Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
План и руководитель
При составлении плана важную роль играет степень участия в его разработке руководителя. Его участие в составлении плана повышает престижность данного инструмента управления, а также ответственность за его выполнение.
Планирование необходимо в силу следующих факторов:
- заставляет руководителя фундаментально изучить перспективы фирмы;
- позволяет осуществить наиболее четкую координацию для достижения поставленных целей;
- определяет показатели, по которым будет контролироваться деятельность фирмы;
- побуждает руководителя конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
- план делает фирму наиболее устойчивой к внезапным изменениям рыночной ситуации;
- план позволяет четко формулировать обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
- с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
- прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
- комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
- Прочитать произведение, определить его основную тему.
- Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
- Нарисовать картинки к каждой части текста.
- Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
- Попробовать по картинкам пересказать текст.
Зачем нужно все это планирование
Недавно я написала большой пост на тему «Моя система планирования».
Но зачем нужно все это планирование? Действительно нужно ли с ним так «упахиваться» — задают мне иногда такие вопросы. Не закопаешься ли в планировании вместо действий?
Давайте представим такое обычное утро:
На ночь вы почитали интересную книгу, обещали себе запомнить выводы до утра и что-то с ними сделать. По поводу одной идеи решили что-то сделать для себя. По поводу другой — с кем-то поделиться. По поводу третьей написать в блог новый пост. Четвертая очень смутно вспоминается и никак не ухватится за хвост. Витает в воздухе, надо бы ее как-то для себя преобразовать во что-то конктетное. А пора заниматься другими делами. И вы отпускаете ее в пространство с сотнями других мыслей и дел.
Вы встаете с постели — видите пропущенный звонок. Понимаете, что вам надо перезвонить этому человеку и еще куче других людей.
Проверяете почту — видите ряд писем, которые предусматривают конкретные шаги, а некоторые письма 10-20 шагов (написать нескольким людям, что-то сделать самому). Выполнить их сейчас, сразу же — нет возможности.
Далее во время серфинга в сети видите интересную информацию, и вам ее тоже надо как-то сохранить и проработать. Но нет системы, куда сохранить такую информацию, поэтому вы ее тоже отпускаете с энергетическим хвостиком, который будет как еще один процесс в компьютере подгружать ваше подсознание и когда-нибудь еще обязательно всплывет.
«100 ключей к пониманию, куда утекают наши энергия и время» — скачивайте бесплатно мой чек-лист и меняйте свою жизнь!
Подбегает ребенок, и вы вспоминаете, глядя на него, что ему надо что-то купить а чему-то научить. И опять же, возможно, каждый пункт требует ряда шагов — съездить в магазин, купить нужные книги, ввести в привычку ежедневно читать ему их. А еще надо зарядку с ним делать, репетитора ему найти, купить детских качественных витаминов и кормить с утра полезным завтраком. А еще прочитать книгу какого-нибудь психолога и поменьше кричать на ребенка. Ааааа! Сегодня некогда, завтра! Но это еще будет не раз всплывать в вашей голове и грызть недовольством. Через месяц вы осознаете, что ничего не изменилось.
Делаете завтрак, вспоминаете, что давно надо было купить овсянки и еще витаминов на Айхербе. А еще про что-то помнили вчера, а сегодня забыли. Что-то еще надо было купить. Что-то в ванную… Не помню.
Смотрите за окно — лето, первый дождь, нужен новый зонтик, а опять забыли купить.
Какая-то мысль витает в голове, вот пять минут назад про нее помнили, опять забыли, опять вспомнили, снова забыли, упс, шампунь для собаки же давно кончился, и все время забываю сначала поизучать информацию, какой лучше, потом заказать. Месяц уже прошел, как закончился.
И другу или подруге пообещали рассказать про свою последнюю находку, он ждет, а вы все время забываете — еще отток энергии на негатив из-за досады, что не выполнено обещание и висит «хвост», а также на попытку не забыть.
А еще внутри что-то скребет — а, кажется, снова денег не хватает до следующей зарплаты, надо все попытаться рассчитать.
И еще скребет недовольство начальником, не высказанное ему, и главное, что делать с этим не понятно. Нарываться на неприятности не хочется, прав он или нет — не понятно, а главное — не приятно. И этот клубок тоже сидит внутри.
Снова сломался кран в ванной, возможно, стоит вызвать мастера. Или все-таки попытаться самой или насесть на мужа в очередной раз? Тоже не понятно. Решение не принято, но даже не осознается — принято оно или нет. Не понятно, на что именно хватит ресурса — есть ли деньги на мастера или силы и желание на собственные попытки, или есть ли силы снова упрашивать мужа. Или отложить это все на следующий месяц? Просто все это идет темным не очень приятным шлейфом.
И так далее.
Это я еще не беру проблемы на работе, с несколькими детьми, с трудностями в браке.
Это так, маленький кусочек утра вполне довольного своей жизнью человека, просто с некоторым хаосом в жизни. Не самый его активный, и с минимальным вовлечением других людей.
Ваш мозг через 30 минут забудет, что там было до этого и что нужно было сделать. И окунется в ГОРАЗДО БОЛЬШИЙ хаос рабочих дел… Какие уж тут изменения к лучшему. На месте бежать и то очень сложно.
Если (!) нет привычки все это преобразовывать в план и систематизировать, то, как минимум половина, точно останется невыполненной. А ряд невыполненных задач приведет к появлению проблем.
Разгрузить мозг и выполнять большую часть задуманного можно, только заведя себе целую систему планирования и заточив ее под себя.
Разобраться со всем этим клубком помогает ряд инструментов:
— планирование, списки — фрирайтинг — наведение порядка, работа над систематизацией всех процессов — правильная среда, которая решает схожие проблемы и подкидывает идеи по их решению. — уборка — наведение порядка во всем. В квартире, в жизни, в рабочих проектах, в планах, на компьютере.
Это все — навыки, привычки, которые надо постепенно внедрять.
27 апреля 2020 года я запускаю 3-х недельную программу «Управляй своей жизнью!» — она как раз будет о том, как мягко и постепенно построить свою жизнь. Именно ту самую жизнь, которую ВАМ хотелось бы проживать.
Буду давать все мои личные фишки и лайфхаки, рабочие инструменты по долгосрочному планированию, планированию дня и эффективному его проживанию. С моей личной поддержкой.
Присоединяйтесь! Места еще пока есть.
Буду рада вашим мыслям, отзывам, лайфхакам и проверенным идеям по планированию!
Хотите большего? Хотите все самое ценное от меня?
«100 ключей к пониманию, куда утекают наши энергия и время» — скачивайте бесплатно мой чек-лист!
Мощная встряска всего за 5 дней. Приглашаю вас на мой живой практический интенсив «Порядок в голове — порядок в жизни» — самые важные и базовые темы проработки недовольств, проблем и источников утекания энергии. 5 дней для ощутимого изменения жизни!
Получайте ежедневно короткие посты на тему саморазвития и личной эффективности, улучшения жизни:
Подписывайтесь на мой аккаунт в INSTAGRAM!
Фейсбук
Группа во вКонтакте
Телеграм
Получайте анонсы подобных постов себе на почту
Подпишитесь и получайте время от времени что-нибудь действительно (!) интересное из сферы саморазвития, психологии, личной эффективности.
Я делюсь только лучшим и рабочим!
Вы успешно подписались!
Что-то пошло не так..
Я уважаю ваше личное пространство и выполняю свои обязательства присылать только самое интересное и важное, проверенное мной на практике
Ваши вопросы, комментарии и отзывы, оставленные ниже — самая большая благодарность для меня, если эта статья была вам полезна.
Достижение целейпланированиесамодисциплинасистемностьСтодневка
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
- Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
- Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
- Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
- Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
- Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
- Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
- Царевна выходит из леса к терему богатырей.
- Богатыри и царевна.
- Старушка дает царевне яблоко.
- Богатыри стоят возле мертвой царевны.
- Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
- Королевич Елисей нашел царевну.
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:
- Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
- «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
- «Помутилося синее море…» — волны и облака.
- «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
- «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
- «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.