Мечта о браке, который «заключается на небесах», совершенно нереальна; над любыми устойчивыми взаимоотношениями между мужчиной и женщиной нужно постоянно работать, строить и перестраивать, постоянно обновляя их за счет обоюдного личностного развития. Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни. Джонни Депп
В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Так что же такое семья, что-как там?
Что такое семья: определение
Семья — это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Это маленькая группа члены которой связаны общностью быта (установившегося порядка повседневной жизни), взаимной помощью, получением сексуальных удовольствий (для мужа и жены), рождением и воспитанием детей.
Это включает в себя: взаимную поддержку членов семьи; наличие материальной и моральной общности: никаких «я» в семье не существует, есть «мы».
Определение семьи даётся также в семейном праве: семья — это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления. «Полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей). «Неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми).
Удачный брак — это строение, которое нужно каждый день реконструировать. А. Моруа
Супружество — это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново. Б. Бардо
Вот главные признаки семьи:
- совместное проживание;
- наличие общих детей (в большинстве случаев);
- взаимная поддержка членов семьи;
- наличие материальной и моральной общности;
- Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
- Закрытость, межличностная интимность.
- Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.
Основные функции семьи:
- Рождение потомства, воспитание детей, самореализация родительских чувств.
- Удовлетворение сексуальных потребностей, получение сексуального удовольствия.
- Экономические выгоды для членов семьи; удовлетворение материальных потребностей членов семьи, рост благосостояния и семьи, и отдельных ее членов.
- Восстановление физических и интеллектуальных сил. Это как будто аквариум, где можно плавать в теплой расслабляющей атмосфере.
- Удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите, любви и восхищении.
- Совместные проведение досуга и духовное обогащение друг друга.
Почему семья так важна?
Известно, что в ряде экономически развитых благополучных стран наметилась тенденция, когда молодые люди живут одни и не стремятся создавать серьёзные отношения и заводить семью. Такой подход, с одной стороны, можно оправдать нормами демократического общества, с другой — подобная тенденция выглядит эгоистично и недальновидно.
Так зачем нужна семья современному человеку?
Главные функции семьи
1. Репродуктивная. Важной функцией семьи является продолжение рода — деторождение и воспитание детей.
2. Воспитательная. Семья воспитывает новых членов общества, способствует передаче им опыта, норм и знаний. Старшие в семье передают свою жизненную философию и мудрость новым поколениям. С малых лет в своей семье человек усваивает настоящие жизненные ценности и учится нормам морали. Долгая семейная жизнь способствует развитию личности каждого её члена в течение всего времени.
3. Эмоциональная. Человек в любом возрасте находит покой и отдых в своём доме, где близкие люди смогут понять, помочь и поддержать. Эмоционально-психологическое значение семьи специалисты ставят на первое место.
4. Экономическая. С экономической точки зрения, семья — это «копилка», где совместно накапливаются материальные ценности и улучшается личное благосостояние человека, обеспечиваются его финансовые потребности. Для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов, семья — основная материальная поддержка.
5. Развивающая (досуговая). Гармоничная здоровая семья развивает человека. Родители и дети проводят вместе время, путешествуют, учатся и приобщаются к эстетическим ценностям.
6. Сексуальная. Значение этой функции — в удовлетворении сексуальных потребностей между мужем и женой.
Вышеперечисленные функции можно удовлетворить, не находясь в семейных отношениях. Но объединить все функции может только семья.
Семья = не Семь + Я, а МЫ
Крепка бывает та семья, Где нет владений буквы «я», Где правит только слово «мы», Где есть совместные мечты. © Мать Тереза
Супружеские пары бывают четырех видов:
- ты и я равняется Ты;
- ты и я равняется Я;
- ты и я равняется Мы;
- ты и я равняется Ты и Я.
Это во многом определено принятыми между людьми, участниками такой семьи, правилами такой игры, как «семья».
Стоит напомнить: отношения – это выбор и ответственность обоих людей. Это выбор – быть или не быть, а если быть, то как.
В жизни складывается так, что чтобы что-то получить, надо потрудиться. Когда-то просто попросить, а когда-то прямо-таки вложиться.
Чтобы удовлетворить свои потребности в еде, в крыше над головой, в финансовой безопасности, мы прикладываем массу усилий. А чтобы удовлетворить свои потребности в любви, в человеческом тепле, в нежности, заботе, ласке, душевной, духовной и физической близости..? Кто отвечает за то, чтобы мы были сытыми, довольными и счастливыми? Чья эта ответственность?
Мамы с папой, а может Его или Её? Взрослый человек сам отвечает за удовлетворение своих потребностей.
А теперь, давайте рассмотрим семью «Я плюс Я» и семью типа «Мы» — это две разные модели семьи.
Семья «Я+Я»
Семья «Я+Я» это когда партнеры живут каждый своей жизнью, заботятся все-таки в первую очередь о себе и дорожат своей личной свободой. А точнее, независимостью. А если честнее — то своей свободой от другого.
Я уважаю территорию твою — ты не залезай на мою территорию. Хорошо? Ну и славно, дай тебя поцелую, милый!
Семья «Я + Я» — это сделка двух индивидуумов, взаимное использование: ты мне, я тебе.
Обычно в основе модели Я+Я лежит вера, что у мужчины изначально свои мужские интересы, и женщина там может быть только временно. Или женщине нужно свое (например, ребенок), а мужчина нужен только как источник денег (статуса, надежности, роли отца или других важных моментов для жизни).
Каждому из нас нужно свое, но вместе и рядом нам быть выгоднее, чем жить отдельно.
Один из признаков семьи Я+Я — желание иметь запасной аэродром: так, на всякий случай.
Семья типа «МЫ»
Что такое семья типа «МЫ»? Это такие отношения двух людей, когда все участники таких отношений становятся как будто одним целым.
Это не какое-то конечное состояние. Можно сказать, что чем более идеальная семья или пара, тем больше они МЫ, а не Я+Я+Я…
Это можно представить как шкалу.
С одной стороны участники семьи могут чувствовать себя абсолютно «САМИ ПО СЕБЕ». Это не очень высокого уровня семья. Очень близко к тому, что ты живешь один. Вы смотрите на мир, принимаете решения только с позиция «Я», особо не рассматривая интересы других участников семьи. На поддержку другого члена такой семьи можно особо не рассчитывать.
А с другой стороны — вы чувствуете себя частью «МЫ». У вас есть ощущение, что вы часть такой общности, как «СЕМЬЯ». Вы смотрите на мир как часть семьи, в своих решениях вы думаете о других членах семьи, учитываете и их интересы. Вы знаете, что вы можете рассчитывать на поддержку других членов семьи, но и вы сами готовы оказать такую поддержку при необходимости. Вы как бы являетесь одновременно всеми членами своей семьи.
И между этими сторонами есть множество промежуточных состояний.
Семья — не семь Я, это МЫ
О разводе не может быть и речи, поэтому у нас два варианта: либо стреляться, либо научиться договариваться
Суть семьи МЫ: забота о нас обоих, о себе и о тебе, о нашей паре. Мы были отдельные, а стали вместе, стали парой: ты становишься частью меня, я частью тебя. «Ты и я — мы одно целое».
В «МЫ»: Ты и я — одно целое, продолжение друг друга. В семье МЫ могут быть элементы сделки, но основа ее другая: пара живет верой в любовь, в то, что другой может о тебе заботиться, как о себе самом.
Тип семьи «МЫ» подходит немногим. Она подходит только тем:
- кто именно такую семью хочет. В реальности таких не очень много.
- кто в возможность такой семьи верит. Молодежь часто в такую семью верит ровно до тех пор, пока не попробует от романтических сказок и «ля-ля» перейти к делу.
- тем, кто такую семью осилит, у кого хватит силы личности такую семью построить.
Семья «МЫ» — существенно более трудная конструкция, чем семья Я+Я. Она реально по силам только людям зрелым, с жизненным опытом и мудростью.
От мужчины она требует умения быть главой семьи, от женщины — готовности поддержать решения мужа. И от обоих — думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах семьи.
Но если пара или хотя бы один в паре с отношениями МЫ не справляется, появляются спорные и просто кривые варианты отношений МЫ.
Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны. Они имеют общие корни, строятся на одном фундаменте. Ведь именно из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создаёт больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения.
С другой стороны, нравы, господствующие в современном обществе, оказывают неизбежное влияние на семью, на характер семейных отношений. Большинство семей даже современные ученые-социологи относят сегодня к кризисным, считая, что в них нет места ни традиционному семейному укладу, ни «эгалитаризму», о котором так любят рассуждать сторонники модернизации семейных отношений. Современная семья стремительно разрушается еще и потому, что сами основы ее формирования нарушены – люди женятся и выходят замуж за случайных знакомых, руководствуясь либо прагматичным расчетом, либо сиюминутными влюбленностями, не имеющими ничего общего с настоящей любовью.
Есть ли место духовности и морали в той семье, которую мы знаем сейчас? Очень редкие семьи могут быть названы в числе духовных, имеющих четкие морально-нравственные принципы. Такие семьи действительно счастливы, поскольку живут не для удовлетворения каких-то меркантильных потребностей, не для развлечений и потребления.
Сущность и смысл настоящей семьи, как считал американский философ и писатель Л. Рон Хаббард, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, как полагают некоторые социологи, а в продолжении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью, именно через семью, род реализует себя, свое назначение. Именно тогда род сможет воплотить, выразить и развить свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность.
Современное общество нуждается в скорейшем духовном возрождении, можно даже сказать – в спасении. Но многочисленные социальные и социокультурные проблемы современного общества не могут быть решены без работы над самим собой, над своими семьями и отношениями в них. Духовное развитие должно стать флагманом совершенствования современной семьи, а начинаться оно должно с выстраивания правильных отношений между супругами.
Современные супруги часто забывают о своих исконных ролях: мужчины как кормильца и главы семьи, женщины как матери, хранительницы семейного очага. В этом и заключается главная проблема современных семейных отношений. Поэтому, чтобы преодолеть духовный и нравственный кризис современной семьи, необходимы возвращение традиционной системы семейных ролей, построение семейных отношений на основе любви и уважения супругов друг к другу.
Соответственно, для того чтобы и дети в будущем создали счастливые семейные отношения, необходимо воспитывать их в надлежащем духе, прививать им с раннего детства правильные моральные принципы, нравственные и духовные ценности. Это не значит, что семья должна полностью изолироваться от любой информации, поступающей «извне», не участвовать в жизни современного общества, но необходимо давать правильную оценку всем происходящим событиям, навязываемым ценностям, транслировать эту оценку детям, воспитывая в них правильное, здоровое отношение к социальным порокам и стремление к духовному развитию, а не к материальному потреблению.
Алена Верухина
А так же по теме:
О сути семейных отношений и крепости семьи
В современном мире, где отношение людей друг к другу становится все более отчужденным и прохладным, усугубляется и кризис института семьи….
Всегда ли любовь – критерий для создания семьи?
Общение – это основа успешных супружеских отношений, которые могут перерасти в прочный союз. Отсутствие общения – это риф, о который…
Православные иконы — защита вашей семьи
Каждая семья, в которой установлена православная икона, постоянно находится под защитой Господа, ведь кто, как не Бог, оберегает нас и…
Хорошо для карьеры, плохо для семьи
В любом справочнике по менеджменту подчеркивается, что для выдвижения на руководящую должность необходимо иметь опыт работы за рубежом. Поэтому многие…
Страница для печати
Оставить комментарий
Структура семьи
Семья разделяет такие вещи, как мечты, надежды, воспоминания, улыбки, печаль и радость. Семья — это клан, который скреплен клеем любви и держится на цементе взаимного уважения. Это убежище от бури; дружественный порт, когда волны жизни становятся слишком большими и бурными. Этого невозможно понять, если не являться членом семьи.
Генеалогическое древо семьи с несколькими ветвями
Существуют множество типов семей с её различной организацией:
- Моногамная семья отличается от полигамной тем, что, как правило, состоит из двух партнеров. В то время как в полигамной семье, один из супругов может иметь сразу нескольких брачных партнеров.
- Семьи могут различаться по количеству детей и подразделяться на несколько видов: бездетная семья; однодетная семья (1 ребенок); малодетная семья (1-2 ребенка); среднедетная семья (3-4 ребенка); многодетная семья (от 5 детей);
- В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Что такое нуклеарная семья? Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей. А сложная семья включает в себя несколько поколений (дедушек, бабушек, сестер и их мужей, братьев и их жён, племянников и т.д.)
- Молодая семья. Семью можно считать молодой, если она отвечает по следующим параметрам: возраст супругов должен быть от 18 до 30 лет; брак должен быть заключен впервые, а продолжительность совместной жизни не должна превышать 3 лет.
- Шведской семьей называется семья, при которой трое человек (двое из которых одного пола) живут вместе. При этом отношения между партнерами могут быть различными и не всегда подразумевать совместный секс.
Есть одно очень важное наблюдение. Важно, чтобы оба члены семьи четко понимали, кто из них в семье является лидером. Не важно, мужчина это или женщина, но они оба понимают, кто это.
Если лидер в семье мужчина, то семья, по некоторым наблюдениям, более счастлива. Возможно это как-то связано с историческим распределением ролей в семье и с физиологией, а конкретно с вырабаткой тестостерона — мужской гормона.
Типы семей
Основным критерием для классификации является состав семьи, т.е. количество людей, являющихся членами семьи.
К примеру, в зависимости от количества родителей
выделяют:
- неполные семьи (только отец или только мать с ребёнком).
- полные семьи (членами семьи являются оба родителя и один или несколько детей).
По числу поколений, входящих в состав семьи
, выделяют:
- нуклеарные семьи (состоят из одного или двух поколений – супругов и их несовершеннолетних детей).
- расширенные семьи (включают также родителей супругов).
В зависимости от количества детей
, проводят следующую классификацию:
- бездетная семья (диада супругов без детей)
- малодетная семья (от одного до двух детей)
- среднедетная семья (три или четыре ребёнка)
- многодетная семья (пять детей и более)
Но, как правило, многодетными признаются семьи, имеющие от трёх детей.
Несмотря на преимущество в виде богатства и разнообразия внутренних связей, способствующих более скорой и эффективной социализации подрастающего поколения, многодетные семьи подвержены многим рискам. Прежде всего экономическим. Так, семьи с большим количеством детей часто становятся малоимущими в результате бытовых расходов.
Малоимущей называется семья, имеющая средний доход на человека меньше прожиточного минимума. Учитывается общий доход семьи, который включает:
- зарплату;
- доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности;
- стипендии;
- пенсии;
- пособия;
- доходы от сдачи в аренду имущества и др.
Статус малоимущей присваивается только в том случае, когда семья по объективным причинам имеет низкий уровень доходов. Финансовый вопрос встаёт остро также и в молодых семьях, которые ввиду, как правило, неопытности членов не всегда могут обеспечить себе выживание, а также рационально контролировать расходы.
Ресурсы семьи: их виды
Муж всё прощает, пока суммарная ценность благодаря жене быстро возрастает. Елена Ермолова
Для удовлетворения потребности членов семьи необходимо обладать определенными ресурсами.
Ресурсы семьи — это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.
Существует несколько видов ресурсов:
- Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
- Материальные ресурсы. Включают в себя любую недвижимость, бытовую технику и транспортные средства передвижения.
- Трудовые ресурсы. Подразумевают под собой членов семьи с их возможностью вести домашнее хозяйство.
- Финансовые ресурсы. Включают в себя деньги, ценные бумаги, банковские счета и т.п.
- Технологические ресурсы. Используется технология ремонта, технология приготовления пищи и т.д.
Семью можно сравнить с компанией. Некоторые компании располагают большим финансовым и технологическим потенциалом, и они способны оказывать большое влияние на жизнь. Быть частью такой компании — очень комфортно и приятно. Но надо помнить — такие компании не сразу строились.
Но некоторые семьи похожи на компании-банкроты. Быть частью их — это вечные потери, нервотрепка, убытки и полное отсутствие перспектив. Но, опять же, эти компании были так созданы и их банкротное состояние постоянно поддерживается.
Психологический климат семьи
Какими словами вы будете называть своих жену и детей, такими они для вас по жизни и будут. Прежде всего, не называйте их «Дорогими»! Стас Янковский
Психологический климат — это характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает из настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Хорошая эмоциональная атмосфера семьи обеспечивает стабильность брака.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Он создается и может меняться. Каждый член семьи создает этот климат и от этих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. И как долго продлится брак.
Для благоприятного психологического климата характерны: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В такой семье каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, а к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи оказывается под угрозой.
LiveInternetLiveInternet
Понедельник, 21 Марта 2020 г. 11:57 + в цитатник Начнем тупо с Википедии! И продолжем дальше! Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества[1][2], характеризующаяся, в частности, следующими признаками[3][4][5][2][6]: союзом мужчины и женщины[3][5][6]; добровольностью вступления в брак[3][2] члены семьи связаны общностью быта[3][4][5][6]; вступлением в брачные отношения[3][4][5]; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей[3][4][5]. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям[7]. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем[8]. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за социокультурным изменением общества[9]. Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком[10], а также легализованные в ряде стран однополые союзы[11]. Содержание 1 Определение семьи 2 Семья в демографии 3 История 4 Семейный цикл 4.1 Семейная структура в демографической статистике 5 Типы семьи и её организации 6 Социальная характеристика семьи 7 Функции семьи 8 Семейная психология 8.1 Психологический климат семьи 9 Семейные традиции 10 См. также 11 Примечания 12 Литература 13 Ссылки Определение семьи Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества. Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования[12][13]. Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами[14]. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью[15][9]. В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми)[12]. В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления[16]. Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи[17]. Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klaus Schneewind)) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям[18]: Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов. Пространственная и временная ограниченность. Закрытость, межличностная интимность. Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом. Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество»[19]. На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком»[20], а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка»[21]. Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения. История Святое семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем. Картина Аньоло Бронзино, ок. 1530 Старинная семья (картина Франсиско Гойя) Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности[26][27] (ср. лит. Zeme: Земля). В древнеславянском и древнерусском языке слово сѣмия означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов[28]. Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена, Л. Моргана[29], М. М. Ковалевского. В том числе было показано, что тип семьи в высокой степени преобладал характер дальнейшей эволюции соответствующего общества[30]. До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья[источник не указан 1913 дней], в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает Кон И. С. — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид[31]. Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х гг. петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20 %, а среди 30-39-летних — только 17 %. Это значит, что материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью женщины, становится лишь одной из её социальных идентичностей. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с эгалитарными, сопровождаясь жёсткими взаимными обвинениями мужчин и женщин. Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах — с конца 1980-х — начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи был кратко сформулирован Дирк ван де Каа[32]: переход от «золотого века» брака к конкубинативному союзу; переход от пары «ребёнок-король с родителями» к «паре королей с ребёнком»; переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению; переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства[33]. Семейный цикл С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией) прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей Семейная структура в демографической статистике Эволюция типов семьи в США с 1970 по 2000 гг.[34] Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам: размер семьи (число её членов); тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная) Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми. Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства. число детей в семье малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста) среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики) многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений) Примечательно, что в России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей (за демографические достижения вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Типы семьи и её организации Современная американская семья, включая всех родственников, среднего класса со Среднего Запада[35] Современная испанская семья, включая всех родственников[36] При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации. В зависимости от количества партнёров: моногамная семья — состоящая из двух партнёров полигамная семья — состоящая из более двух партнёров многожёнство (полигиния) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов шведская семья — семья, основанная на полиаморных отношениях между тремя партнёрами В зависимости от пола партнёров: разнополая семья — «традиционная» семья, образованная одним мужчиной и одной женщиной; однополая семья — семья, образованная двумя лицами одного пола (двумя мужчинами или двумя женщинами). В зависимости от количества детей: бездетная, или инфертильная семья; однодетная семья; малодетная семья; среднедетная семья; многодетная семья. В зависимости от состава: простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть: элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц. В зависимости от отношений между родителями и детьми: родители проживают с родными детьми и до вступления в брак других детей у них не было; хотя бы у одного из родителей уже были дети до вступления в данный брак, эти дети могут проживать как в данной, так и в другой семье (сводная семья); семья, в которой дети усыновлены (приёмная семья)[37]. Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера: эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т. д.); экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т. д.) запрещается. В зависимости от места человека в семье: родительская — это семья, в которой человек рождается; репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам. В зависимости от проживания семьи: матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены; патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа; неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей. Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в некоторых культурах и имя), и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальными. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи. Вопросами классификации современных семей занимался Торохтий В. С.[38] Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов. Об особенностях демографического развития семьи в России можно узнать из статьи «Демографическая ситуация в Российской Федерации». Социальная характеристика семьи Наименование групп семей Факторы, характеризующие данную группу 1-я группа (оптимальная), Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная. 2-я группа (хорошая) Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная. 3-я группа (удовлетворительная) Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная. 4-я группа (неудовлетворительная) Наличие в семье двух и более неудовлетворительных из перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический. климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная. Функции семьи Социологи выделяют несколько функций семьи[39]: Репродуктивная: рождение потомства. Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств. Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи. Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил. Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите. Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение. Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация. Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей. Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах[40]. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции: а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям; б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей[41]; вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному г) образовательно-воспитательная — (социализация[42]). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях[43]; Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям; д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция[41]. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психологический климат семьи В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая а, «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Важным фактором, влияющим на психологический климат семьи, является её состав, так в неполных семьях с детьми, чаще всего формируется неблагоприятный психологический климат[44]. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи. В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентаций, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи». Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и, прежде всего, характеризуют степень её благополучия. Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие личности — Семейная сплоченность и эмоциональный климат семьи должен всегда поддерживаться; — Несправедливая критика, агрессия негативно влияют на формирование личности; — Завышенные требования также могут подтолкнуть к проявлению психических нарушений; — Влияние стрессоров. Стрессоры — это факторы, влияющие негативно на психическое становление личности в то время, когда проходят критические периоды, во время которых нарушается психическое равновесие (развод родителей, болезнь или смерть близкого, новая беременность матери, личные проблемы при вступлении в подростковый возраст, смена коллектива или школы); -Гиперопека и гипоопека. Семейные традиции См. также: Семейные ценности Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. В. Сатир здоровыми считала[45] семьи, в которых: каждый член воспринимается как равный другим; доверие, честность и открытость являются существенными; внутрисемейное общение является конгруэнтным; члены поддерживают друг друга; каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом; отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе; существенное место занимают традиции и ритуалы; члены принимают особенности и уникальность каждого из них; уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); чувства каждого члена принимаются и прорабатываются. В свою очередь, дисфункциональная семья, по мнению российских психотерапевтов Марика и Эв Хазиных, характеризуется: Отрицанием проблем и поддержанием иллюзий. Отсутствием интимности. Жесткостью и косностью правил и ролей. Конфликтными взаимоотношениями, в том числе скрытыми. Проблемами с личными границами членов семьи: они либо смешаны, либо жестко разделены. Поддержанием видимости благополучия. Полярностью суждений: «Все лжецы, мы — честные». Абсолютизирование контроля главы семьи[46]. Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли», «мужчина — оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье — домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости». К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)»; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания. «Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.»[47]. Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.
Процитировано 1 раз
Нравится Поделиться
0
Нравится
- Запись понравилась
- Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось
0
Семья и ребенок
Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Особенно важную роль семья играет в жизни ребенка. Когда мы вырастаем, мы часто покидаем родительское гнездо для того, чтобы наладить свою собственную жизнь и в перспективе создать собственную семью. Но к этому моменту мы уже получили от родителей все, что нам было необходимо, чтобы решиться отправиться в самостоятельное плавание.
Обучение. Глядя на родителей, мы учимся не только повторять за ними простейшие действия, но и взаимодействовать с окружающим миром. В детстве папа и мама учат нас, как правильно держать вилку или как чистить в зубы. А потом, сами того подчас не осознавая, на примере родителей мы учимся, как необходимо вести себя с другими людьми: с противоположным полом, с друзьями, с надоедливыми соседями и т. д.
Моральная поддержка. Человек, у которого есть семья, никогда не будет одинок. Безусловно, отношения внутри семьи у всех складываются по-разному. Но если вы растете в нормальной, любящей семье, вы всегда можете рассчитывать на поддержку со стороны близких. Они и утешат вас и помогут советом, а если потребуется, то и делом.
Экономическая поддержка. До определенного момента человек не может обеспечивать себя самостоятельно и все наше детство нас содержат родители. Так поступают не только люди, но и животные, которые заботятся о своем потомстве, пока те не достигнут определенного возраста. Людей от животных отличает то, что этот процесс, как правило, взаимный. После того, как вы вырастаете и встаете на ноги, уже вы начинаете помогать родителям как финансово, так и морально и физически. По мере того, как человек стареет, он все больше становится похож на ребенка, которому во всем нужна помощь. Не зря говорят в народе – что стар, что мал. В этом вопросе многое зависит от воспитания.
Суть и смысл семьи — дети.
Присоединяйтесь
- RSS
Секреты крепкой семьи
Если бы детей можно было (точнее, разумно было, человечно было) производить в колбах-инкубаторах, как цыплят, семья никогда не стала бы социальным институтом, особого рода учреждением, находящимся под защитой государства. Сходитесь-расходитесь, как на танцах, коль скоро это касается лишь вас самих.
Но доколе человек останется человеком и человеческое общество — человеческим, для воспроизведения потомства гомо сапиенс по образу и подобию родителей как в психологическом, так и в социальном отношении существует только одна колба-инкубатор — семья (сегодня, разумеется, в органическом единстве с общественными учреждениями обучения и воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле — непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа, наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие учреждений образования и культуры.
В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях к каким-нибудь «святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них по меньшей мере с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия «разошлись»: можно жить семьей и не иметь детей — это ваше личное дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие западногерманские семьи бездетны.
Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к самоубийственным последствиям для общества. Но это — для общества. А для личности, для самого человека, для нас с вами?
Когда впервые довелось услышать, что ребенок всегда и при всех обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, ушам своим не поверил, хотя имею вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить столько сил? Ну что он может дать?
Оказывается, очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее. Все это — одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро «окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым, в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия»— единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли, А сейчас разве они нам помощники? Устраивай, устраивай, устраивай, покупай, покупай, покупай без конца, а потом — бац: внук на твою же шею, и все начинай сначала. Разве они нам союзники? У нас — свой труд, быт, досуг; у них — свой. Не пересекающиеся. А пенсия у нас теперь собственная есть: ее нам платит государство.
Слушаешь и диву даешься, сколько тут нагромождено вздора. Во-первых, ребенок с малых лет может и даже должен быть твоим помощником. И еще каким! Только, конечно, не в тех формах, как раньше. Он может и должен быть союзником. Мало того — другом, самым надежным и верным другом. А пенсию государство выплачивает в виде денег — квитанций на покупку товаров и оплату услуг; Кто же произведет товары и окажет услуги? Дети, подросшие в тех семьях, которые взяли на себя дополнительный труд воспитать кормильцев себе и вам. Из этого, кстати сказать, проистекает в современных условиях объективная необходимость государственной, общественной заботы о всех детях как о наших с вами будущих общих кормильцах.
Но государство — государством, это особый предмет разговора. А сами-то мы с вами? Разве не видна разница между старостью, окруженной любовью и заботой подросших детей, внуков, правнуков, и старостью в одиночестве, пусть даже вдвоем и на всем готовом? Это — две совершенно разные старости, независимо от величины пенсии и уровня бытовых удобств.
Правда, есть еще и третья старость: когда чрезмерное себялюбие или чрезмерное чадолюбие делает твоих детей, внуков и правнуков чужими тебе. Но тут уж ты сам виноват.
Социальные прогнозы говорят о том, что в будущем забота о детях станет для родителей легче.
Улучшатся еще более наши жилищные условия, и у большего числа детей появятся свои собственные отдельные комнаты с соответствующей обстановкой — до домашнего «миниспортгородка» включительно. Будет полностью удовлетворена потребность, пока еще довольно острая кое-где, в детсадовских местах, и ребенка не надо будет тащить через весь город в ведомственный детсад. Сократится рабочая неделя работающей матери с малолетними детьми, и все больше матерей (а также отцов, бабушек и дедушек) посвятят час-другой в неделю тому, чтобы прийти в «свой» детсад рядом с домом помочь воспитательнице: поиграть с детьми, рассказать им сказку, показать им разные навыки труда, рассудить их споры, погулять и т. д. Все больше и больше семей станут проводить свой отпуск в специальных «семейных» домах отдыха и санаториях. Больше появится детских театров и кинотеатров, клубов по интересам для отдыха семьей. Все так. Но и тогда, и сейчас было, есть и останется нечто более ценное в общении малыша со взрослым, равно важное и тому, и другому, а в некоторых — в целых трех отношениях — даже важнее для взрослого.
Нам уже приходилось говорить, что одна из основных социальных потребностей каждого человека — в самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтобы хоть в чем-то был Учителем. Это — не честолюбие. Это — нормальная потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко, как если бы его унижали. Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках, наконец, просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в самоутверждении.
Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Но каждому можно — и для полноценной жизни даже нужно — стать в точности таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей. Ежедневные сто тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный! Если бы только он мот понять, от чего он отмахивается, как от назойливой мухи, и на каких пустяках пытается затем строить свое самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он мог понять, что в одном случае имел шанс выступить как Учитель, а в другом выглядел, как пошлый шут.
Ответить на вопрос ребенка — это значит заставить его/ посмотреть на мир вашими глазами, стать его проводником в хорошо вам знакомом, а для него — совершенно новом мире. Что может быть возвышеннее и отраднее? «Если бы молодость знала, если бы старость могла»,— жалуются старики. Что же, есть возможность помочь молодости знать больше. Только не надо тешить себя тщеславной и глупой надеждой, будто каждое ваше слово будет воспринято ребенком как руководство к действию и каждому вашему совету или указанию он последует в точности. Сами подумайте, что получилось бы, если бы мальчишки и девчонки вдруг набрались вашей житейской мудрости и сделались маленькими старичками. Нет, они сами должны пройти свой жизненный путь, включая свои собственные глупости и ошибки. Ибо человеку свойственно ошибаться, а для нас важнее всего, чтобы подрастающему поколению ничто человеческое не было чуждо. Хотя от нас немало зависит, чтобы неизбежные глупости у молодых были минимальны, а неизбежные ошибки — поправимы.
Он будет во многом не похож на вас, ваш ученик. Что же, вы ведь не венец творения. И если считать вас точкой в истории человечества, то, разумеется, не последней. Зато он в известной мере — ваше произведение не только в физическом, но, главное, в духовном, интеллектуальном, моральном отношении. Не всем дано жить после смерти в книгах, картинах, архитектурных сооружениях. Но каждый может продолжить свою жизнь в своих воспитанниках, даже если его будут нечасто вспоминать и не во всем ему подражать.
Это еще не все. Есть и еще одна сторона общения с ребенком, не менее чудодейственная для взрослого.
Самые жизнелюбивые, самые жадные до жизни люди ухитряются прожить за положенный им судьбою срок как бы несколько жизней, каждая из которых по богатству впечатлений, встреч, творений равна обычной, заурядной. Но это опять-таки дано сравнительно немногим. А протянуть руку ребенку может каждый. И увидеть мир его, ребенка, глазами. И попробовать временами жить его, ребенка, жизнью, параллельной вашей собственной. В какой-то мере, повторяя свое детство, а в какой-то,— вступая в совершенно новую жизнь. Только не надо навязывать этой новой жизни привычные вам правила старой. Из этого ничего хорошего не получится. Просто попытайтесь составить ему компанию в его, не в вашем, мире. И ему, ребенку, будет хорошо, и вам — не хуже.
В своей «первой» жизни, например, вы давно разучились удивляться чему-нибудь. Подумаешь, всякое бывает! А в своей «второй», ребячьей, не перестаете радостно удивляться открытию за открытием. В своей «первой» вы устали от впечатлений, вас не трогают больше ни красоты природы, ни красоты архитектуры, ни новые города, ни старые улицы. А вместе с ребенком —. лавина впечатлений, как много лет назад. Один вы, скажем, ни за что не пойдете ни в цирк, ни в зоопарк.
В первый — потому, что вам неприятно ожидание «как бы кто не упал» или «как бы кого не загрызли», во второй — потому, что жалко зверей в клетках. А с ребенком все это выглядит совсем иначе: поразительно, увлекательно, празднично.
И это еще не все. Существует и третья, столь же чудодейственная сторона.
Ребенку мир представляется не просто новым, а иногда пугающим, чаще непонятным. И все же главное (если не испортить впечатления) — он представляется ему радостным, чистым, благородным. И, приобщаясь к миру ребенка, вы приобщаетесь к его, ребенка, видению мира, получаете свою долю радости, возвышенности, оптимизма. Помните знаменитую сцену из «Войны и мира», когда князь Андрей, будучи в сквернейшем расположении духа, случайно услышал ночью голос Наташи, любующейся лунным пейзажем: «…Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня,— сказала она почти со слезами в голосе.— Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что-то отвечала.
— Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо,— и полетела бы. Вот так!»
Напомним, что князь Андрей, которому такое видение мира было, мягко говоря, чуждым, невольно прислушивался к ее говору. «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул». А утром, после встречи с не менее знаменитым расцветшим старым дубом, «…на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год,— вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.— Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Вот что способен дать ребенок взрослому человеку. Разве это сопоставимо с тем, что может дать взрослый ребенку, чего бы и сколько бы он ни давал?
В интервью газете «Русское слово» (1908 г.) Л. Н. Толстой вновь вернулся к тому же вопросу. «Пока скажу,— заявил он корреспонденту,— что лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество. Вот почему из всех вопросов жизни, волнующих людей, самый важный, мировой вопрос — воспитание детей…»
Мы по справедливости восхищаемся детским словотворчеством, о котором так ярко рассказал К. И. Чуковский в своей широкоизвестной книге «От двух до пяти». А ведь «новые» слова — лишь часть удивительного мира, который открывают нам наши собственные дети. В древнегреческом театре родилось такое понятие: «катарсис» (очищение). Это когда зрители настолько сопереживают с тем, что происходит на сцене, что их душевное состояние как бы «очищается», облагораживается, возвышается. Человек готов совершать подвиги, ему хочется быть лучше, чем он был «до того». В отличие от классики не всякое произведение искусства способно вызвать катарсис. Ребенок, если не помешать ему, способен.
Спасибо ему за это.
И позавидуем хорошей завистью тем, кому посчастливилось таким образом еще раз приобщиться к светлому миру детства.
Перечитал написанное, и пришла в голову странная мысль: до сих пор призывали как следует воспитывать детей, а тут местами звучит нечто вроде призыва обзаводиться самими детьми. Нужен ли такой «призыв»? Не достаточно ли положиться на родительские инстинкты материнства и отцовства, которые никогда не подводили человечество даже в самые тяжелые времена?
«Призывать» кого-либо обзаводиться детьми действительно ни к чему. А вот разъяснить, что именно скрывается за словосочетанием «чрезмерное падение рождаемости» и для личности, и для общества в целом, на наш взгляд, необходимо. Разъяснить, что общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя, добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты — инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми, возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.
Конечно, без детей меньше проблем. Но жизнь должна иметь смысл. Этим смыслом Не может быть труд ради труда. Этим смыслом может быть только труд, как первая жизненная потребность, во имя всестороннего развития личности. А такое развитие немыслимо, если из него выпадает одна из важнейших сторон — общение с детьми, которые дают взрослые больше, нежели те — им, которые помогают полноценному становлению и развитию личности, которые делают полноценной жизнь взрослого человека.
Дети — суть и смысл семьи. Потому что они — наше будущее. Потому что они — твое будущее. И завтра, и через много лет.
И. БЕСТУЖЕВ-ЛАДА
Семья и родители
Семья – самое важное в жизни. У тебя могут быть удачные дни, могут быть отвратительные, но вечером каждого дня дома тебя кто-то будет ждать.
Если говорить о том, что дает семья родителям, то здесь встает вопрос о том, зачем люди заводят детей. Что дает семья человеку, понятно. Семья – это тихая гавань, в которой тебя поймут, помогут и выслушают. Именно ради этого большинство людей женятся и заводят семьи. Но зачем заводить детей? Если не брать во внимание тот факт, что размножение – это естественный процесс, который свойственен всем живым существам и является основой развития и существования вида, то можно сказать, что рождение детей служит нескольким целям:
- это символ любви двух влюбленных, которые видят ее воплощение в детях;
- это способ сплотить семью и попробовать себя в новой роли;
- дети, как бы корыстно и себялюбиво это не звучало, часто служат для воплощения идей, желаний и стремлений родителей, которые сами они не сумели реализовать.
Роль семьи в жизни общества
Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества. Гюго В.
Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные. Бэкон Фрэнсис
Семья – это самый древний и самый прочный институт семейных отношений, который существует уже многие века. Что дает семья обществу:
- В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями. Когда не существовало письменности и все знании передавались, что называется, из уст в уста, только родители способны были передать своим детям знания, которые они приобрели на собственном опыте. Те, в свою очередь, сохраняли и приумножали эти знания, передавая их своим детям. Так двигался прогресс.
- Дети, которые растут в здоровых семьях, более эмоционально стабильные и уравновешенные, у них есть очень хорошая база для дальнейшего развития.
Семейное счастье
Секрет семейного счастья: женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно его встречать.
Чтобы создать прочный фундамент в семье, необходимо работать над собой и развивать нужные качества. Они помогут пережить вам вместе и взлёты, и падения. Будьте ответственны за ваше счастье и помните, что оно для вас общее. Никаких «я» в семье не существует, есть только «мы». Так вы создадите крепкую и счастливую семью.
Семья — как лодка, в которой плывут все вместе
А для ребенка, семья — это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы это развитие осуществлялось, вы должны уделять внимание воспитанию ребенка и проводить с ним различные занятия.