Формирование личности ребенка начинается с раннего возраста и продолжается до момента его взросления, но и здесь не заканчивается развитие индивидуума, а происходит «шлифовка» практически на протяжении всей жизни. Но все-таки важным моментом становления является детский возраст, а многие психологи делают акцент на дошкольном периоде. Поэтому в этой статье и пойдет речь в основном об этапе до школы – какие факторы влияют на развитие дошкольника и условия, что способствуют гармоничному формированию, а также какие существуют еще этапы личностного становления в детском возрасте.
Формирование и развитие личности ребенка
Процесс становления личности включает в себя понимание социума, в котором ребенок живет, происходит формирование внутреннего мира с его эмоциями, мотивами и нормами поведения, волевыми качествами, приоритетами и правильными их расстановками, а также осознания собственной самооценки и самопознания («Кто я? Чего стою? Что я умею? Что я хочу и могу?»).
Вот почему выделяют именно дошкольный период, ведь на протяжении него начинается уже осознанный процесс понимания и принятия себя, а также своего положения в обществе. Выработка личностных характеристик и норм поведения, которые создадут фундамент (при благоприятных условиях) для полноценного развития индивидуума.
Фазы личностного развития
Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:
- Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
- Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
- Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.
В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.
Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.
Этапы развития личности ребенка
Каждый период развития маленького чада по-настоящему важен для дальнейшей счастливой жизни, поэтому необходимо знать нюансы каждого этапа.
- От рождения малыша до годика. Закладывается важные навыки «доверия» к миру и стремление в познании нового. Если родители дают грудничку, так необходимые, ласку, доверие, заботу, поощрение, то и в дальнейшем малютка растет открытым к общению, жизнерадостным и целеустремленным.
- От года до 3-х лет (его еще называют ранним периодом). Происходит стремительное развитие психомоторики. Малыш начинает ходить и бегать, самостоятельно выполнять ряд действий, которые показывает взрослый. Пытается принимать собственные решения. Главное, его на этом этапе не «спугнуть» — у взрослых часто не хватает терпения, чтобы кроха самостоятельно закончил какое-либо действие, например, надел штанишки или обул ботинки, они часто начинают помогать и поторапливать, а иногда покрикивать и стыдить. Важно в этом возрасте поощрять чадо даже за маленький успех, а неудачи стараться не замечать. Своим примером показывать, как необходимо себя вести, доступно объяснять, как поступать в разных ситуациях, формировать и настойчиво закреплять полезные навыки. Не мешать разумной самостоятельности крохи, давать ему возможность в принятии простых решений (например, какие носочки надеть, какую игрушку взять на прогулку, в какую игру сейчас с ним поиграть и др.).
- От 3-х до 6-ти (7) лет (или дошкольный период). Идет активное познание себя и окружающего мира, на взрослого сыплются тысяча вопросов «почему», малыш начинает выполнять более сложные действия и общаться с большим количеством людей, чем на раннем этапе, он активно фантазирует и проявляет свои творческие наклонности. Задача взрослого поощрить его стремление в познании нового и творческих стремлений, меньше одергивать и стыдить за его непоседливость, а иногда и назойливость. Если пройдет удачно этот этап, то вырастет целеустремленной, отзывчивой, общительной и позитивной личностью.
- От 6-ти (7) до 10 лет (ранний школьный этап). В этот период ребенок начинает учиться и приобретать ценные знания и опыт, усваивает правила и нормы поведения в коллективе. Для него очень важно удовлетворять растущую жажду знаний и одобрение, понимание со стороны старших. Только при таких условиях он будет чувствовать себя счастливым человеком с желанием постигать новое и добиваться результатов.
- От 10 до 15 лет (средний школьный период). Идет активное формирование собственного «я», своих потребностей и ценностных приоритетов, осознания своего места в социуме, для него сверхважно одобрение сверстников, ребенок задумывается о будущем – приобретении профессии, семейных ценностях. Нередко на этом этапе чадо бунтует, старается противопоставить себя взрослым и сделать по-своему. Задача старших тактично на это реагировать, не поддаваться провокациям, стараться мирно урегулировать ситуации и найти «ключи» ко взаимопониманию.
- От 15 до 19 лет (старший школьный этап). В этот период часто происходят метания, чтобы не ошибиться с выбором жизненных приоритетов, если ребенок видит рядом счастливую семью с доверительным общением, у него складываются отношения со сверстниками, он успешен в школе, то он проходит свой последний важный шаг к взрослению минуя кризисы. Важно, в этот период старшим не настаивать, а предлагать пути решения ситуаций, обосновывая их, оставляя право окончательного выбора за детьми. Так они чувствуют себя нужными и востребованными, не боятся принимать решения и вырастают успешными людьми с сильными волевыми качествами.
Демографический переход – следствие неравномерности развития
Теперь обратим внимание на ту неравномерность и нелинейность развития человечества, о которой говорит Капица С.П и другие авторы. Он выделяет четыре основных этапа, где первое- антропогенез, начался примерно 4,5 миллиона лет назад. Затем каменный век, начался 1, 6 миллиона лет назад, до- или включая неолит. Третий этап – историческое время, начался примерно с неолита, включая древний мир, средние века, новую и новейшую историю. Длительность около 10 тысяч лет. И, наконец, демографический переход. Начался примерно в 1960 году. Примерный срок окончания -2050 год
То есть это такое же деление, как и в жизни человека. Только наоборот, если у человека эти периоды удлиняются, то у человечества сокращаются. Утробный, предродовой этап, это антропогенез, затем детство -юность до древнего мира и появления религий, зрелость –с Древнего мира до наших дней, и демографический переход
Обратим внимание – скорости развития человека и человечества разнонаправлены. Неизбежно можно предсказать момент, когда они станут примерно равными. Именно так этот момент я высчитал в 80-х. Я считал длительность перехода равным примерно одной активной человеческой жизни, то есть около 50 лет, начало примерно в 50-х, 60-х годах прошлого века.
Мы коротко ответили на два вопроса, которые задали вначале- о какой теории и о каких расчетах идет речь. Мы коротко показали связь развития человечества с развитием каждого конкретного человека.
Теперь попробуем сформулировать основные переходные границы этапов развития человечества в их связи с этапами развития конкретного человека.
Факторы развития личности ребенка
Они обычно делятся на наследственные и внешние. К наследственным принято относить – состояние и функционирование нервной системы, а также всего организма, предрасположенность к тем или иным психическим заболеваниям, работе ВНД, определенному типу поведения и др.
К приобретенным относят, возникновения личностных характеристик индивидуума, зависящие от его окружения – семьи, сверстников, преподавателей и воспитателей, других людей в социуме.
Причем, если на наследственность мы повлиять практически не можем (либо незначительно), то на социальный фактор — вполне в наших силах. А на него, по оценкам различных современных психологов, приходится 70 — 80 % успешного формирования личностных характеристик человека. Вот почему так важно знать, какие условия необходимы для полноценного развития личности.
Развитие человека как предмет исследований науки
На сегодняшний день, существует много теорий об возникновении, развитии человеческого рода. Наука твердит, что современные представители всех народностей произошли от обезьян. Со стадии примата люди продвинулись до современного уровня развития. Произошло так, потому что вначале возникла необходимость обустроить свою жизнь так, чтобы было, что поесть, чем согреться, где жить – это были цели, достижение которых людям удалось. Со временем они осознали что этого мало, можно придумать что-то лучше, а если это удастся, жизнь станет еще легче, комфортнее.
Только после создания определенных, соответствующих потребностям людей условий жизни они начали думать об взаимоотношениях, духовном развитии. Для такого прогресса потребовались не сотни и даже не тысячи лет. Поиски себя, умение создавать отношения в социуме, правильно делать свою работу, излагать мысли – это то что создало людей, которых все привыкли видеть ежедневно. И слова: “Труд сделал из обезьяны человека” нашли свое применение в 21 веке. Современный человек не собирается останавливаться на достигнутом, ведь движение вперед – это то что дает стимул жить, трудится, радоваться каждому новому дню.
Условия развития личности ребенка в дошкольный период
Для успешного формирования детей необходимы такие условия:
- Счастливая семья. Гармоничные отношения в семье и правильное поведение родителей по отношению к друг другу, к самому малышу, социуму формируют у ребенка уверенность, доверие, копирование модели поведения и адаптационных механизмов в общении. Он растет жизнерадостным и активным.
- Общение со сверстниками. В этом возрасте для детей крайне важно общение с другими ребятишками, они любят совместные игры, где постигают важные навыки общения, стараются отстоять свои позиции и становятся перед необходимостью «уступить», если хотят, чтобы с ними играли. Не всегда в этом возрасте получается договориться, но это необходимый для будущего опыт. Если ребенок не ходит в детский сад, то родители должны найти альтернативу и обеспечить общение своему малышу.
- Удовлетворение любознательности малышей. Детские сады, секции, ответы на бесконечные вопросы родителей и т. п. – должны обеспечивать потребность ребенка в познании мира. Главное, найти «золотую середину», как перегрузка в таком возрасте занятиями, так и неудовлетворения его потребностей приводят к плохим результатам.
- Развитие творческих наклонностей. В этот период малыш активно фантазирует и придумывает, начинает замечать, что не видят другие, придумывает оригинальные решения, создает и пытается творчески реализовать (в лепке, рисовании, моделировании и др.) неординарные образы. Взрослый не должен ругать малыша за фантазии, а следует его поощрять. Игровой клуб https://mrbitcasinoplay.com/ приглашает гостей для игры на криптовалюту Выделять время и «творить» вместе с чадом. Если заметили склонность к какому-либо творчеству, то хорошо отдать чадо в специализированную секцию. Формирование подобных навыков обязательно благотворно скажется на развитии деток, поможет им стать нестандартными личностями с оригинальными подходами в принятии решений – а это часто неотъемлемый атрибут успеха.
- Право на «собственное я». Если старшие предоставляют деткам право выбора, доверяют выполнение посильных задач и полагаются на него, не критикуют по мелочам, «видят» в нем личность, то он растет ответственным, заботливым, уверенным в себе человеком.
Чтобы дети вырастали жизнерадостными и успешными людьми, с развитыми волевыми качествами и стойкой жизненной позицией, которыми восхищаются и любят окружающие — необходимо соблюдать условия для гармоничного становления, уделять малышам свое время и не скупиться на похвалу и ласку!
Значение дошкольного возраста
Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).
В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.