Существует много литературных источников, которые по-своему передают информацию о том, что такое психология межличностных отношений (ПМО). Тем не менее представленная тема имеет общепринятые черты, которые следует отметить. Сама по себе психология общения и межличностных отношений предстает весьма важным вопросом в современной жизни каждого человека.
Чтобы корректно понять ПМО, не нужно смешивать ее с общественно-публичными взаимоотношениями. Роль и суть подобного рода взаимоотношений в корне отличается от общественно-публичных, поскольку их характерной чертой является экспансивная основа. Следовательно, их можно анализировать как фактор психологической «обстановки» конкретной группы. Экспансивная составляющая подобных отношений свидетельствует о том, что они формируются на базе чувственных элементов, которые возникают между двумя людьми. В учебниках психологии постсоветских стран выделяются 3 типа эмоциональных проблесков индивидуума:
- аффекты;
- чувства;
- эмоции.
Общие понятия межличностных отношений
Экспансивная основа представленных взаимоотношений охватывает все существующие типы эмоциональных проблесков. Связь или контакт между людьми создается далеко не только на базе заурядных экспансивных проявлений. Кроме того, активность трактует и иную серию взаимоотношений, которая опосредована ею. Весьма сложно проводить анализ межличностных отношений в социальной психологии, потому как нужно одновременно проанализировать 2 степени отношений в группе: как межличностные, так и опосредованные коллективной работой. Проще говоря, вдобавок еще нужно рассмотреть общественные отношения тех же личностей, которые имеют прямые взаимоотношения. По этой причине вопрос о методических средствах подобного рода анализа становится очень острым и актуальным.
Стоит упомянуть, что изначально социальная психология чаще изучала только межличностную структуру, поэтому по данному направлению написано большое количество работ, которые ныне помогают многим людям. Одним из результатов этих работ предстает метод социометрии, описанный североамериканским психиатром Джекобом Леви Мореном. Способ, созданный в рамках представленной теоретической схемы, оказался очень популярным.
Читать далее: Кризис среднего возраста у мужчин
Исходя из этого, можно смело утверждать, что межличностный контакт рассматривается как действующий компонент психологической обстановки группы. Однако для полноценной проверки межличностных и внутригрупповых отношений, чтобы улучшить и усовершенствовать их в дальнейшем, используется вышеупомянутая система социометрии.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ И СЕМЬЕ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Разработана В П Захаровым на основе опросника А. Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива
Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Директивный компонент —
Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский компонент пассивного невмешательства —
П
Снисходительность к работникам Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент
— К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
569
Ключ
№ | а | б | в | № | а | б | в |
1 | д | к | п | 9 | Д | к | п |
2 | д | к | п | 10 | К | п | д |
3 | к | п | д | 11 | п | д | к |
4 | д | п | к | 12 | д | к | п |
5 | п | д | к | 13 | п | к | д |
6 | к | д | п | 14 | к | д | п |
7 | п | к | д | 15 | к | д | п |
8 | к | п | д | 1В | д | к | п |
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г и предназначена для исследования представлении субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование — подчине ние
и
дружелюбие
—
агрессивность.
Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгу-да: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями’
доминирование
—
подчинение, дружелюбность — недружелюбность, эмоциональность — аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование
—
подчинение,
570
дружелюбие
—
враждебность.
В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух глэеных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование
—
подчинение)
и горизонтальная
(дру желюбие
—
враждебность)
оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены через раьное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методики для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Максимальная оценка уровня 16 баллов, но онь разделена на четыре степени выраженности отношения: 0—4 балла — низкая 5—8 баллов — умеренная адаптивное поведение
9—12 баллов — высокая экстремальное поведение
13—16 баллов — экстремальная до патологии
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т. д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), лкбо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утвержде-
571
ния, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опраснику Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16) Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам доминирование и дружелюбие Доминирование
=
(I — V) + 0,7 х (VIII + И — IV — VI) Дружелюбие
=
(VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI) Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей С В Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга
ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ
I. Авторитарный
13—16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других Окружающие отмечают эту властность, но признают ее
572
9—12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения
0—8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый
П. Эгоистический
13—16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый
0—12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству
III. Агрессивный
13—16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9—12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0—8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13—16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).
9—12 — критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0—8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13—16 — покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
573
9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
О—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13—16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9—12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
О—8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9—16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера)
О—8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуаций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9—16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
О—8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям про-
574
являет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Бланк обсчета теста
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
до ми | уве- | требова | неза- | зави- | уступ- | общи- | от- |
нант | рен- | тель- | виси- | си- | чи- | тель- | зывчи- |
ность | ность | ность | мость | мость | вость | ность | вость |
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 | 25 | 29 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 |
33 | 37 | 41 | 45 | 49 | 53 | 57 | 61 |
34 | 38 | 42 | 46 | 50 | 54 | 58 | 62 |
35 | 39 | 43 | 47 | 51 | 55 | 59 | 63 |
36 | 40 | 44 | 48 | 52 | 56 | 60 | 64 |
65 | 69 | 73 | 77 | 81 | 85 | 89 | 93 |
66 | 70 | 74 | 78 | 82 | 86 | 90 | 94 |
67 | 71 | 75 | 79 | 83 | 87 | 91 | 95 |
68 | 72 | 76 | 80 | 84 | 88 | 92 | 96 |
97 | 101 | 105 | 109 | 113 | 117 | 121 | 125 |
98 | 102 | 106 | ПО | 114 | 118 | 122 | 126 |
99 | 103 | 107 | 111 | 115 | 119 | 123 | 127 |
100 | 104 | 108 | 112 | 116 | 120 | 124 | 128 |
МЕТОДИКА «Q -СОРТИРОВКА»
Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и опубликован в 1958 г.
Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или группы от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: «социальное «Я» (Каким меня видят другие?);
575
«идеальное «Я» (Каким бы я хотел быть?);
«актуальное «Я» (Какой я в разных ситуациях?);
«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);
«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).
Методика позволяет определить шесть основных тенденции поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристики, т. е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие «борьбы» — избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по
576
соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.
В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до —1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.
Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.
Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого, о каждом внутри группы.
Ключ
I. ЗависимостьЗ, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54
П. Независимость 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
III. Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
IV. Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
V. Принятие «борьбы» 1,13, 37, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59 IV. Избежание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53
Основы психологии отношений
Психология межличностных отношений играет крайне важную роль в современном обществе. Сами взаимоотношения представляют собой комплекс связей, которые возникают у людей благодаря чувствам, суждениям и контакту. Подобные отношения состоят из следующих пунктов:
- созерцание и восприятие;
- исходящая симпатия;
- взаимодействие и поступки.
Разделяют следующие составляющие их элементы: когнитивная, эмоциональная и поведенческая.
Когнитивная часть состоит из познавательных психических процессов:
- чувства;
- понимание;
- представление;
- воспоминания;
- мышление;
- фантазия.
Они помогают человеку познать ключевые особенности партнеров по коллективной занятости и создать взаимопонимание между ними. Особые черты взаимопонимания включают в себя 2 атрибута: адекватность и идентификация. Первый атрибут — это корректность психического отражения той персоны, которая воспринимается. Второй — сравнение себя с личностью другого человека.
Эмоциональная часть состоит из положительных либо отрицательных переживаний, которые создаются в ходе общения с остальными людьми:
- симпатия либо антипатия;
- удовлетворенность;
- эмпатия — экспансивный отзыв на реакцию иного лица, который может выражаться в качестве сопереживания, сочувствия и соучастия.
Поведенческая часть состоит из мимики, жестикуляции, пантомимики, речи и действий, выражающих подход или позицию этого индивидуума к иным людям или же целиком к группе. Кроме того, эта часть предстает главным элементом в урегулировании взаимоотношений. Результативность межличностных отношений расценивается по общему состоянию удовлетворенности/неудовлетворенности всей группы и каждого ее члена.
Основные виды и этапы отношений
Производственные отношения формируются между работниками организаций при решении их внутренних задач. Данные отношения имеют 3 категории. Первая — между начальником и работником, вторая — между одинаковыми по статусу сотрудниками, третья — между начальниками одного предприятия и работниками другого.
Читать далее: Неадекватность — это одна из форм заболевания?
Бытовые формируются на отдыхе или в бытовой жизни. Служебные — нормативно предустановленные отношения, прикрепленные в официальных документах. Неофициальные формируются при повседневной жизни, проявляются в обычной симпатии, оценке и так далее.
На межличностные отношения воздействуют такие факторы, как пол, национальность, возраст, характер, специальность, опыт общения с людьми, самомнение и так далее.
Различают такие этапы отношений:
- Знакомство, когда создается взаимный контакт, восприятие и оценка, что формирует основу дальнейшего отношения людей.
- Приятельский, когда между двумя или более людьми возникают отношения на рациональном и эмоциональном уровне.
- Товарищеский включает в себя сближение суждений и взаимную поддержку, которые укрепляются доверием.
Правильное общение в отношениях, 8 самых важных советов
Правильное общение является ключевым фактором, характеризующим счастливые отношения. Из этой статьи, Вы узнаете о важности духовной связи в любовных делах и о том как понять психологию общения в отношениях.
8 важных советов, которые помогут понять психологию отношений:
1. Простое общение.
Чтобы отношения росли и развивались, оба партнера должны учиться общаться друг с другом, ведь неправильное общение или его полное отсутствие, является причиной большинства разрывов. Независимо от того, как долго вы вместе, вы оба постоянно меняетесь как личность, и у вас вполне может появиться новое любимое блюдо, или новый любимый актер. Поэтому, чтобы ваши отношения оставались живыми, очень важно общаться и узнавать друг друга каждый день.
2.Будьте в курсе всех перемен в жизни партнера.
Говорите с любимым человеком о ваших интересах и мечтах, о том, чем бы Вы хотели заняться через несколько лет, или куда бы хотели отправиться в следующий отпуск. Всегда говорите о том, как прошел рабочий день, о том, как дела у друзей, узнавайте все мелкие детали, которые касаются вас двоих. Потому что когда Вы показываете заинтересованность в жизни друг друга, ваше взаимопонимание улучшается.
3. Учитесь быть откровенными в любви!
Хорошие отношения это не только постоянные разговоры и смех, помимо этого нужно уметь делать замечания партнеру, тогда, когда это нужно, даже если это будет звучать жестоко. Если Вы будете делать вид, что ничего не произошло, то Ваш любимый человек сделает это снова, поэтому если Вас что-то беспокоит в поведении возлюбленных, говорите об этом, ради Ваших же отношений. Самая большая ошибка любой пары, это ждать пока один из партнеров сам волшебным образом избавиться от вредной привычки. Согласитесь, что глупо надеяться на то, что ваш мужчина перестанет разбрасывать носки, бросит курить и играть в казино, или Ваша женщина сама перестанет тратить огромные деньги на модную одежду и прекратит сплетничать.
Вам будет интересно: Муж из «зоны»: любовь на расстоянии
4. Выбирайтесь из дома хотя бы раз в неделю.
Вы можете проводить много времени вместе, но чаще всего, вы просто валяетесь в кровати, смотрите телевизор или обедаете. Такое времяпрепровождение, как Вы понимаете, не может улучшить вашу связь и взаимопонимание. Поэтому, вам нужно запланировать, хотя бы один вечер в неделю для того чтобы выходить из дома. Проведя всего несколько часов в кафе, вы успеете найти массу интересных тем для разговоров, которые, несомненно, сблизят вас.
5. Найдите общее занятие в выходные дни.
Кто-нибудь из вас любит садоводство или, может, вы безумно увлекаетесь приготовлением экзотических блюд? Выходной день, это прекрасное время, чтобы сделать что-нибудь вместе. Придумайте занятие, которое будет интересно вам обоим, и в конце дня Вы почувствуете, как это занятие вас сблизит.
6. Горькая правда лучше сладкой лжи.
Для того чтобы эффективно строить хорошие отношения нужно научиться быть правдивыми. Ложь всегда прогрессирует в отношениях, и обманув всего раз, Вы рискуете навсегда потерять доверие в отношениях. Поэтому лучше всего всегда говорить только правду и не давать Вашему партнеру повода сомневаться в Вас.
Вы считаете новую сотрудницу Вашей фирмы очень сексуальной? Фантазируете о ком-то еще ночью? Ваш любимый человек набрал лишний вес? А может быть, Ваша сексуальная жизнь кажется Вам однообразной? Все эти вещи, Вы скрывать не должны!
Вам будет интересно: Как определить, правильно ли ты выбрала мужчину?
Конечно, не нужно говорить об этом прямо и в деталях. Вы можете упомянуть об этом в подходящий момент и в мягкой форме. Очень важно выражать свое мнение, и это нормально, но в тоже время необходимо делать это деликатно, чтобы не обидеть партнера. Говорите о своих мыслях, не стесняясь, ведь это единственный способ построить доверие и улучшить взаимопонимание.
7. Говорите о своих сексуальных фантазиях.
Это одна из самых важных вещей для формирования нормального общения внутри Вашей пары. Зачастую людям хочется большего в постели, но они просто не знают, как сказать о своих желаниях, из-за страха быть осужденными и отвергнутыми.
Кому-то хочется тантрического секса и грязных фраз, другие фантазируют о ролевых играх и сексуальной одежде, третьи жаждут животного секса в общественных местах. И все это вполне приемлемо, пока доставляет удовольствие обоим партнерам. Ведь все люди имеют творческую натуру, и сексуальные фантазии, так почему же Вы считаете, что это плохо и стесняетесь этого.
Сексуальная связь очень важна для развития и укрепления всех отношений. Если вы оба закрепощены в сексуальном плане, это может привести к скучной сексуальной жизни, и в конце концов, кто-то из вас может завести интрижку на стороне. Поэтому Вам нужно научиться выражать свое мнение в постели, несмотря на чувство неловкости. Вам не нужно говорить об этом прямо, просто сделайте несколько намеков и посмотрите на реакцию партнера. В свою очередь, Вам так же нужно прислушиваться к желаниям Вашего любимого человека, и тогда ваша сексуальная жизнь станет намного насыщенней.
Вам будет интересно: Как создать сексуальное напряжение и страсть в отношениях
8. Душа в душу.
Научитесь понимать психологию своего партнера, попробуйте время от времени разговаривать с ним как с лучшим другом. Если Вы случайно заметили, что Ваш любимый человек засмотрелся на симпотичную девушку или парня, не упрекайте его в этом и не раздражайтесь. Вместо этого, признайте, что это нормально и посмейтесь. Не нужно говорить, чтобы он перестал пялиться, просто скажите ему, «Она довольно симпатичная, не так ли?». Таким образом, Вы даете понять, что мимолетные взгляды вполне естественны. Но Ваш любимый человек все равно будет чувствовать себя неловко, хотя точно будет знать, что Вы ему верите.
Кроме того, нужно научиться читать мысли друг друга, например, при покупке одежды или в продуктовом магазине. Если любимый человек смотрит на дорогие запонки или набор косметики, сделайте ему приятно и обратите на это внимание, вместо того чтобы нервно выбежать из магазина.
Используйте все эти советы для того, что бы иметь представление о психологии хорошего общения в отношениях, и очень скоро ваши отношения станут идеальными, а также вы начнете лучше понимать друг друга и влюбляться все сильнее с каждым днем.