Психоанализ — что это такое в психологии, кратко и понятно


Сейчас в моде всевозможные афоризмы о смысле жизни. Вот одни из самых популярных:

«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри». «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас». «Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим».

Но, ставя эти красивые фразы в статусы, публикуя в соцсетях, цитируя их в компаниях, большинство людей даже не догадываются, что они принадлежат знаменитому психологу первой половины XX века Зигмунду Фрейду и отражают всю суть его учения, известного как психоанализ.

Что такое психоанализ

Психоанализ — это психотерапевтическое направление, созданное Фрейдом, эффективный метод лечения различных психических расстройств, получивший широкую популярность.

Это первое направление в психологии и психотерапии, детально проработанное в плане теории. Чётко описаны две ипостаси личности человека — бессознательное (скрытое, вытесненное, неосознаваемое) и сознательное (поверхностное, видимое, осознаваемое, понятное). Они постоянно вступают в противоречия между собой — отсюда и внутренние конфликты, приводящие в итоге к психическим расстройствам. Но самое главное — почти всегда побеждает бессознательное. Именно оно становится мотиватором большинства поступков и решений. Задача психоанализа — вскрыть его и перевести в плоскость сознательного.

Являясь ключевым понятием, личность в психоанализе максимально представлена с точки зрения и скрытых, и осознанных мотивов, которые определяют её развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Что изучает данное направление? Предмет исследования — скрытые мотивы из бессознательного, провоцирующие развитие различных психоэмоциональных расстройств личности и поведения. Они раскрываются через высказываемый анализантом (пациентом) свободный поток мыслей.

На сегодняшний день психоаналитическое направление представлено разными школами. Но все они объединены базовыми понятиями — разделением на сознательное и бессознательное и поисками истоков проблем в детстве. В психологии это мощный инструмент для устранения неосознанных механизмов и привычных шаблонов, мешающих реализации желаний и социальной адаптации.

Из истории

Фрейд

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, постепенно накапливал опыт, чтобы потом оформить его в одну чёткую и обоснованную теорию.

  1. Долгое время работал с пациентами, страдающими от невротических и истерических черт характера.
  2. Затем консультировал детей-афатиков (с нарушениями речи). Выявил, что их проблемы обусловлены не физиологией, а именно психическими реакциями.
  3. Проходил стажировку у знаменитого невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.

В результате обширной и разносторонней практики в 1895 году он написал книгу «Исследования истерии». Это первая теоретическая основа психоанализа. Именно в ней сформулирована мысль о том, что причинами большинства психических расстройств являются подавленные, скрытые в бессознательном воспоминания о психотравмирующих ситуациях из детства. Здесь же Фрейд высказал предположение, что все они так или иначе связаны с сексуальными влечениями.

В 1900 году вышла вторая крупная работа — «Толкование сновидений». В ней описано значение снов для психики человека. По его мнению, именно они раскрывают суть бессознательного, которое проявляется в виде символов. Их нужно только расшифровать. В этой же книге представлена подробная «топографическая модель психики», её структура и принцип работы. Согласно ей, социальные запреты и рамки воспитания вытесняют неприличные сексуальные влечения в область бессознательного. Данный процесс практически всегда заканчивается чувством повышенной тревожности и развитием психических расстройств.


Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе появлялись новые школы, течения и ответвления от классической теории. Чаще всего их возглавляли бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя во многих вопросах они резко расходились во мнениях со своим учителем.

Юнг

Многие специалисты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, кардинально отличающееся от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и педагог, разработавший учение об архетипах. Это структурные элементы коллективного бессознательного (существуют архетипы младенца, девы, матери, возрождения, духа, трикстера и др.). С их помощью можно растолковать не только сны, но и мифы разных народов. Цель юнговского направления (как её определял сам психоаналитик) — индивидуация личности. Это процесс психического развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.

Особую популярность получила юнговская концепция психологических типов. В основе классификации — психологическая установка (экстравертная или интровертная) и психические функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция).

Неофрейдизм

Вторая, более поздняя волна возникновения новых психоаналитических течений, — неофрейдизм. Самые яркие представители — Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и др. Они пытались найти общие точки соприкосновения психоанализа с общественными и гуманитарными науками.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.

Карен Хорни (1885-1952) — американский психолог, ключевая фигура неофрейдизма. Перенесла акцент с сексуальных влечений как основных мотиваторов человеческого поведения на воздействие окружающей социальной среды. Свои взгляды и идеи изложила в книге «Новые пути в психоанализе».

В России

В России данное направление стало невероятно популярным в 1920-х гг. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, попутно был художником и литературоведом. Считается пионером фрейдизма в СССР. Основал Государственный психоаналитический институт, перевёл на русский язык работы Фрейда и Юнга. Начиная с 1930-х гг. психоанализ подвергся гонениям и был предан забвению вплоть до 1990-х гг.

Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и течений. Их теория и подходы к лечению расстройств различаются настолько кардинально, что найти у них один исток крайне затруднительно.

Виды

Классический фрейдизм

Основная концепция в двух словах: любые психические расстройства — результат конфликта бессознательного (сформированного под влиянием психосексуального развития) и сознательного (продиктованного воспитанием и социальными нормами).

Юнгианский психоанализ

Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель — осмыслить и интегрировать глубинные силы и мотивации человеческого поведения через феноменологию не только сновидений (как у Фрейда), но ещё и фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.

Статистический

Авторская методика Ольги Перцевой, построенная на квадрате (психоматрице) Пифагора. Позволяет составить цифровой портрет личности, не осложнённый шаблонами общества, навязанными моделями мышления и поведения. Одно из направлений в нумерологии.

Экзистенциальный

Техника экзистенциальной психотерапии, разработанная Ж.-П. Сартром. Согласно ей, человек — завершённая целостность, а не комплекс паттернов поведения, вступающих в конфликт с сексуальными инстинктами (как у Фрейда). Основной инструмент — наблюдение.

Гуманистический

Основоположник — Фромм. Отрицает ведущую роль сексуальных влечений в развитии личности. Акцентирует внимание на других факторах её формирования — социологических, политических, экономических, религиозных и культурных.

Структурный

Основоположник — Ж. Лакан. Направление, использующее особое значение языка для характеристики бессознательного. Активно применяется для терапии речевых нарушений, продиктованных психическими расстройствами и детскими психотравмами.

Эго-психология

Ведущая роль в психике отводится Эго (согласно классической концепции, её играло Оно). Представители: А. Фрейд (младшая дочь Зигмунда Фрейда), Э. Глоувер, Э. Эриксон.

Теория объектных отношений

Основа британской школы психоанализа. Базовая идея — отношение людей к окружающему миру во взрослой жизни формируется под влиянием опыта, сложившегося в детстве. Основные представители — М. Кляйн и Д. Сандлер.

Современными школами с психоаналитическим подходом к лечению расстройств также являются Self psychology Кохута, интерперсонализм Салливана и интерсубъективизм Столороу.

О происхождении неврозов и депрессий

Воспитание

представляет из себя череду неизбежных травм для ребенка. При этом ребенок травмируется самыми значимыми для него людьми, которых он любит и которые для него являются авторитетами – это родители, воспитатели, учителя. Чтобы спасти свою любовь к ним и их авторитет – ребенок забывает о своих травмах (см.
Вытеснение
). И эти тяжелые чувства, связанные с этими травмами, продолжают существовать в нашем бессознательном, исподволь отравляя нашу жизнь (См.
Весь психоанализ в двух примерах
).

Также, как нога, сломанная в детстве, может потом болеть всю жизнь и вызывать хромоту – также и детские травмы вызывают череду хронических неудач в жизни, невроз и депрессию, но причина душевных болей уже забыта.

Теория

Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.

Метапсихология — вся теория психоанализа.

Топографическая модель психики:

  • сознательная — её поверхностная, понятная, видимая часть;
  • бессознательное — скрытая, непонятная, загадочная, неосознаваемая;
  • предсознательное — пограничная, находящаяся в области бессознательного, но прорывающаяся наружу во время определённых ситуаций выбора или во снах.

Структурная модель психики:

  • Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
  • Эго (Я) — контакт с окружающим миром через восприятие, управляет поведением и мышлением;
  • Суперэго (Сверх-Я) — нормы морали, ценности, основанные на моральных запретах и формирующихся в процессе воспитания.


Структура личности по З. Фрейду
Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:

  1. Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
  2. Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
  3. Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
  4. Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
  5. Генитальная, взрослая (с 12 лет).

Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:

  • замещающий;
  • компенсирующий;
  • вытесняющий;
  • отрицающий;
  • проектирующий;
  • сублимирующий;
  • рационализирующий;
  • регрессирующий.

Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.

Основы

Основные положения:

  • человеческое поведение, познание окружающего мира и опыт определены внутренними влечениями;
  • они иррациональны и бессознательны;
  • попытки их осознания вызывают психологическое сопротивление, которое проявляется в виде защитных механизмов;
  • индивидуальные особенности поведения и личности зависят от событий, произошедших в раннем детстве, на разных этапах психосексуального развития;
  • осознанное восприятие окружающего мира и материал бессознательного (вытесненного) вступают между собой в конфликт;
  • он приводит к различным психоэмоциональным расстройствам: неврозам, депрессиям, невротическим чертам характера, фобиям;
  • от области бессознательного можно освободиться, если осознать его (но сделать это можно только с помощью профессионала).

Это основные идеи психоанализа, на которых строится работа с пациентом.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап – это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений – очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

  • тревожная и конверсивная истерия;
  • обсессивно-компульсивный невроз;
  • психоневротическая депрессия;
  • невротические черты характера;
  • фобии;
  • психосоматика.

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.

Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Метод интерпретации

Как уже было сказано ранее, интерпретация важнейший инструмент психоаналитика при работе с свободными ассоциациями и сновидениями. Ведь одно дело получить материал, и совсем другое, истолковать его правильно. При интерпретации происходит рационализация полученного бессознательного материала — осознание вместе с клиентом истинных причин невротических симптомов, а также подлинного смысла стремлений клиента. Именно интерпретация может привести к терапевтическому результату, естественно, лишь при условии правильного истолкования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: