Реферат. Эрик Эриксон. Вклад в психологию развития.


Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка

Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.

Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.

После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.

Научная деятельность

В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией. Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом.

Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.

В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.

На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.

В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».

Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.

Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.

Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).

Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.

Стадии развития личности по Эриксону

Развитие личности Эриксон разделил на восемь стадий, во время которых разворачивается процесс формирования Эго-идентичности.

  1. Первая стадия – младенчество – длится от рождения до 1 года. Базисный кризис заключается в формировании доверия или недоверия к внешнему миру. Источником энергии здесь является надежда. Отчуждение провоцирует временную спутанность.
  2. Стадия раннего детства – от 1 года до 3 лет. Базисный кризис – противопоставление автономии личности сомнению и стыду. Источник энергии – воля, а отчуждение происходит из-за искаженного самоосознания.
  3. Стадия от 3 до 6 лет, или игровой возраст. Кризис заключается в противоборстве инициативы и ощущения виновности. Источник энергии на этом этапе – это умение формировать цели и задачи. Отчуждение происходит вследствие жесткой предопределенности социальной роли.
  4. От 6 до 12 лет ребенок находится на стадии школьного возраста, когда неуспешность противопоставляется компетентности. Потенциальным источником энергии для психики здесь является уверенность, а отчуждение провоцируется застоем деятельности.
  5. Далее следует стадия юности, которую Эриксон ранжировал от 12 лет до 21 года. Именно на ней происходит противоборство идентичности и смешения ролей. Кризис выражается вопросом: кто я есть? Подросток стремится и к независимости, и желает быть свободным от ответственности за свою жизнь. Юность – это возраст, во время которого определяется будущее профессиональное развитие личности, впервые делаются попытки построить романтические взаимоотношения.
  6. От 21 года до 25 лет длится стадия ранней зрелости. Здесь интимным отношениям противопоставляется изоляция. Вопрос этого возраста – способен ли я строить доверительные отношения с другими?
  7. От 25 до 60 лет длится этап средней зрелости. На ней застой в действиях противопоставляется продуктивной жизни. Вопрос, которым выражается базисный конфликт этого возраста – что значит моя жизнь? Что я собираюсь с ней делать?
  8. Восьмая стадия называется стадией поздней зрелости. На ней происходит процесс, который теория развития личности Эриксона называет Эго-интеграцией. Вопрос этого периода – имела ли моя жизнь смысл?

Этап 3: инициатива против вины

Третья стадия эпигенетической теории Э. Эриксона связана с развитием у детей чувства инициативности. С этого момента сверстники становятся более важными, так как маленькие личности начинают больше общаться с ними в их окрестностях или в классе. Дети начинают больше притворяться, что играют в игры и общаются, часто придумывая забавы и планируя занятия с подобными себе.

На этом этапе эпигенетической теории развития Эриксона для личности важно выносить суждения и планировать свои действия. Дети также начинают отстаивать больше власти и контроля над окружающим их миром. В этот период родители и опекуны должны побуждать их исследовать, а также принимать соответствующие решения.

Важные моменты об инициативе против чувства вины:

  1. Дети, которые успешно справляются с этой стадией, проявляют инициативу, а те, кто этого не делает, могут испытывать чувство вины.
  2. Добродетель в центре этой ступени — цель, или чувство, что они имеют контроль и власть над некоторыми вещами в мире.

Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность

Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе. Эриксон стремился расширить это понятие. Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.

Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития. Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис. К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.

Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий. Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности. Оно выражается в следующих признаках:

  • Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
  • Ощущение одиночества и опустошенности;
  • Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
  • Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
  • Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.

Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.

Этап 4: окружение против неполноценности

В школьные годы до подросткового возраста дети вступают в психосоциальную стадию, которую Эриксон в эпигенетической теории развития называет «окружение против неполноценности». В это время они сосредоточены на развитии чувства компетентности. Не удивительно, что школа играет важную роль на этом этапе развития.

По мере взросления дети приобретают способность решать все более сложные задачи. Они также заинтересованы в том, чтобы стать искусными и опытными в различных делах, у них раскрываются склонности в изучении новых навыков и решении задач. В идеале дети получат поддержку и похвалу за выполнение различных занятий, таких как рисование, чтение и письмо. Получая это позитивное внимание и подкрепление, подрастающие личности начинают формировать уверенность в себе, необходимую для достижения успеха.

Так что же происходит, если дети не получают похвалы и внимания от других за освоение чего- то нового, вопрос очевидный. Эриксон в эпигенетической теории личности считал, что неспособность овладеть этой стадией развития в итоге приведет к чувству неполноценности и неуверенности в собственных силах. Основная добродетель, возникающая в результате успешного завершения этой психосоциальной ступени, известна как компетентность.

Основы психосоциального развития в зависимости от отрасли:

  1. Поддержка и поощрение детей помогает им осваивать новые навыки, приобретая при этом чувство компетентности.
  2. У детей, которые борются на этом этапе, могут возникнуть проблемы с уверенностью в себе, когда они станут старше.

Что такое интеграция Эго?

Чувство эго-интеграции – это ощущение целостности своего «Я». Изначально дети не обладают ощущением «Я». Для них окружающий мир и они сами – одно и то же. Известный психолог Жан Пиаже подчеркивал, что младенцы не имеют границ личности. Они начинают формироваться лишь к 2-3 годам.

Самый высокий уровень развития личности – это такое состояние, когда мир для человека становится идеальным местом для удовлетворения его потребностей (как духовных, так и низшего порядка). Именно это состояние называется в психологии интеграцией. С эволюционной точки зрения оно означает самую высокую степень приспособленности.

Интегрированная личность – это буфер обмена между обществом и внутренним миром. Она способна избегать вредных факторов, усиливать полезные, и даже превращать зло во благо. Для высокой степени интеграции характерно профессиональное развитие личности на серьезном уровне.

По Эриксону, Эго-интеграция возникает как свойство позднего возраста. Но только при условии, если человек смог пережить в течение жизни многочисленные победы и поражения, был вдохновителем для других. Эго-интеграция пожилого человека – это взгляд на прошедшие годы и их положительная оценка: «Я доволен прожитой жизнью». Таких людей не страшит смерть. Ведь в своих потомках или творческих достижениях они сумели в определенном смысле обрести бессмертие.

По другую сторону баррикад находятся те, кто «растратил жизнь впустую». На прожитое время они смотрят с сожалением: оно представляется теперь чередой упущенных возможностей. На закате своего бытия они чувствуют, что начинать что-то уже слишком поздно. Теория развития личности Эриксона выделяет два вида умонастроения у таких людей. Во-первых, они сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить еще раз. Во-вторых – отрицают собственные недостатки, проецируя их на окружающий мир. «Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания», пишет в своих работах Эриксон. Чувство тревоги и самосожаления в своих крайних случаях приводит в пожилом возрасте к психическим отклонениям. Это ипохондрия, паранойя, депрессия и слабоумие.

Фрейд и Эриксон: теоретические различия

Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?

  • Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.
  • Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.

Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов. Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь. Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства. Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями. Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.

Эрик Эриксон: немецкий психолог — о современных проблемах

«Все проблемы идут из детства!» — сегодня эта фраза имеет высокую популярность. Многие опытные ученые и психологи пишут книги и проводят мастер-классы, на которых рассказывают о создании счастливого детства ради идеального будущего. С этим мнением сложно спорить, но детство — не единственная область, влияющая на жизнь человека. Кроме того, беззаботные первые годы жизни — не гарантия безоблачного будущего.

Эрик Хомбургер Эриксон, выдающийся психолог из Германии, не делал особенного акцента на каком-то конкретном периоде жизни личности, зато он разработал восемь возрастных категорий, показал, как сильно культура влияет на развитие человека, и стал одним из самых неоднозначных и противоречивых последователей Фрейда.

Биография

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 года в Германии. Как и все немцы, он оказался очень трудолюбивым, педантичным и наблюдательным мальчиком.

Возможно, молодой Эрик стал увлекаться психологией, потому что сам столкнулся с некоторыми проблемами в детском возрасте и юношестве. Существует предположение, что родители известного ученого не сумели сохранить брак и разошлись, оставив Эрику серьезную психологическую травму. Отца будущий психолог по одной из версий никогда не видел, по другой — был знаком с родителем, но не общался. Кроме семейных проблем, Эриксон постоянно терпел насмешки и издевательства со стороны одноклассников: ребятам казалась смешной внешность мальчика. Он посещал занятия в еврейской школе, и его высокий рост, голубые глаза и светлые волосы очень часто оказывались причиной для едких шуток.

Эти негативные события подтолкнули Эриксона к изучению личности и способов ее развития. Повзрослев, молодой ученый пробовал себя в искусстве, путешествовал по миру и даже был преподавателем, а чуть позже познакомился с Зигмундом Фрейдом, открыл частную клинику и занялся детским психоанализом.

Не по Фрейду

Несмотря на схожие взгляды с Фрейдом, Эриксон выделял и свои отдельные теории, которые иногда противоречили направлениям Зигмунда. Например, Эрик выходил за рамки отношений «ребенок — семья» и говорил о том, что на развитие личности человека сказываются не только семейные ценности и фамильные традиции, но и исторические условия, а также — уровень культуры в социуме. Каждая из его теорий — результат внимательного наблюдения за людьми разных культур, с разной системой ценностей.

Одно из самых главных различий между великими учеными заключается в подходе к изучению личности. Фрейд считал, что большое внимание нужно уделять детству, а Эриксон не ограничивался одним возрастным периодом и с уверенностью замечал, что необходимо охватывать весь период жизни человека.

Кризис — это хорошо

Почти у каждого человека слово «кризис» вызывает грустные ассоциации. Эрик заявлял, что кризис — это завершающий этап любой стадии. Другими словами, он необходим для того, чтобы человек имел возможность развиваться дальше.

Еще одно большое открытие, которое любят использовать современные психологи, — кризис идентичности. Эриксон считал, что людям свойственно искать свое место в жизни и сомневаться в выбранном пути. Кстати, в этом вопросе известные психологи снова не сошлись во мнениях: Фрейд принял фатальную позицию, заявив, что любая личность обречена на социальное угасание при возможности подчиниться своим инстинктам и стремлениям, Эриксон придерживался радужных взглядов и объяснял, что личностный кризис приводит к дальнейшему развитию и помогает найти верный путь в жизни.

Восемь стадий развития

В своей книге «Детство и общество» Эриксон подробно описал восемь стадий развития личности.

Первая стадия — «Младенчество: доверие — недоверие». Фундаментом для формирования здоровой личности служит именно эта временная ступенька, потому что в период младенчества ребенок чувствует внутреннюю определенность, знакомится с окружением и учится воспринимать мир, как уютное и безопасное место.

Вторая стадия — «Раннее детство: самостоятельность — сомнение». Первый пункт уже подготовил комфортную площадку для здоровой личности и подарил ребенку определение и доверие, следующий период — самостоятельное знакомство с окружающими предметами. Ученый советует в этот период давать малышу возможность самому исследовать мир и укрепить чувство своей нужности, полезности и любознательности.

Третья стадия — «Возраст игры: инициатива — вина». Эриксон называет эту стадию последним дошкольным конфликтом. В этом возрасте у ребенка формируется чувство ответственности за себя и свои вещи. Успехи в развитии позволяют конкурировать со сверстниками: кто быстрее бегает, кто лучше читает, кто красивее пишет. Ребята легко соглашаются на соревнования и различные игры, чтобы доказать окружающим свое преимущество в любом начинании. Разрушительным действием в этот период оказывается слишком жесткий родительский контроль, который навязывает ребенку чувство вины и лишает способности в будущем требовать любовь и внимание.

Четвертая стадия — «Школа: трудолюбие — неполноценность». Эриксон считал, что трудолюбие возникает, когда дети начинают изучать свою культуру и исторические особенности, многие ребята открывают в себе логический ум или творческие порывы. Опасность этого пункта кроется в возможной неблагоприятной среде в школе. Если ребенок сомневается в своих способностях, неуверенно чувствует себя при сверстниках, это может негативно повлиять на обучение и развитие.

На четвертой стадии периоды детства завершаются, но Эриксон в оставшихся направлениях в книге «Детство и общество» описывает последовательное развитие личности.

Важнейшие труды ученого и сегодня используют в своей практике лучшие психологи. Эрик Эриксон сделал несколько основательных открытий: написал подробную «инструкцию» по пунктам для качественного развития человека; доказал, что кризис идентичности — это необходимый рубеж и способ личного роста. А еще выразил оптимизм по вопросу страхов и комплексов, ведь психолог считал, что все проблемы — это своеобразный вызов для человека, который необходимо преодолеть, чтобы продолжить свое развитие.

Лидия Озерова

Вывод

Насколько бы ни противопоставлялась теория развития личности Эриксона психоанализу Фрейда, они имеют и общее. В обеих теориях этапы развития человека предопределены. Также неизменным является порядок их прохождения. Эриксон был убежден, что конфликты предыдущих стадий могут иметь место и на последующих этапах. Восемь задач, которые выделил в своей теории Эриксон, решаются на протяжении всей жизни. Если же с каким-либо кризисом человек не сумел справиться своевременно, у него есть шанс сделать это позднее – но уже с большими усилиями. Ведь каждый период жизни «подбрасывает» все новые сложности. Кризис по Эриксону – это не катастрофа, а всего лишь поворотный пункт. Он может как дезадаптировать личность, так и быть источником силы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: