Как убить боль и тоску за умершим любимым?

791

  • Tweet


12 ноября, 2017 —

Милый мой, любимый, дорогой сердцу человек. Больше мы с тобой никогда не увидимся. Больше ты не обнимешь меня и не возьмешь за руку. Ты покинул этот мир, а в моем сердце осталась только тоска, глубокая, как океан.

Если чувство тоски лежит на душе тяжелым грузом не первый год, то не стоит испытывать напрасные ожидания избавления от него. Попробуем разобраться, почему тоска по умершему со временем не проходит и как избавиться от тоски с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Безутешно плачете по умершему родному человеку, а бес уже рядом

Начинает свои размышления книжный человек богумил Катар с пояснения важности умения человека противостоять любым невзгодам в жизни:

«Христос слушает бесов и даже выполняет их просьбу. Как же так? Оказывается все просто. Сатане попущено действовать в мире сем, но таким образом, что Господь использует это всегда в Своих целях. А цели у Бога и у Сатаны разные. Нет у бесов никакой власти над людьми, кроме лжи. Да, бес в состоянии напустить на нас болезни и состряпать нам пакости. Но поймите главное, раз он это делает, значит есть за что в вашем теле зацепиться. Например, чревоугодие или иные проблемы, приводят к болезням. И вот тут разные понимания – бес старается вас убить. Но без попустительства Бога это ему невозможно. Бес нашлет страдание, а Бог превратит их в испытания. Для чего? А что бы человек понял — обжираться вредно и взялся за свой организм, начал бороться с болезнью, искать выход и, наконец, смог с честью выйти из создавшегося положения. Лежать и стонать – это отдаться на съедение бесу. Надо бороться. И бороться во всем».

Не надо безмерно горевать и тосковать по ушедшему в царствие небесное

Дальше Комиссар Катар переходит непосредственно к теме разговора, почему не надо убиваться и сильно плакать по умершему отцу, мужу, брату, ребёнку и других родных людях:

«Вот, например, умер ваш родственник. Люди тоскуют о нем, а бесы радуются. Причина простая – вы думаете о себе, а не о своем родном человеке. А он, между прочим, вполне может оказаться уже в доме Отца нашего или готовиться к новой реинкарнации. Вы же его не отпускаете и всячески мешаете ему, в угоду своему горю. А ведь это не Светлая Память о нем, которая просто грусть расставания. За ней будет еще светлой радости встреча. Это сатанинское наваждение. И так вы можете своего же ребенка привести в состояние заложной души. Души, которая по ряду причин осталась после смерти здесь и не ушла к Отцу.

Вот и мыкается бедняга, пока его родственники голову пеплом посыпают, на радость сатане. Отпустите его, вы же не желаете зла ему. С вашей стороны это не любовь, а страсть. Пусть он идет к Всевышнему, а вы порадуйтесь за нег, вместо оплакивания. Добрые воспоминания да молитва о нем, своими словами к Богу, вот, что ему нужно, а не ваше горе. Повторяю, Светлая Память по умершему, а не боль утраты».

Парализующее чувство тоски

В случае, когда человек обладает и анальным, и зрительным вектором происходит слияние свойств психики. И тогда боль утраты переживается особенно тяжело. Тоска по умершему заставляет терпеть горькое настоящее и жить только прошлым. Ведь именно оно хранит воспоминания о ярких эмоциях, которые были пережиты вместе.

И чем сильнее и приятнее были эмоции, тем глубже чувство тоски по умершему. Состояние тоски буквально заполняет реальность вокруг. Человек не может справиться с горем и как бы вычеркивает себя из жизни, парализованный чувством тоски.

Иногда тоска по умершему воспринимается как эквивалент любви. И кажется естественным, что она длится годами. Ведь любовь была такой сильной. Мы скорбим по умершему, жалеем его и себя, обижаемся на судьбу и возмущаемся ее жестокостью. Тоска становится источником эмоций. Избавиться от тоски по умершему можно, лишь найдя другой источник эмоций.

Светлая грусть, а не черная тоска

Человеку, переживающему горе, необходимо время на то, чтобы погоревать. В православии период скорби по умершему длится 40 дней. И ограничен он не зря. Ведь человек создан для жизни. Он пришел в этот мир, чтобы получать наслаждение и реализовывать заданные свойства.

Обладателю зрительного и анального векторов необходимо общение с людьми. Близкие всегда нуждаются в помощи такого внимательного и чуткого человека. Состояние тоски уйдет само собой, когда день будет проходить в заботах о тех, кто по-прежнему рядом. Именно забота о других помогает избавиться от тоски по умершему и преодолеть страх одиночества, снять предчувствие новой трагедии и жить дальше.

Лишиться близкого человека больно, и кажется — случившееся несправедливо. И все же ушедший был в жизни, дарил радость и наполнял ее счастьем. Его уход не перечеркивает время и чувства, пережитые вместе. Счастье, которое было, навсегда остается счастьем. И это уже не тоска, а благодарность и светлая грусть. Именно с этим чувством стоит жить.

«…Полгода назад я потеряла любимого человека — мужа. Его убили. Это был прекрасный муж, заботливый отец, лучший сын и брат! Настоящий друг! Мужественный и чувственный!.. …Все рухнуло. Говорят: «Тебе есть ради кого жить». Было. Ради мужа, как оказалось, и при его поддержке я делала все, что делала! Любила и развивала детей, снимала на видео их успехи. Получала образование. Меняла профиль работы… …Главный мой результат: я не хочу теперь умереть. Возможно, это не тот путь, которым я достигла этого результата, но я точно понимаю, что он стабилен! На лекции по звуковому вектору Юрий так напугал меня (кстати, как обладательницу кожно-зрительного вектора) описанием смерти самоубийцы, что я, после длительной истерики, напрочь забыла думать об этом!.. …И самое главное, переоценила наши с мужем отношения! Поняла свою значимость в нашей семье. Муж меня боготворил! Я отвечала ему тем же. Сейчас мне понятно, почему так было, почему мы были самой счастливой семьей во Вселенной… И понимаю, почему так больно до сих пор. И готова к тому, что будет больно и дальше. Теперь готова это принять. И благодарна ему за то, что он у меня был. Такая любовь дается не всем! Берегите свою, если она у вас уже есть. И ищите. И найдете…»

Анна Н., Челябинск

«…Мне очень трудно было пережить горе — утрату родного человека. Страх смерти, фобии, панические атаки не давали жить. Обращалась к специалистам — безрезультатно. На первом же занятии на тренинге по зрительному вектору сразу пришло облегчение и понимание, что со мной происходило. Любовь и благодарность — это то, что почувствовала вместо того ужаса, который был прежде…»

Светлана К., педагог, Курск

Автор Мария Крохмаль

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Светлая память – светлому человеку

Дальше православный старовер Катар объясняет насколько важна не печаль об утрате, а светлая память по хорошему, доброму и светлому человеке:

«Люди, потерявшие близких, часто видят их в различных образах. Светлая роща березок на взгорке, например. Там и прячется честная, но заложная душа. Берёзки навевают воспоминание и тоску, не смотря на красоту этого места. Вы просто не понимаете, что этот Люд – ангельские души, как раз именно там. Человек честно прожил свою жизнь и единственным препятствием его вознесения являетесь только вы сами.

Видите темную чащу с кривыми и изможденными деревьями? Вас охватывает страх этого темного и неуютного места. Там тоже заложная душа, совершившая немало зла на земле.

Пусть все идет своим чередом, не мешайте своему родственнику и дайте ему идти его дорогой. Земного пути этого Люда, в той форме, которую знали вы, больше нет. И чем вы скорее поймете это, тем лучше. А сами просто живите и уразумейте, что в мире нет испытаний, которые бы вы не смогли вынести. Бог не сатана, и всегда действует ко благу. Так стоит ли идти против блага? Может просто подчиниться Божьей воле? Откуда вы знаете, чем все это обернется? Кто вам сказал, что в вашей семье снова не реинкарнирует этот ангел? И вы не обретете покой рядом с ним, не понимая, почему вас так тянет к этому человеку?»

Умер близкий человек

Видят ли ваши ушедшие близкие с небес, что вы плачете? Видят ли они ваши слезы? Ответ на этот вопрос — да. Ваши близкие полностью наблюдают за всем тем, что с вами происходят, включая слезы на вашем лице.

Нет чего-то, что ускользнуло бы от их внимания. Помните, чтобы ни случилось, они всегда на вашей стороне. И когда они видят ваши слезы, стараются послать вам что-то, что вызовет радость и спровоцирует на лице хотя бы незначительную улыбку сквозь эти слезы.

Они знают, что ваши слезы –это показатель той огромной любви, которую вы испытываете. Они также знают, как сильно вы по ним скучаете.

Однако, есть еще один важный момент: ваши любимые и близкие, находясь на Небесах, абсолютно неспособны ощущать негативный посыл, мысль, чувство или эмоции. Это значит, ваши любимые знают, что вы по ним скучаете, однако, они по вам не скучают…

Позвольте разъяснить и этот момент. Поскольку на Небесах нет негатива, они неспособны скучать по вам. Вместо того, чтобы по вам скучать, они вас просто любят. Вот эту истину вам нужно принять и понять.

Там, на небесах они испытывают чистую, безусловную и непоколебимую любовь к тем, кто остался на земле. Они уверены в том, что встретятся с вами, когда вы попадете на небеса. Поэтому скучать по кому-то нет никакого смысла.

Наше время здесь, на Земле, кажется, тянется вечно … На небесах же наша жизнь – это всего лишь мгновение ока ….

Отпустите умершего в царствие небесное и не плачьте, не тоскуйте

«Подумайте хорошо, мои читатели, над тем, что я сейчас сказал. Я не поп и не проповедник, я начётчик староверов и мне приходилось это не раз пояснять людям. Многие, практическое большинство, прозревали и начинали соображать, какую они глупость сделали в своей жизни.

Прекратите думать о себе! Думайте о Царствии Небесном для вашего родного человека. Вы доставляете ему не самые лучшие ощущения. Даже, если он уже занял свое место в 10 чине и трудится во всю. Помогает Отцу Небесному, как его вернувшийся и уже бывший блудный сын.

Кстати, для убиенных на войне есть своя особенность. Они не всегда успевают получить жизненный опыт, а потому берутся в Воинство Христово, где продолжают стоять на страже добра. Там они набирают необходимый духовный опыт. Отдавшие жизнь за други своя, однозначно у Бога на груди».

На мой взгляд, Катар убедительно и доходчиво объяснил, почему нельзя плакать по умершему, тосковать, горевать и убиваться, не зная меры. Конечно, в первые дни после смерти родного человека трудно сдержать слёзы от невесомой боли утраты. Но надо крепиться изо всех сил, и стараться держать себя в руках даже в эти, самые тяжкие, дни.

Иван Иванович А.

Значение слова мама

Умерших нужно отпускать

– Одни люди после смерти близкого человека быстро приходят в себя и возвращаются к нормальной жизни, другие мучаются месяцами и даже годами, доходят до физических болезней и психических нарушений. Является ли такое чрезмерное страдание нормальной реакцией на это событие?

– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

– А если он просто не может выйти из этого состояния?

– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.

– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

©

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: