Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности. Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.
К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.
Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими
Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус
- 1.Что такое ‘Барьеры Общения’? 1.1.’Я’ и ‘другие’: преодолевая барьеры
- Почему снится человек, с которым ты даже не общаешься?
- К чему снится бывшая подруга, с которой уже не общаешься
- Передача мыслей и эмоций другому человеку. Возможно ли это?
- Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими
- 20 Золотых правил общения, которые приведут вас к успеху в коммуникации (+Бонус)
Что такое ‘Барьеры Общения’?
Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.
‘Я’ и ‘другие’: преодолевая барьеры
В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.
Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.
На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события. Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д. Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.
Психологические барьеры общения
Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).
Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия. Основные виды психологических барьеров:
- Эстетические
барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба. - Интеллектуальные
барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения. - Мотивационные
барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации. - Моральные или этические
барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов. - Барьер установки
– если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей. - Барьер отрицательных эмоций
или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.
Виды барьеров
В современной психологии выделяют три разновидности психологических барьеров: коммуникационные, взаимодействия, восприятия.
Коммуникационные
Коммуникативные барьеры связаны с неспособностью собеседников (или одного из них) выражать мысли логично, доступно, четко и вежливо. В этом случае значение имеют словарный запас, техника речи и характер человека. К коммуникационным барьерам относят:
- семантический (одни и те же термины люди понимают по-своему; преодолеть эту преграду можно, подбирая понятные для партнера слова; стоит уточнять, что означает использованный термин);
- логический барьер (неумение выразить идеи логично и понятно; важно набраться терпения, переспрашивать);
- нарушения речи (мешают восприятию информации, но изменить речь трудно, лучше к ней приспособиться);
- неумение слушать (спутник перебивает, «переключается» на собственные мысли; компенсировать чужой недостаток можно собственным искусством речи);
- барьер модальностей (важно уметь определять основной канал восприятия у собеседника; это делает людей терпимее, позволяет найти подходящий способ общения с конкретным спутником, делает общение эффективным);
- барьер характера (важно сдерживаться, чтобы характеры партнеров не привели к сложностям и конфликтам; темпераментные люди считаются неудобными собеседниками);
- невежливость (мешает деловой коммуникации; пресекать невоспитанность лучше всего собственным спокойствием; важно помнить цель общения – взаимодействие, а не разногласия; не стоит отвечать резко – это приведет к стычке; собеседника «отрезвит» холодный и нейтральный тон);
- несовпадение словарного запаса (эта смысловая преграда возникает из-за интеллектуальных, психологических, культурных различий спутников; нужно переспрашивать, объяснять трудные термины, подбирать более понятные слова и комментировать свои идеи);
- языковые преграды (стороны взаимодействуют на разных языках или по-разному владеют одним языком).
ЧИТАТЬ Полигамность: история возникновения и перспективы развития
Взаимодействия
Этот тип преград возникает во время общения. Большую роль играет внутренний мир собеседника: его образованность, моральный уровень, стиль общения. Выделяют такие барьеры:
- мотивационный (появляется, если у собеседников разные мотивы взаимодействия; один может стремиться к быстрой прибыли, а другой – желать развития общего бизнеса; партнерам стоит сразу обсудить и согласовать цели, иначе совместная деятельность обречена на провал);
- некомпетентности (некомпетентность одной из сторон раздражает вторую сторону, появляется чувство досады; если человек разбирается в вопросе частично – можно спокойно сообщить ему нужную информацию; не стоит делать это демонстративно);
- этический (моральная несовместимость собеседников; не стоит перевоспитывать или упрекать человека, это приведет к раздору; лучше прекратить контакт или искать компромисс);
- стилевой (стили общения бывают разными; это связано с темпераментом, профессией, воспитанием, социальным положением человека; стиль общения может быть доброжелательным, жестким, нейтрально-деловым; цель коммуникации играет большую роль: самоутверждение, принуждение, сотрудничество, поддержка собеседника; важно осознать, что манера общения – выражение глубинных качеств, поэтому изменить ее трудно, лучше адаптироваться и принять).
Восприятия
Барьеры восприятия связаны с первым впечатлением партнеров, с их предрассудками. Эти преграды возникают в момент вступления в контакт. Среди них выделяют:
- эстетический (с неопрятным партнером трудно взаимодействовать);
- барьер социальных положений (препятствует комфортной коммуникации; особенно если это подчиненный, который привык бояться начальника; чтобы устранить этот комплекс, стоит проговаривать: «Начальник – просто человек со всеми человеческими слабостями, причин для страха нет. Моя речь будет спокойной, ведь я уважаю свой труд и себя. Шеф это почувствует»).
- отрицательных эмоций (с расстроенной личностью непросто общаться; не стоит принимать грубые интонации на свой счет; следует перед встречей узнать, какое настроение у ее участников; иногда лучше перенести беседу, чем неэффективно тратить время; если встреча обязательно должна состояться – перед деловым разговором нужно позаботиться об эмоциональном состоянии собеседника);
- состояния здоровья (наблюдательный человек заметит недомогание партнера и сократит время контакта, чтобы не переутомлять его);
- психологической защиты (если закрытость и агрессивность сотрудника являются его защитной реакцией – стоит поменять отношение к коллеге; ведь он «отзеркаливает» негативное отношение к себе; постепенно контакт наладится);
- установки (у человека могут сформироваться отрицательные установки к партнеру или компании; нет смысла уговаривать агрессивно настроенного человека; нужно спокойно воспринять неприязнь, увидеть в ней невежество и плохую осведомленность; это поможет оградиться от негатива; постепенно мнение партнера изменится);
- барьер двойника (человек склонен судить об окружающих по себе, ждет от спутника поступков, характерных для себя; следует помнить об этом феномене и не проецировать на коллег собственные качества);
- барьер ошибочных стереотипов (проявляется в недоверии, скептическом отношении; такой человек отталкивается от негативного опыта; важно пересиливать себя и анализировать объективно каждую ситуацию).
ЧИТАТЬ Особенности психологии отношений между мужчиной и женщиной
Коммуникативные барьеры общения
Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода. Основные виды коммуникативных барьеров:
- Семантические
барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают. - Логические
барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий. - Фонетические
барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.
Коммуникационные причины барьеров
Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.
Коммуникационные барьеры бывают:
- Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
- Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
- Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.
Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.
Как преодолеть барьеры общения?
Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.
Один из самых распространенных барьеров — комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.
Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.
Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации. Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером.
Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.
Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации. Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.
Как устранить барьер в общении
Для улучшения взаимоотношений с собеседником используйте эти правила при общении:
- Общайтесь с собеседником «на одном языке». Используйте типичные фразы и привычные выражения, которые помогут найти общий язык.
- Умейте слушать. Не перебивайте собеседника.
- Соблюдайте субординацию. Не ставьте себя выше и не принижайтесь перед собеседником.
- Учитесь выстраивать разговор с возможностью найти компромисс при разнице во мнениях.
- Будьте позитивным, используйте шутки для устранения недопонимания.
- Не общайтесь с раздраженными и агрессивными людьми. В стрессовой ситуации конструктивный разговор не получится.
- Не обвиняйте собеседника, снисходительно относитесь к его недостаткам.