Эти 5 невероятных акустических иллюзий обманут твои уши!


Определение

Оценка восприятий получила экспериментальное внимание ещё в 1899 г., когда людям предлагали оценивать продукты по весу. Во 2-й раз вес казался тяжелее, нежели то, что показывали первично полученные данные. Иллюзия обусловлена была ожиданием человека, который концентрировался на результате.

При повторной попытке ожидания были явными, и человек уже мог рассчитать силу для подъёма определённого веса. Такой же эксперимент проводил Р. Муллер, который предлагал людям оценить вес маленькой и большой коробки, которые имели идентичную массу.

В результате этого психологи вывели понятие иллюзии. Это ложные или искажённые данные, которые воспринимаются испытуемым вследствие ощущений или личных восприятий, которые не являются действительными.

Мюллер представил в своей вюрцбургской школе психологии относительное понятие подобных явлений. Изначально проводились эксперименты с горизонтальной прямой линией. Он выставил 2 прямые, на конце 1-ой из которых были разветвления. Она казалась длиннее другой. А И.

Рок из европейской школы психологии в начале 20-го в. высказал предположение, что иллюзия – это аномальные явления: миражи, зрительные искажения и не только. Под это описания явно подходили мнения психологов из школы Гештальта.

Иллюзии восприятия в психологии – это результат эффекта, который оказывает более длительное влияние на психику человека. К такому определению пришли представители теории Лайера.

Он работал с людьми, у которых наблюдалась обонятельная иллюзия:

  • Любой запах вызывал противоречивые ассоциации, которые напоминали испытуемым о негативных воспоминаниях.
  • Обонятельная структура была нарушена из-за плохой работы рецепторов в носу.
  • Эффект обонятельной усталости – новое определение, которое получило подтверждение в результате утраты чувств нюха. Сначала резкий запах кажется невыносимым, а потом человек привыкает к нему.
  • Маскировка – попытка создать иллюзию обмана. Такое понятие было введено до начала проведения эксперимента Мюллером.

В результате психотерапевты разных школ выделяли основные принципы появления иллюзорных восприятий у человека, обозначив каждую категорию чувств особенными признаками.

Стоунхендж

Очень интересна история гигантских камней, находящихся в Стоунхендже (Англия), они имеют удивительную способность создавать звуковые иллюзии, которые не являются миражами акустического характера. Открытие и обоснование этого явления принадлежит американскому исследователю Стивену Уоллеру — учёному археоакустику, который проводил исследования по поводу акустики знаменитого архитектурного ансамбля, возведённого в Южной Англии более 5000 лет назад.

Если два музыканта будут играть на трубе, стоя в центре данного сооружения, то возникает удивительный звуковой эффект — в некоторых местах вокруг музыкантов звуки их игры не слышны, наблюдатели «слышат» тишину. Уоллер объясняет это тем, что звуковые волны отражаются от камней и поглощают друг друга, в результате чего вокруг музыкантов образуется «магический круг» полной тишины.

Люди, приглашённые исследователем для проведения эксперимента, с завязанными глазами становились в центре этого круга, и слушали игру двух трубачей. Попадая в «мёртвую» звуковую зону, они переставали слышать звуки, и потом рассказывали, что им мерещилось препятствие (в реальности оно отсутствовало) между ними и трубачами.

Виды

В ходе проведения экспериментов психотерапевты различных школы выявили классификации и типы, основанные на реакции испытуемых и условиях проведения испытаний.

Класс иллюзорных переживаний
Стимулы-искажающие иллюзииИллюзия ощущений возникает в момент изменения среды. Человек ощущает стимул на пути к поставленной цели, но теряет его, когда воспринимает дорогу не так, как сам того ожидал.
Слуховые явленияВпечатление от звука, известное, как эффект Доплера, возникает на фоне ситуаций «пространство-времени». Это значит, что человек слышит звук выше, если его источник отдаляется. Эффект явления был доказан учёным Кристианом Доплером. Он заставлял людей слушать звуки свистка, издаваемого машинистом поезда. Чем он становился дальше от испытуемого, тем выше казался им. Этот эксперимент был проведён в 1842 г., и тогда же физики отметили факторы, влияющие на ощущения людей при дуновении ветра (от них или в их сторону).
Слуховая иллюзия Пола Томаса ЯнгаВ 1928 г. американский психолог выявил класс иллюзий вследствие нарушения слухового аппарата. Наименование вошла в классификацию иллюзорных восприятий. По его мнению, процесс локализации звука влияет на образность мышления. Психолог установил 2 трубы по направлению к каждому уху человека. Звуковые волны ощущались по-разному, когда испытуемый находился в разных окрестностях. Некоторые волновые колебания воспринимались, как удары. Чем выше была частоты, тем хуже ощущал себя человек. Потом такие методики были заимствованы для разработки пыток заключённых.
Оптические иллюзии


Оптические явленияМногочисленный оптические иллюзии производятся за счёт преломления (изгиба) света, когда он проходит через 1 вещество к другому.
Шайенн/ФотолияРадуга также является результатом преломления. Когда солнечные лучи проходят сквозь дождь, капли разделяют (преломляют) белый свет на составляющие его цвета. Когда лучи белого света от любого источника проходят через призму, они преломляются, создавая вид спектра цветов, как в радуге летнего утра.
Еще одна иллюзия, которая зависит от атмосферных условий, это – мираж, в котором, например, видение водоема создается светом, проходящим сквозь слои воздуха над нагретой поверхностью шоссе. Близлежащие объекты могут даже казаться отраженными в нем. При определенных условиях сложные миражи, которые выглядят как города, леса или неопознанные летающие объекты, могут появиться на горизонте.
Зрительные перцептивные иллюзииКогда наблюдатель сталкивается с визуальным ассортиментом точек, мозг может группировать точки, которые «принадлежат друг другу». Эти группировки создаются на основе таких вещей, как наблюдаемое сходство (например, красные по сравнению с черными точками), близость, общее направление движения, набор восприятия.
Закрытие иллюзииТермин, используемый в Гештальт-психологии, означает иллюзию процесса, когда неполный стимул виден, как целое. Таким образом, человек неосознанно стремится завершить (закрыть) треугольник или квадрат, имеющий зазор в одной из своих сторон.
Сенсорные иллюзии
Стимуляция чувствМногие сенсорные иллюзии могут быть описаны как последствия чрезмерной стимуляции чувств. Чувствительность может быть измерена, как воспринимаемая интенсивность (порог или лимен) соответствующего стимула. Наименьшее обнаруживаемое раздражение называется абсолютным порогом, в то время как наименьшее обнаруживаемое изменение интенсивности раздражителя называется разностным порогом.

Некоторые из этих ложных впечатлений могут возникать из-за факторов, неподконтрольных человеку:

  • характерное поведение световых волн, из-за которых карандаш в стакане воды кажется изогнутым;
  • из-за неадекватной информации (как в условиях плохого освещения);
  • из-за функциональных и структурных характеристик сенсорного аппарата (например, искажения в форме линзы в глазу).

Такие визуальные иллюзии испытывают каждый зрячий человек, и они не являются психическими отклонениями.

Изучение на практике

Наверняка, все видели так называемые иллюзии — картинки-пейзажи, на которых можно увидеть скрытые силуэты.

Или спирали, которые якобы движутся, будучи нарисованными на бумаге.

Иногда для получения эффекта требуются некоторые усилия.

Существуют иллюзии-тренажеры, наблюдать за которыми следует одном глазом. Есть и картинки, на созерцании которых следует сосредоточиться на минуту или две.

Простейший пример — иллюзия Мюллера-Лайера. Рисунок представляет собой изображенные линий, на первый взгляд имеющих разную длину. Но зрителю кажется, что полоски отнюдь не равны. Найти ответ на зрительную загадку просто. Достаточно измерить линии линейкой.

Объяснить этот феномен просто. Одна из линий обрисована стрелкой, поэтому зрительно кажется больше. А другая, соответственно, короче, поскольку заканчивается концами, направленными внутрь.

С точки зрения ассоциаций, данные линии подсознательно ассоциируются со стрелами. Оснащенная хвостовым наконечником стрела большинству людей кажется длиннее той, что обрамлена острым концом.

Этот пример полностью соответствует понятию «иллюзия». Человек смотрит на рисунок, но мозг анализирует увиденное по-своему, искажая представление о имеющейся картинке.

Подобные ошибки восприятия случаются и в жизни.

Главная проблема испытывающего их — ложные выводы об окружающем мире.

Органы чувств дают человеку неверную картину действительности, что может спровоцировать проблемы в социуме.

Природа возникновения

Иллюзии восприятия в психологии – это особые перцептивные переживания, в которых информация, возникающая из «реальных» внешних раздражителей, приводит к неправильному восприятию или ложному восприятию объекта или события, из которого происходит стимуляция.

Другая группа иллюзий возникает из-за неправильного толкования, которое берётся из адекватных сенсорных сигналов. В таких иллюзиях чувственные впечатления противоречат «фактам реальности» или не сообщают об их «истинном» характере.

В этих случаях воспринимающий совершает ошибку при обработке сенсорной информации:

  • Ошибка возникает в центральной нервной системе (головной и спинной мозг).
  • Это может быть результатом конкурирующей сенсорной информации, психологически значимых искажающих влияний или предыдущих ожиданий (ментальной установки). Например, водители, которые видят свои собственные фары, отраженные в витрине магазина, могут испытывать иллюзию, что к ним приближается другой автомобиль, даже если они знают, что там нет дороги.
  • Интерсенсорные эффекты – чувства объединяются, чтобы произвести некое общее, унитарное или интегрированное восприятие. В столовой, например, визуальный массив на столе, разговорные тона или фоновая музыка, а также тактильные ощущения, ароматы и вкус пищи объединяются, чтобы усилить вкусовые ощущения, и каждое чувство способствует этому.
  • Физиологически вкус и запах, по-видимому, особенно подвержены межсенсорному воздействию (взаимозависимо). В других ситуациях зрение, слух, прикосновение и часто обоняние и дегустация используются для идентификации объекта или определения местоположения на основе взаимного восприятия.
  • Однако иногда стимуляция одного чувства может активировать иллюзорное ощущение, которое обычно воспринимается другим чувством, или сильное ощущение может маскировать восприятие других чувств.

Синестезия – это «скрещивание» чувств.

Например, «цветовой слух», в котором люди говорят, что определенные звуки вызывают в них фактическое восприятие определенных цветов, встречается относительно часто:

  • Некоторые музыканты сообщают, что они видят определенные цвета всякий раз, когда слышат данные тоны и музыкальные отрывки.
  • Поэты иногда утверждают, что слышат звуки или музыкальные тона, когда видят слова, образы и цвета.
  • Синестезия может быть вызвана наркотиками, и при редких психических расстройствах пациенты могут не иметь возможности определить, видят они или слышат.

В остальных ситуациях природа иллюзий восприятия определяет область, где были вызваны и ощущены внешние факторы.

Понятие восприятия

Определение 1
Восприятие – это отражение свойств предметов и явлений в процессе их воздействия на органы чувств.

Подобное отражение основано на прошлом опыте индивида, его ранее сформированных представлениях и знаниях. Процесс восприятия неразрывно связан с прочими психологическими процессами личности: мышлением, речью, эмоциями, волей. Благодаря мышлению человек осознает предмет восприятия. Речь позволяет назвать объект восприятия. Чувства отражают отношение к воспринимаемому явлению. Благодаря воле человек организует процесс восприятия.

Функции и роль

Как правило, иллюзия считалась особой функцией мозга, который подвергает человека опасности. В 1965 г. советский учёный Р. Грохов выдвинул теорию о том, что подсознание получает импульсы извне, чтобы защитить тело от опасности. Например, феномен видения того, чего нет (дежавю).

Он необходим для того, чтобы мозг имел цель в условиях, отдалённых от тех, что нужны для комфортной жизни. Если узнать природу таких явлений, то кажется, будто мозг сам подсказывает, что где-то рядом находится «спасение» (спрятанные от настоящих глаз объекта, о которых думает мозг).

Межсенсорное содействие и соперничество – единственная роль всех иллюзий в рамках человеческого тела.

Стимуляция через одно чувство может усилить функцию другого:

  • Наблюдение за качающейся на волнах лодкой может вызвать чувство равновесия у наблюдателя на пирсе до точки, в которой он вызывает морскую болезнь.
  • Картина арктической сцены мороза и снега может вызвать ощущение холода или дрожи, которая вызывает гусиное мясо.
  • Взрыв или выстрелы могут дать наблюдателю иллюзию удара.
  • Изображение аппетитной еды может вызвать ощущение вкуса и запаха.

Эти ситуации являются следствием защитной функции организма. Пока человек наблюдает, он является сторонником ситуации. Как только он начинает сопереживать, сочувствовать, он испытывает те же эмоции, которые ощущает настоящий «страдалец».

Чтобы «зря» не пропускать через себя негативные эмоции, организм запускает реакцию мнимого желания. То есть, если человек не голоден, он может смотреть на пищу и желать её вопреки своему питанию или образу жизни. Чтобы не раздражать нейронные клетки, запускается чувство голода. Это необходимо для того, чтобы человек прекратил себя мучить иллюзией голода.

После приёма пищи неголодный человек ощущает насыщение, и любая пища уже не будет являться раздражителем. То же самое происходит со зрительными иллюзиями. При просмотре постоянно качающегося объекта (судно) организм перенимает на себя роль объекта.

Соответственно, вестибулярный аппарат хоть и в состоянии покоя, но ощущает те видимые толчки. Вследствие этого мозг посылает импульс к внешним точкам нейронов, чтобы предупредить человека об опасности – при начале движения равновесие может быть нарушено. Организм испытывает реальные эмоции на фоне сохранения покоя.

Иллюзии восприятия в психологии также тесно связана с органолептическим соперничеством, в котором 1 стимул ингибирует на восприятие другого. В результате может быть обнаружен конфликт сигналов, если сенсорная информация является неоднозначной или противоречивой. Такой же феномен наблюдается в эксперименте «наклон комнаты».

В ходе эксперимента наблюдались визуальные конфликты чувств с сигналами от чувства равновесия. Состояния боли, паники, однообразия или усталости могут создавать условия, в которых различные чувства маскируются или подавляют друг друга.

  • Например, свидетель ужасающего зрелища может забыть обо всех звуках.
  • Отвлечение также может повысить болевой порог.
  • Как и в случае раненых солдат, чьи ранения становятся болезненными только после того, как боевой стресс спал (шоковое состояние). Хотя в болевом шоке люди теряют сознание – это защитная реакция организма, который не готов пережить сильный стресс, но желает спастись.
  • Точно так же некоторые стоматологи использовали слуховую анальгезию (маскирование боли звуком).

Иллюзии психиатрического значения называются псевдогаллюцинациями, и они возникают в моменты, когда чувства тревоги или страха проецируются на внешние объекты. Например, когда ребенок ночью видит угрожающие лица или монстров в тени. Солдат, обеспокоенный опасениями, может в страхе воспринимать неодушевленные предметы, как атакующего врага.

В литературе персонаж Дон Кихот воспринимал ветряные мельницы, как вражеских рыцарей. Пациенты психиатрических клиник воспринимают людей за машины, плюшевых медведей и дьяволов. Подобные иллюзии считаются отклонениями и требуют лечения.

Звуковые иллюзии для психически больных людей

Совершенно другие истоки и объяснения имеют звуковые иллюзии для психически больных людей. Как правило, звуковые иллюзии принимают форму криков, голосов и брани, подозрительного (для больного) шёпота, выстрелов и целых канонад, пения, оркестровой музыки. Иногда больной в неясном постороннем шуме может «слышать» отдельные разговоры, в которых принимают участие различные люди, иногда он «узнаёт» эти голоса, иногда ему слышится речь чужих ему людей. Эти звуковые иллюзии «выдумывает» больное сознание, выдавая совершенно посторонние звуковые раздражители за отчётливую речь.

Как и в других случаях проявления иллюзий различного типа врачи стараются отделять звуковые иллюзии от слуховых галлюцинаций. В первом случае имеет место мнимое ошибочное восприятие больным посторонних шумов, а во втором — придуманные мерещащиеся звуки. И в одном, и в другом случае есть объединяющее явление — все «разговоры» носят, как правило, обвинительный и осуждающий больного человека характер.

Редко, возникает явление, при котором звуковые иллюзии успокаивают больного и уговаривают его успокоиться. Обычно звуковые иллюзии усиливаются в шумной окружающей обстановке, когда большое количество звуко и шумов провоцирует сознание больного человека «слышать» разговоры. В случаях неправильного восприятия звуков возникает эффект звуковой иллюзии.

Популярные мифы

КолибриОрганотерапияОткрытие бизнесаЗрение и компьютерМенструации

Популярные факты

Самые известные философыСамые знаменитые политикиСамые известные сигаретыСамые важные открытия человечестваСамые знаменитые боги смерти

Популярные советы

100 вещей, которые нужно сделать в жизниЧем книга лучше фильмаКак сохранить брак (мужчинам)Как вернуть парняСекреты facebook

Формы проявлений и физиология

Иллюзии восприятия оцениваются по следующим критериям:

  • Громкость иллюзий. Человеческое ухо обычно служит для различения около 1500 уровней высоты звука. Что касается громкости, то исследования с пороговым дифференциалом показывают около 325 отдельно воспринимаемых уровней в области наибольшей слуховой чувствительности (от 1000 до 4000 циклов в секунду).
  • Для людей количество различимых тонов исчисляется сотнями тысяч. Тем не менее, когда 2 звука слышны в последовательности, интенсивность или громкость 2-го оценивается путем сравнения его с 1-ым.
  • Таким образом, шум может звучать громко по сравнению с шепотом, а «оглушительный» шум может нейтрализовать все остальные звуки.

Устойчивый гул, предшествующий землетрясению, может затмить все слышимые звуки. Именно поэтому некоторые люди слышат «тишину» перед стихийным бедствием.

Отдельно стоит сказать о тактильных иллюзиях. Кожа содержит множество «пятен», которые избирательно реагируют либо на холод, либо на тепло. Однако может случиться так, что очень теплый стимул вызовет ощущение холода, если его поместить в место, которое реагирует на холод.

Такой феномен можно сравнить с проверкой недавно вскипячённой водой, которая кажется сначала очень холодной, а потом горячей. Таким образом, когда теплый стимул воспринимается как холодный, иллюзия называется парадоксальным холодом.

Парадоксальная жара, менее частый опыт, возникающий в результате одновременного стимулирования теплых и холодных пятен. Ощущение иногда называют психологическим жаром.

Феномен дежавю – это ощущение, при котором прошедший эпизод повторяется в настоящем. На самом деле, это слияние прошлого и настоящего, что в результате рождает иллюзию повторных переживаний. Человек заново переживает какой-то опыт при похожих обстоятельствах, и мозг проецирует прошлую ситуацию на текущие события жизни. Это можно назвать «галлюцинацией» первичного переживания.

Теоретики интерпретируют опыт, как случай, основанный на реактивации старых следов памяти. Они опираются на стимулы, напоминающие эмоции, пережитые в прошлом.

Иллюзии восприятия была описана Луи Джолионом Вестом, который отметил, что в психологии это событие связано с эмоциями, ассоциациями и сильными ожиданиями. Всё в комплексе часто вызывает иллюзорные заблуждения в повседневной жизни.

В современной практике существует понятие подмены или отмены:

  • Когда человек ожидает увидеть кого-то, он может принять чужого человека за объект поиска.
  • При попытке вспомнить песню, человеку приходит на ум иной аккорд, похожий на искомую композицию.

Физиология в данном случае вырабатывает фактор-стимулирующие события, которые помогают вспомнить случаи из жизни, ассоциирующиеся с эпизодами конкретных действий.

Плацебо и ноцебо

Плацебо — фокус нашего восприятия, когда ты ешь кусок мела в виде таблетки, думая, что это супермощное лекарство, и выздо равливаешь на самом деле. Эксперименты ученых подтверждают высокую действенность этого эффекта. И поверь, бабкицелительницы очень успешно использовали это «открытие» еще до того, как его признали официальным.

Ноцебо — наоборот, когда увидев нарисованный на двери крест или иголку с черной ниткой, ты сам себя можешь довести до тяжелого состояния, вообразив, что на тебя навели порчу. Наше подсознание запоминает ощущения и связывает их с определением. Допустим, симптомы — головокружение, тяжесть в животе, реакция регургитации, значит как следствие выводится определение — отравление. Так же и от обратного: если внушить человеку, что он отравлен — он выдаст все эти симптомы. В психиатрической практике широко известен случай, когда здоровая женщина умерла от воображаемого СПИДа, начитавшись соответствующей литературы.

Зацепившись за один незначительный симптом, благодаря своей высокой мнительности она спровоцировала внутрипсихически и все остальные, перестала выходить на улицу, вести активный образ жизни, что привело к ухудшению здоровья, а дальше – по нарастающей. На таком же механизме внушения строятся анальгезия (подавление боли с сохранением ощущений в теле) и анестезия (максимальное снижение чувствительности тела).

Психологические теории и школы

В теории «следов затухания» Гештальт школы предполагается, что физический след (в форме временно возбужденных нервных клеток) исходного стимула остается в мозге даже после того, как этот стимул прекращается. Этот след влияет на оценку последующего стимула.

Сила следа, также называемая последействием, и скорость его исчезновения сильно различаются в отдельных случаях. Люди, которые зависят от поля деятельности, могут выражать более слабые следы последействия.

Школа силлогизма интерпретирует понятие иллюзии. Кёлер считал, что интеллект человека влияет на понимание восприятия.

В качестве примера выступила обезьяна:

  • Чтобы достать банан, она использовала палку.
  • Палка в горизонтальном положении считалась продолжением руки.
  • Для получения пищи интерпретация данного восприятия помогала обезьяне получить желаемый результат.

Таким образом, средство для достижения цели всегда интерпретируется иллюзией восприятия, как объект, принятый за нечто иное благодаря развитому интеллекту.

Дункер из школы интеллектуальных переструктурированностей изучал отношение к внезапным пониманиям. Иллюзия, по его мнению, ассоциировалась с ассоцианистским эмпиризмом.

Любой опыт человека, полученный в течение жизни, может сыграть с ним «злую шутку»:

  • Структура актуального поля меняется в уже сложившейся организации.
  • Перемены могут возникать вследствие изменения структуры объектов, а не окружения.
  • Если человек с опытом будет рассуждать, как новичок, структура не примет его суждений.

Таким образом, иллюзия готовности в принципах восприятия информации может повлиять на решение оппонента. Поэтому во многих ситуациях иллюзорная картина последствий представляется, как уже случившейся факт.

Когнитивные (психологические) иллюзии

Этот вид иллюзий строится на шаблонах и ошибках мышления, которые часто случаются при участии эффекта заражения (мы о нем когда-то говорили), а иногда играют адаптивную функцию — человеку не приходится долго думать, взвешивать и принимать решения, все происходит быстро и на автомате: глюкануло, и готово. А порой срабатывает аналогия — если конкретное поведение было эффективным при одних условиях, то жертва иллюзий считает, что оно будет таким же и при других. И, кажется, никто из нас от этого не застрахован. Итак, какими бывают когнитивные иллюзии?

Поведенческие

  • Эффект повального увлечения — стадный эффект, о нем ты уже знаешь.
  • Систематическая ошибка подтверждения — все факты интерпретируются так, чтобы подтвердить имеющееся ранее мнение («все мужики — козлы!», при этом внимание обращается именно на такой тип мужчин).
  • Эффект вклада — человек хочет продать что-то дороже, чем сам готов заплатить за такой же товар.
  • Переоценка воздействия – «Ой, я точно не переживу этот экзамен!».

Принцип «У страха глаза велики»: пугает не сам экзамен, а неизвестность, которая ждет впереди — даже если бы ты заранее знал, что экзамен закончится провалом, уровень страха был бы в разы ниже. Поэтому психологи рекомендуют перед каким-нибудь «неизвестно страшным» событием наперед проиграть все возможные варианты (кстати, этим способом не гнушались великие полководцы).

  • Эффект знакомства — человек выражает необоснованную благосклонность к другому только потому, что он с ним знаком. Кто бы мог подумать, что это иллюзия?
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: