Когда ребенок грубо отвечает нам или маме, бабушке, посторонним взрослым, или, того хуже, хамит, задумываемся ли мы о причинах, побуждающих его к этому? Не думаю.
Заинтересовавшись этим вопросом, я как-то набрела на следующую рекомендацию: «если ребенок вам грубит, попросите его сказать более вежливо». Так и вижу: ребенок на взводе, не знает, что ему делать – и тут на него еще начинают давить из-за «спасибо» и «пожалуйста». Можно подумать, ему от этого станет легче или проблема, ставшая причиной грубости, исчезнет.
На мой взгляд, бесполезно пытаться «отлакировать» речь ребенка, заботиться о его интонациях и словах, которыми он выражает свое мнение, если не разрешен конфликт, ведущий к этому. Бесполезно прикрывать рану шелком, нужен бинт и антисептик. В наших, родительских руках, всегда есть эти условные бинт и антисептик, поэтому мы просто обязаны ими воспользоваться.
Конечно, неприятно, когда такое происходит, особенно на людях, но надо помнить, что ответственность за такое поведение родители и дети несут в равной степени.
Причины грубости ребенка
Не бывает агрессии из ниоткуда. Не бывает грубости, возникшей на пустом месте. Если ребенок начал грубить – значит, у него имеется не разрешенная проблема, разобраться с которой самостоятельно он пока не может. Именно поэтому самое важное в семье – это доверие друг к другу.
Если ребенок вам доверяет, не боится прийти с самой ерундовой или наоборот, по-настоящему сложной проблемой, то и потребности грубить у него просто не возникнет.
Грубость – это защитная реакция, попытка отгородиться от «ковыряния палочкой». Особенно часто это возникает, если человек не уверен, что ваш интерес искренен.
Грубость – это своеобразный маяк: «у меня есть проблема, но я не хочу/не могу/боюсь обсуждать ее с тобой».
Проблемой может оказаться что угодно – от финансового положения семьи до ощущения собственной беспомощности в связи с какой-либо ситуацией. В любом случае довольный, счастливый ребенок никогда не будет грубить!
Следует задуматься – почему же не хотят обсуждать эту проблему с вами? Боятся обидеть? Не верят в вас? Боятся сказать? Вот те вопросы, которые должны задавать себе родители, а вовсе не «как ты посмел разговаривать со мной в таком тоне».
Что нельзя делать, когда ребенок не слушается
С непослушанием детей в 5 лет сталкиваются все родители, даже в случае, когда они стремятся уделять максимум внимания малышу и прислушиваются к советам психологов. Поэтому важно не только понимать, почему не слушается малыш, но и знать, чего не нужно делать. Прежде всего, ни в коем случае нельзя договариваться с ребенком о том, чтобы он слушался, используя подкуп в виде игрушек и сладостей. Абсолютно антивоспитательной и неправильной является фраза: «Если не будешь слушаться, то я не куплю тебе…». Кроме того, также нельзя:
- Пугать малыша чем-либо или кем-либо, в случае его непослушания. Это может расшатать психику дитя, находящуюся в стадии становления.
- Показывать крохе собственное бессилие, которое может выражаться приказными поступками типа: «Немедленно и сейчас».
Также следует помнить, что нельзя наказывать свое чадо даже за самые плохие проступки в следующих случаях:
- когда малыш кушает;
- если в доме находятся посторонние люди;
- сразу после просыпания;
- во время игры, когда малыш сильно увлечен;
- когда кроха выражает желание вам помочь.
Что делать, если ребенок грубит?
- Во-первых, постараться понять причину. Хорошо, если у вас с ребенком теплые, дружеские взаимоотношения. Если нет – постарайтесь их наладить.
- Во-вторых, оставаться спокойными. Если вы тоже разозлитесь и перейдете на ту же манеру общения, проиграют все.
- В-третьих, дать понять, что такое поведение бессмысленно. Оно не даст ожидаемых результатов – вы не пойдете на поводу у эмоций, и ничего существенно не изменится.
- В-четвертых, необходимо озвучить свои чувства в виде «я-сообщений».
- В-пятых, нельзя давить или, как говорят, «капать на мозги». Спросив сто раз «что у тебя случилось?», вы вряд ли услышите правду, если вам ее не сказали после первого вопроса.
Например, представим ситуацию: мальчишку не принимают в новой школе. Он расстроен и, хотя обычно вежлив, придя домой на вопрос «что случилось?» молча хлопнул дверью и заперся в комнате. Имеет ли смысл выговаривать ему за поведение? Нет. Имеет ли смысл давить на него? Нет. Он выслушает вас, но его голова и мысли будут заняты обдумыванием заботящей ситуации.
В следующий раз, возможно, он и сдержится, не подаст вида – но лишь для того, чтобы не слышать новых вопросов. Пройдя по стандартному пути «я тут главный, не смей мне дерзить», вы лишь отдалитесь от ребенка, лишившись возможности знать, что на самом деле происходит в его голове.
Но какой будет реакция, если из-за двери мама спокойно скажет: «Мне больно видеть тебя таким. Пока ты молчишь, я не знаю, как помочь тебе и это причиняет мне боль. Пожалуйста, не делай так больше. Когда успокоишься – приходи, мы поговорим и попытаемся решить твою проблему вместе. Я люблю тебя, что бы ни случилось».
Вполне возможно, что он и не выйдет из комнаты. Очень даже вероятно, что ничего не скажет. Может, даже нахамит снова. Но то, что запомнит – это точно. Пусть на миллиметр, но вы станете ближе друг к другу. Идя этим путем, однажды вы сможете дотянуться друг до друга и поговорить. Возможно, этот путь будет долгим, но всю дорогу ребенок будет знать, что он не один. Это ведь так важно – чувствовать, что ты не один, что в мире есть кто-то, кто принимает тебя таким, как ты есть.
Если бы родители хоть иногда вспоминали об этом, было бы гораздо меньше несчастных детей.
alimero.ru
Как заставить пятилетнего ребенка слушаться
Разобравшись с тем, почему пятилетний малыш не слушается, следует обязательно постараться, как можно быстрее, изменить ситуацию. То есть, ребенка нужно заставить поступать так, как говорят взрослые, но при этом кричать и наказывать его категорически нельзя. Если вы решили, что причиной непослушания стал недостаток общения с вами, нужно постараться сделать так, чтобы малыш перестал чувствовать себя не нужным.
Даже, если вы очень занятой человек, договоритесь с малышом, что каждый вечер вы будете с ним общаться на любые интересные ему темы или играть хотя бы в течение получаса. Когда вы будете делать это регулярно, то этого уже будет достаточно, чтобы чадо в 5 лет осознало, насколько оно важно для родителей. Следует помнить, что любое данное обещание нужно обязательно выполнять, ведь ребенок в таком возрасте не поймет никаких откладываний общения с родными людьми «на потом» и затаит в душе обиду.
Искреннего послушания пятилетнего чада можно добиться только на основе доверительных отношений. Малыш должен понимать, что он может задавать любые вопросы в процессе общения и получать ответы на них, не опасаясь вызвать раздражения. По мнению психологов, восстановить утерянный психологический контакт помогает физический контакт с дитем. Нужно стараться, как можно чаще прикасаться к нему, ведь этим способом можно передать то, что вы очень заинтересованы в нем. К примеру, каждый раз, когда вы просите малыша 5 лет о чем-либо, нужно подойти к нему и приобнять.
Если вы поняли то, что ребенок не слушается, поскольку избалован вниманием всех членов семьи и, таким образом, выражает свой протест, нужно предоставить ему больше свободы. Может быть, нужно чаще делать так, чтобы он выполнял определенные задания в одиночестве и после этого делился результатами выполненной работы с взрослыми. Уместной и очень действенной в таких случаях будет фраза: «Какой ты молодец, что справился сам». Кроме того, нужно давать понять малышу, что он является равноправным членом семьи и к его мнению все готовы прислушаться. По любому поводу нужно, как можно чаще задавать такой вопрос: «Как ты думаешь, как лучше поступить?»
Если протест вашего чада в виде непослушания возник на фоне незаслуженного наказания или невыполненного обещания, то наказывать ребенка или ругать его ни в коем случае нельзя. Даже если заставить его раскаяться, то он затаит обиду в душе, что в скором времени снова приведет к тому, что малыш перестанет слушаться. Более того, таким образом, родители сами подталкивают своего кроху к тому, что он начинает вести двойную жизнь. Чадо будет просто поджидать удобного случая, чтобы снова поступить наперекор, по-своему отомстив за незаслуженную обиду.
Что нужно предпринять в таких случаях, следует решать индивидуально в зависимости от сложившейся ситуации. Безусловно, вряд ли, следует явно просить прощения у крохи за свое поведение, даже если вы были неправы. Пожалуй, оптимальным способом решения проблемы будет такое поведение, которое позволит малышу забыть свои обиды. Можно постараться, почаще просить свое чадо, что-то сделать для вас. И при этом обязательно нужно не забывать его каждый раз благодарить за оказанную услугу. Теплые слова заставят малыша поверить в то, то родители его очень любят, и он быстрее забудет нанесенные ему обиды.
Причины непослушания
По словам психологов, пятилетний возраст – это маркер взаимоотношений взрослых и детей, время, когда у малыша начинает слабеть связь с матерью, происходит осознание себя личностью. Ребенок начинает активно искать общения, интересуется новым, осваивает ранее недоступные навыки, проявляет самостоятельность. У одних детей период 5 лет проходит гладко, другие сталкиваются с целым букетом проблем: милый домашний ребенок вдруг перестает слушаться, впадает в истеричные состояния, проявляет агрессию.
Найти причину плохого поведения не всегда просто. Надо уметь признавать свои собственные огрехи в воспитании и чрезмерную занятость, тогда можно будет найти корень проблемы.
Недостаток внимания
. Это самая распространенная причина непослушания пятилетних детей, совершающих первый заметный возрастной скачок. Дети расширяют свой кругозор и словарный запас, учатся стоять за себя, и, этому возрасту кроха впервые понимает, что для своих родителей он является самым главным человеком на свете. Для привлечения внимания все средства оказываются хороши. И ребенок начинает проверять, что лучше действует на маму, папу, дедушек и бабушек – капризы по поводу и без оказываются весьма эффективны.
Интуитивно пятилетка уже понимает: заплачу – все прибегут, надую губы – будут прыгать вокруг, перестану слушаться – сразу же обратят внимание. Разница между негативным и позитивным отношением к себе еще не столь сильно прослеживается: главное – обрести такое нужное внимание! Особенно это проявляется в ситуациях, когда ребенок часто на свои просьбы поиграть, почитать, погулять наталкивается на реакцию: «Надо подождать», «Я занята», «Некогда». Дефицит общения ведет к деформации представлений ребенка – пока не сделаешь все наоборот, реакции не будет. Пусть родители кричат, зато они в этот момент всецело принадлежат малышу.
Гиперопека
. Диаметрально противоположная недостатку внимания причина непослушания. Ребенок – маленькая личность, желающая исследовать мир и нарабатывать собственный опыт. Но что делать, если родители не дают сделать ни шага в сторону, предвосхищая все желания, стремясь помочь во всем, но в конечном итоге лишая самостоятельности. Здоровая реакция на такое отношение – отрицание. Ребенок готов любым способом расширить границы «дозволенного», чтобы добиться признания себя достаточно взрослым в глазах родителей для ряда самостоятельных действий.
Вседозволенность
. Родители иногда кидаются из крайности в крайность. Вседозволенность отличается от гиперопеки тем, что взрослые, по сути, не воспитывают ребенка, позволяя деточке все, не ограничивая ни в чем, не наказывая и ничего не запрещая. Очень размытые берега «можно» и «нельзя» сбивают с толка. В 5 лет он не знает элементарных понятий о такте и общении, не может вести диалог со взрослыми, не понимает своих сверстников. Любому человеку он пытается усесться на голову, начиная по поводу и без требовать удовлетворять свои желания.
Самоутверждение
. Детям нравится собственная точка зрения. Возникающие потребности и желания для них первостепенны, в возрасте пяти лет трудно уравновешивать их с желаниями других людей. Пятилетки будут непрерывно проверять взрослых на прочность, пытаясь отвоевать для себя право на собственное мнение и личное пространство. При этом родительское одобрение является по-прежнему важным. Если ребенок постоянно не оправдывает ожидания родителей, слушает упреки, он перестает верить в свои силы и в то, что он что-то может сам. Ему крайне сложно выразить словами свои переживания, и на помощь приходят истерика, слезы и агрессия.
Отсутствие взаимопонимания
. Это одна из граней самоутверждения. Случается, что старшему поколению бывает трудно понять подрастающее. Когда малыш был совсем крошечный – проблемы тоже были небольшими: плачет – либо хочет кушать, либо что-то болит. Но ребенок растет. У него появляются мысли, желания, самоощущение и мировосприятие. Он уже оценивает, сравнивает, делает первые выводы. Но для взрослых остается по-прежнему бестолковым.
Отзеркаливание поведения
. Родители применяют к своим отпрыскам кальку собственного жизненного опыта. Если их наказывали за определенные вещи в детстве, скорее всего они будут за эти же провинности наказывать и собственного ребенка. На них кричали – они будут тоже кричать на своего ребенка. Поступая так неосознанно, они провоцируют детей на зеркальную реакцию. Но ведь каждый — уже сформированная, или еще только формирующаяся личность, их характеры, скорость взаимодействия, реакции, темперамент отличаются. То, что подходило родителям, может не подойти их детям. И защитной реакцией будет опять-таки агрессия и плач.
Если в семье проблемы решаются на повышенных тонах, ребенок также скопирует поведение старших, и будет настаивать на своей версии при помощи грубых слов, кулаков или громкого рева. Напрасно объяснять ему, что так нельзя – пример перед глазами.
Постоянно обращая внимание на недостатки, взрослые акцентируют внимание и развивают именно их.
Нервозность в семье
. Если ребенок в повседневной жизни сталкивается с постоянным напряжением в семье, его нервная система будет расшатана. У человечка в 5 лет мало способов донести до окружающих, что ему плохо. Через истерику и агрессивное поведение он скидывает копящиеся беспокойство и дискомфорт.
Равновесие и справедливость
. Дети в этом возрасте весьма ранимы и отличаются тонким чутьем. Им присуще желание добиваться правды. Несдержанное слово, сорванная злость или несправедливое наказание способны привести к реакции отторжения родителей.
Разница в подходах к воспитанию
. В воспитании ребенка родители должны придерживаться общей линии поведения: разрешенное и запрещенное не могут менять местами по усмотрению одного из взрослых. Если мама/бабушка разрешают то, что запретил отец/дедушка – воспитательный процесс пойдет насмарку. Ребенок – прекрасный манипулятор, он воспользуется подобной нестыковкой для получения желаемого. Если однажды ему удалось криком и слезами родительское «нет» превратить в «да», то ситуация будет повторять регулярно.
Плохое самочувствие или болезнь
. Это объективные причины, могущие вызвать детские капризы и истерики у любого, даже самого послушного ребенка.
Хб младенец грубит любовнику
Ещё вчера ваш ребёнок
был такой нежный и ласковый, так любил маму и папу, а сейчас похож на колючего ёжика, который и дня не может прожить, чтобы не уколоть вас собственной отчуждённостью, а порой проявляет агрессию, выражающую настоящую ненависть. Уколы его становятся всё болезненней с каждой неделей, и вы начинаете чувствовать, что проваливаетесь в пучину коммуникативного провала между вами и вашим ребёнком. Что случилось и как с этим бороться?
Что ж, скорее всего ваше чадо просто взрослеет
. Вы были для него непогрешимым авторитетом все эти годы, и он попросту не умел сомневаться в абсолютной вашей правоте и абсолютной правильности всего, что вы делаете. Но, давайте признаем, что хотя такое послушание и удобно, но оно недорогого стоит. И, чтобы повзрослеть, вашему ребёнку непременно придётся взломать скорлупу вашей опеки и стать более самостоятельным. Сияющий нимб вашего всевластья потускнел в его глазах, и конечно это большое разочарование для него. В довесок ко всему, организм начинает перестраиваться, меняться, вырабатывать невиданные доселе гормоны в небывалых количествах… в общем, ветер перемен хлопает ставнями в мире вашего ребёнка и заставляет его кутаться в одеяло отчуждения от близких, от вас, порой от всего мира.
Не смей трогать мои вещи! Не лезь в мою жизнь!
Боже, сколько ненависти
– а вы ведь только вытерли пыль с колонок его компьютера, которые буквально молили о влажной тряпочке всем своим видом. Конечно, это больно и обидно. Но не расстраивайтесь, все мы в этом возрасте порой доводим до слез свою маму. Жажда личного пространства – первый шаг к осознанию личностью собственной самостоятельности. И эту территорию подросток начинает защищать, словно зверёныш свою нору.
Дать ему личное пространство
будет правильным решением. Но позволить своему ребёнку повзрослеть не означает, что ему нужно позволить вовсе отбиться от рук. Устанавливать свои правила может тот, у кого есть мозги в голове. Только тот, кто действительно самостоятелен, обладает властью в этом мире. Дайте это понять своему ребёнку. Хочешь, чтобы твоя комната была неприкосновенна? Хорошо, но тогда она должна содержаться в надлежащем состоянии. Ты можешь расклеить плакаты ДжастинаБибера хоть по всему потолку, но чтобы в комнате всегда было убрано! Это мой дом и мои правила, а самостоятельность придётся заслужить.
Короче говоря, подростку
действительно нужно личное пространство, но свобода слишком пьянит неокрепшие умы, поэтому употреблять её следует дозированно, постепенно. И будьте уверены, что дозу контролируете вы.
Это несправедливо! Это нечестно! Вы худшие в мире родители! Лучше бы я вообще не рождался! Вы всегда ТАК поступаете!
Конечно!
Как жестоко было запретить ему ехать на Казантип с друзьями в его двенадцать лет! Вы даже не позволили ему попробовать кокаин! Другим-то детям, родители наверняка разрешили. А сами обделили его на позапрошлый новый год, подарив вместо конструктора Lego блоки Duplo!
Чувство справедливости
– это хорошо. Но в подростковом возрасте оно столь гипертрофированно, что имеет даже собственное определение, “юношеский максимализм”. Его никак не побороть, нужно просто чаще разговаривать с ребёнком. Позволять ему аргументировать свою позицию. Спорьте с ним, как со взрослым человеком, а не как с ребёнком и только тогда, когда он успокоится и отойдёт от приступа праведного гнева. Вы удивитесь, сколько скандалов сойдёт на нет, как только несчастный борец за справедливость хоть раз попытается спокойно обосновать вам свои претензии. Можно даже записывать эти попытки на камеру – лет через пять посмеётесь вместе.
После того, как конфликт
улажен, объясните грубияну, как глубоко вас задевают его оскорбительные фразы, произнесённые в гневе. Пора учиться нести ответственность за свои слова и понимать, что они могут причинить боль тому, кто тебе дорог. Это неотъемлемая часть взросления.
Ты НИКОГДА мне ничего не разрешаешь! Ты никогда мне ничего не покупаешь! Я тебя ненавижу!
И этот юношеский выкрик
не стоит принимать близко к сердцу. Может, в данный момент ребёнок действительно испытывает чувство искренней ненависти к вам, как к преграде на пути к его, “совершенно взрослого человека”, свободе. Но эта вспышка очень скоро пройдёт, и ему, скорее всего, будет даже стыдно. Любовь ребёнка к вам никуда не делась, просто гормоны кружат голову, вот он и ходит постоянно как пьяный.
Не пытайтесь
спорить на уровне “да – нет”, и вообще не поддавайтесь на провокации, не ведите никаких диалогов с террористом, закатившим истерику. Молодой растущий организм должен накрепко усвоить, что говорить вы будете только с адекватным человеком, а не с катающейся по полу, вопящей гарпией. Пусть сперва отправляется в ванную и эволюционирует до HomoSapiens, тогда можно будет сесть за стол переговоров и рассмотреть все его предложения, претензии, требования и просьбы. Но общаться, обсуждать всякий возникающий конфликт, нужно обязательно. У ребёнка должно быть право потребовать объяснений каждого вашего запрета, а вы обязаны ему подробно, и как можно более доходчиво, объяснить, почему вы, как родитель, не можете позволить ему отправиться в Сомали и стать пиратом.
Приведённые фразы
– лишь попытка обобщить наиболее распространённые претензии подрастающего поколения к своим предкам. Главное, что следует помнить – старайтесь воспитать в ребёнке ответственность. Чаще апеллируйте к аргументу: “нет обязанностей – нет прав”. Хочешь, чтобы Я купил ТЕБЕ X-box? Но, если ты такой взрослый, то почему твои проблемы и желания автоматически становятся моими? А я, вот, хочу, чтобы мне не приходилось каждый день после работы стоять по сорок минут у плиты, а потом ещё полчаса мыть посуду. Возьми это на себя, ты уже достаточно взрослый человек, чтобы научиться готовить. Освободи моё время, и я заработаю тебе на твою приставку. Не мыслишь без неё своего существования? А мне уже второй год мозолит глаза некрашеный забор на даче. Кто хочет получить,должен сначала научиться отдавать, мой юный друг. Только так можно стать взрослым по-настоящему.
– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики
“Детская психология”
Источник: Хб младенец грубит любовнику Нередко дети растущие в любви и заботе начинают грубить и хамить своим родителям. В данной статье мы остановимся на проблеме детской грубости по отношению к маме https://meduniver.com/Medical/Psixology/rebenok_grubit_i_xamit.html
Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка
Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если
- ребенок испытал любое насилие;
- он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
- видел насилие по телевидению;
- в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
- если семья находится на стадии прекращения брака;
- в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
- в доме хранится огнестрельное оружие.
Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.
Многочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии
Что стимулирует повышенную агрессию
- Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
- Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
- Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
- Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
- Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
- Деструктивные расстройства так же могут стимулировать агрессивное поведение.