В психологии существует много методик, которые позволяют определить индивидуальные особенности восприятия, памяти, внимания, воображения, эмоциональных состояний и т. д. Но самыми, пожалуй, известными являются тесты интеллекта. Они дают возможность оценить уровень умственных способностей личности. Несмотря на то, что универсальными эти тесты назвать нельзя, они пользуются популярностью.
Что такое тесты интеллекта
Интерес к возможности оценить свои умственные способности и сравнить их с дарованиями других людей существовал давно. Но всерьез изучением интеллекта занялись только в начале XX века в связи с развитием практической психологии. С другой стороны, потребность диагностировать способности к мыслительной деятельности связана с развитием общества, с усложнением производства и соответственно с необходимостью улучшить систему образования. Именно эта сфера долгое время стимулировала разработку тестов интеллекта. Методики, ориентированные на взрослых, появились только в 30-40 годах.
Самый первый тест интеллекта был составлен Альфредом Бине по заказу Министерства образования Франции для диагностики умственного развития детей. С тех пор тесты дополнялись, многократно перерабатывались, изменялись задания, появлялись новые версии, в том числе и для взрослых. Но форма их не изменилась.
Тест представляет собой несколько субтестов — блоков заданий. Количество их разное и зависит от возраста:
- В тесте Бине 4-летние дети должны были выполнить 4 упражнения, 6-летние – 6.
- Современный тест для взрослых, разработанный отечественным психологом В. Н. Бузиным, даже в кратком варианте содержит 50 заданий.
Субтесты составляются на основе серьезных исследований больших возрастных групп и включают в себя упражнения, которые смогли выполнить 80-90 % испытуемых. По содержанию задания в разных тестах различные, чтобы невозможно было к ним заранее подготовиться. Чем-то они напоминают школьные контрольные работы. И так же, как контрольные, содержат вопросы для проверки. Но тесты интеллекта проверяют комплекс качеств личности, связанных с эффективностью и уровнем мышления. Например, с помощью полного теста Векслера можно оценить следующие способности:
- осведомленность (30 вопросов из разных областей жизни и науки);
- способность делать умозаключения и правильные выводы (14 вопросов);
- понимание смысла математических задач, умение оперировать цифрами и делать арифметические вычисления (16 заданий);
- логика: умение анализировать, сравнивать понятия, находить между ними сходства и различия (16 заданий);
- объем и осмысленность словарного запаса, умение понимать смысл абстрактных категорий (требуется дать определение 40 понятиям);
- уровень внимания, кратковременной и оперативной памяти, для чего требуется воспроизвести по памяти ряд цифр и знаков;
- невербальный интеллект: диагностируется наглядно-действенное и образное мышление, память, перцептивные способности (способности восприятия картинок, объектов и т. д.), аналитико-синтетические и пространственные способности;
- способность к кодированию информации.
В настоящее время существует много разных подходов к диагностике уровня интеллекта, но чаще всего используются многократно переработанные и усовершенствованные тесты Бине, целью которых является выяснение коэффициента интеллекта IQ.
Тест Гарднера «Типы интеллекта»
Анкета по типам интеллекта
(Г. Гарднер)
Анкета по типам интеллекта позволяет выявить вашу склонность к тому или иному типу деятельности‚ что может помочь вам в выборе будущей профессии. Анкета основана на взглядах о структуре интеллекта‚ изложенных в теории Говарда Гарднера.
Одним из специалистов по исследованию интеллекта является американский психолог Говард Гарднер , который предложил «теорию множественного интеллекта», в которой он высказал мнение, что человек располагает как минимум семью различными формами интеллекта.
Гарднер определяет интеллект как способность человека решать проблемы или создавать продукты, ценные в рамках данной или нескольких культур, а также находить и ставить новые проблемы как фундамент для приобретения новых знаний.
Он настаивает на том, что возможность индивидов получать и расширять знания отражает приоритеты и возможности, которые предоставляет общество в области культуры. В его конструкции интеллект видится как гибкая, зависимая от культуры конструкция.
Теория множественного интеллекта базируется на двух важных, по мнению Гарднера, утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями.
Говард Гарднер выделил следующие виды интеллекта:
1. Лингвистический интеллект: представляет собой способность использовать язык, свой родной язык, и, возможно, другие языки, чтобы выразить то, что у вас на уме и для того, чтобы понять других людей. Он наиболее развит у поэтов, но также необходим для любого писателя, оратора, диктора, юриста, или человека, для которого язык является важной базой для деятельности.
2. Логическо-математический интеллект: представляет собой счет и работу с числами, владение математическими понятиями. Люди с данным типом интеллекта любят решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслить на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбираться в причинно-следственных связях. Данный вид интеллекта развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.
3. Визуально-пространственный интеллект: визуально-пространственный интеллект относится к способности представлять пространственный мир в своем уме. Это похоже на то, как моряк или летчик ориентируется в пространстве мира, или то, как игрок в шахматы или скульптор представляют более ограниченный пространственный мир. Пространственный интеллект может быть использован в искусстве и науке. Если вы обладаете пространственным интеллектом и ориентированы на творчество, у вас больше шансов стать художником или скульптором, архитектором, чем, скажем, музыкантом или писателем. Аналогичным образом, для некоторых наук, как анатомия и топология, пространственный интеллект имеет особое значение.
4. Моторно-двигательный интеллект: Моторно-двигательный интеллект представляет собой способность использовать ваше тело или части тела — руку, пальцы, кисти для решения проблемы, сделать что-то, или произвести что-то. Наиболее наглядными примерами являются люди, занимающиеся легкой атлетикой или театральным искусством — танцоры, актеры, мимы.
5. Музыкальный интеллект: Музыкальный интеллект – это способность мыслить о музыке, уметь слышать музыкальные образы, распознавать их, помнить их и, возможно, манипулировать ими. Люди, обладающие сильным музыкальным интеллектом, не только легко запоминают музыку, но и не могут выкинуть ее из головы — она повсюду.
6. Межличностный интеллект: Межличностный интеллект заключается в понимании и общении с другими людьми. Это качество необходимо нам всем, но становится очень важным, если вы учитель, врач, продавец или политик. Любой, кто постоянно общается с другими людьми, должен быть мастером в сфере межличностных отношений.
7. Внутриличностный интеллект: демонстрирует чувство независимости/силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства. Этот тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.
В 1997 году Г. Гарднер выделил натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя): натуралистический интеллект обозначает способность человека ориентироваться в среде живых существ (растения, животные), также как и обладать чувствительностью к другим проявлениям мира природы (облака, конфигурации скал). Эта способность была большой ценностью в нашем эволюционном прошлом, среди охотников, собирателей и фермеров. Она продолжает играть центральную роль в таких профессиях как ботаник или шеф-повар. Особая возможность распознавания, которая ценится в некоторых дисциплинах, может также опираться на интеллект естествоиспытателя.
Сейчас Гарднер рассматривает вероятность существования девятой способности – экзистенциального интеллекта,
охватывающего склонности человека к рассмотрению фундаментальных вопросов бытия, вечности, жизни и смерти.
Теория множественного интеллекта, будучи правильно использована, может позволить каждому человеку полнее реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и увлечениях.
Инструкция:
Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют.
Текст опросника:
- Я умело работаю с предметами.
- У меня хорошее чувство направления.
- У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
- Я могу легко запоминать слова песен.
- Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
- Я всегда делаю все поэтапно.
- Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
- Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
- Я хорошо учусь, слушая других.
- Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
- Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
- Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
- Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
- Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
- Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
- Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
- В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
- Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.
- У меня богатый словарный запас.
- Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
- У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
- Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
- В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
- Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
- Меня легко вывести из себя.
- Я люблю работать и учиться отдельно от других.
- Я люблю сочинять музыку.
- Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Обработка результатов:
Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты
Типы интеллекта | Пункты анкеты | Общая сумма |
Лингвистический | 5, 9, 19, 20 | |
Математико-логический | 6, 11, 22, 28 | |
Визуально-пространственный | 2, 12, 18,24 | |
Музыкальный | 4, 10, 17, 27 | |
Межличностный | 3, 8, 13, 23 | |
Внутриличностный | 7, 15, 16, 26 | |
Кинестетический | 1, 14, 21, 25 |
Различные типы интеллекта:
Типы интеллекта | Краткая характеристика типов |
Лингвистический | Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова». |
Математико-логический | Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия. |
Внутриличностный | Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой. |
Визуально-пространственный | Мыслит образами и «картинками». Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии. |
Музыкальный | Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма. |
Кинестетический | Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники. |
Межличностный | Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, благодаря вовлеченности в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей. |
Инструкция:
Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют
Текст опросника « Ваш тип интеллекта»:
- Я умело работаю с предметами.
- У меня хорошее чувство направления.
- У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
- Я могу легко запоминать слова песен.
- Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
- Я всегда делаю все поэтапно.
- Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
- Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
- Я хорошо учусь, слушая других.
- Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
- Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
- Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
- Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
- Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
- Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
- Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
- В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
- Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.
- У меня богатый словарный запас.
- Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
- У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
- Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
- В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
- Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
- Меня легко вывести из себя.
- Я люблю работать и учиться отдельно от других.
- Я люблю сочинять музыку.
- Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Обработка результатов:
Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты
Типы интеллекта | Пункты анкеты | Общая сумма |
Лингвистический | 5, 9, 19, 20 | |
Математико-логический | 6, 11, 22, 28 | |
Визуально-пространственный | 2, 12, 18,24 | |
Музыкальный | 4, 10, 17, 27 | |
Межличностный | 3, 8, 13, 23 | |
Внутриличностный | 7, 15, 16, 26 | |
Кинестетический | 1, 14, 21, 25 |
Как определяется коэффициент интеллекта IQ
Коэффициент интеллекта или IQ – это отношение «умственного возраста» к календарному, умноженное на 100 (*100). «Умственный возраст» определяется на основании выполнения заданий теста, которые рассчитаны на определенную возрастную группу. Если речь идет о взрослых, то тесты для них разработаны с учетом заданий разного уровня сложности. К тому же количество заданий в методиках для старшего возраста существенно превышают возможности людей среднего уровня интеллекта.
Таким образом, «умственный возраст»:
- может соответствовать календарному; если испытуемый выполняет задания, соответствующие возрастной норме, тогда коэффициент интеллекта будет около 100 баллов – от 84 до 116;
- может превышать календарный, тогда коэффициент будет высоким от 116 до 200, что свидетельствует о разной степени умственной одаренности;
- может быть меньше календарного, в этом случае IQ ниже 84 баллов, и это уже показатель умственной отсталости.
Большинство людей (68 % взрослых) имеют средний коэффициент интеллекта от 84 до 116 баллов; 16 % приходится на тех, у кого интеллект ниже среднего, вплоть до практически полного отсутствия. И 16 % составляют умственно одаренные интеллектуалы.
Интеллект пластичен, умственные способности можно развить, если, конечно, речь идет не о крайней степени умственной отсталости (тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии), когда IQ ниже 50 %. Особенно хорошо поддаются развитию способности в рамках средних показателей.