Зачем нужна мораль и на какой список нравственных качеств ориентироваться?

Ориентир, позиция, принципы

Нравственный ориентир — это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.

Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.

Нравственная позиция — это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний «фильтр», осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:

  • поведенческие мотивы;
  • саморегуляцию и контроль собственных действий;
  • совестливость;
  • чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).

Нравственные принципы — это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.

При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.

О чем речь?

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
В учебниках по воспитанию детей и подростков обычно рассматривается эта тема, как одна из обязательных.
Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.

Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.

К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.

Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.

Качества человека: список

Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

  • любовь к людям;
  • уважение к окружающим;
  • преданность (верность);
  • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
  • духовность (соединение нравственности и религиозности).

И моральный блок:

  • чувство долга;
  • ответственность;
  • честь;
  • совесть;
  • стремление к справедливости;
  • достоинство.

Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.

Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.

Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.

Классный час «Нравственные ценности и нормы порядочности

Классный час

«Нравственные ценности и нормы порядочности»

Основные этапы:

  1. Приветствие
  2. Цель классного часа
  3. Формулировка понятия «порядочность»
  4. Знакомство
  5. Правила беседы
  6. Ситуации, разбор ситуации
  7. Итоги. Рефлексия
  1. Приветствие

Здравствуйте! Мы сегодня с вами поговорим о довольно простом и в тоже время серьезном нравственном качестве Порядочность(???). Как вы можете охарактеризовать это качество?

  1. Цели внеклассного мероприятия:
  1. Выявление отношения учащихся, их чувства и намерения, оценки и позиции, причины тех или иных поступков по отношению к различным нравственным ситуациям.
  2. Формирование понятия нравственность.
  3. Усиления желание у учащихся обладать нравственными качествами, соответствующие требованиям общественной морали.

Задачи:

  • Обогащение сознания учащихся знаниями о нравственности и правильными взглядами на жизнь
  • Формирование у обучающихся умений и навыков мыслительной и практической деятельности
  • Развитие нравственных качеств, в частности порядочности
  • Содействие становлению и проявлению индивидуальности обучающихся, их творческих способностей.

Успех применения:

  • Разработка четко продуманного плана беседы с обучающимися.
  • Учет возрастных потребностей, индивидуальных особенностей и интересов обучающихся
  • Создание благоприятной, спокойной обстановки, без напряжения, ведущей к успеху.
  • Обеспечение эмоциональной насыщенность беседы, с групповыми обсуждениями и переживаниями, объединяющие всех участников.
  • Варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме
  • Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

3. Формулировка понятия «порядочность»

(Основные ответы:)

Быть порядочным значит относиться к ближнему, как к самому себе, не делать и даже не желать ему того, чего не хочешь для себя. Возможно ли это?

Возможно.
Посильно ли?
Посильно

Порядочность

— честность, неспособность к низким поступкам.

(Мое объяснение)

Порядочность

— моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм — способность испытывать чувство вины и стыда.

Порядочность более обобщённое моральное качество, чем честность, доброта, благородство, великодушие, достоинство и другие частные высокоморальные человеческие качества, так как непременно является их сочетанием. Порядочность, как моральное качество, является категорией этики и входит в более широкое этическое понятие Добра.

История развития понятия

Согласно учению Платона, порядочность — это искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера. Порядочный человек — абсолютно честный; тот, кто обладает собственной добродетелью.

В «Никомаховой этике» Аристотель, отражая моральные нормы своего времени, подчёркивает, что порядочным считается тот, кто всему предпочитает нравственную красоту; тот, кто «многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо». Так же широко известен присваиваемый Аристотелю афоризм: «Порядочность — это способность поступать сознательно и справедливо там, где не предусмотрено действие закона».

4. Знакомство ???

5. Правила беседы

Прежде чем начать нашу беседу-рассуждения на прочитанные ситуации, я хочу всем участникам напомнить правила

:

  • не повышай тона, уважай окружающих;
  • не начинай со слов «Вы не правы», «Я не согласен»;
  • в основе объяснения должны лежать факты и логика, а не эмоции;
  • запрещаются категорические оценки типа «Чушь!», «Глупости!»
  • запрещается обобщение типа набора красивых слов;
  • запрещаются высокомерные ответы: «Ну конечно!», «Вы специалист!»

6. Ситуации, разбор ситуации

Ситуация №1

Молодой внук, парень 15 лет, играет в компьютерные игры, громко слушая музыку. В соседней комнате находится его пожилая бабушка, которая не может сосредоточиться на чтении намаза. Она делает ему замечания, которые подросток игнорирует. И делает звук музыки ещё громче.

В чём здесь парадокс поколений?

Ситуация №2

Ездя в общественном транспорте невольно становишься свидетелем жестокого обращения с пожилыми людьми. Услышав откровенный разговор двух девушек, я была поражена сложившейся ситуацией в их семье. Девушка призналась, что получая ежемесячную пенсию своей родной тёти, прогоняла ту из дому. Пожилая женщина, скиталась в поисках пристанища от одного дома к другому.

Кто виноват? Что делать?

Ситуация №3

По рассказам одной из обитательниц дома престарелых, узнали, что её прогнали из дому только потому, что она занимала одну комнату, в 3-х комнатной квартире своих же родных детей. “Живёшь, не умираешь, а в этой комнате мог бы твой единственный внук жить. Сделали бы ремонт, убрали бы весь твой хлам, а ведь ты даже не болеешь”,- упрекали её дети. Не выдержав постоянных упрёков и скандалов, женщина ушла в дом престарелых. Неужели вырастив одна своих детей, под старость лет своих она становится никому не нужной?

Ситуация №4

Это случилось в одну из самых морозных ночей. Около полуночи директору большой сельской школы позвонил перепуганный сторож: в школе прорвало трубы, вода заливает кабинет с дорогим оборудованием. Директор бросился в пришкольный интернат, поднял с постели старшеклассников: «Ребята, — сказал он, — дело не легкое: и обжечься можно и простудится. Поэтому заставлять ни кого не могу и не буду. Добровольцев прошу помочь». Добровольцами оказались все.

Вопросы:

— Какими мотивами руководствовались ребята, и какими принципами?

— Какие черты характера проявились у старшеклассников?

— Говорят: «человек живет, пока горит», какой смысл заложен в этих словах?

Ситуация №5

«Как-то однажды пришли дети к старой бабушке, чтобы помочь ей. Спросили у нее, что нужно сделать? Она ответила им, что вот на эти деньги нужно купить что-нибудь из продуктов. Дети принесли ей грецких орехов. Взяла их бабушка, сложила в передник и сидит играет ими, как камушками. А сама смотрит на каждого: кто-то засмеялся, увидев как бабушка играет, кто-то отвернулся, кто-то спрятал глаза…»

7. Рефлексия.

На этом этапе учащиеся делятся своими впечатлениями и оценивают свою работу в группах.

  • Ваше впечатление от сегодняшнего круглого стола?
  • Что нового вы узнали?
  • Что поняли полезного для себя?
  • Что будет полезно для вашего нравственного развития?

Примеры чувств

Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам.

И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.

В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.

Примеры:

  1. Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.
    Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.
  2. Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
  3. Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.

Немного о профессии врача

Врач — одна из самых старых профессий в мире, и чем дальше, тем более востребованной становится эта профессия. Каждый человек в своей жизни не раз обращался к врачу за лечением и помощью. Ведь именно доктора помогают людям появиться на свет, без их участия это невозможно. Современное здравоохранение направлено на то, чтобы максимально защитить жизнь человека от болезней, поддержать его здоровье. Поздравления с Днем врача передают не только близкие и родные люди врачей и докторов, но и Первый канал, и пресса. Все благодарят их за то, что в самые трудные минуты они приходят на помощь и помогают спасти наши души, вселяют надежду, даже когда все висит на волоске.

Поведение

Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.

Ключевой элемент нравственного поведения — поступок.

Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.

Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.

Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «фильтр-факторы»:

  • мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится);
  • результат поступка;
  • объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок);
  • средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «запрещенные приемы» на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).

Нравственное поведение — это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).

Нравственность в современном обществе

Некоторые ученые полагают, что мораль и нравственность противоречат животной человеческой природе, чрезмерно ограничивая ее. Но на самом деле, именно они определяют нас как цивилизованное общество.

Без нравственности люди по-прежнему жили бы как животные, действуя исключительно инстинктивно. Наличие морали свидетельствует о существовании разума, который контролирует поведение человека. А наличие разума говорит о возможности развития нравственных качеств.

Камень преткновения заключается в том, что нравственные требования всегда выдвигает общество, а вот соблюдать их или нет – решает конкретная личность, но на ее решение огромное влияние оказывают коллективные убеждения. Сейчас культ свободы выбора. Все делают то, что хотят, и живут так, как хотят. Поэтому, чем младше поколение, тем ниже их нравственные идеалы, ведь от них ничего не требуют.

Нет, это не говорит, что мораль необходимо вбивать кулаками. Достаточно показывать эталон нравственности, к которому бы хотелось стремиться, не потому что надо, а потому что это хорошо, это делает счастливым самого человека и людей вокруг.

Невозможно научить ребенка уважать старших, если вы сами не уважаете старших, и если вы не уважаете ребенка. Только если вы будете запугивать его, что в итоге сломает его личность.

Если бы каждый человек задумался о нравственном воспитании самого себя, то уровень морали в обществе в целом возрос бы многократно. Но большинству это невыгодно, ведь многие люди хотят жить исключительно в угоду себе и своим желаниям.

Какие бывают нормы?

Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.

Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).

Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.

Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).

Как развить нравственные качества?

Если читатель относится к тем людям, которые склонны к самоанализу и обладают умением объективно себя оценивать, то перед ним рано или поздно возникнет такой вопрос. Далеко не каждый из нас наделен всеми нравственными качествами развитого, интеллигентного человека в общепринятом понимании.

К тому же реалии современного общества часто притупляют чувство совести, сострадания или уважения к другим людям. Человек, который обычно добр к другим, а также с пониманием относится к чужим недостаткам, может в какой-то ситуации показать себя с другой стороны. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, его способности усилием воли вырабатывать в себя определенные навыки, держать себя в руках и соблюдать принципы.

Релятивизм — что это такое?

Нравственный релятивизм — это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.

Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.

Этичность поведения — лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).

Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:

  • понятия «добро» и «зло» условны сами по себе;
  • общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.

Кратко о теории развития нравственности

Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.

Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.

В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.

Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:

  1. Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван «доморальным». В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
  2. Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
  3. Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам.
    При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.

Немного об истории праздника

День медицинского работника отмечается на протяжении многих лет. Началом этому празднику послужил указ Президиума Верховного Совета, который был издан еще в СССР, и гласил о внесении праздничных и памятных дней в жизнь народа. Традиция праздника сохранилась до наших дней.

Профессия врача одна из самых старейших в мире, и в настоящее время она востребована буквально везде. Каждый из нас хотя бы раз в жизни обращался к доктору за помощью и лечением. Ведь даже в самом начале жизни человека — при рождении младенца — непосредственное участие принимают доктора. А современное здравоохранение и усилия врачей направлены не только на лечение болезней и поддержание здоровья человека, но и на его развитие.

Это профессиональное торжество принято отмечать на государственном уровне. Работников медицинской сферы поздравляет не только непосредственное руководство, но и министр здравоохранения. Самым выдающимся и активным сотрудникам больниц присваивают почетные звания. Награды присуждают за профессионализм, большой срок работы, публикацию трудов по медицине.

Проводятся церемонии награждения и на местном уровне. Работники приходят на собрание, где их поздравляют и раздают награды. Традиционно вручаются денежные вознаграждения. Не забывают о трудах медиков и благодарные пациенты, которые охотно несут людям, оказавшим им помощь, различные презенты. Студенты имеют традицию наполнять в этот день бокалы спиртом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: