Антиципация: ее виды и формы, способы коррекции такого состояния

Человек всегда желает предвосхищать предстоящие события, поскольку это позволяет ему готовиться к их воплощению. Также человек склонен верить в то, что возможное будущее обязательно реализуется, поэтому всегда желает его достичь, если оно предрекает ему что-то хорошее. Все это можно отнести к антиципации, примеров чего в психологии можно найти множество. Также интернет-журнал psytheater.com рассмотрит механизм антиципации.

Под рассматриваемым понятием понимается предсказание дальнейшего развития будущего логическим или любым другим способом. Одни люди изучают причинно-следственные связи, чтобы предсказать возможное будущее. Другие занимаются оккультными науками. Хорош любой способ для человека, который желает знать, что его ожидает в будущем, чтобы быть к нему готовым.

Эффект «самореализующегося предсказания» гласит: ваши ожидания заставляют вас действовать так, чтобы они обязательно имели свое доказательство в реальности, даже если эти ожидания – выдумка.

Ваши ожидания имеют свойство реализовываться. И этому способствуете лично вы. Вы являетесь тем существом, которое начинает во что-то верить, а потом делает все, чтобы найти доказательства своей вере. К примеру, женщина, которая думает, что ее мужчина изменяет, всегда найдет доказательства своему ожиданию (найдет номер телефона другой женщины, хотя это будет просто его сотрудница, или приревнует к подарку начальницы, которая всех мужчин в своем коллективе поздравила с 23 февраля).

Если вы чего-то ожидаете, то обычно получаете это, независимо от того, ожидаете вы плохое или хорошее. Так многочисленны истории того, как страхи людей осуществлялись быстрее, чем их желания. Вспомните и вы, как чего-то боялись, а потом получали ситуацию, когда ваш страх реализовывался.

Почему ожидания становятся реальностью? Потому что вы сами начинаете поступать так, чтобы ваши ожидания нашли свое доказательство в реальности. К примеру, если вам сказать, что вы не нравитесь какому-то конкретному человеку, то общаясь с этим человеком, будете вести себя напряженно и скованно, без доверия и немного агрессивно (ведь вы ему не нравитесь). И тем самым своими поступками вы будете вызывать у него различные мысли о том, что он не нравится вам, вы ему не доверяете и вообще не хотите общаться. Хотя изначально вас могли обмануть относительно того, как к вам относится другой человек. Но вы нашли подтверждение своему ожиданию, потому что сами создали такую ситуацию, когда с вами общаются скованно и без интереса.

Ваши ожидания имеют свойство реализовываться, и причиной тому являетесь вы сами: вы начинаете во что-то верить, потом соответствующим образом вести себя, чтобы то, что вы ожидаете, действительно стало реальным.

Что такое антиципация?

Под антиципацией понимается предсказание дальнейшего развития событий, результатов, явлений, которые могут возникнуть в тех условиях, которые на данный момент имеются. Антиципация проявляется в жизни каждого человека, который путем логических рассуждений пытается предсказать, что его ждет в будущем. Однако примерами антиципаций могут стать также:

  1. Прогноз погоды, когда выдвигаются предположения, какой она будет.
  2. Игра в тотализаторы, когда игроки пытаются предугадать, в какой момент и при каких условиях они выиграют.
  3. Гадания, когда люди пытаются путем обращения к предметам выяснить, что их ждет в будущем.

Человек всегда желает знать, что его ждет в будущем, чтобы воспользоваться данной информацией. Если будущее будет таким, каким человек его желает видеть, тогда он просто готовится к его наступлению. Если будущее будет неблагоприятным, тогда индивид готовится к тому, чтобы справиться с ним. В некоторых случаях информация о возможном будущем позволяет человеку предпринять какие-то меры по предотвращению его развития, то есть индивид меняет свое будущее.

Антиципация является желанием человека влиять на свою жизнь и быть готовым к тому, что, возможно, произойдет. Это позволяет снизить уровень стресса. Таким образом, антиципация – это:

  • Возможность человека представить себе итог до его совершения.
  • Способность человека подобрать инструменты для устранения возможной проблемы в будущем.
  • Желание человека повлиять на свое будущее, изменить его, если это возможно.

Вы никогда не задавались вопросом, каким таким удивительным образом сбываются предсказания цыганок, ведуний, ясновидящих? Ведь не каждый человек, работающий в этой области, действительно владеет сверхъестественными способностями. А вы не можете быть уверенными в том, что попали на консультацию к по-настоящему одаренному человеку. Однако предсказания сбываются практически всегда, независимо от того, от кого они были получены. Как так происходит?

Не нужно вдаваться в сферу мистики и непознанного, чтобы проследить естественное развитие данного процесса. Вам что-либо предсказывается или просто говорится, как будет развиваться ваша жизнь, и вы начинаете верить в это. В силу того, что вам ясновидящий сказал, что вы встретите своего любимого человека в ближайшие два месяца, вы верите в это, поскольку получили это предсказание от авторитетного лица, которому доверяете. После чего ваша вера в то, что вы должны кого-то встретить, творит чудеса, а именно заставляет вас сузить свое сознание — вы начинаете обращать внимание лишь на то, что должно произойти.

Спустя два месяца вы можете познакомиться с неким человеком, и лишь потому, что в это время вы должны встретить свою любовь, вам кажется, что он/она — ваша вторая половинка. Хотя на самом деле вы просто познакомились с новым человеком, который может стать знакомым или другом. При этом вы не обращаете внимания на другие события, которые происходят в вашей жизни. Вы сконцентрированы на том, чтобы найти своего любимого человека, а не на том, что происходит вокруг вас в реальной жизни.

Предсказания сбываются лишь потому, что вы сами их провоцируете. Вы знаете, что должны с кем-то познакомиться, выходите в людное место и начинаете с удовольствием знакомиться с другими людьми. И делаете вы это лишь потому, что верите, что должны встретить нужного вам человека. Вот и выходит, что не вам предсказали, а вы сами сделали так, чтобы сказанное сбылось.

Более того, различные гадания действуют по принципу концентрации на желаемом. Как уже говорилось выше, вы обращаете внимание лишь на то, что ожидаете получить, полностью не замечая того, что еще параллельно с вами происходит. Ваше сознание суживается, поскольку вы ждете воплощения своего чуда, при этом не замечаете других несущественных вещей, которые могли бы вас увести в другом направлении, где вы бы действительно были счастливы, либо они вам показывают, что вы совершаете ошибку или, наоборот, идете в верном направлении, либо просто являются сопутствующими факторами. Другими словами, вы обращаете внимание на что-то одно, полностью не замечая других вещей, которые с вами происходят в это же время. Ведь помимо предсказания, с вами происходят и другие явления, которые могут подвести вас к свершению более лучшего желания, о котором вы и мечтать не смели. Но вы не замечаете этого, потому что желаете получить то, что уже нарисовали себе в своем воображении. По такому принципу и действуют любые предсказания, которые вы сами же и воплощаете и провоцируете.

И это касается не только предсказаний, но и вещаний близких вам людей. Они вам что-то говорят в порыве злости или обиды, а вы верите в это, после чего получаете то, что вам было сказано. Но это не они были правы, а вы сами с ними согласились, что так должно произойти, отчего спровоцировали те ситуации, которые подтвердили их догадки.

Учитесь быть более осознанными, то есть замечайте все, что с вами происходит. И, возможно, получится так, что вы захотите сменить свое желание и достичь большего, чем ранее себе позволяли желать.

перейти наверх

«Работа с текстом – антиципация ». методическая разработка

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Работа с текстом – антиципация ».

Цель современной системы образования – вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.

Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением.

Сформировать сознательного читателя-ребенка – непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. На этом этапе и следует применить прием антиципации. В переводе с латинского «антиципация» означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

С помощью антиципации читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается, , о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Прием антиципация можно использовать на любых этапах урока: на этапе формулирования учащимися темы и цели урока, во время словарной работы, на этапе предтекстовой, текстовой деятельности.

Сегодня мы с вами поработаем с этапом предтекстовой деятельности используя прием антиципация. Что он дает на данном этапе? Он способствует выработки мотивации к прочтению текста, повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением, предопределение учащимися его содержания по названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения.

Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько методов антиципации.

1 метод, я его называю, «Дерево предсказаний». Прочитайте имя автора и заглавие текста. (В.А. Жуковский «Спящая царевна»).

-Что вы помните о В.А. Жуковском?,Василий Андреевич поэт, воспитатель

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

— Что может произойти?

— А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)

— Счастливый ли будет у сказки конец?

— В какой сказке мы уже встречаемся со спящей царевной?(Шарль Перро)

— Как вы думаете, будут ли похожи эти скакзи?Чем?

2 метод «Иллюстрация». Попробуйте спрогнозировать содержание произведения, просмотрев иллюстрации из рассказа Л.Н. Толстого «Акула».

3 метод «Дерево вопросов». Составьте вопросы к тексту по заглавию и иллюстрации. После прочтения текста отметьте, те которые к нему подходят.

4 метод «Опорные слова». На основании опорных слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ, а затем сравнить его с прочитанным. Виктор Драгунский «Друг детства»: боксерская груша, плюшевый мишка,не буду боксером.

Так же можно использовать«Ориентиры предвосхищения» Целью этого метода является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Ход работы: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны. 2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло . ( Александр Ишимов, из книги «История России в рассказах для детей). Суждения могут быть как ложными ,так и верными.

До чтения текста Суждения После чтения текста
Славяне отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
У северных и новгородских славян был государь.

И «Глоссарий» . Его мы рассмотрим на примере русской народной сказки « Два Мороза». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

Термин Значение (определение)
Багровый красный, густого, тёмного оттенка.
Бор сосновый лес.
Тешатся забавляются, развлекаются.
Унижут покроют сплошь.
Намаялся очень устал.
Инда даже.

Таким образом, использование приема антиципации способствует повышению активной и осознанной деятельности младших школьников, усилению их субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной личности. Сегодня я вам представила только те методы антиципации, которыми сама активно пользуюсь на этапе предтекстовой деятельности, но их на самом деле огромное количество. (Ассоциативный ряд, Знаю, Хочу узнать, Узнал. , «Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Ход работы: Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? «Алфавит за круглым столом» Мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.)

Прием антиципации можно и нужно использовать не только на уроке литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира и т.д.

Антиципация в психологии

Психология достаточно сложно рассматривает понятие антиципации. То, что человек имеет сейчас, он воспринимает. То, что с человеком было в прошлом, осталось в памяти. А то, что человек видит в своем будущем, называется антиципацией. То, как человек воспринимает настоящее, во многом зависит от того, какое прошлое в его памяти оставлено, а также в некоторой степени от того, на что человек надеется в будущем.

Антиципация – это феномен опережения, который рассматривается психологами следующим образом. Будущее кажется таким, каким было прошлое человека. Индивид неизбежно возвращается к своему опыту, когда он помнит, какие действия к какому результату привели. Также на будущее влияют те обстоятельства и действия, которые человек совершает. В совокупности от своего настоящего восприятия ситуации и прошлого опыта человек прогнозирует себе определенное будущее.

Человек всегда ориентируется на свой прошлый опыт. При этом он всегда желает знать, какое будущее его, возможно, ждет. Для чего? Это влияет на то, как человек начинает воспринимать настоящие обстоятельства, и на то, какие действия индивид совершает. Если знать свое будущее, тогда можно совершить именно те действия, которые исправят или, наоборот, подведут к возможному будущему.

Антиципация выполняет следующие функции:

  1. Регуляторная – человек начинает ограничивать себя в действиях в тех условиях, в которых находится сейчас, чтобы прийти к тому будущему, которое им желанно или возможно. Таким образом, в зависимости от того, какое будущее человек видит перед собой, он принимает решения, какие действия совершить.
  2. Когнитивная – человек запоминает не все подряд, что с ним происходит, а лишь то, что для него значимо и как-то связано с тем будущим, на которое он ориентируется. Человека окружает множество обстоятельств. Но он замечает лишь то, что важно для него в данный конкретный момент. Запоминание теперешних фактов становится выборочным, что зависит от того будущего, к которому человек стремится или ожидает.
  3. Коммуникативная – когда человек проявляет определенные эмоции и выстраивает такую модель своего поведения с другими людьми, которая будет способствовать тому результату, к которому он стремится или, наоборот, старается избежать.

Антиципация также влияет на развитие самого человека. Если человек не сулит себе ничего хорошего, тогда он не будет прикладывать усилия и развивать в себе сильные стороны. Если же человек стремится к какому-то успеху, который будет видеть перед собой, тогда это будет способствовать его самосовершенствованию.

перейти наверх

Как развить антиципацию

Сначала приведем несколько примеров. В диалоге с человеком можно заметить, что, задав вопрос оппоненту, личность уже знает его ответ. Когда его спрашивают: «Как бы на это ответил Ваш брат?», он внутренне знает, что сказать. Она проявляется в способности предугадать движение курса валюты.

Чтобы понять, как развить это свойство, нужно разобраться в его механизмах. Механизм памяти раскрывает способность предвидения и предугадывания. Она напрямую зависит от памяти. Следовательно, необходимо в первую очередь развивать способности памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  1. «Снежный ком». Каждый человек в группе рассказывает о себе, следующий игрок должен рассказать о предыдущем человеке и о себе, таким образом, последний должен рассказать о каждом игроке и о себе.
  2. Игра в ассоциации. Нужно выстроить ассоциативный ряд слов, запомнить его, а затем попытаться воспроизвести.
  3. Тренировка слуха.

Для развитие антиципации можно использовать подобные упражнения:

  1. Соединить начало и конец поговорки. Даются несколько поговорок, которые разделены на две части и перепутаны.
  2. Поиск смысловых ошибок. В тексте присутствуют нелепые описания, их нужно отыскать.
  3. Вставить пропущенные буквы. Дан ряд слов, в которых не хватает букв, обучающийся должен это исправить.
  4. Чтение текста через слово.
  5. Восстановление диалога.

Антиципация – полезный феномен для человека. Она связана с внутренним состоянием человека, способна защищать его от стрессов. Для того, чтобы стать успешным индивидом, нужно развивать в себе это качество. В случае, когда человек не может сделать это вследствие психического отклонения, нужно обратиться за помощью к психиатру или другому специалисту.

Механизм антиципации

Антиципация базируется на многих процессах, которые происходят, пока человек действует. Обычно индивид предвидит то будущее, которое с ним уже случилось в прошлом (то есть имеется опыт достижения какого-то результата), или то, что человек себе желает (цель).

Пока человек действует в настоящем времени, на каждом шагу всплывают воспоминания о том, к какому результату привели в прошлом человека те или иные действия. Человек начинает корректировать свое поведение, повторять или совершать новые действия, в зависимости от желаемого будущего. Все это также записывается в памяти, которой человек будет пользоваться в будущем.

Также человек ориентируется на свои планы и цели. В зависимости от них, он начинает совершать не какие-то действия, а конкретные поступки, которые, по его мнению, должны привести его к желаемому результату.

Какие воспоминания человек будет использовать в процессе своего продвижения к конкретному будущему, зависит от тех обстоятельств, которые с ним происходят сейчас. При этом после каждого действия человек обращает внимание на результаты, которые уже достигаются, чтобы быстро корректировать свои поступки или продолжать в запланированном темпе, что зависит уже от внешних стимулов.

перейти наверх

Что такое предвосхищение

Предвосхищение – это способность человека предвидеть настоящее. Она обычно обусловлена общим опытом. Предвосхищением называют обобщенную идею, которая сложилась на основе прошлого опыта. Например, индивид видит кошку и уверен, что это кошка, потому что в голове уже зародилась идея кошки.

Значение слова предвосхитить было предложено и сформулировано Эпикуром. Оно делится на предвосхищение результата и предвосхищение событий. В первом случае обычно используется слово цель. Во втором случае речь идет о прогнозировании будущего.

Примеры антиципации

У каждого человека есть жизненный пример антиципации, который подтверждает наличие данного феномена. Он затрагивает любую область жизни. Рассмотрим некоторые примеры антиципации:

  • Когда вы общаетесь с человеком, то может заранее понимать, что он ответит на ту или иную реплику. Когда вам задают вопрос «Что бы на это ответил ваш супруг/ребенок?», вы откуда-то знаете ответ, передавая слова другого человека, как будто вы – это он.
  • Когда вы заранее предугадываете, как будет жить общество, то или иное государство.
  • Желание предугадать курс национальной валюты. Вполне вероятно не угадать реального изменения. Однако научное обоснование тех или иных колебаний является антиципацией.
  • Дежавю – когда вам кажется, что то, что сейчас происходит, вы уже где-то видели или слышали.
  • Вещие сны – когда вам снится то, что должно произойти.
  • Скоростное чтение – когда человек по первым буквам слова уже понимает, что он читает.
  • Сверхъестественные способности в виде гаданий, шаманства, ясновидения являются антиципацией, которая тоже направлена лишь на предугадывание, однако не на однозначное воплощение сказанного.
  • Однозначная убежденность в том, что произойдет. Например, непонятное ощущение того, какая цифра выпадет.
  • Подсознательное понимание того, что вас обманут, предадут, поступят не так, как вы договорились.
  • Чуйка на счет того, что садиться в маршрутку не следует. А вскоре вы узнаете, что она попала в дорожную аварию.

У каждого человека найдется множество историй на счет того, как проявлялась антиципация. Причем она может быть как подсознательной («непонятное чувство»), так и сознательной (когда вы анализируете ситуацию и предполагаете, что может случиться).

Самым главным условием для проявления интуиции является спокойствие и трезвость ума. Эмоции и желания заглушают ее. Когда включаются амбиции, человек подвержен собственным эмоциям и эйфории. Для интуиции нужно спокойствие от эмоций и «холодный» взгляд на происходящее.

Механизм антиципации при обучении школьников восприятию иноязычной речи на слух

Механизм антиципации при обучении школьников восприятию иноязычной речи на слух

Крылова Наталья Сергеевна

(учитель английского языка)

МБОУ «СОШ №11»

г. Балахна, Нижегородская область

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством реального общения. Под иноязычным общением мы понимаем не только процесс говорения на изучаемом языке, но и процесс слушания, восприятия информации.

Сегодня аудирование – это неотъемлемая часть обучения иностранному языку. Оно выступает как один из аспектов контроля на ЕГЭ по предмету и, в силу своей специфичности, является довольно сложным заданием для экзаменуемых.

​Аудирование как вид речевой деятельности определяется следующими характеристиками: — структурная организация; — предметное содержание; — функционирование вероятностного прогнозирования, осмысления и памяти, выступающих в качестве психологических механизмов; — единство внутренней и внешней стороны, единство содержания и форм ее реализации;

Из исследований отечественных и зарубежных психологов известно, что при аудировании иноязычной речи слушающий опирается на свой имеющийся лингвистический и общекультурный опыт, а также достаточно развитые психологические механизмы восприятия, прогнозирования, памяти и осмысления.

В данной работе мы рассмотрим психологический механизм антиципации (механизм вероятностного прогнозирования), который отвечает за качество восприятия звучащего сообщения. В психологии исследованием этого механизма занимались такие ученые, как Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Р.М. Фрумкина и другие.

Так, И.А. Зимняя определяет антиципацию как «процесс упреждения целого, предвидения элементов, последующих за данным элементом, на основе оценки априорной вероятности их появления в апперцируемом целом». Иначе говоря, «элементы, последующие за данным элементом», есть не что иное, как фонетическая последовательность и лексическая сочетаемость, характерная для данного языка. Она выделяет два вида антиципации: семантическую и формальную. Семантическая антиципация предусматривает предугадывание мысли в целом. Формальная же антиципация предполагает предугадывание звуковой последовательности на фонетическом уровне и вероятностного следования определенных слов в определенной форме на уровне предложения [3].

Т.С. Серова выделяет три важные составляющие механизма вероятностного прогнозирования: — вероятностная структура прошлого опыта; — наличная ситуация; — гипотезы [5].

Механизм антиципация в иноязычном общении основан на наблюдении за последовательностью событий высказывания на иностранном языке, структурными компонентами речи, на учете прошлого речевого опыта реципиента, на ситуации данного общения и контексте [4].

Следует отметить, что в процессе иноязычного аудирования работа механизма антиципации сочетается с работой оперативной памяти. Это сочетание обеспечивает синтез полученной информации, что является необходимым условием понимания иностранной устной речи. Таким образом, механизм антиципации служит своеобразным настроем на смысловое восприятие иноязычного речевого сообщения и условием его понимания.

Библиографический список

  1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 6-е издание, 2009.
  2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  3. Зимняя И. А. О вероятностном характере речевого восприятия // Исследования языка и речи. М., 1971.
  4. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  5. Серова Т. С. Теоретические основы обучения профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Дисс. докт. пед. наук. Пермь, 1989.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: