Когнитивная психология рассматривает психику человека как некий компьютер. Ее область интереса – это процессы познания, обработки, хранения и воспроизведения информации. Кратко суть направления можно отразить так: исследование разума.
Например, в когнитивной психологии рассматривается вопрос: как именно человек отбирает данные для изучения
Суть и идеи науки
Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:
- Как индивид может решать проблемы?
- Как мысли формулируются с помощью языка?
- Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
- Как формируется память?
Идеи направления:
- Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
- Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
- Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
- Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
- Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
- Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.
Изучив идеи этой науки, можно сделать вывод, что это не новый экспресс-тренинг, созданный для получения денег, а серьезное научное направление.
[править] Немного истории, или как моск изучал моск
Чтобы понять, как психолухи с погромистами пришли к такой новаторской (ей всего-то лет шестьдесят) концепции — необходимо понять, как развивались представления о психике до этого.
В темные века вместо психики у людей была душа, и что в ней творилось — знали лишь Б-г и РПЦ. Примерно в конце девятнадцатого века такое положение дел ученых несколько достало, и они начали придумывать, чем бы таким заменить душу.
С одной стороны, был Фрейд со своим психоанализом, а также его многочисленные последователи. «А ну-ка все начали копаться в себе!» — воскликнул Фрейд, и придумал сознательное, бессознательное и предсознательное. Смысл был в том, что важен и имеет значение лишь глубокий и богатый внутренний мир человека. И этот мир, сука, такой глубокий и богатый, что объяснить, как он работает, не может даже сам Фрейд и даже Аллах. Тем не менее, некоторых своих поциентов Фрейд таки выводил из депры в нормальное состояние, а потому психоанализ признали работоспособным и начали развивать.
С другой стороны, были бихевиористы. Под впечатлением от собак Павлова некий Джон Уотсон, не который с Холмсом, но тоже врач, решил, что человек — это такое же жывотное. А значит, поведение жалких людишек и прочих крыс строится по системе «стимул — эрекция реакция». Типа пнул медведя — медведь тебя сожрал. Что же касается души и сознания — их нет, «что нельзя измерить, того не существует».
Система была прекрасна в плане «научности», благо стимул и реакции объективными средствами измерить можно. И даже наметки в плане психотерапии появились — раз уж человек есть поведение, то надо его просто дрессировать, аки Куклачев своих кошек, и всё у него хорошо будет. Получив в лапы научный метод, психологи начали устраивать эксперименты на людях. Ранние эксперименты поражают своим наивным цинизмом, а у особо чувствительных вызывают праведный гнев.
Однако, имелись некоторые проблемы. Во-первых, схема «стимул — реакция» работала как-то не всегда одинаково. У животных, а особенно у людей, на одни и те же стимулы могли быть таки разные рефлексы. Во-вторых, ученые волей-неволей признавались себе, что помимо схемы «S → R» в их голове есть что-то ещё. Чуть позже необихевиористы
попытались вывернуться и расширили модельку человеческой головы буквой V — некими промежуточными факторами, которые закрепляют цепочки S → R. Однако, даже это самое V представлялось в лучшем случае простым множителем, которое либо усиливает связь между стимулом и реакцией, либо ослабляет её. Более сложные идеи о том, что может происходить внутри башки, академические психологи выдвигать боялись.
Психотерапевты тоже не сидели сложа руки, собственно говоря, вся дальнейшая история психотерапии вплоть до когнитивистов строилась на идеях Фрейда — что богатый внутренний мир решает. Гештальтисты, к примеру, всего лишь населили сознание с подсознанием образами, которые человек как-то оценивает и хочет завершить, телесники пытались установить контакт с бессознательным через пинки по бренной тушке, а Эрих Фромм так вообще заявил, что человеком движут смыслы жизни, но что с этим делать, никто не знал.
Обстановку ухудшало еще и то, что эти два направления находились в лютом, бешеном сраче между собой. В научных кругах, особенно американских, бихевиоризм продолжал рулить, игнорируя и Фрейда, и существование разума/сознания вообще, а в психотерапии наоборот — рулили психоанализ с гештальттерапией, а бихевиоризм презирался.
И тут в этом аду и скрежете зубовном появилась надежда.
Модели внимания
Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:
- Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
- Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.
Этапы переработки:
- Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
- С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
- Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
- Последний этап — анализ отобранных данных.
Поздняя селекция Дональда Нормана:
- Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
- Важная информация отсеивается.
- Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
- забывается.
Модель А. М. Трейсмана:
- Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
- Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.
Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:
- Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
- Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно. Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.
История возникновения научного направления
Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.
Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.
Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- доступность экспериментальных исследований;
- развитие этого направление вносит огромный вклад в психотерапию, управление здоровьем;
- активное изучение работы ЦНС, мыслеобразования, запоминания.
Недостатки:
- Даже несмотря на активное развитие направления, оно представляет собой набор теорий, утверждений, учений, но не отдельную школу.
- Пренебрежение мотивацией, аффектом как важнейшими коррелятами. Когнитивные подходы изучения личности дают благоприятные прогнозы на будущее.
Общая характеристика нового направления
Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.
Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.
Главное отличие данного направления от других – это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.
Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.
Методы исследования
Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:
- изучение перцепции;
- исследование памяти, сортировки, хранения данных;
- изучение когнитивной картины мира;
- изучение познания любых живых организмов;
- изучение атрибутивных процессов;
- исследование бессознательного поведения, познания, восприятия.
Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:
- познание определяет поведение;
- ментальное образование — главный источник данных;
- поведение — целостный феномен.
При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.
Содержание
- 1 Немного истории, или как моск изучал моск
- 2 Суть метода 2.1 Что есть «когнитивное»?
- 3.1 Экспериментальное подтверждение
- 4.1 Пирамида Маслоу
Взаимодействие с другими науками
Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:
- социальной психологии;
- развитие личности;
- психологии образования.
Учения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах. Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта. При этом сами когнитивисты положительно относятся к исследованиями, которые проводят нейробиологи. Полученные данные используются для создания собственных теорий.
Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.
Структура когнитивной психологии
Когнитивная психология на современном этапе развития включает в себя теории и практические методы из 10 основных областей исследования, к которым относятся:
- восприятие;
- распознавание образов;
- внимание;
- память;
- воображение;
- языковые функции;
- психологию развития;
- мышление;
- человеческий интеллект;
- искусственный интеллект.
В рамках исследований рассматриваются восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект, которые описываются как процессы сбора информации, ее хранения и организации и как логическое завершение процесс использования полученной информации.
Для более четкого понимания особенностей механизма сбора информации необходимо понимать особенности системы интерпретации сенсорных сигналов и уметь распознавать сформированные паттерны поведения. Процесс распознавания сформированных паттернов является по своей сути сопоставлением стимулов с той информацией, которая находится в долговременном хранилище памяти человека. Благодаря данной способности человек способен идентифицируя полученную информацию, анализировать ее в сознании и делать соответствующие выводы.
Влияние на психическое здоровье
В дополнение к пониманию того, как работает человеческий разум, область когнитивной психологии также повлияла на отношение к психическому здоровью. До 1970-х годов многие направления к изучению психики были сфокусированы на аналитических, поведенческих и гуманистических подходах.
Так называемая когнитивная революция, которая произошла в тот период, сделала больший акцент на понимании того, как люди обрабатывают информацию.
Выяснилось, что шаблоны мышления могут способствовать психологическому срыву. Благодаря исследованиям в этой области психологи разработали новые подходы к лечению депрессии, тревоги, фобий и других расстройств.
Когнитивно-поведенческая и рационально-эмоциональная терапия — два метода, с помощью которых клиенты и психотерапевты сосредотачиваются на глубоких процессах, приводящих к расстройству. Используя эти методики, специалисты помогают пациентам выявить иррациональные убеждения и другие искажения, которые противоречат реальности, а затем заменяют их более здоровыми мыслями.
Если человек испытывает симптомы психологического расстройства, которые могут быть устранены при использовании когнитивных подходов, можно обратиться к психологу, имеющему подготовку в этой среде. Этими специалистами являются психиатры и психотерапевты. Они используют в работе стратегии, основанные на КП.
Виды когнитивных процессов
Низшие или базовые
Ощущение и восприятие
Целеустремленность — что это такое в психологии
Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.
Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует. Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.
Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.
О памяти
Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:
- Память краткая или кратковременная;
- Память сенсорного типа;
- Память семантического вида;
- Память рабочего характера;
- Память автобиографического направления и другие.
Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.
Внимание и память
Процессы сложные и высшие
Интеллект или ум
Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.
На заметку. Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана.
Мышление
Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.
Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.
Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.
Речь
Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.
Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.
Мышление и речь
Применение когнитивных процессов в образовании
При получении образования на занятиях человек все время сталкивается с деятельностью, которая проверяет знания и способности. Теорий обучения существует достаточное количество, но почти все принимают во внимание именно процессы умственного характера.
При чтении человек распознает буквы, припоминает слова и сопоставляет их с тем, что он уже знает. Он может обработать полученную информацию разными способами. Это зависит от того, что необходимо получить в итоге: подготовиться к экзамену, просто отыскать отрывок и так далее.
При написании происходит примерно то же самое. Нужно не отвлекаться на посторонние раздражители, обращать внимание на качество написанного, не пренебрегать орфографией и т.д.
Улучшение умственных процессов
Что такое когнитивные или умственные процессы
Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.
Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.
Что такое когнитивные процессы