает собственную историю из своей жизни, которая идентична той, что только что была разыграна.

Стадия 3 (консервация). Я — в работе над ошибками. Каждым героем психодрамы делается вывод, что не так он делал в жизни, какие ошибки увидел с помощью разыгрываемой сцены и как он их может исправить в реальности.

Именно на стадии шеринга психодраматерапевт выходит из тени. Здесь он должен выполнить следующие задачи:

  • де-ролинг — помочь участникам выйти из роли и получить обратную связь;
  • восстановить их эмоциональную стабильность по окончании действия;
  • обеспечить им комфортное состояние.

Шеринг — основной этап психодрамы. Он может растянуться на несколько сеансов. Самое главное — дать высказаться всем участникам. При этом специалист заранее должен озвучить запреты, действующие в этой фазе: анализируя происходящее, категорически нельзя критиковать или высмеивать протагониста и других участников группы, делать им замечания, высказывать собственные суждения по поводу их игры. Весь процесс должен проходить на позитивной волне.

Техники, методы, приёмы

Самопрезентация

Простейший и обязательный метод психодрамы. Представляет собой монолог или серию коротких сценок, в которых протагонист изображает себя. Он единственный участник действия. Его цель — не только представиться другим членам группы, но и обозначить свою проблему.

Дублирование

Суть техники: после того, как протагонист отыграл все возможные роли в своей ситуации, его заменяют в сценке другим членом группы. Последний старается «продублировать» его и конфликт, но при этом неосознанно вносит своё видение, спонтанную реакцию, которая может неожиданным образом оказаться выходом из создавшейся проблемы. Но всё-таки основная задача — стараться полностью повторить все действия главного героя.

Показания к применению техники дублирования:

  • стресс,
  • одиночество,
  • обида,
  • подавленность,
  • страхи.

Технику дублирования нельзя применять, если:

  • участник должен принять самостоятельное решение,
  • протагонист открыт и отлично сам справляется со своей ролью,
  • члены группы — шизофреники или лица с параноидальными расстройствами личности.

Психодрама предполагает также использование техники множественного дублирования, когда роль протагониста пытаются примерить на себя сразу несколько участников действия.

Обмен ролями

Отличается от техники дублирования тем, что новый герой не должен повторять действия и слова ведущего протагониста. Он должен отыграть роль так, как считает нужным. Это может дать совершенно новое видение ситуации. Причём главный персонаж при этом становится второстепенным, заменяя того, кто стал им.

Показания:

  • необходимость нового видения проблемы,
  • снятие психологической защиты с протагониста (играя второстепенную роль, он о ней забывает),
  • разрешение конфликтов между близкими людьми.

Противопоказания:

  • панические страхи, фобии, психотравмы,
  • психотический тип личности,
  • физическая и психологическая усталость.

Данную технику часто использует детская психодрама. Она помогает школьникам и подросткам социализироваться и самоинтегрироваться. Например, дети охотно играют в таких сценках родителей и учителей, демонстрируя, как лично они видят разрешение конфликтной ситуации.

Зеркало

Сначала протагонист отыгрывает свою проблемную ситуацию, затем удаляется из зала и смотрит за тем, что разыгрывается дальше, через видеозапись-онлайн. В это время его роль берёт на себя другой член группы, с которым психодраматерапевт заранее провёл работу. Он не просто отзеркаливает всё, что только что говорил и делал главный герой. Он гротескно подчёркивает какую-то определённую черту его поведения, которая мешает ему принять правильное решение и адекватно реагировать на проблему.

Показания:

  • аутизм, закрытость, социальная дезадаптация,
  • апатия, безволие, равнодушие, усталость от жизни, нежелание что-то менять и принимать ответственные решения,
  • депрессия, неадекватное поведение, навязчивые идеи, одержимость фантазиями.

Противопоказания:

  • высокая чувствительность,
  • низкая самооценка,
  • склонность к суициду,
  • паранойя.

После отзеркаливания протагонист выходит из тени и пытается отыграть ситуацию правильно, исправляя указанную ему черту (ошибку, реакцию). Данная техника часто используется для подростков, чтобы они смогли увидеть и оценить себя со стороны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: