Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение. Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера. Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

1.1. Понятие личности. Ее свойства и характеристики

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу разработки новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности1.

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, или общности. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты2.

В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире3.

Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты — это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем4.

Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы — социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека5.

Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности»6

А.В. Петровский пишет, что, появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность7

Личность — это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других — эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом8.

К социально-значимым качествам, по мнению С.Л. Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности.

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О. Гапонов, Т.А. Бурцева, Н.Б. Русских и др.).

Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеческой личности посвящено множество научных теорий, и с каждым днем она привлекает к себе все больше новых специалистов и исследователей. В социологии важнейшей проблемой является вопрос о месте и роли человека в обществе, в возникновении, воспроизводстве и изменении его как личности, т. е. как субъекта социального действия. Несомненно, образование в школах, должно давать ребенку развиваться как личности, выдвигать свои теории и идеи, а роль преподавателя направлять и подсказывать как необходимо поступать или какое решение принять. Итак, все вышесказанное позволяет заключить, что среди людей столько неповторимых существ, столько «личностей», сколько неповторимых внешних обликов. Слово «личность» несет в себе как бы следующий тезис: индивидуальность человека, его неповторимость связана с его индивидуальным внешним ликом, обликом9.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются, прежде всего, в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете, его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье, от образования в школе (и средней, и высшей) определенного типа; членства в общественных и политических организациях.

Необходимо ответить, что не последнюю роль, а может быть одну из первых в формировании и становлении человека как личности играет школа.

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования.

Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998

Кон И. С. Личность

Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев.

Д.А. Белухин Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. 2008

https://psylib.ukrweb.net/books/rubin01/txt39.htm С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии»

Петровский А.В. Общая психология 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература

Ключевский, В. О. История сословий в России.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Состав структуры личности

Личность представляет собой стойкую систему индивидуальных психологических и социальных характеристик. Психологией в качестве науки рассматриваются только психологические особенности, способные формировать структуру личности.

Структура личности — это предмет спора между многими психологами. Некоторые из них полагают, что ее абсолютно нельзя как-либо структурировать и рационализировать. Другие психологи, напротив, выдвигают новые теории личностной структуры.

Существуют определенные составляющие структуры личности:

  • Характер,
  • Темперамент,
  • Способности,
  • Мотивация и др.

Характер представляет собой важнейшую составляющую личности, демонстрирующую все отношения человека в мире (к другим людям, предмету, ситуации и ко всей действительности, ко всему, что его окружает).

Темперамент является проявлением динамических свойств психических процессов. Способности включают индивидуально-типологические особенности, которые способствуют успешности в определенной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологическая структура личности 410 руб.
  • Реферат Психологическая структура личности 250 руб.
  • Контрольная работа Психологическая структура личности 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Направленность личности определяет ее склонность и интересы к определенному предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность личности в какой-либо момент запретить себе реализацию некоей деятельности или же наоборот, заставить себя выполнить ее.

Эмоциональность представляет собой важный элемент личностной структуры, через который человек выражает собственное отношение к чему-либо (посредством определенной реакции).

Мотивация — это совокупность мотивов, определяющих поведение человека.

Важное место в структуре личности занимают ее социальные установки и ценности, через которые социум определяет свое отношение к индивиду. Они включают список характеристик, который не является исчерпывающим (разные теории личности содержат различные свойства).

В психологии структуру личности характеризуют через определенные психологические свойства, при этом не затрагиваются особым образом ее отношения с социумом и всем окружающим миром.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности. Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социальная структура личности

Определяя личность в социологии, ее нельзя свести только к субъективной стороне, где главным в структуре считается социальное качество. По этой причине у человека должны быть определены объективные и субъективные социальные свойства, формирующие его функциональность в деятельности, которая зависит от воздействия общества.

В социологии структура личности составляет систему свойств, созданных на основе разнообразной деятельности человека. Последняя находится под влиянием общества и тех социальных институтов, в которых действует индивид.

Социология применяет три подхода к определению структуры личности:

  • Личность включает деятельность (целеустремленные поступки в отношении какого-либо предмета или человека); культуру (социальные нормы и правила, которыми должен руководствоваться человек в своих поступках); память (все знания, которые приобретены в жизненном опыте).
  • Личность включает ценностные ориентации, культуру, социальные роли и статусы.
  • Третий подход являет собой объединение первых двух подходов.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т.д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения. Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Личность как социальная система. Структура личности Типы личности

Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности.

Личность как социальная система. Структура личности. Типы личности.

Вопросы

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления.

На современном этапе развития общества значительно возросла роль личности в социальном прогрессе. В этом одна из основных причин повышенного внимания ученых различных школ и направлений к проблемам личности. Пока следует констатировать, что наука крайне мало знает о таком социальном феномене, как личность.

Повышенное внимание к изучению личности диктуется требованиями жизни.

Во-первых, личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе. Во-вторых, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности личности. Это тем более важно, что человечеством взят курс на демократизацию и гуманизацию всех общественных отношений. В-третьих, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Она является своеобразным критерием реальных достижений и недостатков в развитии цивилизации. Вчетвертых, с бурным развитием средств массовой информации, появлением новых социальных и психологических технологий возрастает опасность их использования в целях манипулирования поведением личности.

Одним из первых к пониманию новой роли личности как фактора исторического развития пришел А.Печчеи — руководитель Римского клуба.

По его мнению, перспективы исторического развития можно и нужно искать не вне, а внутри человека — во всей полноте его личности, развертывающей свои потребности и стремления. “Тайна личности, — писал Н.А. Бердяев не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосмос и заключает в себе все” (Самосознание. М., 1990. С 11).

Исходным при определении социальной роли личности в общественном процессе является фундаментальное положение К.Маркса: «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С3.).

Каковы личности, составляющие общество, таково и само общество. Но не менее верно и то, что каково общество, в котором живут личности, таковы и его личности. Вместе с тем следует отметить, что данное положение отнюдь не претендует на истину в последней инстанции. Так, академик РАН Н.Н. Моисеев считает, что наш общий предок — кроманьонец уже 30-40 тысяч лет тому назад не только физиологически был таким же, как современный человек, но и возможности его мозга были вполне сравнимы с нашими возможностями.

Таким образом, можно думать, что начиная уже с предледниковой эпохи интеллектуальные потенции индивида практически неизменны. В то же время коллективный интеллект не только продолжает развиваться, но это развитие происходит все возрастающими темпами (см.: Свободная мысль. 1996. № 1. С. 76-77).

Личность как социальная система. В общественных науках, в том числе социологии, понятие личности трактуется по-разному. Первоначально слово личность означало маску, которую надевал актер, затем самого актера и его роль.

Постепенно понятие «личность» наполнялось все большим многообразием смысловых значений. Свой отпечаток на такое положение накладывают новые экспериментальные данные смежных дисциплин — психологии и социобиологии. Эти науки пытаются объяснить сущность личности под углом зрения биологических и психологических факторов. Новые эмпирические данные о личности из области психологии, биологии и других наук обогащают и стимулируют социологию в изучении проблем личности.

В настоящее время существуют различные подходы к определению личности, пониманию ее сущности.

Выделим семь основных подходов: диалектико-материалистический, антропологический, нормативный, социологический, персоналистический, теория «зеркального Я», биолого-генетический.

Диалектико-материалистический подход. К концу 20-х гг. практически сформировалась диалектико-материалистическая концепция личности. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Дилемма биологического и социального однозначно решается в пользу последнего: то, что дано природой, не является фатальной детерминантой, но может быть трансформировано социальной средой. Биологически данное — это всего лишь потенциальная возможность, которая реализуется в способностях только при содействии трех остальных факторов. Таким образом, личность рассматривается как крайне податливое образование, способное к гибким изменениям под воздействием социальных требований. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии. Акцент на социальном и пренебрежение биологическим привело к гонениям на педологию, объявленную в 30-е гг. лженаукой.

Антропологический подход. При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида.

В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л.Фейербаха. Он рассматривал человека как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности.

В настоящее время в чистом виде такой взгляд почти не встречается. На позициях абстрактного антропологизма стоит по существу весь классический бихевиоризм. Он рассматривает человека как некое биосоматическое начало, которое определенным образом реагирует на стимулы внешней среды. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.

Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека.

Отсюда даются определения, в которых личность характеризуется набором положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность, социальная активность и т.п.

Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами.

Личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений.

В работах французских социологов Э.Дюркгейма, Л.Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Персоналистический подход. В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность.

Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма. Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности.

Окружающая человека среда — природа и социальные отношения мешают уйти в свой неповторимый внутренний мир, мир «Я».

В современном индустриальном мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «Я» в массе, в толпе.

Крупнейшими представителями экзистенциализма являются Хайдеггер, Сартр, Ясперс и другие. Экзистенциалисты отождествляют личность с индивидуальностью.

Теория «зеркального Я». Ее автором является американский социолог, один из основоположников теории малых групп Ч.Х.Кули (1864-1929).

Данная теория исходит не из внутренней характеристики человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов.

Кули считал признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Не существует чувства «Я» без соответствующего ему чувства «Мы», «Он» или «Они».

Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», которые складываются у других людей. Другие люди — это зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Его собственное «Я» — воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих.

«Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство «Я» вроде гордости или унижения («самоуважение»).

«Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

Дж.Мид ввел понятие «стадии» формирования «Я» — стадий принятия роли другого. В качестве этапов превращения индивида в рефлексирующее социальное «Я», выработки навыков отношения к самому себе как к социальному объекту (см.: Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С.104).

Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. Это примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа.

Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы (склонность к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, альтруизм, агрессивность, лидерство и т.д.), которые ранее были уникальным достоянием человеческого существа.

Учет биологических, генетических качеств не означает отрицания важной роли социальной среды, культуры в развитии личности. За последнее время ряд исследователей в изучении личности делают попытки совместить несколько подходов. Чтобы избежать односторонности при определении личности, необходимо учесть несколько обстоятельств.

Во-первых, личность должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида.

Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения.

Несовпадения, противоречия и конфликты между биологически и социально запрограммированными системами поведения личности открывают относительную свободу выбора решений.

В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей.

В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

В целом можно дать следующее определение: личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Каково соотношение социального и индивидуального в человеке?

Чтобы ответить на этот вопрос, дадим определение понятий «индивид» и «индивидуальность».

«Индивид» — это единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной группы).

«Индивидуальность» — это понятие охватывает те специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

Являются ли понятия «индивидуальность» и «личность» однозначными? На этот счет существуют разные точки зрения.

Выделим две основные. Первая трактует: каждый человек, обладающий сознанием и способный к самостоятельному действию, является личностью.

Согласно другой точке зрения только избранные люди, обладающие особыми качествами и способностями, являются личностями.

Такое утверждение является теоретически ошибочным. Во-первых, нет четких критериев определения особых качеств и способностей. Кто их может определить? Во-вторых, это утверждение практически вредно, так как приводит неизбежно к жесткому делению людей на «элиту» и безликую массу.

Совершенно прав А.С.Макаренко, который писал, что «…проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность. Если личность проектируется в некоторых людях по какому-либо специальному выбору, нет проблемы личности» (Макаренко А.С. Соч. Т.7. С. 13).

Социологическая наука подходит к личности как к исторически конкретной индивидуальной целостности.

Личность является субъектом общественных отношений. Она — своеобразная частица общества. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Личность при этом никогда не поглощается обществом. Личность — суммарное выражение социальных качеств индивида.

Исследование личности немыслимо без изучения ее структуры.

Таким образом можно познать взаимодействие личности с обществом.

В структуру личности исследователи относят разные элементы. По этому вопросу нет единства. Но чаще среди них называются такие, как индивидуальное сознание, ценностные ориентации, социальная деятельность, культура, определенная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки и другие.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием.

По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал.

Для индивида общественное сознание представляется в виде суммы знаний и опыта, норм, оценок и традиций.

Индивидуальное сознание отличается от общественного не только меньшим объемом, но и способом отражательной деятельности, хранения информации.

Это обусловлено своеобразием внутреннего мира человека.

Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты. Понятие социальные ценности было введено в социологию М.Вебером. В дальнейшем Т.Парсонс и другие структурные функционалисты рассматривали общность социальных ценностей как важнейший принцип, на основе которого достигается социальное согласие.

Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.

Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль. (Эти категории рассмотрим во 2-м вопросе данной лекции.)

Типы личности. Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.

Социальный тип личности — это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Различные условия в положении людей порождают целую систему типов сознания и поведения, а стало быть, и систему типов личностей.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

Но типические особенности зависят не только от объективной предопределенности положения личности, но и от отношения личности к своему положению.

Люди, принадлежащие к одному социальному типу, могут быть добрыми и злыми, веселыми и угрюмыми. Но решающие поступки они совершают примерно одинаковые в силу своих интересов.

В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1) теоретический — стремление к познанию; 2) экономический — поиск полезности и стремление её реализовать; 3) эстетический — стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4) социальный — стремление к общению, в том числе к любви; 5) политический — воля к власти и желание подчиняться ей; 6) религиозный — поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления. Так, касаясь религиозного типа, он подчёркивает, что это «может быть человек, который не принадлежит ни к одной вере, ни каких обрядов не выполняет, а именно человек, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину. И к этому типу он причисляет Спинозу и Джордано Бруно (см.: Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.,1982. С.80).

Некоторые отечественные социологи считают, что сложившаяся в 30-е гг. форма социалистической организации общественной жизни породила отвечающий командно-административной системе тип личности.

Этот тип характеризуется такими чертами, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям. В настоящее время в России идёт формирование нового типа личности.

В заключение первого вопроса лекции можно сделать вывод о том, что человек — существо не только социальное, но и биологическое.

Личность — понятие преимущественно социальное. Оно характеризует человека как субъекта социальной жизни.

Личность — это пересечение индивидуального и социального. Каждый человек является личностью. Она продукт общественного развития. У личности есть и общие черты, не только индивидуальные.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Компоненты структуры личности

Психология личности включает несколько компонентов. Первым компонентом структуры является ее направленность. Структура направленности состоит из установок, потребностей и интересов. Какой-то один элемент может определять человеческую деятельность, выполняя ведущую роль, при этом все другие составляющие опираются на него, как бы подстраиваясь. Например, люди могут иметь потребность в чем-то, но не обладать интересом к определенному предмету.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Вторым компонентом структуры являются способности, которые дают человеку возможность реализации в определенной деятельности, достигая в ней успеха и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер в качестве проявления поведения личности — это третья составляющая структуры. Он представляет собой такое свойство, которое легче всего наблюдать. По этой причине человека некоторые судят просто по характеру, не обращая внимание на способности, мотивацию и прочие качества.

Замечание 1

Характер — это сложная система, включающая в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, а также моральные и волевые качества, которые определяют поступки человека.

Еще один компонент представлен системой саморегуляции. Самоконтроль человека способен обеспечивать правильное планирование поведение, корректировать действия. Психические процессы также включены в структуру личности, отражая уровень психической деятельности, которая выражена через активность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: