Индивидуализм — это что за понятие? Каковы принципы индивидуализма?

По окончании девятого класса средней общеобразовательной школы ученикам в рамках итогового экзамена предлагается написать изложение. Часто для таких заданий выбираются тексты на различные актуальные темы, например, о том, как в обществе культивируется идея индивидуализма. Не обладая достаточными знаниями по данному вопросу, выполнить эту работу бывает гораздо сложнее, чем если заранее подготовиться к ее написанию. Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала для изучения темы перед сдачей экзамена.

Индивидуализм — это одна из характеристик, которая может быть присуща как человеческому сообществу в целом, так и отдельным индивидам. Вопрос о его сущности и роли в жизни людей уже не первый год изучается в рамках целого ряда дисциплин, которые носят общее название поведенческих. К ним можно отнести такие отрасли знания, как психология, философия, педагогика, социология и многие другие.

Первые упоминания

Как правило, два термина — индивидуализм и коллективизм – противопоставляются друг другу. Если взглянуть на самые ранние научные работы, в которых были упомянуты данные явления, то можно заметить, что их авторы, как правило, давали однозначную оценку этим характеристикам.

В античной философии и в средневековых трактатах чаще всего не было и намека на то, чтобы рассматривать личность с точки зрения ее отношения к нормам общественной морали, устоям и традициям социума.

Британский ученый Адам Смит (портрет смотрите на иллюстрации выше) и француз Алексис Токвиль были первыми создателями отдельных научных работ, посвященных этой теме. Они придерживались мнения, что индивидуализм — это единственное общественное и личностное мировоззрение, которое ведет к прогрессу.

Говоря об этом, они приводили в пример доисторические общества, существовавшие при так называемом общинном строе. В этих социумах господствовала коллективистская форма сознания.

«Не отрывайся от коллектива!»: почему индивидуалистов записали в эгоисты

Часто в школе детям приходится слышать от учителя: «Мы всем классом поедем на экскурсию!» или «Мы всем классом будем участвовать в школьной театральной постановке!» И вроде нет ничего плохого, но что будет, если ребёнок захочет отделиться от коллектива? Стать индивидуалистом? Об этом рассуждает наш блогер Ксения Состина.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Индивидуализм — вера в верховенство индивидуальных интересов над коллективными. Это — Ожегов.

Индивидуализм — моральное, политическое и социальное мировоззрение, которое подчёркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Это — «Википедия».

Индивидуализм — философское направление, считающее, что целью и содержанием исторического процесса является всестороннее развитие индивидуальной личности и освобождение её от принудительных общественных связей. Это — словарь Ушакова.

Индивидуализм — тип мировоззрения, абсолютизирующий значение отдельной личности в её противопоставлении человеческим общностям. Это — краткий словарь философских терминов.

Вроде бы ничего пугающего в этих определениях нет, но в обыденном сознании слово «индивидуалист» всё чаще несёт негативную окраску. Вспомнить хотя бы любимые присказки, мелькающие в интернете: про «общество индивидуалистов» (читай: эгоистов), про старый добрый коллектив и взаимовыручку, про навязанную идеологию.

Очевидно, что осуждающие индивидуализм вкладывают в это понятие самое плохое, что можно, и даже немного лишнего

Получается такой пугающий и возмущающий диагноз. Ярлык и оскорбление. Повод погоревать или возмутиться. Можно и так. А если представить индивидуализм как возможность выбора своего пути? Пути, максимально свободного от навязанных обществом рамок и догм? Конечно, насколько это у каждого (мы же об индивидуализме?) получится. Я не вижу здесь ничего страшного, эгоистичного или пугающего. Скорее наоборот.

Пример: обычный подъезд панельной десятиэтажки. Полные ящики невнятной рекламной продукции и усыпанный ею же пол. Почему? Потому что «она и так валяется, от моей грязнее не станет, все кидают — чего мне стесняться». Это — тот самый хвалёный коллективизм. Когда один за всех и все за одного. Дружно мусорим в подъезде, оправдывая свой поступок поступками окружающих. А есть «мерзкие индивидуалисты», которые не кидают бумажки на пол. Более того, время от времени собирают чужие и выкидывают.

Я знаю таких людей. Я не в белом пальто, но чтобы совсем голословной не быть, придётся признаться: сама так делаю. Просто это мой подъезд, я тут живу, и мне нравится чистый пол. Ещё стены в лифте отмываю периодически и этаж свой украшаю к Новому году. А в соседнем подъезде люди цветы на площадку вынесли, ухаживают, поливают. Правда, тоже только на своём этаже, потому что индивидуалисты: вся красота на лестничной площадке для себя и для своей семьи. Но если каждый будет думать о себе и своих близких в таком вот «эгоистическом ключе», разве в мире не станет банально чище? Но раз уж «жить в обществе и быть свободным от него „низзя“!», будем ждать, когда на чистоту «даст добро» общество. А пока мусорим «как все». Правильно?

Совместное противостояние силам природы

Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.

Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.

Роль личности в истории

Эти идеи со временем сформировались в учение, которое получило название методологического индивидуализма.

Его последователи считали, что роль различных человеческих сообществ в мировой истории сильно преувеличена.

Группы людей не стоит рассматривать, следуя тем же принципам, что используются при изучении отдельных личностей. В конечном счете, общество есть не что иное как совокупность людей. Поэтому, исследуя различные исторические события, нужно опираться не на психологию масс, а на сведения об отдельных характерах и судьбах. Изложение идеи индивидуализма такого вида в крайней форме его проявления может выглядеть следующим образом.

Все исторические события, такие как войны, революции, переселения народов — это идеи отдельных людей, которые затем были подхвачены массами.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ

франц. individua-lisme, от лат. Individuum — неделимое), тип мировоззрения, в основе к-рого лежит абсолютизация позиции индивида в его противопоставленности обществу как таковому, миру в целом. И. проявляется как в реальной жизненной позиции, в поступках, так и в разл. концепциях — этических, философских, идеологических, политических и т. д. Согласно принципам И., счастье отд. личности, ее свобода и неограниченное развитие рассматриваются как высш. цель, а функционирование социальных институтов и групп — как основа и средство для достижения этой цели. Как жизненная позиция и умонастроение И. возникает в условиях обособления и отчуждения людей друг от друга. Социально-этич. взгляды, воплощавшие идеал И., высказывались уже в Др. Греции (начиная с Демокрита и софистов). Как массовое явление И. распространился в эпоху эллинизма (напр., в учениях Эпикура, стоиков, скептиков). С установлением капитали-стич. уклада И. наиб. ярко проявился в бурж. обществе, востребовавшем независимую, инициативную личность, способную решительно действовать с целью осуществления частного интереса (не учитывающую интересы др. людей или даже вступающую в противоречие с ними). И. получил обоснование в учениях Дж. Локка, А. Смита, К. А. Гельвеция, Б. Франклина, И. Бентама как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. Практике товарно-денежных отношений, в к-рых доминировал принцип пользы, соответствовало провозглашение свободы человека от социальных условий и ориентация личности на достижение собств. успехов, что привело к трансформации И. в одну из его типичных форм — эгоизм. И. часто подвергается критике за эту крайнюю форму его проявления. При этом не учитывается, что И. проповедует необходимость личной активности человека, его опоры на собств. силы, утверждает чувство ответственности, морального достоинства. В соответствии с таким пониманием И. находит выражение в альтруизме, моральных установках на совершенствование и честное исполнение долга. С развитием корпораций И. переживает кризис. С одной стороны, он перерождается в авторитаризм, корпоративизм, конформизм, а с другой — превращается в экстремизм, отрицающий разл. формы гос. и обществ. контроля. Одновременно усиление роли гос-ва и корпораций в жизни капиталистии. общества во 2-й пол. 20 в. вызвало движение за гражд. права и свободы, а осознание опасности ядерной войны привело к пониманию того, что самосохранение и полноценное развитие индивида возможно лишь при сохранении человечества в целом, и способствовало расширению всеобщей борьбы за мир.

В теории социализма, провозгласившей приоритет общего интереса над интересами индивида, предполагалось, что новая организация обществ. жизни создаст наилучшие условия для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей. С этих позиций И. отвергался как мировоззрение, противоречащее задачам развития Социалистич. общества и установления всеобщего равенства. Однако на практике в 30—70-е гг. индивидуальные интересы по сути игнорировались. На этом фоне И. проявился в разл. формах «ухода», скептицизма, нигилизма. Ист. опыт доказывает, что противоречия между обществ. и индивидуальными интересами исчезают в таких социально-экон. условиях, при к-рых удовлетворение обществ. интересов достигается людьми в процессе их деятельности, направленной на реализацию индивидуальных интересов. В полит. сфере равновесие между обществ. и индивидуальными интересами осуществляется через признание гражд. свобод личности, а в нравственной — ее морального достоинства и ответственности. Р. Г. Апресян. ‘

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Другая точка зрения

В противовес этой теории существует и другая, которая в разное время высказывалась сторонниками таких учений, как холизм и историзм. Эти мыслители утверждали, что отдельная личность не может играть какой-либо значительной роли в масштабе мировой цивилизации.

Все процессы, происходящие в сфере политики и экономики, как правило, протекают по одним и тем же сценариям. То же самое можно сказать и про судьбы отдельных народов и государств. Каждая из таких общественных формаций проходит стадии зарождения, развития, расцвета, угасания и смерти. По подсчетам некоторых историков, большинство крупных высокоразвитых цивилизаций существует около 2000 лет. Есть и некоторые исключения (Индия, Китай), но они, как принято считать, только подтверждают правило.

Коллективизм и социализм

Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.

Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.

Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.

Типы личности с мировоззрением индивидуала

Общая направленность философии выражена в эпитетах «инакомыслящий, нонконформист, независимый, оригинал, вольнодумец». В Германии 19 века индивидуализм тесно связан с устремлениями романтизма, в Англии — с утилитаризмом и экономикой, а в Америке — с основными политическими и социальными ценностями демократии и капитализма.

Для многих индийских школ, и особенно для буддистов и джайнистов, духовное очищение и возможный союз с Абсолютом зависят исключительно от личных усилий человека.

В Китае конфуцианство утверждает, что хотя люди рождаются с равными способностями, только некоторые достигают высокого положения, потому что моральные качества человека зависят от практики и образования.


Фото: fortnightly.com

Согласно сократовскому «познай самого себя», добродетель и другие формы знания не могут преподаваться или передаваться напрямую от одного человека другому. Скорее, каждый человек должен самостоятельно узнать, что является правдой для него самого.

Христианство внесло доктрины о свободе воли и личном спасении, которые добавили новое измерение человеческой индивидуальности.

Мусульманское учение утверждало, что ответственность за грех несет не Бог, а человек. Точно так же в Коране даётся идея личного спасения, которая гораздо более жизненная и плотская, чем христианская.

В современном обществе характеристики термина часто связаны с мужчинами и городским образом жизни.

Обобщенные географические кластеры индивидуализма можно найти в англоязычных странах, германской Европе и северной Европе. Регионы для коллективизма расположены в арабских странах, Латинской Америке, конфуцианской Азии, Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары.

Био

Джошуа Розенталь, основатель Института интегративного питания, ныне крупнейшей школы питания в мире, предложил термин «биоиндивидуальность» несколько лет назад. Говоря простыми словами, всё сводится к тому, что мы все уникальны и неповторимы. В жизни не существует «одной мерки для всех» только потому, что мы все особенные. У всех нас есть свои симпатии, антипатии, любовь, аллергия, болезни, и предпочтения. Вспомним о составе тела, диетических потребностях, психических особенностях, страстях и прочем.


Фото: twitter.com

Применительно к образу жизни популярны 3 принципа биоиндивидуальности для здорового питания:

  • Ни одна диета или образ жизни не работают для всех одинаково эффективно.
  • Потребности меняются со временем.
  • Пища одного человека — яд для другого.

Не всем полезно вегетарианство. Если вы легко обходитесь без мяса, не пытайтесь настойчиво обращать в свою веру окружающих: что русскому хорошо, то немцу смерть.

В биологии целостный организм рассматривается как единица естественного отбора. При рассмотрении эволюционных процессов, единицами также считаются отдельные группы генов или колонии существ.

Декаденты

В конце 19 века декаданс появился в Западной Европе, как художественное и литературное движение, которое следовало эстетической идеологии избытка и искусственности.

Направление характеризовалось отвращением к себе, болезненным восприятием действительности, общим скептицизмом, воспеванием извращений. Для него характерен грубый юмор и вера в превосходство творчества над логикой.


Фото: pinterest.ru

Декадентское движение достигло России главным образом благодаря воздействию произведений Шарля Бодлера и Поля Верлена. Самым ранним русским приверженцам не хватало идеологии. Они сосредоточились на таких темах, как подрыв морали, пренебрежение личным здоровьем, жизнь в богохульстве и чувственном удовольствии. Основой творческого индивидуализма русских писателей стали болезненные аспекты упадка и увлечения смертью.

Дмитрий Мережковский, как полагают, был первым, кто явно продвигал российский декаданс. Первыми русскими писателями этой формации стали Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Валерий Брюсов и Зинаида Гиппиус.

По мере развития русского течения, уже без подражания Бодлеру и Верлену, большинство из этих авторов приблизились к символизму.

Ряд художников придерживался подхода позднего декадентского движения в стиле Баджу к сексуальности как акту удовольствия, заключая его в контекст материальной роскоши. Они также сознательно шокировали общество. Среди скандалистов были Константин Сомов, Николай Калмаков и Николай Феофилактов.

Анархисты

Философский анархизм — это школа, которая утверждает, что государству не хватает моральной легитимности. В отличие от революционного анархизма, теория предполагает не насильственную революцию, а мирную эволюцию. Не призывая к уничтожению аппарата, его сторонники считают, что не обязаны подчиняться государству.


Фото: mdig.com.br

Это мировоззрение является частью яркого индивидуалистического анархизма.

Декадент, аристократ, писатель Оскар Уайльд, анархист по убеждению, в знаменитой статье «Человеческая душа при социализме» заявил, что «Искусство есть индивидуализм, а индивидуализм есть тревожная и дезинтегрирующая сила. В этом его огромная ценность. Он стремится разрушить монотонность, рабство обычая, тиранию привычки и снижение человека до уровня машины».

Таким образом, слово индивидуализм использовалось, чтобы обозначить личность с сильной тягой к самовыражению и экспериментам в отличие от традиционных стереотипов поведения.

Индивидуализм в экономике

Данное понятие существует и в экономической науке. В рамках этой дисциплины оно трактуется следующим образом: индивидуализм — это способ ведения хозяйства, при котором преобладает мелкое предпринимательство и небольшие предприятия, руководимые одним лицом.

По мнению того же Карла Маркса, такой способ организации производства и осуществления земледелия к 19 веку начал себя изживать, хотя он и был актуален при зарождении капитализма.

В трудах этого ученого говорится о том, что на смену мелкому предпринимательству должны прийти крупные коллективные формы организации хозяйства. Данной концепции стали придерживаться большевики в целях вывода страны из экономического кризиса, сложившегося в результате первой мировой и гражданской войн.

Такая экономическая политика в первые годы советской власти оказалась в высшей мере эффективной. В результате создания крупных промышленных предприятий в больших населенных пунктах и колхозов в деревнях и селах тысячи людей получили работу, а производимая продукция была надлежащего качества, благодаря широкому внедрению инновационных технологий.

Однако впоследствии были допущены значительные промахи при переходе на данный способ ведения хозяйства в некоторых азиатских республиках Советского Союза. Так, коллективизация в Казахстане имела многочисленные негативные последствия, на преодоление которых потребовались долгие годы. В связи с созданием колхозов люди, до этого занимавшиеся разведением верблюдов, оказались привязанными к определенной территории. Это обстоятельство лишило животных возможности переходить на другое место при истощении зеленой растительности. Таким образом, одна из исконных отраслей животноводства Казахстана была практически полностью уничтожена.

Индивидуализм как качество личности

Именно в таком ключе рассматривает это явление психология. Поэтому можно сказать, что индивидуализм — это стремление к независимости или к наименьшей зависимости от общества. Она в свою очередь может трактоваться как способность мыслить и действовать вне существующих шаблонов (традиций, обычаев, общественного мнения и так далее). Таким качеством обладали все великие ученые, деятели искусств и прочие люди с ярко выраженным творческим началом. Это свойство можно иначе назвать нонконформизмом.

В литературе по психологии этому термину нередко дается и другое определение, а именно: индивидуализм — это сосредоточение человека исключительно на поиске личных выгод. Такие люди не способны к проявлению взаимопомощи, сострадания и так далее. Это душевное качество по-другому можно обозначить словом «эгоизм».

Такая характеристика личности чаще всего вызывает резко негативное отношение, в то время как свободное критическое мышление, здоровое стремление действовать не по шаблону, находить новые пути — без сомнения, положительная характеристика человека.

Привитие подрастающему поколению таких качеств — одна из целей современного школьного обучения, прописанная в новом образовательном стандарте.

крайний индивидуализм

Смотреть что такое «крайний индивидуализм» в других словарях:

  • индивидуализм — • крайний индивидуализм … Словарь русской идиоматики
  • крайний — • крайний беспорядок • крайний индивидуализм • крайний упадок • крайний цинизм … Словарь русской идиоматики
  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — (от лат. individuum особь) понятие, обозначающее признание приоритета интересов индивида над коллективными или институциональными интересами. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода,… … Философская энциклопедия
  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
  • Символизм — СИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие «С.» применяется к искусству целых эпох. Так, в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии художественного сознания, выражая стремление к идеалу, и соответствует… … Литературная энциклопедия
  • Табидзе, Галактион — выдающийся грузинский советский поэт. Род. в семье учителя. Учился в тбилисской духовной семинарии. Т. один из организаторов журнала «Мнатоби», в разное время редактировал журнал «Ломиси». В июне 1935 Т. принимал… … Большая биографическая энциклопедия
  • Табидзе — Галактион (1892 ) выдающийся грузинский советский поэт. Р. в семье учителя. Учился в тбилисской духовной семинарии. Т. один из организаторов журнала «Мнатоби», в разное время редактировал журнал «Ломиси». В июне 1935 Т. принимал участие в… … Литературная энциклопедия
  • КОЛЛЕКТИВИЗМ — главенство некоего коллектива или группы, напр., общества, гос ва, нации или класса, над человеческой личностью. Перефразируя известное выражение Б. Муссолини, относящееся к гос ву, суть К. можно передать принципом: «Все в коллективе, все… … Философская энциклопедия
  • Декадент — (от французского слова Décadence упадок) упадочник. Упадочником называют человека с больными нервами, с ярко выраженными признаками вырождения. Бывают эпохи, когда одряхлевшие, отжившие классы переживают декаданс. Когда то на заре христианства… … Литературная энциклопедия
  • Декадент — ДЕКАДЕНТ (от французского слова Décadence упадок) упадочник. Упадочником называют человека с больными нервами, с ярко выраженными признаками вырождения. Бывают эпохи, когда одряхлевшие, отжившие классы переживают декаданс. Когда то на заре… … Словарь литературных терминов
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: