Ассоциативная психология — помощь для запоминания информации

Основные тезисы

Термин «ассоцианизм» введен в XVII веке английским мыслителем Локком. Сама концепция получила широкое распространение спустя полвека, хотя метод представления работы мозга с помощью схожих образов описан еще Аристотелем и Платоном. Представители ассоцианизма наделяли этот принцип ролью ведущего или единственного механизма для деятельности и развития психики и сознания человека.

Примечательно, что для Локка, основателя эмпирического исследования психики, все рассмотренные им явления умственной деятельности относились к индивидуальному опыту конкретного человека, то есть ученый осознанно исключал из своих исследований сущность души и ее влияние на личность.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Ключевым механизмом появления сложных идей Локк считал ассоциацию. К сочетанию идей, являющимися неверными, то есть не отвечающими естественному существованию человека, ассоцианистическая теория относила любые сложные мысли (решения/задумки), которые «часто соединяются так, что их не разделить впоследствии».

Примером ассоциации по Локку становятся:

  • симпатии;
  • суеверия;
  • антипатии.

Философ ввел термин весьма ограниченно. После него последовала активная разработка этого механизма сознания, результатом которой стало появление ассоциативной психологии.

Локк утвердил следующую схему возникновения идей через ассоциации:

  1. Ощущения в процессе развития опережают умственную деятельность.
  2. Простые идеи через ассоциации соединяются в более сложные.
  3. Опыт становится основой знания, источниками опыта выступают рефлексия и ощущения.
  4. Не существует врожденных ассоциаций.

Концепция стала активно использоваться в педагогике, со временем получила развитие в психологии личности. Психологическая школа ассоцианизма стремится установить исключительно причинное исследование поведения личности.

В основе направления лежит тезис о последовательности идей, которые отражают воздействие внешних факторов на человека.

Весьма строгим постулатам на смену пришли теории, которые берут начало от идей Руссо и отводят ключевую роль в формировании личности внутренних особенностей развития человека.

К началу XIX века были сформированы принципы ассоцианизма:

  • понятие души — нечто, способное к познанию;
  • психика состоит из простейших элементов — ощущений;
  • сложные мысли возникают на основе ассоциаций из простых частей;
  • все знания о душе — результат самонаблюдений. Человек может изучать только собственный мир, внутренняя духовная жизнь другого человека недоступна к исследованию посторонним.

Для ассоцианизма каждый человек представляется одиночкой, который живет в сообществе одиночек. Внутренний мир личности противопоставляется внешней среде, и между ними существует жесткая грань.

Достижения науки на рубеже XIX и XX веков внесли изменения в восприятие психики ассоцианистами. Некоторые ученые внесли дополнительные аспекты изучения мыслительной активности человека.

Так, Дарвин изменил трактовку проявления эмоций, Сеченов разработал учение о рефлексах мозга.

В современной психологии ассоцианизм считается важным течением, в котором к исследованию поведения человека применяется строго причинный подход. Ассоциация становится основным механизмом психологической деятельности личности. Мышление сводится к совмещению нескольких образов в памяти с ассоциациями (по контрасту с объектом, по сходству и проч.).

V. Развитие ассоциативной психологии

XVIII–XIX в.в.

Ассоциативная психология является первой научной школой психологии, положившей начало её выделению из философии, становлению естественнонаучной парадигмы и поиску объективных методов исследования психики. Зародившись в Англии на рубеже XVII – XVIII веков, ассоциативная психология просуществовала до начала XX века как доминирующее научное направление психологии, утверждающее ассоциации в качестве универсального объяснительного принципа всей психической деятельности.

Об ассоциации как феномене было известно еще со времен Платона и Аристотеля, однако первым силу универсального закона психической деятельности придал ассоциациям английский мыслитель Т.Гоббс (1588-1679), описав психическую жизнь как механические ассоциации между ощущениями от внешнего мира и высшими проявлениями, в том числе и мышлением. Эмпирические идеи Т.Гоббса были продолжены его соотечественником Джоном Локком (1632 – 1704),

признанным
«отцом эмпирической психологии»
и
«предвестником ассоциативной психологии»
.

Если Р.Декарт и другие рационалисты Нового времени говорили о врожденном характере идей

, то Дж.Локк утверждал исключительно прижизненный характер образования идей через чувственный опыт. Дж.Локк сравнивал сознание при рождении с чистой доской
(«tabula rasa»),
на которой прижизненный чувственный
опыт
оставляет «
свои письмена»
. Обобщив все известные факты психической жизни ребенка, Локк пришел к выводу, что
до момента обучения
ребенок не имеет математических понятий, тогда как рационалисты утверждали их врожденный характер. Сравнительный анализ содержания сознания людей из разных культур и социальных слоев, также, показал различия, приобретенные прижизненно.

Таким образом Дж.Локк в качестве источника образования идей утверждает прижизненный опыт,

в котором он выделяет
два вида
:

1) внешний (чувственное познание, образующее простые ощущения);

2) внутренний (рефлексия сознания, в результате которой простые чувственные ощущения преобразуются в сложные).

Дж.Локк выделял пять механизмов преобразования сложных идей из простых ощущений:

1. Ассоциация

– (от лат. Assotiatio – соединение) – случайные связи

между идеями, возникающие по причине их совпадения друг с другом во времени и пространстве.

2. Соединение

(сумма, накопление).

3.Сопоставление

(сравнение).

4.Обобщение (

присоединение частного случая к уже известному).

5. Абстрагирование

(выделение, вытяжка).

Позже, последователи Дж.Локка в качестве единственного механизма работы психики стали рассматривать исключительно ассоциации,

устранив из зоны научного анализа другие мыслительные операции. Так, Дж.Локк стал провозвестником ассоцианизма, который в английской психологии XVIII века был продолжен в двух направлениях:

1. Материализм (Дэвид Гартли, Джон Толланд и Джозеф Пристли).

2. Идеализм (Джордж Беркли и Дэвид Юм).

Ассоцианисты идеалистического направления в основе психической деятельности рассматривали исключительно внутренний опыт

, утверждая тем самым
активность сознания,
независимо от объективной реальности. Так, последователь Локка и родоначальник
крайней формы субъективного идеализма, Дж. Беркли (1685 – 1753)
утверждал, что объекты не существуют в реальности, а существуют только тогда, когда их воспринимает сознание, т.е.
«вещь – это комплекс ощущений»
, а
«быть, значит быть в восприятии».
Шотландский философ-идеалист
Д.Юм (1711 – 1776) идет в своих рассуждениях еще дальше и ставит под сомнение существование не только физического мира, но и телесной компетентности человека, а именно, его органов чувств. Поставив под сомнение все известные на тот момент гипотезы об источнике порождения ощущений (Бог, физический мир и органы чувств), Юм не нашел им эмпирического и объективного подтверждения и констатировал, что познание осуществляется без участия внешнего опыта и заключено только в сознании, которое замкнуто в самом себе (как монада в учении Г.Лейбница), само порождает и само воспринимает ощущения.
Ассоцианисты материалистической ориентации, напротив, считали источником опыта исключительно внешний мир, физически воздействующий на нервную систему и механически порождающий ассоциации между участками головного мозга.

Первой законченной теорией ассоцианизма стала материалистическая концепция английского врача и философа Дэвида Гартли (1705 – 1757)

. Опираясь на принципы механики
И.Ньютона,
а также, научные данные медицины и физиологии, Д.Гартли рассматривал идеи как результат ассоциаций между участками головного мозга, возникающих от вибраций внешних воздействий в нервной системе.

В структуре психики Гартли выделил два круга – большой и малый. Большой круг

представлен рефлекторной дугой и регулирует поведение (механически, от вибраций внешних воздействий).
Малый круг
представляет собой следы от внешних вибраций
в головном мозге
и регулирует мыслительную деятельность. Д.Гартли связывал силу следов вибраций со степенью осознанности, что стало первой материалистической трактовкой бессознательного. Все психические процессы возникают из ассоциаций между очагами вибраций в малом круге: мышление – из ассоциации образа и слова, воля – из ассоциации слова и движения, память – ассоциация следов со словом или образом и т.д. Таким образом, Д. Гартли утверждает
укорененность ассоциаций в телесной организации
и
механистичность их образования
(механическое возбуждение от вибраций, независимо от содержания идей).

Итак, начиная с выделения ассоциативного механизма образования сложных идей в концепции Дж.Локка и заканчивая объяснением всех психических процессов (от поведения до познания) исключительно ассоциациями в теории Д.Гартли, мы можем проследить эволюцию ассоциативной психологии, возведение принципа ассоциации в абсолют. Поскольку ассоциативное направление было единственным самостоятельным и доминирующим, то в научном психологическом познании до начала ХХ в. прочно укоренилась точка зрения о том, что в сознании нет ничего, кроме идей и ассоциаций между ними. В XIX веке ассоциативная психология получила развитие в работах английских мыслителей Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля.

Джеймс Милль (1773 – 1836)

объяснял работу сознания как механические ассоциации элементарных ощущений, которые существуют в одном и том же качестве на протяжении всей жизни и изменяют только свое место в пространстве сознания. В соответствии со столь механистическим подходом, концепция Дж.Милля получила название
«ментальная механика»
и в эволюции ассоцианизма явилась его вершиной. Сын Дж.Милля
Джон Стюарт Милль (1806 – 1873)
предложил концепцию, названную
«ментальной химией».
Главным принципом работы сознания, по-прежнему, оставались ассоциации ощущений, но возникали они уже не механически, а в результате
активного порождения сознанием
качественно новых психических состояний, отличных от качеств исходных простых идей. Подобный отход от механистических постулатов ассоцианизма способствовал его постепенной деградации. Дальнейшее развитие ассоцианизма проходило в рамках физиологии и эволюционной теории.

Так, Александр Бэн (1818 – 1903),

автор
физиологического ассоцианизма
, объединил идеи ассоцианизма с идеями
гедонизма
в его физиологическом аспекте. Основным принципом организации мышления и поведения становятся
ассоциации между ситуациями и удовлетворяющими в данных обстоятельствах реакциями
. Вместо механицизма, А.Бэн вводит понятие о
спонтанной активности
нервной системы, которая проявляется в спонтанных движениях, повторяющихся до тех пор, пока не приведут к полезному результату. Удовлетворяющая реакция ассоциативно закрепляется с ситуацией и в следующий раз рефлекторно возникает в подобной же ситуации. Таким образом, вместо механического закрепления ассоциаций, А.Бэн вводит идею целесообразности. Кроме того, к традиционным видам ассоциаций по сходству и смежности в пространстве и времени А.Бэн добавляет
творческие
ассоциации.

Герберт Спенсер (1820 – 1903),

автор
эволюционной теории ассоцианизма
расширил анализ психики от ее связи с организмом к отношениям психики с
внешней средой.
В своей концепции Г.Спенсер развивал идеи
эволюционной теории Ч.Дарвина
о том, что главная функция психики в процессе эволюции определяется адаптацией организма к среде. В основе адаптации (как биологической, так и социальной), Г.Спенсер видел формирование
ассоциаций между внешними условиями и целесообразными способами реагирования
.

По мере дальнейшего развития психологии, ассоцианизм утратил свою теоретическую значимость и актуальность, что способствовало переориентации исследовательского интереса от теории к практическому исследованию ассоциативных связей: законы памяти (Г.Эббингауз

), формирование навыков (
бихевиоризм
), мотивация поведения (
психоанализ)
, ассоциативный эксперимент (
криминалистика, психиатрия
) и др.

В 20-е годы ХХ века ассоцианизм как отдельное направление исчезает. Укореняется точка зрения о том, что ассоциация – не механизм работы психики, а психическое явление, которое само требует объяснения и раскрытия механизмов (как мышление, воображение, эмоции и пр.).

Практические задания

1. Составьте матрицу идей по форме:

«Сравнительный анализ ассоциативных теорий»

Источник происхождения ассоциацийМеханизмы возникновения ассоциаций
Д.Юм
Д.Беркли
Д.Гартли
Дж.Милль
Дж.Ст.Милль
А.Бэн
Г.Спенсер

2. Определите авторов нижеприведенных фрагментов и обоснуйте свои ответы:

«Поскольку <�…> ощущения передаются духу благодаря эффективности материальных причин мозгового вещества, как признано всеми физиологами и врачами, то мне представляется, что способности к порождению идей и возбуждению их при помощи ассоциации также должны возникать из материальных причин <�…> А так как вибрационное движение более подходит к природе ощущений, чем любой другой вид движения, то оно представляется также более подходящим к способностям порождения идей и возбуждения их при помощи ассоциации. Однако эти способности проявляются самостоятельно, как уже отмечено, так что учение об ассоциации идей может стать фундаментом и руководством для наших будущих исследований, что бы ни случилось с учением о вибрациях».

«Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо другой дух действительно воспринимает его. Здесь был запах — это значит, что я его обонял; был звук — значит, что его слышали; были цвет или форма — значит, они были восприняты зрением или осязанием. Это все, что я могу разуметь под такими или подобными выражениями. Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно. Их esse есть percipi, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей. Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Но с какой бы уверенностью и общим согласием ни утверждался этот принцип, всякий, имеющий смелость подвергнуть его исследованию, найдет, если я не ошибаюсь, что данный принцип заключает в себе явное противоречие. Ибо, что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения (ideas or sensations)? И разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемы?»

«Давайте предположим, что душа представляет собой, так

сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало»

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные принципы и направления ассоциативной психологии.

2. Назовите идейные предпосылки ассоциативной психологии.

3. Охарактеризуйте основные идеи в научном творчестве Дж.Локка.

4. Охарактеризуйте основные идеи и теории ассоциативной психологии идеалистической ориентации (Д.Беркли, Д.Юм).

5. Охарактеризуйте основные идеи и теории ассоциативной психологии материалистической ориентации (Д.Гартли).

6. Проведите сравнительный анализ ассоциативных концепций «ментальная механика» и «ментальная химия».

7. Раскройте сущность и основные идеи физиологического подхода в ассоциативной теории А. Бэна.

8. Раскройте сущность и основные идеи эволюционного подхода в ассоциативной теории Г.Спенсера.

9. Обобщая изученный материал, назовите основные этапы эволюции ассоциативной психологии и ее место в современной психологии.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд., 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. — М.: Академия, 2008. — 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

Дополнительная

1. Английские материалисты XVIII в. – М., 1967. – Т.1,2.

2. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: https://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. — Электр. дан. — М., 2002. Беркли Д. Опыт новой теории зрения // Дж. Беркли. Соч. М., 1978.

3. Блонский, П.П. Учение Беркли о реальности. М., 1925.

4. Быховский, Б.Э. Джордж Беркли. М., 1970.

5. Бэн, А. Психология. – СПб., 1887.

6. Гартли, Д. Избранные сочинения. – М., 1934.

7. Гартли, Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях // Английские материалисты XVIII века / Собр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1967.

8. Гоббс, Т. Левиафан. М., 1936.

9. Гоббс, Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1964. – Т 1,2.

10. Кузнецов, В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия, XVIII в. М., 1986.

11. Кузьмин, Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.

12. Локк, Д. Избранные философские произведения: В 2 т. – М., 1957.

13. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985.

14. Нарский, И.Д. Давид Юм. М., 1973.

15. Нарский, И.С. Западно-европейская философия 18 в. М., 1973.

16. Спенсер, Г. Соч.: В 7 т. Т 3. СПб. , 1898.

17. Юм, Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Соч.: В 2 т. М., 1995.

Ассоциация как связь

В контексте психологии слово означает спонтанное соединение двух объектов в головном мозге. Связь между воспоминанием и выдуманным образом, между предметами может быть создана неосознанно без привязки к конкретному раздражителю.

На появление связей влияют:

  • внешние факторы (запах, выражение, визуальный образ, звук);
  • собственные опыт и воспоминания человека.

Процессы жизнедеятельности становятся возбудителем появления ассоциации. Так, неприятные ощущения в желудке создают ассоциацию со съеденной пищей.

Мысли человека могут создать несколько образов или их цепочку. Часто можно заметить, что одна мысль «притягивает» вторую, третью и так далее. Таким действием мозг представляет человеку связь ассоциаций на конкретную мысль. Студент решает задачу, в процессе расчетов вспоминается аудитория и его однокурсники, после этого следует размышление о конкретном человеке — цепочка мыслей может длиться бесконечно долго, пока человек не заставит себя вернуться к исходной идее.

Типы ассоциативных связок

Впервые классификацию образов создал Аристотель, его типология используется и современными психологами.

Мыслитель разделил ассоциативные связи на 3 группы:

  1. Смежность — частый вид появления образа, появляется при регулярном восприятии нескольких объектов одновременно. Шум воды может вызвать ассоциацию с отдыхом, аромат выпечки — с домом. К этому типу связок относятся вербальные образы, которые могут формироваться из идиом, поговорок. Вместе с возникновением слова «дуб» может появиться ассоциация «могучий». Связка по смежности чаще проявляется посредством действительной связи между предметами и/или действиями. Звезды ассоциируются с ночью, перчатки — с кистями рук.
  2. Сходство. Для возникновения такой связи объекты должны быть похожи в одном или нескольких характеристиках: цвет, форма, эмоциональный отклик личности на предметы и проч. Небо вызывает связь с морем, заснеженная поляна — с белой тканью.
  3. Контраст. Наиболее сложный тип, малоизученный, необоснованный научно. В сознании возникает связь с образом как реакция на его противоположность предмету или явлению. Большинство людей вспоминает при упоминании лета зиму, услышав слово «свет» — вспоминают о темноте.

В конце XIX века античную классификацию дополнили видом ассоциаций по смыслу. Такие связи являются результатом анализа данных и появления в сознании человека комплексных образов.

Смысловые ассоциации в большинстве случаев индивидуальны и обусловлены личным опытом. Так, человек может связать кашель с зимой, поезд — с морем.

Персональные инструменты возникновения связей

Ассоциации базируются на условных рефлекторных реакциях. Каждый внешний раздражитель становится причиной появления очага возбуждения в больших полушариях коры мозга.

В роли таких факторов выступают:

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

  • запахи;
  • слова;
  • звуки;
  • тактильные ощущения;
  • мысли.

В очаге по нейронам проходит электрический импульс, который распространяется по областям мозговой коры. В этот период активизируются следы предыдущих прохождений импульса и вызывают из памяти образы, которые возникли ранее при контакте с объектом.

Процесс создания ассоциаций необходим для нормальной работы сознания и повышения эффективности мышления, регулируется несколькими инструментами:

  1. Память и хранящаяся в ней информация. Укрепление памяти и расширение кругозора создают возможность для появления большего количества качественных ассоциаций. Результатом становится выработка разнообразных и новых связей.
  2. Воображение, которое обрабатывает информацию, меняет и комбинирует сочетания элементов в новых формах образов. Работа воображения обогащают память человека, полученные ассоциации используются в мышлении.
  3. Скорость прохождения нервного импульса или протекания нервных процессов, которая регулирует быстроту рефлекторных реакций. Большая скорость заставляет мозг быстрее создавать ассоциации, разнообразие которых зависит от уровня знаний человека.
  4. Бессознательное. Процесс создания связей основывается на внезапном распространении возбуждения вглубь по коре мозга и подключает к мышлению подсознание. Ввиду того, что в этой области восприятия хранится большой объем информации, ассоциации являются возможностью взаимодействия с бессознательным.

Набор ассоциаций индивидуален для каждого человека, так как создается под влиянием опыта и знаний личности.

Основная концепция

Если свести идеи всех исследователей в этом направлении, то можно выделить ключевые принципы ассоциативной психологии:

  • Душа называлась и понималась исследователями как сознание. Это была первая попытка оторваться от влияния теологии на науку и взглянуть на процессы психики под другим углом.
  • Наша психическая жизнь основывается на простых элементах – это ощущения. Они являются основными и первостепенными.
  • К вторичным элементам исследователи относили чувства, мышление и представления.
  • По принципу ассоциаций первостепенные ощущения складываются во вторичные элементы, т.е. сложное состоит из совокупности простых элементов.
  • Чем чаще повторяется ассоциация, тем прочнее она закрепляется в психике. Нужно сказать, что частота повторения ассоциаций связана с эмоциональными переживаниями, так как именно они являются основным стимулом для повторения, ведь чем сильнее эмоция, тем сильнее будет связь.

Если говорить в целом, то ассоциативная теория мышления весь мыслительный процесс сводила к возникновению ассоциативных связей. К сожалению, данная теория не смогла объяснить такой процесс, как творчество, назвав его врожденной, изначальной функцией мышления, хотя в дальнейшем исследователи доказали, что эта функция не врожденная.

Основным и самым ощутимым ограничением данного направления было использование метода интроспекции, или самонаблюдения. Большинство выводов было сделано учеными на основании анализа своего сознания и процессов, которые в нем проходят, при этом оценка им давалась исключительно субъективная, а значит, она не могла распространяться на других людей.

Нужно сказать, что в 20 веке эта теория изжила себя, и на смену ей пришли новые направления. Но понятие ассоциаций, которое было введено этими учеными, вошло в психологическую науку и активно используется по сей день. Например, на основе этого понятия был создан ассоциативный эксперимент.

Пространство имен

Существуют устоявшиеся связи, которые присущи обществу, языковой среде. К таким образам относится пространство имени. Большинство из современных имен обладают античным происхождением, поэтому ассоциируются с изначальным значением.

В национальных культурах имена зачастую связываются с определенной чертой характера (или внешности).

Примером в русской культуре может служить имя Екатерина, слово, в силу исторических особенностей развития страны, получает связь с «великая» и с исходным значением «непорочная».

На восприятие имении влияют его знаменитые носители. Известный пример ассоциации в пространстве имени Людовик «Солнце» XIV — французский король. Правители династии получали это имя в течение нескольких столетий. Из-за этого у многих людей при упоминании имени возникает ассоциация с королевскими атрибутами, Парижем, Францией.

Во многих культурах существует собственный список «несчастливых имен». Например, это имена христианских мучеников — Татьяна, Федор (хотя на Руси эта традиция была не очень распространена). Такие перечни создают негативные ассоциации, которые могут распространяться и укрепляться, заведомо предопределяя отрицательную окраску возникающих связей.

Пространство имени — условный набор общепринятых ассоциаций, которые могут быть позитивными или негативными. На эту область влияют известные носители конкретного имени.

Применение ассоцианизма в психологии

Внезапно появляющиеся нейронные соединения в мозговой коре используются врачами при выявлении психических отклонений с начала XX века.

Первым психоаналитиком, который обратил внимание на связь с бессознательными процессами и возникающими образами, стал Фрейд.

Его доктрина утверждает, что этот очень глубокий уровень психики хранит скрытые желания и инстинкты, которые не соответствуют общественным моральным нормам. Фрейд утверждал, что подавление желаний становится причиной появления фобий, психических и физических недугов.

В современной психологической диагностике ассоциации используются для определения душевного состояния личности.

Представители ассоцианизма, в отличие от фрейдистов работают не со свободными образами, а с организованными явлениями, которые контролируются врачом.

Возможности применения ассоцианизма в диагностике делятся на 3 группы:

  1. Вербальные связи и образы. Примером служит тест о парных ассоциациях, в котором человеку нужно объединить в пары слова по смыслу (связка понятие-смысл), по фонетической схожести (начинаются на одинаковую букву). Вербальные тесты предлагают пациенту набор слов или выражений, на которые ему нужно сказать первое, пришедшее на ум, слово.
  2. Зрительные ассоциации. Человек изучает предложенные изображения, в большинстве случаев, абстрактные, затем сообщает, что ему напоминает выбранная картинка. Пример — тест Роршаха (Чернильные пятна).
  3. Творческие импульсы. Для выявления неосознанных образов, испытуемого просят нарисовать что угодно или написать рассказ на конкретную тему. Творчество высвобождает мышление и позволяет подсознанию подключиться к работе. Поэтому ассоциации возникают быстрее, процесс изучения уже сформированных становится проще.

Ассоцианизм рассматривает образы как основной ресурс информации о личности и обязательным условием развития интеллекта и творческого мышления человека.

Эксперимент

Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.
Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.

Рекомендуем: Определите свой архетип

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут. Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов

Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон». Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная. Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.

Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: