10 невероятных способов уговорить ребёнка пойти в детский сад

Поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. В данной статье подробно описано, почему ребенок отказывается ходить в детский сад, что влияет на процесс адаптации ребенка к новым условиям.

В каких ситуациях это проявляется?


Когда ребенок с переживанием относится к посещению детского сада, это может вылиться в тревогу, он может начать громко плакать, истерить.

Это может перейти в постоянные истерики со слезами, которые появляются в следующих ситуациях.

  • Утром, когда мама только поднимает с кроватки. В этот момент малыш может начать задавать вопросы, нужно ли ему сегодня идти в садик, можно ли сегодня не ходить.
  • Во время завтрака. Утренним сборам может сопутствовать отказ ребенка от завтрака, затягивание одевания.
  • При выходе из дома или по дороге в детский садик, на улице. К психологам часто обращаются родители, которых беспокоит, что дети при посторонних людях устраивают истерики по этому поводу.
  • На подходе в детское учреждение или в раздевалке группы. Если малышу утром не сообщили, куда его сейчас поведут, и он все понимает уже на подходе в детское учреждение или в раздевалке группы, это может вызвать у него еще больший стресс, также сопровождающийся плачем. Классическая сцена – слезы ребенка при прощании с мамой, когда он уходит в группу, а также
  • Тревога и плохое настроение на протяжении всего дня уже в самой группе. Обычно такой выплеск эмоций происходит у детей более открытых, непосредственных.
  • Для тех же, кто более замкнут, зажат характерна ситуация, когда негатив накапливается. В итоге эмоциональная лавина рано или поздно все равно накроет маленького человечка. В этом случае, ребенок плачет уже вечером, когда мама и папа будут забирают его из садика, или дома.
  • Наибольшее внимание следует обратить тем родителям, дети которых внешне никак не реагируют на ситуацию с детским садом, кто-то даже будет ее игнорировать. Однако эмоции получают выход, к примеру, во время сна или при засыпании. Такие детки плачут во сне, вскрикивают, боятся оставаться одни.

Способы выражения протеста

Если ребёнок не хочет идти в детский сад, он обязательно покажет это своим родителям. Причём у всех это будет выражаться совершенно по-разному. Протесты могут быть очень явными, а могут протекать скрытно. Задача родителей — вовремя распознать и те, и другие.

Словесная форма протеста

Ребёнок не скрывает того, что он не хочет идти в садик. Проговаривать он это может по-разному:

  1. Спокойно, идя домой или перед сном: чаще всего так бывает, когда в группе произошёл какой-то частный, единичный конфликт, о котором малыш со временем забудет, так что не стоит акцентировать на этом внимание.
  2. Это будет высказываться ежедневно, с надрывом, по утрам чаще всего, и сопровождаться слезами, криками, истерикой.

Если в первом случае нужно лишь переждать, пока в ребёнке перестанет говорить обида, то во втором придётся предпринимать срочные меры.

Истерика

Нежелание ходить в садик нередко выражается истерикой, симптомы которой хорошо знакомы многим родителям:

  1. Ребёнок громко кричит, что не хочет идти в детский сад, при этом ничего и никого не замечая вокруг, не реагируя на слова и утешения родителей.
  2. Начинает всё кидать, топать ногами, махать руками, даже биться головой об пол или стену, не чувствуя при этом боли.
  3. Громко, истошно плачет, рыдает, слезы текут «ручьём», смотрит обиженно, исподлобья.

Подобная истерика требует мгновенной реакции родителей. Во-первых, нужно срочно выяснять причину, почему ребёнок так категорически не хочет идти в садик. Во-вторых, это болезненное состояние, которое требует лечения. Малыша придётся показать психологу или психотерапевту.

Плач

Если ребёнок по утрам плачет, не хочет идти в детский сад, но до истерики дело не доходит, нужна сначала — беседа с самим крохой, а потом — с воспитателем.

Скрытые формы протеста

Гораздо проще, если ребёнок не хочет ходить в садик и показывает это своим поведением или говорит об этом открыто, потому что родители об этом знают и могут предпринять какие-то меры. Гораздо сложнее, когда об этом приходится только догадываться. В помощь родителям — симптомы подобного скрытого протеста:

  • ребёнок постоянно тянет время по утрам, собираясь в садик;
  • придумывает любые предлоги, чтобы туда не идти: «у мамы выходной сегодня», «с ним может посидеть бабушка», «он заболел», «куколок не с кем оставить», «плохая погода» — детская фантазия бывает без преувеличения безграничной;
  • по утрам у него нет настроения, хотя в открытую он не говорит, что не хочет идти в садик, тогда как из него он бежит вприпрыжку;
  • в своих рисунках он раскрашивает детсад в чёрные тона, в ролевых играх, которые он обыгрывает это учреждение, всегда присутствует конфликтная ситуация;
  • у ребёнка может пропасть аппетит, начаться бессонница.

Если ребёнок не хочет в садик, внимательные и заботливые родители обязательно увидят это, даже если формы протеста будут скрытыми. Есть ряд мероприятий, которые помогут вам решить эту проблему. Помните: переход в другое детское учреждение не всегда помогает. Посмотрим, что психологи советуют в той или иной ситуации.

Имейте в виду. Чем быстрее вы распознаете проблему и возможные причины, почему ребёнок не хочет ходить в садик, тем легче будет с ней справиться.

Почему малыш отказывается приходить в детский сад: 9 причин

Определить истинную причину плача ребенка по поводу детского сада не всегда бывает легко. Если ребенок сам не рассказывает, можно для начала попробовать узнать его отношение к садику. Делать это нужно аккуратно, наводящими вопросами.

Нельзя напрямую спрашивать ребенка, почему ему не нравится ходить в садик – возможно, дело вовсе не в нем, но такой вопрос натолкнет малыша на мысль, что садик может быть связан с чем-то плохим.


Одним из действенных способов разузнать причину нежелания ребенка ходить в сад является моделирование. Попробуйте поиграть с малышом в детский сад.

Для начала нужно выбрать игрушку, которая будет ходить в садик. Обычно дети выбирают любимую игрушку, которая ассоциируется у них с самими собой.

А дальше разыгрываем различные варианты: вот зайчик пришел в садик – что он сделал сначала? Что потом? Кто еще был в садике? Так в образной форме малыш, сам того не заметив, изложит то, что его волнует.

Также психологи часто предлагают рисовать детский садик. Анализ таких рисунков тоже может дать определенную информацию.

Адаптация и режим дня

Трудность адаптации часто состоит еще и в том, что приходится рано вставать. До садика малыш жил по одному графику. Обычно дети вместе с мамами могут поспать подольше, изменить свои планы, если что-то не успевают. В садике такое невозможно, все подчинено режиму. Это не минус, а плюс, иначе в учреждении давно наступил бы хаос.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна – психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Но ребенку трудно привыкнуть к тому, что дома он ложился на дневной сон в 13 часов, а в садике это делают на час раньше (что делать, если ребенок не спит в садике?). Дома малыш мог сколько угодно играть между едой и прогулками, а в садике ему нужно выполнять еще и обязательные дела: ходить на музыкальные занятия, физкультуру, на занятия по образовательной деятельности. Не всем малышам хочется заниматься по программам в детском саду.

Навыки и умения

Первое, чему воспитатели просят родителей научить своих детей – это три основных навыка самообслуживания:

  1. самостоятельно есть ложкой;
  2. ходить на горшок;
  3. одеваться.

Конечно, если речь идет о совсем маленьких детях, эти требования снижают.

Если малыш привык, что дома мама кормит его с ложки, то он будет ожидать, что и в садике кто-то возьмет за него столовый прибор и положит ему еду в рот. На деле же оказывается, что воспитатель просто физически не сможет накормить всех детей.

Поэтому ожидания и реальность в сознании ребенка не совпадают, после чего следуют разочарование, расстройство, слезы.

Бывает и так, что малыш просто не готов подпустить к себе пока еще чужого человека, чтобы тот помог ему справиться с ложкой или горшком. Все это приводит к стрессу. Поэтому гораздо проще адаптируются те дети, которые меньше зависят от педагога в плане самообслуживания.

Новая еда

Дома дети привыкли к той еде, которую готовит мама. А в садике и каша недостаточно густая (жидкая), и компот не такой сладкий, и вообще малыш привык кушать сначала второе, а потом суп. Это тоже часто является причиной трудности в адаптации.

О том, почему ребенок не ест в садике и что с этим делать, можно прочитать в этом материале.

Педагоги

Общение с новыми людьми не всем детям дается легко. У взрослых такое тоже бывает. Педагог для ребенка на ближайшие годы станет второй мамой, и малышу нужно научиться доверять ему, а это не так-то просто. Особенно сложно бывает, когда воспитатель не может найти правильный подход к ребенку.

Психологическое состояние мамы

Когда мама сама не уверена, что ее ребенку садик может принести что-то хорошее, когда родители видят в образовательном учреждении только негатив, а в воспитателях – врагов, этот настрой передается и малышу.

Тревожная мама – тревожный малыш. Соответственно, такие родители пытаются заглядывать в окна группы, ищут повод оставить ребенка дома, устраивают долгие прощания, постоянно выведывают, кто и как мог навредить малышу в садике.

Ошибки родителей и воспитателей в период адаптации и после

Главные ошибки родителей:

  • Изначально негативный настрой на садик.
  • Позднее начало подготовки к посещению детского сада.
  • Долгое прощание.
  • Излишняя строгость, угрозы («Если не перестанешь плакать, то …»).

Ошибки воспитателей:

  • Слишком быстрое вхождение в режим садика (мало времени между первым посещением и оставлением на полный день).
  • Большое количество новеньких за короткий период.
  • Нежелание учитывать индивидуальность ребенка.
  • Нежелание проявлять гибкость в обращении с детьми.
  • Минимум информации для родителей.

Сложности в общении со сверстниками

Ребенок не рождается с умением общаться. Этому ему предстоит научиться. Когда малыш с первых дней жизни находится в постоянном окружении разных людей, а не только мамы-папы, ему потом проще привыкать к тому, что новые люди будут постоянно появляться в его жизни.

Однако бывает так, что ребенок постоянно видит родственников, друзей или знакомых родителей, соседей, но все равно в садике ему дискомфортно от того, что рядом еще около двадцати таких же малышей, как и он сам.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна – психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Все дело в том, что у ребенка до садика должен быть опыт общения не только со взрослыми, но и с ровесниками. В каком-то смысле со взрослыми малышу общаться легче – они уделяют ему все свое внимание, взрослые ведут себя логичнее и понятнее.

И когда новоиспеченный детсадовец попадает в среду таких же маленьких людей, которые тоже испытывают дискомфорт от адаптации, не умеют контролировать свои эмоции и т.д., желание контактировать с однокашниками пропадает совсем.

Сборы по утрам в спешке, отсутствие позитивного настроя


Сборы в спешке связаны с неорганизованностью родителей и отсутствием мотивации.

В результате, когда времени до выхода уже не остается, а ребенок все медлит, его приходится подгонять.

Когда малыш и родители выходят из дома, они уже чувствуют себя раздраженными и выжатыми такими сборами. В итоге плохое мамино настроение передается сыну или дочке.

Протест против смены обстановки

Дома ребенок был постоянно с мамой, жил в своем ритме. Здесь мамы нет, как нет и привычных вещей, предметов обихода, быта. Все новое будет пугать и тревожить ребенка.

Детям и родителям постоянно приходится сталкиваться с проблемами, связанными с садиком. Читайте о том, что делать, если малыш часто болеет и чтобы укрепить его иммунитет, о том, когда не стоит вести болеющего ребенка в сад, о том, как быть, если чадо дерется, как понять, чего его обижают, и как научить постоять за себя.

Советы психолога: как подготовить ребенка к детскому саду?

Чтобы крохе было проще адаптироваться, он должен иметь некоторые навыки и умения, с помощью которых он сможет самостоятельно себя обслужить. Ведь часто нежелание посещать сад объясняется тем, что малыш не может без помощи мамы делать элементарные вещи. Что необходимо уметь ребенку, чтобы легче адаптироваться:

  • держать ложку и кружку;
  • пользоваться горшком;
  • частично одеваться/раздеваться;
  • внятно заявлять о своих физиологических потребностях.

Кроме этого, родители должны обучать малыша взаимодействовать с другими детьми, чаще гуляя с ним на детских площадках. Обязательно нужно заранее рассказывать крохе, что он тоже будет ходить в садик, чтобы впоследствии это не стало для него полной неожиданностью.

Чтобы не столкнуться с ситуацией, в которой ребенок не хочет ходить в садик, психологи советуют буквально с самого рождения прививать ему мысли о неотвратимости посещения яслей. На прогулках прокладывать маршрут мимо детского сада с гуляющими детьми. Говорить о том, как там весело и интересно. Постепенно у малыша сформируется четкое осознание того, что и он скоро будет там весело играть.

Психологи советуют выстроить режим дня с ранним подъемом до того, как начать водить кроху в сад. Это поможет избежать капризов, связанных с резким изменением распорядка дня.

Очень важен правильный настрой мамы, ведь дети очень чутко чувствуют психологическое состояние взрослых. Если мама с тревожностью воспринимает необходимость водить свое чадо в сад, малыш обязательно это почувствует. Мама должна себя убедить, что сад — это хорошо, и ее крохе принесет неоспоримую пользу. Тогда и малыш когда придет время воспримет это спокойно.

Что делать, если постоянно плачет и не желает идти?

Рассмотрим, что делать, если маленькая девочка или мальчик не хочет идти в детский садик и постоянно плачет.

  • Самое главное – успокоиться взрослым.
  • Ребенка нужно обязательно выслушать, не отмахиваться словами, что все это ерунда. Это для взрослых садик – нормальное явление, для ребенка же – целая новая эпоха в жизни, а ко всему новому нужно привыкнуть, что часто сопровождается стрессом.
  • Можно попробовать поискать вместе с ребенком положительные стороны посещения садика. Например, там много новых игрушек или красивая детская площадка.
  • Психологи часто рекомендуют для более легкого расставания ребенка и родителей придумывать прощальный ритуал. Кто-то оставляет малышу поцелуй в ладошке, кто-то проговаривает знакомое четверостишье – каждый придумает тот вариант, который ближе ему.
  • Можно отнести в садик знакомое постельное белье, если воспитатель даст разрешение. Так малышу будет комфортнее оставаться на дневной сон в группе. Нередко воспитатели в период адаптации сами просят родителей принести из дома игрушку, с которой ребенок обычно засыпает.
  • Чтобы не нервничать из-за долгих сборов утром, вставайте на 15 минут раньше.
  • Вкусный завтрак, который любит малыш, – еще одно обязательное условие. В первое время ребенок будет отказываться от еды в саду, а голодные дети быстрее устают.
  • Нужно чаще напоминать ребенку о времени и режимных моментах дома, чтобы это вошло у него в привычку.
  • Провожать малыша в садик обязательно нужно в хорошем настроении. Никаких драматических сцен! Хорошо, когда в садик ребенка отводит папа. Мужчины меньше склонны реагировать на истерики и слезы.

Что делать родителям, если ребенок плачет в садике — советы психолога

Некоторые дети после ухода мамы, немного похныкав, быстро успокаиваются. Бывают же такие, которые плачут все время пребывания в группе и продолжают плакать даже дома. Советы психолога, что делать родителям, если ребенок не хочет ходить в садик:

  • по дороге беседовать с крохой, всеми силами стараясь поднять ему настроение. Говорить, что там весело, много друзей и веселых игр;
  • собирая карапуза, позволить ему самостоятельно решить, что он хочет одеть. Возможно, это будет какая-то любимая вещь, приносящая ему успокоение и напоминающая о доме;
  • не поддаваться на провокации и не позволять ребенку манипулировать мамой посредством истерик. Он должен понимать, что слезы не помогут ему избежать попадания в группу – это неизбежность;
  • отдавая и забирая кроху, демонстрировать хорошее настроение. Дети очень тонко чувствуют настрой мамы, и если она будет нервничать, малыш на протяжении дня тоже будет капризным.
  • расставание с мамой можно превратить в своеобразный ритуал с каким-нибудь обязательным элементом. Выполнение одного и того же ритуала прощания, вызовет у крохи уверенность, что за ним обязательно придут сегодня, так же как пришли вчера или позавчера.

Также психологи советуют не обсуждать истерики малыша с другими членами семьи так, чтобы он это слышал. Воспринимая беспокойство мамы, он будет сам испытывать постоянное чувство тревоги.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

Польза сада неоспорима, ведь он является самой первой школой жизни и учит малыша как себя вести в социуме. Однако, что делать, если ребенок не хочет ходить в садик и постоянно там плачет? Психологи советуют попробовать сменить детское дошкольное учреждение. Иногда этого бывает достаточно. Желательно перед знакомством с новым садиком обратиться к психологу, который поработает с ребенком.

Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.

Как должен вести себя педагог детского сада?

Воспитатель на несколько лет станет для ребенка второй мамой, поэтому и вести себя нужно соответствующим образом. Конечно, это не означает, что педагог обязан исполнять все капризы детей, как нередко это делают родители. Границы никто не отменял. Однако малышу в первые недели адаптации требуется больше внимания и любви, поэтому ребенка нужно приласкать, если он плачет, помочь ему справиться с режимными моментами.

Самое главное – воспитатель должен уметь увлекать ребенка и переключать его внимание с проблемы на что-то иное, позитивное.

Например, при тяжелом расставании с мамой можно предложить малышу: «А пойдем я тебе покажу …» – дальше на что хватит фантазии педагога. Кто-то показывает кошку, которая живет в детском саду, кто-то подводит ребенка к «волшебной» коробочке, в которую прячут плохое настроение.

Перестаньте бояться сами

Запомните: малыш полностью копирует ваши привычки, настроение и поведение. Если вы

  • воспринимаете посещение детского сада как разлуку с любимым чадом;
  • уже предвидите грядущие несчастья в виде слёз и болезней;
  • боитесь, что воспитательница окажется строгой Фрекен Бок, которая станет мучить вашего малыша;
  • уверены, что дети, которые будут ходить в одну группу с вашим ребёнком, являются «агрессорами»;

то ваш сын или дочь почувствуют ваше настроение, и их отношение к садику будет соответствующим. Отсюда и стресс, и болезни, и слёзы.

Ошибка:

— Вот и кончилось твоё детство. Теперь тебе придётся идти в детский сад.

Как правильно:

— Как я тебе завидую! Ты будешь гулять и играть с друзьями! Узнаешь столько всего интересного!

Если же вы будете воспринимать садовскую жизнь как этап взросления вашего малыша — важный, необходимый, волнующий и радостный, то и ребёнок будет относиться к нему так же. Поэтому думайте о положительном развитии событий — ваш ребёнок обязательно привыкнет к садику, будет ходить туда с удовольствием и получит массу пользы от его посещения. Начните с себя, и передавайте свой позитивный настрой сыну или дочке: «Мы всё сможем. У нас всё получится!».

Чего делать нельзя?

  • Не давайте обещаний, которые заведомо не можете выполнить, не обманывайте ребенка. Например, мама говорит, что оставит малыша в группе только на минуточку, а сама потом исчезает до конца дня.
  • Не обсуждайте при детях воспитателей.
  • Не вводите новые изменения в жизнь ребенка во время адаптации. Например, переселение малыша в отдельную комнату в первые дни посещения детского сада – не лучшая идея, т.к. добавит дополнительных переживаний всем.
  • Не показывайте своих переживаний.
  • Не пытайтесь следить за малышом, когда он в садике. Есть среди родителей любители подсматривать в окна группы. Остаться незамеченной довольно сложно. Ребенок видит маму и снова начинает плакать.

Стоит ли водить малыша в ДОУ, если он плачет?

Лучше отказаться от посещения сада, если:

  1. Посещение садика не нужно никому из членов семьи, и при этом у мамы есть возможность оставаться с малышом дома.
  2. Трудная адаптация приводит к тяжелым психологическим проблемам у ребенка.
  3. Если ребенок еще привязан к материнской груди, это станет огромной проблемой при адаптации, т.к. разлучаться придется не только с мамой, но и с теми благами, которые малыш получает от маминой груди, которая к садиковскому возрасту воспринимается уже больше как источник успокоения.
  4. Если недавно в жизни ребенка произошли другие кардинальные изменения. Например, переезд или рождение братика/сестренки. Не успеет малыш адаптироваться к одной ситуации, как ему предложат новую.

Какие могут быть последствия?


В корне не правы те, кто считает, что слезы ребенка из-за детского сада – это просто капризы, и ничего плохого с малышом не случится, даже если он будет каждый день на протяжении нескольких часов плакать, пока его не заберут домой.

Такое длительное напряжение нервной системы способно привести к различным неврозам.

Они проявляются такими состояниями, как энурез, хождение во сне, обгрызание ногтей, тики, заикания.

Отдельная тема – психосоматические заболевания, которые выливаются, к примеру, в бесконечный кашель или насморк у детей. Родители водят чадо по педиатрам, аллергологам, иммунологам и т.д. и даже не догадываются, что проблема имеет психосоматическую подоплеку.

Для одних садик – это возможность социализироваться, научиться самостоятельности. Для других – источник стресса и психологических травм. Правы и те, и другие, т.к. все индивидуально.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: