Ситуационный подход в психологии
В психологии существует теория ситуации, которая предполагает исследование и объяснение таких явлений как:
- психологические особенности естественных ситуаций жизни индивида;
- субъективная интерпретация ситуаций;
- поведенческая стратегия в рамках конкретной ситуации.
Суть этой теории сводится к тому, что необходимо объяснить динамику взаимодействия человека с возникшей ситуацией, а также изменения в психике человека и его поведении под влиянием ситуации.
Человек не просто реагирует на какую-либо ситуацию, он «определяет» её и себя в этой ситуации, конструируя, таким образом, социальный мир в котором живет.
Наиболее полно сущность ситуационного подхода представили американские психологи – Л. Росс, Р. Нисбетт. Эти ученые сформулировали три основные идеи, которые лежат в основе современной социальной психологии:
- ситуационизм,
- субъективизм,
- динамизм напряженных систем.
Ситуационизм признает важность особенностей ситуации при анализе вариативности поведения человека. Особое значение придается тем ситуациям, которые уникальны и требуют самых различных реакций.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологический анализ ситуации 460 руб.
- Реферат Психологический анализ ситуации 230 руб.
- Контрольная работа Психологический анализ ситуации 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Идея субъективизма предполагает субъективную интерпретацию реальности и рассматривает её влияние на поведение человека. Это не зеркальное отражение внешней ситуации, не продукт произвольного «конструирования реальности», это взаимодействие между человеком и ситуацией. Речь в данном случае идет о том, что человек не осознает этого влияния и не учитывает изменчивость и разнообразие субъективных интерпретаций одной объективной ситуации.
В основе динамизма напряженных систем лежит идея конфигурации сил, которые действуют в психологических и социальных системах, к которым принадлежит субъект, являясь их частью. Данные системы внутренне находятся в напряжении, а баланс противоположно направленных сил, находящихся в равновесии, поддерживает их стабильность.
Это, в общем-то, устойчивое равновесие до определенного времени может противостоять напору внешних воздействий. Нарушение равновесия приводит к изменениям лавинообразного характера, потому что происходит высвобождение мощных, существовавших внутри системы, сил.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Замечание 1
Таким образом, Росс и Нисбетт доказывают, что прогнозы поведения конкретного человека, основанные на его личностных свойствах, в новой неизвестной ему ситуации являются малоэффективными.
В разных ситуациях согласованность поведения человека довольно низкая. В повседневной жизни человека существует ограниченный круг повторяющихся ситуаций. Прогнозируя поведение человека и наблюдая за ним, мы исходим из того, что следующая ситуация не будет сильно отличаться от существующей. Это дает возможность успешно прогнозировать поведение и более эффективно взаимодействовать с людьми.
Диспозиционизм срабатывает тогда, когда о нетипичных и нестандартных ситуациях речи не заходит. В этом случае индивидуальные различия исчезают, и большая часть людей действует исходя из внешнего давления, ограничения и, стоящих за этим манипуляторов.
Семья не занимается ребенком
Если семья не занимается ребенком категорически, например, ребенок мешает создавать маме (папе) новую семью, активная позиция психолога необходима. В таких ситуациях психологи традиционно проводят диагностику, выступают на родительских собраниях, а родители не ходят на родительские собрания (имеют право); отказываются от психологического сопровождения. Время идет. Ребенку мы – педагоги, психологи – не нужны. Он думает только о маме (папе). Чем мы лучше работаем, тем хуже: ребенок ведет себя все более вызывающе, осознанно или неосознанно требуя внимания любимых людей.
В таких случаях очень важно найти решение до подросткового возраста, а еще лучше — в течение года. Но если прошло 3 или 4 года, а решение не найдено, тогда… Вот в 15-16 лет и «выстреливает»: в этом возрасте подростки переживают космическое одиночество. Особенно сложные истории в моей практике с родителями, имеющими высшее образование. Они не готовы сотрудничать, школу и людей не уважают, демонстрируют это отношение своим детям… Дети любят родителей и подражают им во всем. Таких родителей становится все больше.
В таких ситуациях за помощью может обратиться сам психолог. В одной школе в сложных ситуациях инспектор детской комнаты милиции сама обращалась к специалисту, имеющему очень большой опыт работы с такими детьми. Это была ощутимая помощь мне, психологу, имеющему на тот момент опыт работы 5 лет.
***
Проблемные ситуации в детском коллективе и их анализ
Воспитатели детских дошкольных учреждений регулярно сталкиваются с большим числом противоречий в развитии ребенка, и результат может быть не всегда положительный. Специалисты все проблемные ситуации, встречающиеся в детском дошкольном учреждении, сводят к 12-ти типичным противоречиям. Рассмотрим некоторые из них.
Первое противоречие связано с отставанием в развитии способностей ребенка, например, рассеян, неусидчив, не усваивает количественные представления. Возникает противоречие между уровнем развития ребенка и предъявляемыми к нему требованиями. Предъявляемые требования соответствуют возрастным особенностям, но не возможностям данного ребенка. В данном случае проблема может быть решена с помощью индивидуальной работы с ребенком, а также с помощью психолога.
Противоречие между поступками ребенка и существующими нормами и правилами поведения. Ребенок уносит из детского сада понравившуюся ему игрушку, мешает другим, не здоровается при встрече и не прощается. Данное противоречие говорит о том, что у ребенка не сформировано моральное и нравственное сознание, он не понимает общественные нормы поведения и смысл запретов. Это уже вопросы межличностных социально-психологических отношений.
Адаптационное поведение ребенка является следующим классом противоречий. Оно проявляется в том, что ребенок не хочет идти в группу или не желает из группы уходить. Суть такой ситуации лежит в глубине нервно-психических свойств ребенка и связана с подвижностью или инертностью нервных процессов. Даная ситуация требует от воспитателя и от родителей особой терпимости и такта в отношении ребенка, согласованности семьи и детского сада. Эта проблема касается взаимодействия родителей и воспитателей.
Противоречия могут возникнуть в отношениях ребенка и других детей – желание быть в центре, не желание играть с другими детьми, конфликт с ними, проявление эгоизма и др. Это ситуации взаимоотношений «Я – Они», а чувство «Мы» отсутствует.
Проблемная ситуация, возникшая из восприятия ребенком отношения к нему. Это может быть обида или жалоба на воспитателя, плаксивость, отмщение за наказание и др. В таких ситуациях психологическое содержание заключается в переживании чувства собственного достоинства. Противоречие идет по линии самооценки ребенка и оценки его со стороны. Происходит реакция на несовпадение оценок и стремление сохранения самоуважения. Идет формирование чувства социальной справедливости. Выход из данной ситуации – психоанализ и коррекция отношения воспитателя к ребенку.
Отношение ребенка к себе является ещё одним классом противоречий. В отношении себя ребенок может снижать самооценку, а это уже сигнал к зарождению комплекса неполноценности. Причиной этого может быть неодобрительная реакция окружающих на неудачное действие или поступок ребенка. Например, ребенок что-то сделал не так, что вызвало смех, после такой реакции он будет стесняться окружающих в совершении подобного действия. Это уже сфера групповых отношений и такую реакцию необходимо блокировать.
Кроме этого противоречия могут возникнуть в отношении ребенка к трудовым обязанностям, в отношениях к животным, к собственным вещам, к пище.
Довольно серьезный класс противоречий возникает в отношениях воспитателя к ребенку, избирательное отношение взрослых. Дети это очень хорошо чувствуют и воспринимают как несправедливость со стороны взрослого человека.
Замечание 2
При анализе каждой конкретной ситуации важно учитывать условия, в которых она протекает и своеобразие участников взаимодействия.
Учитель обижает ученика
Если учитель обижает ученика, нарушает права ребенка, а учителя уволить невозможно, психолог может многое сделать, защищая ребенка, его жизнь и достоинство.
Что может сделать психолог в такой ситуации? Можно обратиться за помощью к неформальному лидеру в школе, к администрации; посещать уроки (учителя обычно спокойнее и сдержаннее в присутствии психолога или администрации); получить консультацию у профессионалов (в психологическом центре, у опытных коллег); убеждать родителей проконсультироваться со специалистами, родными; перевести ученика в другой класс или школу. И еще раз стоит попробовать поговорить с учителем, объясняя, что вы обязаны защищать права ребенка, искренне показывая свою заинтересованность в поиске оптимального решения. И еще, и еще искать контакта с учителем: он выбрал саму сложную и ответственную профессию, что же случилось, где произошел слом. Приглашать для примирения в школьную службу медиации.
И все же, надо быть готовым к решительным действиям. Отказаться давать положительную характеристику учителю для аттестации. Если же учитель подает в суд на директора, поддерживать директора и ученика. Иногда приходится пойти на конфликт, напрямую, бескомпромиссно поговорить с педагогом конфиденциально или в присутствии директора.
Психолог обязан проинформировать директора о возможных последствиях бездействия или медлительности.
Практический вывод на основе наблюдения характера конфликтных ситуаций: нередко они повторяются. Однако редко коллизии бывают точно такими же в третий и четвертый раз. А это значит, что нужно быть готовым искать новые и нестандартные варианты разрешения противостояния. В стрессовой ситуации ищу информацию в Интернете, вспоминаю открытие Г.С.Альтшуллера (теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ); смотрю детективы (отвлекаюсь, решение находится).
Иногда после решительных действий по защите ученика психологу приходится из школы уходить. Добавлю, что пройти аттестацию психологу, защищающему ребенка, трудно. Но, помощь была оказана. Человек – жив. Проблема решена. Психолог – герой. Такие случаи есть, их немного. В некоторых обстоятельствах приходится действовать сразу в нескольких направлениях. Обычно через год-два (реже через три года) удается найти конструктивное решение.
Виды педагогических ситуаций
Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.
- Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
- Поведенческие ситуации — они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
- Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.
Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.
Пункты анализа педагогической ситуации
- Характеристика социальных условий. Сюда входит определение возраста, социального статуса, влияние взрослого окружения на ребенка. Это важно для подбора правильного решения социально-педагогической ситуации.
- Анализ причины поступков участников педагогической ситуации. В этом пункте делают анализ психологических особенностей детей, родителей и педагогов; социально-психологические предпосылки возникновения ситуации; какие взаимоотношения между участниками конфликта и педагогическая оценка.
- Поиск решения выхода их педагогической ситуации, т. е. выбор средства достижения цели и планирование педагогической деятельности.