Психоанализ — что это такое в психологии, кратко и понятно


Сейчас в моде всевозможные афоризмы о смысле жизни. Вот одни из самых популярных:

«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри». «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас». «Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим».

Но, ставя эти красивые фразы в статусы, публикуя в соцсетях, цитируя их в компаниях, большинство людей даже не догадываются, что они принадлежат знаменитому психологу первой половины XX века Зигмунду Фрейду и отражают всю суть его учения, известного как психоанализ.

Что такое психоанализ

Психоанализ — это психотерапевтическое направление, созданное Фрейдом, эффективный метод лечения различных психических расстройств, получивший широкую популярность.

Это первое направление в психологии и психотерапии, детально проработанное в плане теории. Чётко описаны две ипостаси личности человека — бессознательное (скрытое, вытесненное, неосознаваемое) и сознательное (поверхностное, видимое, осознаваемое, понятное). Они постоянно вступают в противоречия между собой — отсюда и внутренние конфликты, приводящие в итоге к психическим расстройствам. Но самое главное — почти всегда побеждает бессознательное. Именно оно становится мотиватором большинства поступков и решений. Задача психоанализа — вскрыть его и перевести в плоскость сознательного.

Являясь ключевым понятием, личность в психоанализе максимально представлена с точки зрения и скрытых, и осознанных мотивов, которые определяют её развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Что изучает данное направление? Предмет исследования — скрытые мотивы из бессознательного, провоцирующие развитие различных психоэмоциональных расстройств личности и поведения. Они раскрываются через высказываемый анализантом (пациентом) свободный поток мыслей.

На сегодняшний день психоаналитическое направление представлено разными школами. Но все они объединены базовыми понятиями — разделением на сознательное и бессознательное и поисками истоков проблем в детстве. В психологии это мощный инструмент для устранения неосознанных механизмов и привычных шаблонов, мешающих реализации желаний и социальной адаптации.

Из истории

Фрейд

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, постепенно накапливал опыт, чтобы потом оформить его в одну чёткую и обоснованную теорию.

  1. Долгое время работал с пациентами, страдающими от невротических и истерических черт характера.
  2. Затем консультировал детей-афатиков (с нарушениями речи). Выявил, что их проблемы обусловлены не физиологией, а именно психическими реакциями.
  3. Проходил стажировку у знаменитого невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.

В результате обширной и разносторонней практики в 1895 году он написал книгу «Исследования истерии». Это первая теоретическая основа психоанализа. Именно в ней сформулирована мысль о том, что причинами большинства психических расстройств являются подавленные, скрытые в бессознательном воспоминания о психотравмирующих ситуациях из детства. Здесь же Фрейд высказал предположение, что все они так или иначе связаны с сексуальными влечениями.

В 1900 году вышла вторая крупная работа — «Толкование сновидений». В ней описано значение снов для психики человека. По его мнению, именно они раскрывают суть бессознательного, которое проявляется в виде символов. Их нужно только расшифровать. В этой же книге представлена подробная «топографическая модель психики», её структура и принцип работы. Согласно ей, социальные запреты и рамки воспитания вытесняют неприличные сексуальные влечения в область бессознательного. Данный процесс практически всегда заканчивается чувством повышенной тревожности и развитием психических расстройств.


Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе появлялись новые школы, течения и ответвления от классической теории. Чаще всего их возглавляли бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя во многих вопросах они резко расходились во мнениях со своим учителем.

Юнг

Многие специалисты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, кардинально отличающееся от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и педагог, разработавший учение об архетипах. Это структурные элементы коллективного бессознательного (существуют архетипы младенца, девы, матери, возрождения, духа, трикстера и др.). С их помощью можно растолковать не только сны, но и мифы разных народов. Цель юнговского направления (как её определял сам психоаналитик) — индивидуация личности. Это процесс психического развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.

Особую популярность получила юнговская концепция психологических типов. В основе классификации — психологическая установка (экстравертная или интровертная) и психические функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция).

Неофрейдизм

Вторая, более поздняя волна возникновения новых психоаналитических течений, — неофрейдизм. Самые яркие представители — Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и др. Они пытались найти общие точки соприкосновения психоанализа с общественными и гуманитарными науками.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.

Карен Хорни (1885-1952) — американский психолог, ключевая фигура неофрейдизма. Перенесла акцент с сексуальных влечений как основных мотиваторов человеческого поведения на воздействие окружающей социальной среды. Свои взгляды и идеи изложила в книге «Новые пути в психоанализе».

В России

В России данное направление стало невероятно популярным в 1920-х гг. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, попутно был художником и литературоведом. Считается пионером фрейдизма в СССР. Основал Государственный психоаналитический институт, перевёл на русский язык работы Фрейда и Юнга. Начиная с 1930-х гг. психоанализ подвергся гонениям и был предан забвению вплоть до 1990-х гг.

Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и течений. Их теория и подходы к лечению расстройств различаются настолько кардинально, что найти у них один исток крайне затруднительно.

Виды

Классический фрейдизм

Основная концепция в двух словах: любые психические расстройства — результат конфликта бессознательного (сформированного под влиянием психосексуального развития) и сознательного (продиктованного воспитанием и социальными нормами).

Юнгианский психоанализ

Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель — осмыслить и интегрировать глубинные силы и мотивации человеческого поведения через феноменологию не только сновидений (как у Фрейда), но ещё и фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.

Статистический

Авторская методика Ольги Перцевой, построенная на квадрате (психоматрице) Пифагора. Позволяет составить цифровой портрет личности, не осложнённый шаблонами общества, навязанными моделями мышления и поведения. Одно из направлений в нумерологии.

Экзистенциальный

Техника экзистенциальной психотерапии, разработанная Ж.-П. Сартром. Согласно ей, человек — завершённая целостность, а не комплекс паттернов поведения, вступающих в конфликт с сексуальными инстинктами (как у Фрейда). Основной инструмент — наблюдение.

Гуманистический

Основоположник — Фромм. Отрицает ведущую роль сексуальных влечений в развитии личности. Акцентирует внимание на других факторах её формирования — социологических, политических, экономических, религиозных и культурных.

Структурный

Основоположник — Ж. Лакан. Направление, использующее особое значение языка для характеристики бессознательного. Активно применяется для терапии речевых нарушений, продиктованных психическими расстройствами и детскими психотравмами.

Эго-психология

Ведущая роль в психике отводится Эго (согласно классической концепции, её играло Оно). Представители: А. Фрейд (младшая дочь Зигмунда Фрейда), Э. Глоувер, Э. Эриксон.

Теория объектных отношений

Основа британской школы психоанализа. Базовая идея — отношение людей к окружающему миру во взрослой жизни формируется под влиянием опыта, сложившегося в детстве. Основные представители — М. Кляйн и Д. Сандлер.

Современными школами с психоаналитическим подходом к лечению расстройств также являются Self psychology Кохута, интерперсонализм Салливана и интерсубъективизм Столороу.

О происхождении неврозов и депрессий

Воспитание

представляет из себя череду неизбежных травм для ребенка. При этом ребенок травмируется самыми значимыми для него людьми, которых он любит и которые для него являются авторитетами – это родители, воспитатели, учителя. Чтобы спасти свою любовь к ним и их авторитет – ребенок забывает о своих травмах (см.
Вытеснение
). И эти тяжелые чувства, связанные с этими травмами, продолжают существовать в нашем бессознательном, исподволь отравляя нашу жизнь (См.
Весь психоанализ в двух примерах
).

Также, как нога, сломанная в детстве, может потом болеть всю жизнь и вызывать хромоту – также и детские травмы вызывают череду хронических неудач в жизни, невроз и депрессию, но причина душевных болей уже забыта.

Теория

Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.

Метапсихология — вся теория психоанализа.

Топографическая модель психики:

  • сознательная — её поверхностная, понятная, видимая часть;
  • бессознательное — скрытая, непонятная, загадочная, неосознаваемая;
  • предсознательное — пограничная, находящаяся в области бессознательного, но прорывающаяся наружу во время определённых ситуаций выбора или во снах.

Структурная модель психики:

  • Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
  • Эго (Я) — контакт с окружающим миром через восприятие, управляет поведением и мышлением;
  • Суперэго (Сверх-Я) — нормы морали, ценности, основанные на моральных запретах и формирующихся в процессе воспитания.


Структура личности по З. Фрейду
Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:

  1. Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
  2. Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
  3. Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
  4. Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
  5. Генитальная, взрослая (с 12 лет).

Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:

  • замещающий;
  • компенсирующий;
  • вытесняющий;
  • отрицающий;
  • проектирующий;
  • сублимирующий;
  • рационализирующий;
  • регрессирующий.

Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.

Основы

Основные положения:

  • человеческое поведение, познание окружающего мира и опыт определены внутренними влечениями;
  • они иррациональны и бессознательны;
  • попытки их осознания вызывают психологическое сопротивление, которое проявляется в виде защитных механизмов;
  • индивидуальные особенности поведения и личности зависят от событий, произошедших в раннем детстве, на разных этапах психосексуального развития;
  • осознанное восприятие окружающего мира и материал бессознательного (вытесненного) вступают между собой в конфликт;
  • он приводит к различным психоэмоциональным расстройствам: неврозам, депрессиям, невротическим чертам характера, фобиям;
  • от области бессознательного можно освободиться, если осознать его (но сделать это можно только с помощью профессионала).

Это основные идеи психоанализа, на которых строится работа с пациентом.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап – это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений – очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

прием у психоаналитика

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

Работы Фрейда по психоанализу

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

  • тревожная и конверсивная истерия;
  • обсессивно-компульсивный невроз;
  • психоневротическая депрессия;
  • невротические черты характера;
  • фобии;
  • психосоматика.

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.

Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Метод интерпретации

Как уже было сказано ранее, интерпретация важнейший инструмент психоаналитика при работе с свободными ассоциациями и сновидениями. Ведь одно дело получить материал, и совсем другое, истолковать его правильно. При интерпретации происходит рационализация полученного бессознательного материала — осознание вместе с клиентом истинных причин невротических симптомов, а также подлинного смысла стремлений клиента. Именно интерпретация может привести к терапевтическому результату, естественно, лишь при условии правильного истолкования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: