Картотека методов диагностики интеллекта (психолого – педагогическая диагностика)

В психологии существует много методик, которые позволяют определить индивидуальные особенности восприятия, памяти, внимания, воображения, эмоциональных состояний и т. д. Но самыми, пожалуй, известными являются тесты интеллекта. Они дают возможность оценить уровень умственных способностей личности. Несмотря на то, что универсальными эти тесты назвать нельзя, они пользуются популярностью.

Что такое тесты интеллекта

Интерес к возможности оценить свои умственные способности и сравнить их с дарованиями других людей существовал давно. Но всерьез изучением интеллекта занялись только в начале XX века в связи с развитием практической психологии. С другой стороны, потребность диагностировать способности к мыслительной деятельности связана с развитием общества, с усложнением производства и соответственно с необходимостью улучшить систему образования. Именно эта сфера долгое время стимулировала разработку тестов интеллекта. Методики, ориентированные на взрослых, появились только в 30-40 годах.

Самый первый тест интеллекта был составлен Альфредом Бине по заказу Министерства образования Франции для диагностики умственного развития детей. С тех пор тесты дополнялись, многократно перерабатывались, изменялись задания, появлялись новые версии, в том числе и для взрослых. Но форма их не изменилась.

Тест представляет собой несколько субтестов — блоков заданий. Количество их разное и зависит от возраста:

  • В тесте Бине 4-летние дети должны были выполнить 4 упражнения, 6-летние – 6.
  • Современный тест для взрослых, разработанный отечественным психологом В. Н. Бузиным, даже в кратком варианте содержит 50 заданий.

Субтесты составляются на основе серьезных исследований больших возрастных групп и включают в себя упражнения, которые смогли выполнить 80-90 % испытуемых. По содержанию задания в разных тестах различные, чтобы невозможно было к ним заранее подготовиться. Чем-то они напоминают школьные контрольные работы. И так же, как контрольные, содержат вопросы для проверки. Но тесты интеллекта проверяют комплекс качеств личности, связанных с эффективностью и уровнем мышления. Например, с помощью полного теста Векслера можно оценить следующие способности:

  • осведомленность (30 вопросов из разных областей жизни и науки);
  • способность делать умозаключения и правильные выводы (14 вопросов);
  • понимание смысла математических задач, умение оперировать цифрами и делать арифметические вычисления (16 заданий);
  • логика: умение анализировать, сравнивать понятия, находить между ними сходства и различия (16 заданий);
  • объем и осмысленность словарного запаса, умение понимать смысл абстрактных категорий (требуется дать определение 40 понятиям);
  • уровень внимания, кратковременной и оперативной памяти, для чего требуется воспроизвести по памяти ряд цифр и знаков;
  • невербальный интеллект: диагностируется наглядно-действенное и образное мышление, память, перцептивные способности (способности восприятия картинок, объектов и т. д.), аналитико-синтетические и пространственные способности;
  • способность к кодированию информации.

В настоящее время существует много разных подходов к диагностике уровня интеллекта, но чаще всего используются многократно переработанные и усовершенствованные тесты Бине, целью которых является выяснение коэффициента интеллекта IQ.

Тест Гарднера «Типы интеллекта»

Анкета по типам интеллекта

(Г. Гарднер)

Анкета по типам интеллекта позволяет выявить вашу склонность к тому или иному типу деятельности‚ что может помочь вам в выборе будущей профессии. Анкета основана на взглядах о структуре интеллекта‚ изложенных в теории Говарда Гарднера.

Одним из специалистов по исследованию интеллекта является американский психолог Говард Гарднер , который предложил «теорию множественного интеллекта», в которой он высказал мнение, что человек располагает как минимум семью различными формами интеллекта.

Гарднер определяет интеллект как способность человека решать проблемы или создавать продукты, ценные в рамках данной или нескольких культур, а также находить и ставить новые проблемы как фундамент для приобретения новых знаний.

Он настаивает на том, что возможность индивидов получать и расширять знания отражает приоритеты и возможности, которые предоставляет общество в области культуры. В его конструкции интеллект видится как гибкая, зависимая от культуры конструкция.

Теория множественного интеллекта базируется на двух важных, по мнению Гарднера, утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями.

Говард Гарднер выделил следующие виды интеллекта:

1. Лингвистический интеллект: представляет собой способность использовать язык, свой родной язык, и, возможно, другие языки, чтобы выразить то, что у вас на уме и для того, чтобы понять других людей. Он наиболее развит у поэтов, но также необходим для любого писателя, оратора, диктора, юриста, или человека, для которого язык является важной базой для деятельности.

2. Логическо-математический интеллект: представляет собой счет и работу с числами, владение математическими понятиями. Люди с данным типом интеллекта любят решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслить на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбираться в причинно-следственных связях. Данный вид интеллекта развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.

3. Визуально-пространственный интеллект: визуально-пространственный интеллект относится к способности представлять пространственный мир в своем уме. Это похоже на то, как моряк или летчик ориентируется в пространстве мира, или то, как игрок в шахматы или скульптор представляют более ограниченный пространственный мир. Пространственный интеллект может быть использован в искусстве и науке. Если вы обладаете пространственным интеллектом и ориентированы на творчество, у вас больше шансов стать художником или скульптором, архитектором, чем, скажем, музыкантом или писателем. Аналогичным образом, для некоторых наук, как анатомия и топология, пространственный интеллект имеет особое значение.

4. Моторно-двигательный интеллект: Моторно-двигательный интеллект представляет собой способность использовать ваше тело или части тела — руку, пальцы, кисти для решения проблемы, сделать что-то, или произвести что-то. Наиболее наглядными примерами являются люди, занимающиеся легкой атлетикой или театральным искусством — танцоры, актеры, мимы.

5. Музыкальный интеллект: Музыкальный интеллект – это способность мыслить о музыке, уметь слышать музыкальные образы, распознавать их, помнить их и, возможно, манипулировать ими. Люди, обладающие сильным музыкальным интеллектом, не только легко запоминают музыку, но и не могут выкинуть ее из головы — она повсюду.

6. Межличностный интеллект: Межличностный интеллект заключается в понимании и общении с другими людьми. Это качество необходимо нам всем, но становится очень важным, если вы учитель, врач, продавец или политик. Любой, кто постоянно общается с другими людьми, должен быть мастером в сфере межличностных отношений.

7. Внутриличностный интеллект: демонстрирует чувство независимости/силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства. Этот тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.

В 1997 году Г. Гарднер выделил натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя): натуралистический интеллект обозначает способность человека ориентироваться в среде живых существ (растения, животные), также как и обладать чувствительностью к другим проявлениям мира природы (облака, конфигурации скал). Эта способность была большой ценностью в нашем эволюционном прошлом, среди охотников, собирателей и фермеров. Она продолжает играть центральную роль в таких профессиях как ботаник или шеф-повар. Особая возможность распознавания, которая ценится в некоторых дисциплинах, может также опираться на интеллект естествоиспытателя.

Сейчас Гарднер рассматривает вероятность существования девятой способности – экзистенциального интеллекта,

охватывающего склонности человека к рассмотрению фундаментальных вопросов бытия, вечности, жизни и смерти.

Теория множественного интеллекта, будучи правильно использована, может позволить каждому человеку полнее реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и увлечениях.

Инструкция:

Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют.

Текст опросника:

  1. Я умело работаю с предметами.
  2. У меня хорошее чувство направления.
  3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
  4. Я могу легко запоминать слова песен.
  5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
  6. Я всегда делаю все поэтапно.
  7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
  8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
  9. Я хорошо учусь, слушая других.
  10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
  11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
  12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
  13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
  14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
  15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
  16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
  17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
  18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.
  19. У меня богатый словарный запас.
  20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
  21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
  22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
  23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
  24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
  25. Меня легко вывести из себя.
  26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
  27. Я люблю сочинять музыку.
  28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Обработка результатов:

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты

Типы интеллекта Пункты анкеты Общая сумма
Лингвистический 5, 9, 19, 20
Математико-логический 6, 11, 22, 28
Визуально-пространственный 2, 12, 18,24
Музыкальный 4, 10, 17, 27
Межличностный 3, 8, 13, 23
Внутриличностный 7, 15, 16, 26
Кинестетический 1, 14, 21, 25

Различные типы интеллекта:

Типы

интеллекта

Краткая

характеристика

типов

Лингвистический Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова».
Математико-логический Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия.
Внутриличностный Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой.
Визуально-пространственный Мыслит образами и «картинками». Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии.
Музыкальный Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма.
Кинестетический Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники.
Межличностный Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, благодаря вовлеченности в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей.

Инструкция:

Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют

Текст опросника « Ваш тип интеллекта»:

  1. Я умело работаю с предметами.
  2. У меня хорошее чувство направления.
  3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
  4. Я могу легко запоминать слова песен.
  5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
  6. Я всегда делаю все поэтапно.
  7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
  8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
  9. Я хорошо учусь, слушая других.
  10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
  11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
  12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
  13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
  14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
  15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
  16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
  17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
  18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.
  19. У меня богатый словарный запас.
  20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
  21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
  22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
  23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
  24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
  25. Меня легко вывести из себя.
  26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
  27. Я люблю сочинять музыку.
  28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Обработка результатов:

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты

Типы интеллекта Пункты анкеты Общая сумма
Лингвистический 5, 9, 19, 20
Математико-логический 6, 11, 22, 28
Визуально-пространственный 2, 12, 18,24
Музыкальный 4, 10, 17, 27
Межличностный 3, 8, 13, 23
Внутриличностный 7, 15, 16, 26
Кинестетический 1, 14, 21, 25

Как определяется коэффициент интеллекта IQ

Коэффициент интеллекта или IQ – это отношение «умственного возраста» к календарному, умноженное на 100 (*100). «Умственный возраст» определяется на основании выполнения заданий теста, которые рассчитаны на определенную возрастную группу. Если речь идет о взрослых, то тесты для них разработаны с учетом заданий разного уровня сложности. К тому же количество заданий в методиках для старшего возраста существенно превышают возможности людей среднего уровня интеллекта.

Таким образом, «умственный возраст»:

  • может соответствовать календарному; если испытуемый выполняет задания, соответствующие возрастной норме, тогда коэффициент интеллекта будет около 100 баллов – от 84 до 116;
  • может превышать календарный, тогда коэффициент будет высоким от 116 до 200, что свидетельствует о разной степени умственной одаренности;
  • может быть меньше календарного, в этом случае IQ ниже 84 баллов, и это уже показатель умственной отсталости.

Большинство людей (68 % взрослых) имеют средний коэффициент интеллекта от 84 до 116 баллов; 16 % приходится на тех, у кого интеллект ниже среднего, вплоть до практически полного отсутствия. И 16 % составляют умственно одаренные интеллектуалы.

Интеллект пластичен, умственные способности можно развить, если, конечно, речь идет не о крайней степени умственной отсталости (тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии), когда IQ ниже 50 %. Особенно хорошо поддаются развитию способности в рамках средних показателей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: