ВОПРОС 2. Адаптация: общие понятия, виды адаптации

Процесс адаптации – важное явление в жизни каждого человека. Умение правильно сориентироваться в тех или иных ситуациях происходит за счет регулярной тренировки умения приспосабливаться к изменяющимся факторам жизни человека. То могут быть социальные изменения, природные и личностные. Все они требуют своевременной адаптации для дальнейшего успешного проживания некоего периода жизни.

Адаптация – важный навык

Виды адаптации, их характеристика

Адаптация, или приспособление к условиям, – это процесс, берущий начало от самого рождения человека и продолжающийся в течение всей жизни. Новорожденный ребенок приспосабливается к условиям внешней среды, учится воспринимать мир, людей, окружение. Выучивая все новые жесты, движения, умения, например, встать на ножки и пойти, он продолжает процесс физической адаптации.

Следующий шаг – социальная адаптация. На примере того же ребенка, его устраивают в детский сад, где он учится взаимодействовать с другими детьми, приобретает первые социальные навыки. В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ребенок получает первый дисциплинарный опыт, адаптируется к новым правилам. В школе это первый опыт ответственности за свою работу. Так на протяжении всей жизни – человек привыкает к тем или иным условиям, становясь частью чего-то целого, нового.

В психологии выделяют основные виды адаптации – биологический и психологический, где:

  • Биологический – приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды, будь то температура воздуха, уровень освещенности, атмосферное давление и влажность; сюда же относятся те или иные заболевания, а также разного рода изменения в организме, к чему он привыкает и продолжает относительно эффективное функционирование;
  • Психологический – личность человека адаптируется к социальным изменениям.

Социальная адаптация важна в современном мире, поскольку человеку необходимо сосуществовать с другими людьми, будь это новые члены семьи, сотрудники и прочие люди вокруг. Умение социально адаптироваться позволяет индивиду получать новые знания, строить отношения, контролировать свое поведение, меняя его под ситуацию.

Адаптация – это постоянный процесс привыкания к динамике внешних условий. Отдельный вид подобного поведения человека носит название «научения». Адаптация «научения» человека имеет свои типы:

  1. Реактивный или реакция организма на изменение внешних факторов, процесс привыкания;
  2. Оперантный или метод «проб и ошибок», «формирование реакций», «наблюдение», т. е. процессы постепенного привыкания организма к условиям внешней среды;
  3. Когнитивный или «латентный», «выработка психомоторных навыков», «инсайт», «рассуждение». Предполагает наблюдение связи между двумя ситуациями, оценку их с учетом имеющегося опыта.

Каждый из этих типов можно рассмотреть на примерах работы разных организаций.


Метод наблюдения – один из первых задач адаптации на новом рабочем месте

В организациях

В организациях в условиях стабильного функционирования трудовых ресурсов, где циркулирует постоянный поток людей, процесс адаптации имеет высокое значение. Такие типы адаптации, как научения путем наблюдения или рассуждения, предполагают получение новичком профессиональных навыков посредством прохождения курса лекций и семинаров в профессиональном для него направлении.

Специалисты по адаптации в рамках отдельно взятой организации должны проводить как личные беседы, так и общие собрания с новичками, приставлять к ним наставника (чаще всего это человек, который оставляет данное место работы), который бы объяснил тонкости выбранного направления в профессии. Также новичкам полагается выполнять поручения для знакомства с коллективом. Кроме этого, новичок проходит через задания, каждое из которых сложнее предыдущего, с целью постепенного привыкания к окружению и своим обязанностям.

Отдельный популярный способ познакомить новичка с коллективом, а также в дальнейшем сплачивать коллектив – проведение специальных собраний и тренингов, где членам коллектива предлагается принять на себя роль своего коллеги с целью достижения большего взаимопонимания и взаимоуважения, что положительно сказывается на психологической атмосфере среди сотрудников.

В педагогике и образовательном процессе

В педагогике и образовательном учреждении адаптация человека детского возраста – это процесс, позволяющий выработать привычку переходить от одной сферы деятельности к другой, от дошкольного обучения, например, детского сада, к школе, колледжу, высшему учебному заведению. В случае, когда ребенок не соответствует поведенческим характеристикам, установленным образовательной организацией, считается, что адаптационный период прошел неудачно.

Адаптация человека имеет свои типы и в образовательной сфере. Так, многие ученики постигают учебный процесс методом проб и ошибок, который выражается в подборе тех или иных методов решения проблемы, отсеивании неэффективных решений. Примером адаптации в виде инсайта можно назвать тот процесс, когда ребенок в течение нескольких лет получает разнообразные знания, которые необходимо собрать воедино при подходе к следующему этапу обучения, например, это могут быть экзамены при поступлении в ВУЗ.


В школе дети нередко адаптируются методом проб и ошибок

В 1995 г. около 8% предприятий выборки были на грани банкротства (несли убытки, показатели ликвидности многократно отставали от нормативного уровня). Около 48% выживали преимущественно за счет пассивной адаптации, у 44% наметился переход к активной адаптации и стратегии развития (данные Российского экономического барометра — РЭБ).  [c.182] В отличие от них группы предприятий со стратегией выживания в первую очередь стремятся помочь входящим в них организациям пережить тяжелые времена . Их задача — не столько активная адаптация к рыночным условиям, сколько максимальная изоляция от рынка путем замыкания хозяйственных связей в рамках группы, предотвращение контроля над предприятиями со стороны управленческого корпуса и перехода прав собственности к новым финансовым структурам, поддержание тесных контактов с властными структурами, лоббирование с целью получения льгот, привилегий и закрытие рынка от внешней конкуренции. Однако четкого деления между группами нет, и многие конкурентные преимущества являются совместными.  [c.253]
Активная адаптация — деятельное стремление работника, с одной стороны, быстрее освоить особенности среды, понять и учесть в своих поступках закономерности поведения коллектива с другой сто-  [c.159]

Устойчивость является регулируемым и вместе с тем саморегулируемым процессом. Она включает две стороны — зависимость территориальной системы от внешней среды и относительную независимость от нее. Это противоречивое единство возникает в результате активной адаптации, развития способности преодолевать неблагоприятные возмущения внешней среды и впитывать из нее все, что способствует развитию самой системы.  [c.305]

Наиболее характерной работой этого направления является [4]. В этой работе справедливо утверждается, что в самом общем виде адаптацию можно определить как процесс автоматического приспосабливания системы к изменению внешних условий, обеспечивающих наиболее эффективный с точки зрения цели системы режим ее функционирования. Однако в дальнейшем проблема адаптации АСУ сведена к проблеме адаптации математического обеспечения. Следует отметить различаемую в [4] пассивную и активную адаптацию. Пассивная адаптация, выполняемая соответствующим элементом адаптации, ориентирована на параметрическую адаптацию, активная адаптация —на структурную. Математическое обеспечение АСУП может приспосабливаться к входным параметрам, описывающим специфику производства (параметрическая адаптация). На более высоком уровне развития адаптивных свойств математическое обеспечение должно быть способно изменять свою внутреннюю структуру (структурная адаптация).  [c.11]

Четвертый сценарий характеризуется мягким уровнем глобализации (0 движущие силы находятся под воздействием сил рынка, а у ключевых игроков отсутствует четкая стратегия развития мировой системы. Россия проводит политику активной адаптации к процессам глобализации, направленную на получение в будущем стратегических конкурентных преимуществ путем развития рынка знаний, воплощенных в технологиях, за счет средств рынка энергоресурсов.  [c.253]

Процесс активной адаптации к новой руководящей должности можно разбить па три основных этапа  [c.160]

Гомеостаз и адаптация —два конечных результата, организующих функциональные системы. Вмешательство внешних факторов в состояние гомеостаза приводит к адаптивной перестройке организма, в результате которой одна или несколько функциональных систем компенсируют возможные нарушения и восстанавливают равновесие. Вначале происходит мобилизация функциональной системы, чувствительной к данному раздражителю, затем на фоне некоторого снижения резервных возможностей организма включается система специфической адаптации и обеспечивает необходимое повышение функциональной активности организма. В безвыходных ситуациях, когда раздражитель чрезмерно силен, эффективная адаптация не формируется и сохраняется нарушение гомеостаза. Вызываемый этими нарушениями стресс достигает чрезвычайной интенсивности и длительности, в такой ситуации возможно развитие заболеваний.  [c.94]

В процессе трудовой деятельности человек расплачивается за адаптацию к производственным факторам. Расплата за эффективный труд или оптимальней результат трудовой. деятельности носит название цена адаптации , причем нередко расплата формируется в виде перенапряжения или длительного снижения функциональной активности механизмов нервной регуляции как наиболее легко ранимых и ответственных за постоянство внутренней среды.  [c.94]

Конечно, можно говорить о нашем отставании в теории и особенно в практике эффективного управлении, однако, на мой взгляд, это было бы, по большому счету, просто некорректно. Ведь управление советскими организациями в течение десятилетий было приспособлено к требованиям определенной среды — административно-командной системы. И адаптация к этой системе, не только к организационно-правовому, хозяйственному механизму, но и к ее политике, идеологии, системе ценностей происходила весьма активно и по-своему отнюдь не безуспешно. Выполнение плана, зачастую любой ценой, вместо удовлетворения потребностей потребителя рост размеров предприятий, увеличение объема выпуска продукции безотносительно к повышению ее качества и экономному использованию ресурсов стабильность вместо динамики унификация вместо разнообразия подчинение вместо инициативы и свободы — эти и другие требования экономической системы побуждали к жизни определенные формы управления, позволявшие приспособиться к конкретным условиям. По современным классификациям то, что было распространено раньше, — это бюрократические, механистические системы управления организациями.  [c.14]

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств. Основным способом А.с. является принятие норм и ценностей новой соц. среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм соц. взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм и способов предметной деятельности (напр., способов профессионального выполнения работ либо семейных обязанностей). Различают две формы А.с. активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т.ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной А.с. является высокий соц. статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в цел ом (напр., удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т.д.). Показатель низкой А.с. — перемещение индивида в др. соц. среду (текучесть кадров, миграция и т.д.) либо отклоняющееся поведение.  [c.4]

ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА -измерители уровня успешности адаптации делятся на объективные и субъективные. Объективные П.а.п. характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах подразделяются по принадлежности к одному из ее видов, напр, профессиональному (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места) соц.-психологическому (степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе) психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки). Субъективные П.а.п. характеризует удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями подразделяются (аналогично объективным) по принадлежности к одному из видов адаптации и определяют собственную оценку работником своего отношения к профессии и квалификации отношений с коллективом сотрудников, с руководством самочувствия, условий и тяжести труда понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.  [c.258]

Снижение инвестиционной активности в период 1992-1997 г.г. является характерной чертой перехода от планово-распределительных к рыночным отношениям. Это явление наблюдалось практически во всех восточноевропейских странах, проводивших рыночные преобразования. Обусловлено это многими причинами, в том числе и медленной адаптацией руководящего звена предприятий к условиям рынка. Получив практически полную самостоятельность, они неохотно  [c.179]

Таким образом, главным препятствием на пути адаптации опыта западных фирм в области внутрихозяйственной отчетности является отсутствие на отечественных предприятиях системы управленческого учета и его обязательного элемента — учета по центрам ответственности. Подчеркнем, что отсутствует именно система управленческого учета, так как отдельные его элементы активно применяются на российских предприятиях, поскольку без их использования нельзя управлять предприятием при объективно обусловленной децентрализации управления.  [c.460]

Роль финансов в реформировании российской экономики заключается в экономической стабилизации трансформации экономических отношений адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям стимулировании инвестиционной активности решении социальных задач.  [c.59]

Регулирование занятости основано на синтезе рыночных рычагов и активного участия государства в регламентации правил предпринимательской деятельности, функционировании рынка труда, социальной защиты граждан от последствий безработицы, в ускорении адаптации населения к требованиям рыночной экономики. Для этого в среднесрочной перспективе потребуется решить ряд проблем  [c.677]

Опыт создания АИС и АИТ показывает, что только специалист наиболее полно и квалифицированно может дать описание выполняемой работы, входной и выходной информации. Участие пользователя не может ограничиваться лишь постановкой задач, он должен проводить и пробную эксплуатацию АИС и АИТ. Находясь за компьютером, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости входную и выходную информацию, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие в пробной эксплуатации — это не только форма активного обучения пользователя работе на компьютере, знакомство с программными средствами, но и процесс адаптации пользователя к новым условиям работы, новой технологии, к новой, все более усложняющейся технике. Опыт показывает, что у специалиста должно складываться совершенно иное отношение к работе в условиях АИТ, создание которой предусматривает максимально возможный охват автоматизированной обработкой выполняемых непосредственно им функций.  [c.78]

Если показатели предприятия не соответствуют оптимальным значениям критериев уровня и динамики производства (критерий 1.1, 1.2 и 1.3), то дополнительную информацию о реальных изменениях в производственной деятельности могут дать данные о темпах обновления ассортимента, удельном весе новой и модернизированной продукции, затратах и результатах инноваций (критерии 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8). Все вместе они характеризуют активность предприятия, связанную с адаптацией его производственной структуры к текущим и будущим потребностям рынка. В том же направлении работает и показатель динамики объема реализации продукции в сопоставимых ценах, тем более что рост объемов реализации свидетельствует не только о наличии спроса на данную продукцию, но и о соответствии качества продукции предприятия требованиям покупателей.  [c.196]

Адаптивность. Это важнейшее свойство организации. Механизм адаптации организации к изменениям внешней среды и объективных требований к фирме должен характеризоваться гибкостью. Преобразованиям подвергаются не только какие-либо второстепенные элементы организации, но даже ее сущностное ядро — структуры, процессы, методы. Они меняются тем быстрее, чем выше темпы изменения техники, технологии, условий развития бизнеса. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов будут оставаться ключевыми факторами адаптации. Все большее число фирм будет разрабатывать свои системы поощрений и компенсаций исходя из уровня удовлетворения потребностей клиента. Наиболее полное отражение требований клиента к новому продукту (услуге) станет самой насущной потребностью. Компания не сможет функционировать как закрытая организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей. Менеджмент по-прежнему будет уделять преимущественное внимание своим акционерам, но интересы других держателей капитала также получат значительный вес в корпоративном управлении. Фирмы будут играть более активную роль в поддержке учреждений культуры и других традиционных бесприбыльных организаций. Возрастет значимость вопросов этики ведения бизнеса в других странах.  [c.23]

Следует отметить, что подобный процесс преобразований характерен не только для российских предприятий. В развитых странах большинство предприятий (фирм) также испытывают серьезные изменения в положении, связанные с условиями функционирования рынков, что заставляет их активно решать вопросы адаптации. В последнее время появилось понятие стратегическая архитектура фирмы . Речь идет об ответных действиях фирмы на изменения внешней среды, т. е. о ее адаптации (табл. 22.1).  [c.318]

Поскольку активно-пассивные счета в зарубежной практике не используются, то и в западных системах автоматизации учета технология их обработки изначально не предусмотрена. Поэтому для корректного ведения учета с использованием этих программ нужна либо их специальная адаптация к решению задач такого типа при локализации, либо внесение определенных изменений в порядок организации учета.  [c.265]

Целый ряд изданий предназначен для специалистов, осуществляющих администрирование систем компьютерного учета и их адаптацию к потребностям конкретных предприятий. Особенно активно такие издания выпускает фирма 1 . В них обобщается опыт создания и поддержки конфигураций системы 1С Предпри-ятие , разрабатываемых фирмой 1 , ее партнерами и конечны-  [c.320]

Разработка инвестиционной стратегии предприятия на современном этапе базируется на методологических подходах новой концепции управления — стратегического управления», — активно внедряемой с начала 70-х годов в корпорациях США и большинства стран Западной Европы. Концепция стратегического управления отражает четкое стратегическое позиционирование предприятия (включая и инвестиционную его позицию), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.  [c.173]

Сущность предполагаемого бизнеса (проекта). Этот раздел бизнес-плана дает представление о специализации и размерах деятельности фирмы или ее нового подразделения. В нем находят отражение характеристика финансовой устойчивости (если фирма уже действует), показатели ликвидности, рентабельности и деловой активности. В разделе даются подробное описание особенностей данной фирмы, ее сильные и слабые стороны, обоснование выбранной стратегии и конкретных целей деятельности. Приводятся различные сведения о выпускаемой продукции (предоставляемых услугах) ассортимент, основные ее характеристики, отличие от товаров, предлагаемых другими фирмами, особая привлекательность для потенциальных покупателей, основные недостатки и возможные пути их устранения, возможность адаптации характеристик к потребностям рынка. Целесообразно также охарактеризовать помещения, которыми располагает фирма для производства, хранения и реализации продукции, указать, в чьей собственности они находятся, и привести их характеристику. Дополнить материалы раздела можно данными о предыдущей деятельности фирмы и ее результатах, имеющемся опыте работы в выбранном направлении, существующих долговременных связях с поставщиками и т.п.  [c.148]

Зарубежные специалисты в данной ситуации выступают скорее как сторонние наблюдатели, чем как активные помощники менеджеров в реализации проекта. Даже преподаватели из восточной Германии, где структурные преобразования наиболее схожи с нашими, не всегда адекватно оценивают текущую ситуацию. Это связано, по-видимому, с тем, что в ФРГ переход к рыночной экономике в первую очередь рассматривался как процесс социальной адаптации с соответствующими ресурсами и подходом. У нас же переход к рынку происходит по самой жесткой схеме с ориентацией не на спасение слабого, а на поддержку чисто рыночных сильных команд, которые смогут развиваться далее сами.  [c.294]

Вначале экспорт рассматривался как способ финансирования конверсии, а не как ее альтернатива. В этом смысле широкий российский экспорт сырья и полуфабрикатов в 1992 г. (практически подорвавший мировой рынок алюминия) можно считать реакцией на исчезающий внутренний спрос. Военно-промышленный сектор являлся крупнейшим производителем подобных товаров. Здесь экспорт представлял собой не только способ получения финансирования на переоборудование заводов, но и их адаптацию к рыночным условиям. Однако такая экспортная активность быстро вызвала противодействие Запада. Типичным примером является рынок алюминия. Реакция правительств западных стран и особенно тех, которые уже сталкивались с внутренней депрессией, вполне понятна, хотя ограничение российского экспорта сырья в целом может только обострить проблему экспорта российского оружия.  [c.273]

Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их очень активно бороться за качество своих услуг, щепетильно относиться к престижу фирмы. Возлагаемая юридическая ответственность за результаты проверок не позволяет аудиторам выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость страхования аудиторов и аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы работают на основе разработанных и принятых ими уставов. Вместе с тем их деятельность, как правило, координируется и направляется централизованной аудиторской администрацией. В 1991 г. в нашей стране была создана Аудиторская палата. Деятельность ее направлена на более активное, упорядоченное становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и посредством адаптации к международным правилам и требованиям.  [c.58]

Основные черты маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельнос.тью. Отражают сущность маркетинга, вытекают из его современной концепции и предполагают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности. Основные принципы маркетинга 1. Производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия. 2. Наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя, обеспечение его средствами или комплексом средств для решения конкретных проблем (альтернативный принцип -производство товаров и услуг с последующим поиском сбыта). 3. Эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки. 4. Обеспечение долговременной результативности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности предприятия, что предполагает постоянный задел научно-технических идей и разработок для подготовки производства товаров рыночной новизны. 5. Единство стратегии и тактики поведения производителя в целях активной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование потребностей.  [c.164]

Результаты системно-сценарного анализа и моделирования поведения движущих сил рынков энергоресурсов, производства, капитала и знаний, воплощенных в технологиях, а также решений, принимаемых ключевыми игроками в зависимости от пассивной или активной адаптации к процессам глобализации, анализ ритмов российской истории, выполненный А.И. Агеевым, Б.Н. Ку-зыком, О.В. Доброчеевым и другими исследователями, позволили создать шесть сценариев развития российского рынка энергоресурсов (рис. 5.5).  [c.252]

Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенным на прежней работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить и о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком. Исследование в среде выпускников колледжа, поступивших на работу в крупную автомобилестроительную фирму, показало, что в отличие от тех, кто остался в компании, многие из ушедших из нее обнаружили, что большинство характеристик работы оказались хуже, чем они вначале ожидали24.  [c.575]

ЛЕГМАТИК — человек, отличающийся (по своему темпераменту) низким уровнем психической активности, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоциональных состояний, невыразительностью мимики, спокойствием. Ф. трудно переключается с одного на др. вид деятельности, испытывает трудности с адаптацией к новому коллективу или обстановке. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством, что сказывается на склонности к выполнению однообразных и привычных действий.  [c.417]

В целом направленность реформирования можно представить в виде схемы (см. рис. 10.1). Из изложенного следует, что превращение предприятия в ходе его реформирования в эффективного хозяйствующего субъекта по существу означает его превращение в жизнеспособную, саморазвивающуюся промышленную структуру. При этом реформирование предприятий должно происходить с учетом имеющейся внутриотраслевой конкуренции. Это означает, что необходимо определить, какую модель развития выбирает предприятие по отношению к своим конкурентам — пассивную или активную, принадлежит к группе развивающихся или кризисных предприятий. Результаты реформирования предприятия следует оценивать с позиции полученного уровня адаптации предприятия к сложившимся и развивающимся экономическим условиям. В то же время этого не произойдет, если реформирование не будет увязываться с повышением эффективности внутреннего потенциала предприятия путем ликвидации неэффективных про-  [c.191]

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖА. Цены на NISS определялись на основе опроса потенциальных потребителей и установлены на уровне значительно более низком, чем цены основных конкурентов. Кроме этого компания будет активно использовать метод предоставления товара потребителям с гарантией возврата денежных средств заказчику, в случае его отказа, в течение недели. Одним из наиболее сильных стимулирующих факторов является то. что компания будет обеспечивать лингвистическую адаптацию продукта в соответствие с национальной принадлежностью клиента. Другим стимулирующим фактором является использование двухлетнего гарантийного периода и безусловная замена неисправного продукта на работоспособный. Безусловно положительное влияние на рост объема продаж будет иметь возможность предоставления комплекса сопутствующих услуг включая комплексное исследование объекта, разработка проекта, монтаж и пуско-наладочные работы.  [c.852]

Определены основные требования к организации личностно — ориентированного образовательного процесса анализ современной функции оброзования в отличие от традиционной, изменение его содержания включение опыта ученика в работу с научным знанием, учет индивидуальной избирательности ученика к типу, виду и форме программного материала, изучение развития личности ученика в образовательном процессе реализация особых форм общения всех основных субъектов образовательного процесса создание адекватной образовательной среды, включающей подготовку и проведение урока, организацию учебных помещений, активное вовлечение семей в процесс адаптации их детей к личностно — ориентированной школе использование критериальной базы для оценки учебных достижений, отвечающих целям и задачам данного образовательного процесса.  [c.74]

Управляющие хеджевых фондов и другие спекулянты могут торговать валютами непосредственно, минуя покупку или продажу ценных бумаг. Так поступают и банки — как по собственной инициативе, так и по поручению своих клиентов. Банки играют значительно более важную роль на валютных рынках, чем хеджевые фонды, но следует считать, что хеджевые фонды, вроде моего, играли отрицательную роль в азиатских валютных неурядицах. Так как хеджевые фонды, как правило, больше озабочены абсолютными, а не сравнительными результатами, они могут активнее влиять на ускоренное изменение тенденции. Разумеется, это делает их уязвимыми, когда такое изменение нежелательно, но если тенденция обречена, то предпочтительнее изменить ее раньше, чем позже. К примеру, осуществив короткую продажу таиландского бата в январе 1997 г., фонды Quantum под управлением моей инвестиционной компании подали сигнал курс бата, возможно, завышен. Если бы власти отреагировали правильно, то адаптация к новым условиям произошла бы раньше и менее болезненно. На деле же власти сопротивлялись корректировке, поэтому падение носило катастрофический характер.  [c.94]

Что не относится к видам адаптации

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Виды адаптации не включают в себя период испытательного срока, если к человеку не приставляют наставника или попросту не обращают на него внимания, не вводят в курс организационных дел. Не имея примеров и должного понимания механизмов работы компании, человеку вряд ли хватит времени самостоятельно приспособиться к работе.

К сведению. Также не являются адаптацией принуждение и угрозы, проявляемые с целью показать, кто имеет авторитетное место. Человек может привыкнуть к такому отношению, но от этого его работа не будет эффективной.

Современные методы

Синий цвет в психологии — значение, для кого это любимый цвет

На сегодняшний день считается, что процесс адаптации занимает период от 1 месяца до полутора лет. Каждая отдельная организация анализирует, какая адаптация бывает, какие ее виды наиболее эффективны. Самым распространенным методом на сегодняшний день считается наставнический. Так, новичку предоставляют человека, который в курсе организационных моментов и нюансов. Взаимодействие с наставником помогает новичку быстрее влиться в естественные условия организации, что касается не только профессионального поведения, изучения форм и методов работы, но и знакомства с сотрудниками, доверительных отношений с ними на служебном уровне.

Другой вариант ускоренной адаптации – тренинг, или так называемый коучинг. Тренинги могут быть как индивидуальными, так и групповыми, где последние на живом примере показывают всю важность позитивных коллективных отношений. По-другому этот процесс называется семинаром, который проводят в трех различных вариациях: в аудитории, с помощью электронной почты либо вебинаров (семинар в онлайн режиме).

Коучинг – тренировка. Коуч, он же тренер, обладает глубокими психологическими и социальными знаниями, имеет четкое представление о поведении человека, в частности, в некоторой организации. Примечательно, что коуч может и не состоять среди кадров организации, но он имеет достаточно знаний и навыков, чтобы передать их новоприбывшему сотруднику. Обычно коучинг является индивидуальным, т. е. работа ведется лично с новичком.

Что такое адаптация?

Что подразумевает под собой понятие адаптации? Это приспособление человека к окружающей среде. Осуществляется это на одном из или сразу на всех уровнях:

  • Физиологический.
  • Поведенческий.
  • Генетический.
  • Личностный.

Выглядит это как изменение человеком своего поведения в соответствии с окружающими обстоятельствами. Индивид стремится сохранить гармонию в условиях окружающей среды, к которой приспосабливается, плюс к людям, которые в ней находятся и тоже адаптируются к ней.

  1. Адаптация – это способность организма сохранять постоянство характеристик в меняющихся окружающих условиях.
  2. Адаптация – это процесс привыкания к меняющимся в окружении обстоятельствам.

Человек как существо социальное проходит адаптацию на трех уровнях: физиологическое, психологическое и социальное. Иногда они воздействуют друг на друга, а порой и не отражаются.

Многие люди говорят о приспособленности к жизни. Успешные люди гордятся данным качеством. В литературе все чаще можно прочитать о различного рода людях, адаптированных к жизни. Но что же понимается под этим словосочетанием?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к жизненному примеру, который ярко демонстрирует явление приспособленности к жизни. Многие люди могут заметить, что ученики, которые учились на отлично в школах и университетах, занимают низшие слои профессий, нежели те, кто славился «двоечником» в учебные годы. Не исключением являются случаи, когда некогда красивые женщины вдруг превращались в «серых мышек», а успешные мужчины – в бедных людей. Почему так происходит? Почему одни продолжают сохранять свой статус или развиваются, а другие, наоборот, деградируют, падают со своего пьедестала короля?

Все довольно-таки просто. Жизнь любого человека делится на периоды: младенчество, детство, школьные годы, подростковый период, студенчество, взросление и т. д. Периоды могут заключаться и в жизненных событиях: замужество, рождение ребенка, появление новых знакомых, изменение места работы, расставание с любимым или начинание новых любовных отношений. Под периодами можно понимать все, что влияет на жизненный уклад в большей или меньшей степени. Какие-то периоды легко воспринимаются индивидом, а какие-то сложно. Например, смерть близкого человека тяжелее переносится, чем знакомство с новым партнером, с которым вы увидитесь единожды в жизни.

Итак, каждый период, который меняет привычный жизненный уклад человека, влияет на него. Именно в этот самый момент, когда жизнь человека меняется малейшим образом, происходят изменения в его личности: он может остаться прежним, начать развиваться или, наоборот, деградировать. Проще говоря, прошлый образ жизни (период) помогал человеку быть успешным и красивым, а новый период не соответствует привычным действиям человека. Все, что действовало раньше, перестало действовать, и если человек не смог изменить свои привычки в соответствии с изменившимися обстоятельствами, то он превращается в неудачника.

Многие могут это связать со следующим фактором: раньше у человека была цель, ради которой он что-то делал и развивался, но когда цель была достигнута, новой цели не появилось. Поэтому человек потерял былой пыл, активность или свою успешность. К этому всему добавляется потеря активности человека, который раньше постоянно чем-то занимался и увлекался, а теперь, в связи с новыми обстоятельствами, стал пассивным, не интересующимся ничем.

Вот почему некоторые «отличники» работают на «двоечников», становясь взрослыми; вот отчего бывшие бизнесмены не всегда могут начать новое дело; вот почему некоторые былые красавицы становятся скучными и «серыми» и т. д. Их жизнь изменилась (они больше не учатся в школе; бизнеса больше нет; женщина достигла замужества) и перешла на новый этап своего становления. Только вот сами люди не были готовы к подобным изменениям: они не поставили перед собой новые цели, которые подведут их к новому росту, а также перестали проявлять активность.

На первый план, возможно, встала депрессия от потери былой славы, мнение окружающих людей, а не свое собственное, стремление чего-то достичь, бороться с собственной ленью и жить в соответствии со своими желаниями. Периоды жизни постоянно сменяют друг друга, но только к одним периодам человек готов (и тогда он становится Королем), а к другим – нет (тогда он становится несчастным и неудачливым человеком).

Чтобы в будущем не «упасть с вершины», на которую вы взобрались, следует понимать, что жизнь не всегда будет стабильной и постоянной. Необходимо быть гибким и приспособленным к переменам. Обычное течение жизни изменится, но вы можете поставить перед собой новые цели, которые будут вмещать все то, что важно для вас и чего вы хотите еще достичь, а также быть активными в их реализации. Помните, только вы можете возвысить себя или опустить. Не поддавайтесь факторам, которые вас могут лишить нужных качеств и способностей. Приспосабливайтесь к жизни: берегите то, что имеете, ставьте новые цели и активно достигайте их.

Адаптация часто становится необходимой в период достижения цели. Здесь возникают барьеры, трудности. Это и есть те самые внешние обстоятельства, к которым нужно адаптироваться. Какими способами?

  • Получить новые знания.
  • Четко поставить цель.
  • Адекватно оценить обстановку.
  • Сделать свои действия такими, чтобы устранить барьер.

Механизмами адаптации являются:

  1. Социальный интеллект – усматривание отношения, связей между объектами.
  2. Социальное воображение – создавать опыт, осознавая себя, собственные возможности и ресурсы, размещая себя в текущие обстоятельства и предопределяя будущее.

Защитными механизмами при адаптации являются:

  1. Отрицание – игнорирование травмирующего и неприятного.
  2. Регрессия – проявление инфантильного поведения.
  3. Вытеснение – стирание из памяти неприятных воспоминаний.
  4. Формирование реакции – изменение эмоциональных состояний и нерациональных импульсов на противоположные.
  5. Подавление – то же, что и вытеснение, только сознательное.
  6. Проекция – наделение других качествами, которыми обладает сам человек, только не осознает их.
  7. Рационализация – попытка интерпретировать событие так, чтобы смягчить травмирующий элемент.
  8. Идентификация – приписывание себе качества другого реального или вымышленного человека.
  9. Юмор – снижение эмоциональной напряженности путем смешных рассказов.
  10. Сублимация – преобразование инстинктов в общественно приемлемые формы поведения.

Эмоции являются регулятором того, насколько хорошо человек адаптируется. Успешность адаптации – это ощущение равновесия в физическом и психическом во внешней среде. Эмоции при этом человек испытывает уравновешенные и спокойные.

перейти наверх

Зачем руководителям адаптация персонала

Виды стресса в психологии — их особенности и пути решения

У каждой организации есть свои специфика, цели, сроки. Сотрудники, которые находятся на службе длительное время, становятся ценными, однако по ряду причин они могут покинуть свое место. Возникает необходимость произвести замену, причем желательно, чтобы замена как можно быстрее овладела навыками своего предшественника, чтобы система организационной работы продолжала стабильно функционировать. Адаптация имеет ряд факторов, где важнейшими элементами выступают работник и непосредственно организация.


Адаптация сотрудников в коллектив важна для стабильной работы

Интересно. Так, новичку нужно в скором порядке изучить особенности деятельности всей компании, стать частью управленческого механизма, соответствовать престижу организации, настроиться на социально-психологический климат коллектива. Поэтому нанимают коучей или психологов, которые помогут новичку справиться с энергетической обстановкой среди работников.

Работодателю важно, чтобы его сотрудники справлялись не только с хорошо идущими делами, но и сумели правильно сориентироваться в стрессовой ситуации. Адаптационные приемы в данном случае нацелены на то, чтобы участники коллектива приняли те или иные ситуации в рабочее время как совокупность положительных и отрицательных моментов. Адаптация важна для того, чтобы компания функционировала в определенном режиме, не претерпевая торможений и потерь в силу прихода новых неопытных сотрудников.

Кто несет ответственность за процесс

В современное время для процесса адаптации нанимается специальный человек, наставник или психолог. Ответственность лежит не только на нем, но и на окружающих людях. Дружелюбное отношение к новичку позволит ему быстрее освоиться, когда как угрозы и запугивание могут вынудить его уйти. Кроме того, немалое зависит от самого человека, от которого требуется приложить силы к адаптации, излишнее упрямство с его стороны может навредить, и работодатель попросту наймет другого кандидата.

Адаптация – биологический или психологический процесс привыкания человека к некоторым условиям сфер жизни. Она начинается с первых минут рождения человека, продолжается практически на протяжении всего его существования. Приходится приспосабливаться к погодным изменениям, социальным, рабочим и т. д. Иногда требуется помощь со стороны, будь то психологическая или близких людей.

Факторы развития

Приспособляемость человека зависит не только от его способностей и внутренних резервов организма. Внешние условия тоже влияют на процесс. В материальной среде выделяют такие факторы – искусственные предметы (техника). В социальной – общественный прогресс, этнос, условия жизни и т.п.

Важно! Природные факторы – это климат, катаклизмы, растительный и животный мир, который окружает индивида.

Каждый день человек сталкивается с негативными факторами. Он даже не задумывается о том, что такое адаптация, и как она проявляется. Ему приходится дышать грязным воздухом, испытывать электромагнитное излучение и т.п. Все это отрицательно влияет на здоровье.

Каждый может в разном состоянии войти в процесс приспособления. Один человек быстро справляется со стрессом, привыкает к новым условиям, другому – на это потребуется больше времени.

Среди терминологии можно встретить слово «адаптивность», оно означает способность индивида приспосабливаться к условиям среды. Ученые считают, что на скорость влияют средовые и субъективные факторы.

К первой группе относят характер деятельности, условия проживания, социальную среду. Вторая группа – это пол, возраст, психофизиологические особенности. В научном обществе нет единого мнения о том, какая группа оказывает большее влияние на развитие адаптивности.

Существует еще одна теория. В ней выделяют всего четыре психологических фактора приспособляемости: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, практический. Все они важные в равной мере. Например, при положительной мотивации индивид лучше приспосабливается. Адаптация происходит только при осуществлении деятельности, так как в процессе вырабатывается новая модель поведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: