О развитии самосознания личности план-конспект занятия (9 класс) на тему


Что такое самосознание

Самосознание

– это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

  • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
  • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Сущность самосознания и его структура в разных концепциях

Определение 1
Самосознание – это особая форма осознания человеком самого себя и своей сущности, которое проявляется в виде самовосприятия, самооценки, самоконтроля.

Благодаря самосознанию человек выделяется среди всех живых существ, потому что только человек может психическую деятельность обращать на свой внутренний мир, формировать образ «Я».

Развитие самосознания происходит от элементарных форм, таких как самоощущение, самовосприятие к более сложным – самооценка, саморефлексия, самопознание.

Самосознание, считает А.Г. Спиркин, включает осознание парциальных характеристик, благодаря которым человек получает возможность целостной оценки себя и своего места в жизни.

В отношении самосознания сходными являются позиции И.И. Чесноковой и В.В. Столина, которые считают самосознание неразрывным единством таких самостоятельных внутренних процессов как самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения в обществе. Говоря другими словами – это видение себя как бы посторонним взором.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Самооценка личности в структуре самосознания 490 руб.
  • Реферат Самооценка личности в структуре самосознания 230 руб.
  • Контрольная работа Самооценка личности в структуре самосознания 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Иную точку зрения имеет В.С. Мерлин, который относит самосознание к субъекту деятельности, а не личности непосредственно. Он понимает самосознание как осознание человеком собственной личности как субъекта деятельности.

В.С. Мухина больший акцент делает на отношение к отдельным звеньям самосознания, считая, что самосознание представляет собой ценностные ориентации, которые образуют систему личностных смыслов и составляют индивидуальное бытие личности.

Структура самосознания включает три компонента:

  • когнитивный,
  • оценочный,
  • поведенческий.

Когнитивный компонент или самопознание является знанием человека о самом себе, складывающемся в определенный образ «Я», включающий «реальное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я».

Оценочный компонент или самоотношение – это отношение к тому, что человек знает о самом себе, как оценивает собственные качества, в результате формируя самооценку. Формирование самооценки происходит на основе сопоставлений себя с другими людьми, мнений о себе. Самооценка, связанная с уровнем притязаний личности, может быть завышенной, заниженной, адекватной, неадекватной.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Поведенческий компонент или самореализация опирается на самооценку. Исходя из уровня самооценки и её адекватности, человек может вести себя по-разному.

В самосознании выделяется природный уровень – выделение субъекта из среды, социальный уровень – сравнение себя с другими, личностный уровень связан с рефлексией. Кроме этого самосознание выполняет определенные функции – формирование себя как неповторимой личности, т.е. приобретение собственного образа «Я», а также самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности в жизнедеятельности.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

  • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
  • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
  • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

  1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).
  2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.
  3. Примерка на себя видимых качеств других людей.
  4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.
  5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

Психология

Самосознание в структуре личности

Понятие о самосознании. Взаимосвязь между сознанием и самосознанием Нейропсихологические механизмы развития сознания и самосознания

Самосознание личности

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину): · сознание отличия себя от остального мира; · сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; · сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; · социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: · выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); · осознание своей активности — «Я управляю собой»; · осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); · моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта. В структуре самосознания можно выделить: · осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); · осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); · познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человека: · отношение к себе; · отношение к другим людям; · ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: · эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»); · группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к нашей группе, он — хороший»); · просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); · эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром и с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в ношении к другому человеку»).

Понятие о самосознании. Взаимосвязь между сознанием и самосознанием Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение |к окружающей среде, к другим людям. Выделяют следующие свойства сознания: · построение отношений; · познание; · переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность человека по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность человека по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко). Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: · биодинамические свойства движений, опыт действий; · чувственные образы. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: · значение; · смысл. Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: · рождается в бытии, · отражает бытие, · творит бытие. Функции сознания: · отражательная, · порождающая (творчески-креативная), · регулятивно-оценочная, · рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

· отражение мира, · мышление о нем, · способы регуляции человеком своего поведения, · сами процессы рефлексии, · свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: · образ, · операционное и предметное значение, · осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые мы и овладеваем через использование языка. Взаимодействие сознания и подсознания В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализировать. Выделяют: · подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; · собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры. Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него возрастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать, сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил её в основу терапевтической практики психоанализа.

Психоанализ — это поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожная помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает: · поиск очага (его вспоминание); · вскрытие его (перевод информации в словесную форму); · переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью; · ликвидацию очага возбуждения; · нормализацию психического состояния человека. Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах. Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни. Психические состояния человека Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: · мотивационно-побудительное; · эмоционально-оценочное; · активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т. е. психические состояния определенных общностей людей (микро и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний — общественное мнение и общественное настроение. Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец). Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью. Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустрация — толерантность и т.д.). Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

· в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные; · в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; · в зависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; · в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т. д.; · в зависимости от влияния на личность — положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; · в зависимости от степени осознанности — состояния более или менее осознанные; · в зависимости от причин, их вызывающих; · в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки. Можно выделить типичные положительные (стенические) – любовь и т.д. и отрицательные (астенические) – горе, например, психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации, в экстремальных условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности. В состоянии психической напряженности следует выделить состояние сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т. е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями. Состояния сна. Роль сна Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям: · сон, рассматриваемый как период отдыха; · состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру. В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Так, недостаток сна существенно сказывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыслительная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после 2—3 дней лишения сна. Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый, парадоксальный сон» в зависимости от особенностей мозговой активности.

Согласно гипотезе Хартмана (1978), отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации. Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность, вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971) показали, что сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание. Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, т. е. сновидения представляют собой механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеобразным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное бессознательное способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных событиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душевных болевых точках и т. п.).

Список рекомендованой литературы 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 2. Асмолов А. Г. Психология. — М., 1990. 3. Джеймс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991. 4. Зинченко В. П. Мифы сознания и структура сознания // Вопр. психологии. — 1991. — № 2. — С. 15-36. 5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 6. Рубинштейн С. Л. Основи общей психологии. — М., 1948. 7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972. 8. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. — М., 1977. 9. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресе, 1990.

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть
    – осознание человеком всех сторон собственной личности;
  2. самооценка

    – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция

    – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний
    . Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый
    . Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом
    . Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция

. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание

– это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Индивидуальность

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты

. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Реферат на тему: Возникновение и развитие самосознания человека.

Реферат на тему:

Возникновение и развитие самосознания человека.

Содержание

Введение

  1. Возникновение и развитие самосознания человека.
  2. Управленческое самосознание

Заключение

Список литературы

Введение

Необходимость подчеркивания бытийного статуса сознания связано с тем, что в философско-психологической литературе сознание часто отождествляется с самосознанием. Самосознание при этом понимается как отношение к действительности, т.е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная «очевидность» сознания стала возможной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание — настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.

Сознанию присущ статус бытия: оно есть в практике реальной жизни и для целей этой жизни. Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек.

Основная психологическая задача состоит в анализе процесса развития индивидуального сознания, процесса становления рефлексивного сознания. Как предмет собственно психологического анализа сознание выступает в форме практики сознания. Практика сознания есть процесс овладения сознанием, преодоление полной поглощенности текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание самости. Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно — познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

1. Возникновение и развитие самосознания человека

Для более глубокого понимания природы и функций самосознания, тех его элементов, которые наиболее значимы в управленческой деятельности, представляется целесообразным обратиться к анализу различных точек зрения на возникновение и развитие самосознания человека.

В.Н. Мясищев главным критерием возникновения самосознания считал способность ребенка выразить эмоциональное отношение к себе.

Некоторые исследователи, в том числе и И.С. Кон, считают периодом возникновения и становления самосознания подростковый и юношеский возраст, отмечая, что отдельные компоненты его структуры формируются в более ранних возрастных периодах, но лишь в подростковом возрасте они синтезируются и приобретают характер новообразования.

Значительный интерес вызывает точка зрения, высказываемая В.В. Сталиным. Он считает, что существует несколько предпосылок, несколько источников возникновения самосознания, причем каждый из них знаменует один и тот же процесс (развитие самосознания), но на более высоком уровне. Первым источником автор считает начало двигательной активности, когда у ребенка появляется смутное представление о собственном существовании, вторым — овладение речью и третьим — перерастание непроизвольных действий в произвольные.

В.В. Сталин также высказывает мнение о том, что можно, рассматривать процесс развития самосознания и с точки зрения составляющих элементов его структуры, то есть более полно анализировать обстоятельства, при которых возникают те или иные феномены самосознания. В своих работах он рассматривает возникновение и развитие таких феноменов самосознания, как самовыделение, уподобление и дифференциация, действующее и рефлексивное «Я» и др.

Обращаясь к проблеме стратегии жизни, КА. Абульханова-Славская подчеркивает важность для каждого человека научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, для чего необходимо знание, понимание самого себя. «Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрыть в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности». Самовыражение психологи связывают с проявлением индивидуальности. Отмечается, что адекватная оценка себя (самооценка) важна как для определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции, так и для активной реализации этой позиции. Отношение к себе, помимо самооценки, должно включать в себя постоянную потребность в самопознании.

КА. Абульханова-Славская подчеркивает важность способности к внутреннему диалогу в формировании образа «Я». Диалогичность сознания человека была определена М.М. Бахтиным. «Неразвитый образ самого себя, неспособность к рефлексии, к адекватным оценкам … своей личности в целом, приводит человека в состояние «внутреннего тупика», когда он знает самого себя хуже, чем тех людей, с которыми непосредственно общается. Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, непроверенных мнений или, напротив, фиксированных (раз и навсегда) установок».

В исследовании К.А Абульхановой-Славской выделены различные типы личности по характеру связи само- и взаимооценивания. Автор на основе экспериментов утверждает, что одновременно осуществляемая встречная оценка людьми друг друга позволяет каждому более адекватно строить ожидание оценок от других и оценивать себя. Способность видеть себя и «изнутри, и извне», гармоничное согласование этих видений служит основой адекватного самосознания.

Результаты проведенных ею исследований оценочно-самооценочных отношений личности представлены в виде восьми типов.

Эгоцентрический тип. Самооценка, вне связи с оценкой себя другими и своей оценкой других, — постоянная, высокая..

Коллегиальный тип. Самооценка, даваемая через сравнение себя с другими, опора на оценки других и себя другими, — постоянная положительная.

Директивный тип — с положительной, эгоистический — с отрицательной репутацией. Самооценка через свою «репутацию», то есть через оценку себя другими, преобладание негативных оценок в адрес других.

Функциональный тип. Самооценка через сравнение с другими, но путем ориентации на нормы, а не на их отношение. Самооценка средняя, непостоянная; потребность оценивать других и получать их оценки выражена слабо.

Инициативный тип. Самооценка проявилась как уверенность в хорошем отношении других и, вместе с тем, как потребность их критически оценивать.

Рефлексивный тип. Рефлексивность и самокритичность вне связи со своей оценкой других и оценкой себя другими. Самооценка непостоянная.

Рефлексивный (второй) тип. Самооценка неопределенная, невыраженная, вне связи с другими: есть потребность в оценке другими, но нет потребности их оценивать.

Противоречивая низкая самооценка. Есть потребность оценивать других, но нет потребности в их оценивании.

Таким образом, самооценка, по мнению КА Абульхановой-Славской, может формироваться путем противопоставления собственного мнения о себе мнению окружающих, а может брать за основу мнение других, но отказываться от их реальных оценок.

В зарубежных исследованиях достаточно четко прослеживаются два направления исследования проблемы самосознания: конкретно-научное, чисто психологическое направление, стремящееся раскрыть механизмы формирования самосознания, его этапы, исследующее проблемы саморегуляции, самоконтроля и самооценки; и философско-психологическое, тесно связанное с исследованием духовного мира человека, поиском смысла его существования.

Среди представителей первого направления значительный интерес представляют работы американского психолога Дж. Мида. Он исходит из того, что человек всегда является объектом отношения других людей. Самосознание же — это преобразованная и перенесенная внутрь точка зрения других по поводу человека как субъекта. К значимым отношениям в этой связи Дж. Мид относит детско-родительские отношения братьев и сестер, а также воспитателей и учителей. Отечественная психология считает такую позицию достаточно противоречивой. В частности, Г.М. Андреева критиковала ее за отрыв сознания от деятельности и социальных условий.

Важная роль проблеме самосознания отводится в трудах К. Левина. Для него наибольший интерес представляет так называемый «целевой подход», целевая структура индивида. Было установлено, что выбор цели управляет многими факторами, в том числе опытом, системой ценностей, социальных и культурных норм и, следовательно, оказывает значительное воздействие на самосознание личности.

Другим вкладом К. Левина в исследовании в области самосознания явилось выявление так называемых «конфликтных смыслов», когда самосознание человека содержит внутренний конфликт, вызванный, например, тем, что человек вынужден выполнять деятельность, которая ему неприятна.

Э. Эриксону принадлежит идея уровневой концепции развития самосознания; различные стадии развития самосознания, выделенные этим исследователем, одновременно являются и уровнями его развития, как бы демонстрируют степень его развитости. Такой подход, в значительной степени, близок отечественной психологии, хотя в содержательном плане тяготеет к психоаналитическому направлению.

Существенный интерес вызывают работы психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне).

Ведущий представитель гуманистической психологии А. Маслоу выделил потребность личности в самоактуализации, необходимым условием которой является осознание личностью ценностей бытия: истина, красота, добро древних, совершенство,, простота, всесторонность. Пути самоактуализации — это выбор возможностей роста и принятие ответственности за свой выбор, период подготовки к реализации своих возможностей, постоянный труд; это высшие переживания, раскрытие собственного «Я».

Известный психолог и психотерапевт Ю Роджерс считает главной задачей развития личности достижение такого состояния самосознания, при котором человек полностью понимает и принимает самого себя. Важную роль в решении этой задачи ученый отводит психотерапевтической помощи; значительного внимания заслуживает также его идея о том, что целый ряд изменений, собственно — развито самосознания — может быть достигнуто в результате довольно интенсивного общения групп людей, не связанных между собой какой-либо определенной целью.

Не менее значимой представляется мысль К. Роджерса о том, что человек есть личность, постоянно создающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Человек способен преобразовываться в своем внутреннем мире, давать оценки своей жизни, которые нельзя полностью или адекватно передать, описывая только его состояние или его бессознательное. Это положение обращает внимание на то, что самосознание не есть некая застывшая психологическая структура. Полагая самосознание одним из основных психологических элементов личности, К. Роджерс также видит в нем непрерывный процесс изменений и развития.

Разделяющий вслед за А. Маслоу и К. Роджерсом гуманистический взгляд на человека английский психолог Р. Берне, отстаивающий «признание естественной и, непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания», считает, что «формирование здорового самосознания личности, стремящейся к знаниям, полной веры в свои силы» является основной проблемой воспитания.

«Я — концепция», в определении Р. Бернса, — «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой», которая включает описательную составляющую «Я — образ» и оценочную (самооценка или принятие себя) и «совокупность установок, направленных на себя», содержащая три элемента: убеждение, эмоциональное отношение к этому убеждению и соответствующую реакцию. Применительно к «Я — концепции» эти три элемента установки конкретизируются следующим образом

образ «Я» — представление индивида о самом себе;

самооценка — аффективная оценка этого представления;

потенциальная поведенческая реакция, то есть те действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Работа Р. Бернса интересна тем, что автор рассматривает вопросы формирования «Я — концепции» в процессе школьного обучения: роль обратной связи, реакций, ожиданий других в развитии «Я — концепции»; взаимосвязь между самооценкой школьника и его успеваемостью; педагогические условия повышения самооценки детей в процессе школьного обучения и др. К последним Р. Берне относит психологический тренинг, психологическое консультирование, взаимопонимание и эффективное взаимодействие учителя и ученика.

Обобщенный психологическо — философский подход к проблеме самосознания представлен в работах психологов — экзистенциалистов Э. Фромма и В. Франкла. Их взгляды обращены, главным образом, к поиску смысла существования человека как ключевого звена, осознания им своего места в мире.

Э. Фромм таким смыслом считает любовь как средство единения с окружающими, преодоления чувства разобщенности с миром и другими людьми. По его мнению, такое единение способствует осознанию человека таким, каков он есть, раскрытию его сущностных сил, самореализации.

В. Франкл анализирует понятие «экзистенциального вакуума» — утраты человеком жизненного смысла, приводящей к конфликту самосознания как субъективного продукта личности и активности личности как объективного условия ее существования.

Как видно из вышеизложенного, позиции, занимаемые отечественными и зарубежными исследователями, имеющие определенные различия, во многом совпадают. К таким совпадениям можно отнести ряд принципиальных положений, касающихся развития самосознания, его структуры, смыслообразующей функции самосознания для личности.

Управленческое самосознание

Как достичь успеха, стать мастером в своей профессии? Как определить свои сильные и слабые стороны? Как профессионально совершенствоваться? Ответы на эти вопросы связаны с профессиональным и управленческим самосознанием.

Н.В. Кузьмина называет управленческое самосознание одним из важных компонентов руководителя.

ИА. Зимняя подчеркивает объединяющую, цементирующую роль управленческого самосознания в становлении руководителя. Она указывает на необходимость проведения целенаправленной постоянной профессионально-педагогической подготовки менеджеров к управленческой деятельности прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования управленческого самосознания.

Что же должно быть объектом осознания специалиста? По мнению ИА. Зимней, для руководителя — это его профессиональные знания (умения) и качества (свойства), которые должен реализовать руководитель в его сотрудничестве с подчиненными; его личностные качества как субъекта деятельности; его собственное восприятие себя как взрослого, хорошо понимающего своих сотрудников.

Исследуя развитие и строение управленческого самосознания, А.И. Шугенко доказывает, что формирование управленческого самосознания руководителя складывается в процессе обнаружения и распознавания им качеств, личностных образований и свойств своего «Я» и оценки их влияния на развитие и личностный рост подчиненных.

Л.Ф. Воскресенская формирование профессионально- управленческое самосознания руководителя связывает со становлением его основных элементов. С позиции концепции личностно-ориентированного образования она определяет эти основные феномены самосознания:

опыт рефлексии и внутреннего диалога;

личностный смысл управленческой деятельности;

самооценка и уровень профессиональных притязаний;

сознание своего места в структуре управленческой ситуации;

осознание своих социально- управленческих функций и возможностей;

опыт адекватного решения ролевых конфликтов в различных ситуациях управленческой деятельности;

система профессиональных приоритетов;

система профессиональных идеалов.

Опираясь на указанные выше мнения, можно определить те качества, осознание которых будет способствовать формированию управленческого самосознания руководителя. Это профессиональные знания, умения и навыки, профессионально значимые качества, которые реализовывает руководитель в работе с подчиненными; его личностные качества; восприятие им самого себя как специалиста, расположенного к работе с людьми; оценка руководящим работником его влияния на духовно-нравственное, общекультурное, интеллектуальное, профессиональное развитие подчиненных.

Для успешности, самосовершенствования в профессиональной деятельности важное значение имеет профессиональная самооценка, достижения и их значимость для личности.

Л.И. Анцыферова подчеркивает значимость самооценки специалиста как одного из важнейших компонентов его управленческого самосознания, взаимосвязь профессиональной самооценки и успешности профессиональной деятельности. При этом она указывает на известную в психологии закономерность: от самооценки зависит активность человека, его стремление к самосовершенствованию. Важными критериями управленческого самосознания, профессиональной зрелости специалиста Л.И. Анцыферова считает:

возникновение феномена «вовлеченности» в деятельность, то есть превращение ее в основную жизненную ценность личности, необходимое условие самореализации, источник самоуважения и формирования социального статуса;

способность осознавать тенденции развития профессии, осуществлять рефлексию руководящей деятельности в широком социальном контексте, самостоятельно определять и корректировать цели своей работы;

способность поиска и разрешения противоречий управленческой деятельности, творческого решения возникающих проблем, отказ от неоправдавших себя стереотипов.

Взаимосвязь управленческой самооценки, позитивного образа себя и успешности руководящей деятельности специалиста требует поиска путей формирования этих качеств в процессе профессиональной подготовки. В анализе путей формирования позитивного образа себя как проблемы профессиональной подготовки Л.И. Анцыферова опирается на опыт зарубежных исследований. В частности, важнейшими принципами формирования положительного самоотношения руководителя и позитивного образа себя американские исследователи считают создание условий для полноценного овладения человеком профессиональной культурой и отказ от всех воздействий, снижающих самоуважение личности.

Достижения личности в образовательно-профессиональной деятельности выступают в качестве важных предпосылок для положительных изменений в самой личности, при этом высокая значимость собственных достижений может стимулировать развитие руководителя.

Сформированность управленческого самосознания является показателем и необходимым условием формирования профессионального мастерства руководителя, развития его творческой индивидуальности, формирования профессиональной культуры, при этом управленческое самосознание определяется как системообразующий компонент профессионального мастерства.

Управленческоге самосознание как осознание личностью самой себя в профессиональной деятельности во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей является одной из важнейших характеристик руковлдителя — мастера, позволяющей говорить о психическом новообразовании и новом уровне развития его личности.

Структура управленческого самосознания и самосознания личности в общих чертах совпадают и представляют взаимоперекрещивающееся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой («Я — понимание», «Я — отношение» и «Я — поведение»). В то же время содержание каждой подструктуры управленческого самосознания включает специфические характеристики, обусловленные особенностями руководящей деятельности, определяющие саморазвитие и самоактуализацию специалиста в ней.

Взаимосвязь самопознания и самооценки обеспечивает саморегуляцию, способствует самовоспитанию и профессиональному совершенствованию руководителя.

В структуре управленческого самосознания выделяют три подструктуры. Так, когнитивная подструктура («Я — понимание») предполагает осознание руководителем себя в профессиональной деятельности, межличностных отношениях, связанных с этой деятельностью, и своих профессионально значимых личностных качеств. Когнитивная подструктура самосознания выявляется в процессе самонаблюдения, самовосприятия, по результатам самокритики, самоанализа, завершающихся самооценкой, что обеспечивает потребность в саморегуляции, саморазвитии. Таким образом, когнитивная подструктура играет ведущую роль в управленческом самосознании.

Аффективная подструктура («Я — отношение») связана с оценками и эмоциями руководителя по поводу знаний о себе, понимания себя. Это отношение человека к себе (в том числе, самоуважение или самоуничижение, самоинтерес и др.), которое может проявляться в самолюбии или себялюбии, скромности, гордости.

Поведенческая подструктура («Я — поведение») определяется удовлетворенностью руководителя собой и своей профессиональной деятельностью, проявляется в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение и т.п., а также в сознательной регуляции своих действий, поступков в отношении к другим и самому себе через сдержанность, самообладание, самоконтроль, саморегуляцию.

Основными направлениями становления управленческого самосознания специалиста являются формирование умений самонаблюдения, самовосприятия, самоанализа, самооценки, самоконтроля и саморегуляции в профессиональной деятельности.

На уровне самонаблюдения, самовосприятия понятия о человеческих качествах, в том числе профессионально важных для руководителя, начинают переноситься на себя.

В процессе самоанализа и самоосмысливания осуществляется соотнесение своего поведения с требованиями общества, характеристиками других людей, требованиями к самому себе, формируется самооценка. Она является субъективным образованием психики. Это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности».

С самооценкой тесно связан уровень притязаний руководителя, выражающийся в степени трудностей целей и задач, которые она ставит перед собой. Несоответствие уровня притязаний руководителя его реальным возможностям отрицательно сказывается на его профессиональном и личностном развитии. Высокий уровень притязаний при ограниченных возможностях приводит к конфликтам с подчиненными, коллективом, с самим собой, возникновению эмоциональных срывов, повышению уровня тревожности и др. Заниженный уровень притязаний развивает неуверенность в своих возможностях, комплекс неполноценности, которые тормозят развитие способностей, волевой сферы, вызываю проблемы в общении и работе с подчиненными. Профессиональная самореализация, самосовершенствование возможны лишь при адекватной самооценке, уровне притязаний соответствующем реальным объективным и субъективны (психическим) возможностям руководителя.

Сформированность представлений о своих личностных и профессиональных качествах, оценка себя в сравнении другими специалистами вызывает у руководителя стремление повысить самооценку, завоевать уважение коллег по работе, что приводит к сознательной регуляции свои действий и поступков — саморегуляции, которая, в свою очередь, способствует саморазвитию и самоактуализаци будущего руководителя-мастера.

Саморегуляция осуществляется системой «Я», формирующейся в процессе жизни и воспитания под влиянием оценок других и осознания своих возможностей.

Не менее важными условиями становления управленческого самосознания руководителя являются повышение его психологической культуры, том числе культуры общения, выработка демократической и гуманистической позиции во взаимоотношениях с подчиненными, коллегами, а также формирование умений преодолевать трудности, собственную эгоцентрическую позицию, и наконец, осознание потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Самосовершенствование предполагает определенный уровень самосознания руководителя: способность к самоанализу и самооценке наличие устойчивой установки на самосовершенствование.

Внутренними стимулами, побуждающими руководителя к работе над собой, являются сложившиеся профессиональные идеалы и убеждения. Изучение психологических особенностей управленческой деятельности руководителя должно способствовать формированию потребности и готовности к профессиональному самосовершенствованию.

В психологической литературе (А.Б. Добрович, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская и др.) в качестве возможности получения объективного представления о себе, формирования умений анализа и самоанализа и адекватной самооценки, пути обучения общению, пути личностного роста, рассматриваются социально-психологические тренинга.

Заключение

Управленческое самосознание можно рассматривать как деятельность, имеющую свой продукт — «профессиональную «Я — концепцию», и как интегральное качество личности, объединяющее и воплощающее в себе весь ее профессиональный опыт, как систему ценностно-смысловых и когнитивно — операциональных свойств. С функциональной точки зрения управленческого самосознание можно рассматривать как процесс постоянного конструктивного преодоления трудностей, препятствующих более полной профессиональной самореализации руководителя;

Структура управленческого самосознания включает совокупность когнитивной («Я — понимание»), аффективной («Я — отношение») и поведенческой»(«Я — поведение») подструктур, содержание которых отражает специфику руководящей деятельности. Составляющие компоненты структуры самосознания могут быть представлены и как этапы его развития (причем последующий этап формируется на основе предыдущего), а процесс формирования самосознания — как поэтапный (от «Я — понимания» к «Я — отношению» и от них — к «Я — поведению»). При этом каждый пройденный этап характеризуется определенный уровнем его функционирования.

Путь развития управленческого самосознания — общее и профессиональное развитие руководителя. При этом становление самосознания, «самости» неразрывно связано развитием духовного мира руководителя. Это означает, что формирование управленческого самосознания руководителя должно осуществляться в единстве с формированием системы его духовных, профессиональных и личностных ценностей.

Значительное влияние на формирование управленческого самосознания в целом оказывает развитие его отдельных феноменов, а также те условия деятельности и общения, в которых протекает профессиональное развитие руководителя. Сочетание самооценки и ориентации на оценку окружающих, отношения с другими людьми, их характер, интенсивность общения, воздействующие, в основном, через механизмы построения образа «обобщенного другого» способствуют формированию реалистического образа «Я».

Список литературы

  1. Бакланова Н.К. Шаг у успеху. Психология для вас .- М: Профиздат, 2000 .- С.11-28.
  2. Бандарка А.М. Психология управления .- Харьков: Фортуна-пресс, 1998 .- С.122-130.
  3. Мяснищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношение к ней человека //Проблемы сознания .- М: Логос, 1998 .- С.21-68.
  4. Пугачева В.П. Руководство персоналом организации .- М: Аспек-Пресс, 1999 .- С.178-182.
  5. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека .- М: Школа-Пресс, 1995 .- С.191-199.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный
    . Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный
    . Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный)
    . Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный
    . На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

Психика ребенка

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Самосознание и развитие личности

Самосознание не является врожденным качеством, оно приобретается, постоянно трансформируясь в течение всей жизни человека. Самым элементарным самосознанием, которое можно наблюдать, является изучение ребенка своих частей тела с целью понимания того, как ими можно управлять. Однако самосознание происходит не только на уровне телесного познания. С годами человек может обращаться к своему внутреннему миру, который не виден глазу.

По мере развития личности самосознание становится следующим:

  1. До года – когда ребенок трудно отделяет себя от окружающих. Он активно начинает двигать ручками и ножками, проговаривает звуки, играет с игрушками, что дает ему первое понимание того, что он отделен от мира.
  2. От 1 до 3 лет – когда человек начинает активно учиться управлять своими движениями в пространстве и времени. Здесь он впервые осознает свое обособленное «Я», порой в негативной форме пытаясь отстоять свою самостоятельность.
  3. От 3 до 7 лет – когда ребенок осознает свою отдельность и от мира и перестает говорить о себе в третьем лице. Он все больше хочет стать самостоятельным, противостоя различным манипуляциям окружающих, которые раньше были приемлемыми.
  4. От 7 до 12 лет – когда кризисы и скачки в развитии отсутствуют. Просто ребенок постепенно закрепляет свое самосознание и обособленность.
  5. От 12 до 14 лет – когда ребенок вновь активно начинает задаваться вопросом, кто он, чтобы начать искать свой путь в этой жизни. Начинается активное «отрешение» от родительской опеки, что нередко сопровождается скандалами и ссорами.
  6. От 14 до 18 лет – когда подросток совершает множественные открытия для самого себя. Он наконец-то становится самостоятельной личностью, которая начинает взаимодействовать с окружающим миром, влиять на него и формировать свое будущее.

Самосознание требует обращения своего внимания на себя. Чтобы познать себя, нужно смотреть на свое естество открытыми глазами, ничего не приукрашивая и не оценивая. Самосознание не требует выявления в себе недостатков, чтобы срочно их в себе исправить, а также не побуждает человека понимать, в чем он еще не идеален, по мнению общества. Самосознание направлено на познавание самого себя как отдельной личности, которая никак не связана с окружающим миром.

перейти наверх

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: