Стать умнее: когнотропные препараты
Что есть Наше мышление — это цепь химических реакций. Значит, на интеллект и эмоции можно влиять с помощью химических веществ. Веками это делалось с помощью алкоголя, наркотиков и прочей гадости. Но сейчас наука готова предложить набор относительно эффективных и вроде бы безопасных препаратов.
«Положительно влияет на процессы, лежащие в основе восприятия, анализа информации, обучения и памяти…» — так описывают препарат семакс его создатели из МГУ и Института молекулярной генетики РАН. Разработка началась еще в 70-х годах по заказу Минобороны. Сейчас капли семакс можно найти в любой аптеке.
Препарат не «изменяет сознание», он только улучшает когнитивные функции, приводит их в норму. Для того чтобы закапывать себе в нос это вещество, не обязательно страдать какой-то болезнью — «здоровые люди могут принимать семакс для стимуляции памяти и работоспособности».
Вслед за семаксом на полках аптек появился селанк, который помогает бороться со стрессом, снимает страх и тревогу.
— Мы продолжаем работать над новыми препаратами, воздействующими на центральную нервную систему, на когнитивные функции. У них будет другая структура, — поделился с «РР» академик РАН Николай Мясоедов, руководивший этими работами. — Но пока разработки находятся в начальной стадии, и что именно получится, мы сказать не можем.
Есть и более экстравагантные идеи. К примеру, профессор Константин Анохин из Института нормальной физиологии РАМН обещает выпустить вещество, способное стирать неприятные воспоминания. И это не утопия, препарат уже испытывают на животных.
Что будет Поначалу люди, использующие интеллектуальные допинги, получат преимущество над более консервативными противниками всяческих ГМО и прочих новаций. А потом общество привыкнет к этой «косметике для ума». Таблетки, влияющие на мышление, станут принимать все желающие — учителя, офисные работники, милиционеры. Это будет так же нормально, как сейчас пить витамины.
Текст книги «Когнитивный ресурс. Структура, динамика, развитие»
Анатолий Воронин, Наталья Горюнова Когнитивный ресурс: структура, динамика, развитие
© ФГБУН Институт психологии РАН, 2016
Введение
В самом общем смысле под ресурсами понимают некие средства, позволяющие получить желаемый результат (от фр.
ressource – возможность, способность). Более продвинутое определение ресурсов предполагает количественную меру возможности выполнения какой-либо деятельности. Собственно ядро понятия «ресурсы» образуют три компонента: средства, позволяющие осуществлять какую-либо деятельность, ее результат и количественная мера выраженности возможности достижения результата деятельности. Обыденное понимание психологических ресурсов сводится к некоторым внутренним силам человека, позволяющим ему противостоять жизненным невзгодам и достигать намеченного несмотря ни на что. При этом под психологическими ресурсами подразумеваются различные психологические свойства и качества человека – способности, умения, «психическая энергия», воля, характер и т. п. Зачастую психологические ресурсы скрыты от самого человека и проявляются только при возникновении затруднений и проблем. Нередко к ресурсам относят всю совокупность факторов, связанных со сложной жизненной ситуацией и позволяющей человеку к ней адаптироваться. Так, в концепции стресса С. Хобфолла к ресурсам относят: материальные объекты (доход, жилище, транспорт, одежда, орудия и инструменты) и нематериальные (предпочтения, желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Когнитивный ресурс не связан со всеми психологическими аспектами преодоления проблем отдельным человеком. При рассмотрении когнитивного ресурса речь идет лишь об познавательных аспектах проблемы, о процессе переработки человеком информации. По сути, в данной работе рассматриваются основы когнитивных возможностей человека решать разнообразные задачи. Традиционно представление о возможности успеха в любой интеллектуальной деятельности связывалось с генеральным фактором общего интеллекта Ч. Спирмена. Именно g-фактор общей «умственной энергии» определял продуктивность интеллектуальной деятельности, скорость перехода от одного вида деятельности к другому, легкость восстановления после работы. В. Н. Дружинин предложил использовать понятие «когнитивный ресурс» как более содержательную и конкретную альтернативу энергетической метафоре Ч. Спирмена. В общем виде под когнитивным ресурсом понимается множество когнитивных элементов, которые симультанно используются человеком в процессе переработки сложной информации. Когнитивный ресурс определяется как количественная характеристика когнитивной системы, а именно – как мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности. Когнитивный элемент рассматривается как функциональная минимальная единица (например, размерность когнитивного пространства). Совокупность активных и свободных когнитивных элементов обуславливает интеллектуальную продуктивность. Понятие когнитивного пространства является одной из версий понятия «множества когнитивных элементов». Именно такое сложное и развернутое образование лежит в основе общего интеллекта человека и определяет диапазон его интеллектуальной продуктивности и качество протекания интеллектуальных процессов.
В предлагаемой книге последовательно излагаются современные представления о структуре когнитивных способностей и общем интеллекте, описывается ресурсная модель общего интеллекта и приводятся результаты ее эмпирической верификации. Особое место отводится когнитивному ресурсу совместной интеллектуальной деятельности, выяснению влияния личностных, средовых и ситуативных факторов на интеллектуальную продуктивность. Завершается обзор исследований в рамках парадигмы «когнитивного ресурса» попыткой ее применения для изучения профессиональной самореализации и профессиональных достижений.
Работа, составившая основу этой книги, выполнена в Институте психологии РАН. Авторы книги безмерно благодарны своему учителю, замечательному ученому Владимиру Николаевичу Дружинину, чьи идеи легли в основу концепции «когнитивного ресурса» и позволили сделать возможным изучение основ человеческого интеллекта. Трагическая смерть Владимира Николаевича оборвала цикл исследований по данной проблеме и представленная книга – лишь попытка восполнить пробел. Светлая память выдающемуся исследователю, учителю, сотоварищу.
Авторы выражают благодарность и признательность академику РАН А. Л. Журавлеву и доктору психологических наук В. И. Белопольскому за научную и организационную поддержку, благодаря которой эта книга увидела свет. Отдельная благодарность кандидату психологических наук С. Д. Бирюкову за возможность многократно и плодотворно обсуждать данную работу.
Глава I. Структура когнитивных способностей: основные определения и подходы к изучению
1.1. Общепсихологический дискурс проблематики способностей
Термин «способность» является многозначным и широко используемым определением в психологической науке. В словаре Д. Ушакова он толкуется и как природное дарование и как возможность, умение что-либо делать. В словаре В. Даля понятие «способный» определяется через соотнесение с успехами в деятельности как «годный к чему-то или склонный, ловкий, пригодный, удобный». В таком толковании отражены два основных подхода к проблеме способностей: дифференциально-психологический и деятельностный. Представители первого понимают способности как проявления индивидуальных различий, представители другого – как общечеловеческие «сущностные силы», которые можно и должно развивать в процессе обучения.
Психометрический подход к исследованию способностей, начиная с работ Фр. Гальтона, Ч. Пирсона и др., акцентирует внимание на изучении структуры способностей, их обусловленности наследственными и средовыми факторами, проблемах общих и специальных способностей и возможностях их измерения. Такое понимание способностей основывается на представлении об уровне умственного развития, определяющем успешность выполнения любых познавательных, сенсомоторных и прочих задач и проявляющемся в некоторых универсальных характеристиках поведения человека. Именно Гальтон впервые начал изучать индивидуальные различия в умственных способностях, предполагая, что они преимущественно обусловливаются биологическими особенностями человека, т. е. наследственностью. Он предложил рассматривать способности как некие свойства психики, которые отличают людей друг от друга и обуславливают их творческие достижения.
В отличие от Гальтона, французский психолог А. Бине отмечал существенное влияние окружающей среды на особенности познавательного развития. Интеллектуальные способности оценивались им с учетом не только сформированности определенных психических процессов, но и уровня освоения социального опыта (Анастази, Урбина, 2001).
Неопределенность того, что понимается под интеллектуальными способностями, пытались устранить разными способами. Например, по мнению Бине, данный конструкт представляет собой именно то, что измеряется его тестом. Ч. Спирмен предложил гипотезу о существовании общего фактора (g), объясняющего корреляции между результатами выполнения заданий теста. Позже Л. Терстоун заменил однофакторную парадигму на многофакторную. Познавательные способности, проявляющиеся в поведенческих характеристиках и связанные с успешной адаптацией к новым жизненным условиям, считаются предметом дифференциальной психологии. В том случае если они рассматриваются «как самостоятельная реальность, носитель свойств», они становятся предметом общей психологии. Из-за неудовлетворенности факторными моделями способностей внимание исследователей сфокусировалось на изучении процессуальных характеристик познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии (Sternberg, 1986).
Исследования в отечественной психологии прежде всего касались психологического содержания понятия «способности» и их проявления в конкретных видах деятельности. В трудах С. Л. Рубинштейна способность рассматривается как сложное синтетическое образование, включающее в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, вырабатывающихся лишь в процессе определенным образом организованной деятельности (Рубинштейн, 1997).
К. К. Платонов относит к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности: «…способность – качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней» (Платонов, 1981).
Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу наиболее часто используемого определения: это индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в успешности выполнения одной или нескольких видов деятельности, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливающие легкость и быстроту их приобретения (Теплов, 1985).
Работы Теплова оказали большое влияние на изучение способностей в отечественной психологии, что проявилось в исследованиях Э. А. Голубевой, Н. С. Лейтеса, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицина, И. В. Равич-Щербо и др. Основная идея исследований Голубевой (1980) состоит в комплексном изучении способностей, основанном на понимании единства природного и социального в человеке, в их конкретном соотношении для разных видов способностей. В рамках комплексного подхода способности рассматриваются не только как уже состоявшаяся действительность, но и как скрытые потенциальные возможности, в число которых входят и задатки. Развивая представления Теплова, Голубева рассматривает способности на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом. Соответственно, первый уровень связан с диагностикой основных свойств нервной системы, второй – с выявлением индивидуальных особенностей познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и т. д.), темперамента и характера и третий – с определением успешности деятельности за длительный период с ее дифференциальным анализом (Голубева, 1980).
Однако феноменологическое описание не дает представлений об онтологическом аспекте проблемы способностей, их структуре и механизмах функционирования. Изучению проблемы онтологического статуса способностей посвящены исследования О. К. Тихомирова, М. А. Холодной и др. Работая в рамках общепсихологического подхода, авторы пытаются выявить общие закономерности функционирования механизмов интеллектуальной активности.
В работах Тихомирова представлен деятельностный подход к анализу природы мышления и механизмов интеллектуальной активности. Одно из основных положений его концепции состоит в том, что понимание природы мышления предполагает анализ всех аспектов психической деятельности, прежде всего – операционального и мотивационного (Тихомиров, 1969).
Согласно Холодной, интеллект – это организация индивидуального ментального (умственного) опыта в виде ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего (Холодная, 2002).
Иной подход к проблеме способностей разрабатывается В. Д. Шадриковым. С позиции функционально-генетического подхода концепция познавательных способностей представлена совокупностью как генетически обусловленных, так и прижизненно сформированных компонентов. Данная концепция базируется прежде всего на теории функциональных систем П. К. Анохина и на представлениях Б. Г. Ананьева о развитии функциональных (психофизиологических, врожденных) и операционных (психологических, приобретенных в ходе деятельности) механизмов познавательных процессов, а также на работах Л. С. Выготского, Д. А. Ошанина, А. Р. Лурия (Шадриков, 1994, 2001).
По мнению Шадрикова, наиболее общим понятием, которое описывает психологическую реальность, является психическая функциональная система, обеспечивающая достижение некоторого полезного результата. Исходя из этого, «способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» (Шадриков, 2001, с. 26). В рамках этой концепции способности соотносятся с познавательными процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением и т. д.).
Изучение операционных механизмов позволяет рассматривать способности как психические функции и психические процессы, которые описываются разными характеристиками и механизмами. При описании процессов исследователя интересует их динамика, при описании функций – их предельные значения, оптимальные условия и эффективность проявления (Шадриков, 2001).
Согласно Шадрикову, определение способностей правомерно давать в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. Способности индивида определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности познания окружающего мира и организации адаптивного поведения. Способности индивида можно отождествить с общими способностями. Способности субъекта деятельности рассматриваются как способности индивида, адаптированные к требованиям деятельности и развитые в ней. Иными словами, это свойства функциональных систем, которые приобрели черты оперативности под влиянием требований деятельности и проявляются в успешности, качественном своеобразии и реализации деятельности. Способности личности есть свойства личности, определяющие социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности. Как отмечает автор, если способности индивида сформировались в филогенезе для отражения физического мира и построения поведения, обеспечивающего выживание, то способности личности определяются ценностями и смыслами, обеспечивая социальное познание (там же).
Собственно говоря, определение способностей имплицитно содержит в себе метрику данной способности и способ ее диагностики. Так, в исследовании В. Н. Дружинина показано, что исходя из определения способностей, данного Рубинштейном, их можно рассматривать как «вещь», и, следовательно, они могут обладать или не обладать некоторыми свойствами и иметь отношения с другими объектами или псевдообъектами. В этом случае возможно измерение изменчивости способности во времени, ее продуктивности и пр. На основе определения Теплова способность следует рассматривать как отношение различий на множестве людей, которое порождает новый класс объектов – «люди, способные к деятельности». Это предполагает определение меры сходства каждого человека с эталоном – «человеком способным». Если способность определена количественно и рассматривается как линейное или многомерное свойство (определение Шадрикова), то это позволяет определить индивидуальную меру выраженности свойства, характеризующую каждого человека. В наиболее общем виде возможность измерения способностей в зависимости от топологии свойств, типа отношений между испытуемыми и характером отношений признаков предложена Дружининым в обобщенной модели теста (Дружинин, 1991).
В подходе, предложенном Дружининым, «общие способности» рассматриваются как некоторые свойства психики в целом. Выделяются три наиболее общих формы оперирования опытом: приобретение, применение и преобразование. Данные формы, или способы обращения с опытом можно выделить в любом конкретном виде деятельности. Способность к приобретению знаний называется обучаемостью, способность к применению опыта – интеллектом, способность к преобразованию опыта – креативностью.
Таким образом, общие способности связываются с общими сторонами функционирования психики в целом и проявляются не в конкретных видах деятельностей, а в общих формах внешней активности человека. Дружинин определяет интеллект и креативность именно как общие способности: интеллект как общую способность решать задачи (в широком смысле этого слова) на основе имеющихся знаний, креативность как общую способность к творчеству (Дружинин, 1999).
При таком понимании интеллекта и креативности теоретические и экспериментальные данные о когнитивных и личностных коррелятах данных способностей выступают как показатели именно взаимосвязей интеллекта и креативности с особенностями познавательных процессов и личности.
Завершая анализ психологического содержания понятия «способность», необходимо отметить следующее. В психологической науке к настоящему времени не сформировалось какого-то единого устоявшегося представления о способностях – разные авторы предлагают собственные версии понимания данного конструкта. Исходя из разнообразия концепций, следует заключить, что накопленный эмпирический материал требует тщательного теоретического осмысления. Само понятие «способность» имеет достаточно много толкований, в том числе обыденных, что затрудняет развитие собственно теории способностей. Вследствие этого был предложен новый конструкт, разработка которого, на наш взгляд, позволит значительно расширить представления об умственном развитии человека, его интеллектуальных возможностях и даст новый импульс к развитию теории общих и специальных способностей.
Изучение познавательной сферы проводится в рамках дифференциально-психологического подхода. В частности, нас интересует природа индивидуальных различий в уровне развития когнитивных способностей. Изучение когнитивного ресурса в рамках этого подхода позволяет объяснить индивидуальные различия в интеллектуальной продуктивности исходя из анализа структуры и динамики когнитивных процессов.
Связывая общие способности с базовыми параметрами функционирования психической системы, мы полагаем, что они проявляются не в конкретных видах деятельности, а в общих формах внешней активности человека. В соответствии с теоретическими предположениями Дружинина, общий интеллект есть «ресурс», определяющий диапазон интеллектуальной продуктивности. Когнитивный ресурс индивида может быть описан предельными значениями отдельных когнитивных показателей, которые связаны с психическими процессами. При этом мы полагаем, что способности и психические процессы являются несводимыми друг к другу характеристиками, имеют различную природу. Способность как некоторый «ограничитель» определяет диапазон интеллектуальной продуктивности и характеризует динамику протекания психических процессов. Образной иллюстрацией к сказанному служит метафора реки и плотины на ее пути: берега и плотина – способности, вода в реке – психические процессы.
Таким образом, возможны разные подходы к изучению проблемы познавательных способностей. В следующем параграфе мы проведем анализ тех подходов, которые послужили методологической базой для развития представлений о «когнитивном ресурсе».
1.2. Факторно-аналитические модели интеллекта
К наиболее верифицированным моделям общего интеллекта, разработанным в рамках факторно-аналитического подхода, относится модель Ч. Спирмена. Согласно автору, успех любой интеллектуальной активности определяют общий фактор (g) и фактор, специфический для данной деятельности (s). Фактор g определяется как общая умственная энергия, которой наделены люди и которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности (Spearman, 1927). Анализ соотношения факторов показал, что g максимально проявляется при решении сложных математических задач, задач на понятийное мышление и в меньшей степени – при решении задач на восприятие, память, внимание, сенсомоторную координацию. Согласно Спирмену, g-фактор обладает рядом гипотетических свойств: скоростью перехода от одного вида активности к другому и легкостью восстановления энергии после работы.
Оппоненты Спирмена отрицали наличие общей основы интеллектуальных действий, полагая, что определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд и др.).
В модели Р. Кеттелла (Cattell, 1971) общий фактор (g) включает две составляющие: «кристализованный» и «флюидный» интеллект. Фактор «кристализованного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных индивидуумом в ходе социализации; «флюидный» интеллект связан с развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга и проявляется при решении абстрактных задач.
Альтернативная схема организации факторов была предложена рядом психологов, в частности С. Бартом (Burt, 1949), Ф. Верноном (Vernon, 1960) и Л. Хамфрейсом (Humphreys, 1962, 2002). Иерархическая модель интеллекта имела достаточно большое признание как по теоретическим, так и по практическим соображениям. В качестве теоретической модели она совмещает единый общий фактор с многофакторными отображениями. На вершине иерархии, как правило, размещается g-фактор, на следующем уровне – групповые факторы, и ниже – более узкие, второстепенные подфакторы. Подобные модели позволяют справиться с изобилием факторов, получаемых в факторно-аналитических исследованиях. Надо отметить, что в разных факторных моделях интеллекта выделяемые подфакторы соответствуют по содержанию основным формам предъявления информации в тестовых заданиях (символической, пространственной, вербальной и пр.).
Однако классификация факторов, образующих структуру интеллекта, не раскрывает психологического содержания и интерпретации самого g-фактора. Многие авторы пытались дать описание факторного решения в наиболее общих психологических понятиях, таких как скорость обработки информации центральной нервной системой (Г. Айзенк), процесс внимания, проявляющийся в любом виде психической активности (С. Барт) и т. д. Кроме того, было проведено множество исследований, где предпринималась попытка связать g-фактор с «ментальной скоростью» или энергией. Однако данный вопрос остается открытым.
Неудовлетворенность факторными моделями проявилась в смещении акцента с изучения общих оценок интеллекта на анализ его процессуальных характеристик с позиций когнитивной психологии. Отсутствие единой верифицированной теоретической концепции общего интеллекта, объясняющей эмпирические результаты многочисленных корреляционных исследований, дает основания ввести в контекст проблемы общих способностей новый теоретический конструкт, который сочетает в себе разные аспекты умственной активности (активационный, когнитивный и др.), и рассматривать когнитивные способности как ресурс индивида, характеризующий диапазон его интеллектуальной продуктивности. Предполагая, что в основе g-фактора лежат латентные общие свойства единой познавательной функциональной системы, мы допускаем, что совокупность этих свойств составляет когнитивный ресурс индивида. Представление о когнитивном ресурсе позволяет объяснить проявление общего компонента g в успешности решения разного типа интеллектуальных задач.
Прозрачная голова: нейровизуализация
Что есть Прозрачный мозг мыши, который российские ученые продемонстрировали Дмитрию Медведеву, — один из самых ярких символов нейровизуализации: мол, смотрите, мышление становится все более открытым и для науки, и для власти.
Наш мозг долгие годы считался «черным ящиком». Психологи-бихевиористы учили: можно изучать только то, что на входе, — слова, образы и прочие стимулы, и то, что на выходе, — ответные слова и действия. Происходящее внутри черепной коробки оставалось загадкой. Сейчас есть компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография, магнитно-резонансная спектроскопия и так далее — множество современных технологий, позволяющих в прямом смысле увидеть работу нашего сознания.
Это нужно не только врачам. В последние годы в моду входит такая штука, как нейромаркетинг. Человеку показывают варианты новой упаковки для овсяных хлопьев и смотрят, как реагирует его мозг, какие зоны активизируются, а какие остаются спокойными.
Что будет«Заглядывание» в мозг станет традиционной процедурой в разных областях. Этим будут заниматься и социологи, и педагоги, и криминалисты. Их работа станет намного эффективнее. Правда, вспоминаются разномастные антиутопии, которых боятся уже не только обыватели. Вполне академический ученый Борис Величковский пишет о когнитивных технологиях: «Нельзя отрицать, однако, что они же могут привести к появлению таких форм внешнего контроля, которые не могли представить себе даже наиболее мрачно настроенные авторы футуристических романов».
Киборги: искусственные органы чувств
Что есть Технологии способны заменить глаза, уши, носы и прочие органы. Во многих лабораториях мира идет разработка зрительных протезов, которые сделают зрячими даже абсолютно слепых людей. При этом не нужно задействовать глаз и зрительный нерв — сигнал с миниатюрной камеры идет напрямую в кору головного мозга, куда вживляется специальный чип.
На теоретическом уровне вся технология уже понятна и опробована на крысах и кошках. Сейчас речь идет о технических деталях.
— В нашей лаборатории сейчас идут эксперименты по биосовместимости импланта, работаем с крысами, — рассказывает Марианна Иванова из Научного центра неврологии РАМН. То есть ученые проверяют, как электроды будут вести себя в мозговой ткани, не возникнет ли воспаление, не начнется ли коррозия.
Что будет Ожидается, что массовое излечение слепых и глухих начнется уже через несколько лет. А через несколько десятилетий вживленная электроника сможет стать чувствительнее, чем живые органы. Мы ведь видим только в узком диапазоне волн и обозреваем пространство лишь на 180 градусов. Зрительный протез теоретически способен передавать в мозг картинку и в ультрафиолетовом, и в инфракрасном, и в рентгеновском диапазонах. А видеть можно будет не только впереди себя, но и сзади, сбоку и сверху.
Самопознание
Когнитивный компонент самосознания представлен процессом познания самого себя, т.е. самопознанием.
Определение 2
Самопознание предполагает накопление знаний о себе, своих особенностях, психологических чертах, физиологических характеристиках. Процесс самопознания может протекать не организованно, либо целенаправленно, в рамках специально-организованной деятельности.
Стихийное самопознание происходит перманентно с первых дней жизни человека, путем пассивного наблюдения за собственным поведением, проявлениями, реакциями окружающих и итогами собственной деятельности. Данный процесс фиксации происходит постоянно и субъективно переживается как накапливание жизненного опыта.
Целенаправленное познание базируется на самонаблюдении. Собрав определенный материал личность начинает рефлексировать, т.е. анализировать причины собственных поступков, реакций и переживаний, своего социального положения и физического состояния. Самоанализ позволяет глубже проникнуть в систему взаимосвязей личностных качеств, создать более адекватную и устойчивую картину Я.
Следующим этапов выступает сравнение собственных качеств с эталоном – в качестве него может выступать некоторая абстрактная величина (доброта вообще), либо конкретный уровень реализации качества конкретного человека (доброта матери). Сравнение с эталоном позволяет соотнести себя с другими, оценить собственный уровень развития, вынести оценочные суждения. Недостаточная развитость определенных качеств может выступить как мотивирующий фактор, стимул к личностному развитию, либо напротив, как повод для угнетения себя, развития психологического расстройства.
Моделирование собственной личности предполагает создание целостной структуры Я, выстроенной с учетом всей имеющейся информации. На этом этапе отделить самопознание от самоотношения фактически невозможно, когнитивный и аффективный компонент тесно переплетены и дополняют друг друга.
Заключительным этапом процесса самопознания является осознание противоположностей. Данный процесс предполагает признание личностью за собой права на совершение крайне полярных поступков, проявление противоположных качеств, в зависимости от внешних обстоятельств, а не жестких внутренних детерминант. При этом важным моментом является соблюдение баланса между конформностью – полном подчинением ситуации и ожиданием и психопатизацией – болезненным следованием внутренним установкам без учета внешних условий.
Знать состояние: когнитивные ассистенты
Что есть Хорошая секретарша всегда учитывает состояние своего босса — раздражен, устал или добродушен. Но на смену грудастым блондинкам идет электроника. Всевозможные системы начинают помогать человеку следить за своей деятельностью.
Начинают с простого — со сна. Небольшая , созданная на базе Института радиотехники и электроники РАН, выпускает датчики бодрствования. Как минимум треть аварий на транспорте происходит из-за того, что человек на секунду заснул и потерял контроль над ситуацией. Состояние, предшествующее засыпанию, можно определить по ритмам мозга, движениям глаз, особенностям речи или электропроводимости кожи. Человек еще не успел погрузиться в сон, а прибор уже пищит и мигает.
И это опять-таки не какая-нибудь экспериментальная разработка, такие приборы уже стоят в кабинах нескольких тысяч российских локомотивов. Скоро должно начаться серийное производство подобных устройств для водителей автомобилей.
— Перенести технологию с локомотивов на автомобили оказалось не таким уж простым делом. Но мы с этим справились, — рассказал «РР» генеральный директор «Нейрокома» Вячеслав Шахнарович. — Самое главное — это надежность. Если система даст сбой и человек попадет в аварию, то тут же пойдут судебные иски. Мы ориентируемся на надежность один к десяти тысячам, иначе просто неинтересно.
Что будет Возможно, что европейцы, пекущиеся о своей безопасности, потребуют от всех водителей установить такие приборы, и тогда рынок подобных устройств будет исчисляться сотнями миллионов. Постепенно когнитивные системы научатся помогать нам во всем — вести машину, учить иностранные языки, справляться с приступами гнева. Мы будем спокойно выслушивать рекомендации интеллектуальных органайзеров: «Вы сейчас слишком устали, чтобы писать отчет. Рекомендуем 15 минут посмотреть комедийный сериал, а потом приступить к умственной деятельности».
Влияние когнитивных способностей на успех, его составляющие
Мотивация человека — что это такое
Если у человека хорошо развиты когнитивные способности, ему легче обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств. Психологи доказали то, что успех обучения и профессиональной деятельности обусловлен когнитивными навыками человека. Чем выше уровень их развития, тем выше производительность труда.
Внимание! Существуют такие виды профессий, где основным требованием к кандидату на замещение той или иной вакансии является высокий уровень развития когнитивных способностей. При этом работа на этом посту, выполнение производственных функций развивают эти умения у специалиста еще больше.
Работа развивает когнитивность
Профессиональный успех приходит к тем сотрудникам, у которых хорошо развита исполнительная функция. Тем, кто мечтает о карьерном росте и стремится «вырасти» в глазах начальства, нужно развивать у себя определенные виды когнитивности.
Внимание! Знание того, как развиты у человека те или иные когнитивные возможности, позволяет ему спрогнозировать, насколько успешным он будет в той или иной сфере труда. Опираясь на свой когнитивный потенциал, человек может выбрать для себя наиболее подходящую профессию и успешно продвигаться по карьерной лестнице.
Планирование
Способность к планированию – это профессионально важный когнитивный показатель. Она выражается в умении человека спрогнозировать последствия того или иного маркетингового хода, выбрать наиболее рациональный путь достижения производственных целей.
Ингибиция
Ингибиция – это когнитивное умение, заключающееся в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравомыслие в любой непредвиденной ситуации. Ингибиция объединяет в себе умение ставить цель, планировать и прогнозировать.
Мониторинг
Мониторинг – это когнитивные навыки контроля поведения. Посредством этой способности человек проверяет, действительно ли его действия направлены на достижение поставленной цели, правильно ли он выбрал способы решения когнитивных задач. При обнаружении отклонения от плана человек с высокими навыками самоконтроля способен скорректировать свои действия. В любой профессиональной сфере эта способность важна.
Принятие решений
Принятие решений – это определение способов достижения цели, решения проблемы.
Когнитивная гибкость
Гибкость – это когнитивные возможности человека, позволяющие ему быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и подстраивать свое поведение под них. Также эта способность позволяет человеку в решении производственных задач опираться не только на свое мнение, но и принимать в учет точки зрения коллег.
Учитывает мнение других
Рабочая или оперативная память
Память – это способность держать в голове всю необходимую рабочую информацию, использовать ее для решения текущих производственных задач. В психологии принято считать, что память позволяет человеку успешно осваивать новые виды деятельности, общаться, рассуждать. Рабочая память является разновидностью кратковременной памяти.
Шевелить извилинами: мозго-машинные интерфейсы
Что есть Чтение мыслей становится научной обыденностью. Системы, позволяющие напрямую передавать сигналы от мозга к компьютеру, сегодня разрабатываются и на биофаке МГУ, и в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, и в ростовском НИИ нейрокибернетики.
Но не только мозги управляют компьютером, но и наоборот. «Разрабатываются системы и методы управления биообъектами (биороботами), в качестве которых выступают черепахи, кролики, дельфины», — сообщается на сайте кафедры общей биологии Пединститута ЮФУ. Публика была шокирована тем, что ростовские ученые фактически создали киборга. Черепахе вживили электроды, установили ей на панцирь процессор, в итоге движениями животного можно было управлять с помощью джойстика.
Что будетБуквально через два-три года в компьютерном супермаркете можно будут купить устройство, позволяющее играть в стрелялку-бродилку с помощью силы мысли. Позже станет доступно мысленное управление любыми устройствами, и такая мелочь, как компьютеры и мобильные телефоны, перекочуют из наших карманов прямиком в мозг, подсоединенный к Великой сети.
Сущность самосознания
Определение 1
Самосознание представляет собой высшую форму развития сознания, отражение и активное познание самого себя, своих психических, физических и социальных качеств, а также их оценку.
Эволюционно самосознание формируется на базе сознания путем выделения личности из окружающего мира, формирования устойчивой идентичности и преемственности себя на протяжении длительного времени.
Самосознание исключительно человеческое новообразование психики, для его формирования необходимо социальная среда, оценки других, атрибуты которые они приписывают личности закладывают основы и потребность в осознании себя. Другие выступают не только как внешний источник оценки, но и как инструмент сравнения, объекты с которыми соотносятся качества и свойства личности.
Самосознание включается в себя когнитивный и эмоциональный компонент. Эмоциональный компонент реализуется посредством процесса самоотношения, результатом которого выступает самооценка. Самооценка переживается как эмоциональное переживание собственных индивидуальных особенностей, однако в ее основе лежит соотнесение личности и ее проявлений с определенными эталонами. Характер выбранных эталонов в значительной степени предопределяет возможность эмоционального принятия/непринятия себя и степень зрелости личности.
Так, по мере взросления личность от оценки непосредственно своих качеств и социального статуса переходит к оценке собственного деятельного вклада в социально-значимую сферу жизни. Становление самосознания это сложный и длительный процесс который включает прохождение такие этапов как:
- Непосредственно-чусвственный уровень – самосознание при помощи органов чувств, познание собственного тела;
- Личностный уровень – переживание собственной субъектности;
- Интеллектуально-аналитический уровень – раскрытие содержательных характеристик психики;
- Целенаправленно-деятельностный уровень – интеграция всех предыдущих уровней, осознание самосознания как движущей силу развития личности.
Железные мысли: интеллектуальные роботы
Что есть Робот может легко изобразить движения официанта, дворника или сборщика микросхем. Гораздо сложнее научить его имитировать мышление. Ученые и инженеры стараются сделать механические устройства все более и более похожими на человека не только внешне, но и интеллектуально.
В России подобные разработки тоже ведутся. Кстати, в области «интеллектуальной начинки» мы не так сильно отстаем от американцев и японцев, как в области механики.
Один из ярких примеров — «проект эмоциональных агентов» Института лингвистики РГГУ. «Создание роботов, которые бы умели шутить, сопереживать человеку, “понимать” и поддерживать его, — это исключительно привлекательная идея для современной цивилизации», — утверждает один из авторов проекта Артемий Котов. За основу берется эмоциональное поведение живых людей — их речь, интонация, мимика, поведение. Получившаяся модель алгоритмизируется и превращается в программный код. В результате на экране компьютера уже общаются рисованные человечки, способные и пошутить, и разозлиться.
Что будет Вместо «революции роботов» происходит эволюция: роботы проникают в нашу жизнь медленно, но зато уверенно. Например, по прогнозу компании TechCast, к 2022 году роботы, чувствующие среду окружения, принимающие решения, обучаемые, будут использоваться в 30% домашних хозяйств и организаций. И скоро для кого-то робот может оказаться более чутким собеседником, чем коллега по работе или сосед по лестничной площадке.
Аналитики будут не нужны: автоматический анализ текстов
Что есть Миром правит уже не тот, кто владеет информацией, а тот, кто умеет ее фильтровать и обрабатывать. Компьютерные системы не только умеют раскладывать документы по полочкам, но и пытаются понять их содержание.
К примеру, на базе Института системного анализа РАН была создана компания Cognitive Technologies. Ее профиль — создание и внедрение систем управления на предприятиях. Главной фишкой считается интеллектуальный анализ бизнес-информации: «Мы создали новую форму описания документа, основными элементами которой являются так называемые смысловые единицы… Фактически этот подход является не чем иным, как попыткой реализации механизма абстрактного мышления в системах искусственного интеллекта». Подобные системы уже внедрены в весьма солидных .
Также повсюду работают электронные переводчики или системы распознавания текста и голоса. А если мы попросим Яндекс найти что-то, содержащее слова «когнитивность» и «технологии», то у системы хватит ума выдать нам статьи про когнитивные технологии, несмотря на то что слово «когнитивность» в них ни разу не употребляется.
Что будет Лет через десять бизнес-аналитикам, журналистам, переводчикам и многим другим профессионалам придется конкурировать с машинами. Системы будут сами сопоставлять тексты и цифры, после чего делать выводы. И велик риск, что человек эту борьбу проиграет. Уже сейчас компьютер способен переваривать тысячи страниц в секунду, а когда он научится еще и анализировать эту информацию, людям придется туго.
Фотографии: Алексей Майшев для «РР»; Alamy/Photas; AP; AFP/EAST NEWS; Natalie Tepper/Arcaid/Corbis/FOTOSA.RU; Reuters; Nathan Benn/Ottochrome/Corbis/FOTOSA.RU; AFP/EAST NEWS (3)
На 12-м Саммите психологов, который состоится 3 — 5 июня в Санкт-Петербурге, в рамках панельной дискуссии «Выбор сделан: достижения и проблемы современной психологии» выступит Черниговская Татьяна Владимировна — доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Подробнее о дискуссии
Предлагаем Вам ознакомиться с недавним выступлением Татьяны Владимировны Черниговской в Совете Федерации. Ее доклад называется «Когнитивная наука и меняющийся мир»:
«Если образование и наука не будут развиваться с должной энергией и скоростью, то у общества, которое будет настолько безумно, что не будет этого делать, шансов нет. К счастью, у нас ситуация не такая, я попробую рассказать о той области знаний, которой занимаюсь сама. Первый слайд, который я представляю Вашему вниманию, не случайно содержит картинки на тему науки и искусства. На самом деле, наука и искусство – не два разных полюса нашего мышления, нашей жизни, а очень близкие области. Я попробую это доказать… Когнитивная наука – это очень современная область знаний, она включает разные виды психологии, искусственный интеллект, нейронауку, антропологию, лингвистику и философию. При этом я хочу подчеркнуть, что философия играет не второстепенную роль: философы умеют четко, логично думать, правильно ставить вопросы и правильно интерпретировать тот материал, который получают конкретные науки. Все вопросы, о которых я буду говорить, полидисциплинарны и конвергентны – они действительно не могут быть решены силами одной из областей знаний, это невозможно. Я предлагаю Вашему вниманию эту тему, потому что это характерно не только для когнитивной науки, а вообще для современной науки и образования… Человек — не только homo sapiens, но и homo cogitus – человек познающий, и homo loquens – человек говорящий, и это чрезвычайно важно. Эта область знаний изучает сознание и сам факт возможности его естественнонаучного изучения. Это очень сложная область и как правило она вообще находится вне поля интереса науки. Считается, что это что-то слишком разговорное, что исследовать это невозможно, якобы никто не знает, что это такое, но, меж тем, сознание – это наша основная отличительная черта на этой планете. Те, кто обладает сознанием – это люди и нам надо хоть что-нибудь знать о том, что это такое и как оно действует. Потому что на этом стоит вся наша цивилизация и возможности ее дальнейшего развития или каких-то катастрофических последствий от этого тоже зависят…»: