Внимание: как научиться переключать и усиливать навык


Синдром отсутствия внимания и памяти часто встречается среди взрослых и подростков, а также детей младшего возраста. Иногда трудно сосредоточиться на изучении или чтении книги. Отвлекает шум за окном, фоновая музыка или включенный телевизор.

Какие проблемы в концентрации внимания? Как работает внимание у детей? Как улучшить результаты обучения? Как улучшить умение сосредотачиваться? Могут ли ресурсы внимания сократиться? Почему люди отвлекаются?

Определение

Концентрация в психологии – это способность управлять вниманием, волевым решением фокусируя его на объекте, который в данный момент является наиболее важным, выделять этот объект из окружающего мира и удерживать информацию о нем в памяти.

Данная способность выражается в умении:

  • осознать важность объекта;
  • максимально быстро оценить имеющиеся о нем сведения;
  • временно убрать из круга внимания все остальные объекты. Круг внимания – термин, обозначающий ту область, на которую в данный момент направлена умственная энергия;
  • длительное время держать в памяти все данные об объекте;
  • обрабатывать их, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Проблемами повышения концентрации внимания человечество заинтересовалось еще в глубокой древности. Первый шаг в этом направлении сделала китайская медицина, разработав практику цигун, позволяющую достичь нужного результата за счет медитации и успешно применяющуюся в наше время.

В соответствии с новейшими исследованиями, медитация по данному методу изменяет активность мозга, помогая ему настроиться на работу в особом режиме.

Среди ученых, занимающихся проблемами внимания и, в частности, поиском методов повышения его концентрации, немало фамилий известных психологов:

ПсихологГоды жизни Описание
Гуго Мюнстерберг1863-1916Немецкий психолог, основоположник теории определения профпригодности. Разработанные им тесты до сих пор используются для получения данных о способности человека сосредотачиваться на решении определенной задачи
Пьерон Анри1881-1964Французский психолог, основные труды которого посвящены психофизиологии. Разработанные им методики повышения концентрации внимания успешно применяются в современной психологии
Рубенштейн С.Л.1889-1960Советский психолог, автор первых отечественных учебников по психологии. Изучал способность к концентрации внимания и к занятиям малоинтересными делами у детей и ее изменение по мере взросления. Сделанные им выводы актуальны и сегодня
Вальтер Шульте1910-1972Немецкий психиатр и психотерапевт, разработавший широко известные таблицы Шульте, которые предназначены для проверки свойств внимания, в частности, его концентрации. Они читаются эффективным и одновременно простым инструментом тренировки памяти, способности усваивать большой объем информации, повышения скорости реакции, улучшения периферического зрения. Сейчас таблицы Шульте используются во всех странах при подготовке сотрудников спецслужб

Тренировка внимания

Тренировка концентрации внимания — это объективная необходимость для тех, кто хочет работать эффективно, не отвлекаясь на посторонние занятия. Для этого отлично подойдут указанные ниже приемы, которые можно применять в перерывах между выполнением своих трудовых обязанностей:

  • Научитесь расслабляться. Для этого выставьте таймер на 5 минут и займите удобное положение (сидя или лежа). В течение этого времени ваше тело не должно произвести ни одного движения (даже непроизвольного). Если данный опыт вам удался, то постепенно увеличивайте период такого полезного отдыха.
  • Сядьте прямо и вытяните руку в сторону. Поверните голову и смотрите на пальцы в течение минуты. При этом у вас в голове не должно быть абсолютно никаких посторонних мыслей.
  • Наполните водой стакан практически до краев. Вытяните руку с сосудом вперед и сконцентрируйте на нем свое внимание. Ваша задача — не расплескать воду в течение минуты.

Приведенная методика тренировок позволяет не только улучшить концентрацию внимания, но также и привести в равновесие нервную систему.

Характеристки и свойства

Концентрация в психологии – это способность, которая зависит от:

  • особенностей характера и темперамента индивидуума. Например, спокойному, уравновешенному сангвинику сосредоточиться легче, чем нервному, неусидчивому холерику;
  • возраста. Маленькие дети не способны произвольно переключиться на нужный объект, их внимание привлекает лишь то, что им интересно;
  • важности получения решения;

  • того, насколько поставленная задача интересна человеку;
  • уровня сложности задания и его соответствия уровню интеллектуального развития;
  • наличия/отсутствия физических или эмоциональных проблем, отвлекающих от процесса решения;
  • условий, в которых приходится искать решение.

Существует мнение, что основным фактором, определяющим возможности человека к концентрации внимания, являются его волевые качества. Чем сильнее воля, тем ярче проявляется способность отбросить посторонние мысли и максимально сосредоточиться на главном.

Концентрация внимания — упражнения

Иногда в ходе своей профессиональной, творческой или бытовой деятельности люди обнаруживают в себе рассеянность и неусидчивость. В данном случае возникает необходимость в выработке и тренировке такого свойства, как концентрация внимания. Упражнения, предлагаемые психологами, позволяют выработать необходимые качества:

  • Для первого упражнения вам понадобится карандаш и лист бумаги. Начинайте вести линию, стараясь сконцентрировать на ней все свое внимание. Когда вы поймете, что отвлеклись, рисуйте зигзаг. У вас получится рисунок, чем-то напоминающий кардиограмму, который поможет вам оценить, насколько вы рассеяны.
  • Если вам предстоит долго ехать в автобусе или вы стоите в очереди, проведите время с пользой. Выберите для себя какой-то объект (плакат, окно, дверь и так далее), выставьте на таймере определенное время (для начала достаточно будет пары минут) и старайтесь смотреть и думать о нем ровно до тех пор, пока не раздастся сигнал будильника. Каждый раз, когда вам удастся выполнить данное задание, ни на секунду не отвлекаясь, увеличивайте временной промежуток.
  • Часто бывает, что, читая книгу (даже очень интересную), мы отвлекаемся на посторонние мысли и размышления. Поэтому всегда держите при себе карандаш. Заметив, что вы думаете о чем-то другом, кроме сюжета, ставьте на полях пометку напротив того места, на котором вы закончили осознанное чтение. Кроме того, закончив страницу, мысленно повторите ее содержание.

Функции и роль

Умение быстро сфокусировать внимание на решении какой-либо задачи, необходимо тому, кто ставит перед собой амбициозные цели.

Это дает возможность:

Формы проявлений и физиология

Концентрация в психологии – это механизм, позволяющий человеку сосредоточиться по собственному желанию на объекте. Полностью он не изучен, однако известно, что за концентрацию внимания отвечает кора головного мозга.

Многочисленные исследования показали: у человека, сфокусировавшегося на какой-либо задаче, возбуждены определенные участки коры. В то же время, та часть мозга (таламус), которая должна получать сигналы от органов чувств и передавать их для дальнейшей обработки, начинает работать избирательно, пропуская только часть информации и отсеивая лишнее.

Этим объясняется тот факт, что, погрузившись в свои мысли, человек порой перестает реагировать на внешние раздражители, ощущать дискомфорт, забывает о чувстве голода.


Существует гипотеза, что процессом достижения нужной концентрации внимания руководит присутствующая в организме система самоконтроля. Она состоит из особых клеточных структур, которые в нужный момент посылают в мозг сигнал, заставляя его переходить в особый режим работы.

Каким бывает внимание

Внимание — это одна из важнейших характеристик умственной деятельности человека. По своей природе оно может иметь следующие разновидности:

  • произвольное — это сознательная и целенаправленная концентрация внимания на каком-либо объекте или действии, которые связаны с интересом, профессиональной деятельностью, обучением или прочей необходимостью;
  • непроизвольное — возникает неосознанно, в связи с каким-либо нестандартным событием или попаданием в новую среду;
  • постпроизвольное — возникает автоматически в том случае, когда концентрация на каком-либо объекте происходит с регулярной периодичностью (работа, учеба и прочее).

Говоря о видах концентрации внимания, можно сказать, что они полностью дублируют классификацию, которая приведена выше.

Проблемы и нарушения

Способность к концентрации может временно ослабевать у людей любого возраста по причине:

  • усталости;
  • плохого самочувствия;
  • ярких эмоциональных переживаний.

Как правило, она полностью восстанавливается, как только исчезает мешающий фактор.

Кроме того, следует учесть, что мозг не может постоянно находиться в «особом» режиме, усиленно обрабатывая информацию: наступает истощение, и способность к концентрации падает, сменяясь рассеянностью. Поэтому рекомендуется делать короткие (по 5-10 мин) перерывы, после каждого часа интенсивного «мозгового штурма».

Если невозможность сфокусировать внимание в течение длительного времени, это повод задуматься и попробовать найти причину, по которой мозг отказывается выполнять свои когнитивные функции.

Это может быть:

  • злоупотребление алкоголем и систематическое курение;
  • неправильное питание, отсутствие в рационе микроэлементов и витамин, требующихся мозгу для полноценной работы;
  • недостаток кислорода. В этом случае снижению концентрации внимания сопутствуют и другие симптомы: головные боли, слабость, быстрая утомляемость;
  • отсутствие полноценного ночного отдыха: длительные нарушения сна приводят к тому, что снижается выработка мелатонина. Это становится причиной замедления процесса восстановления клеток мозга;
  • прием некоторых лекарственных препаратов, угнетающих ЦНС;
  • гормональные изменения в организме при беременности, в период менопаузы, в подростковом возрасте;
  • постоянный стресс: сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются сильнейшим фактором, мешающим сконцентрироваться;
  • неподходящая обстановка для работы: шум, громкая музыка, излишне яркое или тусклое освещение, слишком низкая или высокая температура в помещении;
  • особенности психики: рассеянность иногда является наследственным свойством.

Ослабление способности концентрироваться может свидетельствовать и о начальной стадии заболеваний, влияющих на работу мозга: болезни Паркинсона, Альцгеймера. В этом случае без помощи врача не обойтись.

У взрослого человека проблема с концентрацией внимания обычно появляется не только в снижении трудоспособности, но и в том, что он постоянно забывает об элементарных вещах:

  • подолгу не может сосредоточиться на выполнении каких-либо действий;
  • быстро устает от чтения;
  • жалуется на то, что голова «отказывается соображать»;
  • легко отвлекается от дела, а потом долго не может на нем сосредоточиться.

Если речь идет о нарушениях концентрации внимания у ребенка, то здесь необходимо учитывать его возраст. Например, у детей дошкольного возраста произвольное внимание развито слабо и малыш не может сосредоточиться на неинтересном для него деле.

У ребенка школьного возраста имеются проблемы данного типа, если он:

  • быстро теряет интерес к рассказу учителя на уроке;
  • не слышит, когда с ним разговаривают;
  • не в состоянии досмотреть до конца фильм;
  • с трудом сосредотачивается даже на том деле, которое раньше доставляло ему удовольствие;
  • рассеян, постоянно «витает в облаках», часто отвлекается от игр.

Этому может быть и другое объяснение:

  • слишком скучный или трудный для понимания рассказ учителя;
  • плохое самочувствие;
  • неинтересный фильм;
  • наличие какой-то проблемы, не дающей покоя.

Диагностика

Проверить, насколько высока способность к концентрации внимания, можно самостоятельно, при помощи простых тестовых заданий.

Для этого потребуется:

  • секундомер;
  • соответствующий настрой;
  • задания.

Для чистоты эксперимента необходимо проводить тест в условиях, исключающих все мешающие факторы. Для более точно работы с секундомером желательно воспользоваться помощью друга.

Психологические результаты оцениваются по времени, затраченному на выполнение заданий на концентрацию и по правильности решения.

Метод Мюнстерберг

Испытуемому предлагается хаотичный, на первый взгляд, набор букв, в котором необходимо найти 23 слова и каждое из них подчеркнуть карандашом или назвать вслух.

Например:

  • врсолнцендмродрайонмлжэщыфитновостьпрюмитвыфянфактыкцйвыхъмитрлэкзамен;
  • валджикожэнгпрокурорвыйцукиментиилтеориябеджитзиркенхоккейюэфыяченим;
  • телевизорвыцунгитлочимапамятькрязивфйукенвосприятиежчяцугозмыфлюбовьпидф-хъймитспектакльпджэчиьюбрадостьцычяйтьбджэнародпойвадитфйрепортажкеджъятнроч;
  • конкурсалондатьяирулсдличностьчсдвбнлрнэпджолдфплаваниемплфжйпшлэжвокомедия;
  • отчаяниекедитьгбиылабораториямокдфтчюошщдщвоснованиявтнчбяфджпенэ.

Если:

  • на выполнение задания ушло 2 мин – это хороший результат;
  • потребовалось больше времени – существуют проблемы с концентрацией внимания;
  • осталось время – отлично;
  • количество найденных слов меньше 23 – за каждое пропущенное слово добавляется штрафных 5 секунд.

Таблица Шульте

Квадрат 5Х5, разбит на 25 ячеек, в каждой из которых записано в хаотичном порядке число от 1 до 25, например:

141872421
2211096
16582011
23225313
191517124

Необходимо последовательно найти все числа, указывая на них ручкой. При этом оставлять какие-либо пометки запрещено. Обычно дается 5 разных таблиц и 5 попыток. Каждый раз регистрируется затраченное на задание время.

Если в среднем оно составляет:

  • меньше 40 секунд – высокий уровень концентрации внимания;
  • от 40 до 50 секунд – средний уровень;
  • свыше 50 секунд – низкий уровень.

Совет: необходимо стараться смотреть в центр таблицы, используя периферическое зрение, и как можно меньше перемещать взгляд. Не стоит называть числа вслух: артикуляция существенно увеличивает время, необходимое для выполнения задания.

Метод «10-ти слов»

Метод работает с кратковременной памятью, которая тесно связана со способностью концентрировать внимание. Испытуемому 1 раз зачитываются 10 слов, не связанных между собой по смыслу, после чего предлагается повторить их в произвольном порядке. Всего предоставляется 5 попыток с 5-ю разными словарными наборами.

При оценке результата учитывается количество слов, которое удалось вспомнить:

  • 8-10 слов – хорошая концентрация внимания;
  • 7 слов – удовлетворительная;
  • 0-6 слов – слабая.

Тест Пьерона-Рузера

Для тестирования потребуется:

  • карандаш;
  • секундомер:
  • бланк с изображенными на нем геометрическими фигурами.

Требуется за 1 мин проставить в каждой из фигур определенный знак:

  • в квадрате – плюс;
  • в треугольнике – минус;
  • в ромбе – точку;
  • в кружочке – ничего.

Через нескольких мин (по сигналу инструктора) расстановка знаков заканчивается.

Уровень концентрации внимания определяется по количеству безошибочно проставленных знаков:

  • 100-104 – очень высокий;
  • от 91 до 99 – высокий;
  • от 80 до 90 – средний;
  • от 65 до 79 – низкий;
  • меньше 64 – очень низкий.

Также учитывается количество ошибок: если их не больше 2-х, то ранее определенный уровень концентрации снижается на 1 ступень (например, с высокого на средний). Если ошибок 3 или 4 – на 2 ступени, больше 4-х – на 3 ступени.

Разновидностью данного теста является тест Тулуз – Пьерона. Отличается только тем, что каждая геометрическая фигура расположена в своей ячейке-квадратике. Тест Тулуз-Пьерона можно использовать для определения способности к фокусированию внимания у детей с 6-ти лет.

Кольца Ландольта

Метод применим для тестирования взрослых и детей дошкольного возраста. Обычно его используют при оценке готовности ребенка к поступлению в школу. Испытуемому предоставляется бланк, на котором изображены кольца с разрывом в разных местах. Им предлагается зачеркнуть те, в которых разрыв находится вверху, внизу, справа, слева.

Время выполнения теста – 5 мин, после работы в течение каждой мин под просмотренным участком проставляется черта, через 5 мин работа заканчивается.

Способность к концентрации внимания в каждую минуту теста и, в общем, за все время вычисляется по формуле: S = (0,5N — 2,8n)/t, где:

  • S – уровень концентрации;
  • N – количество просмотренных колец (за 1 или 5 мин);
  • n – количество ошибок;
  • t – время (60 или 300 секунд).

Тест «Перепутанные линии»

Тест рассчитан на детей с 5-6 лет. Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 линий. Необходимо взглядом, не используя карандаш и не водя по рисунку пальцем, пройти по каждой из линий, начиная с 1-й, и найти точку, где она заканчивается. Если испытуемый уложится в 5 мин, не совершив ошибок, это считается хорошим результатом.

Методы управления

Концентрация в психологии – это способность сосредоточиться на решении той или иной задачи.

Ее же отсутствие – серьезный недостаток, который не смогут компенсировать ни:

  • прекрасная память;
  • высокий уровень IQ;
  • бьющая через край энергия.

Избавиться от него можно самостоятельно, для чего сначала выявить и убрать все факторы, мешающие сконцентрироваться, а затем последовать нескольким советам психологов:

  1. Организовать рабочее место. Убрать все лишнее со стола, выключить радиоприемник и мобильный телефон. Если невозможно избавиться от постороннего шума, заглушить его приятной музыкой или «белым шумом», например, звуками дождя или вьюги.

  2. Не пытаться заниматься сразу несколькими проблемами, а сконцентрировать на 1-й из них. Режим однозадачности является наиболее эффективным и позволяет в кратчайшие сроки последовательно решить все задачи. Желательно начинать с самой сложной из них, постепенно переходя к простым.
  3. Не требовать от мозга невозможного. Непрерывно работать в полную силу он способен лишь в течение 1 ч, далее – концентрация внимания снижается. Не стоит пренебрегать кратковременным отдыхом.
  4. Организовывать прогулки на свежем воздухе. Кровь насытится кислородом, а активное движение улучшит кровоснабжение клеток мозга и поможет ему лучше работать.
  5. Обеспечивать полноценный ночной сон. Это обязательное условие продуктивной работы мозга, поскольку именно ночью происходит восстановление и обновление всех его структур.
  6. Продумать рацион питания. Пока в нем не появятся продукты, необходимые для правильного функционирования мозга (рыба, грецкий орех, цитрусовые, продукты, богатые жирными кислотами витаминами В3, В6, С, медью, железом) усилия будут тщетны.
  7. Снизить количество сладкого и трансжиров, что тормозят работу синапсов мозга и провоцируют рассеянность.
  8. Проконсультировавшись с врачом, пройти курс лечения препаратами, улучшающими память и концентрацию внимания.

Также необходимо тренировать мозг, выполняя ежедневно несложные упражнения, на которые уйдет несколько мин времени.

Для этого необходимо:

  1. Принять удобную позу, расслабиться, сконцентрировать внимание на каком-то предмете: лампе, пятне на стене, картине. Удерживать внимание на нем, не отвлекаясь на посторонние мысли, в течение 5 мин. Постепенно время нужно довести до 15 мин.
  2. Сесть в кресло прямо, поднять голову, плечи расправить. Поднять правую руку горизонтально ладонью вниз. Медленно повернуть голову и на 1 мин сконцентрировать взгляд на пальцах. Проделать то же самое с левой рукой. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 5-6 мин.
  3. Налить в стакан воду, удерживать его на уровне глаз в течение 1 мин стараясь, чтобы вода была неподвижной. Через мин поменять руку и повторить все сначала. Через несколько дней попробовать увеличить время до 2-3-х мин.

Также можно попробовать:

  • сконцентрироваться на приятном запахе, например аромате цветов: медленно вдыхать его, думая только о нем и отбросив все посторонние мысли;
  • прислушаться к биению сердца, сосредоточившись исключительно на нем, мысленно повторяя его ритм;
  • взять часы с секундной стрелкой, расположив их на уровне глаз. Сконцентрироваться на стрелке, внимательно следя за ее движением в течение 2 мин и думая все это время только о ней. Если внимание будет ускользать, через некоторое время повторить попытку;
  • закрыть глаза и представить стену. Мысленно покрасить ее в белый цвет, затем написать на ней число 100. Удалить его и написать 99, и так далее в порядке убывания. В идеале нужно дойти до нуля. Стараться удерживать внимание на стене, не переключаясь на другое;
  • осуществить следующий тренинг: лежа в постели, перед сном закрыть глаза и представить, что находитесь в другом, хорошо знакомом, месте, например, в другой комнате. Вспомните, где относительно кровати, расположено окно и какой за ним открывается вид, где дверь и как она открывается, мысленно расставить мебель. Упражнение не только улучшит способность к концентрации, но и поможет расслабиться, успокоиться, уснуть.

Также существуют программы, разработанные ведущими психологами и направленные на улучшение концентрации внимания:

  • метод осознанной медитации Mindfulness;
  • программа тестирования и стимуляции Когнифит (может использоваться для взрослых и детей от 7-ми лет).

Отличным тренажером для мозга станут интеллектуальные игры и упражнения, которые разовьют способность к концентрации внимания и доставят удовольствие.

В их числе:

  • решение судоку;
  • головоломки со словами;
  • компьютерные игры на поиск предметов;
  • математические задачи;
  • устный счет.

Бороться с неспособностью сосредоточиться под силу каждому, за исключением случаев, когда рассеянность – следствие заболеваний ЦНС. Для этого нужно осознать наличие проблемы, устранить все, что мешает концентрации внимания, и регулярно тренировать мозг с помощью несложных и увлекательных психологических упражнений.

Как усилить навык внимания

Уверен, вы понимаете, что сила вашего внимания огромна. Все эти случайности, когда вы вдруг вспоминаете о человеке и он появляется, когда вы опасаетесь простудиться и недомогаете на другой день, когда боитесь, что денег не хватит и их не хватает — не случайны. Внутренняя сила, которая призвана строить ваш мир, рассеивается на сотни направлений, словно сквозь сито, и лишь иногда, собираясь в мощный направленный поток, творит настоящее чудо.

Навык управлять вниманием (читайте — созидательной силой) у вас есть и вы им пользуетесь каждый день. Вот только, к сожалению, не совсем так, как хотелось бы. Хочется одно, а получается, увы, другое. Чтобы усилить этот навык, чтобы точно и с пользой для себя применять силу своей энергии нужен план.

План

  1. Сначала важно понять. Имеется в виду ясность, то есть, чтобы уму было ПОНЯТНО, с чем он имеет дело. Разобрать состав, разложить на детали, прокрутить на примерах, чтобы примерить на себя и увидеть в действии, что ДА, так и есть и у меня такое было. Еще раз — СНАЧАЛА ПОНЯТЬ.
  2. Запомнить принцип и технологию. То есть, поупражняться в технике, зафиксировать рабочие фишки и тонкости. Особенно важно отметить те, что наиболее подходят вам, чтобы было комфортно делать в последствии.
  3. Применять в ходе жизни. Понимая, что вы делаете, для чего, а после, конечно, добавить что-то свое. Пропустить через свои опыты и на выходе получить самую лучшую для себя методу.

Обучаться новому, согласитесь, дело небыстрое, однако в нашем случае, когда вы и так обладаете силой внимания и понимаете, как оно работает, много времени не понадобится. Нужно только упорядочить собственные знания, освоить несколько приемчиков и далее самостоятельно оттачивать навык на практике, то есть в жизни.

Подведем итог

  • Вспомните все, что вы знаете о вашем внимании и способах его применения. Одновременно забудьте все логические объяснения и лазейки ума, говорящего вам о том, что вы псих и сектант.
  • Рассмотрите примеры, когда ваше внимание сработало на вас. Почувствуйте это тонкое, поначалу, ощущение силы внимания.
  • Отберите лучшие собственные схемы употребления силы внимания. Нерабочие — в топку.
  • Попробуйте применить техники, сработавшие у других. Только не слепо, а с пониманием.
  • Разложите зоны применения по отделам: отношения, тело, деньги, здоровье и т.д.
  • Начинайте осознанно действовать. То есть, применять!

Желаю вам уметь переключаться и быть собой. Пусть ваше внимание будет направлено на радость, изобилие, и счастье!

Автор: Григорий Болгов, создатель ТОТ и основатель онлайн-школы

Источник:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: