Картотека «Телесно-ориентированных упражнений» картотека на тему

Уже известно, что все эмоции так или иначе отражаются на работе организма. Телесно-ориентированная психотерапия прошла длительный путь развития как на востоке, так и на западе. Получила популярность только после того, как ученик Зигмунда Фрейда, Вильгельм Райх предпочел отойти от психоанализа и изучать способы воздействия на тело. Телесная терапия позволяет найти напряженные точки человеческого тела и через них определить источники переживаний. А затем локализовать и исцелить их. Фактически, она позволяет избавить человека от последствий негативного опыта.

Обучение телесно-ориентированной психотерапии могут пройти квалифицированные психологи и психотерапевты, врачи. А также люди, желающие понять реакции своего тела, научиться релаксации и самопомощи освоив простые, но эффективные упражнения. Взаимодействие с телом человека применяют для улучшения его психического самочувствия. Причем для этой цели используется огромное количество самых разнообразных методов, которые дают возможность облегчения состояния больного.

Статьи по теме

Основы метода телесно-ориентированной психотерапии


Одним из главных достоинств этого уникального метода считается его высокая эффективность. Это самостоятельное направление в психологии имеет свою теоретическую базу и множество практических наработок. Особенность данного вида психотерапии выражается в рассмотрении ею личности человека. Она предстает как единство тела, души и разума.


Человек не привык отделять свою личность от тела. С самого раннего возраста осознание ребенка и его последующее взросление связано с телом, являющимся хранилищем всех эмоциональных переживаний и различных ощущений. Общая зажатость и скованность движений, сутулость — это своеобразные свидетельства характера человека, которые демонстрирует окружающим его тело.


Телесно-ориентированной психотерапией признается память тела. На все переживания, расстройства и нервные срывы человека тело отзывается блоками, напряжением. Телесные зажимы — последствия негативных ситуаций и конфликтов, подавленные в себе эмоции, у которых не было выхода.

Задачей телесного психотерапевта является доскональное раскрытие причин способствующих появлению психологических проблем. Он находит и отпускает зафиксированные в теле эмоции и таким образом разрушает зажимы.

Новизна подхода

Райх предложил новаторский метод решения проблемы путем воздействия на напряженную группу мышц. Специальные методики были разработаны для того, чтобы уменьшить хроническое напряжение каждой группы мышц и с помощью физического воздействия высвободить подавленные эмоции. Обычно для этого используют щипковый массаж. И так, двигаясь вниз по телу пациенту помогают сломать «мышечный панцирь». То есть в основе этого учения лежит понятие органной энергии. Энергия должна свободно двигаться от сердцевины организма к периферии и уходить. Блоки, или зажимы, мешают ее естественному течению, они служат искажению и разрушению естественного чувствования, это касается и подавления сексуальных чувств.

В каких случаях показана телесно-ориентированная психотерапия


Иногда бывает так, что у человека до такой степени теряется контакт со своим телом, что он перестает понимать свои чувства. И выражает их, основываясь лишь на подсказках сознания. Но между навязанными сознанием и собственными ощущениями могут быть серьезные отличия, которые вновь перерастают в конфликт. Поэтому работа с телом очень важна для нормального развития личности.

Телесно-ориентированную психотерапию рекомендуют проводить в следующих случаях:

  • сильного стресса и конфликтов в семье;
  • сложностей на рабочем месте, плохих отношений с начальством и коллегами;
  • общей апатии, потери смысла жизни;
  • раздражительности и агрессивности;
  • навязчивых и тревожных мыслей;
  • продолжительной болезни, систематической простуде.

Применение этой терапии не является заменой медикаментозному или хирургическому лечению.

Упражнения телесно-ориентированной психотерапии, рекомендованные специалистом, улучшают работу с мышечными зажимами и блоками. Возвращение тела в гармоничное состояние позволяет решать и психологические проблемы.

ДУША И ТЕЛО: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Cовременный периодразвития наук о человеке, и психологии в том числе, характеризуетсястремлением к пониманию организма как целостной системы. Всоответствии с холистическим (целостным) подходом все функцииорганизма и психики взаимосвязаны. Рассматривать личность как целое –значит рассматривать личность во всех ее аспектах (тело, психика,мышление, чувства, воображение, движение и т. д.), но это не тоже самое, что рассматривать личность как сумму отдельных частей.Необходимо воспринимать личность как интегрированное функциональноеединство различных аспектов целого во времени и пространстве.

Тем не менее необходимопризнать, что в нашей культуре господствует пренебрежительноеотношение к телу и отрицание телесно инстинктивногофункционирования. Мы чаще воспринимаем свое тело как объект, а не каксвое «Я», т. к. наше восприятие, наше мышление, нашиэмоции, наши убеждения и интуиция, наше поведение – все этоподвергается мощному формирующему влиянию со стороны социума.Большинство из нас иногда, а то и постоянно наказывают, ненавидят илиигнорируют свое тело. Западная цивилизация принимает это как самособой разумеющееся явление, хотя так было не всегда и в другихкультурах это не так. На то, как человек живет в своем теле, влияютмногочисленные и разнообразные причины. Это пережитый опыт иосновополагающие убеждения и верования, преобладавшие в семье иобразовательной системе. Культурные традиции также подкрепляют нашеотношение к телесному. При этом двойственное отношение к телупрослеживается на протяжении всего существования человеческойцивилизации.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ЗРЕЛОГО ОТЦОВСТВОВАНИЯ И МАТЕРИНСТВОВАНИЯ

Авторская разработка Боровиковой Наталии Васильевны

Москва — 1998

Тренинг творческой акмеолизации

Занятие № 1

I. Ритуал создания группы

Принятие правил работы в группе – 15 мин.

Поскольку в идеале группа встречается для совместной работы уже в третий раз, то участникам можно предложить самим выработать правила существования группы, учитывая, прежние слабые места. На этом этапе тренинга выработку правил жизни внутри группы можно превратить в самостоятельную групповую процедуру.

Ведущему следует помнить об основных правилах:

    1. Не опаздывать.
    2. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
    3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.
    4. Не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому (самой) решать, как себя вести в той или иной ситуации. Это правило нередко предлагают участники, в чьей тренинговой паре в ходе предыдущих занятий возникали разногласия.
    5. Быть искренним.
    6. Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
    7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
    8. Ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы.
    9. Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу.
    10. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.
    11. Сообщать о своих трудностях, мешающих в работе группы (необходимость пропустить занятие, придти или уйти раньше).
    12. Высказываться от своего имени (не от имени пары) и о том, что воспринято, прочувствовано, происходит здесь и сейчас.
    13. Не говорить о присутствующих в третьем лице.
    14. Все участники группы равны, т. е., тренинговый партнер беременной женщины выполняет телесно-ориентированные упражнения наравне со всеми.

II. Упражнения на групповое сплочение

Упражнение «Знакомые все лица!» – 5-7 мин.

Инструкция. Правило именной карточки сохраняется, но каждый участник может изменить имя. Если группа работала в этом составе прежде, то можно предложить каждому на отдельном листе записать тренинговые имена остальных участников и ожидаемые изменения. После того, как вся группа справилась с заданием, участники прикрепляют новые или прежние карточки? Высказываются все по кругу, либо по желанию.

Обсуждение проходит по схеме:

– что существенно изменилось с момента последней встречи?

– что заставило Вас изменить имя?

– сколько совпадений своих прогнозов Вы насчитали?

– почему, (имя участника по карточке), Вы ожидали, что (имя участника по карточке) изменит свое имя?

III. Упражнение на взаимовосприятие

Упражнение “Сиамские близнецы” – 15 мин.

Цель: получить конкретный чувственный опыт различения образа другого человека, построенного на собственной системе домыслов, ожиданий, обобщений и реальным впечатлением от этого человека.

Инструкция. Тренинговая пара (вызвавшаяся по желанию), договаривается между собой, кто за кого будет сейчас отвечать. На вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал напарник. Напарник слушает и мысленно отмечает, в чем отвечающий за него участник, был прав, а где ошибся. Желательно, чтобы все тренинговые пары выполнили упражнение.

Вопросы можно задавать любые, но желательно ориентированные на трудности воспитания детей, неоднозначность периода беременности, страхов материнства и отцовства, предстоящих родов, профессиональное самоопределение женщины после рождения малыша и т. п. Вопросы формулируются в виде неоконченных предложений: «Если мой ребенок не будет слушаться меня, то…», «Если у меня не будет молока, …», «Я выйду на работу, когда…» и т. д.

Обсуждение результатов проходит по схеме:

1. Впечатления молчащего партнера (он сообщает о качественных совпадениях и поразивших его ошибках).

2. Впечатления отвечавшего партнера (он отмечает, за счет чего было отвечать легко и почему – трудно).

3. Группа обсуждает, почему именно этой паре были заданы такие вопросы, а не другие.

4. Обсуждение впечатлений и ожиданий участников, задававших вопросы.

IV. Телесно-ориентированные упражнения

С 17 до 31 недели особое внимание уделяется упражнениям, направленным на укрепление мышц брюшного пресса и спины, которые несут нагрузку из-за смещения центра тяжести, а также мышц стопы в связи с возможным уплощением и плоскостопием. Для этого используются движения, способствующие увеличению гибкости и пластичности позвоночника и тазовых сочленений, при этом многие упражнения выполняются с гимнастической палкой.

Упражнение «Метроном» – 10 мин.

Цель: научить участников группы регулировать ритм сердцебиения.

Инструкция. Для этого надо отрегулировать частоту дыхания по пульсу так, чтобы продолжительность вдоха и выдоха соответствовала определенному количеству ударов пульса. Например, 3 удара пульса на вдохе и 3 на выдохе. Затем начинаем менять ритм дыхания, то учащая, то замедляя его, по-прежнему контролируя ритм дыхания. Если при изменении дыхания изменяется ритм пульса, цель упражнения достигнута.

V. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы

– 10 мин.

Проходит по схеме, описанной в предыдущих тренингах. Один из вопросов ведущего, адресованных группе сводится к следующему: «Что существенное и необходимое для Вашего становления как матери и отца, не происходит на тренинге?».

Домашнее задание

    1. Запишите все свои удачи периода беременности.
    2. Разработайте эскиз одежды, которая предотвращала бы депрессию периода беременности и обеспечивала комфорт будущему малышу.

Занятие № 2

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение «Тандем» – 10 мин.

Цель: научить участников группы взаимопониманию и внимательности друг к другу.

Инструкция. Участники играют в тренинговых парах. Задача заключается в том, чтобы научиться выбрасывать одновременно одинаковое количество пальцев, не сговариваясь предварительно. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.

Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достигать согласия.

Упражнение «Термометр» – 5-7 мин.

Цель: развить тактильную восприимчивость, самим оценить навыки саморегуляции.

Инструкция. Группа разбивается на пары. Один из партнеров каждой пары внутренними усилиями, самовнушением пытается слегка поднять температуру одной из своих ладоней или охладить другую. Когда это, по его мнению, получилось, он делает знак напарнику, который, ощупывая ладони партнера, должен определить, какая из ладоней горячее. После этого партнеры меняются ролями.

II. Телесно-ориентированные упражнения

Упражнение «Нирвана» – 10 мин.

Цель: сознательный контроль над ощущениями тела (появление ощущения прохлады в области лба).

Инструкция. Предлагается делать несколько вдохов через рот, почувствовать прохладу вдыхаемого воздуха. Перейдя на обычное носовое дыхание, надо постараться сохранить ощущение прохлады при вдохе, особенно по контрасту с выдыхаемым воздухом. Фиксация внимания на температурном контрасте создает ощущение прохладного ветра в верхней части лица, дыхание становится легким и свободным. После выполнения этого упражнения возникает ощущение «отдохнувшего мозга».

III. Анализ видеоматериалов – 15 мин.

Просмотр видеофильма или фотоальбома на тему «В ожидании ребенка», сделанного одной из тренинговых пар.

IV. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10 мин.

В ходе обсуждения итогов работы ведущий должен интересоваться тем, как малыш чувствовал и проявлял себя в тех или иных упражнениях. Вопрос может звучать так: «А что делали наши малыши, пока их мамы и папы выполняли упражнение «Унисон»?

Домашнее задание

    1. Выполнить рисунок «Безопасное место моей семьи». Для обхода сопротивления можно сказать, что лучший рисунок будет использован для иллюстрации руководства по успешному материнствованию и отцовствованию.
    2. Продолжаем выполнение телесно-ориентированных упражнений.

Занятие № 3

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение «Трюк» – 5 мин.

Цель: научиться сосредотачиваться. Это упражнение весьма полезно беременным женщинам, поскольку после 25 недель беременности, повышается рассеянность и снижается способность концентрировать внимание.

Инструкция. Участники кладут руки на свои колени и хлопают ладонями по своим коленям в ритме, который задает ведущий. Одновременно с хлопками в такт каждому хлопку группа хором ведет счет натурального ряда чисел от единицы и дальше по возрастанию.

А под каждый хлопок произносится следующее по порядку число. Исключения составляют числа 3, 13, 23 и все числа, которые делятся на три. Вместо них участники должны произносить слово «трюк» и ни в коем случае не хлопать. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Существует несколько иной вариант, в котором каждый участник по очереди произносит следующее по порядку число, сопровождая его хлопками в ладоши. Запрет составляют те же числа, что и в предыдущем варианте. Здесь ошибка участника может быть обнаружена более легко.

II. Упражнение на взаимовосприятие и познание себя

Ведущий вводит понятия жизненный сценарий и проигрывание жизненного сценария.

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее» – 15 мин.

Цель: создание предпосылки для ухода от жесткого жизненного сценария для своих детей.

Игра является одним из вариантов «горячего кресла», используемого в гештальттерапии и впервые описанного Ф. Перлсом, а впоследствии, интерпритированным А. Б. Добровичем.

Инструкция. В кресло, расположенное удобно для всеобщего обзора, приглашается кто-либо из желающих. Остальные некоторое время внимательно разглядывают его. Затем участники по очереди делятся впечатлениями, которые у них вызвал игрок, сидящий в центре.

Сначала участники обсуждения сообщают сидящему на «горячем стуле» свои догадки, домыслы и предположения о том, каким этот человек был в раннем детстве. Какими уменьшительно-ласкательными именами звали его мама и близкие, как его дразнили в школе, каким характером он отличался, кем хотел стать, что от него ждали родители и т. д.

Затем группа сообщает участнику, сидящему на «горячем стуле» свои догадки и предположения относительно того, каков он вне занятий в данной группе (на работе, в семье).

И, наконец, группа высказывает свои прогнозы по поводу того, каким родителем будет этот участник. Что ждет его детей в будущем (через десять, двадцать лет).

После этого слово предоставляется участнику, сидящему на «горячем стуле».

Кроме личностных эффектов, корректирующих отношение к себе, данное упражнение обладает воздействием на систему наивных психологических представлений членов группы. В самом крайнем, упрощенном варианте система наивных представлений может включать в себя убеждения в жесткости взаимосвязей типа: «если человек богат – значит, будет неразумно баловать своего ребенка», «если женщина красивая – значит, будет плохой матерью» и т. д.

III. Телесно-ориентированные упражнения

Продолжаем заниматься танцами по методике Асидоры Дункан (10 мин.).

Инструкция. Каждый (по отдельности или в паре со своим тренинговым партнером) может двигаться самым причудливым образом, плавно размахивая руками, вихляясь, делая нежные движения ногами, головой, всем телом как бы говоря своему будущему ребенку: «Мы тебя любим. Ты нам нужен. Нам вместе будет хорошо».

При качественном выполнении упражнения «Торжество любви и добра», можно получить несколько эффектов:

    • участники осваивают и обживают пространство, в котором приходится работать;
    • многие расслабляются, снимают некоторую зажатость, закрепощенность, мешающие им полноценно участвовать в работе;
    • у участников просыпается творческое воображение, может возникнуть вкус к свободному ассоциированию.

Хорошо помогает музыка, но только такая, которая может зазвучать в памяти и помочь справиться с лишним нервным напряжением в период родов и кормления грудью.

Упражнение «Кегля» на увеличение напряжения мышц таза – 2-3 мин.

Цель: укрепить мышцы области влагалища и промежности, готовя их к родам. Помогают также в послеродовой период.

Инструкция. Лежа на спине, согнуть колени под углом 30 см, стопы плоско положены на пол. Голова и плечи лежат на подушке (валике из одежды), руки – вдоль тела. Основой упражнения Кегля является напряжение мышц в области заднего прохода и влагалища и удержание такого положения как можно дольше (8-10 секунд). Затем – медленное расслабление мышц и отдых. Это упражнение можно (а после четвертого месяца – необходимо, поскольку лежачее положение не рекомендуется, учитывая неблагоприятное влияние матки на большие кровеносные сосуды) выполнять в стоячей или сидячей позиции, или во время мочеиспускания. Упражнение следует повторить не менее 25 раз в течение дня, в разное время.

Упражнение «Кошачья спина» – 2-3 мин.

Цель: уменьшить нагрузку позвоночника.

Это упражнение рекомендуется в течение всего периода беременности, вплоть до родов, так как оно уменьшает нагрузку позвоночника беременной маткой.

Инструкция. Стоя на коленях, необходимо опереться на руки, расслабить мышцы спины (без чрезмерного изгиба позвоночника). Голова, шея и позвоночник находятся на прямой линии. Изгиб позвоночника вверх с опусканием головы и сильным напряжением мышц живота и ягодиц Постепенное расслабление и возврат к исходной позиции. Упражнение повторить пару раз.

III. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10 мин.

Факт актуализации и выплеска эмоций при обсуждении итогов работы, как считается идеологами и разработчиками групповой работы подобной направленности, является сильным корректирующим эффектом, способствующим росту личности (Ф. Перлс, К. Роджерс, В. Сатир).

Каждая пара показывает свой рисунок «Безопасное место моей семьи» и выступает в качестве художественного редактора, защищающего именно такой эскиз для будущей книги.

Домашнее задание

1. Нарисовать в «Дневник беременности» беременное существо без одежды (можно несуществующее). Выполняется обоими партнерами отдельно.

2. Составить индивидуальный график занятий, очередность и выбор упражнений в котором будут соответствовать Вашему протеканию беременности.

Занятие № 4

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение «Муха» – 5 -7 мин.

Цель: научиться сосредотачиваться.

Инструкция. Ведущий предлагает попробовать поуправлять, поруководить обыкновенной мухой, спящей на окошке. В роли окошка используется рисунок девятиклеточного поля для игры в «крестики-нолики». Вначале муха сидит в центре окошка в центральной клеточке. Муха выполняет команды «вверх!», «вниз!», «вправо!», «влево!». По диагонали муха передвигаться не может.

Игра ведется на выбывание. Из игры выходит тот участник, чей ход вывел муху за границу общей поверхности поля. В этом случае контролирующий (ведущий или участник группы) заявляет: «Муха улетела».

II. Упражнение на взаимное понимание

Упражнение «Радость узнавания» – 15 мин.

Инструкция. Все завязывают глаза и передвигаются на ощупь. Столкнувшиеся участники игры ощупывают друг друга, исследуя только пальцами попавшегося партнера, и вслух высказывают свои взаимные догадки о том, кто бы это мог быть. Затем одновременно открывают глаза и проверяют свои предположения.

Обсуждение проходит по схеме:

Как телесный, тактильный контакт изолированный от остальных каналов восприятия помогают дополнить представления о других участниках, обнаружить уже родившиеся установки, ожидания, штампы восприятия?

Что испытывали беременные женщины, когда их живот исследовали участники группы? Трудно ли было ощущать себя свободной с завязанными глазами?

III. Телесно-ориентированные упражнения

Упражнение «Стремлюсь ввысь» – 3-5 мин.

Инструкция. Продолжая сидеть со скрещенными ногами, положите руки на плечи, а затем поднимите их высоко над головой. Попеременно вытягивайте руки, пытаясь достичь потолка. Повторить 10 раз для каждой руки. Телом балансировать нельзя.

Упражнение «Внутреннее зеркало» – 10 мин.

Цель: научиться снимать эмоциональное напряжение, раздражение, гнев, методом дыхания.

Инструкция. Необходимо сделать глубокий вдох, задержать дыхание беременным женщинам на 10 сек., их тренинговым партнером можно на 15, а затем резко выдохнуть. Лучший эффект дыхательные упражнения дают в сочетании с мышечным напряжением, чередующимся с расслаблением. Например: сделайте вдох, задержите дыхание, сожмите кулаки. Напрягите мышцы рук, ног, спины, (не живота); резко выдохните, расслабьте все мышцы, сделайте несколько легких встряхивающих движений руками (как бы сбрасывая усталость). Повторяем несколько раз, при этом беременные женщины мысленно обращаются к ребенку: «Я управляю собой, своим телом, своими эмоциями чтобы тебе было безопасно».

При задержке дыхания можно слегка надуть щеки и сделать глотательные движения. Надо помнить и о выражении лица (внутреннее зеркало поможет избавить лицо от ненужных мышечных зажимов). Например, после вдоха проведите по лицу рукой, как бы убирая остатки тревоги, раздражения. Улыбнитесь.

Возможен и такой прием: проведите рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, наклоните голову вперед, назад, сделайте несколько вращательных движений. Можно слегка помассировать шею. Легким движением погладьте мышцы от плеча к уху. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры (это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку).

IV. Анализ видеофильма – 15 мин.

Просмотр фильма, отснятого одним из трениговых пар.

V. Обсуждение домашнего задания и итогов работы – 10 мин.

Домашнее задание

1. На следующее занятие принести каждому участнику зеркальце.

Занятие № 5

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение «Отражение» – 10 мин.

Цель: позволить участникам обнаружить, как воспринимается остальными их взгляд, выражение лица.

Инструкция. Участники тренинга образуют круг. Каждый становится на время упражнения зеркалом, отражающим (педантично улавливающим и повторяющим все действия и выражения) того, кто в него смотрится. Члены группы по одному обходят «зеркальный круг», смотрясь поочередно в каждое из «зеркал».

Причины, по которым человек смотрится в зеркало может объявлять ведущий:

  • Вы проснулись утором. Пошли в ванную умываться. Вы это делаете перед зеркалом;
  • теперь Вы чистите зубы;
  • у Вас болит горло, и Вы пытаетесь увидеть через зеркало, нет ли у Вас воспаления.

Или иного плана:

  • Вы боитесь, что заметно поправились и внимательно разглядываете себя в зеркало;
  • Вы прихорашиваетесь, прежде, чем войти к начальнику;
  • Ваш значимый человек вот-вот подойдет и Вы в последний раз хотите взглянуть на себя.

II. Упражнение на принятие себя

Упражнение «Хамелеон» – 10 мин.

Цель: научиться произвольно контролировать выражение лица.

Инструкция. Участники группы берут в руки зеркало и, глядясь в него, принимают различные выражения лица. Ведущий предлагает зафиксировать, в каком настроении каждому больше нравится его облик, потом в каком – не нравится. Теперь мы выстраиваем (постоянно смотрясь в зеркало) образ умных и проницательных родителей.

Ведущий предлагает темы. Выражение моего лица, когда мой ребенок:

– непрерывно плачет и капризничает;

– не хочет идти ко мне на руки;

– описался в непредвиденной ситуации;

– сделал первый шаг;

– получил оценку «5» и т.д.

III. Телесно-ориентированные упражнения – 20 мин.

Проводит одна из тренинговых пар по собственной методике, или повторяя все усвоенные телесно-ориентированные упражнения.

IV. Обсуждение итогов тренинга – 20 мин.

Перед расставанием все должны пожелать друг другу легких родов, здоровых малышей и счастливого родительствования.

Домашнее задание

Домашние задания требуют активного сотрудничества супруга или других членов семьи. Нередко участницы тренинга терпят неудачу при выполнении домашних заданий. Имеется несколько причин этого – от плохо составленного задания до сопротивления изменениям. Причины невыполнения (причины «нон-комплайенса») должны быть проанализированы в ходе обсуждения домашнего задания. Другая возможность состоит в том, что супруг не склонен к сотрудничеству и даже пытается саботировать тренинги. Одно из преимуществ включения супруга в тренинг состоит в том, что его сопротивление быстро открывается и к нему можно прямо обратиться в ходе занятий. Супружеское партнерство (тренинговая пара) может быть необходимо для решения межличностного конфликта, который может блокировать изменения в Я-концепции беременной женщины.

Действия участников группы во время тренинговых занятий не создают условий для глубоких личностных перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения и формирования Я-концепции, однако мы убеждены, что они требуют продолжения и развития в нормальных условиях повседневной жизни.

Домашняя работа должна быть направлена на определенные симптомы психологического синдрома беременности. В перерыве между тренингами ведущий может предложить следующее:

    1. Записывать в «Дневник беременности» ежедневно любые мысли, приходящие в голову в связи с беременностью, независимо от пользы такой информации (это может быть проект, как подложить подушку, чтобы легче спалось, до возможностей и выгод, которые можно получить от состояния беременности).
    2. Нарисовать рисунок на тему: Мое представление о беременной женщине и о той, которая еще никогда не была в положении. Выполняется обоими участниками тренинговой диады.
    3. Участникам предлагается сделать ретроспективный анализ своего детства (по собственным воспоминаниям, рассказам близкого окружения, сохранившимся рисункам, дневникам, фотографиям) и создать идеальную модель жизни своего ребенка. Было бы неплохо, если бы бабушки и дедушки составили модель будущего для своего внука (внучки).

Функцией проективного рисунка является не только предоставление дополнительного материала для дискуссии, он способствует выявлению и пониманию трудновербализируемых проблем и переживаний, диагностике изменений в отношении участников группы к процессу беременности и родительствованию.

Виды телесного панциря

Несмотря на такое огромное количество методик, практически все они опираются в своей теоретической базе на те виды телесного панциря, которые в своё время выделил Вильгельм Райх.

Глазной

Что входит: глаза, брови, лоб, скальп.

Внешние признаки панциря:

  • ощущение неподвижной маски на лице,
  • бегающий взгляд,
  • человек никогда не смотрит в глаза,
  • глубокая вертикальная морщина на переносице и множественные — на лбу.

Внутренние проблемы: социальные страхи, неумение налаживать межличностные контакты.

Соматика: проблемы со зрением, головные боли, слезливость.

Оральный / челюстной

Что входит: затылок, подбородок, горло.

Внешние признаки:

  • напряжённая челюсть,
  • гримасничанье,
  • привычка всегда жевать жвачку,
  • «ходящие ходуном желваки»,
  • немногословие.

Внутренние проблемы: скрытность, необходимость держать всё в себе, сдерживать гнев.

Соматика: жалоб обычно нет.

Горловой / шейный

Что входит: язык, шея.

Внешние признаки:

  • невротический кашель,
  • тихий голос,
  • частое сглатывание.

Внутренние проблемы: те же, что и при челюстном зажиме, но более глубокие, уходящие в детство (например, обида на родителей).

Соматика: частые ангины, постоянный ком в горле.

Грудной

Что входит: грудь, плечи, лопатки, руки.

Внешние признаки:

  • затруднённое дыхание,
  • неправильная осанка,
  • неестественное положение плеч (опущены, приподняты, асимметричны),
  • отсутствие гибкости тела.

Это интересно! Согласно телесно-ориентированной терапии, каждый может проверить своих знакомых на наличие грудного панциря и тем самым определить, счастлив он или нет. Для этого достаточно его окликнуть, когда человек будет стоять к вам спиной. Если он повернётся всем телом — зажим и проблемы налицо. Если он повернёт только голову или только верхнюю часть корпуса — у него всё в порядке.

Внутренние проблемы: подавление в себе основных человеческих чувств — любви, мечтаний, ревности, увлечений. В социально-ориентированной терапии грудной панцирь — свидетельство того, что пациент глубоко несчастен.

Соматика: боли в плечах, одышка, гипергидроз ладоней.

Диафрагмальный

Что входит: диафрагма, солнечное сплетение, нижние позвонки.

Внешние признаки:

  • сколиоз,
  • затруднённость выдоха.

Внутренние проблемы: запрет на проявление чувств отвращения и брезгливости. Часто такой вид панциря наблюдается у тех, кто вынужден жить, работать или просто общаться с нелюбимым и даже противным человеком.

Соматика: частая рвота, лёгочные заболевания.

Брюшной

Что входит: живот, спина.

Внешние признаки: выпяченный, большой живот.

Внутренние проблемы: страх нападения, злость, неприязнь.

Соматика: ожирение, проблемы с пищеварением.

Тазовый

Что входит: таз, нижние конечности.

Внешние признаки:

  • таз выпячивается назад,
  • напряжённые ягодицы,
  • походка на полусогнутых.

Внутренние проблемы: невозможность удовлетворить возбуждение, подавление сексуального удовольствия, ощущение угрозы жизни.

Соматика: ватные, подкашивающиеся ноги, дрожащие колени.

Терапия для детей

Это отдельное направление – телесно-ориентированная терапия для детей. Упражнения в этом случает направлены на повышение уверенности в себе, развитие творческих способностей и умений принимать себя, как личность. Обычно проводят их в группах. Не забывайте, с чего начинается телесно-ориентированная терапия. Упражнения на дыхание обязательно включаются в план занятия. После дыхательной разминки можно поиграть в «торт». Одному малышу предлагают лечь на пол. Из него мы будем делать торт. Все остальные дети – это яйца, сахар, молоко, мука. Ведущий – это повар, он поочередно обкладывает будущий торт ингредиентами, пощипывая и поглаживая его, «посыпая», «поливая» и «замешивая». Потом все участники во главе с тортом дышат, как тесто в духовке, а после украшают торт цветочками. Их можно рисовать красками на руках и ногах. Теперь все рассказывают, какой красивый и вкусный торт получился.

Теперь нужно немного подвигаться. Ведущий предлагает детям подняться на высокую и крутую гору. Пока дети маршируют по комнате, он рассказывает им, какой путь они проходят. Как они идут по солнечной тропинке, замечают много душистых цветов. При этом солнечные лучи касаются волос и приносят покой и расслабление. По мере того, как гора становится все круче, ветерок обдувает лицо, и с каждым шагов вы чувствуете радость от предвкушения чего-то нового. Еще шаг – и вы на вершине. Яркий свет обнимает вас, и вы чувствуете, что теперь можете все, что угодно. Огромное чувство радости, счастья, любви и безопасности охватывает вас. Вы сами – этот свет, в ваших силах все. Закончить занятие можно упражнением «росток».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: