Что есть состояние полного физического, духовного и социального благополучия?

Психические состояния нужны человеку для успешного осуществления различных видов деятельности. В психологии они классифицируются по различным основаниям, самое популярное среди которых – это энергетические затраты личности. Психическое состояние человека оказывает непосредственное влияние на общую работу нервной системы, органично вписываясь в общий конструкт личности.

Иметь общее представление о функционировании психики и ее влиянии на результативность деятельности человека нужно для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать работоспособность нервной системы. Эти знания будут актуальными как для школьников и студентов, так и для взрослых людей, занятых интеллектуальным или физическим трудом на предприятии.

Определение понятия психического состояния

что такое психические состояния

Чтобы понять, как сформулировать определение психического состояния, нужно обратиться к изучению биологических и психофизиологических принципов работы нервной системы.

В психологии особенности психической жизни считаются категорией общей методологии науки, которая определяет особенности деятельности конкретного индивидуума. Многообразие феноменов эмоциональной сферы как объект научного исследования впервые было обнаружено в работах Н.Д. Левитова.

В теоретических статьях состояние психической сферы человека автор определял как своеобразную особенность психики, отражающей работу нервной системы, подкрепляя свои суждения эмпирическими результатами. При этом исследователь обращает внимание читателя на то, что выводы об актуальном эмоциональном статусе индивидуума в момент его изучения нужно обязательно делать с опорой на события, случившиеся с ним недавно. В то же время ученый не отрицает того, что трагические события прошлого могут дать о себе знать через много лет, когда человек, казалось бы, уже не помнит о них. Из этого следует, что признаки психического состояния повышают или снижают эффективность работы организма.

Психологическое состояние – это основа усвоения норм и правил поведения индивида в социуме. Они занимают промежуточное положение между свойствами личности и такими процессами, как произвольное внимание, кратковременная и долговременная память, логическое мышление, воображение, речь. В психологии труда этот феномен учитывается при подготовке кадрового резерва представителей разных профессий.

Примерами психических состояний являются настроения, чувства и эмоции, а также состояние сна и бодрствования. Стадии развития психических состояний обусловлены преобладание процессов торможения или возбуждения в нервной системе.

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается активизация творческого потенциала, обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как общая психология, возрастная психология, психология личности, психология мотивации или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Потребностно-информационная теория П. В. Симонова
  • Типы темперамента
  • Способы психической саморегуляции
  • Умение понимать эмоциональное состояние
  • Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Танатотерапия: не хотите ли поспать в гробу?
  • Биполярное расстройство: определение, причины, эпизоды, лечение
  • Как научиться менять свое состояние
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание

Ключевые слова:1Самопознание

Критерии категоризации

мысль человека

Разделять психологические переживания на самостоятельные категории принято по таким базовым характеристикам, как:

  • источник их возникновения (рождаются внутри под воздействием мыслей человека или формируются в результате воздействия факторов извне);
  • степень осознанности (формируются в бессознательном слое, в предсознании или в осознаваемом слое психики);
  • длительность (кратковременные, средней длительности или продолжительные);
  • степень выраженности (едва заметные, средней выраженности, ярко выраженные);
  • эмоциональный фон (позитивные или негативные);
  • область проявления (поведение, трудовая деятельность, настроение, воля, мотивация).

Особые (измененные) состояния сознания

К особым состояниям сознания относят такие, при которых в сознании акцентируются необычно яркие внутренние впечатления, а окружающая реальность уходит на второй план, в «фон». Психические процессы при этом протекают иначе, изменяются. К числу особых состояний сознания уместно отнести экстаз, транс, в том числе обусловленный медитацией, а также гипнотическое состояние. Подверженность особым состояниям сознания особенно высока при склонности индивида к абсорбции.

Абсорбция (лат. absorptio — поглощение) — состояние повышенной внушаемости; подверженность психологическому влиянию извне. Абсорбция способствует легкому впадению в измененные состояния сознания (гипноз, наркотическое опьянение, состояние транса). Абсорбция связана со слабостью и подвижностью нервной системы. В обычных ситуациях она проявляется в склонности к фантазированию и легком увлечении новыми идеями.

Экстаз (греч. extasis — восхищение) — сверхвозбужденное эмоциональное состояние, причина которого — изменение ценностей окружающего мира. В отличие от аффекта экстаз никак не связан с преодолением препятствий. Более того, ситуация рассматривается человеком как благожелательная. Эмоции настолько увлекают за собой и овладевают человеком, что он практически полностью теряет контроль разума (мышления). Накал страстей, восторга и счастья порой доходит до исступления, грозя перейти в свою полную противоположность (депрессию, агрессию). Физическая активность варьирует от состояния оцепенения до состояния неистовства (человек входит в раж). В период экстаза присутствует отрешенность от действительности, границы между внешним и внутренним размыты, игнорируются реальные внешние ощущения. Под наплывом эмоций порой возникают картины и образы (грезы), обычно сознанию недоступные, а потому новые. Элементы экстаза наблюдаются при оргазме, в чем-то отдаленно напоминают опьянение.

Войти в состояние экстаза нормальный индивид может как неосознанно, спонтанно следуя определенному поведению (например, в ритмичных танцах, в религиозных ритуалах), так и намеренно, используя психотропные средства (например, алкоголь, наркотики); иногда экстаз также встречается при психических заболеваниях.

Для мистиков экстаз представляется состоянием выхода сознания за границы индивидуальности и «сплавлением» его в едином эмоциональном поле (под эгидой единой идеи) с иным сознанием. Экстаз символизирует космические связи человека (человек — это сосуд, наполненный космическим содержанием).

Медитация (лат. meditatio — размышление) — способ достижения измененного состояния сознания при помощи специальных действий (упражнений). Например, путем длительной концентрации сознания и размышления над одним объектом (мыслью). В качестве таковых на Востоке используют алогичные по смыслу суждения (т.н. коаны), например: «Известен звук хлопка двумя ладонями. А каков звук хлопка одной ладонью?» Истинный смысл коана — остановить рациональное осознание, связанное с речью. Длительное размышление над недостижимым и непостижимым феноменом хлопка заводит рациональное сознание в тупик. Происходит остановка мысли, «паралич мышления». Медитация используется в ряде восточных религий и практик как способ совершенствования личности и ее духа, способ постижения трансцендентной Истины. Некоторые формы медитации лежат в основе специальных психокоррекционных техник. Измененное в результате медитации состояние называется трансовым или просто трансом.

Транс

В психологии трансом называют измененное состояние нормально функционирующего ясного сознания, при котором меняются объекты и параметры внимания. Важнейший атрибут и признак транса — отключенность от существующей реальности. В обыденной жизни такая отключенность встречается достаточно часто у вполне здоровых лиц. Это состояние преходящее, обычно длится не долго («задумался на секунду»). В психиатрии, имеющей дело с нарушениями психики, трансовые состояния у больных всегда являются патологическими15. Транс может быть вызван как внешними, так и внутренними факторами. К внешним причинам относят любое ритмическое воздействие. Например, ритмическое действие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы. Внутренний фактор представлен особенностью внутренней работой психики. Главным параметром его выступает глубочайшая сосредоточенность на объекте. Это может быть достигнуто спонтанно, в размышлении над какой-то идеей, под влиянием наркотиков, а также путем осознанного использования специальных психотехник (упражнений). Важную роль в спонтанном развитии транса играет предрасположенность индивида к абсорбции (поглощению чьих-то переживаний), а также некомпенсированные нарушения обмена веществ (гипоксия, гипогликемия). Важнейшим условием транса является отсутствие явных угроз безопасности индивида, иными словами, пребывание его в безопасности.

Трансовое состояние может быть глубоким (полный транс) или поверхностным (частичный транс).

Механизмы транса. При искусственном (осознанном) трансе поступление сигналов через телесную организацию индивида (в основном, извне) целенаправленно блокируется. В какой-то момент из внимания исчезают объекты внешней реальности. Фактически происходит сужение сознания. Иными словами, на фоне физического постоянства психическая активность переходит в новое качество. Это подтверждается объективными электроэнцефалографическими показателями. Внимание из привычного состояния концентрации и активного поиска перетекает в парадоксальное состояние деконцентрации. Логическое мышление частично или максимально (если не полностью) «выключается». Сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит так называемое расширение сознания, выход его на новый, совершенно иной уровень познания себя и мира. Поскольку вся наша обыденная действительность «сцеплена» с мыслями, то их отсутствие приводит к совершенно новым ощущениям и новому пониманию реальности. Побывавшие в трансе лица описывают свои ощущения как нечто фантастически-космическое, открывающее в человеке что-то новое и неизведанное. Переживания буквально изменяют личность. С. Гроф дал им название трансперсональных переживаний (см. ниже). В состоянии транса может открываться доступ не только к трансперсональным переживаниям, но и кэкстрасенсорной перцепции (ясновидению). Под ясновидением понимают восприятие элементов реальности иного пространства и иного времени. В особом состоянии человек действительно может получать знания о событиях как прошлого, так и будущего, происшедших в совершенно других местах, очевидцем которых субъект физически быть не мог и никогда не был.

Трансперсональные переживания (англ. transpersonal experience) — субъективные переживания во время особых состояний сознания (состояний транса). Выделяют две группы факторов, важных для достижения таких переживаний:

  • личностные качества (условия), способствующие или препятствующие погружению в транс; к ним относят способность к самопогружению, степень абсорбции, особые (личностные) формы переживаний;
  • ситуационные (оперативные) условия, включающие, например, стрессы, эмоциональные шоки и связанные с ними аффекты; сюда относят также уровень социального влияния и особые условия, способствующие самопогружению в транс.

По утверждению мистиков и некоторых философов, трансперсональные переживания являются важнейшим фактором эволюции человека. В свое время глубоко изучил трансперсональные переживания (состояния глубокой регрессии) чешский психиатр Станислав Гроф, дозированно применявший для исследования наркотическое вещество ЛСД. Он пришел к выводу о трансцендентности существования сознания и остающихся в памяти взрослой личности отпечатках пережитого опыта, начиная с момента зачатия и включая период внутриутробного развития и собственно момент рождения. Им выдвинута концепция четырех стадий, или матриц сознания, возникающих в процессе роста начиная с момента зачатия.

  • Первая стадия определена как символическое целое. Это период жизни в материнском лоне и связанное с этим ощущение безопасности, защищенности, глубокой удовлетворенности и переживаний единства с миром в широком его понимании (космосом). Видимо, здесь человек получает первое представление о «якоре» и «якорении».
  • Вторая стадия носит название «антагонистической». Это реакция на первые родовые схватки, когда возникает ощущение угрозы для жизни, опасности. Как следствие, переживается страх замкнутого пространства, физического страдания, экзистенциального кризиса и беспомощности. Возможно, у отдельных индивидов этот опыт приведет к клаустрофобии с иррациональным желанием немедленно выбраться из того, что сколько-нибудь напоминает о замкнутом пространстве.
  • Третья стадия названа «синергизм». Она начинается с момента движения плода по родовому каналу. Это ситуация борьбы за выживание под нарастающей угрозой удушья и страхом застрять в родовом канале. В памяти остается опыт дуальности жизненных ситуаций и нахождения необходимого компромисса в своих решениях.
  • Последней, четвертой стадией родовых переживаний является «отделение». Это состояние легкости и освобождения, сопровождаемое, однако, страхом одиночества и физической беспомощности. Опыт данной стадии важен ощущением нужности своего появления в этом мире. Позитивным следствием может быть ощущение радости бытия и самостоятельного творчества, негативным — развитие зависимости вплоть до так называемого психологического вампиризма — поиска и привлечения внимания к себе любыми средствами.

Пребывая на границе между жизнью и смертью, в состояниях, близких к клинической смерти, человек также испытывает некие переживания. В чем-то они напоминают трансперсональные, пережитые в состоянии глубокого транса. После них происходит переоценка жизненных ценностей, трансформация мировосприятия и мировоззрения. Такое явление носит универсальный характер и не зависит от половых, возрастных, национальных и культурологических факторов и культуры. Возврат к нормальной жизни лиц, познавших глубокий трансперсональный опыт или переживших состояние клинической смерти, всегда сопровождается кардинальным изменением привычных условий существования и стратегии поведения (человек меняет работу, место жительства, семью). Так, по данным международной ассоциации исследователей, люди, пережившие состояния, близкие к клинической смерти, как правило:

  • верят в жизнь после смерти;
  • теряют страх смерти в его привычном понимании;
  • начинают активно проявлять экстрасенсорные и паранормальные способности;
  • обретают самодостаточность, и на этом фоне стремятся к одиночеству;
  • меняют род деятельности, становясь более целенаправленными;
  • имеют более позитивное (в сравнении с другими) представление о себе и других людях;
  • меняют акценты в расстановке жизненных приоритетов, принимая, в частности, примат о сохранении здоровья, как необходимого ресурса;
  • теряют интерес к материальному успеху;
  • проявляют повышенный интерес к духовному обучению и саморазвитию.

Гипноз

Гипноз (греч. hypnos — сон) — искусственно вызванное (наведенное) состояние прострации, близкое к дремоте и сну. В гипнозе выборочно актуализируются некие параметры каналов связи с внешним миром (как правило, из категории аудиальных). В техническом аспекте гипноз — это императивно навязанная внешним источником дезорганизация сознания с важнейшей характеристикой — утратой собственного полноценного контроля над окружающей реальностью и попаданием под чужое волевое управление. Утрата контроля сопровождается сужением сознания и внешними признаками ослабления воли. На самом деле ослабления воли, в точном понимании этого понятия, как правило, не происходит, просто восприятие чужой информации, в том числе и ее волевого компонента, происходит в обход первой линии центров критики, минуя их. Такую информацию субъект воспринимает как собственную, может быть, несколько непривычную, но тем не менее свою; она приходит к нему как бы из его подсознания, действуя теми же методами.

В состоянии гипноза снижается критичность рационального осмысления поступающей в мозг информации. На этом фоне открывается доступ к содержанию подсознательного, так называемым трансперсональным переживаниям (см. выше). Вследствие снижения критичности рационального осмысления по сохраненному каналу связи может быть в обход критики введена практически любая информация, не затрагивающая, однако, жизненно важных устоев психики (например, команды лишить кого-то или себя жизни). Ввод информации в состоянии гипноза (или транса) называется суггестией (внушением). Суггестия подразумевает способ психологического воздействия с целью изменения состояния и сути сознания индивида. В результате такого воздействия индивид может впасть в определенную степень транса, сопровождающегося релаксацией, сонливостью, абсорбцией (повышенной внушаемостью).

Гипнотическое состояние неглубокой степени фактически идентично легкому трансу. Разные названия указывают на способ достижения такого состояния. Впрочем, в последние годы наметилась тенденция подразумевать под гипнозом способ воздействия, а само состояние называть не гипнотическим, а трансовым. Подробнее о гипнозе — см. трансовые методы психотерапии.

Виды психических состояний

любовная страсть

В зависимости от ведущих процессов в психике выделяют эмоциональные, гностические (познавательные) и волевые психологические состояния человека. Примерами эмоциональных разновидностей являются любовная страсть и половое влечение, непосредственная радость и бодрость духа, грусть и обреченность, подавленность и угнетенность, тоска и отчаяние, огорчение, возмущение и обида, панический страх, злость и аффект.

Свойства

Целостность личности

Все психические состояния имеют особые свойства:

  1. Целостность – взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов психики. Это свойство оказывает влияние на эффективность деятельности человека.
  2. Устойчивость. Все виды психических состояний человека более постоянны, чем сиюминутные эмоции.
  3. Подвижность – свойство психических состояний менять свои функции вслед за изменением ситуации.
  4. Полярность – это свойство выражает парность эмоциональных переживаний. К каждому положительному переживанию можно подобрать диаметрально противоположное (негативное) эмоциональное переживание.

Уровни

уровни психических состояний

Сущность и классификация психических состояний в психологии проявляются на разных уровнях:

  • физиологический уровень раскрывает нейрофизиологические, биологические и морфологические особенности реагирования человека на происходящее;
  • психофизиологический уровень, определяющий сенсорику и вегетативные реакции организма;
  • социально-психологический уровень, учитывающий статус человека в межличностных отношениях, его отношение к труду;
  • психологический уровень, задающий общий эмоциональный настрой личности.

Факторы формирования

Мотивационно-побудительный фактор

Какие факторы влияют на психологическое состояние человека? Принято считать, что к факторам психических состояний личности относятся: общий тонус личности, мотивация, настроение, ожидание успеха, субъективное отношение к деятельности. На основе этих компонентов факторы получили такие названия, как:

  1. Мотивационно-побудительный – самый мощный фактор, стимулирующий активность личности. Ведущими компонентами здесь являются удовлетворенность человека отношениями с любимым человеком, финансовая обеспеченность.
  2. Эмоционально-оценочный – фактор, указывающий на отношение человека к тому или иному виду деятельности и результату своего труда.
  3. Активационно-энергетический – фактор, характеризующий физиологическую активность человека и проявляющийся в закономерной смене сна и бодрствования. Также к активно-энергетическому фактору относят здоровье человека. Сильные переживания обычно связаны с возбуждением, а слабые – с торможением в нервной системе.

Психические процессы

Психические процессы — это психические явления, которые сгруппированы по определенным функциям. Психический процесс является динамическим понятием. Психические процессы могут быть:

  • познавательными (когнитивными)
  • волевые (мотивационные)
  • эмоциональными

Познавательные процессы реализуют свою функцию в виде запечатления, хранения и переработки информации об окружающей действительности. Познавательные процессы делят на две ступени. Первая ступень представлена чувственным познанием, которое реализуют ощущения и восприятие. Они отражают реальность происходящего при воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущения отражают отдельные свойства окружающей реальности, восприятие формирует картину мира в целом. Те образы, которые нашли свое отражение в результате процесса восприятия называют первичными. После переработки первичных образов появляются вторичные образы, они представляют вторую ступень познавательных процессов. Вторичные образы обеспечивают рациональное познание мира прибегая к таким процессам как память, воображение и мышление.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психические процессы, свойства и состояния человека 430 руб.
  • Реферат Психические процессы, свойства и состояния человека 230 руб.
  • Контрольная работа Психические процессы, свойства и состояния человека 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Волевые процессы управляют деятельностью человека, эти процессы могут побуждать индивида к действию, контролировать его деятельность и направлять ее в определенном направлении. Основной регулирующий компонент в данном процессе представлен человеческой потребностью. Индивид пытается найти способ удовлетворить свою потребность, на основе мотива происходит формулировка цели и последующее принятия решения.

Главная функция эмоционального процесса — это оценка: происходит оценивание окружающей действительности, собственного я и своих действий. Эта функция проявляет себя в виде переживаний и связана с волевыми процессами.

Функции психических состояний

самооценка личности

Психические состояния являются структурным компонентом психики. Список функций, которые они выполняют, выглядит так:

  • формирование самооценки личности;
  • обсуждение человека к совершению тех или иных действий;
  • прогнозирование успешности тех или иных начинаний;
  • принуждение человека довести начатое дело до конца;
  • формирование отношения человека к деятельности;
  • оценивание результата своего труда;

Эти 6 функций объясняются сущностью и классификацией психических состояний.

Процессы, состояния, явления психики.

Психические явления — факты внутреннего, субъективного опыта.

Все психические явления делятся на три группы:1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Виды психических процессов: 1. Познавательные: — Ощущение. – Восприятие. – Мышление. – Сознание. – Речь. – Внимание. – Память. – Воображение. 2. Эмоционально-мотивационные: — Эмоции. – Чувства. — Состояния (Настроение, Тревожность и пр.). – Мотивация. – Воля. – Проактивность. 3. Личностные характеристики: — Характер. – Темперамент. – Моторика. – Интеллект.

Психические состояния — это целостные, временные и динамичные характеристики психической деятельности. Психические состояния, закрепляясь, могут переходить в устойчивые черты личности. Влияние внешних воздействий на поведение человека зависит от его психических состояний. К психическим состояниям относятся: подъем, воодушевление, бодрость, уверенность, решительность, тоска, печаль и др. По доминирующему влиянию на деятельность психических состояний можно разбить на две группы: положительные (готовность к активным действиям, собранность и т.д.); отрицательные (боязнь, сомнения, раздраженность и т. д.). Психические состояния в данное время и в данных конкретных обстоятельствах, определяются не только этими обстоятельствами, но и прошлым опытом человека, всей практикой жизни, свойствами личности, сформированными до этого моральными и физическими качествами. Психические состояния вызываются значимыми для личности или же слабыми, но длительно действующими воздействиями.

Психическое свойство личности — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Все психические свойства подразделяются на четыре вида: 1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти). 2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация). 3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия). 4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Психические процессы.

Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Виды психических процессов: 1. Познавательные: А) Ощущение — это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Б) Восприятие — психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира. В) Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи. Г) Сознание — энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым. Д) Речь — это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Е) Внимание — система отбора информации, позволяющая нам воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь на то, что для нас важно или представляет для нас интерес. Ж) Память — способность запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить нужную информацию. З) Воображение — погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. 2. Эмоционально-мотивационные: А) Эмоции — это выразительные движения лица и голоса в сопровождении душевных переживаний на фоне смены функционального состояния организма. Б) Чувства — эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению. В) Состояния (Настроение, Тревожность и пр.) — длительное, относительно стойкое изменение своего функционального настроя. Г) Мотивация — направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения. Д) Воля — это способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка. Е) Проактивность — действование и способ жизни, когда человек не реагирует на воздействия извне, а сам оказывается автором воздействий, выбирает свои действия сам, запускает их по своей инициативе, опережая воздействия на себя и формируя нужные реакции у окружающих. 3. Личностные характеристики: А) Характер — естественные для человека особенности его поведения, делающие его ситуативно легким или трудным для других. Б) Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. В) Моторика — двигательная активность организма или отдельных органов, последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Г) Интеллект — способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи.

Психическое здоровье.

Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности. Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое здоровье характеризуется: 1. Отсутствием психических или психосоматических заболеваний. 2. Нормальным возрастным развитием психики. 3. Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе.

Укрепление психического здоровья включает действия по созданию условий жизни и окружающей среды, поддерживающих психическое здоровье и позволяющих людям вести здоровый образ жизни.


Диагностика

тест Люшера

Некоторые люди обладают уникальной способностью точно оценивать свое психическое состояние. Физическое самочувствие при этом является для них главным «барометром». Другим же людям требуется помощь психолога в этом деле.

В психологии определение психического состояния человека – это анализ его психофизиологического и психологического уровней. Исследование психофизиологического уровня позволяет изучить природу появившегося чувства и определить (при необходимости) способы его коррекции.

Самым популярным диагностическим инструментарием являются психологические тесты. С их помощью диагностируют настроение, самочувствие и уровень активности личности. Наиболее показательные результаты дают такие методики, как цветовой тест Люшера, САН, РАТ, «Опросник нервно-психического напряжения», «Рельеф эмоций», тесты личностной тревожности.

В медицине к методам диагностики психических состояний относят результаты ЭКГ и КГР, частоту сердечных сокращений, энцефалограмму мозга.

Резюме

После написания данной реферативной работы мы убедились в том, что психические состояния личности — это временные функциональные уровни психики, которые отражает ее взаимодействие с внешней средой, а также влияния внутренней среды организма или внешних факторов на психику человека. Они определяет направленность хода психических процессов в определенный момент и проявления психических свойств человека и тесно связанны со всеми компонентами психики.

Фактически психические состояния проявляются в определенном отношении, переживании индивида относительного того или иного факта, явления, объекта, личности. Проявлением психического состояния становится изменение поведения, прежде всего, вербального, изменение некоторых физиологических и психических процессов.

Все психические состояния классифицируются по самым разным признакам, однако наиболее часто их делят на три группы: — состояния эмоциональные (настроения, аффекты, тревога и т.п.), волевые (решительность, растерянность и т.д.) и познавательные (сосредоточенность, задумчивость и др.).

Эмоциональные состояния отражают эмоциональной фон личности, его эмоционально-физиологическую реакцию на внешние, в т.ч. экстремальные условия, на личностно значимые объекты и т.д.

Волевые состояния как временные психические состояния, оптимизируют, мобилизуют психику человека на преодоление внутренних и внешних препятствий.

А познавательные состояния личности сопутствуют процессу познания, как освоения окружающей реальности и самой себя. При этом в процессе организации познавательной деятельности важно помнить, что все состояния взаимосвязаны и для успешности обучения необходимо создать условия для общего положительного состояния психики.

Таким образом, нам удалось достигнуть главной цели написания реферативной работы, охарактеризовать психические процессы с точки зрения их психофизиологической природы, выделив при этом разные виды состояний, включая познавательные. Эта цель была продиктована тем, что важной задачей современного образования является формирования гармонично развитой, физически и психически здоровой личности. Тем не менее, на успешность решения этой задачи сегодня отрицательно влияет ряд факторов: проблемы нестабильного социально-экономического положения государства, сложность социальной ситуации развития ребенка, неблагоприятная семейная атмосфера и особенности взаимоотношений родителей. А также уровень профессиональности и психологической образованности учителей, сенсетивность школьников и студентов к разнообразным социальным влияниям, их эмоциональные нестабильность и впечатлительность, индивидуально-типологические свойства и т.п. Отдельные из этих факторов детерминируют появление у детей, подростков и молодежи отрицательных психических состояний, которые, при отсутствии надлежащей психологической коррекции, адекватных изменений условий обучения и воспитания, могут трансформироваться в стойкие свойства личности и деформировать ее дальнейшее развитие, стать причиной ухудшения успешности учебной деятельности, поведения, обусловить нарушение взаимоотношений в социуме.

Неадекватное познавательное психическое состояние ухудшает качество образовательного и воспитательного процесса, и наоборот эффективное эмоционально-волевое и познавательное состояние психики учащегося способствует лучшему усвоению материала, его всестороннему плодотворному развитию.

Да и сам специалист, педагог, психолог или социальный работник, трудящийся в сфере образования и воспитания должен своевременно диагностировать и корректировать у себя и своих коллег нежелательные психические состояния.

Проблемы психологических состояний

переживания

Какие бывают проблемы в изучении психологических состояний? Прежде всего это сложность разделения субъективных и объективных факторов, порождающих то или иное эмоциональное переживание.

Преобладание негативных психологических переживаний приводит к возникновению чувства неудовлетворенности своей жизнью. Осознавание проблем в психологическом плане и способность к анализу собственного состояния – это не те методы, с помощью которых человек может справиться с психосоматикой. Чтобы восстановить работоспособность, нормализовать сон и избавиться от беспричинных головных болей, человеку нужно обратиться к психологу. Только квалифицированный специалист сможет правильно определить причину проблем и выбрать эффективные методы ее устранения.

Мои рекомендации

Ко мне часто обращаются клиенты с жалобами на хроническую усталость, снижение аппетита, отсутствие желания заниматься каким-либо делом. Они не понимают, что с ними происходит, сообщают о том, что были у многих врачей, сдали кучу анализов, а причину снижения работоспособности и апатии установить так и не удалось. «Что со мной?» – спрашивают они меня. Мой ответ о том, что эти симптомы относятся к аномалиям в психическом состоянии личности их обычно удивляет. Однако первоначальные мои предположения подтверждаются результатам психологических тестов. На следующем этапе работы с клиентом я рассказываю ему о том, какие виды психических состояний выделяют в современной психологии, так как часто, ознакомившись с результатами диагностики, они говорят: «Укажите, что относится к психическим состояниям личности».

В большинстве случаев для коррекции психологического состояния, какое бывает при сниженном настроении, достаточно 5-10 занятий с психологом. Я даю рекомендации по развитию навыков рефлексии, обучаю техникам релаксации. Основным методом в моей работе является арт-терапия. На мой взгляд, этот метод – ключ к внутреннему миру личности. Через арт-терапевтические упражнения человек обретает гармонию с собой, учится управлять своим эмоциональным полем.

Состояние полного физического, духовного и социального благополучия

Здоровье, как и счастье, каждый понимает по-своему. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Как же поддерживать в себе это ощущение внешней и внутренней гармонии? Что для этого надо делать?

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия — исходя из реалий нашего существования.

  1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.
  2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Допустим, вас сократили на работе. Можно отнестись к этому как к трагедии: ведь это говорит о том, что «я оказался хуже всех». Но можно воспринять это событие и иначе: жизнь предоставила мне шанс найти более интересное, более нужное и, вполне вероятно, более материально выгодное дело. Это не самоуспокоение, это возможность вынести из произошедшего урок и увидеть в нем положительные стороны. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: «Что ни делается, все к лучшему».
  3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, — и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно. Помните анекдот: «Вам дрова нужны?» — «Нет». Утром проснулись — дров нет.
  4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни. Речь идет не о том, чтобы посещать картинные галереи и театры — хотя и это неплохо. Это, прежде всего, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Неважно, в кого или во что вы верите: в Бога, Судьбу, Высшую справедливость или Космический разум. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь «свыше».
  5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям — это тоже признак здоровья. Жизнь сейчас меняется очень быстро. Останавливаться нельзя, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.
  6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него — еще один фактор здоровья. Стресс — явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать — устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, — принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.
  7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему. Давно ли вы смотрели на небо? А когда в последний раз вы наблюдали за животными? А замечаете ли вы дерево у подъезда — как оно меняется каждый месяц? Часто человек говорит: «В моей жизни нет ничего хорошего». А ведь вокруг нас очень богатая среда, причем созданная не нами, задолго до нас. Не сами ли мы сузили каналы восприятия до работы и телевизора?
  8. Следующий признак здоровья — удовольствие от физических занятий. Это не обязательно должен быть спорт или упражнения на тренажерах. Это — и уборка снега во дворе, и стирка белья. Парадокс в том, что люди часто измеряют степень своего комфорта тем, насколько им удалось избавиться от физических усилий. А потом жалуются на иммунитет, который, как известно, напрямую зависит от нашей активности. На самом деле не такая уж большая нагрузка нужна человеку для поддержания своего тонуса. Например, 20 минут ходьбы ежедневно. Но некоторые и этого не делают: для них жизнь замкнулась в треугольнике: автомобиль, компьютер, телевизор.
  9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают. Что такое скука? Это напоминание о том, что мы не решаем своих жизненных задач. Но человек не пытается разобраться в этом, понять, что же ему надо делать. Он начинает, например, злоупотреблять алкоголем — чтобы не чувствовать того, что чувствует.
  10. Здоровый человек стремится внести свой вклад в жизнь других людей. Какой след вы оставляете в сердцах близких? Какое впечатление производите на людей знакомых и незнакомых? Хочется другим общаться с вами или нет? От того, что вы рядом, людям тепло или холодно?
  11. Одна из составляющих здоровья — умение проявлять великодушие и благородство. Человек живет не на острове, как Робинзон. Он находится в определенной сети человеческих отношений. И если ты можешь что-то хорошее дать другим, то и они тебе тоже. Надо лишь уметь принимать это и быть благодарным.
  12. И, наконец, здоровый человек обладает чувством юмора. Без комментариев.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: